Анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации

Курсовая работа

Курсовая работа посвящена изучению деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации и использованию его резервов.

Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данной курсовой работе рассмотрена тема «Характеристика расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации», которая является актуальной в наши дни, так как в России, как и в любой другой стране, существует наличие тенденций к существованию дефицита бюджета не только государственного, но и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Следует учесть и то, что недостаток средств отражается всегда на социально- значимых статьях бюджета, в частности это статьи доходов и расходов.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является — обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве — где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

По мере старения общества более актуальным становится вопрос пенсионного обеспечения и перевода системы пенсионного обеспечения на накопительные принципы, претворить в жизнь которые и стремятся соответствующие органы путем пенсионной реформы.

Целью работы является анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и использование его резервов.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи данной курсовой работы:

  • рассмотреть деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации;
  • охарактеризовать организацию пенсионной системы России;
  • проанализировать расходы Пенсионного Фонда.

В качестве теоретической базы курсовой работы были использованы учебные пособия, а также ряд нормативных актов Российского пенсионного законодательства.

Выплачиваемые пенсионные пособия не в полной мере отвечают своему социально-экономическому значению — обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

17 стр., 8335 слов

Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования

... бюджета Пенсионного Фонда РФ; - Практическое значение курсовой работы заключается в том, что ее выводы и предложения могут оказывать содействие совершенствованию процесса функционирования пенсионного обеспечения в будущем. 1. Организационно-правовые основы функционирования Пенсионного фонда РФ Пенсионный фонд Российской федерации ...

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

Объектом исследования данной курсовой работы являются расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Период, в течение которого рассматривается и анализируется деятельность исследуемого объекта, является 2009 — 2011 года.

1. Организация пенсионная системы РФ

1.1 Пенсионный фонд РФ в системе обязательного пенсионного страхования

Ведущая роль в Российской внебюджетной системе принадлежит Пенсионному Фонду Российской Федерации, управляющему финансами государственного пенсионного страхования в стране.

Пенсионное страхование — это система экономических отношений направленных на компенсацию гражданам дохода, утраченного в результате наступления пенсионных оснований за счет выплаты страхового обеспечения в виде государственных и негосударственных пенсий.

Объектом пенсионного страхования является страховой социальный риск, которым признается утрата застрахованным лицом дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями по обязательному пенсионному страхованию являются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и смерть застрахованного лица.[5]

Пенсионное страхование в Российской Федерации производится в обязательной и добровольной формах. Обязательное страхование осуществляется Пенсионным Фондом, а добровольное — негосударственными пенсионными фондами.

Задачами пенсионного страхования являются:

1. материальное обеспечение проживания и защита от бедности при наступлении старости, а также в других случаях установленных законодательством Российской Федерации;

2. предоставление гарантированного дохода по завершении трудовой деятельности, размер которой обычно составляет определенную сумму пропорциональную сумме заработка, выплачиваемый непосредственно перед выходом на пенсию или за все время трудовой деятельности;

3. защита дохода, полученного в виде пенсии, от последующего снижения реального уровня жизни в результате инфляции.

К функциям пенсионного страхования относятся:

  • фискальная, которая состоит в аккумулировании финансовых средств для выплаты пенсий;
  • перераспределительная, которая состоит в материальном обеспечении проживания и защите от бедности;
  • политическая, которая направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, а также создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому гражданину.

Пенсионный фонд Российской Федерации имеет большое значение в финансовой системе обязательного пенсионного страхования РФ, так как является некоммерческой организацией, целью создания которой является обеспечение государственного пенсионного страхования граждан.

Обязательное пенсионное страхование — это своего рода компенсация заработка, который человек получал до момента назначения ему пенсии. На сегодняшний день разработана новая формула для проведения расчета трудовой (государственной) пенсии и финансируется, как правило, за счет страховых взносов, производимых в пользу Пенсионного фонда РФ.

22 стр., 10636 слов

Развитие социального страхования в Российской Федерации

... социального страхования. Цель работы: Сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации. Задачи: Проследить историю появления и развития системы социального страхования в России. Сравнить систему социального страхования ... найму. По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» материальное обеспечение трудящихся основывалось ...

Составляющие обязательного пенсионного страхования:

Страховая часть — напрямую зависит от заработной платы каждого конкретного человека и от его трудового стажа (т.е. при подсчете учитываются результаты работы гражданина в течение всей его трудовой деятельности).

Для всех пенсионеров, имеющих страховой стаж менее пяти лет, Закон установил фиксированную базовую часть (с 01.01.2010 г.).размер данной части зависит от конкретной величины получаемой работников заработной платы, а также от его стажа (страхового).[3]

Если гражданин является работником предприятия, страховые взносы за него вносит работодатель. Граждане, которые являются самозанятыми (например, адвокаты, предприниматели или нотариусы) производят взнос страховых сборов самостоятельно. Отследить уплачиваемые взносы можно на индивидуальном лицевом счете работника в Пенсионном фонде РФ. Именно на основании данных каждого конкретного счета для граждан производится расчет страховой части пенсии. В 2011 году размер страхового взноса составляет 26%.

Накопительная часть пенсии выделяется с 2005 года и предусмотрена для граждан, родившихся не раньше 1967 года, а также для граждан, которые участвуют в программе государственного софинансирования пенсии вне зависимости от их возрастной категории.

С 2002 года и по 2004 год происходило формирование накопительной части пенсии у мужчин 1953 — 1966 года рождения и 1957 — 1966 года рождения у женщин, но с 2005 года пополнение накопительной части было прекращено. Производящиеся взносы на формирование и увеличение накопительной части трудовой пенсии не участвуют в выплате текущей пенсии, так как инвестируются в сторону получения дополнительного дохода будущему пенсионеру.[4]

Для граждан 1967 года рождения накопительная часть пенсии (т.е. размер страховых взносов) составляет 6% от заработной платы. В период с 2002 года по 2004 год были произведены взносы за мужчин 1953 года рождения (и моложе) и за женщин 1957 года рождения (и моложе).

За данный промежуток времени у каждого из них накопилась определенная сумма, отражаемая в специальной части счета. Эта сумма также учитывается и используется при назначении накопительной части трудовой пенсии.

Согласно закону каждый гражданин РФ имеет право принять участие в формировании пенсионных накоплений, а также управлять самостоятельно накопительной их частью (например, возможна передача некоторой суммы средств накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Сегодня эта сумма может быть эквивалентна сумме, равной нескольким тысячам рублей или же нескольким тысячам десятков рублей.

1.2 Правовые основы функционирования пенсионного фонда РФ

ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации — перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

4 стр., 1785 слов

Этапы формирования Российской пенсионной системы

... - пенсионная система, которая постепенно стала приобретать черты Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. было утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), которым ... произошло снижение уровня самих назначаемых пенсий, что уже было отмечено выше. Таким образом, созданная в 1990-1991 гг. новая российская пенсионная система в значительной мере унаследовала от ...

ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи. обязательное страхование доход пенсионный фонд

Первая — средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день. [9]

И вторая — основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников.

По мере нарастания массы этих и других изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе — пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы. [7]

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.[9]

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. [7]

Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим. В то же время, Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации согласно статье 34 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность. [9]

Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, а также Положением о Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления.

2. Анализ расходов Пенсионного фонда РФ

2.1 Организационно-экономическая характеристика пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.[12]

В структуре Пенсионного фонда — 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.[11]

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий.

Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов.

Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализация Программы государственногософинансирования пенсии .

Пенсионный фонд Российской Федерации реализует единую стратегиуправления пенсионной системой России. ПФР представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, города и большинстве районов. Структура ПФР включает в себя Правление ПФР, которому подчиняются Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР и Информационный центр персонифицированного учета. [11]

На региональном уровне ПФР представлен 82 отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации и г. Байконуре (Казахстан), атак же 2 400 территориальными управлениями и 11 центрами назначения пенсий. Координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1, руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом — Исполнительной дирекцией ПФР.В состав Правления Пенсионного фонда Российской Федерации входят Председатель Правления ПФР, Первый заместитель Председателя Правления ПФР, пять заместителей Председателя Правления ПФР, управляющие семью региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, а также Председатель Совета Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.[10]

В работе Правления Пенсионного фонда Российской Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации и Банка России.Правление Пенсионного фонда Российской Федерации:

  • несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;
  • определяет перспективные и текущие задачи ПФР;
  • формирует бюджет и сметы расходов ПФР и его органов, утверждает отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
  • утверждает положения об (о) Исполнительной дирекции ПФР, Ревизионной комиссии ПФР и территориальных органах ПФР, назначает и освобождает от должности их руководителей;
  • издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР, и др.

В 2010 году было проведено три расширенных заседания Правления Пенсионного фонда Российской Федерации (16 марта, 5 августа и 21 декабря).

В течение 2010 года Правление ПФР приняло 471 постановление по ключевым направлениям деятельности ПФР.

В 2011 году были проведены три расширенных заседания Правления Пенсионного фонда Российской Федерации. В течение 2011 года Правление ПФР приняло 458 постановлений по ключевым направлениям деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.[12]

2.2 Система государственных пенсий

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (далее государственная пенсия) — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи:

  • с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
  • либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
  • либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
  • либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.[12]

Пенсия назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Срок, на который назначается пенсия (в том числе при изменении ее размера), зависит от вида пенсии:

  • пенсия за выслугу лет — пожизненно;
  • пенсия по старости — пожизненно;
  • пенсия по инвалидности — на срок, на который определена инвалидность;
  • пенсия по случаю потери кормильца — на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным.

Условия назначения и размеры государственные пенсий регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».[15]

Таблица 1 — Размеры государственной пенсии за выслугу лет космонавтам

Продолжительность выслуги лет

Размер пенсии

Не менее 25 лет у мужчин (20 лет у женщин)

55% соответствующего денежного довольствия (заработка)

Свыше 25 лет у мужчин (свыше 20 лет у женщин)

55% соответствующего денежного довольствия (заработка) + 3% денежного довольствия за каждый полный год выслуги сверх указанных сроков, но не более чем до 85% денежного довольствия (заработка).

Условия назначения государственной пенсии по инвалидности военнослужащим:

  • в случае наступления инвалидности в период прохождения военной службы по призыву.
  • в случае наступления инвалидности не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы.
  • в случае наступления инвалидности позднее трех месяце после увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения военной службы.
  • в случае наступления инвалидности вследствие совершения военнослужащим преступления ему назначается социальная пенсия.

Таблица 2 — Размеры государственных пенсий по инвалидности военнослужащим

Категория получателей пенсии

Размер пенсии

Инвалиды вследствие военной травмы

Инвалиды I группы

300% размера социальной пенсии

Инвалиды II группы

250% размера социальной пенсии

Инвалиды III группы

175% размера социальной пенсии

Инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы

Инвалиды I группы

2500% размера социальной пенсии

Инвалиды II группы

200% размера социальной пенсии

Инвалиды III группы

150% размера социальной пенсии

Социальная пенсия — 3626,71 рубль.[15]

Таблица 3 — Размеры государственных пенсий по инвалидности гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф

Категория получателей пенсии

Размер пенсии

Инвалиды I группы

250% размера социальной пенсии

Инвалиды II группы

250% размера социальной пенсии

Инвалиды III группы

250% размера социальной пенсии-125% размера социальной пенсии

Инвалидам I и II группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер пенсии по инвалидности определяется исходя из соответствующего размера социальной пенсии, увеличенного на 1208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.[12]

Инвалидам III группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Размер пенсии по инвалидности определяется в размере, равном разнице между 250 процентами размера социальной пенсии, увеличенного на 1208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, и 125 процентами размера указанной социальной пенсии.

Таблица 4 — Размеры государственных пенсий по инвалидности участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

Категория получателей пенсии

Размер пенсии

Участники Великой Отечественной войны

Инвалиды I группы

250% размера социальной пенсии

Инвалиды II группы

200% размера социальной пенсии

Инвалиды III группы

150% размера социальной пенсии

Граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

Инвалиды I группы

200% размера социальной пенсии

Инвалиды II группы

150% размера социальной пенсии

Инвалиды III группы

100% размера социальной пенсии

Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (указанные в подпункте 1 и подпункте 3 — 5 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер пенсии по инвалидности определяется исходя из размера социальной пенсии, увеличенного на 1208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.[12]

Таблица 5 — Размеры государственных пенсий по инвалидности космонавтам

Категория получателей пенсии

Размер пенсии

Инвалиды I и II группы

85% соответствующего денежного довольствия (заработка)

Инвалиды III группы

50% соответствующего денежного довольствия (заработка)

Размеры государственных пенсий по инвалидности граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, на весь период проживания граждан в указанных районах. При выезде граждан из этих районов на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.[14]

Таблица 6 — Размер государственной пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего

Причина гибели (смерти)

Размер пенсии

Вследствие военной травмы

200% размера социальной пенсии

Вследствие заболевания, полученного в период военной службы

150% размера социальной пенсии

Государственная пенсия по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи назначается:

1 В случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

2 В случае гибели (смерти) граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф:

  • граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий данной катастрофы независимо от продолжительности трудового стажа умершего кормильца;
  • граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от продолжительности трудового стажа умершего кормильца;
  • граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, независимо от продолжительности трудового стажа умершего кормильца;

— граждан, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф (кроме чернобыльской аварии), в порядке, предусмотренном нормативными актами, регулирующими пенсионное обеспечение этих граждан. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3 В случае гибели (смерти) граждан из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов- космонавтов-испытателей, инструкторов- космонавтов-исследователей, имевших звание «Летчик-космонавт СССР» или «Летчик-космонавт Российской Федерации».

4 В случае гибели граждан из числа кандидатов в космонавты-испытатели, космонавты-исследователи, из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, при исполнении служебных обязанностей, связанных с подготовкой или выполнением космического полета.

Таблица 7 — Размер государственной пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф

Категория получателей пенсии

Размер пенсии

Дети, потерявшие обоих родителей, или дети умершей одинокой матери

250% размера социальной пенсии

Другие нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца

125% размера социальной пенсии на каждого нетрудоспособного члена семьи

Право на получение одновременно с государственной пенсией по случаю потери кормильца второй пенсии имеют:

  • родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умершие после увольнения с военной службы вследствие военной травмы;
  • вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак.

Им могут устанавливаться государственная пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или государственная пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или государственная пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу ворганах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Нетрудоспособные члены семей отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС:

  • граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
  • граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • граждан, принимавших участие в ликвидации последней катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Им могут устанавливаться государственная пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или государственная пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).[13]

Члены семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».[12]

Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 17.1 данного Федерального закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

2.3 Анализ расходов Пенсионного фонда Российской Федерации

Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

  • выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
  • финансирование других статей в соответствии с законом.

Таблица 8- Структура расходов Пенсионного Фонда в 2014 г.

Расходные источники

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/analiz-pensionnogo-fonda-rf/

Утверждено сумма, млрд. руб.

доля в расходах, %

Расходы бюджета Пенсионного фонда, всего

6 567,60

100

Осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам

76,5

1,2

Осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам

323,6

4,9

Выплата страховой части трудовой пенсии

5106,4

77,8

Прочее

1061,1

16,2

Исходя из таблицы представленной в приложение А «Расходы бюджета Пенсионного фонда» мы видим, что расходы бюджета Пенсионного фонда с каждом годом увеличиваются. Так исполненные расходы в 2010 году по сравнению с 2009 году увеличились на 1240,57 млрд. рублей, в 2011 году по сравнению с 2010 увеличились на 672,88 млрд.рублей.

В то же время Пенсионный фонд рассчитывают увеличить расходы в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 485,2 млрд. рублей, в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 540,77 млрд. рублей, в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 619,53 млрд. рублей.

Исходя из таблиц представленных в приложении Г «Численность пенсионеров, получающих пенсии через ПФР 2009-2010 годы» и приложении Д «Численность пенсионеров, получающих пенсии через ПФР 2010-2011 годы»

Мы видим, что численность пенсионеров в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 616,6 тыс. человек, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 456,3 тыс. человек.

Также увеличивается численность граждан получающих пенсии по старости и уменьшается численность граждан, получающих пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. Также увеличивается численность граждан, получающих социальные пенсии в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 247,2 тыс. человек.

Таблица 9- Динамика средних размеров пенсий в российской Федерации в рублях

2009

2010

2011

Средний размер пенсий в Российской федерации:

6177

7594

8273

Средний размер трудовой пенсии, в т.ч.:

6314

7811

8510

по старости

6630

8166

8876

по инвалидности

4767

5100

5497

по случаю потери кормильца

3727

4810

5323

Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению (социальная пенсия)

4245

4731

5207

Исходя из данной таблицы мы видим, что средний размер пенсий увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 1417 рублей, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 679 рублей.

Средний размер пенсий по старости в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 1536 рублей, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 710 рублей.

Средний размер пенсий по инвалидности в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 333 рубля, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 397 рублей.

Также увеличился средний размер пенсий по потери кормильца, если в 2009 году он составлял 3727 рублей, то в 2010 году он увеличился на 1083рубля, а в 2011 году на 513 рублей. Средний размер социальной пенсии увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 486 рублей, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 476 рублей.

В общем можно сделать следующий вывод, что средний размер пенсий в Российской Федерации с каждым годом увеличивается.

3. Перспективы развития Пенсионного фонда Российской Федерации до 2030

Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597.Сейчас проект стратегии проходит стадию общественного обсуждения, до 15 декабря 2012 года должен быть подготовлен окончательный вариант документа. Планируется, что депутаты Государственной думы рассмотрят его будущей весной.

Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам.

В соответствии со Стратегией, основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы. При этом, необходимо обеспечить:

  • 40%-ный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
  • обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
  • адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей;
  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели:

1-й уровень — трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.

2-й уровень — корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка;

3-й уровень — частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.

Стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Основные направления реализации Стратегии:

— совершенствование тарифно-бюджетной политики. Ключевой принцип — обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне. Предлагается поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения (индивидуальные преджприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и др).

Пример: сегодня их платеж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тыс руб. в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. в год. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными.

  • реформирование института досрочных пенсий. Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.

Пример: В настоящее время финансирование пенсий пенсионерам-досрочникам осуществляется не за счет дополнительных страховых взносов работодателей, а за счет общих доходов бюджета ПФР (т.е. из взносов за всех работающих граждан, в т.ч. и тех, кто на досрочную пенсию не пойдет).

При этом, работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, потому что работники получают льготную пенсию, которая самим работодателям ничего не стоит. Кроме того, право на досрочную пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых за время работы не нанесен, но их профессия включена в Списки № 1 и № 2 (вредных и опасных производств).К сведению: 75% пенсионеров-«досрочников» (2,4 миллиона человек)продолжают работать после назначения им пенсии.

В Стратегии предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.

Дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 1, на 2013 год — 4%, на 2014 год — 6%, на 2015 год — 9%, а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 2 и в «малые списки», на 2013 год — 2%, на 2014 год — 4%, на 2015 год — 6%.

При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.

С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых следует использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.

1) Сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих «полный» для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ (далее — специальный стаж).

2) Лица, имеющие «неполный» специальный стаж и не сформировавшие права на досрочную трудовую пенсию, приобретают право на включение в специальный стаж периодов работы при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере, при этом они сохраняют право на назначение досрочных трудовых пенсий.

Предлагается также на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения для формирования дополнительных пенсионных прав этих работников либо установления им надбавок к заработной плате, либо предоставления иных видов социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.

3) В отношении лиц, не имеющих специального стажа, работодатели в рамках процедур социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии — право на корпоративную пенсию («досрочную» и (или) дополнительную) или иные гарантии и компенсации, включая страхование на случай утраты заработка вследствие досрочной потери профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников в условиях с опасными и вредными производственными факторами.

В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить срок действия Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.

В условиях перехода на «эффективный контракт» в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

  • реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений в России показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе и недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;

— Пример: при прочих равных условиях расчетный размер трудовой пенсии по старости у гражданина 1966 года рождения (не имеющего пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию) будет на 2 987 руб. (на 13,8) выше, чем у гражданина 1967 года (за которого работодатель отчислял страховые взносы на накопительную часть пенсии по ОПС).

Для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе Стратегия предлагает рассмотреть вопрос:

  • об оптимизации до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии;
  • о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2% тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы;
  • о поэтапном переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения;
  • о стимулировании работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.

При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются.

— развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения. Для реализации корпоративных пенсионных систем Стратегией предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте).

Такая система обеспечит большую защищенность пенсионных прав работника, гарантию доходности накоплений и контроль со стороны государства.

Главное основание для назначения досрочной пенсии в рамках корпоративных пенсионных систем — оценка рабочих мест по условиям труда.

— совершенствование системы формирования пенсионных прав. Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.

В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате. При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).

В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка перерасчета пенсионных прав.

В долгосрочной перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда.

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или), при необходимости, с учетом анализа развития экономической ситуации.

Первый этап — 2013-15 гг., второй этап — 2016-20 гг., третий — до 2030 года.

Заключение

Тема пенсионного обеспечения актуальна в Российской Федерации по многим причинам. Пенсионная защита важна для человека в любой период его жизни. Старость является основным социальным риском: ѕ российских пенсионеров получают пенсию именно по этому основанию.

Выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

За счет средств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты и, конечно же, выплаты пенсий.

В последние годы проделана большая работа по реформированию системы пенсионного обеспечения в рамках пенсионной реформы, в частности, переход на накопительную систему. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Осуществляя реформу, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.

Территориальные органы ПФР в 2011 году вынесли 2 828 000 решений о назначении пенсий, в том числе 379 500 решений о назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Также в августе 2011 года ПФР произвел корректировку размера страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности 13,5 млн. работающих пенсионеров.

Корректировка в беззаявительном порядке производится с 1 августа каждого года на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших за работающих пенсионеров в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые ранее не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии при ее назначении (переводе с одной пенсии на другую) или перерасчете.

Способ доставки пенсии каждый получатель пенсии выбирает самостоятельно. В 2011 году доставка пенсии 47,8% пенсионеров Российской Федерации осуществлялась через организации федеральной почтовой связи, 44% — через кредитные организации, 7,1% — через иные организации, занимающиеся доставкой пенсий.