Правовой режим Пенсионного фонда РФ

Содержание скрыть

Правовой режим Пенсионного фонда определен Положением «О пенсионном фонде РФ», утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г Положение о Пенсионном фонде РФ: постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г.

№ 2122-1//Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ.- 1992. №5 Ст. 180.(Приложение 1).

Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается и принимается Государственной Думой РФ.

Бюджет Фонда на 2007 год утвержден Федеральным законом от 19 декабря 2006 года № 236-ФЗ « О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год». О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год: федеральный закон от 19.12.2006 г. № 236-ФЗ// Российская газета.- 23.12.2006.- №290 Бюджет Фонда на 2007 год сформирован в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и отвечает основным принципам построения бюджетной системы. В структуре бюджета Фонда в полном объеме отражены суммы планируемых доходов и направления их расходования. При этом все расходы покрываются доходами, т.е. выполняется принцип сбалансированности бюджета.

Основные параметры доходной и расходной частей бюджета Фонда на 2007 год рассчитывались исходя из данных макроэкономического прогноза Минэкономразвития России: ВВП в сумме 31220 млрд. рублей, фонд заработной платы — 7289 млрд. рублей, индекс потребительских цен — 106,5-108% ( декабрь 2007 года к декабрю 2006 года), прожиточный минимум пенсионера- 2964 рубля Морозова С.В. Комментарий к бюджету ПФР на 2007 г. / С.В. Морозова.// ЗАО Пенсия. -2007 (Приложение 2).

Средства Фонда являются государственной собственностью и расходуются на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие мероприятия. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства. К источникам образования Пенсионного фонда относятся: страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан РФ; ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.

45 стр., 22093 слов

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного ...

... пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, который на каждое застрахованное лицо открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, в котором содержатся определенные сведения. Система индивидуального (персонифицированного) учета обеспечивает сбор сведений о ... в силу разных причин не в состоянии самостоятельно приобретать средства для своего ...

Практическое решение задачи реформирования любой пенсионной системы должно опираться на строгие экономические расчеты, которые должны дать максимально четкие ответы на конкретные вопросы:

Всякая социальная задача (какими бы высокими политическими лозунгами она ни прикрывалась) должна иметь экономическое измерение, которое кому-то должно принести конкретную выгоду. Иными словами, прежде чем

начинать реформу пенсионной системы, надо определить как минимум два вектора реформы: макроэкономический и микроэкономический.

Макроэкономический вектор пенсионной реформы должен определить, насколько будет решена макроэкономическая задача в результате проведения пенсионной реформы, она заключается, во-первых, в предотвращении негативного влияния надвигающегося «глобального демографического кризиса», во-вторых, в обеспечении долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы в условиях долгосрочной нестабильности российской экономики, в-третьих, в создании системы экономических стимулов для эффективного управления пенсионной системой (совершенствование механизма сбора, аккумуляции и перераспределения пенсионных ресурсов. Таким образом, первый вектор в нашей конкретной задаче отражает достижение экономических целей страховщика.

Микроэкономический вектор обусловливает достижение экономических интересов самих застрахованных и их страхователей, т. е. определяет, насколько выгодны условия пенсионной реформы для работодателей, работников и пенсионеров.

В связи с тем, что уточненные результаты переписи населения 2002 г. по численности и структуре населения свидетельствуют о значительных структурных изменениях его основных демографических параметров, которые, в свою очередь, требуют соответствующих корректировок макроэкономических параметров социально- экономического развития страны на средне (2010-2012 годы) и долгосрочную (2020 год) перспективу, на основе которых формируются плановые показатели проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсионная реформа, проводимая в России, напрямую затрагивает интересы каждого человека. Концепция проводимой реформы пенсионного обеспечения одобрена в 1995 г. Постановлением Правительства РФ от07.08.95 № 790 О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 07.08.95 № 790// Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995. -№33. -ст. 3388,. В этом документе был представлен не только анализ сложившейся пенсионной системы с выплатой пенсий на распределительной основе, но и подчеркивалась необходимость ее реформирования. Причем в первую очередь намечалось изменение пенсионного законодательства в сфере управления и финансирования пенсионной системы. Изменение законодательства должно было также создать условия для развития страховых принципов в пенсионном обеспечении.

3 стр., 1111 слов

Пенсионное страхование в Польше

... пенсионного обеспечения в виде профессиональных, корпоративных и других частных пенсионных систем. Оптимальное сочетание названных и других мер позволяет решать острые вопросы, связанные с финансированием пенсионного обеспечения. 1. ПЕНСИОННЫЕ РЕФОРМЫ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН. ПОЛЬША В Польше ...

Сложность страховой пенсионной системы как объекта управления не позволяет достичь долгосрочной оптимизации с помощью лишь одного из управленческих инструментов. Поэтому актуальные технологии в обязательном пенсионном страховании предусматривают использование многовариантных расчетов различных сценариев изменения внешних и внутренних факторов функционирования системы и выбор оптимального направления с учетом необходимости достижения заданных критериев.

Президент Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах от 09 марта 2007 года сообщает о: « Определении стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы, решении проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации. В основу дальнейших действий в пенсионной сфере должны быть положены долгосрочные расчеты сбалансированности пенсионной системы, целевые ориентиры относительно уровня коэффициента замещения и приемлемой налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, формирование механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2008-2010 годах от 09.03.2007 г.// Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. -N 7. -2007.

В свете остроты проблемы актуальность темы правового режима Пенсионного фонда РФ как стержневого элемента для выработки и экономического обоснования предложений (требований) по совершенствованию пенсионной системы, оценки эффективности функционирования пенсионной системы, принципов и моделей развития сомнений не вызывает.

Цель выпускной квалификационной работы — дать анализ развития пенсионной реформы, ее правовой режим, так как развитие пенсионной системы, которая представляет собой один из наиболее сложных (если не самый сложный) объект управления в современном обществе, в конечном счете направлено на повышение уровня пенсионного обеспечения населения.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

1. Провести анализ принципов и моделей развития обязательного пенсионного страхования в условиях рыночной экономики;

2. рассмотреть основные модели пенсионного страхования;

3. выделить особенности мирового опыта развития пенсионных систем распределительного типа;

4. исследовать пенсионное обеспечение в Российской Федерации с рассмотрением вопросов по обязательному пенсионному страхованию в РФ и по персонифицированному учету сведений о застрахованных лицах;

5. провести обзор пенсий по новому пенсионному законодательству РФ (трудовые и государственные пенсии, сохранение и конвертация ранее приобретенных пенсионных прав, применение законодательных норм к назначению и перерасчету пенсий)

6. подвести итоги проведенному исследованию.

В дипломной работе использованы нормативные акты Российской Федерации и Республики Карелия регулирующие правовой режим Пенсионного фонда РФ, книги и публикации: Афанасьева С.А. Афанасьев С.А., Люблин Ю.З. Прогноз в области пенсионного обеспечения до 2001 г./ С.А. Афанасьев, Ю.З. Люблин // ЗАО Пенсия -1999.-№ 2. Баскакова В.Н. Баскаковой М.Е. Баскаков В.Н. Баскакова М.Е. О пенсиях для мужчин и женщин: социальные аспекты пенсионной реформы/ В.Н.Баскаков, М.Е. Баскакова -М.: Московский философский фонд. -2000. Бродского Г.М. Бродский Г.М. Право и экономика пенсионного обеспечения./ Г.М. Бродский — СПБ: БИ, 1998. 193с., Дмитриева М.А., Дмитриев М.Э. Пенсионная система на основе накопительных принципов финансирования/ М.Э. Дмитриев// Социальная защита.- 1997.- №7. Колесник А.П., Колесник А.П. Вопросы развития пенсионной системы России/ А.П. Колесник- //Пенсия. — 2001, N3. Люблина Ю.З. Роик В.Д. Люблин Ю.З. Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы/ Ю.З. Люблин В.Д. Роик // Человек и труд. — 2000.- №12., Михальчука В.Н. Михальчук В. Н. Негосударственные пенсионные фонды риски и формирование пассивов/ В.Н. Михальчук// Финансы.- 2001.- № 3., Пешехонова Ю.В.

4 стр., 1547 слов

Понятие и правовое регулирование социальных пенсий по законодательству ...

... пенсионной реформе: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ... социальных пенсий; размеры социальных пенсий. Тема курсовой работы актуальна, поскольку предоставление социальных пенсий необходимо для граждан, по ...

Пешехонов Ю.В. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации/ Ю.В.Пешехонов- 3 издание -М.: ИКФ Омега-Л 2003.- 286 с., Соловьева А.К. Соловьев А.К. Экономические предпосылки перерасчета пенсионных прав в пенсионный капитал/ А.К. Соловьев.- // Вестник ПФР. -2001. -№2. Сорокина К.А. Сорокин К.А. Комментарий к новому пенсионному законодательству/ К.А.Сорокин.- М.: Юрайт, 2002., Якушева Е.Л Якушев Е.Л. Пенсионное обеспечение в регионах Российской Федерации/ Е.Л. Якушев. — М.: -1999.и др. Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, объединяющие 6 параграфов, заключение, глоссарий, библиографический список, приложения. Первая глава Основной части — информационно- теоретическая. Вторая глава раскрывает аспекты назначения пенсий.

1. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пенсионный фонд перерасчет начисление

1.1 Предпосылки изменения модели системы пенсионного обеспечения

С 1 января 2002 года в стране идет реформирование системы пенсионного обеспечения. Однако, и по сей день высказываются еще сомнения: а нужно ли было отказываться от ранее принятой модели пенсионного обеспечения и начинать реформу? Ведь в последние годы финансовое положение Пенсионного фонда было достаточно стабильно. К концу 1999 г. ПФР удалось полностью ликвидировать задолженности по выплате пенсий, выплатной график с той поры соблюдается повсеместно и неукоснительно. В 2000-2001 гг. пенсии индексировались регулярно каждый квартал (за исключением ноября 2001 года).

К тому же за два минувших года были созданы страховые резервы в размере около 120 млрд. рублей. Зурабов М.Ю. О целях и ходе проведения пенсионной реформы/ М.Ю.Зурабов// ЗАО Пенсия -2002.-№4 Документ опубликован не был.

Судя по этим показателям, пенсионная система, на первый взгляд, была стабильна и не нуждалась ни в каких существенных изменениях. Однако это только на первый взгляд. На деле же, использовавшаяся до недавнего времени пенсионная модель была крайне несовершенна. По мнению автора, даже профессионалы- пенсионщики и те не могли заранее рассчитать, с чем встретят старость.

Пенсионное законодательство не было кодифицировано, до конца 2001 г. в Российской Федерации действовали одновременно два пенсионных закона, в равной мере дискриминировавших работающих устанавливаемыми ими ограничениями по учитываемой заработной плате при назначении пенсии.

Логика этих ограничений понятна, законодатель устанавливал достаточно высокий коэффициент замещения утраченного при выходе на пенсию заработка, однако пенсионная система не имела достаточно источников доходов для выполнения всех возникающих обязательств.

16 стр., 7764 слов

Пенсионное обеспечение инвалидов в Российской Федерации

... исследования вопросов, связанных с пенсионным обеспечением инвалидов. Объект данной курсовой работы пенсионное обеспечение инвалидов. Предмет исследования - пенсии по инвалидности в Российской Федерации. Целью данной работы выступает изучение пенсионного обеспечения инвалидов в Российской Федерации. Задачи данной работы: раскрыть ...

И тогда, законом устанавливались ограничения, отсекавшие часть обязательств и ограничивавшие пенсионные права, прежде всего, лиц, получавших более высокие заработки, с которых выплачивались более высокие взносы.

Так, по Закону от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (введен в действие в 1992 г.) гражданин в зависимости от размеров своего трудового стажа мог рассчитывать на пенсию в размере от 55 до 75% среднего заработка, либо за последние два года перед выходом на пенсию, либо за любые пять лет подряд из всей трудовой деятельности. О государственных пенсиях в Российской Федерации: федеральный Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1(в редакции ФЗ от 27.11.2001 № 155-ФЗ) // Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. — 1990. — N 27. — Ст. 351. Однако в законе имелось существенное ограничение: ваша пенсия, исчисленная по этой формуле, не могла превышать трех минимальных размеров пенсии по тому же закону. А минимальный размер пенсии по закону на начало 2001 г. составлял 168 руб. 47 коп.

Повысить пенсию по Закону от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» до более реального уровня оказалось возможно только указами Президента Российской Федерации, которыми вводились дополнительные компенсационные выплаты к пенсии. Пенсия после этого стала складываться из двух частей: собственно пенсии и дифференцированной компенсационной доплаты (причем размер доплаты оказывался больше у тех, у кого размер собственно пенсии был меньше).

В результате, обычной стала ситуация, когда пенсионер получал пенсию в размере 468 рублей, из которых 168 рублей были им заработаны как пенсия, а 300 рублей доплачивались ему как компенсация за снижение его жизненного уровня вследствие роста цен. Пенсия для этой категории получателей, по своей сути, превратилась в социальное пособие, назначаемое в связи с достижением пенсионного возраста.

Новый закон № 113-ФЗ, «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.1997 принятый в 1997 году и вступивший в силу в феврале 1998 года, должен был преодолеть это противоречие и восстановить утраченную связь между зарплатой и размером пенсии. О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий: федеральный закон от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ//Российская газета № 141.- 24.07.1997.

Согласно нормам данного закона, за работником было сохранено право на получение пенсии в размере от 55 до 75% заработка в зависимости от стажа. А вместо трех минимальных пенсий законодатель установил в качестве ограничителя размер средней заработной платы в стране, установленной для исчисления пенсии, и его отношение к зарплате пенсионера. Данное отношение было первоначально установлено в размере 0,7 (т.е. зарплата пенсионера при назначении пенсий учитывалась в размере не свыше 0,7 от средней заработной платы по стране).

В дальнейшем же отношение зарплат намечалось поэтапно повысить до 1,2 (т.е. из зарплаты пенсионера могло быть учтено до 1,2 от средней заработной платы по стране на момент назначения пенсии).

4 стр., 1951 слов

Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

... социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения: государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий ...

При переходе к рыночной экономике остро встал вопрос о необходимости реформирования существующей распределительной пенсионной системы. Одним из шагов на этом пути является введение в действие с 1 января 2002 г. Федеральных законов:

  • «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.01 № 167-ФЗ;
  • Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001г. № 167-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 17.12.2001.- N 51.-Ст. 4832.

* «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.01 № 166-ФЗ; О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 17.12.2001.- N 51.-Ст. 4831

* «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01

№ 173-ФЗ. О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ// Российская газета. N 247.- 20.12.2001.

Одновременно с этим утратили силу:

  • Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.90 № 340-1, который был принят в 1990 г. Верховным Советом РСФСР, приостановив при этом с 1 марта 1991 г. на территории России действие Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»;
  • Федеральный закон РФ от 21.07.97 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

С введением нового пенсионного законодательства в РФ изменилась структура всей пенсионной системы. Рассмотрим подробнее важнейшие ее элементы.

1.2 Формирование системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации

Реализация на практике основных принципов принятой Правительством РФ 11 мая 2001 г. пенсионной реформы в нашей стране потребовала решения целого комплекса экономических и правовых проблем.

Однако ключевой проблемой, является трансформация существующей солидарно-распределительной пенсионной системы. Соловьев А.К. Экономические предпосылки перерасчета пенсионных прав в пенсионный капитал/ А.К. Соловьев.- Вестник ПФР. -М.: ЗАО Издательство современная экономика и право. -2001. -№2

В современной мировой теории и практике обязательного пенсионного страхования существует только два способа пенсионного страхования: солидарно-распределительный и индивидуально-накопительный. При этом в развитых странах наибольшее применение получили комбинированные схемы обязательного пенсионного страхования, в которых исходя из конкретных макро экономических и социально-исторических особенностей учитываются элементы того и другого способа пенсионного страхования.

Различные формы сочетания этих элементов определяют специфику модели пенсионной системы конкретного государства. Так, классической моделью «чисто» распределительного способа пенсионного страхования является советская государственная пенсионная система. Классической моделью «чисто» накопительного способа пенсионного страхования служит чилийская пенсионная система, а с недавнего времени казахская пенсионная система. Наиболее эффективными комбинированными моделями обычно признаются английская, шведская, немецкая, швейцарская, французская и другие европейские модели.

Комбинированные схемы обязательного пенсионного страхования отличаются чрезвычайным многообразием ввиду различных масштабов «внедрения» накопительной составляющей в распределительную часть пенсионной системы и разнообразия форм накопления. Наиболее принципиальными различия ми обладают две формы пенсионного накопления:

12 стр., 5588 слов

Организация работы и функции управления Пенсионным фондом Российской Федерации

... человек) является негативным фактором, поскольку возрастает нагрузка на бюджет пенсионного фонда как из-за увеличения количества выплат, так и вследствие снижения ... 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Численность пенсионеров в Хабаровском крае, тыс. человек 367,0 368,5 371,2 375,9 381,8 ... факт может быть связан с введением с 2016 года закона об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам. Также стоит ...

  • реально-накопительная пенсионная программа, в соответствии с которой каждый гражданин получает возможность в течение трудоспособного периода своей жизни отчислять и накапливать денежные средства, которые можно будет получать после наступления старости (при достижении строго установленного пенсионного возраста);

— * условно-накопительная пенсионная программа, в соответствии с которой каждый гражданин обязан под гарантию государства (т. е. под контролем специализированных госорганов) в течение трудоспособного периода своей жизни отчислять строго определенные суммы денежных средств (обязательный страховой сбор), которые обеспечивают ему предусмотренный пенсионным законодательством объем «пенсионных прав» (на получение трудовой пенсии в законодательно установленных размерах при выполнении работником законодательно установленных условий в период трудовой деятельности) на получение после наступления старости (при достижении установленного пенсионного возраста) суммы денежных средств, адекватных наколенному объему пенсионных прав.

С точки зрения методологии имеет принципиальное значение характер накопления: «условный» либо «реальный», поскольку происходит принципиальное изменение источника финансирования выплаты пенсии: отчисления застрахованных текущего периода в первом случае и собственные отчисления за страхованных — во втором.

Если же не признавать радикального изменения источника финансового обеспечения выплаты пенсии, любые изменения в распределительной пенсионной системе будут носить символический, виртуальный характер.

Изменение финансового источника выплаты пенсии, по мнению автора, не следует отождествлять также с изменением формы собственности на пенсию и на пенсионный капитал в целом.

Такое изменение должно означать превращение (конвертацию) «пенсионных прав» в индивидуально конкретизированные и количественно определенные пенсионные накопления, которые работник сможет получать с наступлением пенсионного возраста.

Из всех социально-экономических проблем переходного периода наиболее экономически сложной и социально значимой следует признать реформу пенсионной системы страны. Причин для этого несколько.

Во-первых, пенсионная система наиболее консервативна по объему накопленных за долгие годы и продолжительности по срокам реализации государственных обязательств (усредненная продолжительность периода пенсионных гарантий составляет 65—70 лет).

Во-вторых, пенсионная реформа является самой дорогостоящей как в переходный период, так и в ходе реализации для всех участников (включая за страхованных, страхователей и государство как конституционного гаранта выплаты пенсии).

В-третьих, пенсионная реформа является самой экономически сложной из всех проблем переходного периода, поскольку именно она затрагивает все сферы общественной и хозяйственной жизни страны и непосредственно касается экономических интересов каждого гражданина.

Неэффективность и недостаточность проведенной в 90-е годы пенсионной реформы стала очевидной уже с первых назначений пенсий после введения в действие Закона РФ от 20.11.90 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и перерасчетов старых пенсий по его условиям.

3 стр., 1425 слов

Анализ пенсионного страхования на примере ОПФ РФ по Солигаличскому ...

... система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Цель курсовой работы - изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению граждан. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить 1. Рассмотреть основные понятия в обязательном пенсионном страховании, ...

Они показали, с одной стороны, неравную социальную справедливость различных категорий пенсионеров (по годам выхода на пенсию, по продолжительности учитываемого стажа, по полноте учета заработка, по количеству и обоснованности льготных надбавок и повышений и т. п.), а с другой — экономическую несбалансированность бюджета Пенсионного фонда вследствие ресурсной необеспеченности предоставляемых пенсионным законодательством пенсионных прав (размеры страхового тарифа, суммы пенсионных обязательств не имели актуарных расчетов и обоснований).

В результате уже после первых двух лет относительного социального и экономического «благополучия» в пенсионной системе отчетливо проявились противоречия между накопленными пенсионными правами и суммой денежных обязательств государства.

Выделим наиболее значимые и принципиально важные для развития пенсионной системы проблемы в направлении адаптации к рыночным экономическим отношениям.

Наиболее актуальной проблемой следует признать опережающее падение уровня жизни пенсионеров относительно установленных страховыми обязательствами условиями (как в номинальном, так и в реальном выражении).

Другая проблема заключается в сжатии размеров трудовых пенсий, т. е. сокращении диапазона между минимальными, среднестатистическими и максимальными размерами пенсии.

В ходе проведения социально-экономических реформ в России выявилась очень слабая социальная защищенность населения в стране. Поэтому было решено в первую очередь реформировать систему социального страхования как важнейший механизм защиты граждан при наступлении определенных случаев (страховых), перечень которых установлен законодательством РФ.

К их числу относятся:

* утрата трудоспособности вследствие старости, инвалидности, временной нетрудоспособности;

  • потеря кормильца;
  • другие случаи.

В Программе социальных реформ на период 1996 — 2000 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов» от 26.02.97 № 222, заложено создание единой системы государственного социального страхования. О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов: постановление правительства Российской Федерации от 26.02.1997 № 222//Собрание законодательства РФ. 10.03.1997.- N 10.- Ст. 1173,

Эта система предусматривает различные виды социального страхования:

* государственное (обязательное);

  • негосударственное (добровольное).

К государственному (обязательному) социальному страхованию относятся:

* пенсионное страхование;

  • обязательное медицинское страхование;
  • страхование от несчастных случаев на производстве;
  • страхование профессиональных заболеваний;
  • другие виды страхования.

Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

3 стр., 1202 слов

Пенсионное страхование в системе социального обеспечения (38 стр.)

... что от эффективности работы пенсионного страхования в системе социального обеспечения России зависит социальная защищенность граждан. Практическая значимость заключается в том, что в работе, помимо обобщения и дальнейшего исследования теоретических аспектов, исследуются показатели пенсионного страхования России, а также ...

В систему социального страхования входит пенсионное страхование, которое регулируется новым Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Отметим основные положения этого Закона:

* застрахованными в системе пенсионного страхования считаются лица, перечень которых определен в законодательстве;

  • право на пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • страховыми случаями для пенсионного страхования признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и потеря кормильца;
  • при наступлении страховых случаев Пенсионный фонд РФ (страховщик) исполняет свои обязанности перед застрахованными лицами посредством выплаты трудовой пенсии.

Согласно статье 30 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ лицам, застрахованным в системе пенсионного страхования, предусмотрена выдача пенсионной книжки, в которой отражается информация о состоянии пенсионных накоплений (в специальной части лицевого счета) (Приложение 3).

Обязательным страховым обеспечением по пенсионному страхованию являются:

* страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
  • страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Выплата обязательного страхового обеспечения по пенсионному страхованию осуществляется в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О погребении и похоронном деле».

Следует отметить, что государство несет ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами путем предоставления фонду субсидий.

Наряду с Пенсионным фондом РФ страховщиками по пенсионному страхованию могут являться негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых регулируется соответствующим законодательством РФ. Указом Президента РФ от 16.09.92 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» для улучшения пенсионного обеспечения граждан предприятиям, учреждениям, организациям, банкам, коллективам граждан, общественным объединениям было разрешено учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан О негосударственных пенсионных фондах: указ Президента РФ от 16.09.92 № 1077//Собрание актов Президента и Правительства РФ. 21.09.1992-N 12.- Ст. 925..

Согласно этому Указу негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из негосударственных пенсионных фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий.

Позже был принят Федеральный закон РФ от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который регулировал отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, а также устанавливал основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

В закон « О негосударственных пенсионных фондах « неоднократно вносились изменения и дополнения. Принципиальное значение для негосударственных пенсионных фондов имеют новации, введенные Федеральным законом от 10.01.2003 г. № 14-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « О негосударственных пенсионных фондах»

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд — это некоммерческая организация, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение населения на основании договоров с участниками фонда.

Негосударственный пенсионный фонд аккумулирует пенсионные накопления граждан — сумму собранных пенсионных взносов, учтенных на их пенсионных счетах.

Негосударственная пенсия — денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику негосударственного пенсионного фонда в соответствии с условиями заключенного с ним пенсионного договора.

Развитие дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения нашло свое отражение в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004годы) от 10.07.01 №910-р. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу ( 2002-2004 годы):распоряжение правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 910-р// Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 31.- Ст. 3295. Начиная с 1 января 2004 г. предусматривается возможность передачи гражданами своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд (ст.32 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»№ 167-ФЗ от 15.12.2001 г)(Приложение3).

Однако ФЗ№ 14-ФЗ от 10.01.2003 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон « О негосударственных Пенсионных фондах» ввел довольно жесткие требования к НПФ, допускаемым к деятельности по обязательному пенсионному страхованию. Такие НПФ должны:

  • иметь опыт одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года, а с 01.07.2009 г.- не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов;
  • иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда не менее 30 миллионов рублей, а с 01.07.2009 г.

— не менее 50 миллионов рублей;

  • иметь совокупный вклад учредителей ( вклад учредителя) фонда, внесенный фонд денежными средствами, в размере не менее трех миллионов рублей, а с 01.07.2009 г. — не менее 30 миллионов рублей;
  • не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности;

— не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « О негосударственных пенсионных фондах»: федеральный закон от 10.01.2003г.-№ 14-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 13.01.2003.- N 2- Ст. 166.

Переход и применение накопительной модели формирования средств, для выплаты пенсионного обеспечения потребовал принятия, наряду с ФЗ -173 от 17.12.2001 « О трудовых пенсиях в РФ» дополнительных законодательных актов и федеральных законов. К числу подобных, прежде всего, относится федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Этот закон направлен на решение одной из наиболее сложных задач — создание правовых основ для увеличения пенсионного фонда за счет инвестирования временно свободных пенсионных резервов. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: федеральный закон от24.07.2002 № 111-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 29.07.2002.- N 30.- Ст. 3028.

В настоящем Федеральном законе установлены правовые основы отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования трудовой части пенсии. Кроме того, закон определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Пешехонов Ю.В. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации/ Ю.В.Пешехонов- 3 издание -М.: ИКФ Омега-Л 2003. 286 с.

В заключительных главах настоящего Федерального закона регулируются особенности правового положения негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Прежде всего, закон устанавливает требования к негосударственным пенсионным фондам, к договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым НПФ их участниками, к договорам управления средствами пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию, формируемыми НПФ, а также требования к учету средств пенсионных накоплений.

По существу Федеральный закон решил две правовые проблемы — завершение построения накопительной подсистемы обязательного пенсионного страхования в нашей стране и определение правовых рамок участия негосударственных пенсионных фондов в финансировании накопительной части трудовой пенсии в качестве страховщика.

1.3 Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах

Персонифицированный учет является важным элементом пенсионной реформы, о чем свидетельствует принятие одним из первых Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» — Федеральный Закон от 01.04.96г. №27-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон № 27-ФЗ от 01.04.96 г. « Об индивидуальном ( персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).

В настоящем Федеральном законе № 27-ФЗ от 01.04.96 г. « Об индивидуальном ( персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» употребляются следующие основные понятия:

  • государственное пенсионное страхование — вид страхования, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан, с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»;
  • застрахованное лицо — лицо, на которое распространяется государственное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Застрахованными лицами являются Граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства Индивидуальный персонифицированный учет включает в себя сбор и учет сведений о каждом застрахованном лице. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования: федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ. //Собрание законодательства РФ. 01.04.1996, N 14. — Ст. 1401.Учет застрахованных граждан должен проводиться Пенсионным фондом РФ в течение всей их трудовой деятельности согласно Закону № 27-ФЗ от 01.04.96 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и Постановлению Правительства РФ от 15.03.97 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования: постановление Правительства Российской Федерации от15.03.1997 г. № 318// Собрание законодательства РФ. — 1997. — №13.- Ст. 1538.;
  • работодатели — юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения;
  • международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»);
  • родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В рамках настоящего Федерального закона коллегии адвокатов в отношении адвокатов органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «работодатель»;
  • плательщики страховых взносов государственного пенсионного страхования — работодатели, а также граждане, в том числе проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации согласно законодательству Российской Федерации;
  • страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации — средства работодателей и граждан, взимаемые для реализации права застрахованных лиц на государственное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации; Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001г.

№ 167-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 17.12.2001.- N 51.-Ст. 4832.

страховой стаж застрахованного лица — суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы;

  • индивидуальный (персонифицированный) учет — организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования;

— индивидуальный лицевой счет застрахованного лица — Документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях ин формации, допускающей обработку с помощью средств вычисли тельной техники в органах Пенсионного фонда Российской Феде рации, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным. Эти сведения систематически уточняются и пополняются. О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об индивидуальном ( персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования и в статьи 12 и 67 ФЗ « Об актах гражданского состояния» : федеральный закон от 25.10.2001. № 138ФЗ//Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. N 44. — Ст. 4149.

Согласно Закону № 27-ФЗ от 01.04.96 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» каждое застрахованное лицо должно иметь свой лицевой счет со сведениями о:

  • периодах трудовой и общественно полезной деятельности, включаемых в общий стаж для назначения трудовых пенсий;
  • величине заработной платы или дохода (за каждый месяц страхового стажа), на которые начислены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ;
  • сумме заработка или дохода (за каждый месяц страхового стажа), который учитывается при назначении трудовой пенсии;
  • сумме начисленных данным гражданам страховых взносов за каждый месяц стажа, включая взносы за счет работодателя и самого застрахованного лица;
  • периодах выплаты пособия безработным гражданам;
  • периодах военной службы и другой приравненной к ней службы, включаемых в общий трудовой стаж;
  • назначении, перерасчете, индексации и начислении пенсии.

Финансирование системы государственного пенсионного обеспечения Российской Федерации осуществляется по-разному. Пенсии, выплачиваемые по государственному пенсионному обеспечению, финансируются за счет средств федерального бюджета, государственные трудовые пенсии — за счет части единого социального налога, уплачиваемого в обязательном порядке работодателями, производящими выплаты наемным работникам, в том числе организациями, индивидуальными предпринимателями: физическими лицами и другими плательщиками.

В то время как средства для выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению формируются с помощью налогообложения в составе доходов федерального бюджета, средства для выплаты трудовых пенсий формируются на страховой основе.

2. ОБЗОР ПЕНСИЙ ПО НОВОМУ ПЕНСИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Трудовые и государственные пенсии

Современное законодательство о пенсионном страховании (обеспечении) в Российской Федерации опирается на положения Конституции Российской Федерации, гарантирующей всем гражданам страны материальное обеспечение при достижении установленного возраста (старости).

Основные принципы современной пенсионной системы формировались в первые годы радикальной реформы государственного устройства нашей страны (1990—1992), когда были приняты базовые пенсионные законы. Центральное место среди них занимал Закон РФ от 20.11.90 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 340-1), который в последующем многократно изменялся и дополнялся.

Пенсионные законодательные акты и нормативные документы, направленные на их реализацию, должны были обеспечивать социально-трудовую ориентированность и экономическую устойчивость новой пенсионной системы России в условиях изменившихся общественных отношений.

Однако, учитывая затянувшийся переходный период к рыночной экономике, сопровождающийся углублением системного экономического кризиса, а также большой груз накопленных за советский период государственных пенсионных обязательств, дополненных новыми обязательствами, не обеспеченными необходимыми финансовыми ресурсами, пенсионная система, сформированная в этот период, с первых лет своего существования показала неспособность выполнять предписанные ей функции.

В частности, базовые принципы рыночного пенсионного страхования требовали обеспечения адекватности объема государственных пенсионных обязательств (в форме размера выплачиваемой трудовой (страховой) пенсии) объему накопленных пенсионных прав застрахованного (в форме продолжительности трудового стажа и суммы страховых пенсионных отчислений).

Однако с момента вступления в силу Закона № 340-1 были введены жесткие ограничения на назначение трудовых пенсий с фиксированным размером — не выше минимальных размеров трудовой пенсии, — чтобы сохранить необоснованные масштабы перераспределения государственных пенсионных обязательств на многочисленные группы «льготных» категорий пенсионеров (инвалиды; застрахованные с неполным трудовым стажем; имеющие определенные заслуги перед государством и д. и т. п.) за счет ущемления прав «трудовых» пенсионеров

Поскольку был нарушен базовый принцип обязательного пенсионного страхования, стали нарушаться и иные принципы. Среди них, наиболее существенными следует признать неспособность пенсионной системы обеспечивать достойный уровень жизни «трудовых» пенсионеров (коэффициент замещения этих пенсионеров не превышает 20—25% при среднегодовом коэффициенте замещения по всем видам пенсий около 30—35%), а также неуклонное выравнивание максимальных и минимальных размеров всех видов пенсий, соотношение которых за последние 10 лет сократилось почти вдвое.

Одновременно с этим резко снизился и уровень собираемости обязательных пенсионных отчислений — коэффициент сбора упал с 95—97% в первые годы до 80—85%. Последнее обстоятельство повлекло за собой прямое сокращение доходной части пенсионного бюджета, с одной стороны, и увеличение объема необеспеченных пенсионных обязательств, с другой. Для устранения перечисленных и многих других экономических и социальных проблем начиная с 1995 г. предпринимались неоднократные попытки реформировать пенсионную систему. Однако ни одна из них не обеспечивала решение указанных проблем на долгосрочную перспективу. Дмитриев М.Э. Пенсионная система на основе накопительных принципов финансирования/ М.Э. Дмитриев // Социальная защита.- 1997.- №7.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась широкомасштабная пенсионная реформа с целью повысить уровень пенсионного обеспечения населения на основе обеспечения текущей и долгосрочной устойчивости пенсионной системы. Данная реформа предусматривает радикальное изменение всех основных сложившихся ранее элементов обязательного пенсионного обеспечения и является долгосрочной экономической программой рассчитанной на 15—20 лет. Суть ее заключается в переходе от солидарно-распределительной пенсионной системы, сформированной за 70-летний советский период, к комбинированной пенсионной системе, которая сочетает в экономически и социально обоснованных про порциях распределительные и накопительные элементы. Сорокин К.А. Комментарий к новому пенсионному законодательству/ К.А. Сорокин//- М.: Юрайт-М,

2002.-С.7.

Центральное место в системе правовых актов по пенсионной реформе занимают федеральные законы «О трудовых пенсиях Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» являлся ключевым законом всей системы законодательных актов пенсионной реформы, поскольку в нем определены новые права граждан на государственное пенсионное обеспечение, условия установления и размеры всех видов трудовых пенсий. В связи с его принятием утратил силу действовавший более 10 лет Закон №340-1. «О государственных пенсиях в Российской Федерации»

Новое пенсионное законодательство РФ предусматривает:

  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в дальнейшем — государственные пенсии);
  • трудовые пенсии (страховые).

Государственные пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». №166-ФЗ от 15.12.2001 вступившего в силу с 1 января 2002г. Настоящим законом устанавливаются в соответствии с Конституцией РФ основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

По определению законодательства РФ государственная пенсия — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется Законом.

Она предоставляется гражданам для компенсации им:

  • заработка, утраченного из-за прекращения государственной службы при достижении выслуги (при выходе на трудовую пенсию по старости или по инвалидности);
  • вреда, причиненного здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае получения инвалидности или потери кормильца (при достижении пенсионного возраста);
  • средств к существованию при потере трудоспособности.

Предусматриваются следующие виды государственных пенсий:

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • социальная пенсия.

Право на государственные пенсии имеют:

  • федеральные государственные служащие;
  • военнослужащие;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • нетрудоспособные граждане.

Порядок установления и выплаты государственных пенсий регулируются Законами:

* «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (Приложение 4)

* «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Некоторые граждане в соответствии с законодательством РФ одновременно имеют право на различные пенсии. В этом случае по их выбору устанавливается одна пенсия, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 166ОТ 15.12.2001 г «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» некоторым категориям граждан предоставляется право на одновременное получение двух пенсий. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 17.12.2001.- N 51.-Ст. 4831

С 1 января 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон РФ от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В этом Законе трудовая пенсия определена как ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или дохода, которые получали лица, застрахованные в системе пенсионного страхования, перед назначением им трудовой пенсии.

В новом Законе от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при перерасчете трудовых пенсий, назначенных до 1 января 2002 г., и расчете пенсий, которые будут назначаться с 1 января 2002 г., но не позднее 2013 г., за основу принята методика расчета пенсии по индивидуальному коэффициенту.

Статьей 5 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г предусмотрено назначение следующих трудовых пенсий:

  • трудовая пенсия по старости;
  • трудовая пенсия по инвалидности;
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовые пенсии имеют различную структуру. Трудовая пенсия по старости может состоять из:

  • базовой части;
  • страховой части;
  • накопительной части.

Трудовая пенсия по инвалидности может состоять из:

  • базовой части;
  • страховой части;
  • накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из:

  • базовой части;
  • страховой части О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федеральный закон от 17.12.2001 г.

№ 173-ФЗ// Российская газета. N 247.- 20.12.2001.( Приложение 5).

Рассмотрим виды трудовых пенсий подробнее.

1) Трудовая пенсия по старости:

Согласно Закону № 173- ФЗ от17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на трудовую пенсию по старости имеют право мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины — 55 лет, при наличии страхового стажа не менее пяти лет.