Инвестиционная деятельность Республики Дагестан и её проблемы

Содержание скрыть

Международное движение капитала, его активная миграция между странами является важнейшей составной частью и формой современных международных экономических отношений. Вывоз капитала разбил монополию вывоза товаров в эпоху углубленного развития мирового хозяйства.

Вывоз капитала ((зарубежное инвестирование) — он является, Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала, считает А.Б.

К 2000 г. годам в мире образовались огромные массы резервного капитала, ищущего прибыльного применения. Страховые компании пенсионные фонды, трастовые, инвестиционные и другие фонды аккумулируют эти средства. Только в США их активы превысили 8 трлн. долл.

Со второй половины XX века вывоз капитала непрерывно растет. Экспорт капитала опережает по темпам роста как товарный экспорт, так и валовой внутренний продукт промышленно развитых стран. На фоне резкого возрастания масштабов вывоза капиталов усиливается его международная миграция.

Международная миграция капитала

Важнейшими причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются:

  • Несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства.

— Появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров, стимулировать спрос на собственную продукцию. В этих целях не только осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые.

— Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы. Так, к примеру, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности «стоит» в 4 раза выше тайваньского, в 9 раз выше бразильского или мексиканского и в 54 раза больше россиянина.

  • Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране льготный инвестиционный режим в специальных (свободных) экономических зонах.
  • Более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране — доноре капитала.

— Стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной международной корпорации. Например, Израиль и Южная Корея ввели запрет на импорт автомобилей из Японии. Однако такой запрет не распространяется на ввоз автомобилей, производимых в филиалах японских фирм, функционирующих в США.

На практике необходимость инвестирования определяется комплексом причин, включающих все составные части инв естиционного климата, а также принципом сравнительного преимущества отдельных рынков.

23 стр., 11384 слов

Прямые инвестиции Японии в странах — членах ес и их влияние ...

... - 12,5%, Англия - 7,1% и т.д.). Япония превзошла другие страны и по уровню накопления капитала. Доля инвестиций в основной капитал по отношению к ВНП в 1969 г. ... Германия приняли этот метод, а Япония и Франция - нет. Это связано с тем, что для стран давно вставшие на путь экспорта капитала калькуляция прямых зарубежных инвестиций ...

Фактором, способствующим и стимулирующим вывоз капитала, А.Н.

Растущую взаимосвязь и взаимоувязку национальных экономик, являющихся движущей силой, активизирующей вывоз капитала. Интернационализация производства оказывает огромное воздействие на международное движение капиталов, способствуя его ускорению. Экспорт капитала, в особенности в форме прямых инвестиций, является главным фактором, способствующим превращению производства в международное, и созданию так называемой международной продукции. Международная продукция — это продукция, реализуемая на глобальном международном рынке. Она является унифицированной и реализуется вне зависимости от географических, национальных или иных особенностей (автомобили, самолеты, радиоэлектроника, компьютеры и др.).

Международную промышленную кооперацию, вложения транснациональных корпораций в дочерние компании. Так, отдельные юридически самостоятельные предприятия из разных стран в рамках одной международной корпорации устанавливают тесное сотрудничество в области отраслевой, технологической, подетальной специализации. Экспорт капитала обеспечивает эти связи.

Экономическую политику промышленно развитых стран, направленных на привлечение значительных объемов капитала для поддержания темпов экономического роста, уровня занятости, развития передовых отраслей промышленности.

Экономическое поведение развивающихся стран, стремящихся с помощью привлечения иностранного капитала дать существенный импульс для своего экономического развития, вырваться из «порочного круга бедности».

Важными стимуляторами являются

Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве и источниками его происхождения выступают частные коммерческие структуры, государственные, международные экономические и ф инансовые организации.

Движение капитала, его использование осуществляется в форме:

  • прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия;
  • портфельных инвестиций (в иностранные облигации, акции, ценные бумаги);
  • среднесрочных и долгосрочных международных кредитов или займов) ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям;
  • экономической помощи: бесплатно и в виде льготных кредитов (беспроцентных, низкопроцентных).

В мировой практике проводится четкое различие между, Перемещение капитала

Под иностранными инвестициями понимается такое перемещение капитала, которое преследует цель установления ко нтроля и участия в управлении компанией в стране, принимающей капитал.

К прямым инвестициям, Основными формами прямых инвестиций являются:

Прямые инвестиции составляют основу господства международных корпораций на мировом рынке. Они обеспечивают им либо полное владение зарубежными предприятиями, либо обладание такой частью акционерного капитала, которая обеспечивает фактический контроль со стороны инвестора. Как правило, это такие инвестиции, при которых у иностранного инвестора находится не менее 25% акционерного капитала компании. Статистика США, Германии, Японии прямыми инвестициями считает те, которые составляют 10 и более процентов акционерного капитала и дают возможность контролировать предприятие. По мнению П.X. Линдерта «различие между прямым и портфельным (непрямым) инвестированием сводится, прежде всего к проблеме контроля» над фирмой, куда вкладывается капитал.

18 стр., 8651 слов

Государственный кредит в системе глобализации финансовых рынков

... глобализации финансовых рынков. Исходя из цели определены задачи: рассмотреть понятие и функции государственного кредита, его формы и инструменты, рассмотреть мировую системы государственных долгов; охарактеризовать теорию финансовой глобализации исследовать глобальный финансовый рынок. ... международных финансовых организаций. В-четвертых, государственный кредит, ... человеческого капитала. Возможное ...

Распределение зарубежных инвестиций по странам и отраслям промышленности во многом определяет структуру современной международной экономики, отношения между отдельными частями мирового хозяйства. Ведущими странами в области прямых инвестиций являются основные промышленно развитые страны. Располагая примерно 4/5 ежегодного потока прямых инвестиций, они одновременно являются крупнейшими импортерами и экспортерами капитала.

В 2000 году поток прямых инвестиций за рубеж оказался рекордным, превысив 500 млрд. долл. Последовавший за этим спад сменился новым ростом. Мировой объем прямых зарубежных инвестиций достиг 3,7 трлн. долл.

Портфельные инвестиции —

Портфельные инвестиции — важный источник привлечения иностранного капитала для финансирования облигационных займов, выпускаемых крупнейшими корпорациями, центральными (государственными) и частными банками. Посредниками в осуществлении зарубежных портфельных инвестиций выступают, как правило, крупные инвестиционные банки.

На движение портфельных инвестиций значительное влияние оказывает разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по облигациям в отдельных странах.

В послевоенный период в структуре экспорта капитала произошли заметные изменения, отразившие особенности развития мирового хозяйства. Наиболее важным из них является огромный рост международных кредитов и образование мировой кредитно-финансовой сферы капитала. Резко возросла роль ссудного капитала.

В 60-е годы для международного рынка ссудных капиталов были характерны краткосрочные операции. В 90-2000 гг. произошел огромный рост средне- и долгосрочных кредитов. Средне- и долгосрочные кредиты используются для пополнения основного капитала, кредитования и финансирования операций по приобретению акций, учреждению филиалов, строительству и реконструкции зарубежных инвестиций. В роли главных заемщиков выступают, прежде всего, международные корпорации.

На международных рынках капитала установлен новый рекорд в сфере объемов кредитования. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), соглашения всех типов по бессрочным и срочным инструментам заимствования выросли до 400 млрд. долларов (258 млрд. в 1994 г.).

Стала активно использоваться такая форма ссудного капитала, как проектное финансирование, то есть предоставление крупных кредитов под конкретные промышленные объекты. Фактически, эта форма сходна с прямыми инвестициями. Касаясь вопроса о влиянии вывоза капитала в форме портфельных инвестиций и кредитов, следует отметить его двойственное влияние на мировое хозяйство. С одной стороны, обеспечивается международное воспроизводство капитала. В условиях его интернационализации и интеграции финансовых рынков повышается эффективность механизма международных экономических связей. С другой стороны, неконтролируемые переливы капитала вызывают нарушения равновесия платежных балансов стран и ведут к существенным колебаниям валютных, курсов. В свою очередь, значительный импорт иностранного капитала способен привести к вытеснению национального капитала.

4 стр., 1708 слов

Привлечение инвестиций в предпринимательство

... технологий, обладающие высоким потенциалом развития называют венчурными инвестициями. В различных странах в понятия "венчурный капитал" и "прямые инвестиции" вкладывается неодинаковое содержание. Прямые инвестиции (Private equity) - инвестиции в акционерный капитал компаний, акции которых не зарегистрированы на ...

Международное движение капитала (инвестиции),

1. Способствует росту мировой экономики. Капитал пересекает границы в поисках благоприятных сфер своего приложения и прироста в мировых масштабах. Приток зарубежных инвестиций для большинства стран-реципиентов помогает решить проблему нехватки производительного капитала, увеличивает инвестиционную способность, ускоряет темпы экономического роста.

2. Углубляет международное разделение труда и международное сотрудничество.

Вывоз капитала является одним из важнейших условий форм

3. Увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными продуктами, между филиалами международных корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.

Играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала вызывает различные п оследствия для стран-экспортеров и импортеров капитала.

К числу последствий для стран, экспортирующих капитал, можно отнести следующие:

  • вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций ведет к замедлению экономического развития вывозящих стран;
  • вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране-экспортере;
  • перемещение капитала за границу неблагоприятно сказывается на платежном балансе страны.

Для стран, ввозящих капитал, положительные последствия могут быть следующими:

регулируемый импорт капитала способствует экономическому росту страны-реципиента капитала;

  • привлекаемый капитал создает новые рабочие места;

иностранный капитал приносит новые технологии, эффективный менеджмент, способствует ускорению в стране научно-технического прогресса;

  • приток капитала способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента.

В свою очередь имеются и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала:

приток иностранного капитала, «подминая» местный капитал, либо пользуясь его бездействием, вытесняет его из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности;

  • бесконтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окружающей среды;
  • импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате выявленных недоброкачественных свойств;
  • импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны;

— Последствия международного движения капитала сказываются на социально-экономических и политических целях конкретной страны. Естественно, они различны для развитых и слаборазвитых стран, а также стран с переходной экономикой. Однако в любом случае нельзя уповать на возможность использования только положительных факторов, отсекая отрицательные последствия. Государственная политика должна искать компромиссы, выделяя приоритетные факторы в таком сложном и противоречивом процессе как международная миграция капитала.

Важнейшим фактором, оказывающим определенное влияние, Воздействие, Далее он отмечает, что государство использует следующие м

методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов;

  • нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи.

В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мир

На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны полномочия и в антитрестовском законодательстве. В целом же возможности местных администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче на местном уровне накоплен опыт по стимулированию инвестиций. Одним из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США являются зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств. Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты страны предусматривают: различные налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных инвесторов.

Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта), «добровольный кодекс» прямых иностранных инвестиций. В этом «кодексе», который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован Всемирной торговой организацией, заключены следующие инвестиционные принципы:

  • недискриминационный подход к странам-донорам;
  • национальный режим для иностранных инвесторов;

— инвестиционные стимулы не должны исключать ослабление требований к области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды;

минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;

  • отказ от экспроприации инвестиций, кроме как в общественных целях и на недискриминационной основе в соответствии с национальными законами и принципами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации;
  • обеспечение регистрации и конвертируемости;
  • устранение барьеров при вывозе капитала;
  • избежание двойного налогообложения;
  • соблюдение иностранным инвестором, наравне с национальным, законов, административных правил и положений страны-реципиента;
  • разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта;
  • разрешение споров путем консультаций и переговоров сторонами, либо через арбитраж.

Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказ

Разработанный американскими экономистами интегральный показатель экономической свободы представляет собой агрегированную характеристику десяти различных частных показателей того, насколько в той или иной стране государство активно вмешивается в отношения хозяйствующих субъектов.

Частные показатели, в свою очередь, отражают ситуацию в следующих областях, где возможно подобное вмешательство:

  • торговая политика;
  • налогообложение;
  • функционирование банковской системы;
  • правовое регулирование иностранных инвестиций;
  • права собственности;
  • доля, потребляемая государством, в общем объеме производимых в стране товаров и услуг;
  • политика экономического стимулирования;
  • масштабы существующего в стране черного рынка;
  • ценообразование и регулирование заработной платы.

По каждому из десяти показателей страна может получить оце

По результатам исследования наиболее свободной признана экономика Гонконга, получившего единицу по всем показателям. В то же время К итай в представленной таблице занимает последнее место. Однако это не мешает ему ежегодно привлекать многомиллиардные суммы иностранных инвестиций. В данном случае, степень экономической свободы не является существенным препятствием для зарубежного капитала, для которого установлен особый инвестиционный режим.

Не стоит в стороне от процессов международной миграции капиталов и Россия. Каковы ее позиции в вывозе капитала?

Парадоксально, но Россия, прибегая к зарубежным займам, являе

Гонконг

Сингапур

Тайвань

Чехия

Малайзия

Южная Корея

Таиланд

Чили

Греция

Венгрия

Португалия

Аргентина

ЮАР

Турция

Венесуэла

Мексика

Израиль

Польша

Бразилия

Филиппины

Индонезия

Россия

Индия

Китай

Рис. 1. Интегральный показатель экономической свободы

За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана там еще в советское время, однако, подавляющее число — в последние годы. По некоторым оценкам объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом соста вляют 9-10 млрд. долл. Для сравнения, например, аналогичные капиталовложения США приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов.

Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественна находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме. Часть из них размещена там на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долларов.

Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконными способами, принявшими форму «бегства капитала».

Легальный способ вывоза капитала базируется на постановлении Совета министров СССР от 18 мая 1989 г. № 412 «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом». В этой связи к законному вывозу капитала относятся все государственные и негосударственные предприятия созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.

К законным способам вывоза капитала можно отнести рост зарубежных активов российских уполномоченных банков. На начало 2005 г. они составляют 36 млрд. долл.

Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого «бегства капитала». Оно началось в 1989 г., когда правительство СССР приняло решение о предоставлении предприятиям, объединениям и организациям права прямого выхода на внешние рынки. Процесс оттока капитала из России активизировался с 1990 г. Для того, чтобы представить, какие потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам до 50 млрд. долл.).

Бегство капитала характерно для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами и политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны.

Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз капитала.

В рамках создания комплексной системы по предотвращению «бегства капитала» предлагаются эксперты предполагают следующие меры. Прежде всего, усиление государственного регулирования российских зарубежных инвестиций, направление их в наиболее прибыльные, благоприятные в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ, свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский регион. Целесообразность инвестиций российских фирм за рубежом должна определяться общегосударственными интересами. Приоритет должен отдаваться развитию внутреннего российского производства.

Глава 2.Иностранные инвестиции в экономике РФ и РД

2.1 Необходимость привлечения иностранного капитала и его значение для развития национальной экономики

Экономическая жизнь индустриальной России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся основным мотором инвестцикла, Россия с конца 80-х годов пытается активно использовать и иностранные инвестиции (ИИ).

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики стр аны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

В конце 90-х годов финансовый капитал в мире составлял огро

Официальная точка зрения: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобных точек зрения является тезис об угрозе «распродажи России» международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за такого рода высказываниями не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.

Другой, более логичной позицией, являются взгляды тех экономистов, которые в притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. Они протестуют против низкой цены предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. В США и Европе аналогичные объекты стоят гораздо дороже. От таких мнений не стоит отмахиваться. Вместе с тем объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции, капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранного капитала.

Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его эффективного использования. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.

Мировая экономическая наука еще в 60-е годы убедительно д

Поставить цель интегрироваться в мировое хозяйство, признавая необходимость следования идеалам открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов притока капитала в Россию. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики.

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как факторы:

  • ускорения экономического и технического прогресса;
  • обновления и модернизации производственного аппарата;
  • овладения передовыми методами организации производства;
  • обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

Инвестиционная активность является самым слабым местом в российской экономике с начала рыночных реформ. Динамика вну тренних капиталовложений отрицательная. Так, если в 2006 г. по сравнению с уровнем 2001 г. объем валового внутреннего продукта сократился на 50%, промышленного и сельскохозяйственного производства, соответственно, на 55 и 45, то объем капиталовложений упал за это пятилетие на 55 процент. Налицо острый инвестиционный кризис.

В условиях инвестиционного кризиса в России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромный объем инвестиций для обеспечения такого перехода.

Специфические условия нашей страны делают этот процесс, не имеющим аналогов в мире. (Пожалуй, лишь Китай с его огромным населением и обширной территорией и широкомасштабными реформами мог бы послужить в качестве адекватного примера).

Проблемная специфика России выражается, прежде всего, в:

  • обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры;
  • наличии устаревшего производственного аппарата;
  • гипертрофированности военно-промышленного комплекса (ВПК) при отсутствии целого ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики;
  • слабости сельского хозяйства.

Для перестройки всего народнохозяйственного комплекса на р

Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг» нужно привлечь 200-300 млрд. долл. При этом, только одному топливно-энергетическому комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл. Для замены и модернизации активной части производственных фондов России нужно ежегодно привлекать 15-18 млрд. долл. Для этого примерно десятую часть международных прямых инвестиций необходимо перераспределять в пользу нашей страны. Реально Россия будет конкурировать на уровне предложения капиталов объемом 40 млрд. долл. К тому же и «переварить» ежегодно она сможет, в лучшем случае, 40-50 млрд. долл. Но это в том случае, если ей предложат такой объем инвестиций.

Рис 1. Конкурентная зона России на мировом рынке прямых инвестиций

По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности Ро

Имея множество альтернативных предложений на более благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не спешит и не будет спешить инвестировать в российскую экономику. Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают потоки западных инвестиций. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия, как отмечалось выше, получили значительную часть иностранных инвестиций с начала 90-х годов, И хотя по абсолютной сумме иностранных инвестиций Россия занимает 2-ое место после Венгрии, это не должно вводить в заблуждение. Так, в Венгрии уже 17% предприятий имеют в своем капитале иностранную долю, а в странах бывшего СССР — только 0,2%.

2.2 Инвестиционный климат в России и РД

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата (ИК).

Инвестиционный климат —

В настоящее время инвестиционный климат в России, в основном, является неблагоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций. Политическая нестабильность, экономич еский кризис, разгул преступности и другие «прелести» переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степени их риска во всех странах мира.

При оценке предпринимательских рисков по странам мира рассчитывались взвешенные значения одиннадцати наиболее важных факторов риска, включая задолженность, наличие средств на текущих счетах, политическую стабильность.

Поддерживая точку зрения о недостаточно благоприятном инвестиционном климате России для иностранных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов и то, что крупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны Западу. Причем, как в экономическом, так и в политико-экономическом аспекте в инвестиционной политике промышленно развитых стран по отношению к России все еще остаются отголоски, рецидивы «холодной войны», которые вряд ли исчезнут автоматически. Российское руководство должно проводить более активную политику по привлечению иностранных инвестиций, не допуская втягивания страны в интеграцию с мировым хозяйством на невыгодных условиях.

Следует признать также наличие негативного влияния на иностранных инвесторов не отвечающей мировым стандартам проработки российских инвестиционных проектов. Так, по данным Президента Всемирного банка еще в начале 2000 г. российский портфель проектов считался одним из самых неудачных во Всемирном банке, — лишь 39% проектов имели удовлетворительный рейтинг реализации. Через год этот показатель вырос до 65%, но все еще остается малоудовлетворительным.

Какие факторы играют положительную роль в привлечении ин, Это, прежде всего:

богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.);

огромный внутренний рынок;

достаточно высокий уровень базового образования кадров, способных к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;

относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;

  • отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;

6)осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов;

7)возможность получения сверхприбыли.

Несмотря на это, удельный вес России в международных инвестициях в «новые рынки» составляет всего 0,5%. Остальные 90 % приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину, Турцию, Чили, другие развивающиеся страны и НИС.

Как свидетельствует зарубежный опыт, одним из важнейших факторов по привлечению иностранного капитала является наличие благоприятной правовой обстановки, стабильной законодательной базы, обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов.

Современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют более 30 законов и равнозначных законам Ук азов Президента. Действует также ряд конкретных ведомственных инструкций. По своему характеру эти документы подразделяются на две группы.

Первая группа, Вторая группа

В соответствии с этим законом инвестором в РФ могут быть иностранные физические, юридические лица, лица без гражданства, иностранные государства, международные организации.

Иностранные инвестиции могут быть долевыми, т. е. использовать форму совместного предприятия, или полностью принадлежать иностранным инвесторам, т. е. предприятия, основанного исключительно на иностранных инвестициях. Для регистрации крупных предприятий (с инвестициями более 100 млн. руб.) требуется специальное разрешение Правительства РФ.

Законодательство не предусматривает каких-либо официально закрытых для иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов страны. Но на практике такие ограничения существуют. Так, хозяйственная деятельность в ряде отраслей требует получения специальной лицензии.

Весьма важным компонентом инвестиционного климата является налоговый режим.

В РФ пока сохраняется весьма сложная и тяжелая система налогообложения. В соответствии с «Законом об иностранных инвестициях в РСФСР» и другими законодательными актами предусмотрена возможность льготного налогообложения для частного иностранного капитала, который действует в приоритетных отраслях хозяйства и отдельных регионах.

Становление нового режима внешнеэкономических связей привело к появлению множества различных документов с правилами таможенного и лицензионного регулирования импорта и экспорта. Объективные причины, связанные с коррумпированностью чиновников, скрытое сопротивление предприятий-монополистов (как крупных, так мелких и средних), собственные нарушения предприятий с иностранными инвестициями, содействуют ухудшению инвестиционного климата.

По оценкам иностранных предпринимателей отношение российских властей к зарубежным инвестициям декларативно чрезвычайно благоприятное, фактически же стимулы и гарантии для иностранных инвестиций не удовлетворяют интересы иностранных инвесторов. Власти не могут предложить ни адекватной структурной политики, ни долгосрочных льгот (по налогам, таможенному режиму, реинвестированию, репатриации прибылей и др.).

Кроме того, они постоянно меняют «правила игры» в зависимости от изменения экономической и политической ситуации.

Вместе с тем, Правительство РФ, субъекты Федерации делают попытки улучшения инвестиционного климата, налаживания привлечения иностранных инвестиций.

Госдумой РФ приняты поправки к закону «Об иностранных инвестициях», принят «Закон о свободных экономических зонах». Действуют международные и российские организации, занимающиеся вопросами содействия инвестициям в экономику России: Госинкор, Российская финансовая корпорация, Росзарубежцентр и др. Однако информационное обслуживание инвесторов и всех, кто хотел бы работать на российском рынке, все еще не находится на должном уровне. Для улучшения этой ситуации ещё в середине 1995 г. был создан Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ. Используя зарубежный опыт, эта организация предполагает привлекать инвестиции по всему миру с помощью сети специальных инвестиционных агентств, которые работают по аналогии с продажей товаров: изучают потребности инвесторов, предоставляют всю необходимую информацию для принятия решений, помогают заключать контракты, оказывают поддержку после «продажи» инвестиций. В том же направлении будет работать и Международный инвестиционный союз (МИС), одним из инвесторов которого выступил Российский центр содействия иностранным инвестициям. Функционирует Консультативный совет по иностранным инвестициям. В его состав входят 25 руководителей крупнейших западных компаний, инвестирующих в Россию («Пепсико», «Пратт энд Уитни» и др.).

Планируется также серьезно усовершенствовать российское налоговое законодательство, ввести определенные коррективы в ход приватизации. В частности, перейти от массовой и быстрой продажи предприятий к «точечным» продажам, ориентированным на повышение эффективности производства.

Важным документом в области регулирования притока и функционирования иностранных инвестиций в экономику России стал Закон «О соглашениях о разделе продукции». Законом установлены правовые основы отношений, которые возникают в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории России. Право пользования инвестором участком недр удостоверяется лицензией, которая выдается ему органом исполнительной власти Российской Федерации.

Основные факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность Республики Дагестан:

*выгодное

наличие дешевых энергоносителей (электроэнергия, нефть, газ):

  • развитая транспортная инфраструктура;
  • наличие правовой базы, поддерживающей инвестиционную деятельность (гарантии прав инвесторов, льготный налоговый режим для инвесторов);
  • наличие квалифицированных трудовых ресурсов;
  • наличие природных ресурсов.

    Наибольшая доля, Таблица 1, Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики, млн.

руб. (до 1998 года — млрд. руб.)