Понятие, виды и структура страховых пенсий в Российской Федерации

Дипломная работа

На текущий период приходится активная фаза реформирования пенсионной системы в нашей стране. Законодательство по пенсионному обеспечению меняется стремительно, и многие физические и юридические лица не успевают осваивать все изменения и дополнения в этой сфере социального обслуживания. Данная проблема стала одной из самых актуальных в социально-общественной жизни страны, ее освещение занимает ведущие рубрики в СМИ, вызывая повышенный интерес граждан к различным вопросам пенсионного обеспечения. Количество вопросов и запросов по пенсионному обслуживанию, поступающих от граждан на «горячую линию» территориальных отделений Пенсионного фонда, значительно увеличилось.

Масштабные перемены в пенсионном законодательстве происходят в последние три года. Это — самый пик реформирования.

Задача территориальных отделений Пенсионного фонда — помочь гражданам реализовать свои права на получение заслуженной пенсии, научить их ориентироваться в новых законах и использовать на собственное благо все преимущества, которые потенциально заложены в основе новой реформы.

Быстро меняющиеся правила и нормативы в сфере пенсионного обеспечения нуждаются в обстоятельном разъяснении. Ведь эта тема крайне болезненна для миллионов граждан. Вот почему исследование вопросов, связанных с пенсионным обеспечением является актуальным.

Цель выпускной квалификационной работы — раскрыть основания и порядок приостановления, прекращения и восстановления выплаты страховой пенсии, а так же выявить существующие проблемы в указанной сфере и сформулировать выводы и предложения для их разрешения.

В соответствии с этой целью были выдвинуты следующие задачи:

  • проанализировать понятие, виды и структуру страховых пенсий в РФ;

исследовать основания и порядок приостановления выплаты страховой пенсии;

  • рассмотреть вопросы прекращения выплаты страховой пенсии;
  • изучить основания и порядок восстановление выплаты страховой пенсии.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с вопросами приостановления, прекращения и восстановления выплаты страховой пенсии.

Предметом исследования явились нормы российского законодательства по теме исследования.

Нормативную базу исследования составили нормы Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов, имеющих значение в рассматриваемой области.

Теоретическую базу исследования составляют труды таких ученых как: Ю.В. Беляниновой, А.Н. Борисова, К.Н. Гусова и других авторов.

20 стр., 9940 слов

Расчет страховых взносов в Пенсионный фонд

... исчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ 1 Нормативы деятельности пенсионного фонда при взимании взносов Налогоплательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц, страховые взносы будут начислять в течение расчетного (отчетного) периода по ...

Методология исследования. В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись такие методы, как: изучение и анализ научной и юридической литературы; анализ нормативно-правовой документации; сравнение; конкретизация; аналогия; классификация; обобщение; специально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованной литературы.

Понятие и виды страховых пенсий. Основания возникновения права граждан РФ на страховые пенсии, Понятие, виды и структура страховых пенсий в Российской Федерации

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата определенной категории граждан при наступлении страхового случая – нетрудоспособности по старости или инвалидности, а также невозможности обеспечивать себя самостоятельно вследствие потери кормильца.

Правовой режим страховых пенсий установлен Законом о страховых пенсиях. К страховым пенсиям относятся:[1]

  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • пенсия по случаю потери кормильца.

Главным основанием возникновения права на страховую пенсию по старости является достижение гражданином определенного законом возраста. Так, на сегодняшний день страховая пенсия по старости назначается:

  • мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет;
  • при наличии не менее 15 лет страхового стажа;
  • при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Понятия страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента будут рассмотрены в настоящей работе ниже. В соответствии со ст. 9, гл. 2 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности.[2]

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Одному из родителей, супругу или другим членам семьи определенным законодательством РФ, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном законом порядке.

Для того, чтобы реализовать право на страховые пенсии, лицу необходимо соблюдать ряд условий, которые более детально раскроются в данной работе:

  • отчисление ежемесячных взносов в пенсионный фонд;
  • достижение общеустановленного пенсионного возраста, необходимого для назначения страховой пенсии, либо наличие инвалидности и других общеустановленных условий;
  • наличие необходимой продолжительности страхового стажа, размер которого законодательно установлен, с его документальным подтверждением;
  • наличие необходимого размера индивидуального пенсионного коэффициента, размер которого законодательно установлен.

После соблюдения вышеуказанных условий, лицу необходимо подать заявление о назначении ему страховой фонд со всеми необходимыми документами в Пенсионный фонд.

58 стр., 28742 слов

Трудовая пенсия по старости

... § о старости; § по инвалидности; § по случаю потери кормильца (статья 5 Закона). Прежним остался и возраст выхода на пенсию: для женщин - 55 лет; для мужчин - 60 лет. Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех ...

В настоящее время размер страховой пенсии рассчитывается по новой формуле, главным элементом которой является индивидуальный пенсионный коэффициент. В свою очередь, на размер индивидуального пенсионного коэффициента влияют суммы уплаченных страховых взносов, продолжительность страхового стажа и возраста выхода на пенсию. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности также включаются социально значимые периоды жизни (служба в армии по призыву, уход за ребенком и т.д.).

Для назначения страховой пенсии в 2015 г. продолжительность минимального требуемого стажа составляет 6 лет, но с последующим повышением требуемого стажа до 15 лет к 2025 году. По той же аналогии увеличивается индивидуальный пенсионный коэффициент ­– 6.6 в 2015 году до 30 к 2025 году[3].

В форме обязательного пенсионного страхования застрахованными лицами являются[4]:

граждане РФ ·

иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ;

  • иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ.

Указанные граждане, в соответствии с современным Законом о страховых пенсиях, должны относиться к одной из следующих категорий:

  • работающие по трудовому договору, в т.ч. руководители организаций – единственные участники (учредители), члены организаций, собственники их имущества или по договору гражданско-правового характера на выполнение работ и оказание услуг (за исключением обучающихся в образовательных учреждениях среднего, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за работу в студенческом отряде), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договором об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в порядке добровольного вступления в правоотношения по ОПС, если иное не предусмотрено международным договором;
  • являющиеся члены семейных (родовых) общин малочисленных народов севера, Сибири и дальнего востока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители и иные категории граждан, у которых возникают правоотношения по ОПС.

Лица, имеющие право на социальную пенсию, подлежат обязательному персонифицированному и общему статистическому учету. При учете лиц, имеющих право на социальные пенсии, в настоящее время возникает ряд практических проблем.

33 стр., 16441 слов

Система обязательного пенсионного страхования, как источник страховых ...

... по реформированию и улучшению пенсионного обеспечения в России. Объектом исследования является система пенсионного обеспечения граждан. Предметом исследования является система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Цель дипломной работы — изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению ...

Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[5] (с посл.изм., далее Закон о персонифицированном учете), а также Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (здесь и далее ПФР), к функциям ПФР отнесено ведение персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Для этого ПФР проводит регистрацию в системе ОПС всех россиян, включая детей и подростков, а также иностранных граждан и лиц без гражданства согласно списку, указанному выше. С момента регистрации ПФР открывает гражданину индивидуальный лицевой счет со страховым номером – СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета, так же для краткости именуется свидетельство обязательного пенсионного страхования).

Из указанной нормы логически следует, что обязанность иметь СНИЛС возникает у гражданина РФ с момента рождения, а у иностранного гражданина или апатрида – с момента начала временного или постоянного пребывания в России. Однако в Законе о персонифицированном учете этих сроков не установлено. Более того, п.2 ст. 7 Закона о персонифицированном учете установлено, что «лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, через страхователя, если иное не предусмотрено федеральным законом». Работники компаний или ИП, выступающих страхователями, нередко забывают о необходимости оформления гражданину СНИЛС. Таким образом, возникают нарушения в системе персонифицированного учета, влияющие на количество пенсионных баллов.

Приведем пример. В соответствии с Гражданским кодексом РФ[6], право самостоятельно реализовать права автора результата интеллектуальной деятельности возникает у гражданина по достижении им возраста 14 лет, причем соответствующая норма ГК РФ не исключает возникновения таких прав и до достижения им 14 лет и реализации таких прав через законных представителей.

В связи со сказанным выше, предлагается изложить п.2 ст. 7 Закона о персонифицированном учете в следующей редакции:

«Гражданин Российской Федерации с целью надлежащей организации персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования на основании свидетельства о рождении путем обращения законного представителя в Пенсионный Фонд Российской Федерации в течение одного месяца с момента выдачи гражданину свидетельства о рождении.

Иностранный гражданин, а также лицо без гражданства, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, через страхователя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Страхователь обязан оформить такому лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования в течение одного месяца с момента заключения соответствующего трудового договора или договора гражданско-правового характера с указанным лицом».

42 стр., 20687 слов

Анализ теоретического аспекта системы обязательного пенсионного ...

... Объектом исследования является система пенсионного обеспечения граждан. Предметом исследования является система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Цель дипломной работы - изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению граждан. Для ...