Организация страховой деятельности в Российской Федерации

Страхование — одна из древнейших категорий общественных отношений, зародившаяся ещё при разложении первобытнообщинного строя. Оно стало непременным спутником общественного производства. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, грабежами и другими непредвиденными ситуациями. В связи с этим возникла идея страхования, как средства устранения, неблагоприятного результата отдельных обстоятельств. Актуальность страхования связана с тем, что Россия стремится к более высокому уровню экономического развития государства с появлением частной собственности, развитием рыночных отношений. В настоящее время договор страхования является одним из распространенных гражданско-правовых отношений, где субъектами правоотношений выступают граждане и юридические лица.

Страхование выполняет несколько функций, одной из которых является формирование специализированного страхового фонда денежных средств. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство, исходя из экономической и социальной обстановки, регулирует развитие страхового дела в стране. Организация страхового фонда выражается в обязательствах возместить убытки в порядке последующей раскладки В.В. Шахов «Страхование» Учебник. М. Юнити, 2000 г. С. 15.

— Данная функция реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещений. При имущественном страховании через данную функцию не только решается проблема возмещения стоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм и условий, оговоренных договором страхования, но и создаются условия для материального возмещения части или полной стоимости пострадавшего имущества.

Следующая функция выражается в возмещении ущерба и личного обеспечения граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда, в рамках имеющихся договоров имущественного страхования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями, исходя, из условий договоров страхования.

Третья функция заключается в предупреждении страхового случая и минимизации ущерба, в том числе недопущения или уменьшения негативных последствий. Сюда же относится правовое воздействие на страхователя в условиях заключенного договора.

Объектом исследования данной работы является организация страховой деятельности (страхового дела) в Российской федерации.

2 стр., 856 слов

Понятие, сущность и виды страхового ущерба

... страхового возмещения в пределах страховой суммы в случае возникновения страхового события. Если размер понесенного ущерба превышает страховую сумму, то разница компенсирована не будет. Система «пропорциональной ответственности» используется при страховании ... Готовые работы на аналогичную тему Различают два вида страхового ущерба (убытка): прямой и косвенный. Прямой ущерб заключается в полном ...

Существование данного института изучаются многими учеными-юристами, такими как А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, В.В. Шахов, В.Ю. Абрамов, В.И. Серебряковский и другими правоведами.

Актуальность данной темы связана с тем, что развитие страхового дела в Российской федерации играет ведущую роль не только в области экономики, но и права. Это, прежде всего, связано с заключением договора страхования, в связи с наступлением юридических фактов, которые имеют правовое значение.

Предметом страховой деятельности выступают материальные ценности и нематериальные блага физических и юридических лиц, «..ценности, обеспечивающие им необходимые условия существования и развития и потому оберегаемые, и сохраняемые ими от неблагоприятных, опасных событий». А.К. Шихов. Страхование. Учебное пособие.- М. Юнити. 2000. С.33-35. Гражданский Кодекс, и Закон об организации страхового дела не использует термин «предмет договора страхования». Речь идет только об объектах страхования, под которыми понимаются страховые интересы. Предмет определяется также как услуга, которую страховщик оказывает страхователю.

Целью работы является исследование особенностей организации страховой деятельности. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. определить понятие и значение страховой деятельности, понятие страхования;

2. охарактеризовать виды и формы страхования;

3. проанализировать историю развития страхового дела и развитие страхования в Российской Федерации;

4. раскрыть понятие, форму и условия договора страхования.

Для написания данной работы были использованы следующие методы исследования:

1. исторический — рассмотрение страховой деятельности в развитии, причины и условия возникновения;

2. анализа — выявление существенных признаков, характерных для страхового дела;

3. формально-юридический — признаки, определения, понятия характерные для страховой деятельности и страхования;

4. синтеза — для обобщения данных, полученных в результате исследования.

Структура данной работы включает в себя: введение, две главы, семь параграфов, заключение и список использованных источников.

1. Общие положения организации страховой деятельности в Российской Федерации

1.1 История развития страхового дела и страхования в российской федерации

Первое отечественное определение страхования было найдено еще в ст.181 устава Купеческого водоходства от 23 ноября 1781 года.

Страхование представляет собой экономическую категорию, систему экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками).

В определении достаточно четко выражены ключевые элементы страховых правоотношений: их цель, объект, наличие специализированного института, платность страхования, утверждение сделки в форме договора, в котором прописаны ее условия. Дальнейшее развития страхования стало объектом научного исследования ведущих отечественных исследователей.

12 стр., 5755 слов

Сущность и правовые основы страховой деятельности

... частью страхового фонда, формально является и страховщиком, получение прибыли от страховой деятельности исключено, а в обязательных видах социального страхования запрещено законом. Цитата из закона «Об организации страхового дела в ... по июль 2005 они составили 94 миллиардов долларов США. Суммарный имущественный ущерб от произошедших природных катастроф в 2004 году достиг 105 млрд. долларов. ...

Рассматривая организацию страхования научный исследователь А.И. Бутовский сформулировал содержание страхования следующим образом: «По самой сущности страхование всегда предполагает товарищество, соединение нескольких лиц. Но подобный договор может быть предметом непосредственной сделки между многими частными лицами или быть заключен с компаний, которая служит общим посредником».В.В Аленичев, к. э. н. «Эволюционно- институциональный аспект исследования сущности страхования».// Финансы №3, 2007, С.44.

Известный исследователь А. Вицын предложил следующее определение: «…страхование представляет собой облеченное в законную форму соглашение воли двух сторон, по которому одна из, за установленную плату, на известный срок принимает на себя, вполне или отчасти, риск по определенному имущественному интересу другой стороны или ее наследников, подвергающемуся опасности от возможного какого — либо, или только определенного несчастья… обязуясь вознаградить эту другую сторону за убытки, если несчастье действительно последует» В.В Аленичев, к. э. н. «Эволюционно- институциональный аспект исследования сущности страхования».// Финансы №3, 2007, С.45. .

Известный ученый В.И. Серебровский в своих работах 1920-х гг. заложил теоретический фундамент изучения страхования как института гражданского права. Он провел разграничение экономический страховых отношений и страхования как гражданско-правовой категории.

В дальнейшем такая точка зрения утвердилась и даже была закреплена в «Большой советской энциклопедии» (1946 г.): «Страхование — экономический институт, организованный на основе взаимности и возмездности для покрытия убытков или потребностей, вызванных наступлением случайного и вместе с тем статистически уловимого события» См. Там же..

Представляется важным, что акцентировалась именно экономическая сторона страхования как института. Ведь именно в этот период преобладало агрессивно-негативное отношение к институционализму как течению «буржуазной политэкономии». Надо признать, что «институциональная» трактовка страхования была постепенно изжита со страниц энциклопедических изданий.

В третьем издании БСЭ (1976 г.) под страхованием понималась уже «система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда, из средств которого производится возмещение ущерба и выплата иных денежных сумм в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, наступления других событий» См. Там же.. Авторы, как видим, вводят ряд дополнительных понятий (страховой фонд, стихийное бедствие, несчастный случай, ущерб и др.), в свою очередь потребовавших уточнения.

Таким образом, достаточно широкая трактовка страхования как экономического института (само понятие которого не было достаточно определенным) эволюционно сменилась его пониманием как способа (механизма) возмещения ущерба и, еще более узко, как системы мероприятий по созданию страхового фонда.

Нужно отметить исследования Р.Т. Юлдашева и Ю.Н. Тронина и их работу «Концепция научной корректировки регулирования страховой деятельности» В.В Аленичев, к. э. н. «Эволюционно- институциональный аспект исследования сущности страхования».// Финансы №3, 2007, С.46., согласившись с авторами, что использование понятий, употребляемых в страховании, не отвечает научным критериям точности в законодательных актах Российской Федерации. Появились новые подходы к исследованию теоретических проблем страховой деятельности. До сих пор не преодолено категориально отождествление и смешение понятий «страхование» и «страховое дело». На этой проблеме исследователи не заостряют своего внимания.

14 стр., 6534 слов

Страхование и страховые компании

... содержание важнейшей страховой терминологии, классификацию страхования и организационные принципы построение системы страховых организаций, методику исчисления страховых тарифов; освещает важнейшие условия каждого вида страхования, методику определения ущерба и страхового возмещения ущерба, ...

Вопрос о преемственности различных организационно — правовых форм в страховой деятельности в России имеет давнюю историю. Еще в 19-м веке один из первых русских исследователей страховых отношений, Э. Вреден, указывал, что на выбор организационной формы предприятия влияние оказывает «дробимость риска» и «ограниченность ответственности» его владельцев. Э. Вреден Страховые артели и долевая рабочая плата — СПб.: типография В.. Безобразова, 1870, С.48-78.

Известно, что страховое дело строится на эффекте масштаба, так его использование явилось одной из причин создания эффективного функционирования страховой монополии.

Практика российского страхового рынка доказала конкурентоспособность неакционерных форм собственности. По данным департамента страхового надзора Минфина РФ в структуре страховщиков большую часть составляют ООО, затем ЗАО, а далее ОАО.

Страхование — древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений. Первоначальные формы страхования возникли в глубокой древности. Ещё в рабовладельческом обществе существовали соглашения, в которых можно усмотреть черты договора страхования. Эти соглашения, в основном, касались недвижимого имущества, торговли, морского судоходства, смысл этих соглашений состоял в распределении между лицами, которые были заинтересованы в сделке, риска возможного ущерба судов и грузов при перевозке. Самые древние правила страхования изложены в одной из книг Талмуда. Ещё тогда был заложен основополагающий принцип: страхование — это только защита от риска, и оно ни в коем случае не может служить обогащению. В основе страхования была коллективная взаимопомощь, которая обеспечивалась взаимными обязательствами. При возникновении новых рынков увеличивается опасность торговых рисков, поэтому возрастает потребность в защите имущественных интересов. В это время появляются первые подобные страховым организациям, в которых участвуют отдельные владельцы имущества. Эти образования строились на основании взаимного страхования имущества отдельными группами купцов или судовладельцев. При совместном строительстве или производстве, при морской перевозке люди договаривались о том, что в случае гибели или повреждения имущества одного из участников его ущерб раскладывался между всеми участниками пропорционально. В данном случае участники заботились об уменьшении ущерба, а не получения прибыли.

С развитием экономики возросло число страховых компаний. Уже к началу 60-х годов 18 века на Западе насчитывалось около ста видов имущественного и личного страхований. В 1706 году было учреждено первое общество по страхованию жизни. Во всех этих случаях одна цель: обеспечение, возмещение убытков от стихийных бедствий и других опасностей каждого из участников данных отношений. В 80-е годы 12 века после Лондонского пожара в Англии появились страховые общества, которые занимались только огневым страхованием. В дальнейшем страхование приобретает более совершенную форму, если ранее не было регулярности вносимых платежей общую кассу, то в настоящее время на основе регулярных платежей, которые приводят к накоплению денежных средств и созданию страхового фонда.

3 стр., 1303 слов

Обязательное страхование автогражданской ответственности в России: ...

... страхования автогражданской ответственности; исследованы права и обязанности страхователя и страховщика по договору обязательного страхования автогражданской; рассмотрены действие и основания его прекращения договора обязательного страхования автогражданской ответственности. В третьей главе анализируется правоприменительная практика и проблемы ...

В дальнейшем страхование начинает применяться в борьбе с другими неблагоприятными факторами, приносящими урон экономике, такие виды имущественного страхования как страхование урожая, сельскохозяйственных культур от градобития и другие. Развивались также новые виды коммерческого страхования, связанные с личностью потерпевшего: страхование от несчастных случаев; страхование гражданской ответственности. Развитие страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права — «Русской правдой» 10-11 веков. Здесь особое значение предавалось нормам материального возмещения вреда общиной в случае убийства. Например: «Если кто убьёт княжеского мужа, совершив на него нападение, и убийца не будет пойман, то платит за него 80 гривен того округа, где найден убитый. Если же убит простой человек, то тот округ платит 40 гривен» Рыбников С. А. Очерки из истории страхования в России// Вест. гос. страхования, 1927, № 19-20, С. 112.

— В ст. 6 и 8 «Русской правды» можно обнаружить все элементы договора страхования гражданской ответственности, полагая, что при непреднамеренном убийстве дикая вира является результатом предварительного страхового договора и обязательна не для всех, а лишь для тех и в пользу тех, кто путем этого договора вступил в такое взаимное страховое общество. Задачи страхового обеспечения носили некоторые государственные мероприятия, которые организовались органами центральной и местной власти с разными целями и задачами. Одной из важных задач государства было содействие приросту населения. Для этих целей использовались различные средства, например, освобождение новобрачных мужей на один год от военной службы и от всех налогов. Примерами государственного страхования на Московской Руси была образована специальная финансовая база с целью сохранения поселений, военных и других служилых людей от продажи и освобождения от рабства. Все предписания содержатся в главе 72 «Об искуплении пленных» «Стоглава» 1551 года. Здесь предусматривалось три формы выкупа из плена, где выкуп финансировался из царской казны во всех случаях.

Рассмотрев докапиталистические типы страхования, можно сделать вывод, что оно было взаимным, и участники не ставили целью получение доходов и существовали обязательные ежегодные страховые платежи, которые образовали государственный страховой орган.

В 1827 году было учреждено первое страховое общество, которое было создано в связи с распространением в дореволюционной России страхования от огня. С 1900 года общество «Помощь» начинает проводить страхование от краж с взломом, но популярностью данный вид страхования не пользовался.

В дореволюционной России страховое дело осуществляли многочисленные предприятия и общества. Важную роль играли предприятия коммерческого типа — акционерные общества. В 1913 году во всех страховых учреждениях и обществах России было застраховано имущества на сумму 21 страховых обществ, 15 % — земств, 8 % — городских взаимных страховых обществ миллиард рублей, из которых 63 % приходилось на долю акционерных обществ Тагиев Г. М. Развитие государственного страхования в СССР. М.: Финансы. 1978 г. С. 6, 8.

Следует отметить, что страхование жизни и вообще личное страхование было развито в России значительно меньше, чем в других капиталистических странах.

3 стр., 1486 слов

Страхование в коммерческой деятельности

... друг с другом. 2. Принципы организации и функционирования Принципы организации страхового дела обусловливаются общими условиями функционирования экономики. В условиях монополии государства в области страхования внутренний страховой рынок охраны был представлен единственной ...

В России личное страхование появилось в середине 30-х годов 19 века. В 1835 году было организовано первое акционерное общество по страхованию жизни, которое впоследствии своей деятельности получило наименование «Жизнь». 1864 год в России знаменуется тем, что было утверждено Положение о земском страховании, которое подразделялось:

1. обязательное;

2. дополнительное;

3. добровольное.

Строения собственников, которые подлежали обязательному страхованию, могли на тех же условиях страховать их дополнительно. Зажиточные крестьяне могли прибегать к дополнительному страхованию, а для бедных слоев населения страхование было обременительно, так как необходимо было возмещать расходы на содержание страховых отделов.

28 ноября 1918 года Совнарком принял Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», согласно которому страхование во всех видах и формах объявлялось государственной монополией. Частные страховые компании и общества были ликвидированы, существовало только взаимное страхование кооперативных организаций. Но, однако, Декретом не была создана государственная страховая организация. Имущественное страхование осуществлялось пожарно-страховым отделом, созданным при Всероссийском Совете Народного Хозяйства. Долгосрочное страхование жизни передавалось в ведение сберегательных касс, если сумма договора составляла более 10000 рублей, — аннулировались без возврата страхователям. В условиях гражданской войны, разрухи и почти полного обесценивания денежных знаков страхование, предусматривающее выплаты страхового возмещения и страховых сумм в денежной форме, теряло свое значение.

Декретами от 18 ноября 1919 года и 18 декабря 1920 года было отменено имущественное страхование, что стало первым разгромом страхового дела в стране Корчевская Л. И., Турбина К. Е. Страхование от А до Я. М.: Инфра-М, 1996, С. 5-25.

С 1918 по 1988 года существовала строго централизованная система государственной страховой монополии — права государства на проведение всех видов страхования. Монопольное положение органов государственного страхования привело к полной потери интереса к развитию страхования, застою, полного отступления от практики страховой деятельности.

Особенно отчетливо необходимость осуществления перемен в страховом деле обнаружилось в процессе экономических реформ, при создании равных правовых условий развития собственности граждан, юридических лиц и государства Суханов Е. А. Гражданское право. Т. 2: Учебник. М., 2005. С. 40.

27 ноября 1992 года был принят Закон «О страховании», который предусматривал создание страхового рынка, основанного на пресечении недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.

В настоящее время нормы, регулирующие отношения по страхованию, многообразны. Источниками страхования являются акты Гражданского законодательства. Основной нормой, регулирующей страховые отношения, является Федеральный закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и глава 48 (ст. 927-970) Гражданского Кодекса. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года, № 165-ФЗ; Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года, № 187-ФЗ; Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 года, №52-ФЗ; Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года, №125-ФЗ; Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года, № 40-ФЗ; Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 25 июня 1991 года, № 1499-1; Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 года, № 177-ФЗ. Также иными нормативными актами, как законами, так и подзаконными актами, согласно отдельным видам страхования. Данные нормативные акты регулируют значительную часть страховых отношений, порядок и условия возникновения страховых отношений.

15 стр., 7043 слов

Деятельность страхового общества ЗАСО «Купала»

... требованиям потребителей к страховым компаниям. Потребители КУПАЛЫ - предприятия среднего и малого бизнеса и частные лица - представители среднего класса. Страховое общество КУПАЛА занимает активную позицию: Купала входит в состав ...

Главной задачей и целью страхования является обеспечение правовой защиты имущественных интересов лиц, как физических, так и юридических, защита государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований при наступлении страховых случаев. Страхование выступает формой социальной защиты и укрепления благосостояния населения.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что развитие страховой деятельности началось еще в 18-м веке и до сих пор продолжается в Российской Федерации. Целью страхования всегда является защита имущественных и личных интересов граждан.

1.2 Понятие и значение страховой деятельности и страхования

В России периодически, с интервалом в несколько лет, появляется очередная программа развития страхования, однако преимущественно ничего не изменяется. С точки зрения перспектив все зависит от того, как скоро страхование станет предметом постоянного внимания власти. Поэтому, если говорить о страховании с участием зарубежных страховщиков, становится очевидным, что российское предпринимательство будет поставлено в жесткие условия существования, а иностранные страховщики окажутся в более выгодном положении, поскольку за ними такое преимущество, как многолетний опыт работы в своих странах, входящих в ВТО. У них иные емкости по резервам и технологиям.

Таким образом, страхователи смогут из большого числа компаний выбрать страховщиков, работающих в рамках правил и стандартов, принятых в ВТО, что, несомненно, является плюсом.

А для российских страховых компаний появится проблема, поскольку они окажутся в условиях непростой конкурентной борьбы с иностранными компаниями с многолетним опытом работы и огромными возможностями для лоббирования.

Не приходится сомневаться в том, что страховые компании, приходящие на российский рынок, так или иначе будут отслеживать интересы своих стран. Как известно, основная часть денежных средств, составляющих основу экономики развитых стран, сосредоточена, в основном, у страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов.

Затрагивая вопрос страхования в России, следует отметить, что до сих пор отсутствует какая-либо серьезная идеология, а также перечень правовых и организационных мер по развитию страхового дела. Можно сказать, что в данный период осуществляется правильная линия надзора, работа которого уменьшает количество «непрозрачных и слабых» компаний.

10 стр., 4677 слов

Государственное регулирование инвестиционной деятельности Российской Федерации

... ·рассмотреть понятие инвестиционного портфеля и значение инвестиционной деятельности для развития экономики ·перечислить необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельностити ·рассмотреть методы и формы государственного регулирования и функции государственного регулирования инвестиционных процессов ·проанализировать. Перспективы российской инвестиционной активности ...

Надзор помогает страховому рынку стать более прозрачным и надежным И. Жук «…Развитию страхового дела необходима серьезная идеология» // Страховое дело № 11 2006 г. С.3.

Тем не менее, в настоящее время в России отсутствует заинтересованность в развитии страхового дела, следовательно, перспективы развития, в некотором смысле, представляются невозможными и, исходя из реалий состояния страхового бизнеса, невеселыми.

Юридическая сущность страхования заключается в компенсации ущерба, причиненного страхователю тем или иным событием, признаваемым страховым, и на случай наступления, которого и заключается договор страхования, за счет денежных средств, полученных страховыми компаниями

Под страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих выплат ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст.2 и п. 1, ст. 6 (в ред. от 21.07.2005 г)..

Современное российское страховое законодательство постепенно совершенствуется: появились нормы, определяющие содержание, назначение и цель посреднической деятельности и право на оказание таких услуг.

«Страховая деятельность (страховое дело) — сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров. Страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием» ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст.2 и п. 2 (в ред. от 21. 07. 2005 г.)..

В российском законодательстве, несмотря на разрешение страховым организациям выдавать такие гарантии наравне с банками и кредитными организациями, этот вид деятельности не рассматривался как страховая деятельность. В результате, возникает коллизия, связанная с тем, что возможный перечень страховых операций по законодательству РФ оказывается несколько уже, чем в странах Европейского союза или в странах, следующих структуре страхового права.

В законодательных актах страхование трактуется как особый вид деятельности, а страховое дело — как деятельность по страхованию и т.д.

Во-первых, страхование — институт, как экономический, так и правовой, а также составляет организацию, т.е. особую сферу деятельности, связанная с возмездной передачей ответственности по рискам хозяйств специализированным организациям с целью их минимизации.

Как форма деятельности, страхование становится функцией определенных хозяйствующих субъектов, специализирующихся на ее осуществлении.

Выражает функции формирования специализированного страхового фонда; возмещение ущерба; предупреждения страхового случая. С точки зрения его экономической сущности, страхование — это система (совокупность) экономических отношений, основанная на принципе распределения (разложения) имущественных потерь, вызванных экстраординарными обстоятельствами. Материальной формой, которой выступает страховой фонд, используемый в целях возмещения (покрытия) непредвиденных (случайных) убытков, возникающих у лиц, участвующих в его создании. Кроме экономической категории, страхование обладает также правовым фундаментом, с помощью которого устанавливаются, исполняются и прекращаются страховые правоотношения Серебровский В. И. Избранные труды. М.: Статут. 1997 г. С. 328.. Взаимосвязь между экономической и юридической сущностью страхования обосновано охарактеризовал Рейтман Л.Ю. Для применения страхования в практике необходимо регулировать данные отношения законодательно, используя законные и подзаконные нормативные акты. Экономические страховые отношения при их практической реализации должны принимать юридическую форму Рейтман Л. Ю. Страховое дело. М.: Росто. 1992 г. С. 46.. По юридическому обоснованию страхование представляет отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий) Соловьев А. А. Страховое дело (конспект лекций).

11 стр., 5469 слов

Фонды социального страхования Российской Федерации

... доходов Фонда социального страхования РФ; выявить проблемы формирования системы социального обеспечения в РФ; рассмотреть направления совершенствования деятельности Фонда социального страхования РФ. Предметом исследования является Фонд социального страхования Российской Федерации. Объектом исследования является практика социального страхования в России и работа фонда социального ...

М.: Приор-издат. 2004 г. С. 3.

Интересы физических и юридических лиц, касающиеся их имущества, являются гражданскими правами, которые могут возникнуть из договоров, сделок, а также вследствие событий. Идея страхования неразрывно связана с его универсальным значением как средства, способного устранить или, во всяком случае, сделать менее имущественно ощутимым (минимизировать) неблагоприятный результат воздействия отдельных обстоятельств, затрагивающих ту или иную сферу хозяйственной деятельности либо непосредственно касающихся жизни человека. Человек может оказаться жертвой катастрофы, внезапно заболеть, предприниматель может не оправдать расчеты. Людям, находящимся в зоне повышенного риска, в силу своей профессии. При поступлении на работу работодатель принимает на себя обязательства по страхованию жизни и здоровья этих лиц на случай смерти или стойкой утраты трудоспособности. Многие граждане в преддверии старости или стойкой утраты трудоспособности хотят обеспечить себе хотя бы прожиточный минимум. Поэтому значение страхования ощутимо. При наступлении страхового случая страховщик уплачивает страхователю или иному лицу денежную сумму. Каждый из участников страхового правоотношения имеет свою цель. Страхователь стремится к получению денежной компенсации ущерба, причиненного личности или имуществу в результате случайных обстоятельств, причем размер компенсации должен быть выше уплаченной страховой премии. Страховщик стремится получить страховую премию, вложить ее в те или иные активы и извлечь инвестиционный доход. Для страховщика заключение договора страхования является видом предпринимательской деятельности, так как не по каждому договору наступает страховой случай. На основании выше изложенного можно сказать, что страхование — это такой вид необходимой общественно полезной деятельности, при которой граждане и организации заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в особый фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, которая при наступлении указанных последствий выплачивает за счет средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Гражданское право. Т. 2. М.: «ИПБОЮЛ Л. В. Рожников». 2000 г. С. 490..

Страховые организации становятся все более интересными для банков. Но страховые компании работают более плотно с теми банками, с которыми у них сложились партнерские взаимоотношения, то есть банк направляет своих заемщиков в эту страховую компанию.

Страховая услуга — основной результат страховой деятельности Юлдашев Р.Т., д. э. н. «Страховая услуга — основной результат страховой деятельности»// Страховое дело №1 2006 г. С. 9.. Термин « услуги» охватывает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как «услуга»

Достаточно дискуссионным в российской страховой теории, и на практике является вопрос о классификации страхования и отнесения операций по страхованию к услугам или продуктам. Российская экономическая классификация, например, в целях налогообложения, исходит из деления всех результатов экономической деятельности на три группы: продукция, работы и услуги. В экономической литературе можно встретить различные определения термина продукт: «Общий термин, обозначающий как товары, так и услуги. Готовые изделия, окончательные продукты — это товары и услуги, приобретаемые потребителями, а полуфабрикаты — это продукты и услуги, используемые производителями как источники производства других товаров и услуг» Пасс К., Лоус Б., Чедвик Л. Большой толковый словарь бизнеса. Русско- англиский, англо-русский.- М.: Вече, АСТ,1998, С. 418.. Или: «то, что может быть предложено на рынке для удовлетворения потребностей покупателей. Продуктом являются как товары, так и услуги, — все то, что можно транспортировать с одного места на другое, и то, на что потребитель сам приходит посмотреть. Правительственные учреждения и некоммерческие организации также создают свой продукт». Экономист, англо-русский словарь- справочник- М., Бухгалтерский учет, Лазурь, 1994, С. 393. В страховании имущества и ответственности страхователь рассчитывает на возмещение ущерба, то есть обеспечение ему точно такого же финансового положения, как будто никакого ущерба и не было. В страховании жизни речь идет не о компенсации, а об обеспечении, оговоренными на возможные случаи, денежными суммами, указанными в договоре страхования. В том и другом случае предполагается, что при любых ситуациях страхователь также будет потреблять вполне материальные продукты.

Страховые организации создаются для того, чтобы страхователи могли приобрести страховую защиту, суть которой в компенсации ущерба последним в случаях, оговоренных в договорах страхования. Сама компенсация- это продукт труда в вещной форме (например, в денежной форме или форме отремонтированного после аварии автомобиля), продажа полисов, рассмотрение претензий и предоставление компенсации — также продукты труда, но в форме услуги. Услуги способствуют развитию производства, производство является условием существования услуг. Оказание услуги может быть связано или не связано с каким-либо товаром в его материальном виде. Страховой продукт. Русский полис, №2, 2000, С. 52 — 53. Другими словами страхование, является результатом развития материального производства, стало, в свою очередь, и фактором его развития.

Таким образом, страховая услуга является основным результатом страховой деятельности, рассматриваемой в ее настоящем понимании. Но для того, чтобы страховая услуга дошла до ее потребителя, необходимы усилия многих специалистов, прямо или косвенно в этом участвующих. Труд таких специалистов (страховых посредников, актуариев, аварийных Комисаров и др.) также должен относится к страховой деятельности. Однако необходима и регламентация деятельности указанных специалистов со стороны государства или страхового сообщества.

1.3 Правовое регулирование страховой деятельности

Страхование как область знаний содержит достаточно обширный состав терминов, а также необходимую нормативно-правовую базу, изучение которой является необходимым этапом в постижении форм, видов и функций страхования. Основными законодательными документами, содержащими по большей части общие принципы страхования в Российской Федерации, являются Гражданский кодекс РФ (ст. 927-970 гл. 48 «Страхование») и Закон РФ от 27. 11. 92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 21. 07. 05).

Помимо этих документов в области страхования в Российской Федерации действуют также:

  • Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года, № 165-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года, № 187-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 года, №52-ФЗ;

1. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года, №125-ФЗ;

2. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года, № 40-ФЗ (в ред. 29. 12. 04 г.);

3. Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 25 июня 1991 года, № 1499-1 (в ред. от 23. 12. 03 г.);

4. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 года, № 177-ФЗ (в ред. 29. 12. 04 г.);

5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30. 04. 99 г. (в ред. от 02. 11. 04 г.).

Ст. 246-283 гл. 15 «Договор морского страхования»;

6. Указ Президента Российской Федерации от 26. 02. 93 г. № 282 «О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков».

Именно этими нормативными актами регулируется страховая деятельность в Российской Федерации.

Одним из важных вопросов является также — лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации, ведь только при наличии специального разрешения возможна реализация страхового дела. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, предоставляемых в соответствии с законом Белых В. С., Кривошеев И. В. Страховое право. — М.: Норма, 2002 г, С. 25..

Для получения лицензии на осуществление добровольного или обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) другие, установленные законом сведения.

Установленная законодательством минимальная величина уставного капитала страховщика должна быть оплачена в денежной форме. Сверх этой величины вклады могут осуществляться и в иных формах: имуществом, результатами интеллектуальной деятельности и т.п.

Для получения лицензии на осуществления страховой деятельности юридическими лицами представляются в Министерство финансов РФ следующие документы:

1. заявление установленной формы;

2. учредительные документы:

3. — устав, разработанный в соответствии с действующим законодательством;

4. протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор;

5. документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица;

6. документы, подтверждающие оплату капитала (справка банка, акты приема-передачи имущества, другие документы);

7. экономическое обоснование страховой деятельности:

8. бизнес — план на первый год деятельности;

9. план по перестрахованию, если его максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования превышает 10 процентов собственных средств страховщика;

10. положение о порядке формирования и использования страховых резервов;

12. баланс и расчеты;

13. правила страхования с приложением к ним образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов);

14. сведения о руководителе страховой компании и его заместителях по установленной форме.

Надзорный орган рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов Письмо Росстрахнадзора «О порядке выдачи лицензии» № 44 — 2087 / 02 — 01 от 25. 03. 05..

Основанием для отказа в выдаче лицензии юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованием законодательства РФ. Об отказе в выдаче лицензии орган страхового надзора сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.

В случае невыполнения в установленный срок предписания орган страхового надзора вправе ограничить или приостановить действие лицензии страховщика до устранения им выявленных нарушений, либо принять решение об отзыве лицензии.

Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.

Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензии. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия. При устранении страховщиком выявленных нарушений органом страхового надзора принимается решение о возобновлении действия лицензии.

Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.

Основаниями для принятия решения об отзыве лицензии могут быть:

1. неоднократное (более 1 раза) принятие решение об ограничении или приостановлении действия лицензии;

2. неустранение в срок или непредставление отчета об устранении нарушений, явившихся основанием для дачи предписания или принятия решения об ограничении или приостановлении действия лицензии;

3. решение суда, подтверждающее осуществление страховщиком незаконной деятельности;

4. представление органом по антимонопольной политике сведений об устранении факта нарушения страховщиком требований к рекламной деятельности.

Решения об ограничении, приостановления или отзыве лицензии, а также о возобновлении действия лицензии сообщаются в территориальные налоговые инспекции и публикуются в печати. Они вступают в силу со дня письменного доведения соответствующего решения до страховщика либо дня опубликования решения в печати.

Наконец, орган страхового надзора имеет право обращаться в арбитражный суд с иском и ликвидации страховщиков. Например:

Определение от 24 мая 2005 г. N 252-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Второе страховое общество» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем пятым пункта 1 статьи 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ» .

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, рассмотрев по требованию ООО «Второе страховое общество» вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО «Второе страховое общество» оспаривает конституционность абзаца пятого пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации», согласно которому у страховых организаций, не выполнивших указанные в данной статье требования по формированию уставного капитала, орган страхового надзора с июля соответствующего года отзывает лицензии без соответствующего предписания.

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, на основании Приказа Федеральной службы страхового надзора от 16 августа 2004 года N 18, изданного в соответствии с названной нормой, была отозвана лицензия ООО «Второе страховое общество» на осуществление страховой деятельности. Решением Арбитражного суда города Москвы от 2 ноября 2004 года, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2004 года, решение органа страхового надзора признано правомерным.

По мнению заявителя, абзац пятый пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» позволяет органу страхового надзора отзывать лицензии у части страховых организаций без соответствующего предписания, лишает заявителя права на предварительный судебный контроль, ставит его в неравное положение по отношению к другим страховым организациям при реализации права на судебную защиту, а потому не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2).

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» ранее уведомлял заявителя о том, что данная жалоба не соответствует требованиям названного Закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив материалы, представленные ООО «Второе страховое общество», не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, ее статья 46, гарантируя каждому право на судебную защиту, не определяет конкретные процедуры реализации права на обжалование в суд решений и действий органов государственной власти и должностных лиц и не исключает возможность осуществления только последующего судебного контроля за их правомерностью.

Таким образом, осуществление последующего судебного контроля за законностью и обоснованностью решений об отзыве лицензии у страховых организаций без соответствующего предписания само по себе не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту. Кроме того, из материалов, приложенных к жалобе, видно, что право на судебную защиту было реализовано заявителем путем обжалования в арбитражном суде приказа Федеральной службы страхового надзора.

Оспариваемое заявителем регулирование не свидетельствует и о нарушении принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), который гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих по условиям и роду деятельности к другим категориям. Устанавливая определенные требования к формированию уставного капитала для страховых организаций в зависимости от их специализации и объектов страхования, законодатель вправе предусмотреть и последствия несоблюдения этих требований, в том числе отзыв лицензии без соответствующего предписания. Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Второе страховое общество», поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционного Суда кроме непосредственно страховщиков органы страхового надзора следят также за деятельностью других лиц, не допуская проведения ими страховых операций без получения специальной лицензии. При выявлении таких фактов на данные лица накладываются предусмотренные санкции. В частности, Министерство финансов РФ имеет право обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации таких организаций.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что лицензия является важным документом для подтверждения деятельности, которую осуществляет то или иное лицо при страховании. Правовое регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которого его субъекты свободны в принятии своих решений.

Целями правового регулирования являются:

1. обеспечение надёжного и стабильного функционирования страхового рынка страны;

2. обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;

3. повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе;

4. обеспечение выполнения обязательств сторонами по договору страхования;

5. защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;

6. получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.

Методы правового регулирования состоят:

1. принятии законов и других нормативных актов в области страхования;

2. контроле уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и иных нормативных актов;

3. регулировании финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;

4. контроле за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;

5. наложении санкций на участников страхового рынка, не выполняющие установленные требования.

Можно выделить три типа построения системы регулирования страховых отношений с точки зрения организации деятельности органов государственной власти. В большинстве европейских государств, как и в России, применяют систему страхового надзора, единую для всей страны.

Правовому регулированию подлежат:

1. деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг);

2. деятельность страховых посредников;

3. деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг).

Особое значение придается регулированию деятельности страховщиков на страховом рынке. Его основной задачей является обеспечение выполнения страховщиками своих обязательств по договору страхования. Возложение данной задачи на государство объясняется спецификой страхование, которая состоит в том, что страхование является довольно сложной услугой. Это связано с тем, что потребителю, не обладающему специальными познаниями в области страхования, сложно составить правильное представление о данной страховой услуги, а страховщик может злоупотреблять своими познаниями. Таким образом, одной из главных задач государства является обеспечение надежности деятельности страховщиков. Одной из особенностей страховой услуги является значительный разрыв во времени между сроками уплаты страховых взносов и выполнения обязательств страховщиками. Поэтому страхователю достаточно сложно оценить насколько страховщик окажется способен в будущем произвести страховые выплаты при наступлении страхового случая. Регулирование деятельности страховых организаций осуществляется, с помощью специально создаваемых государственных организаций страхового надзора.