Меры социальной поддержки многодетных семей

Дипломная работа

На протяжении последних ста лет в России произошли огромные изменения в уровне рождаемости, отражающие переход от традиционного к новому, современному типу репродуктивного поведения.

Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство на территории России, в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю от общего количества семей. В связи с ухудшением демографической ситуации в мире, в том числе и в РФ, в настоящее время большое внимание стали уделять многодетным семьям.

Сегодня многодетность является скорее исключением из общего правила для подавляющего количества регионов России.

Зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности и т.д.).

В экономическом плане многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Часто отмечается негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям.

Сложившаяся ситуация в области воспроизводства населения проявляется в затянувшемся демографическом кризисе, который приводит к отрицательным экономическим и социальным последствиям.

Актуальность работы обусловлена тем, что семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы делают необходимостью оказания ей помощи со стороны общества.

Кризисные явления, происходящие в последние десятилетия в России, стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших большинство

семей.

С

Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на са мой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.

13 стр., 6394 слов

Социальная поддержка многодетных семей

... Пермском крае по социальной поддержке многодетных семей. Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, ... его развития. Многодетные семьи как правило подразделяют на три группы (категории) : семьи, в которых многодетность является запланированной ... для каждого, и те, которые для особенных членов общества. Исходя из этого перспектива рожать не очень привлекает некоторых жителей России ...

Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат

Уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю.

Безработица, потеря кормильца, переселение россиян из бывших советских республик, снижение уровня жизни людей, бесконечные реформы и перестройки в образовательной системе всех уровней — это только некоторые из причин, выбивших из привычного ритма десятилетиями складывавшийся семейный уклад российской семьи.

Чтобы выжить в современных условиях, многодетным семьям необходима поддержка, и в первую очередь со стороны государства.

Но в то же время данные результаты исследования заставляют задуматься о целесообразности стимулирования многодетности сверхопределенного предела, о выработке критериев и параметров здоровой многодетной семьи, о путях и способах ее поддержки, включая пропаганду рациональных жизненных установок.

Для того, чтобы регулировать отношения государства и общества с многодетными семьями с соответствующими ведомствами, учреждениями, в целом с государством и обществом нужна правовая база, опирающаяся на определенные законы.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых нормах и международных пактах о правах и свободах человека.

Сложившаяся ситуация требует от государства принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности многодетной семьи.

Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требует анализа их проблем, с учетом региональных особенностей.

Сегодня необходимо проводить политику повышения роли многодетных семей в обществе, повышении их статуса и улучшения жилищного вопроса.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области социальной защиты многодетных семей.

Предмет исследования: нормы действующего законодательства, регулирующие общественные отношения в сфере социальной защиты многодетных семей.

Цель работы: выявить содержание социальной поддержки многодетных семей.

Задачи исследования:

— изучить и систематизировать меры социальной поддержки многодетных семей;

— дать характеристику и проанализировать социально-правовое обеспечение многодетной семьи;

4 стр., 1516 слов

Социальная защита многодетных семей

... с другой. Проблема исследования: каковы должны быть механизмы реализации социальной защиты многодетных семей, чтобы наиболее полно решить проблемы многодетных семей. Объект – система социальной защиты многодетных семей. Предмет – механизмы реализации социальной защиты многодетных семей. Цель исследования на основании ...

— изучить законодательную базу в аспекте социально-правовом обеспечении многодетной семьи.

— выявить и рассмотреть проблемы меры социальной поддержки многодетных семей.

Медленно, но верно, Россия движется в направлении преодоления демографического кризиса.

Проводимые государством программы и принимаемые законы существенно помогают в решении этой проблемы, но главная задача лежит в преодолении изменившегося менталитета жителей Российской Федерации – именно тогда, когда многодетные семьи перестанут заведомо считаться неблагополучными или «социальными иждивенцами», они смогут стать основой здорового и процветающего государства.

Период исследования составляет 201

Нормативно-правовую баз

Дипломная работа состоит из введения; основной части, состоящей из трех глав; заключения; сделанных соответствующих выводов; списка использованной правовой базы исследованияи юридической литературы, а так же приложения.

1

    1. Понятие, признаки и категории многодетных семей

Семья — это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами обязанностями по отношению друг к другу .

В каждой стране понятие «многодетной семьи» может отличаться. Определение данного слова зависит от особенностей страны, а именно от культурных и национальных ценностей.

В России многодетной семьей считается та ячейка общества, в которой воспитываются трое, четверо и более детей.В соответствии с положениями российских нормативных актов, не все семьи имеющие троих детей, считаются многодетными. К признакам многодетной семьи можно отнести следующие:

В некоторых российских регионах данный показатель увеличен до 23 лет, при условии, что ребенок обучается в высшем учебном заведении на очном отделении.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании которого семья обязуется воспитывать ребенка в течение определенного времени и получает за это деньги. Ослон В.Н., ... обстоятельств (например, в случае болезни ребенка). Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, показало, что комплекс имеющихся у них ...

Если двое детей несовершеннолетние, а третьему исполнилось 18 лет, то семья утрачивает статус многодетной, соответственно не вправе рассчитывать на льготы от государства.

Для получения статуса многодетной семьи, родителям требуется обратиться в специальные государственные учреждения, которые уполномочены рассматривать подобные прошения [ 18 ] .

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1.

Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни.

Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Первые две категории вполне благополучны. Они успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в социальной поддержке, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своих детей и успешно решают задачи их воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы социального педагога [ 22 ] .

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших детей.

13 стр., 6375 слов

Меры социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации

... малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не ...

Типы многодетных семей, причины, по которым они образовались, необходимо знать и учитывать для того, чтобы более подробно и детально изучить истоки сложившихся проблем в каждой конкретной семье.

Многодетные семьи всех типов относятся к категории семей социального риска, что связано с существованием широкого спектра проблем (материально-бытовых, жилищных, трудовых, социально-педагогических, медицинских и т. п.).

Поскольку многодетность обеспечивает высокий темп воспроизводства населения, материальная и моральная поддержка многодетных семей, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей крайне необходимы для решения демографических проблем [ 27 ] .

Таким образом, можно сказать, что многодетная семья — это в большинстве случаев малообеспеченная семья.

В большинстве регионов России многодетной семьёй считается такая семья, которая имеет трёх и более детей, не достигших совершеннолетия. При этом дети должны проживать вместе с родителями.

1.2

Не вызывает сомнения справедливость утверждения, что одним из ресурсов на сегодняшний день, обеспечивающих улучшение демографической ситуации, в России является многодетная семья.

В настоящий момент в России статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы ее социальной поддержки определяются Указом Президента Р оссийской Ф едерации от 5 мая 1992 г. №431 « О мерах по социальной поддержке многодетных семей » [ 15 ] .

Сегодня многодетная семья находится в приоритете, поэтому выделяется немало бюджетных денег, чтобы помочь им.

Ведь поднять одного ребенка — это большой труд, на который пойдет не каждый. А если говорить о нескольких детях, то, конечно, государство обязано дать им набор привилегий, чтобы такие семьи не были ущемлены.

В России количество многодетных семей в начале 2020 года составляло 1,56 млн. Большая часть приходится на семейные пары с тремя детьми – 78 %.

По данным на 1 января 2020 года, число многодетных семей в России с 1 млн 250 тыс. (Всероссийская перепись населения состоялась в октябре — декабре 2010 года) выросло до 1 млн 566 тыс. Это на 25% больше показателей последней Всероссийской переписи.

Троих детей в нашей стране воспитывают 1 млн 233 тыс. семей, четверых детей — 233 тыс. семей, а от пяти до семи — 95 тыс. Растят по восемь-десять детей в 5 тыс. семей, а 11 и более — в 929 семьях .

13 стр., 6246 слов

Льготы и пособия для малоимущих семей

... пособий и субсидий в Российской Федерации. исследовать систему государственной социальной поддержки малообеспеченных семей. охарактеризовать недостатки современной системы социальных льгот для малоимущих семей и попытки ... льгот многодетной семье необходимо, чтобы семья имела в своем составе трех и более детей (в том числе усыновленные, падчерицы и пасынки) в возрасте до 18-ти лет. .Предоставление ...

В

Материнский капитал, который начали выдавать с 2007 года, полагается семье при рождении второго ребёнка.

С 2020 года семьи, в которых родился только один ребенок, смогут получить материнский капитал и использовать его для приобретения жилья, погашения ипотеки, оплаты образования и другие предусмотренные законом цели. Соответствующий закон подписан и опубликован 1 марта 2020 года.

П

1. Женщины, которые родили или усыновили первого ребенка с 1 января 2020 года.

2. Мужчины, которые являются единственными усыновителями первого ребенка с 1 января 2020 года и ранее не пользовались этим видом господдержки.

Сумма материнского капитала на первого ребенка в 2020 году составляет 466 617 рублей. У получателя маткапитала и ребенка должно быть гражданство РФ.

(

С 2020 года при рождении или усыновлении второго ребенка повышается сумма материнского капитала.

При рождении или усыновлении третьего или последующего ребенка с 2020 года материнский капитал составит 616 617 рублей, при условии, что до 2020 года права на этот вид господдержки не возникало.

При рождении третьего ребенка родители в 66 регионах РФ имеют право на получение ежемесячного пособия.

Размер детского пособия устанавливается исходя из размера регионального прожиточного минимума для детей.

С каждым годом регионов, в которых родители получают дополнительную материальную поддержку от государства при рождении третьего и последующих детей, становится больше.

Увеличилась и общая сумма, выделяемая государством для выплат многодетным родителям — с 3 до 10,1 миллиарда рублей.

Н

С

Вместе с тем наименьшие показатели оказались у Москвы (14,7%) и Санкт-Петербурга (15%).

Таким образом, многодетность в России носит ярко выраженный региональный характер, выделяются лишь несколько национальных Республик с традиционно высоким уровнем многодетности, а в остальных субъектах Российской Федерации многодетность — это скорее «нетипичное» явление, редко встречающееся и выпадающее из общего контекста развития института семьи на данной территории.

12 стр., 5570 слов

Пенсия по потере кормильца после 18 лет

... ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигших 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца ... кормильца. К семьям умерших пенсионеров относятся семьи, кормилец которых умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения ее выплаты. - Выплата пенсии ...

Следовательно, социальная политика регионов и федеральные социальные программы поддержки многодетных семей должны учитывать сложившуюся картину многодетности и ее региональной дифференциации [ 34 ] .

В завершение хотелось бы отметить, что сегодня благополучная, счастливая многодетная семья — это один из ресурсов изменения демографической ситуации в России.

Поэтому необходимо и дальше развивать приоритетные направления по поддержке рождаемости в стране.

Кроме того, государство должно создавать условия, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их авторитета в обществе и улучшение положения в них детей.

  1. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РФ

2.1

Многодетные семьи в России — это социально незащищенная категория населения.

В у

Ф

Основной целью данного законопроекта считается предоставление помощи семьям, для обеспечения достойной жизни, определяется право на получение дополнительной государственной поддержки семей, которые имеют детей.

П

Проект разработан с целью решения демографических проблем населения и поддержки многодетных семей. Поскольку такие категории семей требуют особого внимания от общества.

Государственная программа предоставляет такие меры социальной поддержки семьям, у которых 3 и больше детей:

В 2020 году помощь многодетным семьям выделяется из нескольких источников, которыми являются федеральные, местные и законодательные власти. Такие мероприятия рассчитаны для детей, родителей и всей семьи в целом.

22 стр., 10636 слов

Развитие социального страхования в Российской Федерации

... социального страхования. Цель работы: Сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации. Задачи: Проследить историю появления и развития системы социального страхования в России. Сравнить систему социального страхования ... 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным ... же семей, в которых есть дети. Государственное социальное страхование находится ...

Например,

Помощь многодетным семьям в 2020 году распространяется на заслуженный пенсионный отдых родителей.

Многодетные папы и мамы могут претендовать на такие привилегии:

— дополнительные пенсионные баллы на время декрета. В соответствии с пенсионной реформой, для начисления пенсии требуются баллы, которые рассчитываются по стажу матери.

Помощь многодетным семьям в решении жилищных вопросов

Многие малыши не имеют возможности нормально заниматься, у них отсутствует личное пространство, необходимое для полноценного развития. В связи с наличием множества подобных проблем, государство оказывает помощь, которая проявляется в следующем:

В соответствии с

Местные органы самоуправления имеют право увеличивать льготы, уменьшать их запрещено.

В

-пособие на детей до трех лет.

Меры социальной поддержки семьям, которые имеют удостоверение многодетности, предусматривает такие льготные мероприятия как медицинские услуги, при которых многодетные матери имеют право получать бесплатно некоторые медикаменты, лекарственные препараты и витамины по рецептам врача, дается приоритетное право лечиться в санаториях и оздоровительных заведениях [ 17 ] .

8 стр., 3619 слов

Обеспечение жильем молодых семей

... социального благополучия и общее экономическое развитие. Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы ... роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ...

Льготы в с

Социальная помощь при рождении третьего малыша выделяется родителям, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В основном, выплаты в России для всех регионов одинаковы, может различаться только размер пособий.

Многодетная семья на третьего ребенка в 2020 году может получать следующие пособия:

Также всем родителям положена единовременная выплата при рождении ребёнка. Неважно, каким он по счёту является, сумма одинаковая. В 2019 году это 17479 рублей, с 1 февраля 2020 года выплата вырастет до 18144 рублей.

Окончательная сумма зависит от продолжительности декретного отпуска — в зависимости от ситуации он длится разное количество дней.

Также многодетные семьи могут рассчитывать на ежемесячную помощь, которая выражается в: До достижения ребёнком 1,5 лет тому из родителей, кто находится в отпуске по уходу за малышом, выплачивают ежемесячное пособие.

Оно также привязано к среднему заработку. Но если декретное пособие — это 100% среднего дохода родителя, то пособие по уходу — только 40% этой суммы.

Закон устанавливает минимальную и максимальную сумму ежемесячного пособия по уходу за третьим ребёнком. Минимум в 2019 году — 6554,89 рублей в месяц. После 1 февраля 2020 года сумма вырастет до 6803,98 рублей. Максимум пособия — сумма чуть более 26 тысяч рублей.

С 1,5 до 3 лет на ребёнка также положено пособие. 25 ноября президент России Владимир Путин подписал указ, который прекращает выплату ежемесячного пособия в размере 50 рублей детям от 1,5 до 3 лет. Теперь поддержку получат не все семьи, а только те, кто действительно нуждается в дополнительных деньгах. Сумма пособия увеличится с 50 до 10 397 руб. в месяц.

Расширен перечень лиц, у которых возникает право на получение материнского (семейного) капитала. Действие программы материнского (семейного) капитала распространилось на женщин, родивших (усыновивших) с 1 января 2020 года первого ребенка.

Все семьи, в которых первый ребенок рожден или усыновлен начиная с 1 января 2020 года, получили право на материнский (семейный) капитал в размере 466 617 рублей.

Для семей, в которых с 1 января 2020 года родился (усыновлен) второй ребенок, размер материнского (семейного) капитала составит 616 617 рублей.

Такая же сумма – 616 617 рублей – полагается за третьего или последующего ребенка, рожденного или усыновленного, начиная с 1 января 2020 года, если ранее у семьи право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло (например, если первые два ребенка появились до введения материнского (семейного) капитала, до 1 января 2007 года).

В случае рождения (усыновления) второго ребенка, начиная с 1 января 2020 года, при условии, что первый ребенок также был рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2020 года, размер материнского (семейного) капитала увеличивается на 150 000 рублей и составит в общей сумме с материнским (семейным) капиталом на первого ребенка 616 617 рублей.

Наконец, семьи, в которых с 1 января 2018 года родится второй или третий ребёнок, смогут получить ипотеку на льготных условиях. Государство будет субсидировать процентную ставку сверх 6% годовых по кредиту.

К примеру, сегодня средневзвешенная ставка на рынке ипотечного кредитования составляет, по данным Банка России, 10,05 процента, то есть в таком случае государство берёт на себя более 4 процентов стоимости кредита. По оценке Минстроя, в предстоящие пять лет эта программа может охватить свыше 500 тысяч семей.

Программа ограничена по времени. Оплачивать часть кредита государство будет в течение 3 лет после рождения второго ребёнка и в течение 5 лет — третьего. Если же у семьи после второго ребёнка к концу этого 3-летнего срока родится третий, но не позднее 31 декабря 2022 года, то действие программы будет продлено на ещё на 5 лет после даты окончания предоставления субсидии в связи с рождением второго ребёнка. Если же третий ребёнок родится после истечения сроки субсидии на второго малыша, но опять же не позднее 31 декабря 2022 года, то программа начнётся с даты его рождения.

В

Несмотря на то, что многодетным семьям уделяется особое внимание в законодательстве и Российской Федерации все же проблем у них меньше не становиться. Многие из этих семей являются малообеспеченными и разовые благотворительные акции не меняют серьезно их материальное положение. И это говорит о том, что все они требуют немедленного и полноценного, а не частичного, разрешения.

    1. Социальная поддержка многодетных семей в Ставропольском крае

Социальная поддержка многодетных семей состоит в том, чтобы оказывать помощь семье в ее усилиях преодолеть индивидуальную кризисную ситуацию, а следовательно, и кризисную ситуацию в обществе, обеспечить достижение таких целей, как укрепление семьи, повышение уровня жизни.

С

Все уровни социальной защиты многодетных семей и федеральный, и региональный, и местный действуют как единая система соподчиненных органов и многие социальные льготы и пособия устанавливаются региональными властями.

Региональные льготы предусматривают сумму выплат многодетным

Для любого российского региона, как и для страны в целом, многодетные семьи — признак успеха демографической политики. Стимулирование родителей к рождению большего количества детей со стороны государства по большому счету может проводиться лишь одним путем — экономическим стимулированием. И помимо прочего это стимулирование выражается в предоставлении различных льгот и прочих мер поддержки.

Кроме общих для всей страны мер соцподдержки существуют и дополнительные льготы, которые вправе устанавливать каждый из регионов России.

Меры социальной поддержки многодетным семьям в Ставропольском крае закреплены в Законе Ставропольского края от 27.12.2012 № 123-кз «О мерах социальной поддержки многодетных семей» (Приложение В) [ 17 ] .

Многодетной семьей в Ставропольском крае признается семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона

В

Многодетным семьям при соблюдении установленных законодательством условий предоставляется (имеющим доход ниже величины прожиточного минимума в Ставропольском крае): ежемесячное пособие на ребенка, государственная социальная помощь, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; имеющим доход ниже среднедушевого денежного дохода (в 2016 году — 21436,90 рублей в месяц на каждого члена семьи), ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, назначаемая в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Законом

С 1 января 2020 года размеры выплат составили:

Постановлением

В соответствии с Постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. № 571 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» многодетная семья со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума по региону (8622 руб.), рассчитанного за девять предыдущих месяцев имеет право на ежемесячную денежную выплату на третьего или следующего ребенка до 3-х лет в размере прожиточного минимума на ребенка, установленного в Ставропольском крае, на 4-й квартал 2020 года — 8764 руб..

Социальная поддержка в Ставропольском крае направлена на улучшение условий проживания самых незащищенных слоев населения — многодетных, малоимущих семей, сирот.

Сегодня много семей не в состоянии самостоятельно полностью создать условия для нормальной жизни. Именно таким семьям выделяется государственная социальная помощь.

На очередном заседании краевого правительства рассмотрена реализация Стратегии действий в интересах детей на Ставрополье.

Одним из ключевых направлений плана является поддержка малообеспеченных семей. На сегодняшний день таким семьям предоставляется более 20 видов выплат. Одним из наиболее востребованных является получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма .

Закон

Статья 4 Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетных семей

— п

Поддержка многодетных семей в 2019

Таким образом, ставропольский закон в целом предоставляет неплохой набор дополнительных мер соцподдержки. Каждая из этих льгот продумана и обоснована, и она будет довольно полезной для получателей, несколько облегчая жизнь семьи.

2.2 Социальная работа с многодетными семьями

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека.

Сегодня семье, а особенно многодетной, требуется социальная помощь и защита государства. Причем помощь не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности [ 36 ] .

Основными направлениями деятельности являются:

— консультирование по вопросам самообеспечения многодетных семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов;

— содействие в решении вопросов занятости, устройство на курсы переподготовки;

Социальная работа с многодетной семьей представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации [23] .

Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции: диагностическую (изучение особенностей многодетной семьи, выявление ее потенциалов);охранно-защитную (правовая поддержка многодетной семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества); социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов многодетной семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи многодетной семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная работа с многодетной семьей состоит из социальной защиты многодетной семьи, которая представляет собой многоуровневую систему, преимущественно государственных, мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.

Важная роль в социальной защите многодетной семьи отводится самой семье, где происходит укрепление родительских уз, формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения, поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

Социальная поддержка многодетной семьи, предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшимися в затруднительных обстоятельствах. Она включает различные формы помощи (моральную, психолого-педагогическую, материальную и физическую), медицинское страхование, социальное сочувствие и единство [35] .

Специалист по социальной работе должен: знать нужды и потребности многодетных семей и лиц, проживающих в них; уметь составлять план действий, не упуская из вида ни одной проблемы многодетной семьи; привлекать различные организации и службы, способные помочь многодетной семье (социальные, правоохранительные, юридические, здравоохранения, образования, а также местную администрацию и общественные организации, объединения, ассоциации).

Социальная помощь малообеспеченным многодетным семьям является составной частью общей системы социальной поддержки населения.

Как правило, наиболее значительными для себя люди считают денежные выплаты. Наиболее высокую потребность семьи испытывают в денежных пособиях. Велик удельный вес нуждающихся в частичной оплате путевок, в услугах по социальным и медицинским проблемам.

Ориентация на денежные выплаты вполне объяснима, т.к одним их главных факторов, приводящих многодетную семью к порогу малообеспеченности, является наличие иждивенцев (неработающих членов семьи) и соотношение в составе семьи работающих и иждивенцев.

Социальный работник может помочь многодетной семье в получении различных пособий и льгот, а также в предоставлении информации о пособиях, социальных льготах, предусмотренных для таких семей [19] .

В социальной работе с многодетной семьей применимы как индивидуальные, так и групповые формы работы.

К индивидуальным формам работы следует отнести телефон доверия, консультативную переписку, индивидуальную беседу.

К групповым формам работы — консультирование, патронаж, обучающие семинары для родителей, семейные практикумы, лекции, тренинги, ролевые игры.

В социальной работе с многодетной семьей применимы различные виды социальной помощи, как натуральные, так и денежные. Эта помощь осуществляется различными учреждениями и ведомствами.

Служба занятости, например, занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей.

На органы образования возложено открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников, организация дополнительного образования, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам.

Органы здравоохранения могут предоставлять скидку на приобретение лекарств, организовать выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, предоставлять путевки в санаторий, осуществлять профилактику здоровья членов многодетной семьи.

Торговые организации могут организовать распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставлять льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования.

Благотворительные организации оказывают материальную и натуральную помощь, психологическую поддержку многодетной семье.

Исполнительная власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает помощь в организации общественных объединений многодетных матерей [ 33 ] .

Органы социальной защиты занимаются выплатой пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной и материальной помощью, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах.

Социальная работа с многодетной семьей осуществляется в центрах социальной помощи семье и детям, в комплексных центрах социального обслуживания населения.

В данных учреждениях таким семьям оказывается социально-психологическая, социально-педагогическая помощь, оказание юридических услуг, консультирование и защита многодетных семей, по обеспечению государственными гарантиями и льготами, организация досуговой деятельности, оказание материальной помощи, профилактика семейного неблагополучия, восстановление внутренних и внешних социальных связей многодетной семьи, их стабилизация и гармонизация и другие [ 30 ] .

Инновационной формой работы центров социальной помощи семье и детям с многодетной семьей является создание выездных бригад из специалистов Центра: психологов, социальных педагогов, врачей, юристов для оказания консультативной помощи.

В целом, особенностями социальной работы с многодетной семьей являются: выявление и учёт многодетных семей. определение нужд и трудностей как семьи в целом, так и каждого её члена в отдельности, привлечение различных организаций и служб к решению социальных проблем такой семьи, координация их деятельности, адресная помощь конкретной многодетной семье [ 20 ] .

Г

3

3.1

Семья является уникальным социально-правовым институтом. Именно в семье закладываются основы социализации личности; обладая семейно-правовым статусом, лицо вправе рассчитывать на защиту со стороны государства.

Стратегической, рассчитанной на перспективу целью деятельности социального государства, всей системы социальной защиты населения является реальное снижение процента бедности и улучшение качества жизни в тех группах населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения [ 24 ] .

Достижение этой цели строится по двум главным направлениям.

Первое — повышение реальных доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки — выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставление установленных законом льгот и т.д.

Второе — развитие и совершенствование системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми.

Одним из условий успешного функционирования семьи и воспитания ребенка, снижения социальной напряженности в обществе является развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.

Анализ мер государственной поддержки оказываемых многодетным семьям в России, первоначально требует определения статуса «многодетной семьи» как социального института и как объекта гражданско-правовых отношений [ 31 ] .

Характеристика многодетной семьи как объекта гражданско-правовых отношений вызывает некоторые затруднения. Это обстоятельство связано в первую очередь с фактом отсутствия закрепления института многодетной семьи в действующем как гражданском, так и семейном законодательстве.

Чаще всего многодетные семьи испытывают те же проблемы, что и другие семьи, но к ним добавляются еще и специфические проблемы:

— финансовая. Низкий среднемесячный доход создает проблемы с питанием, одеждой и другими материально-бытовыми издержками.

— жилищная. Жилищные условия зачастую не пригодны для проживания, а приобретение за собственные средства невозможно.

— педагогическая. В связи с загруженностью родителей на воспитание детей остается мало времени, чаще всего заботу о младших принимают на себя старшие дети.

— психологическая. Из-за невозможности удовлетворить потребности в одежде, развлечениях и товарах, которые есть у сверстников, развивается чувство зависти, неполноценности .

Проблема наличия комфортных условий проживания является наиболее острой и актуальной для семей с большим количеством детей.

По действующему Жилищному кодексу РФ

На первый взгляд кажется, что федеральное и региональное законодательство предусматривает массу льгот для многодетных семей. Однако более подробное изучение вопроса показывает, что добиться реальных льгот многодетной семье на практике непросто, и еще сложнее понять, какие же льготы полагаются семье в отдельно взятом регионе, поэтому самой первой помощью от государства для многодетных семей должна быть ликвидация юридической безграмотности.

Бесплатная правовая помощь особенно актуальна в связи с недостатком средств у таких семей, с помощью нее члены семьи могут получить образцы документов и разъяснения по доступным льготам.

Многодетные родители озабочены материальным обеспечением семьи пропорционально количеству детей. Но зарплаты или дохода от предпринимательской деятельности не всегда хватает, поэтому родителям приходится искать компромисс.

Устраиваясь на работу через центр занятости, родители могут претендовать на неполный рабочий день, гибкий график или удаленную работу на дому. Если для данной работы родителям не хватает знаний и умений, им предоставляется возможность пройти переквалификацию или получить дополнительное обучение, в зависимости от потребностей рынка труда.

Нередко случается, что многодетные семьи или не знают о своих льготах, или не имеют возможности получить их из-за нехватки средств в региональном бюджете, в связи с этим государство на федеральном уровне должно следить за выполнением государственной социальной политики в субъектах РФ.

Финансовая помощь от государства позволит родителям уделять больше времени и внимания детям, приобщать их к культуре, труду и спорту, это позволит воспитать из них достойных граждан своей страны [ 26 ] .

Программа поддержки многодетных семей продолжает приносить положительные результаты. Снизился уровень смертности в результате наркомании и алкоголизма. Кроме того, дети многодетных семей стали лучше учиться, видеть смысл своих стараний и строить счастливое будущее.

В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства [ 17 ] .

В настоящее время основными направлениями государственной семейной политики являются: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

Государственная семейная политика исходит из положений о том, что: семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека; семья играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; следует учитывать потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мерах государственной семейной политики в современных условиях.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семь. Безусловно в своей работе уполномоченные органы руководствуются прежде всего положениями Семейного Кодекса РФ.

В осуществлении семейной политики немаловажную роль играют органы местного самоуправления, которые в своей деятельности руководствуются Семейным Кодексом РФ [ 5 ] , Гражданским Кодексом РФ [ 2 ] , ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» [ 9 ] и другими федеральными законами (в части положений о материальном обеспечении, мерах социальной защиты и иных правовых и социальных гарантиях, Постановлениями Правительства и утвержденными ими Положениями.

Нельзя не отметить социальную работу в семье, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей и состоящую из совокупности разъяснительных, общественных, репрессивных, иных мер, предпринимаемых в отношении несовершеннолетнего и лиц, обязанных его воспитывать и содержать, проводимых с целью недопущения совершения правонарушений и антиобщественных действий .

Подводя итог, можно сказать, что государство старается создать комфортные социальные условия для многодетных семей, улучшить качество жизни и здоровья, помочь в воспитании и образовании детей, обеспечить родителей благоприятными условиями для сочетания семейных обязанностей и трудовой деятельности.

Но не всегда семьи это могут получить, поэтому необходимо развивать данноенаправление в социальной политике и контролировать выполнение. А самое главное, что государство должно сделать – это повышение престижа многодетных семей, ведь раньше для России такие семьи были не исключением, а нормой, и социальная политика как раз должна быть направлена на возрождение традиций, когда в семьях было трое и более детей.

3.2

Материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Однако многодетные семьи пока остаются одной из самых уязвимых категорий населения.

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).

4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи и т. п.).

Программа государственной поддержки многодетных семей реализуется по следующим направлениям :

— совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования их государственной поддержки;

— государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем;

— содействие в трудоустройстве членов многодетных семей, стимулирование экономической активности и самозанятости многодетных семей;

— поддержка фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств многодетных семей;

— повышение доступности образования для детей из многодетных семей;

— формирование и укрепление в общественном сознании нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности и престиже многодетных семей;

— совершенствование системы государственных пособий и компенсаций для многодетных семей;

— обеспечение доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения;

— содействие нормальному питанию детей из многодетных семей;

— обеспечение совместного досуга и отдыха многодетных семей;

— повышение доступности услуг учреждений культуры и спорта для многодетных семей;

— создание условий социальной комфортности для многодетных семей;

— повышение мобильности многодетных семей;

— привлечение институтов гражданского общества к поддержке многодетных семей;

— моральное поощрение родителей, ответственно и добросовестно воспитывающих (воспитавших) детей в многодетных семьях

Вместе с тем в условиях дефицита бюджета всех уровней федеральные нормы и гарантии государственной поддержки семей с детьми на практике реализуются не полностью.

Особая проблема многодетных семей — жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта).

Около 60 % многодетных семей проживают в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80 %.

Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты. Поэтому государственная политика направлена на улучшение качества жизни многодетных семей, о чем свидетельствует ряд новых законопроектов, которые были введены и которые предстоит реализовать в ближайшем будущем.

Основными направлениями работы органов и учреждений системы социальной защиты населения по социальной поддержке семьи и детей являются:

— организация социальной защиты семей и детей, в том числе детей, лишенных родительского попечения;

— организация работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— обеспечение государственными пособиями граждан, имеющих детей, в том числе граждан, принявших детей, лишенных попечения родителей, на воспитание в свою семью;

— предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям

Действующая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в совокупности с другими социальными гарантиями формирует социальную поддержку семьи, материнства и детства, в том числе обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей. Каждое из направлений работы основывается на действующей законодательной базе, развитие и совершенствование которой носит постоянный характер.

Организация работы по социальной защите семей и детей осуществляется в соответствии с действующими федеральными и региональными нормативными правовыми актами.

Современное быстроразвивающееся общество условием эффективной работы ставит и постоянно совершенствование законодательной основы деятельности.

Принятый нормативный акт, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (Приложение А) [ 10 ] , предоставляет право на материнский капитал в размере, ежегодно устанавливающимся государством, семьям, в которых, начиная с 1 января 2007 г., родились или были усыновлены вторые или последующие дети. Но средства могут быть потрачены гораздо позже.

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Пересмотр размера материнского (семейного) капитала осуществляется до перечисления средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Согласнозакон

Материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Можно сказать, что у материнского капитала есть свои плюсы и минусы.

Главный «плюс» материнского капитала состоит в том, что государство решилось, пусть и под давлением обстоятельств (тяжелой демографической и социально-экономической ситуации в стране), на оказание дополнительной помощи семьям с детьми, «минус» в том, что распространенность, охват населения достаточно мал — он распространяется только на семьи, которые рожают второго и последующего детей, в то время как в поддержки нуждаются семьи, которые имеют и одного ребенка, так как в нашей стране уровень доходов молодых граждан, особенно женщин репродуктивного возраста не высок.

Следует отметить, что последствия закона о материнском капитале чувствуются, т. е. сама идея материнского капитала имеет позитивные последствия, способствуя развитию и внедрению инноваций в систему социальной защиты семьи. Инновационность материнского капитала как формы социальной поддержки семьи заключается в том, что государство нашло пути создания новой формы социальной помощи, которая должна стимулировать рождаемость [ 30 ] .

Так же большинство молодых пар не могут преодолеть свою экономическую зависимость от родителей. С появлением детей в семье, при условии, когда существует проблема с дошкольными образовательными учреждениями для детей, молодые супруги вынуждены прибегать к помощи своих родителей. Все это мешает становлению молодой семьи, самостоятельности молодых супругов. Именно поэтому сейчас усилия государства направлены на улучшение экономического благоп олучия молодых семей.

Помощь должна быть комплексной и включать в себя как средства материальной поддержки, закрепленные законодательно, так и помощь в воспитании детей, развитии сети дошкольных образовательных учреждений, как государственных, так и частных.

Среди направлений государственной поддержки многодетных семей наименее разработанным и обеспеченным адекватными мерами реализации, является информационное обеспечение государственной демографической политики в части пропаганды семейных ценностей в средствах массовой информации.

Эффективная государственная поддержка многодетных семей позволяет повысить не только демографический потенциал, но и экономический потенциал Российской Федерации. Обеспечение поддержки многодетных семей в сельской местности в перспективе является одним из условий решения проблем социально-экономического развития аграрных регионов.

Важным направлением государственной демографической политики в Российской Федерации должно стать наряду с предоставлением материальной поддержки оказание моральной поддержки многодетным семьям.

Поддержка многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует разработки и реализации комплекса мероприятий по поощрению сознательного и ответственного материнства и отцовства на основе индивидуализированного подхода, учитывающего все факторы неблагополучия многодетных семей [ 25 ] .

Способами решения проблемы являются обеспечение государственной политики в области охраны материнства и повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию:

— внедрение в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения женщин и детей;

— социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;

— повышение квалификации специалистов, работающих в службе детства и родовспоможения;

— укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений;

— медико-санитарное просвещение по вопросам охраны здоровья женщин и детей, здорового образа жизни;

— взаимодействие с общественными организациями, фондами по поддержке охраны здоровья матери и ребенка.

Социальная поддержка многодетных семей, испытывающих трудности в реализации своих основных функций, является важнейшей задачей профилактики семейного неблагополучия.

Решение социальных проблем, проблем социальной поддержки многодетных семей требует не только адекватных действий государства и специалистов, но и решительного изменения отношения общества к многодетным семьям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многодетная семья — основа демографического развития общества, а дети — это наиболее ценный ресурс страны, залог её будущего развития. Поэтому так важны меры, направленные на повышение авторитета многодетной семьи, решение проблем этой категории не только в плане помощи по причине бедности, но и в плане развития возможностей семьи для реализации ее основных функций.

В работе мы проанализировали категории семей, перечислили основные признаки семьи в различных сферах семейной деятельности, тем самым, подтвердив потребность общества в семье, как социальном институте.

Дали характеристику мер социальной поддержки многодетных семей на федеральном уровне, на региональном уровне, на примере Ставропольского края.

Законодательство, регламентирующее меры социальной защиты многодетных семей, является составной частью законодательства, регулирующего меры социальной защиты семей.

В целом по Российской Федерации эффективность социальной поддержки многодетных семей является недостаточной, поэтому следует признать государственную поддержку многодетных семей одним из основных приоритетных направлений государственной семейной политики.

Поддержка многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует разработки и реализации комплекса мероприятий по поощрению сознательного и ответственного материнства и отцовства на основе индивидуализированного подхода, учитывающего все факторы неблагополучия многодетных семей.

Необходимо провести работу по переориентированию деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи многодетным семьям, находящимся за чертой бедности, и в этой связи целесообразно разрабатывать и внедрять информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия многодетным семьям, хорошо зарекомендовавшие себя в российской и международной практике: система социальных контрактов (договоров социальной адаптации).

Введение системы социального контракта позволит повысить реальные доходы малоимущих многодетных семей и создать условия для выхода из нуждаемости за счет более полной реализации их трудового потенциала; усилить социальную ответственность получателей помощи, ослабить иждивенческий мотив их поведения.

Программы помощи многодетным семьям должны носить комплексный характер и предусматривать сочетание материальной помощи с мерами по социальной интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда. Это предполагает наличие тесной координации деятельности органов социальной защиты с органами занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ и использования единых баз данных о многодетных семьях.

Особое внимание необходимо уделить обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты и занятости населения с негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения.

В рамках реализации этого направления предстоит обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности многодетных семей на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.

Негативное влияние на положение многодетных семей оказывают как внешние факторы, такие как, безработица, низкая заработная плата, большие затраты на оплату жилищно-коммунальных, транспортных и иных видов услуг, оплата детских садов и дополнительного образования детей (музыкальные, художественные школы, спортивные секции и т.д.).

Так и внутренние факторы, влияют на развитие самой многодетной семьи, ее образ жизни, социальное положение.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

— С

Социальная защита семьи должна быть направлена на поддержание благосостояния нуждающихся семей, но и на благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие «благополучие», которое в отличие от понятия «благосостояние» выражает не только «материальную обеспеченность», «имущественное благополучие», но и «счастливую жизнь».

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определило новое направление в характеристике системы взаимодействия частных и публичных интересов в обществе.

Многодетные семьи, которые не могут самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией, возникшей в их жизни, нуждаются в социальной помощи и поддержке государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/lgotyi-dlya-mnogodetnyih-semey-2/

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [по сост. на 2 4 .0 4 .20 20 № 11-ФКЗ] // Российская газета . 25.12.1993.-№237 .

2. Гражданский кодекс Российской Федерации : [федер. Закон принят ГД ФС РФ 21.10. 1994 : по сост. на 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020 № 302 -ФЗ ] // Российская газета. 08 .12.199 4 .-№238- 239.- ч.1 от 30.11.1994 №51 –ФЗ. принят Государственной Думой 21.10. 1994 г.

5.

6

7.

8.

9.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. 23.05.2020 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принят Государственной Думой 16.09.2003 г, одобрен Советом Федерации 24.09.2003 г.

10.Федеральный закон от29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 01.03.2020 г), (с изменен.и дополн. в ступил в силу 15.04.2020г.)«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».Закон принят Государственной Думой 22.12.2006 года, одобрен Советом Федерации 27.12. 2006 года.

11.

12.Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (с изм. и дополн. ред. 01.05.2019 г) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Закон принят Государственной Думой 23.12.2013 г, одобрен Советом Федерации 25.12.2013 г).

13.

14.Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала”Принят Государственной Думой20. 02. 2020 года, одобренСоветом Федерации 26.02.2020 года .

15.

16.

17.

18.

19.

20.Бедность в детстве и в старости: не только дефицит доходов/ Т. М. Малева, Е. Е. Гришина, М. А. Карцева, П. О. Кузнецова — Москва : Дело, 2019. – 130 с. ; ISBN 978-5-7749-1449-4 .

21.

22

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

2.

34.

35.

36.

37.

38.

39.Интернет ресурс «

40.Интернет ресурс «

41.Российская государственная библиотека : официальный сайт. – Москва, 1999 – . – URL: