Актуальные проблемы внешнего долга РФ

Контрольная работа

2 2.1 2.2 Глава 3

Внешний государственный долг РФ Актуальные проблемы внешнего долга РФ Влияние сфер инвестиций и финансирования на внешний долг России Проблемы регулирования внешнего долга РФ Список литературы

Глава 1: Понятие государственного долга, Государственный долг: его структура, объем и методы управления долгом

Как положительное, так и отрицательное влияние способен оказывать государственный долг на экономику. При этом направление и эффективность использования привлечения средств является центральным моментом.

Все неоплаченные долговые обязательства (включая процентные платежи) это государственный долг по отношению к частным лицам и институтам вне государственного сектора, а так же иностранным государствам.

Государственный долг, по своей экономической сущности, представляет собой задолженность государственных органов власти, которая возникает в результате формирования дополнительных ресурсов государства на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

Причинами образования государственного долга являются: с одной стороны, возрастание государственного долга может быть связано с осуществлением крупных вложений в развитие экономики, а с другой стороны, значительная государственная задолженность зачастую является отражением общего кризиса экономики, нерезультативность финансово-кредитных связей в итоге неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

У государственного долга имеется две основные формы. Он может быть оформлен в виде государственных ценных бумаг или записей на бухгалтерских счетах (в долговых книгах).

Для современной России кредиты и займы долгое время оставались преобладающей формой заимствований. Доля этих форм заимствований, в последнее время, сильно уменьшается, что связано с тем, что выбор формы заимствований все больше зависит от предпочтений имеющихся и потенциальных кредиторов. В мировом же масштабе большинство инвесторов в настоящее время предпочитают инвестировать в ценные бумаги.

Наиболее активно займы и кредиты используются при осуществлении внешних заимствований крупными международными финансовыми институтами, которые финансируют развивающие страны. Почти не используется она на внутренних рынках.

С помощью исполнительными и представительными органами исполнительной власти осуществляется контроль за уровнем государственной задолженности.

Под регулированием государственной внутренней задолженностью понимается определенная система мероприятий государства по уплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

Глава 2: Внешний государственный долг РФ, Актуальные проблемы внешнего долга РФ

В 2012 году внешняя задолженность нашей страны составила 637,826 млн. долл., что на 37% больше чем размер задолженности в 2009 году. Мировой финансово-экономический кризис , который начался в 2008 г. и все его последствия может служить причиной такому уровню задолженности на 2012 год. Отличающейся чертой в последнее время и одной из причин возрастания долговых обязательств является высокая величина курсовых, стоимостных и иных переоценок валют, которые образовались из-за ослабления позиции ведущей валюте в экономике по сравнению с другими валютами, в которых номинирован долг. Для более детальной оценки динамики долгов и причин ее возрастания в процессе исследования были анализированы долговые обязательства РФ и его включающиеся составные во время с 2009 по 2012 гг.

Рассмотрим динамику изменения базовых составляющих для того, чтобы узнать, что является причиной для роста внешних долговых обязательств нашей страны. Долг органов государственного управления является лидирующим по темпам его роста . На 74% долг России увеличился в период с 2009 -12 гг. Как правило, это связано с ростом обязательств органов федерального управления. Такая динамика связана с увеличением еврооблигационных займов и доли задолженности по гарантиям нашей страны в иностранной валюте. При этом, долги прежнего СССР уменьшаются, что связано с периодическими платежами, сделками с ценными бумагами между резидентами и нерезидентами на вторичном рынке и, в частности с досрочной выплатой большей части этой задолженности. Также государство к 2011 году полностью аннулировало долги по облигациям внутреннего государственного валютного займа, входившую в уровень займов федеральных органов управления.

Около 7% наблюдается увеличение долговых обязательств ЦБРФ 2012г. по сравнению с 2009 г. На базе увеличения долгов и активизировавшееся использование операций РЕПО с иностранными контрагентами в управлении международными резервами. За 4 года можно наблюдать регулярный рост банковской задолженности. На 59% возрос уровень этого долга в 2012 году, если сравнивать его с 2009 годом. Усиление спроса населения страны и предприятий на кредиты является причиной такому возрастанию долга, как следствие, это вынудило банки увеличить размер привлечения иностранного капитала. Увеличение долга иных секторов на 25% происходит в период с 2009 — 12 гг. Возрастание нефинансового сектора экономики можно объяснить достаточно большими займами на внешнем рынке нефинансовых корпораций (Газпром, Роснефть и другие).

Вычислим относительные параметры внешней задолженности на 2012 г. для того, чтобы определить уровень внешнего долга РФ. 61.845,5 млрд.руб. — это размер ВВП в 2012 г. Из этого следует, что соотношение внешних долговых обязательств РФ к ВВП составил около 31%, что является, по классификации МВФ — низким долговым обязательством. Именно поэтому мы имеем небольшой уровень долговой нагрузки на экономику страны. 528 млрд.долл. — это объем экспортируемых товаров и услуг в 2012 г. Таким образом, 121% — это отношение внешних долговых обязательств к объему экспортируемых за год товаров и услуг, что также свидетельствует нам о небольшом размере задолженности. Следовательно, перспектива России закрыть накопленный размер внешней задолженности является достаточно перспективным и позитивным. Тем не менее, 23% — это отношение выплат по внешним долговым обязательствам, которое равно 123.949 млн. долл., к величине экспортируемых товаров и нефакторных услуг. Это определяет то, что наша страна имеет фатальный размер долгов.

Мероприятия, которые могут способствовать урегулированию ситуации нашей страны с внешней задолженностью:

  • создание международным финансовым сообществом во главе с МВФ достаточно прочной системы результативного управления внешней задолженностью, которая включает в себя уменьшение размера долга с помощью частичного отказа от новых внешних заимствований, проведение грамотного контроля над целевым использованием новых кредитов, увеличение экспортных возможностей стран-дебиторов, уменьшение рисков, которые связаны с осуществлением заимствований, выработка альтернативных вариантов политики для случаев ухудшения экономической ситуации в стране, улучшение законодательной базы РФ, а именно актов о внешних заимствованиях страны;

— стимулирование внутренних инвестиций (создание свободных экономических зон, стимулирование косвенных налогов, снижение корпоративного налога, применение системы инвестиционных скидок, создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей, прямое участие государства в значимых для России проектах).

Наиболее правильным и результативным методом, которые пригоден именно для нашей страны, является создание финансового мегарегулятора, т.к. для успешного ведения политики чрезвычайно важно обладать профессионально поставленное регулирование и объективный надзор и контроль. К тому же финансовый мегарегулятор в России появится уже в достаточно скоро, притом, что другие методы еще не полностью разработаны.