Инфляция: причины, последствия и методы регулирования

Дипломная работа

Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. В современной России инфляция держится на очень высоком уровне и, поэтому мне, как гражданину Российской Федерации, это не безразлично. Многочисленные исследования показывают, что и в масштабе всей страны данная проблема волнует больше всего. В ходе соцопроса по данным ROMIR Monitoring на вопрос «Что больше всего тревожит россиян» 57 % опрошенных ответили — рост цен, 34 % — рост преступности, 22 % — угроза безработицы, 17 % — кризис морали, культуры, 16 % — взяточничество чиновников.

Цель моей работы сводится к тому, чтобы понять истинные причины инфляции и способы ее преодоления.

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Задачи исследования:

  • определить что такое инфляция;
  • проанализировать основные причины и последствия инфляции;
  • найти пути ограничения инфляции.

Объектом исследования моей курсовой работы является непосредственно инфляция.

Предметом исследования являются инфляционные процессы.

I. ПОНЯТИЕ ИНФЛЯЦИИ

1 Инфляция как экономическая категория

Инфляция (лат. Inflation — вздутие) означает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен — наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте), б) к товарам, в) к иностранным валютам. Вследствие этого происходит в первом случае — повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором — рост цен товаров и в третьем случае — падение курса национальной валюты, по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

16 стр., 7704 слов

Инфляция и экономический рост: специфика взаимосвязи в современной России

... и ее перспективах. Предметом исследования курсовой работы являются инфляционные процессы и экономический рост в России. Объектом исследования является взаимосвязь инфляции и экономического роста в России. Целью данной работы является определение взаимосвязи между инфляционными процессами и экономическим ростом ...

Инфляцию можно определить как непрерывный общий рост цен. И в этом случае ключевыми словами при ее определении будут следующие: непрерывный, т.е. рост цен происходит постоянно; и общий, т.е. повышение цен охватывает все рынке и это характерно для экономики в целом.

Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ограниченности факторов производства, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменение общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

Например, переход в России на выпуск новых модификаций автомашин с экономичным дизельным двигателем, соответствующим международным стандартам, очевидно, будет связан с повышением отпускной цены: более совершенная и качественная продукция требует больших затрат и стоит дороже. С другой стороны, систематический рост цен на серийно производимые автомобили одной и той же марки, без каких-либо улучшений, а нередко и с ухудшением отделки и понижением надежности в эксплуатации, носит ярко выраженный инфляционный характер.

Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции, что вполне естественно, ибо инфляция представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя с этой точки зрения, П. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция — это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно 2 .

Бесспорно одно: падение покупательной способности денег и повышение цен теснейшим образом взаимосвязаны. Инфляция — это снижение покупательной силы денег и, можно сказать, это повышение денежных цен на блага.

1.2 Виды инфляции

Как уже отмечалось, инфляция — это снижение покупательной способности денег, проявляющееся, в первую очередь, через относительно быстрый рост цен. Существует два основных типа инфляции: скрытая (repressed) и открытая (ореn).

B основе обоих типов лежит нарушение равновесия между стоимостью всей массы товаров и услуг и противостоящей ей денежной массой.

Скрытая инфляция

Товарный дефицит приводил к тому, что деньги переставали выполнять свои функции: так, для того чтобы купить некоторые товары, недостаточно было иметь деньги, требовались еще и специальные талоны (на сахар, сигареты и т. д.).

Открытая инфляция

Измерение инфляции. Для того чтобы определить, какой уровень инфляции существует в стране, следует сопоставить цены одного временного периода c ценами другого периода. Вначале нужно определить, цены каких товаров и услуг мы будем учитывать, поскольку не все товары и услуги дорожают в равной степени. Спрос на хлеб при росте цен будет более устойчивым, чем, например, спрос на драгоценности. При этом, в отличие от драгоценностей, хлеб потребляют все жители страны. Совокупность потребительских товаров и услуг, выбранных для анализа роста цен, составляет «потребительскую корзину». Чем больше товаров и услуг мы поместим в корзину, тем точнее будут полученные результаты. Определив набор корзины, можно рассчитать индекс потребительских цен:

9 стр., 4330 слов

Денежный рынок. Цена денег

... Фактически обеспеченные деньги являются представителями товарных денег. - Фиатные (бумажные) деньги - деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом. Фиатные деньги не имеют ... электронном носителе в распоряжении пользователя. Цена - денежное выражение стоимости товаров и услуг. Виды цен: 1. Розничная цена. Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, ...

Открытая инфляция 1

где I p — индекс потребительских цен, Ро — цены в «базовом» периоде, Р1 — цены данного периода.

Аналогично рассчитываются индекс цен производителей на промышленную продукцию, индекс валового внутреннего продукта и другие. Индекс ВВП позволяет определить реальный объем валовом внутреннем продукта, очищенный от роста цен, поэтому он еще называется дефлятором ВВП. (Иначе будет невозможно определить, вызван ли, например, 5%-й рост ВВП увеличением на 5% объема производства при нулевой инфляции или же 3%-м ростом производства и 2%-м ростом инфляции.)

Обычно индексы цен рассчитывают за месяц, квартал, год. При высокой инфляции приходится рассчитывать индексы за неделю и даже за день.зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции.

1. Ползучая инфляция . Темп роста цен-до 10% в год. Это умеренный рост цен, который не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Этот уровень инфляции характерен для стран c развитой рыночной экономикой. Так, в западноевропейских странах последние пятнадцать лет инфляция составляет в среднем 3-5% в год.

2. Галопирующая инфляция . Темп роста цен — до З00-500% в год. Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно сокращается. Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой, например латиноамериканских стран в 80-е годы, бывших социалистических стран в 90-е годы. Так, например, динамика инфляции в России характеризуется в годовом исчислении следующими цифрами (в процентах к предыдущему году): 1993 г.-360%, 1994 г.-320%, 1995 г.-231%, 19966 г.-122%, 1997 r.-111%.

3. Гиперинфляция

Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.

прогнозируемую

непредвиденной инфляции

сбалансированной инфляции

Сбалансированная инфляция

По проявлению различают:

внутреннюю инфляцию

внешнюю инфляцию

1.3 Специфика инфляционных процессов, Инфляция спроса.

Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный, реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».

При постоянном уровне цен номинальный и реальный ВНП увеличиваются в одинаковой степени. Но при преждевременной инфляции номинальный ВНП необходимо «дефлировать», чтобы определить изменения объема продукции в физическом выражении. При «чистой» инфляции номинальный ВНП возрастет, причем иногда быстрыми темпами, а реальный ВНП остается неизменным.

Инфляция, вызванная ростом издержек производства, или уменьшением совокупного предложения

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции — это средние издержки при данном объеме производства.

Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции то есть:

Издержки на ед. продукции =

общие затраты

кол-во единиц продукции

Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен.

В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как эта происходит при инфляции спроса.

II. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

1 Причины инфляции

Сошлемся в качестве примера на резкое обострение дефицита госбюджета в нашей стране во второй половине 80-х годов. С 1985 г. по 1989 г. разрыв между доходной и расходной частями государственного бюджета вырос с 18 до 120 млрд. руб., или с 3,5 до 19% к национальному доходу страны. Возросший дефицит нанес огромный вред денежному обращению, подстегнул инфляцию. Неоправданные денежные выплаты резко ухудшили положение на потребительском рынке.

Повышение цен и появление излишнего количества денег — это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

  • государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства.
  • профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.
  • монополизм крупнейших фирм на определение цен собственных издержек.

Все эти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития.

Научный подход к проблемам инфляции отличается от обыденного трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.

Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.

В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более, гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально-экономические издержки.

Борьба с инфляцией представляет собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптивных государственных мер.

Внешние причины, Внутренние причины.

Во-первых, как правило, одним из источников инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явном гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.

Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой; что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые работали под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких либо ограничений.

Ставшая традиционной политика высоких темпов экономического развития игнорировала реальные ресурсные возможности. Чтобы поддержать темпы, постоянно наращивались капиталовложения. В результате сдерживался рост потребления; эффективность капиталовложений падала, что отрицательно сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали желаемого результата. Проблема упиралась уже не в количество капитальных вложений, а в их эффективность, структуру, перестроить которую мешал сам хозяйственный механизм.

Противоречия и дефициты пожирали все больше средств, а финансовые и бюджетные ограничители были очень слабы или практически отсутствовали. Несбалансированность имела место не только на потребительском рынке. Ее основа — нарастающая диспропорция в самом производстве, углубление материально-финансового неравновесия, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования.

Известный экономист В. Новожилов отмечал, что сложность проблемы инфляции и вместе с тем его ахиллесова пята — в том, что приспособить количество денег к количеству товаров необычайно трудно, а произвести бумажные деньги в желаемом размере не столь сложно и — главное — практически ничего не стоит. Это является огромным искушением для тех, кто обладает правом создавать деньги. Личный интерес каждого, кто создает «нематериальные» деньги, создавать их все больше и больше: для денег нет предела насыщения, для них нет перепроизводства. Правда, продолжал В. Новожилов, при избытке деньги обесцениваются, но зато они и ничего не стоят. И если все народное хозяйство в целом от избытка денег не выигрывает, то эмитент получает вполне реальное приращение богатства, источником которого является ущерб тех, кто находится далеко от эмиссии.

инфляция денежный обращение

2.2 Основные негативные последствия

Последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются в

Во-первых, она приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами произвольным и неподдающимся прогнозированию образом.

Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Дефицит государственного бюджета, являющийся одним из факторов инфляции, покрывается через инфляционный налог. Его уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Уплачивается он автоматически, поскольку денежный капитал обесценивается во время инфляции. Инфляционный налог показывает снижение стоимости реальных денежных остатков.

Другой канал перераспределения доходов в пользу государства возникает из монопольного права печатать деньги. Разница между суммой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сеньоражем. Он равен количеству реальных ресурсов, которое может получить государство взамен на напечатанные деньги. Сеньораж равен инфляционному налогу, когда население поддерживает постоянной реальную стоимость своих денежных остатков.

Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов. Группы, получающие индоссированные доходы, защищены от инфляции настолько; насколько система индексации доходов позволяет им сохранить реальный заработок. Продавцы товаров и ресурсов, занимающих монопольное положение на рынке, могут увеличить свой реальный доход.

Владельцы реальных активов (недвижимости, антиквариата, произведений искусства, драгоценностей и т. п.) наиболее защищены от инфляции, поскольку рост цен на эти товары обгоняет общий уровень инфляции в стране.

При неизменной процентной ставке в результате неожиданной инфляции всегда проигрывают кредиторы и выигрывают заемщики. Пытаясь уменьшить потери, банки повышают ставку ссудного процента. Это в свою очередь уменьшает объем инвестиций в производство. Сохранение такой ситуации в долгосрочном аспекте приведет к сокращению реального объема ВНП и ускорению инфляции.

При прогрессивной системе налогообложения инфляция способствует повышенному изъятию средству домохозяйств. Поскольку инфляция приводит к обесценению накоплений в денежной форме, то осуществляется перераспределение накопленных доходов от старых к молодым членам общества.

Во-вторых, высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств. B результате увеличивается неопределенность и риск ведения бизнеса. Платой за это является рост процентной ставки и прибыли. Инвестиции начинают носить краткосрочный характер; снижается доля капитального строительства в общем объеме инвестиций и повышается удельный вес спекулятивных операций. B будущем это может привести к понижению благосостояния нации и занятости.третьих, уменьшается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества.четвертых, относительно более высокие темпы роста цен в «открытом» секторе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных товаров. Результатом будет увеличение импорта и уменьшение экспорта, рост безработицы и разорение товаропроизводителей.пятых, возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту. Увеличиваются утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке, что в свою очередь ускоряет рост цен.шестых, снижается реальная стоимость сбережений, накопленных в денежной форме, повышается спрос на реальные активы. В результате цены на эти товары растут быстрее, чем изменяется общий уровень цен. Ускорение инфляции подстегивает рост спроса в экономике, приводит к бегству от денег. Фирмам и домохозяйствам приходится осуществлять дополнительные затраты на покупку реальных активов.седьмых, изменяется структура и уменьшаются реальные доходы государственного бюджета. Возможности государства для проведения экспансионистской фискальной и монетарной политики сужаются. Возрастают бюджетный дефицит и государственный долг. Запускается механизм их воспроизводства.восьмых, в экономике, функционирующей в условиях неполной занятости, умеренная инфляция, незначительно сокращая реальные доходы населения, заставляет его больше и лучше работать. В результате ползучая инфляция является одновременно «платой» за экономический рост и стимулом для него. Дефляция, напротив, приводит к снижению занятости и загрузки производственных мощностей.девятых, в условиях стагфляции высокий уровень инфляции сочетается с большой безработицей. Значительная инфляция не дает возможности увеличить занятость. Однако прямой взаимосвязи между инфляцией, с одной стороны, объемом производства и безработицей — с другой, не существует.десятых, происходит разнонаправленное движение относительных цен и объемов производства различных товаров.

Согласно теории «ускорения инфляции» на долгосрочных временных интервалах повышение темпов инфляции из года в год помогает поддерживать реальный объем производства выше своего естественного уровня.

.3 Инфляционные процессы в России с 1991 по 1996 г.

Экономический кризис, поразивший Россию в первой половине 90-х годов, по своим масштабам и глубине не имеет аналогов в новой истории. Действительно, за пять лет с1990 по 1995 г. объем ВВП в стране сократился на 51%. Ключевой проблемой преодоления кризиса в экономике на начальном этапе реформ является финансовая стабилизация, снижение темпов инфляции. Эта проблема остается актуальной и сегодня.

На первых этапах реформирования российской экономики были предприняты две попытки стабилизации — в 1992 и в 1994 гг. Обе они основывались на жестких монетарных взглядах, но обе окончились неудачей. Каждая из них реализовывалась в виде двухактного цикла: за полугодовым периодом жесткой денежной политики следовал поворот к ее смягчению, в результате чего инфляция опять резко возрастала.

В январе — июне 1992 г. проводилась относительно жесткая денежная политика, что проявилось в замедлении роста денежной массы и снижению темпов инфляции. Негативным следствием такой политики явился рост взаимной задолженности предприятий. За пол года задолженность возросла почти в 100 раз. Предприятия оказались не в состоянии ни покрыть свои расходы, ни получить правительственные кредиты. Кризис неплатежей стал причиной отказа от денежной кредитной политики, после чего месячная инфляция превысила уровень 20%. Кредитная политика смягчилась, кредиты стали более доступными, а накопленные долги предприятий были в основном погашены за счет денежной эмиссии и выделения новых кредитов.

Начало второй попытки стабилизации относится к январю 1994 г. До августа удавалось постепенно уменьшить темпы инфляции, а в августе инфляция была меньше 5%. Правительством был сделан вывод, что окончательная финансовая стабилизация скоро будет достигнута.

Проводимое в первом полугодии 1994 г. ужесточение денежной и кредитной политики снова обострило проблему неплатежей. Ситуация осложнилась тем, что образовавшиеся в 1994 г. неплатежи включали в себя задолженности по зарплате и налогам и были характерны в основном для убыточных отраслей. Вместе с тем, правительство не было готово идти на массовые разорения и банкротства фирм.

Уже в апреле 1994 г. произошло ускорение роста денежной массы и увеличение кредитования промышленности. Поэтому было не удивительно, что наступил «черный вторник» (11 октября 1994 г.) и темпы инфляции во второй половине 1994 г. снова выросли.

Кризис принял затяжной характер. Главным препятствием его преодоления выступило свертывание емкости внутреннего рынка в связи с сокращением реальных доходов большинства населения, с одной стороны, и падением нормы и массы накопления капитала, с другой. В это период на кризис сбыта вместе с платежным кризисом и необеспеченностью материального снабжения предприятий приходилось свыше 80% падения производства.

Что касается сдвигов в отношении распределения, то о них можно судить по данным о структуре денежных доходов населения (табл. 1):

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Всего денежных доходов В том числе: Оплата труда Пенсии, пособия, стипендии Доходы от собственности и предпринимательской деятельности и т.д.

100 74 16 10

100 70 14 16

100 61 15 24

100 47 15 38

100 39 16 45

100 38 15 47

Реальная среднемесячная заработная плата в 1996 г. была ниже уровня 1991 г. более чем в 3 раза.

В условиях инфляции усилилась общая разбалансированность системы цен. Они оторвались от своей основы — товарного производства. Действительно, свободные цены в высокомонополизированных отраслях превысили издержки производства и платежеспособный спрос в 2-3 раза, т.е. проявились как монопольно спекулятивными. Это, в свою очередь, привело к инфляционному росту денежной массы и обесценению рубля.

Инфляция подорвала стимулы для долговременных инвестиций в сферу производства. Обесценивая оборотный капитал, она явилась одной из главных причин кризиса платежей.

Поскольку инфляция дезорганизовала экономику и вела к опасному обострению социальной напряженности, власть была вынуждена предпринять антиинфляционные меры. Они включали изменение системы финансирования бюджетных дефицитов, ограничение кредитов ЦБ отдельным отраслям и др.

В 1995 г. была осуществлена третья с начала реформ попытка достижения макроэкономической стабилизации в России. Во многом она оказалась успешнее первых двух. Сказалось прежде всего более последовательное осуществление правительством и ЦБ ограничений бюджетной и кредитно-денежной политики.

В результате развития российской экономики в 1995 г. в сравнении с 1994 г. характеризовалась рядом позитивных тенденций. Спад производства, который продолжался 6 лет, в 1995 г. заметно замедлился. Объем ВВП сократился по сравнению с предыдущим годом на 4% против 13% в 1994 г., объем производства промышленной продукции — соответственно на 3 и 21%.

Изменение структуры денежной массы за счет более медленных темпов роста денежной массы позволило существенно сжать количество денег в обращении, что привело к снижению темпов инфляции. Но все же инфляция снижалась значительно медленнее, чем ожидалось. Сказалось сохранение высоких инфляционных ожиданий, рост цен на энергоносители и транспортные услуги.

Подавление инфляции и развитие финансового сектора по существу явились теми целями, на достижение которых бала направлена экономическая политика в 1992-1996 гг. В результате системного воздействия денежно-кредитной политики ЦБР в 1996 г. удалось снизить до минимальных значений темпы инфляции, начать тем самым формирование необходимых предпосылок для ввода экономики из фазы депрессивного развития и обеспечения последующего экономического роста.

Темпы прироста потребительских цен снизились в 1996 г. до 1.9% в среднем за месяц, индекс цен составил около 125% в целом за год. Сравним эти цифры с предшествующими годами:

г. — 31.2% и 2600%

г. — 29.5% и 900%

г. — 10% и 300%

г. — 7.2% и 250%

г. — 1.9% и 125%

Во многом это явилось следствием последовательно осуществляемого контроля за состоянием конъюнктуры на финансовом и валютном рынках. Способствуя развитию банковской системы, ЦБР использовал в 1996 г. весь арсенал доступных ему рыночных инструментов регулирования предложения денег в экономике: политику резервных требований, дисконтную политику, политику рационального предоставления кредитов, меры административного воздействия в сфере валютного контроля и валютного регулирования

III. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ

1 Системы антиинфляционного регулирования

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах — в соответствии с темпом роста ВНП.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х годов, были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года — 1982 г.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых для лечения лекарств зависит от поставки правильного диагноза. Поставить диагноз — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер невозможно покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек).

Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье).

Практически же действует не одна, а комплекс причин и переплетающихся, взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным заболеванием должны носить комплексный характер, своевременно уточняться, корректироваться, максимально соответствовать конкретной ситуации.

.2 Управление инфляцией в условиях реформируемой экономики

Вполне очевидно, что управление инфляцией в обстановке реформирования централизованной экономики предполагает обращение к нестандартным мерам, поскольку специфичны сама природа инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порожденной конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

При разработке различных вариантов развития российской экономики в зависимости от глубины и последовательности преобразований предполагалось, что переход к свободным ценам неизбежно приведет к их повышению. Это вытекало из теоретических рассуждений и расчетов, об этом говорил опыт других стран, например Венгрии, Польши, Югославии. Намечалось, что освобождение цен явится предпосылкой перехода к ценам равновесия, к последующей стабилизации общего уровня цен. О такого рода сценариях упоминалось в программных документах, говорилось в прогнозах.

Следует признать, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей — поскольку будет введен в действие новый хозяйственный механизм — не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой, от централизованно управляемой — к основанной на действии рыночных сил, натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидены ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к России — на начальном этапе экономической реформы — целесообразно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.

Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями. Зачем перестраивать конвейер для выпуска новой модели автомобиля, если можно сбывать прежние, давно апробированные модели, подняв цену менее чем за два года более чем в 500 раз.

Ценовые перекосы и диспропорция не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденного скачка цен оказались те отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок, — легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса и не способствуют формированию эффективного спроса.

Давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды — материальные и финансовые. Постепенно свертывается внешнеторговый оборот, слаба и не эффективна внешняя поддержка.

Вместо консолидации внутренних факторов, восстановления разорванных связей — углубление противоречий между республиками и регионами; усиление сепаратистских и националистических настроений.

Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Так, например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для наших условий становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, зачастую невыполнимые задачи. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность возникновения «эффекта стадиона» (если зрителям плохо видно происходящее на стадионе, встает один ряд, затем другой, третий и далее — все остальные. Становится не видно никому, но остановить процесс оказывается невозможным) — дальнейшего раскручивания цен и повышения доходов по нарастающей.

Отмеченные здесь и некоторые другие особенности, во-первых, напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения стандартных рецептов сдерживания инфляции. Во-вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по регулированию курса национальной валюты, по изменению цен на топливные ресурсы, по денежному регулированию темпов инфляции.

Своего рода парадокс в том, что преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. А решение этой проблемы, разрешение парадокса предполагает достижения политической стабильности и договоренности, согласие населения на проведение жестких мер регулирования, завершение реформы, связанное с новыми трудностями, ожиданиями и жертвами. Без этого самые разумные — с позиции экономической теории — рецепты и рекомендации не дадут реального результата.

3.2 Проблемы укрепления национальной денежной единицы

Либерализация внешнеэкономической деятельности, поспешное введение конвертируемости рубля без соответствующей подготовки и создания объективных условий открыли шлюзы внешних факторов инфляции. Снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, газ, черные металлы, острая конкурентная борьба между экспортерами на мировых рынках отрицательно влияли на инвалютные поступления России.

Улучшение внешнеэкономической конъюнктуры для российской экспортной продукции, в первую очередь нефтепродуктов с апреля 1999 г. способствовало (наряду с девальвацией рубля) увеличению валютной выручки, предложению инвалюты на валютном рынке. Под влиянием роста цен на импортируемые товары в России повышаются цепы на все товары, включая отечественные, не имеющие импортного компонента.

Но главное — происходит импорт инфляции, прежде всего из США. С предоставлением валютных прав физическим лицам и предприятиям с 1992 г. усилился спрос на иностранную валюту, особенно доллары, для страхования риска, в частности инфляционного. На покупку валюты используется от 12,4% (1998 г.) до 8,5% (1999 г.) денежных сбережений населения. Долларовые накопления у населения (50-80 млрд. дол.) практически означают, что Россия кредитует США, которые регулярно экспортируют доллары для российских банков.

«Долларизация» экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда национальная валюта плохо выполняет свои функции. Поэтому раздающиеся призывы запретить хождение доллара утопичны и чреваты появлением «черного» валютного рынка. Задача заключается в привлечении долларовых сбережений населения на нужды подъема российской экономики. Но для этого необходимы реальная гарантия по валютным вкладам в банках и надзор Центрального банка РФ за их использованием.

Основной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. Повышенный спрос на доллары периодически принимает форму спекулятивной игры на повышение курса доллара и снижение курса рубля, порождая валютные кризисы. Несмотря на девальвацию рубля, курс его постоянно снижается.

Центральный банк России с лета 1995 г. до августовского кризиса 1998 г. устанавливал пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности Евросоюза.

В условиях кризиса 1998 г. курс доллара к рублю (5,94 руб. в декабре 1997 г., 15,93 в октябре 1998 г.) вышел за рамки валютного коридора, который уступил место другим методам регулирования плавающего валютного курса. В их числе управление рублевой ликвидностью коммерческих банков, операции ЦБР на валютном рынке и своевременные заявления его об ориентирах динамики курса рубля к доллару. Иногда появляются необоснованные предложения ввести режим фиксированного курса рубля. Это противоречит современной мировой практике. С 1973 г. в мировом сообществе преобладает регулируемое плавание валютного курса.

Несмотря на значительную девальвацию рубля, курс доллара продолжает повышаться с 20,65 руб. до 27 руб., т.е. на 31% за 1999 г., евро — с 24,09 до 27,20 руб., или на 13%. Этому способствует ряд факторов: инфляционные ожидания, неурегулированность проблем внешнего государственного долга, хотя достигнуто частичное их решение, и дальнейшего сотрудничества с МВФ; увеличение ликвидных рублевых средств в результате погашения ГКО и купонов ОФЗ после их новации.

Инфляционным фактором является не только внутреннее бегство от рубля к доллару, но и внешнее бегство российского капитала за рубеж (оценки колеблются от 60 до 300 млрд. дол.), что характерно для стран, переживающих экономические и политические трудности. Из-за «бегства» капитала Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Назрела необходимость разработки государственной программы сдерживания «бегства» капиталов и их частичной репатриации.

Она должна включать меры против: отмывания «грязных» денег, связанных с противоправными действиями юридических лиц и внедрения их в легальные финансовые потоки; нелегального «бегства» капитала (оставление за рубежом части экспортной выручки, контрабанда, упущенная выгода на бартерных сделках, авансовые платежи по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты таможенных сборов и налогов в инвалюте и т.д.); «бегства» капитала по легальным каналам, что не всегда принимается во внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении зарубежных активов российских банков; завышении корреспондентских счетов «Ностро» в иностранных банках-корреспондентах; приобретении недвижимости за рубежом.

Первый шаг в этом направлении — создание на базе МВД межведомственного центра по противодействию отмывания доходов с участием СБ, Минфина, ФСНП, ГТК, Минэкономики, ФПС, ФКЦБ. Введение лицензирования внешнеэкономической деятельности также было бы полезно для сдерживания утечки капитала за рубеж.

Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля.

По данным МВД, невозврат экспортной валютной выручки составил в 1998 г. 4,4 млрд. дол., а необеспеченные товарными поставками авансовые платежи по импорту — 4,3 млрд. дол. Соответственно недобор таможенных сборов достиг 2,4-3,2 млрд. дол.

В антиинфляционной стратегии особое место занимает проблема урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных финансовых институтов для России. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования внешнего фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.

Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии и стратегии внешних заимствований. В России пока преобладают пожарные меры текущей политики. Концепция валютной стратегии должна включать отношение России к структурным принципам мировой валютной системы, европейской валютной системы, в том числе к зоне евро, которая имеет для нашей страны практическое значение в аспекте использования евро во внешнеэкономических контрактах, а также для диверсификации валютных резервов. Целесообразно установить обоснованный минимум золотовалютных резервов, чтобы противостоять периодическим кризисам, присущим рыночной экономике тем более в условиях «догоняющего развития». В современной России золотовалютные резервы (12,5 млрд. дол. в конце 1999 г.) ниже международного стандарта их достаточности, определяемой в размере трехмесячного импорта товаров. К тому же для России к этому критерию следовало бы добавить предстоящие платежи по внешнему долгу. Для пополнения золотых резервов необходима государственная поддержка золотодобывающей отрасли, скупка золота у российских производителей.

Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка — одна из причин как дестабилизации экономики, так и инфляционных ожиданий в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим также механизм реализации законов, контроль за их исполнением.

Для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм управленческих структур.

Инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Для этого важно использовать государственное регулирование экономики в дополнение к рыночным регуляторам. Монетаризм, утверждающий будто рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско на Западе и в чистом виде ни в одной стране (кроме России) не возведен в ранг официальной доктрины.

Односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы способствовала десятилетнему экономическому спаду в экономике, оставшейся без государственного надзора и регулирования. Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с рыночными регулирующими механизмами вселяет надежду, что инфляция в России будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с фиксированными доходами.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляция до сих пор держится на довольно высоком уровне. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, дефицит госбюджета, излишняя денежная масса в обращении, падение производства.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/inflyatsiya-4/

1.Аргументы и факты.2004.№5.с.32

-Большой экономический словарь [Текст] / под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.

— Долан, Э. Дж. Микроэкономика [Текст] / Э. Дж. Долан, Д. Линдсей. — Спб.: Питер, 1994. — 448 с

— Иохин, В. Я. Экономическая теория [Текст] / В. Я. Иохин. — М. : Юристъ, 2000. — 861 с.

— Макконнел, К. Р. Экономикс : принципы проблема и политика [Текст] : в 2 т. / К. Р. Макконнел, С. Л. Брю. — М. : Республика, 19992.

— Новожилов В. Пределы инфляции [Текст] / В. Новожилов. — М. : Экономическая газета, 1989. — 27 с.

— Райзберг, Б. А. Основы экономики [Текст] / Б. А. Райзберг. — М. : Инфра-М, 2003. — 408 с.

— Хейне П. Экономический образ мышления [Текст] / П. Хейне. — М. : Новости, 1991. — 543 с.

— Экономика [Текст] / под ред. А. С. Булатова. — М. : БЕК, 1994. — 604 с.

— Экономика [Текст] / под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. — М. : «ПРОСПЕКТ», 1998. — 792 с.

— Экономическая теория [Текст] / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. — СПб. : Питер, 2000. — 544 с.

— Экономика переходного периода [Текст] / под ред. В. В. Радаева. — М. : МГУ, 1995. — 410 с.

— Экономическая теория [Текст] / под ред. В. Д. Камаева. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

— Эклунд, К. Эффективная экономика — шведская модель [Текст] / К. Эклунд. — М. : Экономика, 1991. — 349 с.