Денежно-кредитная политика в современной экономике

Эту тему я выбрала потому, что она сейчас как никогда актуальна. Все мы прекрасно понимаем, что наша экономика развалена и продолжает разрушаться. Начинаешь задумываться, в чем причина продолжающегося развала. И по-моему мнению одной из самых важных причин является несовершенность денежно-кредитной политики.

В1998 году произошел финансовый кризис в следствии чего в Росси произошли различные перемены: начался отток капитала; увеличился государственный долг; тысячи людей остались безработными из-за резкого спада производства.

Сегодня денежно-кредитная политика имеет достаточно большое количество инструментов для реализации своих функций. И тут встает вопрос, насколько умело воспользуются Правительство РФ и Центробанк предоставленными инструментами.

Целью своей работы я и ставлю рассмотреть вопрос об эффективности денежно-кредитной политики, насколько она проявила себя в ситуации финансово-экономического кризиса 1998 года.

Я испытываю надежду, что проработка этой темы позволит мне лучше разобраться в системе денежно-кредитной политики государства, понять какие трудности испытывает Центробанк , на который возложена, одна из важных задач по поддержании стабильности национальной валюты.

1. Основные направления денежно-кредитной

политики.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится, прежде всего, за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов. Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы правления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций;варьирует условия их продажи; различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.

4 стр., 1700 слов

Денежно-кредитная политика японии

... от Банка Японии, который осуществляет правительственную денежно — кредитную политику. Местные банки — это большей частью маленькие и средние по масштабам осуществляемых операций банки. [4] Большую группу разных по характеру выполняемых функций частных, государственных ...

В России в настоящее время существует три основные формы управления государственным долгом:

Добровольный рыночный кредит — размещение государственных ценных бумаг (государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ))на рынке.

Вынужденный квазирыночный кредит — рыночное оформление фактического государственного долга. Так, появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО) и векселя Министерства финансов, которыми на Министерство была переоформлена задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы.

Кредит Центробанка Министерству финансов. Остаток такого кредита на начало 1996 г. достиг около 60 трлн. руб.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым. Так, регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской — к ее сокращению. Итак, существует три основных направления кредитной политики, между которыми имеется тесная, глубокая взаимосвязь, поэтому меры, принятые правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначный характер. Рассмотрим, наконец, сами инструменты, с чьей помощью государство воздействует на кредитный рынок, проводя намеченную денежную политику.

1.1 Современные тенденции денежно-кредитной

политики.

Главными особенностями техники денежно-кредитного регулирования, которое осуществлялось в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями, являются изменение официальной учетной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижение цены государственного кредита.

Принципиальное отличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обуславливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и её отдельные агрегаты.

Особо следует подчеркнуть, что государственные органы стран с рыночной экономикой в последнее время все чаще используют “ политику развития конкуренции” в банковской сфере, то есть, стимулируют конкуренцию, расчищают для неё место, включая и меры, Направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политики находится и предпринимаемые в последние годы действия по либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков к местным рынкам рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности последних.

13 стр., 6010 слов

Грошово-кредитна система Великобританії

... процента Дефіцит бюджету Квота заборгованості 3,5 10,0 -3,0 55,0 Банківська система країни Кредитна система Великобританії внаслідок особливостей економічної та історичної еволюції країни є однією з ... рівень життя у цій державі гідний наслідування. Економічне піднесення у Великобританії відбувалося завдяки прогресивному та індустріально орієнтованому керівництву, дисциплінованій робочій силі ...

1.2 Цели кредитно-денежной политики.

Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика в условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента (кредитная экспансия), а во время инфляции, наоборот, стремятся предотвратить “перегрев” конъюктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д. (кредитная рестрикция).

Исходным при определении целей денежной и кредитной политики является вопрос о субординационных связях (соподчиненности) различных компонентов экономической политики.

Важно прояснить вопрос об определении базовых понятий. Традиционным является употребление термина “денежно-кредитная политика”. Является ли, однако, понятие “кредитная” простым приложением к понятию “денежная” либо это понятие имеет собственное содержание? Верно ли поэтому именовать рассматриваемую политику денежно-кредитной или следует говорить о денежной и кредитной политике как об относительно самостоятельных компонентах экономической политики? Для ответа на данный вопрос необходимо сопоставить целевые задачи и средства их решения в рамках денежной и кредитной составляющих политики.

Что служит целью денежной политики? Исходя из положения Конституции Российской Федерации, забота о стабильности национальной валюты (рубля) возлагается исключительно на Банк России. Однако представлять цель денежной политики таким образом было бы ошибочно. Оперируя деньгами, денежная политика не имеет прямого выхода на товарные цены. Верно рассматривать её в качестве фактора регулирования общей ценовой стабильности, но именно фактора, причем, во-первых, не единственного, а действующего наряду с другими более или менее существенными факторами (уровень конкуренции, регулирование деятельности монополий, политика доходов, налоговая система и т.д.), и, во-вторых, фактора, активное включение которого в решение задачи поддержания ценовой стабильности должно быть специально показано в конкретных экономических условиях.

Суть проблемы определения цели денежной политики сводится к выявлению того конкретного способа, посредством которого именно денежная политика обеспечивает (должна обеспечить) продвижение к заданному результату — стабильности цен.

Целью денежной политики является обеспечение экономики необходимой и достаточной денежной массой. Другое возможное определение, фактически синоним предыдущего: цель денежной политики состоит в том, чтобы исключить избыток либо дефицит денежной массы с точки зрения потребностей экономики.

Избыточная денежная масса определяется как денежная масса с дефицитом обеспечения, а недостаток денег означает, что под часть товарного обеспечения деньги не выпущены. При этом под обеспечением следует понимать реальное (действительное) обеспечение, т.е. продукты труда (товары, услуги), востребуемые рынком, продаваемые и покупаемые, участвующие в общественном обмене веществ.

3 стр., 1499 слов

Кредитные карты без регистрации в москве

... весь период. Соответственно, кредитная карта без льготного периода подразумевает, что проценты вам капают начиная с первого же дня после «влезания» в долг. 5. Виды кредитных карт по бонусам. В этой градации ...

Необходимо рассмотреть и следующий вопрос. Цена денег, как, впрочем, и ординарного товара, имеет три аспекта: внутренний (для денег — товарный), внешний (для денег — валютный) и кредитный.

Внутренняя цена — это цена денег “ в товарах”, или “товарная” цена денег, иначе именуемая покупательной способностью.

Внешняя (валютная) цена денег — это курс данной валюты по отношению к иностранным валютам. Вопросами валютной цены денег ведает валютная политика. Цель валютной политики может быть определена как поддержание обменного курса национальной валюты на уровне, соответствующем интересам экономического развития страны и разумным параметрам ценовой стабильности.

Наконец, существует кредитная цена денег, или цена заемных средств (процент).

Цена заимствования денег является вторичной по отношению к цене денежного кредита. Вопросами цены денежного кредита ведает кредитная политика.

Целью кредитной политики является регулирование доступности кредита исходя из задач стабильного экономического роста. Кредитную цену денег можно регулировать по линии предложения денег. Тем самым регулируется и доступность самого кредита.

В денежной политике процентная ставка по кредитам (ставка рефинансирования Центрального банка) должна обеспечить искомый результат в виде достижения определенного объема (прироста, снижения объема) денежной массы. Для кредитной политики основное — доступность кредита; объем денежной массы непосредственно не является задачей этой политики.

На рисунке 1. Стрелками 1 (a;b) и 2 (a;b) показаны политические решения в целях изменения (увеличения, уменьшения) объема предложения денег (1) и процентных ставок (2).

На схеме иллюстративно показаны области денежной и кредитной политики. Решение, целью которого является изменение объема денежной массы, является решением в сфере денежной политики. Арсенал инструментов денежной политики значительно богаче и включает в себя процентные ставки. Решения в сфере кредитной политики на общеэкономическом уровне могут касаться исключительно процентных ставок.

Решение в одной из областей монетарной сферы оказывает влияние на все другие области. В связи с этим принципиальный выбор между денежной, кредитной и валютной политикой должен осуществляться на альтернативной основе, а количественные параметры в рамках избранной политики задаются на базе компромисса. при этом избранная сторона политики, касающаяся регулирования движения стоимости в денежной форме на принципах рынка, является доминирующей. Другие составляющие являются субординационно подчиненными.

Последнее положение может быть проиллюстрировано (рис 2).

Предположим, принято решение о проведении более мягкой политики. Ставка рефинансирования снижена с уровня Р0 до уровня Р1. Если данное решение не будет обеспечено адекватными мерами в сфере денежной политики, т.е. если кривая предложения (S) останется прежней и объем денежной массы будет поддерживаться на исходном уровне Q0, экономические субъекты, в том числе банки, будут испытывать дефицит ликвидности, в силу чего процентные ставки по кредитам на рынке останутся в основном на прежнем уровне, и задача смягчения кредитной политики будет решена чисто номинально, в виде благого пожелания. Одновременно будут использованы нерыночные каналы доступа к кредитным ресурсам по декларированным, более благоприятным ценам.

43 стр., 21284 слов

Инфляция и роль Банка России в стабилизации денежного обращения

... эффективности монетарных режимов и используемых Центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования задачам преодоления инфляции. Как ... нейтральны и эффект денежных импульсов (ускорения или замедления темпов роста денег) отражается лишь на ... Выбранная в качестве объекта исследования антиинфляционная политика Банка России обуславливает необходимость сконцентрироваться на конкретном ...

Характер взаимодействия различных сторон экономического регулирования, относящихся к монетарной сфере, представлен в свободном виде в таблице.

Как видно из таблицы, связь различных составляющих монетарной политики является потенциально достаточно тесной в том смысле, что большинство действий, предпринимаемой в рамках одной из них, может побуждать к осуществлению мер,. Как правило, балансирующего характера, по другим линиям. Однако безусловной,. Как представляется, эта связь бывает только в двух случаях, когда:

  • а) решения в сфере обязательного резервированного в отсутствии других возмущающих обстоятельств влияют на цену заемных средств;
  • б) решение в сфере кредитной политики требует адекватных действий в рамках денежной политики.

Различия задач денежной и кредитной политики формируют базу для определенного рода противоречий, которые в сбалансированной экономике, за исключением отдельных экстраординарных ситуаций,. Существуют в потенции,. Но в условиях экономики дисбаланса создается благоприятная почва для их проявления. С одной стороны, дисбалансы безотносительно к причинам их возникновения (историческим, внутренним, внешним) порождают ценовые диспропорции и рост цен,. Что предполагает антиинфляционные меры реагирования. С другой стороны, пропорциональная сбалансированность обеспечивается только на базе развития экономики. Применение кредитных рестрикций в этой ситуации не показано. При этом конкретное политическое решение в любом случае предполагает выбор между рестриктивной денежной и стимулирующей кредитной составляющими монетарной политики даже при реализации варианта, внешне базирующегося на координации указанных ее сторон.

1.3 Эффективность кредитно-денежной политики.

Сильные стороны кредитно-денежной политики :

Быстрота и гибкость., Слабая зависимость от политического давления., Монетаризм.

Недостатки и проблемы.

Циклическая асимметрия,, Изменение скорости обращения денег., Влияние инвестиций

Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудие государственного регулирования экономики, имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики Центробанка на деловую внутригосударственную активность.

2. Монетарная политика и экономический рост:

пределы возможного.

В самой общей форме монетарная политика может быть определена как управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям. Составляющими монетарной политики выступают: денежная (в узком смысле) политика как политика регулирования количества денег в обороте (объема денежной массы), процентная политика — политика регулирования общего уровня процентных ставок в экономике, политика валютного курса (валютная политика в узком смысле) — политика регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным (пока в основном к доллару США).

47 стр., 23005 слов

Денежно кредитное регулирование

... увидеть, четкого выражения субъекта регулирования. Е. А. Звонова объясняет денежно-кредитное регулирование, как один из механизмов государственного регулирования экономики страны, которое направлено на изменение объемов денежной массы, процентных ставок, объемов кредитования, ...

Постановка вопроса об активизации монетарной политики в целях стимулирования экономического роста делает необходимым определение пределов и последствий возможного воздействия такой активизации на экономику, прежде всего на динамику производства и темпы роста цен.

Потенциальное влияние монетарной политики на динамику производства целесообразно анализировать на микроуровне (уровне предприятия).

На рисунке 3 схематично представлен механизм возможного влияния монетарных факторов на характер производственной активности предприятия.

На рисунке первый (верхний) уровень — уровень мотивации деятельности. При всем разнообразии современных версий мотивации прибыль в любом случае выступает существенным мотивационном фактором. Будем исходить из того, что мотивацией производства является прибыль, остающаяся у предприятия (П).

Далее, П есть производное от выручки (В), затрат (З) и налогов (Н), что отображено на втором уровне. Более детально элементы (факторы) выручки и затрат, применительно к теме анализа, показаны на третьем и четвертом уровнях. Следующий (пятый) уровень отображает влияние монетарной политики на факторы, формирующие размеры выручки и затрат. Очевидно, что регулирование процентной ставки и валютного курса как составляющих монетарной политики оказывают влияние на выручку и затраты.

Представляется, что решающее значение для развития производства и в итоге для экономического роста имеет та мотивационная компонента, кот орая жестче всего лимитирует производство, устанавливая наиболее высокий порог минимально необходимой рентабельности и общей прибыли (речь, разумеется, идет о производстве в рамках официальной экономики).

Во главу угла принятия производственных решений поставлена мотивация (т.е. субъективный аспект), это дает основания обратиться к результатам опроса, проведенного в конце июля 1999 г. среди 24 банков, входящих в Ассоциацию Промстройбанков “Россия”.

По общему (и практически единодушному) мнению участников опроса, чрезмерно высокие налоги являются существенно более значимым негативным фактором, сдерживающим развитие реальной экономики, чем в отдельности каждый из отрицательных факторов монетарной политики (высокие процентные ставки по кредитам, демонетизация экономики, неадекватный валютный курс).

Негативное влияние налогового режима в качестве фактора, мешающего развитию реальной экономики, оценено банками в 21% из 100%, совокупное влияние всех монетарных факторов — в 20,9%. Следует при этом учитывать, что высокие процентные ставки частично являются следствием не жесткой монетарной политики, а инструментом хеджирования банками кредитных рисков обусловленных как состоянием конкретных заемщиков, так и общим состоянием экономики и законодательства, прежде всего залогового, а также, правоприменительной практикой. Приводимая выдержка из результатов опроса (табл.1) дает наглядное представление о рейтинге факторов, тормозящих развитие экономики и сдерживающих кредитование предприятий.

15 стр., 7150 слов

Денежно-кредитная политика государства

... ставку процента или объём денежной массы. Если задачей денежно кредитной политики является поддержание на определенном уровне денежной массы, то проводится жесткая монетарная политика. Если требуется удержать ... общего предложения денег в экономике) политика "дешевых" денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях ...

Как видим, монетарные факторы не играют (по крайней мере, по мнению группы финансовых посредников) решающей негативной роли в экономическом развитии. В то же время и недооценивать значение этих факторов было бы неверно. По принятой шкале оценок результатов опроса уровень влияния, соответствующей оценке от 5 до 20%, определялся как умеренное, от 20 до 50 % — как сильное влияние. Таким образом, с одной стороны, можно говорить о том, что отдельные факторы монетарной политики в настоящее время имеют весьма умеренное значение для определения условий экономического роста. Тем не менее, в совокупности монетарные факторы оказывают скорее существенное, чем слабое влияние на состояние дел в экономике. Из всего сказанного можно сделать два вывода. Первый. Возможности монетарной политики по созданию благоприятных условий экономического роста могут быть эффективно реализованы лишь в системе мер, предполагающей строгую координацию решений в рамках денежной политики с соответствующими действиями по другим сопряженным направлениям. Второй. Вопрос о том, какие именно условия должны быть созданы на основе монетарной политики, является действительно актуальным. Попытаемся дать на него ответ; при этом будем учитывать, что принимаемые решения и действия в сфере монетарной политики могут иметь положительный эффект лишь при адекватных внешних условиях.

Для формирования сбалансированной политики экономического роста необходимо определить доминантную составляющую монетарного блока. Очевидно, на эту роль не подходит денежная политика в узком смысле, как политика, нацеленная на обеспечение экономического оборота необходимой и достаточной денежной массой. Доминирующее положение именно денежной составляющей в рамках проводившегося до августа 1998 г. антиинфляционного курса, в силу ряда обстоятельств, прежде всего политического характера, подчинила себе более развитые формы (кредитную и валютную политику).

Результат, разумеется, только от части обусловленный отмеченным соотношением форм монетарной политики и концентрированно проявившейся в решениях Правительства и Банка России от 17 августа 1998 г., демонстрирует искусственность и обреченность соответствующих построений и решений.

Валютная политика в данном контексте, как политика валютного курса, является более направленным и в связи с этим более действенным инструментом влияния на характер и динамику производства, равно как и потребления, сбережений и инвестиций.

С учетом значимости внешнеэкономической составляющей политика валютного курса имеет весьма важное значение для общего состояния отечественной экономики. Задачей валютной политики является сохранение в целом существующих соотношений рубля и иностранной валюты, внутренних и мировых цен на российские товары экспортной группы, имея в виду стабильную разумную рентабельность экспорта без его драматического падения (с одновременным ростом импорта) или гипертрофированного роста с истощением внутреннего рынка по товарам экспортной группы и подрывом условий импорта.

Политика валютного курса не может претендовать на роль доминирующей составляющей монетарной политики. Доминирующей валютную политику делает именно жесткая привязка национальной валюты к иностранной, поскольку в этом случае кредитная политика должна выполнять вспомогательную функцию, регулируя условия предъявления спроса на национальную валюту. Активная кредитная политика должна играть эту роль при возникновении “ножниц” (спрэда) между официальным и реальным курсом национальной валюты. При спрэде в пользу иностранной валюты (т.е. когда иностранная валюта реально сильнее, чем по официальному курсу) кредитная политика, ограничивая доступ к национальной валюте, снижает тем самым и спрос на иностранную валюту, защищая валютные резервы. В случае, когда спрэд складывается в пользу национальной валюты, ограничение доступа к ней посредством кредитной политики защищает национальную экономику, понижая спекулятивный спрос на товары, возможности появления “легких” денег и сопутствующих инфляционных тенденций.

7 стр., 3035 слов

Прогнозирование кредитно-денежных отношений

... обобщение сути эффективности и стабильности денежных сис-тем является предпосылкой для формирования современной денежно-кредитной политики государства. Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей прогнозирования кредитно-денежных отношений, а также выявление путей ...

Обратимся теперь к последней ветви монетарной политики — кредитной политике, в первую очередь к её процентной составляющей. Содержание кредитной политики составляет регулирование условий кредитования экономики в интересах её сбалансированного функционирования и развития. Развитие кредитования реальной экономики не было возможным и в силу решения задач по созданию рыночной системы государственного долга. В пользу такого утверждения свидетельствует анализ динамики рынка государственного долга, его места в финансовой системе страны и ценовых условий функционирования (табл. 3).

Выбор экономического роста в качестве приоритета объективно меняет место кредитной составляющей в общей системе экономической политики. Из вспомогательной, и в силу этого подчиненной, ветви монетарной политики кредитная политика должна выдвинуться на лидирующее место в рамках монетарного блока. Разумеется, активность кредитной политики ограничивается допустимым уровнем инфляции.

Главным элементом кредитной политики, имеющим исходно экономическую природу, является процентная политика. Характер влияния решений в сфере процентной политики на состояние производственной функции схематично представлен рисунком 4.

Рассмотрим ситуацию более предметно. Как показано на рисунке, в предельных состояниях находятся следующие отрезки кривой предложения:

  • предложение неэластично по фактору процентной ставки, поскольку включает кредитную составляющую в минимальной доле (рис. 4а);
  • предложение эластично по фактору процентной ставки, так как ориентированно в очень значительной степени на кредит.

Нынешняя ситуация с состоянием предложения и процентной ставкой в большей степени соответствует варианту “а” приведенной схемы. При темпах инфляции по прогнозу на конец года около 40% годовых ставка рефинансирования Банка России составляет 55%.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о влиянии изменения процентной ставки на уровень цен. Анализ показывает, что это влияние может быть различным в зависимости от типа регулируемой экономики и её исходных параметров. Под типами экономики в данном случае понимается экономика с “классическим” положением кривых спроса и предложения (тип «а») и экономика несбалансированного типа (б) с высокой эластичностью кривой спроса и низкой эластичностью кривой предложения по факту цен. Различие в воздействии роста процентной ставки на уровень цен проиллюстрировано рисунком 5.

Как показано на рисунке, разное положение кривых спроса и предложения и разная относительная степень воздействия изменений (роста) процентной ставки на параметры спроса и предложения ведут к тому результату, что в условиях сбалансированной экономики при росте процентной ставки цены действительно могут иметь тенденцию к снижению. В условиях несбалансированной экономики рост процентной ставки весьма вероятно ведет к росту цен.

12 стр., 5906 слов

Влияние денежно-кредитной политики на экономику РФ

... процентную ставку, соответствующую определённым экономическим целям». В отличие от первого определения, второе подчёркивает возможность влияния денежно - кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства. Цели денежно-кредитной политики подразделяются на ...

Монетарные факторы эффективной экономической политики.

Результаты проведенного качественного анализа влияния факторов монетарной политики на экономические параметры представлены в таблице 4.

Как следует из таблицы, стратегия экономического роста по факторам монетарной политики реализуется только в двух сочетаниях (комбинации Б и Г) из четырех проведенных. По существу комбинация Б является отражением экономических реалий, которые применительно к курсовой политике имеют скорее остаточный характер, поскольку курс с учетом роста цен приближается к нейтральному значению. В комбинации Г, усматриваются две проблемы: потенциальный рост цен и снижение сбережений. Отсюда вполне возможным представляется вариант, находящийся за рамками таблицы и предусматривающий сочетание нормальной процентной и слабой курсовой политики. Общий результат именно такого сочетания можно признать вполне удовлетворительным.

В то же время следует иметь в виду, что представленный в таблице уровень влияния монетарных факторов на экономические параметры отражает только результат их прямого действия.

Наряду с процентной политикой, которая является центральной экономической компонентой кредитной политики, существенное значение имеет также и организационный аспект. Речь идет о каналах кредитования экономики, или о схеме рефинансирования банков.

Проблема состоит в том, чтобы организовать эффективную систему рефинансирования, когда максимальный эффект достигается при минимальных издержках. Исходя из этого, организационно наиболее приемлем компромиссный вариант, когда, например, только ценные бумаги, эмитированные надежными заемщиками, рассматриваются в качестве инструмента рефинансирования.

Другая проблема связана с качеством ценных бумаг (векселей) как в формальном, так и в экономическом смысле (недопустимость рефинансирования “бронзовых” векселей, т.е. дружеских услуг, а не реальных сделок).

Обращаясь к теме защиты рубля от спекулятивных атак, необходимо указать, что оборона должна строиться на основе сочетания экономических и административных мер. Экономическая линия обороны формируется слабым курсом рубля, что снижает потенциальный эффект спекулятивных атак на него.

Тем не менее, разумной политики валютного курса и объективных факторов может не хватить для эффективного противодействия валютной спекуляции, основанной на объективной слабости национальной валюты. Поэтому в любом случае необходима система административных мер, помогающих реализоваться экономически обоснованным соотношениям.

В числе комбинированных мер может быть названо: 1) введение более жестких требований по создания резервов на возможные потери по активным операциям со всеми контрагентами; 2) ограничение свободной покупки иностранной валюты физическими лицами. Другой вариант введение акциза на покупку иностранной валюты.

Однако применение указанных мер явно недостаточно для расширения банковского кредитования реальной экономики. Отвечая на вопрос о факторах препятствующих кредитованию реальной экономики, банки — участники упоминавшегося опроса на первое место поставили не недостаток ресурсов, а высокие риски кредитования. При этом к истокам высоких кредитных рисков банки отнесли в первую очередь недостаточную защищенность залоговых прав и уже потом общее неустойчивое состояние экономики, отсутствие или неопределенность перспективы развития предприятия и инфляцию.

Экономическая система как таковая может функционировать более или менее гладко, более или менее эффективно. Переход от одной экономической системы к другой, т.е. состояние общества, когда экономическая система глобально не функционирует, когда новая система рождается из старой или на развалинах старой, требует особо жесткой координации всех составляющих экономической политики.

2.1 Инструменты кредитно-денежной политики.

Учетная (дисконтная) политика, Операции на открытом рынке

3. Цели и результаты денежно-кредитной политики

в 1998 году.

Основные цели денежно-кредитной политики на 1998 год были определены в “ Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 год”. В них была зафиксирована задача снижения инфляции до 5-8% в целом за год. При этом валовой внутренний продукт должен был составить 2840-2930 млрд. руб., или 100-103% в реальном выражении к уровню предыдущего года. Предполагалось, что предельный размер дефицита федерального бюджета в 1998 году составит 132,4 млрд. руб., или 4,7% ВВП. Среднее значение обменного курса должно было составить 6,1 рубля за доллар США.

Однако с начала года финансовая система России испытывала нарастание негативного воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Основополагающими причинами нестабильности явились:

  • налогово-бюджетные проблемы, связанные с низким уровнем собираемости налогов, увеличением задолженности по заработной плате и социальным выплатам;
  • рост взаимных платежей и фактическое банкротство многих предприятий реального сектора;
  • резкое ухудшение состояния платежного баланса, обусловленное неблагоприятными изменениями конъюктуры на мировых рынках энергоресурсов, ростом расходов на обслуживание внешнего государственного долга и поддержанием завышенного курса рубля;
  • обострение ситуации на мировых финансовых рынках, выразившееся в оттоке международного капитала из стран с формирующимися рынками;
  • нарастание негативных ожиданий со стороны экономических агентов в отношении способности Правительства РФ выполнять свои финансовые обязательства.

В первые семь месяцев 1998 года Банк России осуществлял денежно-кредитную политику в условиях поддержания динамики курса рубля к доллару США в заданных пределах. Особенностью такой политики явл яется то, что главным целевым ориентиром становится валютный курс, а динамика других характеристик денежной сферы, таких как денежная масса и процентные ставки, формируются исходя из задач поддержания заданной динамики валютного курса.