Фонд социального страхования

Курсовая работа
Содержание скрыть

Фонд социального страхования — это государственный внебюджетный фонд. Он является составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации – это централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующих денежные средства, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу.

Социальное страхование — объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Фонд социального страхования берет на себя материальное обеспечение населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законодательством случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособия и т.д.).

Обоснованная система социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Целью курсовой работы является изучение Фонда социального страхования., В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:

1. Изучить историю создания Фонда социального страхования.

2. Показать организационную структуру Фонда и органы управления.

3. Указать цели и задачи фонда.

4. Представить порядок формирования доходов бюджета социального фонда.

5. Определить направление и порядок использования средств фонда.

6. Проанализировать доходы и расходы бюджета фонда.

7. Рассмотреть перспективы развития Фонда социального страхования.

Объектом исследования является изучение Фонда социального страхования, его целей и задач, организационно- правовых основ деятельности фонда, порядка формирования доходов бюджета фонда и т.д.

Период исследования составляет 3 года, то есть с2005 года по 2007 год.

Источниками информации при написании работы явились нормативные акты Правительства, исследования отечественных авторов.

Эволюция Фонда социального страхования

В России система социального страхования начала развиваться еще с конца XIX в. Первые проекты государственного социального страхования относятся к 80-м гг. XIX в. Революционные события 1905 г. ускорили решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

9 стр., 4072 слов

Двойное страхование и его последствия

... изучить сущность двойного страхования; раскрыть признаки двойного страховании; рассмотреть правовую базу двойного страхования; проанализировать последствия двойного страхования. Предметом данного исследования выступают страховые организации, которые выполняют двойное страхование. Объектом курсовой работы выступает двойное страхование и его последствия. 1. Двойное страхование и ...

В 1912 г. III Государственная Дума приняла пакет страховых законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих: и др. Общее руководство социальным страхованием в России осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности.

После Октябрьской революции 30 октября 1917 г. была объявлена программа страхования Советского правительства и издан ряд декретов. В частности, в 1918 г. было принято положение о социальном обеспечении трудящихся. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников, независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью беременностью и родами, увечьем. Однако реальное возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой. В 1921—1923 гг. постановлениями Совнаркома были определены взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12% фонда оплаты труда.

После окончания нэпа сохранились лишь отдельные виды медицинского страхования. Однако в целом в 30-е гг. был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения. В 1933 г. социальное страхование было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы были ликвидированы. Бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет. Финансы социального обеспечения и социального страхования включали государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования, Союзный фонд социального обеспечения колхозников, социальные фонды государственных предприятий и колхозов. Доля государственного бюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования составляла 95%.

Таким образом, в плановой системе социальное страхование существовало в качестве подчиненного элемента государственной системы социального обеспечения, зависимого от общего состояния бюджета страны. Управление системой социального обеспечения и страхования было сложным и бюрократизированным.

При такой системе рост дефицита бюджета неизбежно сказывался на развитии системы социального страхования. Это и произошло в 1991 г., когда дефицит бюджета достиг 20%. Старая система социального страхования уже не могла существовать.

Первой попыткой реорганизации старой системы социального страхования можно считать Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 г. «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». В соответствии с этим документом с 1 января 1991 г. образовывался Фонд социального страхования СССР. Он передавался в ведение ВЦСПС, и одновременно упразднялся централизованный союзный фонд социального страхования колхозников. Однако эта мера практически не привела к перестройке содержания и функционирования социального страхования. Единственным положительным моментом являлось то, что с образованием данного фонда его средства уже не включались в состав государственного бюджета. Это позволило избавиться от остаточного принципа распределения средств на эти цели. Одновременно и государственный бюджет был освобожден от прежней дотации на эти нужды, хотя финансовый механизм Фонда еще не был в достаточной мере отработан.

4 стр., 1946 слов

Страхование социальных рисков

... проблема, выделяемая в трудах исследователей, заключается в зависимости бюджета социального страхования от государственного бюджета, т.е. финансирование системы страхования социальных рисков напрямую зависит от состояния государственного бюджета, от экономических ситуаций, влияющих на его формирование. Модель ...

1 января 1991 г. был создан Фонд социального страхования РСФСР, который находился в ведении Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и который в течение некоторого времени действовал одновременно с союзным. С распадом СССР союзный Фонд социального страхования прекратил свое существование и остался только Фонд социального страхования РФ.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР и ФНПР от 25 декабря 1990 г. № 600 Фонд социального страхования РФ получил свой отдельный страховой тариф в размере 5,4% к начисленной оплате труда. Позднее фонду было предоставлено право применения финансовых санкций, которыми пользовался Пенсионный фонд. Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены временное положение о Фонде и инструкция, о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах были созданы региональные фонды.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июня 1992 г. № 722 управление государственным социальным страхованием возлагалось на Правительство РФ, поэтому и Фонд социального страхования из ведения профсоюзов был передан государству. Профсоюзы могли лишь принимать участие в управлении этого фонда. 12 февраля 1994 г. постановлением Правительства РФ № 101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ, в соответствии с которым его деятельность регламентируется и сегодня. [7, 282-284]

Сейчас Фонд социального страхования РФ (ФСС) является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

2 стр., 696 слов

Корпоративное страхование социальных рисков

... граждан, преимущественно занятых в корпоративном бизнесе. Имеются в виду корпоративные программы социального страхования на условиях софинансирования. Развитие добровольного корпоративного страхования социальных рисков невозможно без совершенствования мер государственного регулирования и стимулирования корпоративной социальной ответственности, подготовки и ...

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета». Исходя из этого, на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.[13]

Фонд социального страхования РФ на современном этапе развития, Организационно- правовые основы деятельности фонда

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Как сам фонд, так и его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

Местонахождение Фонда социального страхования — город Москва.

Свою деятельность он осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, законами Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также с ранее упомянутым Положением. Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 координация деятельности данного фонда возложена на Министерство здравоохранения и социального развития РФ.[9, 46]