Особенности исчисления страхового стажа

Дипломная работа

Конституция в статье 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Страховой стаж играет немало важную роль в реализации таких прав, как право на страховые пенсии, пособия по безработице, пособия по временной нетрудоспособности. Кроме этого, наличие и продолжительность страхового стажа влияют и на размер социального обеспечения.

Нормативная база, регулирующая отношения по социальному обеспечению, довольно обширна и не кодифицирована. И, поэтому нормы, касающиеся страхового стажа, зачастую содержаться в разных законах и порой не соответствуют друг другу. Для граждан важно знать, на что и как влияет страховой стаж, какие права дает, в каком порядке исчисляется, а отмеченные несоответствия затрудняют понимание как у простых граждан, так и у специалистов в данной сфере.

Актуальность института страхового стажа обусловлена в настоящее время в связи с существенными изменениями в области законодательства, регулирующего данный институт. Во-первых, утратил силу Федеральный Закон № 173 № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и был принят новый закон, а именно Федеральный Закон № 400 «О страховых пенсиях». Действующее на сегодняшний день пенсионное законодательство включило в себя изменения по продолжительности необходимого стажа работы для выхода на пенсию, была определена новая категория, такая как индивидуальный пенсионный коэффициент, так же произошли изменения по правилам подсчета страхового стажа. Представляется необходимым понимать, что сейчас представляет собой категория страховой стаж, а также порядок и правила его исчисления.

Целью работы является рассмотрение института страхового стажа как категории права социального обеспечения отдельных категорий граждан и определение проблематики в данном вопросе с последующим ее решением.

В соответствии с целью выделяются следующие задачи:

1. рассмотреть понятие и значение страхового стажа в праве социального обеспечения;

2. проанализировать правовое регулирование института страхового стажа;

3. рассмотреть порядок исчисления страхового стажа на основе законодательной базы Российской Федерации, выявить проблемы в исчислении страхового стажа при совпадении нескольких период работ и предложить пути решения выявленных проблем;

26 стр., 12526 слов

Государственные пособия гражданам, имеющим детей. пособия гражданам ...

... гражданам, имеющим детей в виде предоставления единовременных или ежемесячных пособий, назначение и размер, которых регулируется федеральным законодательством. Дипломная работа на тему пособия гражданам имеющим детей ... пособий гражданам, имеющим детей в связи с их рождением и воспитанием, что закреплено Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей. Данный Федеральный закон ...

4. выявить проблемы в исчислении страхового стажа отдельных категорий работников и определить пути решения данных проблем.

Объектом является пенсионные правоотношения, связанные с исчислением страхового стажа отдельных категорий работников.

Предметом исследования являются нормы действующего пенсионного законодательства, регулирующие порядок исчисления страхового стажа отдельных категорий работников.

Методологическую основу работы составляют общие и частно- научные методы исследования. Исторический метод был использован при исследовании развития законодательства о страховом стаже. Сравнительно- правовой метод исследования применялся при анализе законодательства Российской Федерации и её субъектов, а также международно-правовых норм в области страхового стажа. Формально-юридический метод был применен при анализе действующего законодательства, исследовании порядка исчисления страхового стажа отдельных категорий работников, разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства. Метод системного анализа — при определении значения конкретных видов страхового стажа в материальных правоотношениях по социальному обеспечению.

Теоретической основой послужили научные труды российских ученых, исследователей области права социального обеспечения, а именно, труды Сулеймановой Г.В., Вихрова Д.Г., Гусовой К.Н., Балашовой Е.Ф., Дмитрова В.А.

Эмпирическую базу составили: законодательство Российской Федерации и подзаконные нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения, нормативные акты Пенсионного Фонда Российской Федерации и его территориальных органов по реализации пенсионной реформы.

Предложения, выносимые на защиту

По итогам рассмотрения вопросов, связанных с порядком исчисления страхового стажа, мы хотели бы внести следующие предложения.

1. При совпадении по времени периода работы (иной деятельности) и периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, лицом, достигшим возраста 80 лет, или периода ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитывать в страховой стаж оба периода. То есть внести в правило календарного порядка исчисления страхового стажа исключение. Для этого предлагаем ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» изложить в следующей редакции:

«Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи».

Так же предлагаем дополнить ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» частью 1.1 следующего содержания:

«В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьей 11 и пунктами 3 или 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитываются оба периода».

2. Закрепить в законодательстве Российской Федерации положение относительно подтверждения факта работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте или полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, а также положение о доказательственной базе по данному факту. Для этого предлагаем дополнить ч. 6 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» и изложить ее в следующей редакции:

10 стр., 4693 слов

Трудовые пенсии в Российской Федерации

... февраля 2011 года трудовые пенсии выросли на 8,8%. апреля 2011 года социальные пенсии выросли на 10,27%. Повышение уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации с 1 февраля 2011 ... частями будущей трудовой пенсии: страховой и накопительной. Страховые взносы работодателей за граждан, родившихся до 1967 года, поступают на страховую часть. В 2002-2004 годах страховые взносы за мужчин 1953-1966 ...

«При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Факт работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности подтверждается в соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона».

3. Предлагается внести поправку в Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» № 1015, а именно дополнить данное Постановление пунктом следующего содержания:

«Периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы при условии полной занятости в режиме рабочего времени с несовершеннолетними детьми независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад)».

4. Видится целесообразным дополнить статью 13 Федерального Закона №400 «О страховых пенсиях» следующим пунктом: «Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу в качестве летно-испытательного состава учитывать период работы, за то время, когда лицо не осуществляло налетов вообще, в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии».

Данная работа состоит из введения, шести параграфов, объединенных в две главы, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретико-правовые аспекты категории стахового стажа

1.1 Понятие и значение страхового стажа

исчисление страховой стаж

В период действия программы реформы пенсионного обеспечения, проводимой в России, возникли проблемы, связанные с нарушением финансовой сбалансированности финансового бюджета и снижение уровня жизни пенсионеров. При взаимодействии всех факторов наиболее выражено данный факт проявился в уменьшении связи между размером назначаемых пенсий и продолжительностью трудового стажа, несоответствие размера пенсии прожиточному минимуму пенсионера.

В современном же обществе, социальное обеспечение перестало выступать в качестве облагодельствования. Социальное обеспечение является особым институтом государства, поскольку представляет собой социальную гарантию достойного развития каждого члена общества и сохранения средств к существованию при наступлении каких-либо социальных рисков (нетрудоспособность, выход на пенсию и т.д.).

В связи с этим огромное значение в жизни каждого гражданина приобретает страховой стаж1.

Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила законодательное закрепление в нормах такого правового института в системе отрасли права социального обеспечения, как институт страхового стажа2.

10 стр., 4601 слов

Страховой и трудовой стаж в российском законодательстве

... очевидна, так как страховой и трудовой стаж - это одно из тех составляющих, которые необходимы для получения социального обеспечения. Поэтому целью данной работы является рассмотрение страхового и трудового стажа в российском законодательстве. Для раскрытия ...

Пенсионное обеспечение неразрывно связано и появление института страхового стажа, который является обязательным элементом любой страховой системы.

Страховой стаж является одной из новейших категорий в праве социального обеспечения. Для развития пенсионной системы России была разработана концепция реформы пенсионной системы в 1995 году. Суть пенсионной реформы, основной этап которой начался в 2002 году, заключалась в создание механизма, обеспечивающего соответствие условий предоставления и установления размеров пенсии объему участия в социальном страховании конкретного лица. Этот объем зависит от продолжительности страхования и величины страховых взносов в Пенсионный фонд России, что определяется путем ведения персонифицированного учета уплаты страховых взносов. Согласно законам «О пенсионном обеспечении», «Об обязательном страховании», «О страховых пенсиях» приоритетом при определении размера пенсий является страховой стаж.

Впервые понятие страхового стажа в социальном законодательстве было дано в Федеральном Законе №27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования». Тогда он определялся как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы1. Страховой стаж должен был заменить традиционную для российского пенсионного права категорию общего трудового стажа, но тогда этого не произошло и данное определение было исключено2. Уже, в более позднем нормативном правовом акте — Федеральном законе №165 «Об основах обязательного социального страхования» трудовой (страховой) стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов3, причем это определение не ставит страховой стаж в какую-либо зависимость от трудовой или иной общественно-полезной деятельности, то есть законодателя не интересует работает гражданин или нет.

Данные законы не предусматривали порядка учета и исчисления страхового стажа, и до 01.01.2002 года страховой стаж исчислялся по условиям и нормам ст. 89 Закона № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях». В ныне действующем законе, страховой стаж определяется как учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж1. Теперь законодатель указывает, что величина страхового стажа влияет на размер страховой пенсии. Определение страхового стажа не содержало такого положения в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, положение о том, что величина страхового стажа не влияет на размер пенсии, содержало и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 № 252-О «По запросу Думы Чукотского автономного округа о проверке конституционности пункта 1 статьи 12, пункта 1 статьи 14 и пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»». В пункте 2 данного Определения указывалось, что под страховым стажем — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, его величина не влияет на размер трудовой пенсии».

12 стр., 5625 слов

Страховой стаж и трудовая пенсия по старости

... (страховой стаж) на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. 2. Структура трудовой пенсии по старости, источники финансирования разных её частей Трудовая пенсия по старости ...

Федеральный закон №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» страховой стаж определялся как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд …, а в Федеральном законе №400 «О страховых пенсиях» это уже суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

Новая формулировка представляется более правильной. В первом определении, предлог «в течение» демонстрирует скорее временное отношение между работой (иной деятельностью) и уплатой страховых взносов. То есть, может возникнуть мысль, будто периоды работы (иной деятельности) и уплата страховых взносов связаны друг с другом только тем, что совпадают по времени их осуществления. Второе же определение даёт более чёткое представление об их взаимосвязи. Если обратиться к Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который регулирует порядок исчисления и уплаты страховых взносов, то мы увидим, что начисление и уплата страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (то есть организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями), происходит следующим образом. Плательщики страховых взносов начисляют страховые взносы на сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, гражданско- правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа и др. за расчётный период, исходя из величины этих выплат и тарифа страховых взносов. Далее в течение расчётного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в Пенсионный фонд. Таким образом, новое определение страхового стажа полнее отражает существующую последовательную связь между осуществлением работы (иной деятельности) и начислением и уплатой страховых взносов.

В этой формулировке закона учтена и правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 10.07.2007 г. №9-П, о правомерности исчисления страхового стажа лиц, работавших по трудовому договору, исходя из начисленных страховых взносов1. Таким образом, для образования страхового стажа будет достаточно факта начисления страховых взносов2.

Правовое регулирование вопросов включения в страховой стаж периодов работ и иной деятельности осуществляется в соответствии с новыми правилами, которые утверждены ФЗ «О страховых пенсиях». Термин «работа» в экономическом смысле употребляется при осуществлении трудовой деятельности, участии в труде, выполнении человеком определенного круга поручений3. Таким образом, статья 11 Федерального закона №400 «О страховых пенсиях» ориентирована на урегулирование прав тех застрахованных лиц, которые трудятся. В соответствии с положениями данной статьи в страховой стаж граждан включаются периоды работ и иной деятельности, который выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Таким образом, к кругу застрахованных лиц относятся лица, застрахованные в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данный закон отмечает, что застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие трудовую деятельность на условиях, предусмотренных законодательством.

14 стр., 6635 слов

Страховая пенсия по старости

... назначения страховых пенсий по инвалидности. Цель курсовой работы заключается в выявлении особенностей назначения страховых пенсий по старости. Задачи: 1)определить сущность пенсионного страхования в РФ; 2)изучить понятие страховой пенсии по старости и условия ее назначения; )рассмотреть порядок назначения страховой пенсии по старости; ...

Федеральный закон №400 «О страховых пенсиях» в статье 12 устанавливает перечень «нестраховых» периодов, засчитываемых в страховой стаж, который соответствует перечню «нестраховых» периодов, определенных Федеральным Законом № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Изменения коснулись и такого периода, как уход одним из родителей за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. Продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет увеличена до 6 лет в общей сложности. Этот период может быть засчитан в страховой стаж, как матери, так и отцу ребенка в зависимости от того, кто из родителей осуществлял уход за ребенком1. В страховой стаж засчитывается период получения пособия по беременности и родам, то есть отпуск по беременности и родам, предусмотренный для женщин ст. 225 Трудового Кодекса Российской Федерации. Время нахождения женщины в отпуске по беременности и родам включается так же в стаж на соответствующих видах работы, т.е в так называемый специальный страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Однако, данный период засчитывается только с условием, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам осуществлялся до 06.10.1992 г2.

Соответственно, здесь возникает казус, порождающий проблемы и в практике. Как мы видим, в случае если женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком после 06.10.1992 г., то период не засчитывается в специальный страховой стаж для назначения досрочной пенсии. В данной ситуации ухудшается положение лиц, имеющих детей после 06.10.1992 года рождения, что противоречит конституционным нормам, то есть правовой акт ухудшающий положение граждан не может быть введен в действие.

Таким образом, с целью реализации пенсионных прав в полном объеме целесообразно дополнить Постановление Правительства РФ №1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», содержащий положение о том, что отпуск по уходу за ребенком женщиной включается в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в случае выполнения работ (иной деятельности) на должностях, предусмотренных статьей 30 Федерального Закона №400 «О страховых пенсиях». Изменения необходимы в целях обеспечения равных прав граждан на назначение пенсий.

Законодательство предусматривает в этом случае выделение Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховых пенсий1. Сумма данных средств за каждое лицо включается в его расчетный пенсионный капитал, то есть у гражданина, имеющего в стаже периоды ухода за ребенком, происходит увеличение размера страховой пенсии. Сумма средств на возмещение определяется путем умножения действующей на день установления страховой пенсии стоимости страхового года на продолжительность нестраховых периодов. Стоимость страхового года определяется Правительством Российской Федерации исходя из тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 1 января календарного года, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным Законом №82 «О минимальном размере оплаты труда» на указанную дату и зависит от каждого из этих показателей. Фактически она определяется путем начисления тарифа страховых взносов на минимальный размер оплаты труда в год.

10 стр., 4983 слов

Страховая Пенсия По Старости

... При этом само право на обязательное пенсионное страхование реализуется только в случае уплаты установленных страховых взносов. право на страховую пенсию по случаю потери кормильца Нетрудоспособными ... на страховую пенсию по случаю потери кормильца независимо от продолжительности его страхового стажа; - — иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при ...

К иным периодам деятельности, которая засчитывается в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом №400 «О страховых пенсиях» относятся такие периоды как, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, период получения пособия в период временной нетрудоспособности, период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и в ссылке, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Учет иных периодов работ и деятельности осуществляется только в случае, если им предшествовал период работы.

Порядок исчисления страхового стажа установлен Федеральным законом №400 «О страховых пенсиях» в статье 13 и аналогичен порядку исчисления страхового стажа, предусмотренному Федеральным Законом №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за исключением следующих особенностей:

1) в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства;

2) при исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», под периодами службы, предшествовавшими назначению пенсии по инвалидности, либо периодами службы, работы и (или) иной деятельности, учтенными при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской

Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, понимаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности;

3) При исчислении страхового стажа лиц, выполнявших в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторов произведений, получавших в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев);

12 стр., 5743 слов

Фонд социального страхования Российской Федерации

... других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении, создан Фонд социального страхования Российской Федерации. Правовой статус, порядок создания и ликвидации регламентированы в Законе об основах обязательного социального страхования, в Законе об обязательном социальном страховании от несчастных случаев ...

4) при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до 01.01.2015 и засчитываемые в страховой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Принципиальным отличием новых законов является то, что, в соответствии, с Федеральным Законом №400 «О страховых пенсиях» для получения права на страховую пенсию необходимо иметь не менее 15 лет страхового стажа, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж1. При этом, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, поднимается постепенно. В 2015 году необходимая для назначения пенсии продолжительность страхового стажа составляла 6 лет, в 2016 г. — 7 лет, в 2017 г. — 8 лет, в 2018 г. — 9 лет, и так будет происходить увеличение до тех пор, пока страховой стаж не достигнет 15 лет.

Согласно положениям, статьи 8 данного закона, право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие 60 лет и женщины, достигшие 55 лет. Стоит учитывать тот факт, что если при наступлении преклонного возраста у гражданина отсутствует необходимое количество страхового стажа, то страховая пенсия назначаться не будет. В данном случае, у лица возникнет право на социальную пенсию.

Значение страхового стажа велико во многих сферах. Страховой стаж учитывается при предоставлении оплачиваемых отпусков, занятии определённых должностей. Наибольшее значение проявляется в регулировании правовых отношений, связанных с социальным обеспечением, поскольку с ним связывают право на получение материального обеспечения (страховой пенсии), а также размер этого материального обеспечения (пособие по временной нетрудоспособности).

Значение страхового стажа имеет в пенсионном обеспечении состоит в том, что он является основанием для получения пенсии по старости и инвалидности от общего заболевания, а также пенсии по случаю потери кормильца. Помимо этого, со страховым стажем связана возможность досрочного выхода на пенсию по старости. От страхового стажа будет зависеть как само право на пенсию, так и ее размер1.

Стоит учитывать, что страховой стаж имеет место не только у наемных работников, но и у других субъектов, которые самостоятельно вносят страховые платежи, к таким субъектам можно отнести: работающих на основании гражданско-правового договора, частных нотариусов, частных детективов, частных охранников.

13 стр., 6464 слов

Основы расчета величины пенсий в Российской Федерации

... Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн. Большинство из них (примерно 95 %) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для ... страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчета стажа ... доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. При этом учитывалось, что за ...

На основе анализа законопроектов, которые были разработаны в ходе Пенсионной реформы, необходимо выделить такой вид стажа как стаж государственный службы, который не является страховым. Данный вид стажа выделен в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Стаж государственной гражданской службы представляет собой суммарную продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемой при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии1. Указанное определение не связывает ни трудовую, ни иную деятельность государственных служащих с уплатой страховых взносов. Следовательно, право на пенсию не зависит от уплаты страховых взносов и сформированного в связи с этим капитала и, соответственно, данный вид стажа не является страховым2.

Юридическое значение страхового стажа раскрывается с применением в пенсионной системе такого элемента как индивидуальный коэффициент пенсионера. При конвертации пенсионных прав застрахованных лиц индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности страхового стажа на отношение среднемесячного заработка за установленный период из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате, установленной по стране за тот же период. Причем стажевый коэффициент определяется, только с учетом страхового стажа3.

Поскольку с 01.01.2015 года был введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчет размера пенсий в системе обязательного пенсионного обеспечения, то соответственно изменению подлежали и условия выхода на пенсию, где было введено наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов), который равен не менее 30 баллам. Соответственно, с 01.01.2015 года минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента, при котором возникает право на назначение страховой пенсии, установлена в размере 6,6, причем с каждым последующим годом она будет увеличиваться на 2,4 и к 2025 году достигнет 30.

Под годовым пенсионным коэффициентом понимается параметр, в соответствии с которым будет оцениваться каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженное на 10. Гражданин вправе выбрать каким образом будут накапливаться пенсионные накопления1:

  • а) в случае отказа от формирования пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования, работодатель будет уплачивать за него страховые взносы на формирование его страховой части пенсии по тарифу 16%;
  • б) в случае, если гражданин выберет тариф 6% на формирование накопительной части пенсии, то на формирование его страховой части пенсии будет направляться страховые взносы по тарифу 10%.

Из страхового стажа можно выделить такой вид стажа, как специальный страховой стаж, с которым связана возможность досрочного ухода на пенсию. Право на такую пенсию имеют лица, занимающиеся определенной профессиональной деятельностью. К ним относятся педагоги, медицинский персонал, актеры, лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лица, работающие в тяжелых и вредных условиях труда. Размер пенсий данной категории лиц исчисляется так же в связи с наличием определенного страхового стажа работы и по правилам Постановлений Правительства Российской Федерации, так как именно в этих правилах урегулированы правила и порядок исчисления специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии. Специальный страховой стаж имеет особое значение, поскольку при наличии данного вида стажа назначаются досрочные страховые пенсии по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере и в местностях, к ним приравненных, пенсии за выслугу лет.

1.2 Правовое регулирование порядка исчисления страхового стажа

Социальное обеспечение начинало свое развитие еще со времен РСФСР, а именно отправной точкой стало принятие закона РСФСР от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР». Именно в то время, институт трудового стажа стал одним из ключевых. Законом была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно-полезной деятельности. Она охватила лиц, работающих по трудовому договору, членов колхоза, кооперативных организаций, индивидуальных предпринимателей и других категорий граждан, подлежащих государственному социальному страхованию. Таким образом, Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» явился первым страховым законом, в котором была предпринята попытка практической реализации страховых принципов государственной системе пенсионного обеспечения. Однако, идея регулирования пенсионного обеспечения на основе норм единого пенсионного закона не удалась1.

При проведении пенсионной реформы в 2001 году институт трудового стажа теряет свое значение и ему на смену приходит институт страхового стажа. В связи с этим была необходимость в разработке пенсионного законодательства. Тогда и принимаются три ключевых закона, а именно Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном обеспечении в РФ», Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ».

В настоящее время институт страхового стажа регулируется рядом нормативных актов, среди которых выделяются нормативные правовые акты различного уровня.

Во-первых, это международно-правовые акты. Среди таких международных актов можно выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах- участниках Содружества Независимых Государств от 28 ноября 1998 года. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Во-вторых, это законодательные акты, например, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ. Однако, в Трудовом кодексе Российской Федерации нет урегулирования порядка исчисления трудового стажа, и даже не дается его определение. При этом, можно выделить статью 314 Трудового Кодекса Российской Федерации, которая посвящена вопросу страхового стажа. В ней закрепляется положение о том, что порядок установления и исчисления страхового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом1. Таким образом, Трудовой Кодекс Российской Федерации отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

К числу законодательных актов так же следует отнести Федеральные законы Российской Федерации, которые посвящены институту страхового стажа, а именно:

1 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002 №1, ст.3.

а) Федеральный Закон № 400 «О страховых пенсиях»;

  • б) Федеральный Закон №166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • в) Федеральный Закон №167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.

В-третьих, это подзаконные нормативные акты. К данной категории относятся Постановления Правительства Российской Федерации, в связи с которыми осуществляется исчисление специального страхового стажа, а также определяются должности, профессии за которые назначается досрочная страховая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, выслугой лет. Среди Постановлений Правительства ключевыми являются: а) Постановление Правительства РФ № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 25.03.2013

Данное Постановление дополнено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»;

  • б) Постановление Правительства №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»;
  • в) Постановление Правительства РФ № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости»;

— Постановления Правительства Российской Федерации содержат более конкретизированные положения к ФЗ №400 «О страховых пенсиях» и регулируют вопросы в отношении порядка и правил подсчета специального страхового стажа на соответствующих видах работ.

Стоит отметить, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности страхового стажа происходит в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, и может осуществляться, в том числе, и конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пенсионная система претерпевала изменения и в 2015 году. Законную силу утратили ранее действующие правовые акты и, соответственно, были разработаны новые, которые регулируют вопросы, связанные с институтом страхового стажа. Первостепенным является Федеральный закон №400 «О страховых пенсиях», который устанавливает определение страхового стажа, указывает категории лиц, имеющих право на страховые пенсии и условия назначения данных пенсий, а так же периоды работ, засчитываемые в страховой стаж и порядок подсчета и подтверждения страхового стажа. Данный закон также закрепляет право граждан на досрочное пенсионное обеспечение (досрочные страховые пенсии) в связи с особыми условиями труда или на определенных должностях.

Утверждается и Постановление Правительства Российской Федерации № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», в котором существенным моментом являются новые правила подсчета страхового стажа.

Согласно правовой позиции Постановления №9-П Конституционного суда Российской Федерации, которую он неоднократно высказывал в своих решениях1, нормы, изменяющие правовое регулирование, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового законодательства и в связи с этим в ФЗ №400 «О страховых пенсиях» предусмотрено следующее положение. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы или иной деятельности, которые имели место до дня вступления в законную силу Федерального Закона №400 «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы могут включаться в страховой стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Поскольку на институт страхового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных правовых актов, можно сказать, что это является недостатком в пенсионном законодательстве. С нововведениями действуют так же и ряд устаревших нормативных актов, что вызывает несостыковки и противоречия. Так же, в связи с большим количеством нормативных правовых актов, на практике возникают проблемы при их применении. Это сказывается не только на работе и деятельности судов, органов Пенсионного Фонда Российской Федерации, но также и на обычных гражданах, так как не многие граждане знают, что сейчас институт страхового стажа является подменой такого понятия, как трудовой стаж, также не представляют, как происходит порядок исчисления страхового стажа.

Для полного и точного восприятия института страхового стажа, как обычными гражданами, так и специалистами в области права социального обеспечения, нам видится необходимым в принимаемых Законах, а именно в части заключительных положений, указывать перечень действующих нормативных актов, которые применяются в соответствии с данным законом и те, акты, которые утратили законную силу. В настоящее время по такой схеме разработан Федеральный закон «О страховых пенсиях», и в действительности, при таких изменениях применение на практике положений будет значительно улучшаться.

Сложность, многообразие, противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих трудовой стаж, затрудняет правоприменительную практику. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ 11 декабря 2012 принял постановление № 30 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», где значительное место отведено вопросам исчисления, доказательства стажа. Постановление так же регулирует вопросы, связанные с подведомственностью судам дел по спорам об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии1, что позволяет преодолеть пробелы в правовом регулировании, противоречия и коллизии, существующие в действующем законодательстве и является средством обеспечения единства судебной практики.

1.3 Порядок исчисления страхового стажа при совпадении нескольких периодов деятельности

Статья 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» регламентирует порядок исчисления страхового стажа, следующая статья (статья 14) — правила его подсчёта. Как отмечают ученые, в обеих статьях речь идет об одном и том же предмете правового регулирования — измерении продолжительности страхового стажа. Но при этом понятие порядка исчисления страхового стажа шире, нежели правила его подсчета2. Однако, как отмечалось ранее, правила исчисления страхового стажа содержит не только данный закон, но и другие нормативные правовые акты. Общие правила, которые содержаться в двух указанных статьях, более подробно конкретизированы в Постановлении Правительства №1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий». Если говорить о льготном исчислении страхового стажа, то есть специального страхового стажа, целесообразно отметить Постановление Правительства № 665.

В соответствии с законодательством предусмотрено два порядка исчисления страхового стажа.

Во-первых, согласно ч. 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховой стаж исчисляется в календарном порядке. Календарный год составляет промежуток времени с 1 января по 31 декабря. Каждые 30 дней периодов работы (иной деятельности) или иных периодов переводятся в один месяц, а каждые 12 месяцев — в год1. Во внимание не принимается то, что в некоторых месяцах 31 день, а в феврале 28 (29) дней. Учитываются не только рабочие, но и выходные, праздничные дни, а также дни отпуска.

Во-вторых, в случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона №400 «О страховых пенсиях» (то есть страховых и нестраховых периодов), при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

Это означает, что, если лицо с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года работало по трудовому договору (например, на дому) и в этот же период осуществляло уход за лицом, достигшим возраста 80 лет, в страховой стаж ему будет засчитан один год только того периода, который он выберет. Такое положение является составляющим правила календарного исчисления страхового стажа — один календарный год не может засчитываться как два календарных года. Соглашаясь с данным установлением закона в целом, мы все же хотели бы предложить внести в него некие исключения. В связи с невысоким материальным обеспечением, предоставляемым государством и многими жизненными трудностями, с которыми приходится сталкиваться таким категориям граждан, представляется необходимым иначе исчислять страховой стаж в отношении трудоспособных лиц, осуществляющих уход за инвалидами I группы, детьми- инвалидами, лицами, достигшими возраста 80 лет и в отношении родителей, осуществляющих уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Если говорить о том, на какие выплаты могут претендовать указанные категории лиц и граждане, осуществляющие за ними уход, то увидим следующее. На 2018 год размер ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, а также за престарелым, достигшим возраста 80 лет, составляет 1200 рублей1. Размер ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком- инвалидом или инвалидом с детства I группы, составляет 5500 рублей для родителя (усыновителя) или опекуна (попечителя) и 1200 рублей для другого лица2. Размер ежемесячной денежной выплаты инвалидам на 2018 год составляет: для инвалидов I группы — 3626,98 рублей; для инвалидов II группы и детей инвалидов — 2590,24 рублей; для инвалидов III группы — 2073,51 рублей. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет 40 процентов от среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия (1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей за вторым ребенком и последующими детьми)3.

Как мы видим, граждане, осуществляющие уход за перечисленными категориями лиц, порой бывают просто вынуждены совмещать и такой уход и трудовую (или иную) деятельность, выполняя работу на дому, работая в ночное время, другими способами находя выход из положения. Общая сумма, как мы видим, составляет сумму ниже установленного прожиточного минимума в Российской Федерации на 2018 год для одного человека. И здесь нам видится, что данное положение не обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, и говорить о конституционности данного положения невозможно.

И наша мысль заключается не в необходимости повышения размеров указанных выплат, пенсий, пособий, которое потребует поиска дополнительных средств финансирования, хотя и это, несомненно, важно. Мы полагаем нужным и целесообразным при совпадении по времени периодов работы (иной деятельности) и периодов ухода за инвалидами I группы, детьми-инвалидами, лицами, достигшими возраста 80 лет, или ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, исчислять страховой стаж не календарно, а математически. То есть учитывать не один из них по выбору лица, а оба. И уже в том примере, что мы приводили, когда лицо с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года работает по трудовому договору и вместе с тем, в этот же период осуществляет уход за лицом, достигшим возраста 80 лет, получится, что лицо за 2017 год приобрело не один год страхового стажа, а два. И мы считаем такой подход справедливым и обоснованным. Во-первых, уход за инвалидами, пожилыми людьми, детьми является социально значимой деятельностью, в которой заинтересовано всё общество. При этом такая деятельность является не самой простой и если человек, ухаживая за другими, помимо этого ещё и работает (осуществляет иную деятельность), зачастую ради того, чтобы содержать не только себя, но и тех лиц, за которыми он ухаживает, то он вправе рассчитывать, что государство, позиционирующее себя как социальное, пойдет ему навстречу. Во-вторых, в рассматриваемой ситуации лицо действительно осуществляет два вида деятельности, которые в случае их «расхождения» во времени подлежали бы включению или зачету в страховой стаж. Вполне логично, что человек может претендовать на то, чтобы оба периода были учтены, принимая во внимание важность и нужность осуществляемой им деятельности.

В связи с вышесказанным предлагаем ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» изложить в следующей редакции: «Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи». А также дополнить ст. 13 частью следующего содержания «В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьей 11 и пунктами 3 или 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитываются оба периода».

Итак, страховой стаж является неотъемлемой частью пенсионного законодательства, в соответствии с которым у граждан возникает право на назначение пенсий. В ходе пенсионной реформы разработаны нормативные правовые акты, в числе которых Федеральный Закон №400 «О страховых пенсиях», устанавливающий понятие страхового стажа, периоды работы, включаемые в страховой стаж, порядок исчисления страхового стажа, категории граждан, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии с учетом требуемого специального страхового стажа. Согласно Федеральному закону №400

«О страховых пенсиях», для получения пенсии необходимо иметь стаж не менее 15 лет. Правовое регулирование страхового стажа осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами различного уровня, а именно международными правовыми актами, Федеральными Законами, Постановлениями Правительства РФ. Для полного и точного восприятия института страхового стажа, как обычными гражданами, так и специалистами в области права социального обеспечения, нам видится необходимым в принимаемых Законах, а именно в части заключительных положений, указывать перечень действующих нормативных актов, которые применяются в соответствии с данным законом и те, акты, которые утратили законную силу. В настоящее время по такой схеме разработан Федеральный закон «О страховых пенсиях», и в действительности, при таких изменениях применение на практике положений будет значительно улучшаться.

Глава 2. особенности исчисления страхового стажа

2.1 Порядок исчисления страхового стажа сезонных работников

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Данный подход к исчислению страхового стажа обусловлен спецификой работы на водном транспорте и в организациях сезонных отраслей промышленности, которые связаны с климатическими условиями и зависят от них1. Так, в ч. 1 статьи 293 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев.

Перечни сезонных работ, включая те, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства2.

Отдельные соглашения предусматривают такие перечни. Например, в Отраслевом соглашении по организациям лесопромышленного комплекса Российской Федерации на 2015 — 2017 гг.

Вместе с тем в ныне действующих соглашениях перечислены не все работы, имеющие сезонный характер, поэтому применяются перечни сезонных работ, установленные разными нормативными правовыми актами, в том числе и советского периода.