Инвестиционная политика региона на материалах Краснодарского края

Активизация инвестиционной деятельности способствует подъёму и дальнейшему развитию экономики, с помощью инвестиций создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, расширяются действующие производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг. Выигрывает и государство, получающее дополнительные налоговые поступления.

Ключевой проблемой инвестиционной политики практически для всех регионов стал поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в региональные инвестиционные проекты. Однако в настоящее время заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Одним из таких регионов является Краснодарский край, последние годы уверенно занимающий лидирующие позиции по уровню социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности.

Степень научной разработанности темы представляется недостаточной. Особенностью современного состояния изученности темы является отсутствие обобщающих трудов, комплексных исследований, монографических работ, рассматривающих целостные характеристики региональной политики в области привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики.

Эволюцию вопроса можно условно разделить по проблемному принципу, разбив ее на степень изученности мирового опыта, российской практики и регионального развития привлечения инвестиций.

По отдельным аспектам исследуемой проблемы издано и продолжают издаваться большое количество работ, сборников научных трудов и докладов, материалов конференций, которые принадлежат Т. Г. Морозова [1], Булатов А.С. [2], Глазьев С. [3] и др.

Объектом исследования являются инвестиционная политика Краснодарского края.

Предмет исследования – результаты развития приоритетных направлений инвестиционной политики региона.

Цель дипломной работы состоит в изучении специфики региональной инвестиционной политики с учетом ее ориентации на приоритетные направления.

Поставленная цель может быть достигнута через решение

  • рассмотреть основные понятия, принципы, элементы системы управления региональной инвестиционной политики;
  • установить роль инвестиций в экономическом развитии регионов России в современных условиях;
  • обосновать необходимость проведения продуманной политики в области создания инвестиционного климата;
  • изучить сущность регионального маркетинга как инструмента привлечения инвестиций в регион;
  • изучить теоретические основы управленческой деятельности по привлечению инвестиций в экономику региона;
  • проанализировать основные итоги инвестирования в приоритетные отрасли экономики Краснодарского края;
  • предложить пути по повышению инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей экономики Краснодарского края.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют законы РФ, законодательные акты Краснодарского края, касающиеся вопросов разработки и формирования инвестиционной политики в области социально-экономического развития регионов.

18 стр., 8669 слов

Инвестиционная политика предприятия и проблемы привлечения инвестиций

... ресурсов и с учетом привлечения внешних источников; выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций. Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики предприятия. ...

Эмпирической базой исследования явились данные государственной статистики, материалы текущих архивов администрации Краснодарского края.

В дипломной работе применялись следующие методы исследования: аналитический, исторический, сравнительный, статистический.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав («Теоретические основы изучения инвестиционной политики региона», «Управление привлечением инвестиций в отрасли региональной экономики», «Инвестиционная политика Краснодарского края: развитие приоритетных направлений»), заключения, списка использованных источников.

1 Теоретические основы инвестиционной политики региона

1.1 Фундаментальные основы формирования региональной инвестиционной политики

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любого региона России особенно в условиях постоянного недофинансирования со стороны федерального центра. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост региона, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.

Поэтому проблема, связанная с формированием эффективных инвестиционных взаимоотношений в регионе заслуживает серьезного внимания, особенно в настоящее время – время укрупнения субъектов рыночных отношений и передела собственности. Необходимо отметить, что инвестиционная деятельность в современных условиях тесно связана с умением, с одной стороны, разработать эффективный инвестиционный план или проект, а затем обеспечить определенные ими ограничения по ресурсам и реализовать заданный уровень качества продукции проекта, а с другой – повысить инвестиционную привлекательность объектов инвестирования.

В настоящее время остро встает вопрос о необходимости формирования инвестиционной политики в регионе. Это особенно актуально, так как беспрецедентные перемены, произошедшие в России и связанные со структурной перестройкой российской экономики, требуют особого подхода к данной проблеме.[1]

Цель инвестиционной политики – создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями обычно понимаются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить приемлемую для инвестора и для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду в виде, например, прибыли от инвестиций. В этой связи, основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона – повышение бюджетной эффективности экономики региона.

3 стр., 1241 слов

Государственная инвестиционная политика (26 стр.)

... Предмет работы - государственная инвестиционная политика. Объект работы - государственная инвестиционная политика России. Цель работы – исследование государственной инвестиционной политики. Задачи работы: изучить сущность государственной инвестиционной политики; изучить инструменты государственной инвестиционной политики; провести оценку эффективности государственной инвестиционной политики в ...

Повышение бюджетной эффективности региона – положительное изменение регионального бюджетного сальдо, то есть либо инвестиции должны привести к росту доходов, либо к снижению расходов регионального бюджета.

По мнению исследователей, основными условиями проведения разумной и привлекательной для инвесторов политики являются следующие условия [2]:

  • доступная и полная информация об объектах;
  • установленная и прописанная процедура получения прав;
  • критерии определения победителей в случае тендеров за право;
  • понятный механизм оценки стоимости прав;
  • государственный институт регистрации прав;
  • государственные меры стимулирования и поддержки инвесторов.

В соответствии с заданными условиями могут быть сформулированы следующие задачи инвестиционной политики региона:

  • повышение общей инвестиционной привлекательности региона;
  • формирование новых источников налоговых и рентных платежей;
  • образование новых рабочих мест;
  • развитие инфраструктуры региона;
  • восстановление исторических объектов на территории региона;
  • формирование здоровой конкурентной среды;
  • поддержание благоприятного экологического климата в регионе;
  • создание условий для развития малого бизнеса на базе объектов недвижимости (прачечные, химчистки, парикмахерские, аптеки и т. п.).

Для достижения изложенных выше задач, при заранее сформулированных условиях, инвестиционная политика региона, используя предоставленные законодательством полномочия, основывается на принципах:

Рассмотрим подробнее принципы поддержки и стимулирования инвесторов.

1) Предоставление поручительств, дотаций, компенсаций. Все решения о предоставлении поручительств, дотаций и компенсаций из средств регионального бюджета принимаются на основании анализа и сопоставления критериев социальной значимости и экономической эффективности инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации.

2) Экономическая эффективность должна иметь денежное выражение через рассчитываемую текущую стоимость ожидаемого прироста налоговых поступлений и прочих обязательных сборов и платежей в бюджет Республики от реализации инвестиционных проектов. Расчет денежного выражения экономической эффективности от каждого конкретного проекта выполняется в соответствии с утверждаемой методикой.

3) Социальная значимость должна иметь денежное выражение через сумму затрат на приближение социальной функции инвестиционного проекта к устанавливаемым органами власти региона нормативам. Таким образом, реализация инвестиционного проекта должна приводить к сокращению обязательных расходов регионального бюджета на развитие тех или иных социально значимых направлений.

4) Предоставление налоговых льгот. В регионе по ряду налогов могут быть установлены ставки более низкие, чем в других регионах. Например, ставка налога на прибыль может быть установлена в размере 20%, ставка налога на прибыль банков и страховщиков – 22% (в большинстве субъектов Федерации ставки соответственно составляют 22% и 30%).[4]

В дополнение к представленному налоговому окружению, органами власти региона может быть разработан пакет законов, направленный на активизацию инвестиционной деятельности, направленной на создание основных производственных фондов и, в первую очередь, строительства и реконструкции объектов недвижимости.

13 стр., 6375 слов

Экономическое моделирование проекта инвестиционной политики

... работы - провести экономическое моделирование проекта инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: В теоретической части работы рассмотреть теоретические аспекты формирования инвестиционной политики предприятия, определить инвестиционную ... капитала инвестора в объекты инвестирования через финансовых ... деятельности, в иных регионах и т.п. Базовые ...

5) Предоставление льгот по аренде. При предоставлении в аренду земельных участков для осуществления капитального строительства или реконструкции объектов недвижимости арендная ставка устанавливается на уровне 0,25% от расчетной на период проектно-изыскательских работ, но не более одного года и 0,3% на период нормативного срока строительства. Предоставление подобной льготы позволяет отчасти снизить организационные расходы инвестиционного проекта в наиболее сложный и рискованный период.

6) Предоставление отсрочек и рассрочек. Данная мера стимулирования инвестиционной деятельности и поддержки инвесторов также ориентирована на смещение затратной тяжести инвестиционного проекта на этап выхода на запланированные мощности. Инвесторам в недвижимость предоставляется возможность отсрочек и рассрочек по платежам в бюджет региона за предоставление объектов недвижимости и прав на них на инвестиционных условиях.