Налогообложение инвестиционной деятельности: проблемы практики и пути их решения

Дипломная работа

«Инвесторам не нужны загадки и шарады, их деньги придут только туда, где есть стабильность, а правила игры ясны и понятны».

Из Послания Президента РФ В.В. Путина

Федеральному Собранию РФ (25 апреля 2005 г.)

Ключевой проблемой экономики в настоящее время остается проблема активизации инвестиционной деятельности, и прежде всего увеличения капитальных вложений в материальное производство. Это закономерно: состояние материального производства определяет развитие всей экономики, а инвестиции в любой экономической системе являются основой ее развития. К сожалению, именно в данном секторе российской экономики положение наиболее сложное: проводимые преобразования собственности предприятий пока не вызвали массового притока частного капитала. Многие собственники по-прежнему отдают предпочтение получению прибыли за счет роста цен, нисколько не заботясь о воспроизводстве основных фондов. В результате происходит их стремительное старение.

За годы реформ объем инвестиций в экономику сократился и сегодня составляет не более 30% к уровню 1991 г. В национальном доходе доля инвестиций снизилась до 15%, что не обеспечивает даже простого воспроизводства общественного капитала и является одной из причин спада производства. Для сравнения можно отметить, что в промышленно развитых странах мира доля инвестиций в национальном доходе достигает 40% и более.

В таких условиях сколько-нибудь серьезно говорить о стабилизации в экономике не приходится. При продолжении подобной инвестиционной политики, когда сроки службы основных фондов у подавляющего количества предприятий превысили в 2 — 3 раза установленные нормативы, а их физический износ у половины предприятий составляет более 60%, кризисные явления будут лишь усиливаться. Замедление обновляемости и ухудшение использования уже имеющихся фондов произошло из-за острой нехватки финансирования для пополнения оборотных средств.

Отечественная экономика остается существенно недоинвестированной. Поступающие в нее инвестиции составляют лишь 40 — 50% минимально необходимого уровня: вместо необходимых 180 — 200 млрд. долл. инвестиций в год наша страна получает лишь 90 млрд. долл.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности компаний в реальный сектор экономики должно быть направлено на обеспечение предпринимателям достаточно высокой нормы прибыли. Главным методом государственного воздействия на норму и массу чистой прибыли частных компаний является налоговая политика. Можно выделить два важнейших направления налоговой политики государства, влияющих на развитие промышленности.

26 стр., 12698 слов

Инвестиции в основной капитал предприятий Автономной Республики Крым

... темпы развития общего объема инвестиций в основной капитал предприятий Автономной Республики Крым надо отметить что в течение последних шести лет общий объем инвестиций растет большими темпами. В 2006 году показатель темпа ...

Во-первых, воздействуя посредством налогов на уровень сбережений населения, амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т.е. на величину потенциальных источников финансирования инвестиционных программ организации, государство влияет на важнейшие макроэкономические пропорции, в частности, на распределение национального дохода между накоплением и потреблением.

Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а также законодательство, государство воздействует на соотношение между инвестициями фирм в активную и пассивную часть основных фондов, на скорость воспроизводства основного капитала в промышленности страны, стимулирует инвестиции промышленных фирм в приоритетные, с точки зрения государства, направления, влияет на региональное размещение инвестиций.

В связи с выше изложенным, выбранная мной тема дипломного проекта «Налогообложение инвестиционной деятельности: проблемы практики и пути их решения (на примере ОАО РАО «ЕЭС России)» представляется актуальной и интересной. Кроме того, следует отметить, что в отечественной литературе поверхностно проработан вопрос, касающейся построения системы налогообложения в целях повышения эффективности инвестиционной деятельности предприятия, хотя на сегодняшний день он достаточно востребован и важен. Это еще один аргумент в пользу необходимости детальной разработки данной тематики.

Данная работа ставит перед собой цель исследовать теоретические и организационно-методические положения по налогообложению организации для оптимизации инвестиционной деятельности, а также разработать систему использования различных налоговых льгот для ОАО РАО «ЕЭС России».

Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи, определяющие логику и структуру диплома

изучить теоретический аспект рассматриваемого вопроса;

  • проанализировать развитие правового законодательства по инвестиционной деятельности в РФ;
  • оценить роль налоговой системы в развитии инвестиционной деятельности в РФ;
  • рассмотреть льготы по налогам для инвестиций;
  • проанализировать тенденции влияния уровня налогообложения на инвестиционную деятельность предприятий ТЭК;
  • изучить особенности деятельности ОАО РАО «ЕЭС России» как объекта исследования данной работы;
  • оценить эффективность сложившейся системы налогообложения на предприятии ОАО РАО «ЕЭС России»;
  • предложить пути реформирования системы налогообложения ОАО РАО «ЕЭС России» в целях оптимизации инвестиционной деятельности предприятия;
  • обосновать эффективность проектных предложений, а также их необходимость и целесообразность использования для данного предприятия.

Предметом исследования является совокупность теоретических и методических вопросов, связанных с налогообложением инвестиционной деятельности и использованием различных налоговых льгот инвестиционного характера для снижения налоговой нагрузки на предприятие.

Объектом исследования является ОАО РАО «ЕЭС России», на примере которого исследовались особенности налогообложения инвестиционной деятельности предприятия, и затем на этой основе делались проектные предложения.

Теоретической и методологической основой дипломного проекта является применение объективных принципов научного познания. В процессе исследования проблем по избранной теме автор опирался на фундаментальную и специальную литературу, законодательные нормативные акты Российской Федерации, соответствующие методические документы, материалы специализированной периодической печати. В ходе исследования использовался современный научный инструментарий, в частности такие методы исследования, как анализ и синтез; дедукция и индукция; группировка и сравнение; абстракция и моделирование. Для обоснования выдвигаемых положений применялись логический, исторический и системный подходы.

12 стр., 5920 слов

Роль государства в инвестиционной привлекательности России

... бумаг называются трансфертными инвестициями. Кроме того, выделяют инвестиции в человеческий капитал (нематериальные инвестиции), вложения средств в образование, в здравоохранение, в социальную сферу, с целью ... рынка (банки, инвестиционные компании, фондовый рынок и др.), способствующая эффективной инвестиционной деятельности. Несмотря на широкое употребление термина "инвестиции" (от французского ...

Практическая значимость исследования, проведенного в данной работе, заключается в решении важных проблем, связанных с применением различных льгот по налогообложению инвестиционной деятельности в материальное производство, использование которых на практике позволит оптимизировать налоговую нагрузку и эффективно использовать инвестиции организации.

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассмотрены общие теоретические и методологические основы инвестиционной деятельности в РФ, дана краткая характеристика налогов, которые влияют на инвестиции, в частности, проанализировано влияние уровня налогообложения на инвестиционную деятельность предприятий ТЭК. Вторая глава посвящена анализу хозяйственной деятельности ОАО РАО «ЕЭС России», финансовых показателей, рассматривается организационная структура предприятия, проводится анализ инвестиционной деятельности, налоговой нагрузки на организацию. В третьей главе разработаны проектные предложения по использованию льгот по налогообложению для инвестиционной деятельности и расчет эффективности их применения не только для организации, но для государства в целом. В заключении данные выводы по проделанной работе. Список использованной литературы содержит использованные при написании диплома нормативно-правовые акты РФ, рекомендации, инструкции, информационное сообщение ФНС РФ, комментарии и разъяснения законодательства РФ, книги, учебники, учебные пособия, публикации специализированных периодических изданий.

инвестиционный налогообложений прибыль

Глава I. Правовое и налоговое регулирование инвестиционной деятельности в РФ

1.1 Теоретические основы инвестиционной деятельности и её законодательное регулирование в РФ. Виды инвестиций

Методологические основы инвестиционной деятельности, виды инвестиций.

Термин «инвестиции» появился в отечественной экономике сравнительно недавно. Ранее использовалось понятие «валовые капитальные вложения», означающее единовременные совокупные затраты на воспроизводство основных фондов.

Инвестиции — более широкое понятие, чем капитальные вложения. В качестве инвестиций могут выступать:

1) денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, облигации и другие ценные бумаги;

2) движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и др.);

3) объекты авторского права, лицензии, патенты, ноу-хау, программные продукты, технологии и другие интеллектуальные ценности;

4 стр., 1629 слов

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БИЗНЕС- ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ...

... инвестиции, по которой инвестиционный проект принимается. Если внутренняя норма прибыли больше необходимой, то проект принимается, если нет — отвергается. 4. Метод ... имиджа предприятия — инициатора проекта. Если деловая репутация и структура баланса предприятия — инициатора проекта ... проекта; 3 — затраты, связанные с реализацией проекта. Основным критерием при отборе инновационных проектов является ...

4) права пользования землей, природными ресурсами, а также любым другим имуществом или имущественные права.

Инвестиции в широком понимании, представляют собой вложения средств и ресурсов с целью последующего их увеличения и получения экономического эффекта либо иного запланированного результата (социального, экологического и других эффектов).

Поэтому такие вложения должны осуществляться на условиях платности, срочности и возвратности.

Инвестиции являются ключевой экономической категорией и играют исключительно важную роль, как на макро- так и на микроуровне в системе товарно-денежных отношений.

Инвестиции на макроуровне призваны обеспечить:

  • осуществление политики расширенного воспроизводства и ускорение научно-технического прогресса;
  • реформирование отраслевой структуры общественного производства и сбалансированное развитие как отраслей, производящих продукцию, так и сырьевых отраслей;
  • повышение качества продукции;
  • улучшение структуры внешнеторговых операций;
  • решение социальных и экологических проблем;
  • решение проблем обеспечения обороноспособности страны и др.

Таким образом, инвестиции как экономическая категория выполняют важные функции роста отечественной экономики. В макроэкономическом масштабе сегодняшние инвестиции закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния населения.

В микроэкономическом масштабе инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем. Они необходимы для того, чтобы обеспечить:

  • расширение производства;
  • предотвращение морального и физического износа основных фондов и повышение технического уровня производства;
  • повышение качества продукции предприятия;
  • осуществление мероприятий по охране окружающей среды;
  • достижение других целей предприятия.

Инвестиционная деятельность представляет собой процесс, который охватывает:

  • вложение инвестиций или инвестирование;
  • совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций.

Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Субъектами инвестиционного процесса являются:

  • инвесторы;
  • заказчики;
  • исполнители работ (подрядчики, субподрядчики);
  • пользователи объектов инвестиционной деятельности;
  • поставщики.

К субъектам инвестиционной деятельности относятся также банки, страховые, посреднические и другие организации.

Субъекты инвестиционной деятельности могут действовать в сфере практической реализации инвестиций. В состав этой инвестиционной сферы входят:

  • сфера капитального строительства, в которой происходит вложение инвестиций в основные фонды;
  • инновационная сфера, где реализуется научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;
  • сфера обращения финансового капитала;
  • сфера реализации имущественных прав субъектов инвестиционной деятельности.

Инвесторы — это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать: органы, управляющие государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами, граждане, предприятия и другие юридические лица, иностранные граждане и юридические лица, государства и международные организации.

51 стр., 25116 слов

Функции и анализ деятельности инвестиционных банков

... предоставление аналитических материалов и инвестиционных рекомендаций клиентам; IPO. 1.Место и роль инвестиционных банков инвестициями В нашей стране согласно законодательству под инвестициями понимаются ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате ...

Субъекты инвестиционной деятельности могут совмещать функции двух и более участников инвестиционного процесса. Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Каждый инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры, экономическую эффективность инвестиций и подбирает юридических и физических лиц (как правило, на конкурсной основе), необходимых ему для реализации инвестиций. Инвестор может выступать в роли заказчика, вкладчика, кредитора, покупателя, а также выполнять другие функции участников инвестиционного процесса.

Заказчики — юридические или физические лица, осуществляющие финансирование проекта, контроль за реализацией и управление работами, начиная от разработки технико-экономического обоснования и заканчивая сдачей выполненного проекта. Если заказчик не является инвестором, то он выполняет функции владельца, пользователя и распорядителя инвестициями на период и на условиях, определяемых договором между участниками инвестиционного процесса.

Исполнители работ принимают на себя функции организаторов работ и сдают выполненные проекты заказчикам.

Пользователями инвестиционных объектов могут быть юридические и физические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации. Если пользователь не является инвестором, то отношения между ними регулируются договором об инвестировании. Инвестор, не являющийся пользователем, вправе владеть, пользоваться, контролировать целевое использование и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование. Инвестор вправе передать свои права по инвестициям юридическим и физическим лицам, государственным и муниципальным органам (по договору).

Инвестиции по направлениям вложения средств классифицируют следующим образом:

  • инвестиции в материальные активы (земельные участки, средства производства, запасы, покупные комплектующие, другое имущество);
  • финансовые инвестиции (ценные бумаги, долевое участие, приобретение долговых прав);
  • инвестиции в нематериальные активы (исследования и разработки, ноу-хау, приобретение лицензий, обучение персонала, реклама, фирменный имидж, социальная сфера и пр.).

Инвестиции в материальные активы принято называть инвестициями в реальные активы, а инвестиции в ценные бумаги — портфельными инвестициями. Эти инвестиции имеют наибольшее значение в экономике.

Инвестиции в реальные активы по направлениям использования подразделяют на:

  • инвестиции в повышение эффективности;
  • инвестиции в расширение производства;
  • инвестиции в новое производство;
  • инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления.

По соотношению к росту прибыльности инвестиции подразделяют на:

10 стр., 4677 слов

Государственное регулирование инвестиционной деятельности Российской Федерации

... государственного регулирования и функции государственного регулирования инвестиционных процессов ·проанализировать. Перспективы российской инвестиционной активности ·факторы, препятствующие превращению сбережений в инвестиции в России. 1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности 1.1Сущность, структура и функции инвестиций Инвестиция может ...

  • пассивные инвестиции (поддержание производства);
  • активные инвестиции (расширение производства).

В зависимости от места в инвестиционном процессе различают:

  • начальные (нетто) инвестиции;
  • брутто-инвестиции (складываются из нетто-инвестиций и реинвестиций).

По характеру инноваций (нововведений) принято различать:

  • экстенсивные инвестиции (расширение на прежней технической основе);
  • интенсивные инвестиции (расширение на новой технической основе).

В зависимости от характера участия инвестиции бывают прямыми или непрямыми (осуществляемыми через финансовых посредников), а в зависимости от периода инвестирования — краткосрочными и долгосрочными.

Форма собственности инвесторов разделяет инвестиции на:

  • государственные инвестиции;
  • частные инвестиции российских резидентов;
  • иностранные инвестиции;
  • совместные инвестиции (субъектов Российской Федерации и иностранных государств).

Реальные средства, предназначенные и фактически используемые в инвестиционной деятельности, формируют инвестиционные ресурсы.

Инвестиционный рынок состоит из рынков объектов реального инвестирования и рынков инструментов финансового инвестирования. Рынок объектов реального инвестирования включает рынки прямых капитальных вложений, приватизируемых объектов, недвижимости, прочих объектов реального инвестирования (коллекции, драгоценные металлы и пр.).

Рынок инструментов финансового инвестирования представлен фондовым и денежным рынками.

Развитие фондового и денежных рынков стимулируется привлечением средств населения на покупку корпоративных и государственных ценных бумаг (например, жилищных сертификатов), средств юридических лиц, резидентов и нерезидентов через продажу корпоративных и иных ценных бумаг, а также эмиссией и реализацией корпоративных и иных ценных бумаг.

Инвестиционное законодательство Российской Федерации

Развитие инвестиционного законодательства в 1991-1995 гг.

Развитие инвестиционного законодательства РФ делится на два этапа: 1991-1995 гг. и с 1996 г. по настоящее время. Первый период дал путевку в жизнь инвестиционному законодательству переходного периода, т.е. законам рыночной экономики первого поколения. Закон РСФСР от 14 июля 1990 г. N 103-1 «О собственности на территории РСФСР», Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 444-1 «О собственности в РСФСР», Закон об инвестиционной деятельности и Закон об иностранных инвестициях, Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Положение об акционерных обществах с ограниченной ответственностью от 19 июня 1990 г., утвержденное Постановлением Правительства РФ N 590 и др. вводили в повседневную лексику новые правовые понятия и категории, характерные для рыночной экономики. Этот этап развития инвестиционного законодательства России отличается тем, что в большинстве своем новые законы, вводя рыночные категории и понятия, не обеспечивали их действие необходимым механизмом регулирования. Кроме того, взаимодействие между различными законами, связанными с осуществлением инвестиций, было пока еще плохо налажено. Практически все эти законы были впоследствии заменены более подробным и приближенным к рыночным отношениям регулированием, в основание которого был положен ГК РФ (первая часть вышла в 1995 г.).

5 стр., 2313 слов

Предпринимательская деятельность с учетом иностранного капитала

... коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов: устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством ...

В 1991-1995 гг. основное внимание уделялось развитию законодательства об иностранных инвестициях. Согласно положениям Закона об иностранных инвестициях были приняты нормативные акты, уточняющие порядок создания предприятий с иностранными инвестициями, предусматривающие создание специальных финансовых институтов, которые обеспечивали бы приток иностранного капитала. К числу первых таких нормативных актов относится Постановление Правительства РСФСР от 28 ноября 1991 г. N 26 «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями» (далее — Положение о регистрации предприятий с иностранными инвестициями).

Это постановление восполнило пробел, допущенный в законе о регулировании иностранных инвестиций, в отношении регулирования договоров концессии.

Закон об иностранных инвестициях (1991) предусматривал принятие закона о концессионных договорах. Согласно ст. 40 этого закона заключение концессионных договоров должно было стать способом регулирования иностранных инвестиций в области добычи полезных ископаемых. Положение о регистрации предприятий с иностранными инвестициями определяло порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями в этой отрасли экономики. Таким образом, до принятия закона о концессионных договорах иностранным инвесторам предлагалось использовать закрепленную в законодательстве форму совместного предприятия при осуществлении добычи полезных ископаемых. В соответствии с этим положением регистрация предприятий с иностранными инвестициями (кроме предприятий нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей), объем иностранных инвестиций, в которые не превышает 100 млн. руб., осуществляется советами министров республик в составе Российской Федерации, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном Законом об иностранных инвестициях. Принятием Положения о регистрации предприятий с иностранными инвестициями была введена двойная регистрация предприятий с иностранными инвестициями: на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.

В 1994 г. была сделана первая попытка перейти на единую основу в регулировании инвестиций, т.е. на регулирование частных инвестиций вообще, независимо от их происхождения. В основе Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» лежала идея создать материальные стимулы для продвижения высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. В качестве материальных стимулов была избрана финансовая поддержка государством таких проектов путем предоставления средств из федерального бюджета. Условием предоставления средств бюджетного финансирования инвесторам, участвующим в проектах, было участие иностранных инвесторов в проекте, проведение конкурса среди проектов на получение государственной поддержки, коммерческая эффективность проектов. Государственная поддержка предоставлялась, если фактическое вложение инвестора составляло не менее 20% средств, необходимых для реализации проекта, а также, если срок окупаемости проекта не превышал двухлетний период.

4 стр., 1525 слов

Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации

... достичь конкретного уровня инвестиций, а восприятие особенностей региональных инвестиционных процессов и их разворачивание в нужной направленности. Инвестиционная политика региона ... иностранных инвесторов. Динамика инвестиционных вложений в регион представлена на рисунке 1. бизнес инвестирование россия Рисунок 1 Динамика инвестиционных вложений в Ставропольский край в 2012-2016гг., млрд. руб. [3]. В ...

Критерием отбора инвестиций в случае проектного финансирования являлось фактическое вложение капитала частным инвестором и признание их целесообразности и государственной значимости. Идея правового регулирования инвестиций, заложенная в Указе Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации», хотя и верная с точки зрения принципа регулирования инвестиций, вызывала, однако, сомнение, что коммерческие и высокоэффективные инвестиции могут нуждаться в государственной поддержке.

В 1994 г. был сделан еще один шаг в направлении создания единого режима для иностранных и отечественных инвестиций: принят Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».

После принятия в 1995 г. ГК РФ вопросы регистрации юридических лиц, в том числе и с участием иностранного капитала, должны были решаться в общем порядке на основании закона о регистрации юридических лиц, который еще предстояло разработать. Введение единого порядка создания юридических лиц предусматривалось п. 1 ст. 51 ГК РФ, согласно которому юридические лица подлежат регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Передача функций по регистрации предприятий с иностранными инвестициями органам юстиции в соответствии с положениями ГК РФ была осуществлена на основании Постановления Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1034 о передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики РФ в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» и Указа Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации». Устав Регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ, утвержденный приказом министра юстиции РФ от 29 декабря 1998 г. N 192, включает соответствующие положения о регистрации предприятий с иностранными инвестициями.

Завершил работу по созданию единого порядка регистрации юридических лиц на территории Российской Федерации Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц» (далее — Закон о регистрации юридических лиц).

Однако в рамках действующего законодательства продолжают действовать особенности для регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

В период 1991-1993 гг. были созданы различные организации, содействующие привлечению иностранных инвестиций. К ним относятся Комиссия Правительства РФ по международному инвестиционному сотрудничеству, Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация, Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации от некоммерческих рисков, Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза в рамках Российского агентства международного сотрудничества и развития (РАМСИР), Российский центр содействия иностранным инвестициям при Минэкономики России. Содействие привлечению иностранных инвестиций оказывали также и создаваемые за рубежом организации, к числу которых относились российские центры науки и культуры за рубежом.

16 стр., 7783 слов

Сущность и значение инвестиций для деятельности предприятия

... и принципы инвестиционной деятельности предприятия. Проанализировать роль инвестиций в производственных отношениях и в рыночной экономике. Достижение конечных результатов работы обусловило использование таких научных методов и ... инвестиции. Термин «инвестиции» является иноязычным, поэтому при анализе его сущности и содержания, прежде всего, нужно выяснить его точное значение. Слово «инвестиция» ...

Среди актов, относящихся к определению органа, ответственного за исполнение Закона об иностранных инвестициях, можно назвать два постановления Правительства РФ, которые внесли изменения в Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Изменения касались работы Консультативного совета по иностранным инвестициям, образованного для создания благоприятного правового, налогового и таможенного режимов для зарубежных инвесторов.

Создание большого числа организаций с неясным правовым статусом, содействующих привлечению иностранных инвестиций, привело к размыванию функций государства по регулированию инвестиций. Вместо решения вопросов о допуске иностранных инвестиций указанные организации нередко сами становились участниками хозяйственной деятельности, получая при этом финансирование из бюджета. Так, реорганизация первоначально созданного для регулирования инвестиций государственного органа (Комитета по иностранным инвестициям) в РАМСИР завершилась распадом последнего на ряд организаций, лишенных полномочий принимать решения в части регулирования иностранных инвестиций — например, Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза в рамках РАМСИР.

Проведение залоговых аукционов в отсутствие организованного рынка ценных бумаг и соответствующего регулирования инвестиций основывалось на Указе Президента РФ от 31 августа 1995 г. N 889 «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В указе предусматривалось проведение аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций с целью обеспечения источников покрытия дефицита федерального бюджета и эффективного использования пакетов акций, находящихся в федеральной собственности. Проведение залоговых аукционов завершило важный период развития российского инвестиционного законодательства, после которого основное внимание в регулировании инвестиционных отношений переключилось на дифференциацию правовых форм организации предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала и на развитие рынка ценных бумаг.

Для характеристики второго этапа развития законодательства об инвестициях (с 1996 г. по настоящее время) необходимо отметить также нормативные акты, лежащие в основе регулирования рыночной экономики в целом. Эти акты составляют основу так называемого инвестиционного климата в стране. К ним относятся принятые в этот период акты антимонопольного законодательства, валютного регулирования и законодательства, связанного с проведением приватизации государственной собственности. Все эти законы подготавливали основу для регулирования портфельных инвестиций или инвестиций в ценные бумаги.

Для прямых иностранных инвестиций в большей степени имеют значение нормативные акты, определяющие правовой режим инвестиций: регулирование внешней торговли и систему налогообложения в стране. Иностранный участник внешнеэкономической деятельности принимает решение об осуществлении инвестиций лишь после того, как объективные условия предпринимательской деятельности подскажут ему, что создать производство или сборку готовой продукции в стране-импортере принесет ему больше выгоды, чем сам импорт готовой продукции. Экономический расчет серьезного инвестора при принятии решения об инвестировании капитала основан на действующем таможенном и налоговом законодательстве в стране-импортере.

Законодательство об инвестициях первых лет экономических реформ исходило из того, что производителям, инвестирующим свои средства в реальное производство, необходимо предоставлять налоговые и таможенные льготы или оказывать в той или иной форме государственную поддержку. Особенно ярко эта позиция выражена в Законе об иностранных инвестициях. Такой способ регулирования отношений, связанных с инвестициями, продемонстрировал свои недостатки на последующих этапах развития инвестиционного законодательства.

В 1996 г. формирование фондового рынка в России позволило говорить о разграничении инвестиций на прямые и портфельные. К концу 90-х гг. XX в. опыт регулирования рынка ценных бумаг и участия в нем нерезидентов позволил говорить не только о необходимости разграничения прямых и портфельных инвестиций, но также и об особенностях правового регулирования портфельных инвестиций, отличающихся от прямых. Такие особенности определяются прежде всего общей для всех стран тенденцией развития финансовых рынков, характеризуемой одним словом — «глобализация».

Развитие инвестиционного законодательства после 1996 г.

Этап после 1995 г. включает большое число нормативных актов, связанных с регулированием инвестиций. Практически в каждой отрасли экономики вопросы финансирования предпринимательской деятельности решались самостоятельно с учетом особенностей их реструктуризации. Кроме того, после 1995 г., следуя общему принципу развития рынка — поддержание условий конкуренции — большая часть принятых в этот период законов регулировала инвестиции в общем порядке без их деления на иностранные и отечественные.

Изменения в правовом регулировании иностранных инвестиций на российском рынке, произошедшие после 1995 г., можно кратко оценить как развитие гражданского права, регулирующего рыночные, в том числе и инвестиционные, отношения. В указанный период были созданы необходимые условия для развития гражданско-правовых отношений, в рамках которых реализуются прямые и портфельные инвестиции.

Основным нормативным актом, регулирующим прямые иностранные инвестиции в России, продолжал оставаться Закон об иностранных инвестициях. Действие этого закона было дополнено законодательством в области добычи полезных ископаемых. Так, в конце 1995 г. была закончена работа над законом о соглашениях о разделе продукции. В связи с его принятием был отменен действовавший ранее указ Президента, регулировавший отдельные вопросы соглашений о разделе продукции.

Принятие Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Закон о СРП) следует понимать как альтернативу поручению, содержащемуся в Законе об иностранных инвестициях, о принятии закона о концессионных договорах. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, этот закон позволяет сформировать инвестиционный механизм в минерально-сырьевых отраслях российской экономики путем широкого внедрения договорных отношений между инвестором и государством. Под инвестиционным механизмом понимается при этом сама договорная форма организации инвестиционных отношений. Однако принятие Закона о СРП не выполнило своей задачи — привлечь инвестиции в минерально-сырьевую базу страны.

Сдерживающее воздействие на внедрение в практику соглашений о разделе продукции оказывало отсутствие согласованности в действиях федеральных и региональных органов власти, для которых регулирование соглашений о разделе продукции составляло сферу совместного ведения с федеральными органами. Этим объясняется критическое отношение к закону и региональных властей.

Главным событием в сфере предпринимательских, в том числе инвестиционных, отношений на этом этапе было принятие второй части ГК РФ в 1996 году. Вторая часть касается отдельных видов обязательств и включает в себя гражданско-правовое регулирование договоров, которые могут быть заключены иностранными лицами с целью осуществления инвестиций. К такого рода договорам прямо был отнесен договор финансовой аренды (лизинга) (гл. 34 § 6).

К таким договорам можно отнести и ряд других договоров.

К числу договоров, регулируемых ГК РФ, которые можно использовать для осуществления инвестиционной деятельности, относятся договор коммерческой концессии, договор целевого займа, договоры возмездного оказания услуг, договор доверительного управления и договор простого товарищества. Особенностью этих договоров является то, что они предполагают установление длительных экономических связей между сторонами в договоре, а также то, что в них, как правило, сохраняется возможность влияния одной стороны в договоре на производственную деятельность другой стороны.

В 1998 г. продолжали совершенствоваться договорные формы инвестиций. Основными законами, которые касались прямых иностранных инвестиций, были Федеральный закон от 7 января 1999 г. N 19-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции»» и Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон о лизинге).

Принятые в 1998 г. законы показали, что договорные формы инвестиций в Российской Федерации развиваются не как договоры о совместной деятельности, а скорее как различного вида соглашения (договоры) о разделе продукции.

Кульминационным годом в развитии инвестиционного законодательства следует считать 1999-й. В этом году было полностью обновлено законодательство об иностранных инвестициях и инвестиционной деятельности. Был принят Закон об иностранных инвестициях, который отменил действие Закона об иностранных инвестициях (1991).

В 1999 г. был введен в действие Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, который применяется наряду с ранее принятым Законом об инвестиционной деятельности. При этом Закон об инвестиционной деятельности применяется в части, не противоречащей закону, принятому в 1999 году. Были приняты законы, направленные на регулирование рынка портфельных инвестиций. К ним относятся Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее — Закон о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (далее — Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг).

Подводя итог под анализом развития инвестиционного законодательства, можно сделать вывод, что в течение последних 13 лет, с 1991 г. по настоящий момент, вслед за изменениями объективных реалий экономической жизни российская инвестиционная деятельность прошла стадию своего становления. На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована единая инвестиционная политика, в целях исполнения и совершенствования которой был принят ряд законов и нормативных подзаконных актов. Вслед за ростом законодательства регулирующего инвестиционную деятельность получило развитие и научная юридическая мысль. Возможно, не всегда новации и изменения инвестиционного законодательства могли своевременно и объективно отражать и регулировать ситуацию, сложившуюся в хозяйственном обороте. Однако вместе с тем не следует отрицать существенный прогресс, достигнутый за это время. Инвестиционный потенциал нашей страны значительно возрос, и во многом благодаря наличию специализированного законодательства.

Таким образом, существующий на данный момент комплекс правоотношений, именуемый инвестиционной деятельностью, и значительный массив законодательства, регулирующий данный вид предпринимательства, свидетельствуют о наличии в современном российском хозяйственном праве отдельного института, объединяющего правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность.

1.2 Роль налогообложения в развитии инвестиционной деятельности в РФ

Анализируя сложившийся в России инвестиционный климат, следует учитывать, что одним из важнейших факторов, определяющих привлекательность страны для инвесторов, является система налогообложения.

В целом на принятие инвестиционного решения оказывают влияние как налоговые, так и неналоговые факторы, при помощи которых осуществляется сравнение потенциальной прибыли от инвестиций и риска, который может наступить в результате применения действующего законодательства либо его изменения.

Можно выделить следующие налоговые факторы, влияющие на этот процесс.

1. Предсказуемость налогового законодательства.

Важной проблемой является не только отсутствие в налоговом законодательстве специальных льгот для инвесторов, но и отличительная черта современного российского налогообложения — его крайняя нестабильность и противоречивость. Поэтому необходимы гарантии стабильности налогового режима.

Основное условие, которое необходимо учитывать при совершенствовании и развитии законодательства об инвестиционной деятельности, — это предсказуемость экономической ситуации при ее осуществлении.

2. Ставка налога.

Она имеет значение при определении общего налогового бремени, а также учитывается при определении стратегии финансирования и налогового планирования компании инвестора.

3. База налогообложения.

Характеристики этой калькуляции могут оказывать серьезное воздействие на модель налогообложения различных компаний. Режим налогообложения различных доходов и расходов оказывает влияние на организацию их деятельности.

4. Таможенные пошлины.

Взимание таможенных пошлин с объектов инвестирования имеет определенную привлекательность, с точки зрения стран, нуждающихся в расширении источников доходов. Таможенные пошлины представляют собой непосредственный или легко управляемый источник дохода, однако они повышают стоимость инвестиций. Это увеличивает риск инвестирования в стране и повышает коэффициент окупаемости, необходимый для того, чтобы инвестиция была прибыльной.

Необходимо отметить, что в целях оптимизации инвестиционного климата в последние годы был принят пакет законодательных актов, среди которых — новые главы НК РФ, предусматривающие создание более благоприятного налогового режима деятельности инвесторов, а также порядок амортизации, предоставляющий широкие возможности ускоренного амортизационного списания машин и оборудования организациями, отнесения затрат на капитальный ремонт.

Становление современной налоговой системы в Российской Федерации, снижение ставки налога на прибыль, введение специальных налоговых режимов должно способствовать пополнению оборотных средств предприятий, увеличению доли инвестиций.

Налоговые льготы для инвестиционной деятельности

Одним важных факторов, влияющих на процесс инвестирования, являются льготы по различным налогам.

Вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В действующем НК РФ предусмотрен ряд норм, направленных на стимулирование инвестирования.

Объектами налогообложения НДС являются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы).

Также в данной статье в пп. 7 установлено, что не подлежит налогообложению оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

Порядок и условия использования этой льготы установлен в пп. 4-7 ст. 149 НК РФ. Для реализации данной льготы НК РФ императивно предписывает налогоплательщику вести раздельный учет упомянутых выше операций.

Таким образом, операции по прямому инвестированию освобождены от налогообложения НДС.

Для инвесторов по налогу на прибыль могут представлять интерес такие льготы, как освобождение в соответствии со ст. 251 НК РФ доходов, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации; в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Согласно положениям ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения; в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, и другие средства.

По сути, в данной статье устанавливается значение понятия «доход, учитываемый при определении налоговой базы». Это значение устанавливается путем исключения из категории «доход» отдельных видов доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций; доходов, подлежащих вычету из суммы валовых доходов организации).

Особая роль в стимулировании массового обновления производственного аппарата принадлежит налогу на имущество предприятий и организаций. Этот налог по своей экономической сути не просто плата в бюджет за пользование определенным имуществом, но и своего рода измеритель эффективности вложений в это имущество. Ставка налога на имущество уже несколько раз пересматривалась и постепенно росла.

Предельно низкая инвестиционная активность в российской экономике в 90-е годы истекшего столетия обусловила резкое старение производственного аппарата. Вкупе с такими факторами, как резкое сокращение эффективного внутреннего спроса и недостаточная загрузка мощностей, это стимулировало процессы абсолютного сокращения производственных основных фондов. Иначе говоря, имело место некомпенсируемое выбытие оборудования. Так в целом за 1991 — 1998 гг. с учетом «физического» выбытия, перепрофилирования, и других причин перестало функционировать более 47% мощностей, имевшихся в российской экономике в начале того десятилетия. Конечно, частично указанное выбытие компенсировалось новыми фондами. Однако в целом за этот период производственный потенциал промышленности сократился более чем на 25%. Очевидно, что процесс выбытия основных фондов стимулировался достаточно высокими ставками налога на имущество.

К сожалению, налог на имущество на нынешнем этапе выступает в роли лишь «негативного» стимула. Он не обладает поощряющим эффектом в отношении инвестиций в создание новых фондов. Налог на имущество можно было бы превратить в дополнительный и эффективный импульс активизации инвестиционного процесса через четкое разграничение новых и уже существующих основных фондов. При этом ставки налога на имущество по новым фондам должны быть минимальными или даже нулевыми.

Важнейшим методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является предоставление инвестиционного налогового кредита.

Налоговое законодательство РФ определяет порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований (ст. 67 НК РФ):

  • проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
  • осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Анализ легального определения данной формы изменения срока уплаты налога — инвестиционного налогового кредита позволяет указать на следующие признаки.

1. Кредит предоставляется:

  • только организациям при наличии предусмотренных законодательством о налогах и сборах оснований;
  • по налогу на прибыль (доход) организации либо по региональным и местным налогам; по другим видам налогов (например, по НДС) предоставлять его нельзя.

2. Кредит предполагает:

  • предоставление организации на определенный в договоре о кредите срок права уменьшать свои платежи по упомянутым налогам;
  • уменьшение платежей по налогу в пределах, определенных в таком договоре;
  • последующую (т.е. по истечении срока действия договора) уплату не только суммы самого предоставленного кредита, но и начисленных на нее процентов;
  • поэтапную уплату как суммы кредита, так и начисленных процентов;

— независимо от числа договоров суммы уменьшений налоговых платежей в каждом отчетном периоде не могут превышать 50% соответствующих платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите за этот налоговый период.

3. Решения о предоставлении кредита принимаются:

  • по федеральным налогам и сборам — Федеральной налоговой службой, т.е. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов;
  • по региональным и местным налогам — налоговым органом по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований.

4. Предоставление кредита по уплате сбора в ст. 66 НК РФ не предусмотрено.

5. Срок предоставления кредита не может быть менее одного года. Максимальный срок — пять лет.

6. В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть предусмотрены следующие условия:

  • порядок уменьшения налоговых платежей;
  • сумма кредита с указанием налога, по которому он предоставлен;
  • срок действия договора;
  • начисляемые на сумму кредита проценты (в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России);
  • порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;
  • условия реализации заинтересованной организацией в течение срока действия договора или передачи ею во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления кредита, либо запрет на такую реализацию или передачу;
  • сведения о документах на имущество, которое является предметом залога, либо о поручительстве;
  • ответственность сторон;
  • действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

7. Контроль за исполнением налогоплательщиками условий, на которых с ними были заключены договоры о предоставлении налогового кредита, осуществляют налоговые органы, которые ведут учет налоговых кредитов, предоставленных уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с Приказом МНС России от 5 августа 2002 г. N БГ-3-10/411 об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в налоговой системе РФ предусмотрено недостаточное количество льгот и преференций для стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в материальное производство.

1.3 Влияние уровня налогообложения на инвестиционную деятельность предприятий ТЭК

Отрасли ТЭК — важнейший источник пополнения бюджета Российской Федерации. Доля ТЭК в общем объеме поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет (в скобках — в консолидированный бюджет) равнялась (%): 1995 г. — 42; 1997 г. — 48 (42); 1998 г. — 37 (29); 1999 г. — 36 (31); 2000 г. — 37 (26,4).

Среди отраслей ТЭК основными «донорами» бюджета являются нефтяная промышленность и трубопроводный транспорт. В 2000 г., первая из этих отраслей обеспечивала 50,5% всех налоговых поступлений ТЭК в консолидированный бюджет и 38,1% всех поступлений ТЭК в федеральный бюджет. Соответственно для трубопроводного транспорта эти показатели равнялись 30,4 и 44,2%. Укрупненная структура налоговых поступлений ТЭК в федеральный бюджет по основным видам налогов выглядела следующим образом в 2000 г. (в % от общей суммы поступлений налогов и иных платежей ТЭК в федеральный бюджет; в скобках приведены данные за 1997 г.): акцизы — 37 (44); налог на прибыль — 29 (10); налог на добавленную стоимость — 27 (35); платежи за пользование природными ресурсами — 5 (9); прочие налоги и сборы — 2 (2).