Становление и развитие системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации

Дипломная работа

В настоящее время действующая система государственного пенсионного обеспечения населения основывается на принципах солидарности поколений и распределении части доходов работающих в пользу пенсионеров. Помимо государственного обеспечения существует негосударственное обеспечение. Сегодня в России действуют государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

Федеральный закон от 7 мая 1998г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» гласит: «Негосударственный пенсионный фонд (далее -фонд) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном

  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем» [2].

Будучи некоммерческими организациями, негосударственные пенсионные фонды нацелены главным образом на консолидацию средств для выплаты дополнительной пенсии. Имея дело с длинными деньгами, они обязаны заботиться о безопасности вкладов в интересах участников (будущих пенсионеров), инвестируя согласно закону пенсионные резервы исключительно в целях их сохранения и прироста. Это правило считается нарушенным, если резервы фонда используются для каких-либо иных целей, как личных (скажем, управляющего), так и общественно полезных (например, для займа Фонду обязательного медицинского страхования на льготных условиях).

Негосударственным пенсионным фондам разрешено вкладывать пенсионные резервы самостоятельно только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Федерации и помещать на банковские депозиты, а в рисковые активы (корпоративные ценные бумаги и т.п.) — через управляющую компанию, которая несет ответственность перед фондом и участниками за надлежащее управление активами. Требования к составу и структуре пенсионных резервов определяет уполномоченный государственный орган (Инспекция негосударственного пенсионного фонда) в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством.

6 стр., 2730 слов

Сравнительный анализ системы пенсионного страхования России и Норвегии

... в России применяется распределительная система пенсионного страхования граждан, основным государственным регулятором и исполнителем которой является Пенсионный фонд РФ. В его функции входит аккумулирование и перераспределение средств граждан РФ. Из 30% социальных ...

Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов доказал их социальную значимость и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Однако крайне низкий уровень участия экономически активного населения в системе негосударственного пенсионного обеспечения характеризует недостаточное развитие рынка негосударственных пенсионных фондов.

Сегодня в России проводится пенсионная реформа 2014-2015гг., основы которой заложены Федеральным законом от 03.12.2012 №243-ФЗ [3].

Так, с 2014 года меняется порядок формирования вашей будущей пенсии, а именно отчисления на накопительную часть пенсии останутся на уровне 6% у граждан, которые до 31 декабря 2013 года заключат договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ.

У тех, кто не заявит свои права на пенсионные накопления (их называют «молчунами») и не успеет оформить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ в 2013 году, в следующем году формирование накопительной части пенсии прекратится, отчисления будут сокращены до 0%.

Указанные выше и иные причины обусловили актуальность темы и структуру исследования.

Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию работы НПФ «Согласие».

Объектом исследования является НПФ «Согласие».

Предмет исследования: закономерности и тенденции развития негосударственного пенсионного фонда в России НПФ «Согласие».

Для достижения были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы становления и развития пенсионной системы в России;

2. Охарактеризовать основные формы участия НПФ в системе пенсионного обеспечения населения;

3. Проанализировать основные показатели деятельности НПФ «Согласие»;

4. Разработать рекомендации по совершенствованию основных показателей деятельности НПФ «Согласие».

В процессе исследования автором использовались следующие методы научного познания: системный и статистический анализ и синтез, сравнительный анализ, метод экспертных оценок, собственные наблюдения автора.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в современной экономической литературе рассматривали В.Д. Роик, А.А. Берг, Ю.В. Воронин, Л.С. Дегтярь, Н.Ю. Борисенко, М.М. Аранжереев, Е.Ш. Гонтмахер, С.В. Боровчак и др.

Развитие отечественной пенсионной системы, равно как и масштаб сопряженных с ней значимых социально-экономических и институциональных проблем, начиная с обеспечения бюджетной сбалансированности на государственном уровне, ликвидации масштабной бедности, стимулирования развития бизнеса, посредством установления оптимального уровня пенсионных страховых платежей и т.д., является одним из самых значимых приоритетов современной экономической политики не только в России, но и большинстве стран современного мира.

В советский период пенсионное обеспечение в России осуществлялось в соответствии с союзным законодательством. Право на государственную пенсию и ее размер в значительной степени зависели от продолжительности трудового стажа и величины заработной платы работника. Основным ориентиром при регулировании размеров пенсии служил прожиточный минимум пенсионера, что позволяло проводить государственную политику борьбы с бедностью. Для этого устанавливались минимальные (на уровне прожиточного минимума) и максимальные (примерно в диапазоне 2-2,5 прожиточного минимума) размеры пенсий. Финансовыми источниками пенсионной системы служили взносы на социальное страхование, вносимые предприятиями, организациями и колхозами, которые покрывали третью часть расходов, и государственный (федеральная его часть) бюджет, обеспечивающий основную долю расходов (две трети) [12, с.161].

4 стр., 1655 слов

Социальные пенсии в системе пенсионного обеспечение Российской Федерации

... 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"). Таким образом, социальная пенсия по возрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из ...

Благоприятный показатель соотношения числа работающих и пенсионеров, а также динамичный послевоенный экономический рост СССР способствовали развитию пенсионной системы и совершенствованию законодательства о пенсионном обеспечении. По мнению Е.И.Астрахана, к характерным чертам социального законодательства (включая пенсионное) в СССР в послевоенный период можно отнести: расширение видов обеспечения; гуманизация условий, определяющих право на пенсию; повышение уровня обеспечения и другие [15, с.207]. При этом, по словам В.Д.Роика, заработная плата в тот период была достаточно низкой [61, с.79].

Государственная политика полной занятости и регулирования заработной платы, существовавшая до перехода к рыночной экономике, способствовали стабильному финансовому функционированию пенсионной системы и переходу в конце 70-х гг. XX столетия к практически всеобщему охвату пенсионным обеспечением, а также достижению достаточно высокого уровня соотношения величины средней пенсии и заработной платы (так называемого коэффициента замещения), который в 80-е гг. составлял 55-65%, что является весьма хорошим результатом по международным меркам.

Еще одной сильной стороной пенсионной системы СССР (с демографической и политической позиции) был относительно низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет — для мужчин и 55 лет — для женщин. Его относительно низкая граница по сравнению с большинством развитых стран еще больше снижалась с помощью развитой системы досрочных пенсий, что позволяло, например, в 1987г. 60% работающим выходить на пенсию в возрасте 55 лет. Материальному благосостоянию пенсионеров способствовали меры государственной социальной политики по регулированию цен на потребительские товары, дотации государства в ЖКХ, низкие тарифы на проезд в общественном и другом виде транспорта.

На конец 80-х гг. пенсионная система и другие программы государственной социальной политики обеспечивали доходы пенсионеров на весьма высоком уровне, который Россия, по расчетам Акбулатова Р.С., сможет достичь при благоприятном сценарии развития не раньше 2025 г., т.е. через 35 лет после начала перестройки [12, с.163]. На этапе своей экономической и социальной «зрелости» советская система государственного пенсионного обеспечения отличалась от пенсионной системы стран с рыночной экономикой многоукладностью, т. е. в ней отсутствовали взаимодополняющие пенсионные институты и механизмы обязательного (и добровольного) социального и личного пенсионного страхования. Теоретической платформой, на базе которой развивалось отечественное пенсионное законодательство, служил идеологизированный подход, в соответствии с которым пенсии рассматривались как форма содержания нетрудоспособных граждан обществом и за счет общества — так называемая алиментарная (безвозмездная) сущность пенсии, а финансовым источником выступали общественные фонды потребления [16, с.37].

Пенсионная система России уже в современный период истории государства прошла как минимум через три следующих трансформационных этапа [62, c.54]:

  • во-первых, периода формирования основных институтов, адекватных современным пенсионным системам, прежде всего, Пенсионного фонда России (ПФР) (начиная с 1990-1995 гг.);
  • во-вторых, привнесения элементов страховой, и особенно накопительной, пенсионной системы страхования, также характерных для большинства развитых современных стран (начиная с 2001-2002 гг.);

— в-третьих, современный этап реформирования (начался в 2009-2010 гг.), сопряженный со стремлением гарантировать повышение уровня пенсионного обеспечения и одновременно, добиться сбалансированности финансирования пенсионных программ, на фоне усиления неблагоприятных демографических тенденций депопуляции и старения населения [62, c.55].

Северьянов М.Д. и Акбулатов Р.С. также выделяют три этапа либеральной правовой базы пенсионного обеспечения, повлекшие изменения организационной структуры (табл.1.1.1) [62, с.58].

Таблица 1.1.1

Основные этапы либеральной правовой базы пенсионного обеспечения

Период, гг.

Характеристика этапа

I этап

1990-1995

— Закон РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»;

  • создание ПФР;
  • выделение пенсионной системы из бюджетов системы социального обеспечения;
  • расширение льготных пенсий.

II этап

1995-2000

— Концепция реформы системы пенсионного обеспечения;

  • эксперимент по персонификации;
  • первичная регистрация плательщиков страховых взносов в ПФР;
  • создание единых пенсионных служб;
  • завершение персонификации застрахованных лиц;
  • переход на назначение пенсий по данным персонифицированного учета;
  • введение индивидуального коэффициента пенсионера;
  • формирование тарифной политики ПФР;
  • разработка Программы пенсионной реформы.

III этап

2001-2012

— Формирование законодательных основ пенсионной системы;

  • переходный период к формированию страховой комбинированной пенсионной системы;
  • пересмотр формулы индивидуального коэффициента пенсионера;
  • формирование трехуровневой пенсионной системы.

Первым законом, который, по нашему мнению, за всю историю развития пенсионного законодательства в XX веке наиболее полно отвечал принципу социальной справедливости, был Закон РСФСР от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР» в его первоначальной редакции [25, c.2]. Его преимущества перед действовавшим до этого Законом СССР «О государственных пенсиях», принятым Верховном Советом СССР 14 июля 1956г. [23, c.14], неоднократно отмечались в научных публикациях.

Закон 1990г. соответствовал многим положениям международных документов. Он был рассчитан на применение с использованием средств Пенсионного фонда России, который стал формироваться в основном за счет страховых взносов. Российская пенсионная система, созданная на основе Закона 1990г., охватила все категории населения и предоставила всем им равные возможности в приобретении прав на пенсионное обеспечение. В частности, исчезли отдельные правила назначения пенсий членам колхозов, которые содержались в Законе СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов», принятом Верховным Советом СССР 15 июля 1964г. (с последующими изменениями и дополнениями) [27, c.19], была отменена система персональных пенсий, при назначении которых имели значение не только фактические заслуги отдельных лиц, но и занимаемые ими должности в государственных, партийных и профсоюзных органах.

Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» носил крайне важный организационно-методологический характер, так как:

  • отделял бюджет пенсионного фонда от государственного бюджета;
  • приводил законодательство в соответствие с мировыми стандартами;
  • пенсионное обеспечение стало универсальным и всеобъемлющим;
  • способствовал расширению круга получателей льготных пенсий;
  • хоть и в зачаточном состоянии, начали вводиться страховые принципы в пенсионном обеспечении.

Пенсионный фонд России (ПФР) был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. № 442-1 [32, c.18]. Целью образования ПФР являлось государственное управление финансами пенсионного обеспечения в РСФСР, денежные средства которого не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других фондов, и изъятию не подлежат.

Для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения на местах правлением ПФР было принято решение о создании 89 региональных отделений Фонда — по фактическому количеству всех национальных, областных и краевых образований России. Созданные отделения и их управляющие непосредственно подчинялись правлению ПФР.

Непосредственная работа по своевременному и правильному назначению и выплате пенсий была отнесена к компетенции местных органов власти. В частности, органы социального обеспечения населения, являющиеся структурными подразделениями органов социальной защиты и местных органов власти, осуществляли выдачу органам почтовой связи и организациям Сберегательного банка РФ поручений на выплату пенсий и передачу им соответствующих денежных средств, перечисляемых ПФР и его региональными отделениями. Причем, местные органы пенсионного (социального) обеспечения населения находились как бы в двойном подчинении — по вертикали и горизонтали. Поэтому в сложившейся организации управления пенсионным обеспечением образовалось противоречие между государственным управлением ПФР и его денежными средствами.

Как совершенно верно было отмечено в работе А.В. Куртина, «старый порядок назначения и выплаты пенсий с его ведомственной разобщенностью стал существенным препятствием в реализации нового механизма пенсионного обеспечения. Особенно это стало заметно, в начале 1992 года, когда резко меняющиеся экономические и социальные условия потребовали ответных мер по социальной защите граждан. Старая система собесов стала давать «сбои»: перерасчет повышенных размеров пенсий затягивался на два-три месяца, в течение которых из-за инфляции происходило их обесценивание ниже первоначального уровня. Кроме того, органы соцобеспечения — малочисленные и плохо оснащенные, главной функцией которых было пенсионное обслуживание, — не способны были обеспечить комплекс мер по социальной защите граждан, адекватный складывающимся сложным социальным условиям» [43, c.39]. Необходим был новый механизм, который позволил бы, с одной стороны, обеспечивать четкое и своевременное исполнение федерального пенсионного законодательства, с другой — мог бы оказывать эффективную, реальную помощь особо нуждающимся с учетом местных условий и ресурсов.

В сентябре 1992г. вышел Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах». Затем был подготовлен первый вариант Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах». Большую роль в становлении негосударственных пенсионных фондов сыграло Постановление Правительства РФ 1995 г. «Об утверждении положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компетенции по управлению активами негосударственных пенсионных фондов». В мае 1998 г. долгожданный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» был принят. Он заложил правовую основу деятельности негосударственных пенсионных фондов как необходимого элемента пенсионной системы, предусмотрев несколько уровней контроля за добросовестным использованием средств.

В 1991-1994 годы реальное содержание пенсий продолжало снижаться, поскольку правительство и ПФР пытались одновременно решить за время второго этапа реформы практически неразрешимую задачу — довести минимальный размер пенсий до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. В результате в пенсионной системе возник комплекс социальных и экономических противоречий, которые свойственны пенсионной системе переходного периода, а именно:

  • потеря управляемости формированием государственных пенсионных обязательств;
  • разрушение принципов пенсионного страхования;
  • неконтролируемый рост долга перед пенсионерами.

В целях усиления государственных гарантий граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы в августе 1995 г. Правительством РФ принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации от 07.08.1995 г. № 790, авторами которой являлись первый заместитель министра труда и социального развития РФ М.Э. Дмитриев и действовавший в тот период председатель правления ПФР В.В. Барчук.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.1998г. №463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», основными целями реформирования пенсионной системы являлись:

  • реализация права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, на пенсионное обеспечение;
  • обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы;
  • создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
  • адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся в России рыночным отношениям;
  • рационализация и оптимизация условий предоставления пенсий и их размеров;
  • повышение эффективности управления пенсионным обеспечением.

В мае 1997г. в Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» были внесены изменения, по которым при назначении пенсий и их перерасчете трудовой стаж и среднемесячный заработок определяются на основе данных индивидуальных лицевых счетов. Закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» ввел новый порядок исчисления и увеличения пенсий на основе индивидуального коэффициента пенсионера, позволяющего учитывать страховой стаж и величину заработка пенсионера, а самое главное — уйти от уравнительности в пенсионном обеспечении и перейти к страховым принципам.

Указом Президента от 14.06.1997 г. № 573 «О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров» было установлено, что с 01.01.1998 г. минимальная пенсия по старости с учетом компенсационной выплаты не могла быть ниже 80 % прожиточного минимума пенсионера, т. е. был введен нижний порог пенсионного обеспечения как минимальная государственная социальная гарантия. Новый импульс процесс подготовки программы получил в Посланиях Президента Федеральному Собранию. В послании 1997 г. «Порядок во власти — порядок в стране» (О положении в стране и основных направлениях политики РФ) говорилось и о проблемах пенсионной системы.

В течение 1996-1997 гг., второго этапа реформы, Правительством РФ предполагалось осуществить подготовку проекта федерального закона о пенсионном обеспечении, в котором были бы отражены основные положения Концепции. Однако в рассматриваемый период продолжили свое влияние тенденции, характерные для дореформенного периода. Поэтому проект закона не был подготовлен. В результате всего комплекса существующих в стране несоциальных и экономических тенденций развития, накопления долгов по финансированию выплат пенсий, к концу 1997 г. выявилась потребность в разработке принципиально новой модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и уточняющей положения ранее утвержденной Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения [28, c.14].

  • 2001 гг. связан с принятием Правительством РФ программы пенсионной реформы в Российской Федерации.

Особенностью данного этапа проведения пенсионной реформы и развития пенсионного обеспечения стало полное погашение Пенсионным фондом Российской Федерации своей задолженности по финансированию выплаты пенсий (октябрь 1999 г.), образовавшейся по независящим от него причинам, в сумме 26,6 млрд. деноминированных рублей. В то же время, общий объем накопленной страхователями задолженности по платежам в ПФР продолжал непрерывно нарастать.

Формирование новой пенсионной модели началось с 2002 г., но многие вопросы пенсионного обеспечения к этому времени не были решены. Дело в том, что новая пенсионная система уже на стадии формирования практически не имела денежных ресурсов для финансирования в полном объеме всех переданных и возникающих у нее государственных пенсионных обязательств. Большая часть средств Государственного страхового фонда Союза ССР к этому времени исчезла в неизвестном направлении. Вследствие этого законодатель установил ограничения, отсекающие часть государственных обязательств и ограничивающие будущие пенсионные права граждан. Прежде всего, к ним относятся лица, получающие более высокие доходы, с которых выплачиваются более высокие страховые взносы.

Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании граждан в Российской Федерации» устанавливались организационные, правовые, финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии;
  • новую формулу расчета пенсии, состоящей из трех частей [34, c.60]:
  • базовой (или социальной) части трудовой пенсии, которая гарантируется государством и постепенно по размеру выплаты должна приблизиться к прожиточному минимуму пенсионера. Эта часть не будет зависеть от страхового стажа, заработка и возраста выхода гражданина на пенсию;
  • страховой части трудовой пенсии, размер которой дифференцируется по плательщикам взносов, определяется принятой пенсионной формулой и непосредственно зависит от стажа, заработка, объема поступивших средств за каждое застрахованное лицо;
  • накопительной части трудовой пенсии, формирование которой осуществляется в форме накопительных страховых и пенсионных фондов в рамках добровольных и обязательных отчислений страховых взносов работодателями и наемными работниками.

В описываемый период осуществлялось плановое сокращение управлений ПФР, входящих в состав территориальных органов ПФР, и создание клиентских служб, на которые возлагаются посреднические функции между застрахованными лицами и пенсионерами, с одной стороны, и отделениями ПФР — с другой. Новацией данной структуры было появление клиентских служб в управлениях ПФР, основной функцией которых был прием граждан по всему спектру пенсионных вопросов. Считаем важным отметить, что клиентские службы также были предназначены для приема отчетности от страхователей-работодателей.

Таким образом, после введения данной структуры у ПФР появились количественно определенные финансовые обязательства — выплачивать застрахованным в пенсионной системе лицам страховое возмещение в виде трудовой пенсии, начиная с момента наступления установленных пенсионным законодательством страховых случаев, а именно, потери трудоспособности по возрасту, наступления инвалидности, потери кормильца. В соответствии с основными принципами пенсионного обеспечения, основная цель пенсионной системы состоит в сохранении и ресурсном обеспечении государственных пенсионных обязательств. Поэтому главной особенностью новой пенсионной модели являлось не только признание существования государственных пенсионных обязательств перед застрахованными лицами, но и денежное исчисление всего их объема, а не только той части, которая предъявлена к возмещению современным поколением пенсионеров и включалась в текущий бюджет ПФР. Действующая в настоящее время в России пенсионная система по своей сути является распределительно-накопительной и включает в себя следующие основополагающие компоненты (подсистемы): обязательное (государственное) пенсионное страхование и добровольное (негосударственное) пенсионное обеспечение. Причем в первом случае накоплениями граждан РФ управляет государственная управляющая компания (ГУК) — Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк», сокращенно — ВЭБ) [58, c.69] либо частная управляющая компания (ЧУК), отобранная по конкурсу, с которой у Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, определенная гражданином самостоятельно.

Во втором случае — негосударственный пенсионный фонд (НПФ) размещает временно свободные пенсионные средства, передавая их в доверительное управление одной или нескольким частным управляющим компаниям по собственному выбору (рис.1).

Становление и развитие системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации 1

Рис.1 Структура современной системы пенсионного страхования в РФ

Следует отметить, что, несмотря на рост номинальных и реальных размеров пенсии (табл.1.1.2), ее уровень в России по-прежнему сравнительно отстает от показателей развитых стран (коэффициент замещения — в пределах 50-70%).

При этом тот же коэффициент замещения в советский период (1989 г.) составлял 55% [68, c.249], хотя, с учетом несбалансированности советской экономики того периода, возможно и был несколько искусственно завышен.

Таблица 1.1.2Динамика параметров пенсионного обеспечения в России

Показатель

2000

2005

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Средний размер назначенных пенсий (руб./мес.), всего

823,4

2538,2

3682,3

4546,3

6177,4

8178

8204,2

9041

Отношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера (%)

90,5

104,97

120,14

124,76

150,76

182,3

163,0

176,5

Соотношение среднего размера трудовых пенсий и зарплаты (коэффициент замещения, %)

28,9

28,0

23,3

24,8

32,2

35,9

35,1

33,9

Указанный демографический тренд превращается в ведущий фактор, обусловливающий долгосрочный период несбалансированности российской пенсионной системы. Исследователи фиксируют ежегодный значительный рост федеральных трансфертов бюджетных средств, направляемых на погашение возрастающего дефицита Пенсионного фонда РФ (табл.1.1.3).

Таблица 1.1.3 Динамика федеральных трансфертов для поддержания системы пенсионного обеспечения в России (2007-2012 гг.) (в% к ВВП) [72]

Показатель

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Трансферты из федерального бюджета за счет общих доходов, в том числе

1

1,3

1,6

2,6

2,4

4,6

на базовую пенсию

0,6

0,8

1,3

на финансирование дефицита пенсионной системы

0,4

0,5

0,3

2,6

2,4

4,6

Таким образом, федеральные трансферты уже превратились в значительную нагрузку для государственного бюджета, но в действительности проблемы только начинаются. Специалисты отмечают, что в 2011-2012 гг. Россия вступила в период очередного «демографического перехода», который предполагает в последующие 8-10 лет ускоренное сокращение населения трудоспособного возраста (700-800 тыс. чел. в год) при одновременном ускоренном возрастании числа пенсионеров (до 400 тыс. чел. ежегодно), притом, «уже к 2015 г. на каждую тысячу трудоспособных придутся 350 пенсионеров» [49].

В рамках реформирования пенсионной системы в Российской Федерации большое значение приобретают негосударственные пенсионные фонды.

На сегодняшний день согласно п.2 ст.36.1 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» на момент подачи в уполномоченный федеральный орган заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика каждый НПФ должен соответствовать ряду жестких требований. А именно иметь:

  • совокупный вклад учредителей (учредителя), внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 млн. руб. со дня вступления в силу Федерального закона № 75-ФЗ, не менее 30 млн. руб. — с 01.01.2005 и 100 млн. руб. — с 01.01.2009;
  • величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда (имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности — ИОУД) с 01.01.2005 не менее 30 млн. руб., с 01.07.2009 — не менее 100 млн. руб.;
  • опыт одновременного ведения не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее 1 года с 01.01.2004, а с 01.07.2009 — не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов;
  • опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее 2-х лет.

Не иметь:

актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания, а также фактов приостановления действия лицензии в течение последних 2-х лет деятельности.

В ст.2 §2 данного закона в общем виде характеризуются природа и источники финансирования утвержденных законодательством видов деятельности и сказано: «Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, пенсионных накоплений, размещение и организацию размещения пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений» [2].

Так что через виды его деятельности НПФ квалифицируется как институциональный (коллективный) инвестор.

В определении Современного экономического словаря институциональный инвестор есть кредитно-финансовый институт, выступающий в роли держателя акций; организация, основной целью которой является инвестирование собственных средств или средств других компаний, которыми она владеет как доверенное лицо. Наиболее распространенные институциональные инвесторы — пенсионные фонды, инвестиционные компании, страховые компании, банки [57, с. 145].

У. Шарп, Г.Дж. Александер, Дж.В. Бейли в своем фундаментальном учебнике отмечают: «Институциональные инвесторы (institutional investors) в наиболее широком смысле — это финансовые посредники любого типа. Однако при обсуждении возрастающей роли институциональных инвесторов на американском рынке акций главное внимание уделяется пенсионным фондам, взаимным фондам, страховым компаниям….» [66, с. 11-12]. В русле теоретических предпосылок, сделанных ранее, это позволяет нам выделить две основные сущностные характеристики деятельности НПФ — как социального института и институционального (коллективного) инвестора.

Вместе с тем, взаимодействуя с субъектами и участниками отношений, НПФ является хозяйствующим субъектом исключительно сложной внутренней архитектуры. П.А.Новгородов замечает: «…негосударственный пенсионный фонд представляет собой сложно-организованную иерархически соподчиненную систему, включающую различные подсистемы…» [52].

Схематически структура НПФ с ее внешними и внутренними взаимодействиями и связями представлена в приложении 1.

Таким образом, мы можем четко определить ярко выраженные его качества НПФ как:

  • социального института;
  • коллективного инвестора;
  • хозяйствующего субъекта.

М.М. Аранжереев ввел новое понимание места и роли системы негосударственного пенсионного обеспечения как элемента пенсионной системы. Он пишет: «В результате реформирования пенсионная система Российской Федерации сегодня представлена тремя элементами: 1) государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета; 2) обязательное пенсионное страхование; 3) негосударственное пенсионное обеспечение» [13, с. 12].

Такое представление пенсионной системы принято называть трехуровневым [38, c.63].

Руководствуясь всеми этими соображениями, мы можем представить пенсионную систему России в виде совокупности институтов-элементов (Приложение 2), имеющих относительно однородные характеристики и несводимые различия. Так, в рамках пенсионной системы несложно выделить два базовых института: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) и совокупность (систему) негосударственных пенсионных фондов. Тот и другие являются социальными институтами и коллективными инвесторами (в этом их сходство), но по организационно-правовой форме и источникам финансирования они абсолютно различны.

В целях системного изучения представленной проблематики нужно всю совокупность элементов пенсионной системы поделить на группы с однородными характеристиками (произвести анализ), а затем объединить их в единое целое, рассматривая группы во всем многообразии присущих им связей (синтез).

Для более глубокого исследования каждой из таких групп в рамках системного подхода можно вновь, но уже внутри групп выделить элементы с ясно детерминируемыми различиями и однородными характеристиками. Выделенные нами ранее базовые институты ПФР и система НПФ имеют сложную соподчиненную структуру, которая в каждом из своих элементов наследует признаки и характеристики базового института. Представленная на рис. 2 схема — только один из примеров возможной группировки элементов пенсионной системы.

Такого рода группировок и классификаций может быть сколь угодно много. В основе любой классификации (группировки по совокупности признаков) лежит желание ее автора выделить те или иные характеристики системы в целом и включенных в нее совокупностей элементов. Однако нельзя не отметить, что независимо от принадлежности к той или иной типологической группе любой НПФ как юридическое лицо (или организация) есть элемент системы негосударственного обеспечения и элемент пенсионной системы в первую очередь.

В России действует 3 вида фондов: открытый пенсионный фонд, корпоративный, а также профессиональный пенсионные фонды.

Система негосударственных пенсионных фондов в настоящее время представлена 296 фондами [25, c.3].

Становление и развитие системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации 2

Рис. 2 Пример определения структуры системы НПФ через группы ее элементов

Негосударственные пенсионные фонды расположены в 54 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве — 113 фондов, в Санкт-Петербурге — 19, Нижегородской и Самарской областях — по 9. Участники фондов проживают в 80 субъектах Российской Федерации.

В таблице 1.2.1 представлены данные о размерах собственного имущества, имущества для организационно-управленческой деятельности и соответственно о размерах пенсионных резервов за три года.

Таблица 1.2.1

Основные количественные характеристики российских НПФ

Дата

Собственное имущество (млн. руб.)

Имущество для ОУД (млн. руб.)

Пенсионный резерв (млн. руб.)

Общая сумма инвестиций (млн. руб.)

2010

45 104,0

10 328,8

33 641,9

39 282,4

2011

63 667,2

10 314,9

51 417,3

60 110,1

2012

125 622,7

31 537,0

89 557,4

116 548,1

Из данных таблицы 1.2.1 видно, что на протяжении трех лет наблюдается тенденция роста собственного имущества. Так, если в 2010г. размер собственного имущества составлял 45 104,0 млн. руб., то уже в 2012 г. он вырос на 80 518,7 млн. руб. и составил 125 622,7 млн. руб. Если говорить об имуществе для ОУД, то сумма денежных средств в 2010-2011 гг. была практически одинаковой, а в 2012 году увеличилась до 31 537,0 млн. руб. Величина пенсионных резервов с 2010 года постепенно увеличивалась. Наибольшая сумма инвестиций пришлась на 2012 год и составила 116 548,1 млн. руб., что говорит о непрерывном вложении денежных средств в развитие негосударственных пенсионных фондов страны со стороны других финансовых институтов.

Структура участников НПФ по отраслям хозяйства приведена на рис.3.

Становление и развитие системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации 3

Рис. 3 Структура участников НПФ по отраслям хозяйства (в процентах от общего числа участников)

В структуре участников негосударственных пенсионных фондов наибольшую долю занимает транспортная отрасль, которая составляет порядка 30% всей структуры отраслей народного хозяйства. На топливно-энергетический комплекс приходится 20 % всех участников НПФ. Третье место занимает промышленность. Наименьшую долю составляет связь.

Негосударственные пенсионные фонды пополняются за счет вкладов учредителей, пенсионных взносов, целевых взносов вкладчиков, взносов от благотворительных фондов, а также других поступлений, которые разрешены законодательством Российской Федерации (табл.1.2.2).

Из таблицы видно, что объем поступлений в НПФ меняется из года в год, то увеличиваются в 3,5 раза, как это было в 2011 г., то сокращаются.

Наибольшее количество поступлений в негосударственные пенсионные фонды пришлись на 2011 год, когда пенсионные взносы по сравнению с 2010 и 2012 гг. составили 11 556,3 млн. руб. Это говорит о том, что количество участников фондов значительно увеличилось.

Таблица 1.2.2 Основные статьи поступлений в НПФ (млн. руб.)

Статьи

2010

2011

2012

Пенсионные взносы

4 092,1

11 556,3

8 241,0

Инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов

1 937,7

8 770,0

4 176,8

Целевые взносы вкладчиков

314,5

1 198,6

446,4

Благотворительные взносы и др. законные поступления

114,0

448,5

1 067,8

Итого

6458,3

21973,4

3932,0

Инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов в 2011 году составил 8 770,0 млн. руб., что в 3,5 раза больше доходов в 2010 году и в 2 раза больше, чем в 2012 году. Благотворительные взносы и другие законные поступления также растут, самый низкий уровень в 2010 году — 114,0 млн. руб. в сравнении с остальными годами. Общий объем поступлений в негосударственные пенсионные фонды в 2010 году — 6458,3 млн. руб. Это на 15 515,1 млн. рублей меньше, чем в 2011 году, и на 8041,4 млн. руб. меньше по сравнению с 2012 годом. Главной деятельностью пенсионного обеспечения является развитие негосударственных пенсионных фондов. Данная деятельность активно развивается, и государство всячески способствует этому. Негосударственные пенсионные фонды обладают большим количеством функций, однако одной из главных является социальная защита населения. Данные фонды занимаются различными видами деятельности, например, негосударственное пенсионное обеспечение, услуги по пенсионному страхованию [25, c.4].

Негосударственные пенсионные фонды являются рыночным пенсионным институтом, которые реализуют различной сложности социальные вопросы и вопросы, касающиеся инвестиций. С целью обеспечения их функционирования разрабатывается законодательная база, разрабатываются государственные механизмы управления и контроля систем и процедур согласования деятельности различных субъектов правоотношений в этой сфере.

В первой главе дипломной работы проведено исследование процесса становления и развития системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.

Мы приходим к выводам о том, что НПФ:

  • элемент пенсионной системы, а значит, согласно принципу системности, обладает всеми ее качествами;
  • коллективный инвестор, что подтверждается законом и сущностным содержанием его деятельности;
  • следовательно, используя свойство множественности, мы можем утверждать, что одна из его центральных задач — качественное (максимально эффективное) управление своими средствами;
  • не преследует задач извлечения выгоды для своих учредителей и имеет особую организационно-правовую форму, следовательно, исходя из принципа структуризации, может рассматриваться как устойчивая форма коллективной организации людей, действия которых направлены на удовлетворение их же интересов;
  • говоря иначе, НПФ есть действующий социальный институт;
  • функционирует в реальной экономической среде с ее многообразием групп и экономических агентов, при этом выполняет общехозяйственные, свойственные любой организации задачи;
  • следовательно, с позиций принципа целостности может рассматриваться как хозяйствующий субъект.

Так как целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию работы негосударственного пенсионного фонда, перейдем непосредственно к рассмотрению опыта работы НПФ «Согласие».

Негосударственный пенсионный фонд «Согласие» зарегистрирован Московской регистрационной палатой 12 мая 1998 года,

Фондом получена Лицензия, выданная Министерством труда и социального развития Российской Федерации, регистрационный №163/2 от 26 апреля 2004 года.

Основной целью создания Фонда является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников Фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. Деятельность по обязательному пенсионному страхованию в 2009г. Фондом не велась.

Юридический адрес фонда: 103031, Москва, Страстной бульвар, д. 10/34,

Фактический адрес фонда: 107031, Москва, ул. Б. Дмитровка, д.34.

Негосударственный пенсионный фонд «Согласие» оказывает услуги по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному

НПФ «Согласие» является членом Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов».

По состоянию на 31.12.2012 года совокупный вклад учредителей Фонда составил 30 180 тыс.руб.

Учредителями НПФ «Согласие» являются следующие юридические лица:

  • Благотворительный фонд социальной поддержки театральных деятелей «Бенефис»;
  • Московская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России (МРО СЧР).

Рассмотрим основные направления деятельности НПФ «Согласие».

  • Негосударственное пенсионное обеспечение.

По состоянию на 01.01.2013 года вкладчиками НПФ «Согласие» являются:

Юридические лица:

  • АО «Всероссийский научный центр молекулярной диагностики и лечения»;
  • Государственное унитарное предприятие «Центр медико-биологических и экологических проблем»;
  • Государственное унитарное предприятие НИИ «Медстатистика» Минздравмедпрома России;
  • Благотворительный фонд социальной поддержки театральных деятелей «Бенефис»;
  • Общественная организация «Союз театральных деятелей РФ»;
  • Государственное образовательное учреждение «Интерстудио»;
  • НДТ «Красный факел»;
  • ЗАО «Закрытые технологии»;
  • ООО «Финансовое агентство «Милком-Инвест».

Физические лица:

1. Договор с физическим лицом (договор № 7п от 18.08.2000 г.).

2. Договор с физическим лицом (договор № 70-01 от 18.03.2010 г.).

Резерв покрытия пенсионных обязательств на 01 января 2013 года составил сумму в размере 169803,5 тыс.руб. Сумма страхового резерва — 8 883,8 тыс. руб., что составляет 5,23% от резервов покрытия пенсионных обязательств на 31.12.2012г.

На 31 декабря 2012 года общая сумма размещенного пенсионного резерва составила 116537,9 тыс.руб. и представляла собой вложение в следующие активы (табл.2.1.1).

Таблица 2.1.1

Направления инвестирования пенсионного резерва НПФ «Согласие»

Направление инвестирования

Сумма, тыс.руб.

Недвижимость

1805,9

Рублевый депозит

16800

Государственные ценные бумаги Российской Федерации ЦБ, субъектов РФ и органов местного самоуправления

2970,9 3254

Облигации предприятий и организаций

41140,8

Акции предприятий и организаций

35943,9

На расчетном счете Фонда

209,5

Другие направления инвестирования

14412,9

2. Обязательное пенсионное страхование.

В течение 2012 года Фондом было заключено 9619 договоров об обязательном пенсионном страховании с застрахованными лицами.

В течение 2012г. на счет Фонда из ПФР РФ поступило 154624,15 тыс. руб. средств пенсионных накоплений. Фонд самостоятельно осуществлял ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии. Пенсии по обязательному пенсионному страхованию не назначались.

Выплаты пенсий застрахованным лицам или их правопреемникам по обязательному пенсионному страхованию не производились.

Доверительное управление средствами пенсионных накоплений в 2012 году осуществлялось:

  • ООО «Управляющей компанией «Агана»;
  • ЗАО «Национальная Управляющая Компания»;
  • ООО Управляющая компания «АК БАРС КАПИТАЛ»;
  • ООО Управляющая компания «Центр управления инвестициями».

НПФ «Согласие» на протяжение двух лет (2011-2012гг.) занимает первое место по доходности пенсионных накоплений среди всех НПФ страны и Пенсионного фонда России. В 2011 году доходность фонда составила 7,6%. А в 2012 году этот показатель вырос до отметки 12,7% (рис.4).

Становление и развитие системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации 4

Рис.4 Сравнительные показатели доходности инвестирования пенсионных накоплений

НПФ «Согласие» не принадлежит ни одной финансово-промышленной группе и инвестирует деньги вкладчиков исключительно в их интересах.

На 30.09.2013 года сумма средств пенсионных накоплений НПФ «Согласие» составляет более 2,8 млрд.рублей, таким образом, за 9 месяцев этого года Фонд увеличил этот показатель более, чем в 3,5 раза. Прирост суммы средств пенсионных накоплений за год составил 558% (рис.5).

НПФ «Согласие» показывает значительный рост количества застрахованных лиц. За 9 месяцев 2013 года клиентами НПФ «Согласие» стали 84 129 человек, что практически в 2 раза превышает количество договоров, заключенных за последние два года. Число клиентов за последний год увеличилось более, чем в 5 раз (рис.6).

Становление и развитие системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации 5

Рис.5 Сумма средств пенсионных накоплений (млрд.руб.)

Становление и развитие системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации 6

Рис.6 Количество застрахованных лиц (чел.)

Значительная динамика роста позволила НПФ «Согласие» за последний год подняться на 23 пункта, заняв 28 место в рейтинге НПФ по количеству застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.

Высокие показатели деятельности Фонда, его надежность и ориентированность на клиента позволяют добиваться рекордного объема обращений за формированием накопительной части пенсии в НПФ «Согласие».

Работа фонда регулируется и контролируется государственными органами: Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством труда РФ, Пенсионным фондом РФ. Консервативная стратегия инвестирования гарантирует сохранность пенсионных накоплений и пенсионных резервов клиентов.

Красноярский филиал НПФ «Согласие» расположен по адресу: ул.Карла Маркса, 93а.

Организационная структура НПФ «Согласие» представлена на рис.7.

Рис. 7 Организационная структура НПФ «Согласие»

Отдел договоров и ведения реестров осуществляет следующие функции:

  • обязательное пенсионное страхование:
  • учет страховых сумм;
  • заключение договоров;
  • учет сумм пенсионных накоплений;
  • взаимоотношения с пенсионным фондом России;
  • договор добровольного софинансирования пенсии;
  • учет пенсионных накоплений по договорам дсв на счетах застрахованных лиц.
  • негосударственное пенсионное обеспечение:
  • заключение договоров с физическими лицами НПО;
  • учет пенсионных резервов;
  • заключение договоров на выплату пенсии по достижению пенсионных страхований;
  • расторжение договоров с физическими лицами по заявлениям вкладчиков;
  • расчет и выплата выкупной суммы в случае расторжения;
  • выплата суммы правопреемникам;
  • ведение отчетности;
  • учет;
  • обеспечение уставной деятельности;
  • начисление НДФЛ на доход физических лиц.

Юридический отдел осуществляет следующие функции:

  • заключение договоров с юридическими лицами-вкладчиками;
  • вынесение решений по выплатам правопреемникам по НПО и ОПС;
  • юридическое сопровождение;
  • защита персональных данных.

Финансовый отдел осуществляет:

  • финансовое планирование;
  • контроль структуры портфеля в соответствии с законодательством РФ;
  • Главный бухгалтер ведет отчетность пенсионного фонда.

Служба внутреннего контроля осуществляет функции:

  • соблюдения выполнения настоящих Правил внутреннего контроля фонда;
  • соблюдение фондом требований законодательства РФ о негосударственном пенсионном обеспечении;
  • контролирует устранение нарушений;
  • предоставление Совету Фонда отчета в соответствии с требованиями.

Организационная структура НПФ «Согласие» соответствует размеру организации, относится к иерархическому типу структур и является линейно-функциональной организацией управления, что позволяет создавать подразделения для выполнения функций на всех уровнях управления.

Данные о возрастной структуре участников НПФ «Согласие», которым открыты именные пенсионные счета, приведены в табл.2.1.2

Таблица 2.1.2 Данные о возрастной структуре участников НПФ «Согласие», которым открыты именные пенсионные счета, по состоянию на 31.12.2012 г.

№ п/п

мужчины

женщины

Возраст участников

Количество участников данного возраста

Возраст участников

Количество участников данного возраста

1.

до 30 лет

10

до 30 лет

2

2.

от 31 до 40 лет

8

от 31 до 40 лет

1

3.

от 41 до 50 лет

11

от 41 до 50 лет

6

4.

от 51 до 60 лет

11

от 51 до 55 лет

2

5.

более 60 лет

370

более 55 лет

1045

Максимальный размер пенсии (руб.)

1 543.26

Минимальный размер пенсии (руб.)

189.34

Фонд предоставляет вкладчикам, участникам и застрахованным лицам информацию о состоянии их именных пенсионных счетов по итогам каждого года не позднее 31 августа года, следующего за отчетным.

НПФ «Согласие» имеет два обособленных подразделения без выделенного баланса:

1.Обособленное подразделение НПФ «Согласие» в г.Томск.

2.Обособленное подразделение НПФ «Согласие» в г.Курск.

Среднесписочная численность работников Фонда в 2012 году составила 33 человека. В красноярском филиале работает 4 человека, являющиеся пенсионными брокерами и агентами.

Рассмотрим характеристики персонала НПФ «Согласие» в соответствии с рисунком 8.

Становление и развитие системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации 7

Рис. 8 Распределение кадрового состава НПФ «Согласие» по возрасту, %

Наибольшее количество сотрудников фонда до 35-40 лет (34% или 12 человек), в группу от 25 до 35 лет входят 10 человек или 29%. В фонде в возрасте свыше 40 лет работает 7 человек.

Самая немногочисленная категория — работники в возрасте до 25 лет — 4 человека или 15%. Далее рассмотрим структуру сотрудников учреждения в зависимости от их уровня образования в соответствии с рисунком 9.

Становление и развитие системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации 8

Рис.9 Распределение кадрового состава НПФ «Согласие» по образованию, %

Подавляющее большинство сотрудников фонда, а именно 43% или 12 человек, имеют среднеспециальное образование.

Высшим образованием обладают 8 человек (или 29%), неоконченным высшим 3 человека (или 11%).

Пять человек или 17% сотрудников фонда имеют среднее образование.

Становление и развитие системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации 9

Рис. 10 Распределение кадрового состава НПФ «Согласие» по стажу, %

В соответствии с рисунком 2.7, 39% сотрудников (или 11 человек) имеют стаж работы от 3 до 5 лет, 36% — более 5 лет. Оставшиеся 7 сотрудников (или 25%) работают в фонде от 1 до 3 лет.

Далее проведем анализ сотрудников НПФ «Согласие» в зависимости их текучести кадров (табл.2.1.3).

Таблица 2.1.3 Анализ движения кадров

Показатели

Количество сотрудников, чел.

2011 год

2012 год

1. Численность

29

33

2. Уволено, всего

3

1

в том числе:

— по причинам текучести

3

1

— в связи с сокращением

0

0

3. Принято

7

2

Коэффициент по приему

0,24

0,06

Коэффициент по увольнению

0,10

0,03

Коэффициент текучести

0,10

0,03

Текучесть кадров за расчетный период составила 1 человек (3%) уволенных по собственному желанию в связи с предложением более высоких должностей на других предприятиях.

Полученные данные говорят о стабильной работе предприятия и правильно планируемой и проведенной кадровой политики руководства НПФ «Согласие».

В фонде непосредственно работой с персоналом занимается заместитель исполнительного директора. Он выполняет следующие функции управления персоналом:

  • разделения и кооперации труда;
  • стимулирования трудовой деятельности;
  • планирования персонала;
  • учета и оформления персонала;
  • развития персонала;
  • высвобождения персонала.

В тоже время практически не ведется работа по следующим направлениям деятельности в управлении персоналом:

  • отбор персонала,
  • адаптация персонала,
  • оценка персонала,
  • трудовые перемещения персонала (ротация, работа с резервом, планирование карьеры).

Существуют определенные трудности в системе управления персоналом НПФ «Согласие»:

Непонимание высшим руководством необходимости внедрения того или иного нововведения, и, как следствие, необходимость объяснения причин изменений в системе управления персоналом.

Взаимоотношения с брокерами и агентами. Непринятие ими изменений в организационной структуре предприятия, обращение к высшему руководству по вопросам, которые необходимо решать совместно со службой управления персоналом, попытки действовать «за спиной» у службы управления персоналом.

Невысокий статус службы управления персоналом вообще и ее руководителя в частности среди других подразделений предприятия и их руководителей.

Сложная адаптация сотрудников службы управления персоналом к происходящим изменениям. Консерватизм в работе, недостаток знаний и опыта.

Невозможно, или очень трудно, оценить эффективность нововведений в системе управления персоналом.

К наиболее острым проблемам системы негосударственного пенсионного обеспечения относятся:

  • обеспечение сохранности и эффективности инвестирования пенсионного капитала в современных условиях функционирования российского фондового рынка. В развитых странах механизмом наращения пенсионных резервов является фондовый рынок. В России в условиях слабого развития и нестабильности фондового рынка долгосрочные инвестиции негосударственных пенсионных фондов в обращающиеся на нем инструменты представляются крайне рискованными. Жесткие административные ограничения на направления инвестирования пенсионных средств снижают потенциальную доходность и ограничивают возможность рациональной диверсификации портфеля вложений;
  • недостаточная проработанность современной законодательной базы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, а именно: противоречивость положений Налогового кодекса РФ в части применения налоговых льгот в связи с участием в негосударственном пенсионном обеспечении;
  • нерациональная структура федерального закона, непосредственно регламентирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов;
  • разнородность и неоднозначность используемой терминологии по правовому регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов;

— недоверие граждан к негосударственным пенсионным фондам как к негосударственным финансовым структурам. Причина — низкий уровень информированности граждан о месте и роли негосударственных пенсионных фондов в реформируемой пенсионной системе. Постоянные нововведения в законодательную базу, которые периодически изменяют условия процесса реформирования, создают неблагоприятный психологический эффект, подрывают доверие населения к реформе. Низкий уровень участия граждан в системе негосударственных пенсионных фондов также объясняется консервативными настроениями самих граждан и неудачной рекламной кампанией Пенсионного фонда России по переводу пенсионных накоплений в управление негосударственных пенсионных фондов.

Российский рынок негосударственного пенсионного обеспечения имеет вполне оптимистичные перспективы роста. О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что в развитых западных странах участниками негосударственных пенсионных фондов являются около 70% работающего населения.

В условиях адекватного налогового и правового регулирования и стабильного развития российской экономики высокий процент участия населения страны в негосударственных пенсионных фондах представляется абсолютно закономерным.

Основным отличием негосударственного пенсионного фонда от государственного является то, что Пенсионный Фонд РФ не осуществляет деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению (страховщика).

Что касается деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, то алгоритм действий НПФ аналогичен действиям ПФР. Отличие же в том, что ПФР передает пенсионные накопления для управления только одной Государственной управляющей компании, которая вкладывает их в основном в государственные ценные бумаги. НПФ работают, как правило, с несколькими управляющими компаниями. Более того, в процессе работы они могут производить замены управляющих компаний на основании итогов деятельности за определенный период.

Так, НПФ «Согласие» сотрудничает с несколькими управляющими компаниями: ООО «Управляющая компания «Агана»; ЗАО «Национальная Управляющая Компания»; ООО Управляющая компания «АК БАРС КАПИТАЛ»; ООО Управляющая компания «Центр управления инвестициями».

Основными преимуществами негосударственных пенсионных фондов по сравнению с государственным Пенсионным фондом являются следующие:

  • более высокая доходность — в 2-3 раза выше, чем в Пенсионном фонде Российской Федерации. Доходность Пенсионного фонда Российской Федерации составляет порядка 5-7 процентов годовых — ниже уровня инфляции. Это объясняется тем, что государственная управляющая компания, которой является «ВнешЭкономБанк», инвестирует пенсионные деньги исключительно в высоконадежные государственные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством, в депозиты уполномоченных банков. Надежность этих инструментов — высокая, но при этом у них низкая доходность. В негосударственных пенсионных фондах же доходность составляет порядка 15-20% годовых — выше уровня инфляции;
  • возможность в любой момент узнать состояние своего счета. Некоторые фонды предоставляют такую информацию через Интернет;
  • возможность выбора способа получения своих накоплений, в Пенсионном фонде Российской Федерации такого выбора нет;

— право наследования. В Пенсионном фонде Российской Федерации, если человек не доживает до пенсии, его накопления забирает государство. В негосударственных пенсионных фондах, если человек не доживает до пенсии, его накопления наследуются детьми и супругой (супругом) или еще кем-либо, кого человек указал в правопреемниках при заключении договора с негосударственным пенсионным фондом.

Выделим преимущества НПФ «Согласие»:

высокий уровень доходности фонда.

По итогам 2011 и 2012 годов фонд показывает наилучшую доходность пенсионных накоплений среди всех НПФ, а также Пенсионного Фонда России. В 2012 году НПФ «Согласие» достиг отличных результатов, улучшив процент прошлогодней доходности в полтора раза. Эта цифра составила 12,7%. От доходности фонда напрямую зависит размер будущей пенсии. Даже различие в несколько процентов годовых в течение 20-30 лет способно увеличить пенсию в 2 раза.

разнообразие направлений для инвестиций.

Не секрет, что почти все крупные негосударственные фонды созданы финансово-промышленными группами. Поэтому часто они делают инвестиции именно в интересах этих компаний, а не самих вкладчиков. НПФ «Согласие» не причастен к таким структурам, так как был создан Союзом Театральных Деятелей.

С 1994 г. НПФ «Согласие» работает на конкурентном рынке в интересах вкладчиков. Имея огромный управленческий опыт и знания в различных областях деятельности, НПФ выбирает лучшие направления для инвестиций.

удобство сотрудничества.

Все необходимые действия клиенты могут выполнить с помощью телефона или пенсионного терминала, нажав всего несколько кнопок.

проведение различных акций для клиентов по негосударственному пенсионному обеспечению.

Для вкладчиков НПФ «Согласие» регулярно организуются акции. Каждому заключившему Договор НПО фонд переводит 1000 рублей на указанный мобильный номер или кошелек.

надежность.

С 1994 года НПФ «Согласие» подтверждает свой статус надежного фонда, успешно оказывающего услуги по негосударственному пенсионному обеспечению в компаниях различного профиля.

В соответствии с российским законодательством НПФ не имеет права отказать в выплате пенсий или уменьшить размер пенсионных накоплений. В случае отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений потери застрахованного лица компенсируются за счет имущества для обеспечения уставной деятельности Фонда.

По данным на 31 декабря 2012 года объем пенсионных накоплений фонда составил 798,252 млн. руб., а объем пенсионных резервов — 118,401 млн. руб. К тому же собственное имущество «Согласие» оценивается в 1,139,709 млн. руб., а имущество для обеспечения уставной деятельности в 214,530 млн. руб.

Для оценки работы НПФ «Согласие» в г.Красноярске был проведен опрос жителей города.

В ходе опроса больше половины респондентов — 52% — подтвердили, что не думают о будущей пенсии вообще или задумываются о ней лишь «иногда». 28% думают о пенсионных перспективах хотя бы раз в год, а еще 21% — ежемесячно.

Хотя 87% респондентов знают о том, что ежемесячно работодатель отчисляет 6% от их зарплаты на накопительную часть пенсии, большинство респондентов не обладают информацией о текущем положении на пенсионном рынке. Так, 72% опрошенных не знают, что с 1 января 2014 года накопительная часть пенсии «молчунов» автоматически снизится в 3 раза, с 6% до 2%. 74% участников опроса не знают, что с 2013 года Пенсионный фонд России больше не высылает «письма счастья» — информацию о состоянии пенсионных накоплений.

Несмотря на то, что 80% участников опроса интересует возможность увеличения своей пенсии, поручив ведение пенсионных активов более эффективному пенсионному фонду, почти три четверти опрошенных — 73% — заявили, что не предпринимают никаких действий для того, чтобы подготовиться к пенсии.

Отсутствие интереса к пенсионной системе страны напрямую отражается на том, где граждане хранят накопительную часть пенсии. Только 23% опрошенных заявили о том, что управление их накопительной частью осуществляют негосударственные пенсионные фонды, 77% по-прежнему остаются клиентами ПФР.

При этом всего 14% респондентов знают, каков уровень доходности у пенсионного фонда, клиентом которого они являются.

Интересно, что доходность как критерий сохранения лояльности пенсионному фонду важна для 50% опрошенных, 51% считают важным качеством честность. Больше всего респонденты заинтересованы в стабильности своего пенсионного фонда — 67%, а наименее важен для них такой критерий как прозрачность его деятельности — 42% (рис.11).

Становление и развитие системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации 10

Рис. 11 Результаты опроса, касающиеся критериев сохранения лояльности пенсионному фонду, %

В целом, большинство респондентов рассчитывают на то, что государство будет участвовать в обеспечении их пенсионных доходов: каждый второй опрошенный считает, что копить пенсионные средства государство и граждане должны вместе. 31% уверены, что пенсию полностью должно обеспечивать государство. Лишь 19% рассчитывают в этом вопросе только на свои силы.

Негосударственные пенсионные фонды в развитых странах являются важнейшими коллективными инвесторами, привлекающими средства индивидуальных вкладчиков и осуществляющими инвестиции в ценные бумаги. Негосударственные пенсионные фонды выполняют очень важную социальную функцию, помогая преодолеть разрыв между резким снижением уровня доходов в пенсионном возрасте и необходимым для удовлетворения сложившихся потребностей уровнем расходов. Этот разрыв может быть частично или полностью ликвидирован за счет сбережений граждан в период трудоспособного возраста и инвестирования этих средств в финансовые и другие активы с целью получения дохода в будущем.

Для российского бизнеса необходимость негосударственных пенсионных фондов становится все более явной, так как корпоративное пенсионное обеспечение — это цивилизованный способ проведения социальной политики, управления персоналом и конкуренции между предприятиями за качественных наемных работников. Негосударственные пенсионные фонды, как и любые другие организации, в своей деятельности подвержены различным рискам.

Однако риски негосударственных пенсионных фондов некатастрофичны и поддаются управлению. Негосударственные пенсионные фонды в России, несмотря на ряд трудностей и проблем, будут жить и развиваться, поскольку они объективно нужны всем. Для населения России обращение к услугам негосударственных пенсионных фондов — вопрос времени и доверия.

Во второй главе дипломной работы рассматривается опыт работы НПФ «Согласие» в Красноярском крае.

Проанализировав деятельность НПФ «Согласие», в дипломной работе были выделены основные преимущества данного фонда:

высокий уровень доходности фонда.

разнообразие направлений для инвестиций.

удобство сотрудничества.

проведение различных акций для клиентов по негосударственному пенсионному обеспечению.

надежность.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что, учитывая исключительную социальную и политическую значимость и сложность организации пенсионной системы, формирование адекватной структуры рынка негосударственных пенсионных услуг и его нормативной базы должно стать приоритетной задачей финансовой политики государства.

При рассмотрении системы негосударственных пенсионных фондов России, всплывает ряд проблем, которые мешают НПФ «Согласие» функционировать в полную силу.

В качестве основных ограничений в развитии НПФ «Согласие» можно выделить следующие:

  • низкий уровень социальных гарантий со стороны государства;
  • невысокие доходы населения и низкий уровень сбережений граждан;
  • неадекватное налогообложение НПФ;
  • низкий уровень вовлеченности средств в инвестиционный оборот.

Программами по негосударственному пенсионному обеспечению и продуктами по страхованию жизни не позволяет пользоваться гражданам низкий средний уровень доходов. Кроме того, продолжают снижаться показатели, характеризующие склонность граждан к сбережениям. По существу, сбережения граждан не преобразуются в инвестиции. При этом именно средства граждан могут стать источником ресурсов для экономического роста рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни.

Одной из причин сложившейся ситуации является крайне низкий горизонт планирования и переоценка рисков. Люди просто не оценивают «доходность-риски» на срок более 1-2 лет, потому что считают неопределенность слишком высокой. Такие риски они брать на себя не хотят.

Вторая причина — очень высокая субъективная ставка дисконтирования, то есть по ощущениям российских граждан скорость обесценения денег существенно выше, чем уровень инфляции и ставки по депозитам или доходность по иным инструментам. Это приводит к тому, что сбережения населения снижаются. Это означает, что при достаточно быстром росте доходов население предпочитает не копить деньги, а тратить их сразу. При этом, чем быстрее растет благосостояние, тем меньше люди сберегают и вкладывают в финансовые

Целью развития НПФ «Согласие» является улучшение уровня жизни людей, обеспечение устойчивости пенсионной системы, созданной на принципах страхования и накопления, а также усиление роли НПФ как институционального инвестора. Для реализации поставленных целей необходимо предпринять следующие меры:

Создание условий для решения проблемы бедности пенсионеров и снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Это возможно осуществить за счет использования механизмов солидарной и накопительной составляющих трудовой пенсии, а также создания дополнительных стимулов по добровольному пенсионному накоплению для граждан. В результате среднее соотношение трудовой пенсии и заработной платы к 2020 году должно составлять не менее 30%, а с учетом поступлений от всех видов пенсионного обеспечения (государственное, корпоративное, личное) — не менее 50%.

Привлечение дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров. Для этого необходимо создать условия, которые будут стимулировать граждан и работодателей для формирования пенсионных накоплений через НПФ и страховые компании.

Повышение информированности населения о рынках НПФ и долгосрочного страхования жизни, что приведет к повышению ответственности граждан за свое благосостояние после завершения

трудовой деятельности посредством формирования личных пенсионных накоплений.

Создание благоприятного налогового климата.

Расширение допустимого инструментария для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, а также совершенствование требований к размещению страховых резервов.

Придание НПФ статуса квалифицированного инвестора.

Создание условий для повышения надежности НПФ. Для успешного развития отрасли негосударственных пенсионных услуг требуется система гарантий, не зависящих от самих рассматриваемых рынков. Также необходимо создание системы добровольного лицензирования фондов, допускаемых к деятельности по ОПС, участию в системе государственного софинасирования добровольных накоплений граждан и привлечению материнского капитала в пенсионные накопления граждан.

Развитие инфраструктуры рынков НПФ и долгосрочного

Совершенствование законодательной базы. За весь период существования организованного рынка негосударственных пенсионных услуг был предпринят ряд мер по совершенствованию законодательной базы, которые не оказали позитивного влияния на развитие НПФ. Например, внесение изменений во вторую часть Налогового кодекса РФ лишили вкладчиков — юридических лиц льгот при работе с НПФ, что сразу же отразилось на темпах расширения пенсионными фондами клиентской базы. Совершенствование законодательной базы должно понизить риски участников рынка.

Повышение квалификации специалистов, работающих на рынках НПФ и долгосрочного страхования жизни.

Принятие дополнительных мер, обеспечивающих открытость и прозрачность рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни для их участников, вкладчиков, партнеров.

Повышение эффективности системы саморегулирования в деятельности НПФ, объединяющей участников рассматриваемых рынков в целях выработки совместных позиций по наиболее важным вопросам деятельности: инвестирование, регулирование, контроль деятельности и т.д.

Создание условий для развития инфраструктуры рынка негосударственного пенсионного обеспечения и накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования.

Повышение роли рейтинговых агентств. Развитию рынка негосударственных пенсионных услуг должно способствовать использование инструмента рейтинговых оценок в регулировании со става и структуры инвестиционных портфелей НПФ при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений, в проводимых конкурсных отборах и тендерах, а также при выборе управляющих средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений.

Для дальнейшего развития НПФ необходимо осуществить следующее:

  • привлечь к ним внимание и повысить финансовую грамотность потенциальных клиентов. Для этого нужно более масштабно информировать население о результатах деятельности НПФ. Возможно, необходимы соответствующие дополнения в должностные инструкции сотрудников Пенсионного фонда РФ;
  • устранить пробелы в сфере законодательства, в частности разработать специальную методику для отражения финансового результата деятельности НПФ;
  • доработать нормативную базу ведения бухгалтерского учета с целью полного отражения накопительной части пенсии;
  • повысить уровень жизни граждан, что позволит за счет появления у них свободных денежных средств осуществлять дополнительные вложения в систему негосударственного пенсионного обеспечения.

Для продвижения услуг НПФ «Согласие» необходимо сделать акцент на работу с целевой аудиторией, причем для каждой целевой аудитории должны проходить «свои» мероприятия и подаваться «своя» информация на «своем» языке.

Характеристика целевой аудитории НПФ «Согласие» приведена в приложении 3.

Сформируем перечень мероприятий по продвижению услуг НПФ «Согласие» в табл.3.1.1

Таблица 3.1.1

Перечень мероприятий по продвижению услуг НПФ «Согласие»

Целевая аудитория

Мероприятия

1

Существующие клиенты — физические лица

— презентации для коллег клиентов на предприятиях — прямая адресная рассылка на электронные адреса коллег клиентов

2

Потенциальные клиенты — физические лица

— информация на сайте НПФ — информация в офисах НПФ — информация через Call-центр — образовательные публикации в печатных СМИ — рекламные модули в печатных СМИ — информация на популярных Интернет-порталах Красноярска — совместные рекламные акции — размещение видеороликов на ТВ

3

Существующие клиенты — юридические лица

— презентации для руководства предприятия — прямая адресная рассылка руководителям предприятий

4

Потенциальные клиенты — юридические лица

— информация на сайте НПФ — информация в офисах — публикации в деловых СМИ

Выделим следующие каналы продвижения услуг НПФ «Согласие:

— Телевидение — основной канал, обеспечивающий максимальный охват широкой аудитории и позволяющий позиционировать фонд на массовом рынке. ТВ-реклама является приоритетным рекламным носителем для услуг массового спроса, поскольку позволяет обеспечить большое число контактов с аудиторией, закрепляет название и позицию компании, визуальные константы рекламной кампании в сознании потребителей.

Для продвижения услуг НПФ «Согласие» предлагается использовать несколько вариантов видеоматериалов:

  • имиджевый видеоролик продолжительностью 30 сек. с рациональным объяснением преимуществ негосударственного пенсионного обеспечения и разъяснением инвестиционной привлекательности НПФ «Согласие»;
  • рекламные видеоролики с активной пропагандой преимуществ сотрудничества НПФ «Согласие»;
  • новостные сюжеты на местных телеканалах.
  • Печатные средства массовой информации также являются одним из основных медиаресурсов, отвечающим задачам рекламной кампании и соответствующим целевым аудиториям.

Для решения поставленных задач будут интересовать, прежде всего, массовые издания («Шанс», «Комсомольская правда», «Телесемь»), а также бизнес-пресса (журналы «Каталог», «Деньги»).

В печатных СМИ планируется:

  • информационные материалы о деятельности фонда;
  • ежеквартальные отчеты о структуре пенсионных накоплений и пенсионных резервов фонда.

— Радио, также как и телевидение, является каналом коммуникации, обеспечивающим значительный охват массовой аудитории. Однако в данном случае представляется целесообразным не постоянное, а периодическое его использование, в частности при анонсировании предстоящих событий.

4. Интернет

Поскольку НПФ «Согласие» имеет функционирующий корпоративный сайт, рекомендуется только более активное его продвижение.

Для продвижения сайта в сети интернет необходима рекламная кампания, включающая следующие инструменты:

  • индексирование в поисковых системах и каталогах интернет-ресурсов;
  • отраслевых торговых площадках;
  • банерная реклама;
  • контекстная реклама в поисковых системах.

5. Наружная реклама

Наружная реклама является вторым по эффективности после телевидения визуальным рекламным носителем.