Организация бухгалтерского учета и составление отчетности для формирования расчетов страховых взносов

Дипломная работа

В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе отчислений страховых взносов во внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды — один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства.

Аудит расчетов с внебюджетными фондами — это проверка правильного исчисление и начисление страховых взносов, составление отчетности и своевременность отчислений во внебюджетные фонды.

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что организация и ведение организацией учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению всегда сопряжены с трудностями, связанными с частой сменой законодательства в этой области. От правильности организации учета расчетов с внебюджетными фондами зависит правильное исчисление и своевременная уплата страховых взносов.

Правильная постановка и ведение учета расчетов с внебюджетными фондами по социальному страхованию и обеспечению являются залогом достоверности показателей финансовой отчетности.

Цель дипломной работы — сбор в организации финансово-экономической информации, изучение теоретических и практических основ учета расчетов организации с внебюджетными фондами в организации, а также анализ и аудит расчетов по страховым взносам.

Для достижения поставленной цели был обоснован ряд следующих задач исследования:

  1. Изучить нормативно-правовую базу аудиторской деятельности;
  2. Рассмотреть методику проведения аудита расчетов во внебюджетные фонды;
  3. Провести характеристику предприятия с точки зрения учета расчетов с внебюджетными фондами;
  4. Провести этапы аудита расчетов с внебюджетными фондами.

Решить поставленные задачи, обосновать свои выводы, выявить определенные тенденции позволяют различные методы исследования, используемые в дипломной работе, такие как: метод изучения не только теоретической литературы по теме исследования, но и нормативно-правовой базы (Федеральных законов, постановлений Правительства, положений и так далее).

21 стр., 10303 слов

Основы организации бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами

... теоретические основы организации бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами. Вторая глава - изучен порядок организации отчислений во внебюджетные фонды, рассмотрены расчеты с Пенсионным Фондом, расчеты с Фондом Социального страхования, расчеты с Фондом Медицинского страхования, формирование отчетности по расчетам с внебюджетными фондами. Третья глава - рассмотрен ...

Объектом исследования является организация ООО «БСУ».

Предметом для исследования в дипломной работе будет служить организация бухгалтерского учета и составление отчетности для формирования расчетов страховых взносов.

Основными документами, которые были использованы для написания дипломной работы, являются Налоговый Кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, Приказы Минфина, правовая система «Консультант Плюс», а также ресурсы Интернет.

Дипломная работа состоит из следующих частей: введение, две главы, включающие шесть глав, заключение, список источников и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

1.1. Законодательная база аудитов расчетов с внебюджетные фонды

Для того чтобы оценивать достоверность и законность операций по расчетам с внебюджетными фондами и решать другие задачи аудиторской проверки аудитору необходимо в полной мере знать законодательную информацию, которая является регулятором объекта проверки.

Правовую основу аудита расчетов с внебюджетными фондами в РФ в настоящее время составляет совокупность документов различных уровней.

Необходимая нормативно-законодательная база аудитора при аудите расчетов с внебюджетными фондами (Табл.1)

Таблица 1. Информационное обеспечение аудита расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды

Нормативный акт Дата утверждения Объекты регулирования
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г Определяет место, цель и задачи аудита в финансово- экономической системе.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №167-ФЗ от 15.12.2001г Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, тариф страховых

взносов и т.д.

Федеральный закон «О медицинском страховании граждан РФ». №4741-ФЗ от 15.12.2001г Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, тариф страховых взносов и т.д.
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №125-ФЗ от 24.06.1998г Составление и предоставление Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения
Закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011г Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистры. Требования к бухгалтерской отчетности
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению от 31.10.2000г Рабочий план счетов, шифры, субсчета, корреспонденции счетов
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» от 06.10.2008г Формирование учетной политики, раскрытие учетной информации в ней, порядок изменение учетной политики
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018 Состав и содержание бухгалтерской отчетности, и общие требования к ней. Правила оценки статей, информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, аудит отчетности

В 2017 году в Российской Федерации произошли масштабные изменения в отечественном аудите в сторону увеличения прозрачности, объективности и сближения с международными нормами и стандартами.

На настоящий момент действует сорок девять стандартов МСА, систематизированных по следующим категориям (Табл.2):

Таблица 2 Систематизация стандартов МСА

SA 100-199 Введение – обусловливают логику формирования стандартов и становятся основой для разработки новых норм. Здесь охватываются основные термины, общие предписания
SA 200-299 Обязательства – устанавливают обстоятельства заказа аудита, нормы договоров
SA 300-399 Планировка – предопределяют круг ревизуемых вопросов, аудиторский состав, уровень компетенции, возможности привлечения сторонних экспертов
SA 400-499 Применение итогов – способствуют оцениванию полученной информации
SA 500-599 Аудиторская доказательная база – устанавливают перечень документов, необходимых для составления аргументированного аудиторского заключения
SA 600-699 Информация от иных лиц – регулирует применение данных иных аудиторов и согласованную работу со службой внутреннего аудита
SA 700-799 Заключение об аудите – определяют типы итоговых заключений и предусматривают возможность отказа от составления заключения при отсутствии нужных данных
SA 800-899 Особые вопросы – помогают в прогнозировании грядущей финансовой информации
SA 900-999 Сопутствующая деятельность – регулируют предоставление дополнительных услуг
APS 1000-1100 Дополнения – рассматривают аспекты международной практики

Следует отметить, что часть МСА вообще не имеет российских аналогов, поскольку регламентирование аудита в РФ до сих пор пребывает в стадии разработки. Однако отдельные международные стандарты все же аналогичны некоторым российским нормативам (Табл. 3).

Таблица 3 Соответствие МСА и РСА

Предназначение стандарта №МСА №РСА
Согласование условий о проведении аудита 210 12
Ведение документации в процессе аудита 230 2
Обязанности аудитора и рассмотрение случаев мошенничества 240 13
Обязанности по учету законодательных норм 250 14
Планирование аудита 300 3
Получение сведений о деятельности компании и оценивание рисков искажения информации 315 15
Существенность в аудите 320 4
Процессы аудита, исполняемые на основании оценки рисков 330 35
Приобретение аудиторских доказательств 500 5
Получение дополнительных аудиторских доказательств 501 17
Получение внешних подтверждений 505 18
Особенности первой аудиторской проверки субъекта 510 19
Аналитические процедуры 520 20
Процедуры аудиторской выборки 530 16
Аудиторское заключение 700 701 800 6
Сопоставление данных 710 26
Рассмотрение прочей информации, не используемой в аудиторском заключении 720 27

1.2.Цели, задачи и объекты аудита с внебюджетными фондами.

Прежде чем определить цель аудита расчетов с внебюджетными фондами, определим, что же из себя представляет аудит расчетов с внебюджетными фондами.

При аудите расчетов с внебюджетными фондами проверяется правильное исчисление и начисление страховых взносов, проверяется как составляется отчетность и своевременно ли производятся отчисления во внебюджетные фонды.

Проводя аудит расчетов с внебюджетными фондами, становится возможным определение порядка ведения аналитического учета на предприятии.

При проведении аудита расчетов можно выделить следующие основные цели:

  • установление правильности определения облагаемых баз и точности расчетов сумм взносов, подлежащих к уплате в определенные сроки, и при составлении отчетности с внебюджетными фондами;
  • подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству.

В соответствии с целями определяются и основные задачи при проведении аудита страховых взносов:

  • правильность определения фонда оплаты труда для исчисления и начисления взносов;
  • соблюдение законодательства при формировании облагаемой базы;
  • правильность применения ставок и пониженных тарифов;
  • определение сумм, не подлежащих обложению страховых взносов;
  • своевременность и полнота перечислением взносов;
  • правильность и обоснованность применения пониженных тарифов;
  • правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению страховых взносов;
  • соответствие записей аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе (в коммерческих организациях счет 69 ««Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»);
  • правильность и своевременность составления форм отчетности в Фонды;
  • определение уровня контроля при поступлении информации в вертикальном и горизонтальном направлениях;
  • проверка степени информированности сотрудников, отвечающих за расчеты, о текущих изменениях в законодательстве и правильность понимания нормативно-правовых актов.

Объектами аудита учета труда и заработной платы являются первичная информация, в качестве которых в основном используются унифицированные формы первичной документации, а также регистры бухгалтерского учета и отчетность.

Источниками информации, т.е. объектами аудита по учету труда и заработной платы являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются следующие формы:

  • Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т-1) — составляется на каждого члена трудового коллектива работником отдела кадров или лицом, ответственным за прием работников. В нем указывается разряд работника, его оклад, испытательный срок. После этого приказ визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации. С приказом знакомят вновь принятого работника под его расписку.
  • Личная карточка (ф. №Т-2) — заполняется на каждого работника в одном экземпляре. В ее разделах содержатся общие сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование и др.), сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске, аттестации и дополнительные сведения.
  • Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5) — составляется в двух экземплярах в отделе кадров при оформлении перевода работника из одного подразделения в другое. Один экземпляр остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Приказ визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и подписывается руководителем организации.
  • Приказ о предоставлении отпуска (ф. №Т-6) — применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов. Содержит все необходимые сведения для расчета отпускных сумм и удержаний.
  • Приказ о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т-8) — составляется в двух экземплярах в отделе кадров и подписывается руководителем подразделения организации и ее руководителем. В нем указывают причину и основание увольнения.
  • По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12), табель учета использования рабочего времени (ф. №Т-13).

    Необходимо отметить, что табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

Независимо от формы первичные документы содержат в себе, как правило, следующие реквизиты: место работы (цех, участок, отделение); время работы (дата); наименование и разряд работы; количество и качество работы; фамилии, инициалы, табельные номера и разряды рабочих; нормы времени и расценки за единицу работы; сумму заработной платы рабочих; шифры учета затрат, на которые относится начисленная заработная плата.

К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс.

1.3. Бухгалтерский и налоговый расчет с внебюджетными фондами.

Страховые взносы должны платиться в бюджет с учетом кодов КБК. Исключение составляют взносы, связанные с травматизмом – контролирующие функции остались у ФСС. Работодатели начисляют взносы четырех типов: на пенсионный тип, социальный и медицинский вид страхования, платежи по травматизму. Для категории самозанятых субъектов хозяйствования, у которых нет наемных сотрудников, сохранилось обязательство по уплате взносов на медицинское и пенсионное страхование.

Платежи, относящиеся к сфере контроля и регулирования разных фондов, должны быть показаны в учете обособленно. Облагаются страховыми взносами суммы доходов физических лиц, которые:

  • начисляются работодателем и выплачиваются персоналу на основании заключенных трудовых договоров;
  • образуются в соответствии с условиями действующих гражданско-правовых соглашений.

По всем страховым взносам ежеквартально сдается отчетность. В ФНС подается обобщённый бланк РСВ-1 по итогам каждого.

В учетных регистрах страховые начисления отображаются с привязкой к доходам каждого наемного работника. П. 3 ст. 431 НК РФ обязывает работодателей перечислять сумму взносов не позже 15 числа в месяце, следующим за периодом начисления зарплаты.

База для расчета величины взносов формируется накопительно за год. Новый отсчет начинается с 1 января следующего налогового периода. По каждому типу взноса установлены лимиты, при превышении которых до конца года прекращаются обязательства по начислению и уплате в бюджет страховых сумм. Пределы рассчитываются отдельно для каждого сотрудника п.утем суммирования всех его доходов.

По взносам действуют фиксированные ставки:

  • для средств, начисляемых в пользу пенсионного страхования, утверждена ставка 22% (если накопленный доход сотрудника находится в пределах лимита) и 10% (для сумм за пределами лимита);
  • по социальным взносам, предназначенным для покрытия расходов ФСС, ставка находится на уровне 2,9% (пониженная ставка 1,8% применяется в отношении иностранных граждан);
  • на медицинское страхование отчисления делаются в размере 5,1%.

В 2018 году ИП при расчете страховых взносов за себя должны ориентироваться на обновленные показатели лимитов. Раньше они были привязаны к МРОТ и ежегодно корректировались при помощи коэффициентов-дефляторов. С этого года законодательно утверждены повышенные пределы доходов, на которые должны начисляться взносы. Эти величины были зафиксированы на несколько лет, их значение утратило привязку к уровню МРОТ.

Все начисляемые взносы на страховое обеспечение работодателями и самозанятыми лицами в учете причисляются к прочим расходам. Это правило применимо для субъектов хозяйствования, работающих по общей схеме налогообложения. Если компания осуществила переход на ЕНВД или УСН, то за счет страховых взносов можно уменьшить базу налогообложения. В случае с УСН обязательным условием является применение спецрежима с признаком «доходы минус издержки».

В ситуациях, когда производятся выплаты персоналу, которые не имеют отношения к производственной деятельности предприятия и не участвуют в расчете базы по налогу на прибыль, страховые взносы надо начислять и перечислять с этого вида доходов в обязательном порядке. Норма подтверждается Письмом Минфина от 08.04.2010 г. №03-03-06/1/244. Затраты на выплату непроизводственных вознаграждений персоналу не могут уменьшать доходы компании в целях налогообложения, а сумму начисленных на эти доходы страховых взносов можно зачесть при расчете налоговой базы.

При возникновении обязательств по оплате больничных листов схема действий работодателя может быть двух типов. При первом варианте работодатель выступает промежуточным звеном между ФСС и заболевшим сотрудником, средства на счет работника перечисляются фондом (та часть пособия, которая подлежит оплате из средств работодателя, выплачивается предприятием).

Этот вариант актуален для регионов с действующим пилотным проектом.

Если работодатель зарегистрирован в субъекте РФ, в котором не внедрен пилотный проект по прямому взаимодействию ФСС и трудоустроенных граждан, то алгоритм действий будет таким:

  1. Бухгалтерия работодателя проверяет листок нетрудоспособности.
  2. Производится расчет среднего заработка и пособия за счет ФСС и за счет предприятия.
  3. Выводятся суммы взносов ФСС, подлежащих перечислению в отчетном периоде.
  4. Если размера страховых взносов достаточно для погашения обязательств по листку нетрудоспособности, то предприятие производит выплату пособия, на его величину уменьшает сумму к уплате по взносам.
  5. Если суммы взносов недостаточно для покрытия всего размера социального пособия, то предприятие производит выплату пособия, а на недостающие средства оформляет заявку на возмещение ФСС.

По нормам ст. 431 (п. 4) НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность ведения детализированного учета по начисляемым взносам по каждому работнику. Для этого используется произвольная форма карточки индивидуального учета. В нее помесячно заносятся данные о начисленных доходах по конкретному сотруднику, взносах с этого заработка и нарастающих итогах за год. Такой документ необходим для отслеживания момента, когда накопленный размер доходов физического лица достигнет предела, после которого страховые взносы должны рассчитываться по пониженной ставке или их начисление приостанавливается.

Форма карточки учета страховых взносов предполагает внесение числовых значений в рублях с копейками. Рекомендованный шаблон бланка приведен в Письме ПФ РФ от 09.12.2014 №АД-30-26/16030 и продублирован Письмом ФСС под №17-03-10/08/47380. Этот документ относится к категории бухгалтерских регистров. Его отсутствие является грубым нарушением порядка ведения бухучета – мера ответственности введена ст. 120 НК РФ. Штраф за однократное нарушение составит 10 тысяч рублей, за повторное – 30 тысяч рублей, при обнаружении факта занижения страховой расчетной базы санкция назначается в размере 20% от суммы недоплаты.

Счета и проводки

Для ведения учета расчетов с внебюджетными фондами предназначен счет 69. Для разделения страховых взносов по видам вводятся субсчета:

  • для расчетов в рамках социального страхования используется субсчет 69.1;
  • для взносов в системе обязательного или добровольного пенсионного страхования внедрен счет 69.2;
  • 3 отражает состояние расчетов с ФОМС;
  • через субсчет 69.11 раскрываются расчеты по взносам на травматизм и страхованию от несчастных случаев (процентная ставка для работодателей устанавливается с привязкой к присвоенного им классу риска).

Типовые корреспонденции в сфере расчетов с фондами:

  • Д20 (25 или 26) – К69 – в производственной организации на доходы рабочего персонала начислены взносы;
  • Д44 – К69 – взносы начислены торговой организацией;
  • Д08 – К69 – величиной страховых взносов корректируется стоимость строящегося актива (зарплата задействованного персонала и страховые взносы с нее причисляются к общему размеру себестоимости объекта);
  • Д69 – К51 – произведено перечисление средств с расчетного счета в погашение обязательств по страховым взносам;
  • Д91 – К69/Пеня – отражено начисление пени по страховым взносам;
  • Д69/Пеня – К51 – начисленная пеня за просрочку платежа по страховым взносам была погашена с банковского счета субъекта предпринимательства;
  • Д69 – К70 – отражена сумма пособия, подлежащего возмещению из ресурсов ФСС (начисление части больничного, которая подлежит оплате фондом соцстраха).

1.4.Основы аудита расчетов с внебюджетными фондами

Планирование аудиторской проверки представляет собой разработку общей стратегии и деталей аудиторской проверки. Основными причинами необходимости планирования аудиторской проверки аудитором являются:

  • для того чтобы получить достаточные и необходимые свидетельства того, как обстоят дела клиента для того, чтобы в дальнейшем эффективно проводить аудит; необходимо выявление потенциальных проблем клиента для того, чтобы уделить наибольшее внимание именно проблемным областям;
  • для того чтобы определить затраты на аудит; для работы необходимы оптимальные затраты;
  • для того чтобы правильно распределить и координировать работу аудиторов и ассистентов; работа должна быть качественной, эффективной и своевременной.

Аудиторская проверка расчетов с внебюджетными фондами, как и другие виды проверок, включает три этапа:

1) предварительное знакомство с клиентом и планирование аудита;

2) проведение аудита (осуществление процедур);

3) заключительный этап аудита, который включает подготовку письменной информации, отчеты, аудиторское заключение.

Предварительное знакомство с клиентом необходимо аудитору для того, чтобы решить общеорганизационные вопросы, а также определить объем аудита, предварительно оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, на основании чего принять решение о возможности работы с клиентом (или целесообразности отказа от обслуживания потенциального клиента).

После ознакомления с организацией аудитор направляет письмо-обязательство проведения аудита. Данный документ является гарантией для аудитора, что клиент правильно понимает цели, задачи аудита, обязанности и порядок расчета, и, таким образом, аудитор получает возможность избежать конфликтов и недоразумений.

Следующим действием после подготовки письма-обязательства является подписание договора на проведение аудита. Данный документ является обязательным и составляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ как договор на оказание возмездных услуг. Далее аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита.

Заключительным шагом этапа предварительного знакомства с клиентом и планирования аудита является составление плана и программы аудиторской проверки.

Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, которые были закреплены при разработке общего плана аудита.

Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный пересчет аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно — средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы.

Аудитор документально оформляет программу аудита, присваивает номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы делать ссылки на них в рабочих документах. Программа тестов средств контроля — это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок.

В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменения следует документировать с указанием даты внесения исправлений и разработкой соответствующих инструкций по выполнению новых аудиторских процедур.

Выводы аудита по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, — это фактический доказательный материал для составления аудиторского отчета (письменной информация руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности аудируемого лица.


1