Риски и страхование

Бизнес-план

Как известно, даже самый хороший план не дает сам по себе гарантии успеха. Особо важное значение приобретает учет возможных рисков, с которыми можно столкнуться в процессе реализации бизнес-плана. Анализ риска производственной и финансовой деятельности фирмы является одним из важнейших разделов бизнес-плана. Для любого предприятия риск означает вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных расходов.

Понятие риска, его оценка, прогнозирование и даже управление им — вещь малознакомая для наших предпринимателей, хотя их повседневная деятельность сопряжена с таким уровнем риска, при котором любой западный предприниматель не взялся бы за дело. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием теории вероятностей. Для незначительных проектов достаточен анализ риска с помощью чисто экспертных методов. Главное здесь – не сложность расчетов и не точность вычислений вероятностей сбоев, а умение авторов бизнес-плана заранее выявить все типы рисков, с которыми они могут столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. Установив риски, необходимо разработать меры по их сокращению и минимизации потерь, которые они могут вызвать. Чем глубже вы прорабатываете эту проблему, тем выше доверие к вам потенциальных партнеров и инвесторов. Верят не тому, кто оптимистически утверждает, что его дело – беспроигрышное, а тому, кто способен заранее предвидеть проблемы и объяснить, как он собирается выходить из трудного положения.

Целью раздела бизнес-плана «Риски и страхование» является описание внешних и внутренних факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска, и разработанного комплекса мер по защите от возможных финансовых потерь предприятия и инвестора (кредитора).

Иногда от глубины проработки данного раздела в значительной степени зависит доверие потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров по бизнесу.

Если рассматривать понятие возможного риска в целом, то, помимо общей оценки возможных рисков, проводится анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения, а также проводятся меры по минимизации ущерба, которые целесообразно применять в случае форсмажорных обстоятельств.

Для уменьшения влияния различных групп и видов риска необходимо формировать механизм управления риском, включающий три составных элемента:

1) выявление риска;

2) оценка риска;

3 стр., 1364 слов

Степень экономического риска бизнес плана оценивается при помощи

... уровень риска и отбросить все риски, вероятность возникновения которых ниже данного уровня. После анализа возможных рисков и выявления среди них наиболее существенных предпринимателю необходимо определить ... аспекте. Естественно, при этом появляется опасность допущения значительной субъективной ошибки. Методика изменения денежного потока. По этой методике в вероятностном аспекте оценивается денежный ...

3) выбор действий.

Оценка риска подразделяется на качественную и количественную. Качественная оценка предусматривает определение факторов риска, признаков для идентификации, отнесение риска к одной из групп по степени опасности. Количественная оценка — это численное определение отдельных рисков (например, риск изменения конъюнктуры рынка), групповая оценка риска и вычисление совокупного риска. Для этого используют статистические методы динамического моделирования.

Методы расчетов разнообразны и в достаточной мере освещены в экономической литературе.

Можно привести некоторые основные методы снижения риска: метод распределения рисков; метод диверсификации; метод страхования и хеджирования; организация защиты коммерческой тайны.

1. Метод распределения рисков. Здесь минимизация рисков осуществляется путем распределения рисков между участниками проекта, чтобы сделать ответственным за риск участника, который в состоянии лучше всех рассчитать и контролировать риски, наиболее устойчивого в финансовом отношении, способного преодолеть последствия от действия рисков. Передача риска, как правило, производится путем заключения нижеприведенных типов контрактов:

1) строительные контракты. При заключении подобного контракта все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная фирма;

2) аренда машин и оборудования (лизинг).

Часть рисков, связанных с использованием арендованного имущества, остается «лежать» на собственнике, и часть рисков может быть передана арендатору путем специальных оговоров в договоре аренды;

3) контракты на хранение и перевозку грузов (предприятие передает транспортной компании риски, связанные со случайной, либо по вине транспортной компании, гибелью или порчей продукции);

4) контракты продажи, обслуживания, снабжения (договоры, связанные с распространением товаров и услуг, также предоставляют предприятию возможности по снижению риска путем их передачи);

5) договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования).

В данном случае речь идет о передаче предприятием кредитного риска.

2. Метод диверсификации позволяет снизить портфельные риски за счет разнонаправленности инвестиций.

3. Метод страхования и хеджирования. Хеджирование — эффективный способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры с помощью заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов).

Покупая и продавая срочные контракты, предприниматель защищает себя от колебания цен на рынке и, тем самым, повышает определенность результатов своей производственно-хозяйственной деятельности.

Страхование, как система экономических отношений, включает образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределение и перераспределение) для преодоления путем выплаты страхового возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями).

Определенному виду страхования соответствует страховой тариф, который определяется в процентах от страховой суммы и может изменяться в диапазоне 0,05-15%. В процессе разработки бизнес-плана необходимо учесть страхование рисков при обосновании финансовых решений, а также порядок страховых платежей, например, при составлении отчета о движении денежных средств.

29 стр., 14199 слов

Анализ банковских рисков

... юридический, управление по работе с юридическими лицами по направлениям деятельности: участвуют в разработке общей стратегии управления рисками; проводят оценку рисков банковских операций; совершенствуют методы и механизмы управления рисками; участвуют в ...

Рисковые обстоятельства могут быть объективными и субъективными. Объективные обстоятельства — это, например, стихийные действия. Субъективные обстоятельства связаны с «человеческим фактором», например, нарушением техники безопасности или режима эксплуатации оборудования. Все, что может являться страховым событием, зависит от вида страхования, например, в страховании имущества страховым событием является гибель или повреждение основных фондов в результате аварии или стихийного бедствия. А в страховании кредитов — непогашение заемщиком суммы, обусловленной договором, после наступления срока платежа.

Страховая стоимость — фактическая стоимость объекта страхования (например, рыночная стоимость имущества при имущественном страховании).

При страховании ответственности страховая сумма конкретно может и не указываться, но ее объем не должен превышать размера прямого ущерба. Страховая сумма (или страховое обеспечение) — определенная договором или законом денежная сумма, которая не должна превышать страховой стоимости объекта страхования.

Чаще всего этот метод применяется инновационными предприятиями, деятельность которых связана с разработкой и внедрением различного типа инноваций (инновационных бизнес-проектов).

Портфели, состоящие из различных проектов, могут быть сформированы таким образом, что если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточным, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль.

4. Организация защиты коммерческой тайны. Большое значение для снижения уровня риска играет организация защиты коммерческой тайны на предприятии, т. к. в некоторых случаях техническая и коммерческая информация о разрабатываемом на фирме инновационном проекте может «подтолкнуть» конкурентов к параллельным разработкам. Для обеспечения защиты коммерческой тайны на предприятиях должен вводиться определенный порядок работы с информацией и доступа к ней, включающий в себя комплекс правовых, административных, организационных, инженерно-технических, финансовых, социальных и иных мер, основывающихся на правовых нормах Российской Федерации и организационно-распорядительных документах, действующих в организации.

Выбор конкретных путей минимизации риска зависит от опыта заявителя проекта и возможностей предприятия. Однако для достижения более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления предпринимательского проекта.

В каждом проекте есть свои элементы риска — производственного, сбытового, финансового или правового, и инвестор должен оценить потенциальные риски до принятия обязательств о выделении средств на проект, а также понять, каким образом можно нейтрализовать и (или) поделить эти риски с другими заинтересованными сторонами.

Пример