Внешнеэкономическая стратегия региона (на примере Смоленской области)

Дипломная работа

Решению задачи по формированию благоприятных тарифных условий для инвестиций будет способствовать упрощение процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, для чего предусматривается предоставление субсидий инвесторам в целях возмещения части затрат на присоединение к сетям ресурсоснабжающих организаций в целях реализации одобренных инвестиционных проектов Смоленской области в соответствии с областным законом «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области».

В рамках решения задачи по стимулированию спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств Программой предусмотрено предоставление двух видов субсидий:

  • субсидий в целях возмещения части затрат инвесторов, реализующих одобренные инвестиционные проекты Смоленской области в соответствии с областным законом «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области», на участие в форумах, конференциях, семинарах, межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом;

— субсидий инвесторам в целях возмещения части затрат на международную сертификацию менеджмента качества при реализации одобренных инвестиционных проектов Смоленской области в соответствии с областным законом «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области».

Решению задачи по активизации презентационной и выставочно-ярмарочной деятельности будет способствовать реализация комплекса мероприятий по представлению Смоленской области мировому и российскому инвестиционному сообществу. Это публикация ряда имиджевых статей, подготовка и издание презентационных материалов, разработка и изготовление сувенирной продукции и макетов инвестиционных проектов, участие в конференциях, семинарах, ярмарках, выставках и форумах, проводимых в Российской Федерации и за рубежом, распространение информации об инвестиционных предложениях и приоритетных проектах предприятий, расположенных на территории Смоленской области, через посольства, торговые и экономические представительства зарубежных стран, международные объединения деловых кругов.

Предпринимаемые Администрацией Смоленской области меры по привлечению финансовых ресурсов в экономику и продвижению региона на российский и международные рынки создают основу для устойчивого экономического роста, способствуют регулярному обмену информацией, деловому сотрудничеству, а также дают организациям возможность делать новые шаги в своем развитии.

45 стр., 22017 слов

Государственная поддержка инвестиционной деятельности

... положения в инвестиционной сфере РФ. Дается сравнительный анализ инвестиционной деятельности в отдельных регионах России. В третьей главе рассматриваются возможности государственной поддержки инвестиционной деятельности на примере Новосибирской области. Описывается проектный цикл государственной поддержки, включающий в ...

В целях обеспечения дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических связей Смоленской области разработан комплекс мероприятий, направленных на расширение торгово-экономического сотрудничества и привлечение в регион российских и иностранных инвесторов.

Достижение намеченной Программой цели создаст предпосылки для стабильного и поступательного развития экономики Смоленской области — главного условия повышения жизненного уровня населения.

Расширение круга российских и иностранных инвесторов, готовых участвовать в инвестиционном процессе в Смоленской области, создаст условия для реализации организациями Смоленской области ряда инвестиционных проектов, что в свою очередь увеличит налоговые поступления в бюджет и будет способствовать появлению новых рабочих мест.

3. Дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности смоленской области

3.1 Развитие внешнеэкономической деятельности

Главной целью промышленной политики в сфере развития внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Смоленской области на среднесрочную перспективу является постепенная и эффективная интеграция экономики области как субъекта Российской Федерации в систему международного разделения труда и развитие внешнеэкономических связей для обеспечения дальнейшего роста экономики региона, продолжения ее структурной перестройки, наращивания выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции.

Развитие внешнеэкономической деятельности предполагается вести по следующим направлениям:

  • обеспечение расширения рынков сбыта продукции, производимой в Смоленской области, и достижение на этой основе устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения области;
  • расширение спектра международных связей Смоленской области с регионами стран дальнего и ближнего зарубежья;
  • увеличение внешнеторгового оборота за счет повышения качества продукции и последующего наращивания экспорта;
  • развитие экспортного потенциала и расширение структуры экспорта, стабилизация экспортно-импортного баланса Смоленской области;
  • рационализация структуры импорта;
  • оптимизация использования ресурсов региона путем поощрения экспорта продукции с высокой степенью переработки;

— насыщение внутреннего рынка товарами и услугами за счет рационального сочетания возможностей собственных производств (включая совместные предприятия) и импортных поставок. 30. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации»

Для этого предусматривается:

  • выход с предложениями в федеральные органы государственного управления, предусматривающими меры по развитию внешнеэкономической деятельности в Смоленской области при поддержке Правительства Российской Федерации;
  • подготовка и проведение мероприятий международного, российского и областного уровня;
  • организация и проведение официальных и рабочих визитов делегаций Смоленской области в иностранные государства.

Кроме того, необходимо реализовать комплекс мер по долгосрочному стимулированию развития внешнеэкономической деятельности:

  • обеспечение развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности;
  • увеличение доходов в областной бюджет за счет внешнеэкономической деятельности;
  • поддержка и развитие производств, ориентированных на экспорт;
  • стимулирование производств, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих технологий;
  • повышение эффективности импорта в плане расширения закупок современных высокотехнологичных комплексов и отдельных видов оборудования для развития экспортно ориентированных иимпортозамещающих производств;
  • оптимизация географической направленности внешнеэкономической деятельности, имеющая целью расширение круга торговых партнеров смоленских предприятий, определение наиболее надежных и выгодных из них, а также выход на новые перспективные рынки;

— разработка мер по адаптации субъектов промышленной деятельности Смоленской области к внешнеэкономической деятельности при вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

27 стр., 13374 слов

Анализ деятельности Сбербанка Российской Федерации (отдел корпоративного ...

... на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ и создание новых областей роста. Совершенствование системы управления рисками, оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности, позволят Сбербанку России ...

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации»

3.2 Формирование эффективных взаимоотношений со стратегическими партнерами

Администрация Смоленской области одним из приоритетов социально-экономического развития региона считает построение эффективных взаимоотношений со стратегическими партнерами.

Под стратегическими партнерами Смоленской области понимаются субъекты промышленной деятельности, субъекты Российской Федерации, страны СНГ и дальнего зарубежья, имеющие финансово-экономическое сотрудничество по поставкам или потреблению продукции (экспорту или импорту) в объеме, превышающем 5 процентов от совокупного объема промышленного производства Смоленской области, и имеющие желание и возможности развивать долгосрочные взаимовыгодные отношения. 29. Стратегия социально — экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года).

Для налаживания взаимоотношений со стратегическими партнерами, планирования, организации и контроля их развития Администрация Смоленской области предусматривает:

1) определение и ранжирование (в соответствии с вышеуказанным критерием) конкретного перечня стратегических партнеров Смоленской области с целью их анализа и мониторинга. К исходным стратегическим партнерам относятся:

  • министерства Российской Федерации (Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство обороны, Министерство связи и массовых коммуникаций и другие);
  • структуры Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
  • субъекты естественных монополий (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и т.д.);
  • субъекты ФГУП «Рособоронэкспорт», государственной корпорации «Ростехнологии»;
  • субъекты Российской Федерации (Москва и Московская область, близлежащие области и другие);
  • страны дальнего зарубежья (Германия, Италия, Австрия, страны Бенилюкс и другие);
  • государства — участники СНГ (Беларусь, Украина, Казахстан, Азербайджан и другие);
  • прочие стратегические партнеры.

2) оформление со стратегическими партнерами письменных долгосрочных отношений (соглашения о сотрудничестве, рамочные соглашения, протоколы о намерениях и т.д.);

15 стр., 7247 слов

Капитал и инвестиции

... создании человеческого капитала играют затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию. Цель курсовой работы – показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективность вложений ...

3) составление планов мероприятий по развитию взаимовыгодных отношений. Организация и контроль их выполнения. Проведение постоянной работы над увеличением объема финансирования, количества федеральных программ, по которым работают предприятия, и их участников. Ежеквартальный контроль по объемам выполнения и финансирования работ.

Администрация Смоленской области оказывает содействие о включении смоленских предприятий в число российских организаций, выполняющих государственный оборонный заказ (ФГУП «Рособоронэкспорт»), о дальнейшем привлечении стратегических партнеров ведущих корпораций страны (ОАО «Газпром», РАО» ЕЭС России» , ГК «Ростехнологии» и др.) к сотрудничеству с промышленным комплексом Смоленской области.

Администрацией Смоленской области будет продолжен курс на укрепление и развитие экономических связей субъектов промышленной деятельности с различными странами, поиск стратегических партнеров для ориентации промышленности Смоленской области на производство продукции, обеспеченной платежеспособным спросом. 5. http://www.admcity.smolensk.ru администрация Смоленской области официальный портал органов власти

Заключение

В курсовом проекте на основе анализа современной экономической литературы по вопросам иностранной инвестиционной деятельности, изучения теории и практики привлечения и функционирования иностранного капитала сформулированы следующие выводы и предложения, направленные на совершенствование привлечения иностранных инвестиций на региональном уровне.

В условиях открытой рыночной экономики понятие «инвестиции» приобретает свои специфические особенности. Источниками инвестирования национальной экономики в условиях интеграции государства в систему мирохозяйственных связей могут быть как национальные, так и зарубежные инвестиционные ресурсы.

Результаты изучения теорий международного движения капитала позволили выделить основные мотивы инвестирования зарубежных вкладчиков, которые необходимо учитывать в процессе привлечения иностранных инвестиций.

В результате проведенного исследования было установлено, что наиболее предпочтительной формой вложения капитала для подъема экономики принимающего государства являются прямые инвестиции.

Степень активности инвестиционной деятельности неразрывно связана с понятием инвестиционного климата. Оценка инвестиционного климата является рыночным инструментом регулирования потока движения капитала.

Анализ источников инвестирования российской экономики показал, что значительная их доля приходится на средства предприятий. Но в условиях кризисного состояния экономики реинвестирование объемов прибыли предприятий имеет тенденцию к снижению. Другие источники инвестирования — бюджетные средства и банковские кредиты также являются малоперспективными. Одним из возможных источников инвестирования может стать иностранный капитал. Такая перспектива является реальной при наличии интереса со стороны зарубежных вкладчиков.

Всестороннее изучение процесса иностранного инвестирования на современном этапе развития российской экономики позволило сделать вывод о низких темпах прироста иностранного капитала. Кроме того, было выявлено, что сложившаяся структура по видам иностранных инвестиций является неоптимальной. В накопленном объеме этих ресурсов более половины приходится на прочие иностранные инвестиции, что противоречит целевым установкам Правительства РФ о привлечении прямых зарубежных инвестиций. Произошедшие сдвиги в отраслевой структуре иностранного капитала свидетельствует о перемещении интересов зарубежных вкладчиков в сторону торгово-коммерческой компоненты. Что касается деятельности на территории России предприятий с иностранными инвестициями, как одной из форм осуществления прямых инвестиций, исследования показали, что в настоящее время их функционирование сопровождается положительными результатами, что способствует экономическому подъему.

Для выявления возможностей и определения стратегии привлечения иностранного капитала в Смоленскую область с учетом сложившегося уровня развития экономики проводились исследования функционирования экономики рассматриваемого региона. Проведенный анализ выявил, что современное состояние хозяйства Смоленской области, как фактора, определяющего инвестиционную привлекательность, является результатом синергического воздействия всего кризисного периода. Произошедшие структурные сдвиги свидетельствуют о сформировавшейся тенденции деиндустриализации региона. Функционирование экономики определяют два крупных сектора. Для одного, связанного с обслуживанием внешней торговли, характерно относительно благополучное положение. В другом секторе продолжается тенденция значительного сокращения производства. В состав первого сектора входят: сырьевые отрасли, связь, торговля; второго — машиностроение, легкая промышленность и сельское хозяйство. Такие изменения в структуре хозяйства региона диктуют необходимость того, чтобы, не сдерживая развития отраслей первого сектора, используя их рост, обеспечить подъем остальных сфер экономики Смоленской области.

Анализ иностранной инвестиционной деятельности в экономике Смоленской области показал, что объемы привлеченных зарубежных ресурсов являются недостаточными для разрешения накопившихся экономических проблем.

Результаты изучения структурных аспектов иностранной деятельности в Смоленской области позволили выявить следующие особенности:

  • в видовой структуре общего объема иностранного капитала преобладают прочие иностранные инвестиции;
  • в отраслевой структуре общего объема иностранных инвестиций предпочтения отдаются промышленности, торговле и общественному питанию, транспорту, строительству и связи;
  • несмотря на широко представленную географию иностранных инвесторов, основными вкладчиками являются: из стран ближнего зарубежья — Белоруссия, Латвия, Украина, из стран дальнего зарубежья — Польша, Германия, США;
  • по сравнению с другими регионами Центрального федерального округа приток иностранных инвестиций в Смоленскую область крайне низок.

Таким образом, в диссертационной работе была выявлена потребность в совершенствовании процесса привлечения иностранного капитала в экономику Смоленской области. Привлечение иностранного капитала должно проводиться с учетом региональных отраслевых приоритетов. Это в свою очередь обуславливает необходимость разработки не просто программы привлечения зарубежных инвестиций, а концептуального подхода, согласующегося со стратегией социально-экономического развития региона.

В курсовом проекте предложен многоуровневый подход к привлечению иностранных инвестиций в регион.

Практическое внедрение такого подхода предполагает создание в Смоленской области разветвленной институциональной структуры. В частности, рекомендуется создание в области Регионального инвестиционного фонда, деятельность которого была бы нацелена на поддержку малого и среднего бизнеса, а также объектов региональной инфраструктуры. Создание Ассоциации независимых экспертов способствовало бы принятию объективных решений в области экспертизы эффективности и конкурсного отбора инвестиционных проектов. Среди функций, возложенных на предлагаемый к созданию Региональный экспертно-консалтинговый центр содействия инвестициям, одной из главных должна стать функция мониторинга и оценки инвестиционного климата на уровне региона и приоритетных отраслей. В рамках системы мониторинга представляется перспективным прямое использование оцененных величин инвестиционной привлекательности региона и отдельных отраслей в качестве определяющих параметров при прогнозировании объемов иностранных инвестиций.

Создание специальной экономической зоны в Смоленской области позволит развить торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами, обеспечит благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, а также повышения потенциала предприятий к решению задач социально-экономического развития.

Как показали наши исследования, стратегию привлечения иностранного капитала в Смоленскую область с учетом сложившегося уровня развития экономики необходимо осуществлять за счет сырьевых отраслей, транспорта, связи, торговли и тем самым стимулировать путем выделения средств и сокращения налогооблагаемой базы машиностроения, легкой промышленности и сельского хозяйства.

Реализация стратегии и повышение тем самым привлекательности иностранной инвестиционной деятельности в экономике Смоленской области, немыслимы без пересмотра действующего в ней инвестиционного законодательства, разработки и принятия регионального закона о лизинге, лоббирования принятия на федеральном уровне закона о концессиях, Земельного кодекса, согласующихся со стратегией социально-экономического развития региона.

Практическая реализация вышеизложенных предложений и рекомендаций курсового проекта будет способствовать совершенствованию процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику региона.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/departament-investitsionnogo-razvitiya-smolenskoy-oblasti/

1. Федеральный закон от 13.10.1995 № 157ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изменениями на 10 февраля 1999)

2. Бахрамов Ю.М. Организация внешнеэкономической деятельности (Особенности менеджмента): учеб. пособие. СПб.: «Питер» 2004

3. Попов С.Г. Основы внешнеэкономической деятельности: Учеб. Пособ. Изд.6е, перераб.,доп.,М.: «Дашков и Ко», 2011.

4. Пузанова Е.П., Воронова О.Н. Основы внешнеэкономической деятельности: Организация и управление: Учебник для вузов

(под ред. Пузановой Е.П.) изд 3е, перераб., доп., М.: ИНФРАМ, 2011.

5. http://www.admcity.smolensk.ru администрация Смоленской области официальный портал органов власти

6. Смоленский областной информационный портал

7. Пименов А. Оценка потенциала российских региональных сообществ. Вопросы экономики . № 9, 2008.

8. Пахомов С. Феномен развития международного рынка. Российский экономический журнал. № 78, 2009.

9. О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области: Закон Смоленской области от 23.12.2002, № 95-3.

10. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон РФ от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ.

11. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Закон РФ от 4 января 1999 года № 4-ФЗ.

12. О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами: Закон РФ от 14 апреля 1998 года № 63-Ф3.

13. О соглашениях о разделе продукции: Закон РФ от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ.

14. Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений: Закон РФ от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3.

15. Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 года № 1016.

16. Анализ тенденций развития регионов России в 2002-2005 гт.: Программа Европейского Союза TACIS. М.: Март, 2006.

17. Андрианов В. Экономический потенциал России // Вопросы экономики. -2007г.

18. Аркин В.И., Сластников А.Д. Ожидание инвестиций и налоговые льготы. ЦЭМИ РАН. 2007г.

19. Бакитжанов А. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка // Инвестиции в России. 2011. — №5 — с. 11-20. Бекларян JI.A., Сотский С.В. Анализ инвестиционной привлекательности проекта с учетом региональной инвестиционно-финансовой политики. Модель взаимодействия региона и инвестора в случае неполной информации. М.: ЦЭМИ РАН. -2007г.

21. Бернштам Е. Кузнецов А. // Вопросы экономики /Региональное распределение инвестиций в России. №4, 2012.

22. Богатин Ю.В., Швандар В. А. Инвестиционный анализ. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2010г.

23. Богуславский М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование.

М.: Дело, 2007.

24. Вознесенская Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт.- М.: Юридическая фирма «Контракт», «ИНФРА — М», 2011.

25. Гаглоев П., Белогур С. Инвестиционные просторы России // Российский инвестиционный вестник. 2007г.

26. «Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области на 2012-2015 годы» // Администрация Смоленской области от 15.06.2012 N 353

27. Основные показатели социально-экономического положения регионов РФ в 2012 г. // отчет правительства РФ от 24.07.2012г.

28. Указ Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» от 07.05.2012 № 596

29. Стратегия социально — экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года).

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации»

31. Гришина И., Шахназаров А., Ройзман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей // Инвестиции в России. 2011г.

32. http://econsmolensk.ru/ // департамент экономического развития Смоленской области.

Приложение

Таблица. Паспорт долгосрочной целевой программы «повышение инвестиционного потенциала Смоленской области на 2012-2015 годы» (в ред. постановления Администрации Смоленской области от 15.06.2012 N 353)

Наименование программы

долгосрочная областная целевая программа «Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области» на 2012 -2015 годы

Основания для разработки программы

Федеральный закон от 4 января 1999 года N 4-ФЗ «О разработки координации международных и внешнеэкономических связей Программы субъектов Российской Федерации»; ¦

Фед. закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиц. деятельности в Российской Федерации, осущ. в форме капитальных вложений»;

  • Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года N 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации»;
  • Поручение Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N Пр-3534 «О разработке комплекса налоговых и иных мер, направленных на стимулирование инвестиций в модернизацию и инновационное развитие экономики»;
  • Поручение Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N ИШ-П13-2692 «О разработке и реализации региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации»; областной закон от 23 декабря 2002 года N 95-з «О государст.

поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области»;

— постановление Администрации Смоленской области от 21 апреля 2008 года N 248 «Об утверждении Порядка принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формир. и реализации и Порядка проведения оценки эффект. реализации долгосрочных

областных целевых программ»

Заказчик программы

Департамент экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области

Разработчик программы

Департамент экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области

Цель и задачи программы

целью Программы является улучшение инвестиционного климата в Смоленской области.

Задачами Программы являются:

— создание благоприятной для инвестиций административной среды в Смоленской области;

-создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций;

-формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;

-формирование благоприятных тарифных условий для инвестиций;

-стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;

-активизация презентационной и выставочно-ярмарочной деятельности

Целевые показатели программы

увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), который составит:

— в 2012 году — до 52210 млн. рублей;

— в 2013 году — до 59551 млн. рублей;

— в 2014 году — до 66258 млн. рублей;

— в 2015 году — до 71408 млн. рублей;

— увеличение объема прямых иностранных инвестиций, который составит:

— в 2012 году — до 8361 тыс. долларов США;

— в 2013 году — до 10719 тыс. долларов США;

— в 2014 году — до 14206 тыс. долларов США;

— в 2015 году — до 17050 тыс. долларов США.

Сроки реализации программы

2012-2015 гг.

Объемы и источники финансир. программы

общий объем финансирования Программы составляет 496054 тыс. руб., из них:

-средства областного бюджета 446054 тыс. руб.

-средства федерального бюджета 50000 тыс.руб.