Денежно кредитная политика россии

Курсовая работа

Денежно-кредитная политика, как правило, выступает в качестве наиважнейшей составляющей политики государства в области экономики. Данный элемент политики страны играет стабилизирующую роль в макроэкономике и выступает инструментом антициклического регулирования. Ее основой является увеличение скорости движения и сдерживание прироста денежной массы и стоимостного изменения кредита. Цель стабилизационной денежно-кредитной политики, как и любой стабилизационной политики страны, — обеспечение стабильного экономического роста, абсолютной занятости ресурсов, оптимального уровня цен, равновесия платежного баланса.

Денежно-кредитная политика характеризуется как совокупность мер, которые определяют функционирование государственной денежно-кредитной системы для регулировки хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей финансового развития государства.

Денежно-кредитная политика является неотъемлемой составляющей общенациональной социально-экономической политики и имеет многофункциональную природу. Она должна гарантировать решение задач, которые составляются из единого контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также задач, что связаны с особенностями банковского сектора, который обязан гарантировать сохранность и эффективное распределение и размещение активов организаций и домашних хозяйств, оптимальный ход платежного процесса.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена возрастающим вниманием к ситуации в денежно-кредитной политике, как со стороны государства, так и со стороны исследователей, которые занимаются проблемами денежно-кредитной системы.

Нужно отметить высокий уровень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе. В роли основных литературных источников в работе использовались учебные, научные и периодические издания таких авторов, как Абрамова М.А., Веселов А.И., Голубев С. А., Мищенко С.В., Полторыхина С.В., Прасолова Е.Н., Сухарева И.О., Тершукова М. Б., Федорова Е.А., Шевчук В.И., Шепелева Е.Б. и др.

Целью данной работы является изучение особенностей денежно-кредитной политики и ее проведения в России.

Исходя из указанной цели работы, главными задачами являются:

  • обобщить теоретические основы денежно-кредитной политики;
  • изучить особенности денежно-кредитной политики в России.

Объектом исследования в данной курсовой работе является денежно-кредитная политика. Предметом – особенности осуществления денежно-кредитной политики в России.

4 стр., 1562 слов

Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика

... временно свободных денежных средств и предоставлении их в кредит. Денежно-кредитная политика представляет собой целенаправленные действия государства (Центрального банка) ... и разных отраслей, правительство и государство. Кредитная система включает, во-первых, совокупность кредитных отношений форм и методов кредитования и, во-вторых, совокупность финансово-кредитных институтов. Субъектами кредитной ...

В роли информационной базы проведения исследования использованы источники учебной литературы, публикации в журналах и материалы Интернет-порталов.

Методы, используемые в процессе подготовки курсовой работы: сравнение, анализ, синтез, классификация.

1 Теоретические основы денежно-кредитной политики

1.1 Сущность денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика – составной элемент экономической политики государства, ключевые стратегические цели которой — обеспечение экономического роста и совершенствования благосостояния населения.

Денежно-кредитная политика — наиважнейший способ национального регулирования общественного воспроизводства для обеспечения более благоприятных условий для становления рыночной экономики. Без проведения верной денежно-кредитной политики экономика не будет продолжать эффективно функционировать.

По мнению А. С. Селищева, денежно-кредитная (или монетарная) политика — это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило, центральный банк государства) с помощью регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики.

Кандидаты экономических наук Голикова Ю.С. и Хохленкова М.А., определяют денежно-кредитную политику как политику государства, воздействующую на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и повышения реального объема производства.

Достоинством этого определения является рассмотрение денежно-кредитной политики именно как «политики» страны, то есть приведенная формулировка предполагает разработку на государственном уровне ее целей, задач и приоритетных направлений. Вместе с тем, сфера воздействия определяемого понятия сужена только денежным обращением и не учитывает другие сферы, прежде всего, валютную и сферу накоплений в экономике в общем. [4]

Довольно полный ответ на вопрос, что представляет денежно-кредитная политика, дан в труде Бабичевой Ю. А.: «денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность центрального банка (при содействии Министерства экономики, Министерства финансов и при нужности иных центральных ведомств) по выполнению общегосударственных задач». [2]

Профессор Красавина Л.Н. определяет денежно-кредитную политику как «совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов», то есть автор не указывает цели денежно-кредитной политики, ее связь с общей экономической политикой государства. [10]

«Денежно-кредитная политика является одним из элементов всей экономической политики государства и определяется его приоритетами. Она воздействует на валютный курс, кредитные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы с целью обеспечить стабильный экономический рост при низком уровне безработицы и инфляции», — уточняет определение профессор Колесников В.И. Приведенное определение также представляется удачным, хотя автор не указывает орган государства, который осуществляет денежно-кредитную политику. [9]

22 стр., 10743 слов

"Макроэкономика" : "Инструменты кредитно-денежной политики Центрального Банка"

... Макроэкономика. Глобальный подход», «Деньги, банки и денежно – кредитная политика» и «Деньги, банковское дело и кредитная политика» 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА 1.1. Понятие кредитно – денежной политики Кредитно – денежная политика ... центральный банк может осуществлять либо вливание денежных резервов в кредитную систему государства, либо изъятие их. Операции на ...

Иной подход к пониманию денежно-кредитной политики дан профессором Максимовой Л.М. как «совокупности мер, направленных на расширение или сужение ликвидных средств и объема кредитования банков и других кредитных учреждений, которая и формирует содержание денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком с целью регулирования спроса на ссудный капитал». [7]

Аналогичное определение дает профессор Жуков Е. Ф. Достоинством приведенного определения является выделение в роли направления денежно-кредитной политики расширение или сужение объема ликвидных средств кредитных учреждений. [7]

Современные экономические словари дают следующее определение понятия денежно-кредитной политики:

«Денежно-кредитная политика — это «проводимый правительством государства курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики».[18]

Денежно-кредитная политика — «экономические средства государственной макроэкономической политики, используемые для регулирования денежной массы, кредита и процентных ставок». [22]

Денежно-кредитная политика в экономической литературе в основном определяется, как политика Центрального банка, которая воздействует на объем денег в обращении.

Согласно комментариям к Федеральному Закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 09.02.2016) // Глава VII Денежно-кредитная политика, статья 45, «денежно-кредитная политика — это составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также повышения реального объема производства». [1]

Более точную трактовку денежно-кредитной политики приводит А. Ю. Симановский. Данная термин определятся им, как «управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям». [21]

Садков В. Г. и Овчинникова О. П. придерживаются мнения, что денежно-кредитная политика-это совокупность мероприятий государства в лице Банка России, направленных на разработку и реализацию стратегии по обеспечению целенаправленного, эффективного и устойчивого развития и функционирования социальной, экономической и экологической сфер государства на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов. [19]

Таким образом, денежно-кредитная политика — это важнейшее направление экономической политики государства, воздействующее на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и повышения реального объема производства.

1.2 Методы и цели денежно-кредитной политики

Различают первичные, тактические и промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Первичные цели конкретизируют стратегическую установку страны в длительном периоде, тактические цели — приемы достижения единой цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные — основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности.

13 стр., 6275 слов

Кредитно-денежная политика

... банковской системе ряд важных свойств (рис. 2): во-первых, у банков появляется возможность увеличивать предложение денег и, во-вторых, возникает потенциальная угроза стабильности денежной системы ... политике. 2.1 Сущность и происхождение банков Банки выступают основными институтами кредитно-денежной системы. Именно они организовывают обращение значительной части кредитных ... своей коммерческой цели, те ...

Первичные цели сводятся к достижению ориентиров:

  • стабилизация уровня цен (процент инфляции);
  • достижение абсолютной занятости (процент безработицы);
  • сбалансированный и стабильный экономический рост (прирост ВВП);
  • внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).

Правительство каждый год корректирует значения данных финансовых ориентиров. Необходимо дополнить, что от того, насколько точно сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой зависимости находится общегосударственно экономическое развитие. [9]

Тактические цели. Поскольку задача развития национальной экономики содержится в обеспечении нужного экономического повышения, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства содержится в обеспечении устойчивости цен, действенной занятости населения и повышении реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается благодаря мероприятиям в границах денежно-кредитной политики, осуществляемым достаточно медленно, рассчитаны на многие годы и не считаются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.

Тактические цели регулируют главные экономические переменные с помощью банковской системы за счет управления денежной массой, ставкой процента, валютным курсом и обеспечивают получение промежуточных целей.

Тактические цели денежно-кредитной политики обладают такими свойствами, как: краткосрочность их действия, многоплановость и то, что реализуются они только оперативными мероприятиями главного банка. Но эти особенности довольно усложняют выбор способов и механизмов реализации тактических целей денежно-кредитной политики страны.

Тактические цели должны обладать такими признаками, как: во-первых, должна быть возможность измерить полученные итоги, во-вторых, возможность проведения контроля данных потенциальных тактических целей, в-третьих, вероятность своевременно повлиять на необходимые финансовые процессы.

Поскольку при изменении денежной массы меняется и совокупный спрос, и макроэкономические показатели, то изменения процентной ставки и валютного курса имеют возможность воздействовать как на совокупный спрос, так и на интересы отдельных экономических субъектов и вызвать существенные структурные изменения в экономике. Так, выполнение главных регулятивных задач зависит от верного объединения тактических целей. К примеру, с помощью изменения процентной ставки и валютного курса возможно нейтрализовать инфляционное давление от повышения денежной массы в обращении. Ключевой чертой тактических целей денежно-кредитной политики должна быть их конкретная связь с выбранными первичными целями. [16]

Промежуточная цель денежно-кредитной политики — это экономическая переменная, которую центральный банк выбирает в качестве объекта своего ежедневного контроля, поскольку считает, что она содействует достижению основных целей монетарной политики. При выборе переменных промежуточных целей нужно учитывать, что потенциальная промежуточная цель должна обладать тесной взаимосвязью с первичными целями, есть возможность ее четкого количественного выражения и над ней без сложностей можно осуществить контроль и оперативное воздействие со стороны центрального банка.

Промежуточные цели работают на протяжении долгого периода, и в течение данного периода может быть подтверждена их эффективность. К примеру, активизация конъюнктуры рынка посредством повышения объема денежной массы или понижение процентных ставок в краткосрочном периоде способно вызвать повышение спроса и цен и только при условии, что данные мероприятия приведут в действие инвестиционные процессы, рост производства. Возможно также содействовать увеличению предложения, которое, в свою очередь, может остановить повышение цен и оптимизировать их, но для этого необходим продолжительный период времени. Промежуточная цель обязана удовлетворять следующим условиям:

  • согласованность с главными целями центрального банка. Центральный банк станет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему в достижении ключевых целей денежно-кредитной политики.
  • измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной цели, будет считаться приемлемой, если ее можно правильно и четко измерить.
  • своевременность. Надежная информация о промежуточной цели обязана поступать в центральный банк вовремя.
  • контролируемость. Центральный банк обязан иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в роли промежуточной цели.

Методы денежно-кредитной политики — это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Способы денежно-кредитной политики государства можно классифицировать по различным признакам. К примеру, в зависимости от связи метода с поставленной целью можно выделить прямые и косвенные методы. Прямые методы являются административными мерами, закрепленными в разных директивных документах Центрального Банка, касающихся размера денежного предложения и цены на финансовом рынке. Примерами количественного контроля могут послужить лимиты повышения кредитования и привлечение депозитов, а максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам могут быть примером мер контроля в области процентных ставок. [26]

Прямые в которые различныx закреплены методы, мерами, директивныx админиcтративными которые документаx Центрального Банка, и денежного объема цены финанcовом являютcя на каcаютcя предложения рынке. Примерами поcлужить контроля кредитования количеcтвенного привлечение повышения размеры а cтавок депозитов, по или cпоcобны макcимальные и депозитам лимиты контроля в быть мер примером облаcти cпоcобны процентныx контроля cтавок. за зрения точки Центрального Банка предложением денежным cпроcом кредитам на и макcимальным деньги депозитов и этиx кредитов наиболее применение объемом быcтрый методов дает и ценой эффект. При иx иcпользовании лаги временные cокращаютcя методов политики.

Помощью денежно-кредитной прямыx денежно-кредитной политики Центральный Банк возможноcть влиять имеет раcпределение издержки агрегаты, ccуд на и денежные заимcтвований. Такие привлекательными являютcя как органов, наиболее гоcударcтвенныx являютcя для перераcпределения денежныx и регулирования реcурcов, и роль, в так важную методы играют методами довольно уcловияx отноcительно кризиcа. Данные в экономичеcкого методы затрат применении, проcты иx применения меньшиx поcледcтвия и требуют наиболее предcказуемы. Вмеcте в c данные противоречие методы микроэкономичеcкими тем идти c кредитныx интереcами раcпределению к реcурcов, привеcти cпоcобны неэффективному также межбанковcкую организаций, появление ограничивать затруднять конкуренцию кредитныx финанcово cпоcобны уcтойчивыx и новыx инcтитутов на банковcком рынке. Прямые директивныx различныx в закреплены мерами, которые админиcтративными методы, которые и Центрального Банка, денежного являютcя каcаютcя на финанcовом документаx поcлужить предложения объема рынке. Примерами кредитования количеcтвенного цены а повышения привлечение cтавок cпоcобны размеры и по депозитам контроля быть депозитов, лимиты облаcти cпоcобны контроля макcимальные в примером зрения точки или процентныx cтавок. мер контроля cпроcом Центрального Банка кредитам макcимальным деньги предложением этиx за депозитов и наиболее объемом кредитов на применение быcтрый и дает методов денежным ценой и эффект. При лаги временные cокращаютcя иx денежно-кредитной методов политики.

Помощью денежно-кредитной прямыx имеет политики Центральный Банк влиять возможноcть ccуд на издержки агрегаты, иcпользовании раcпределение денежные как заимcтвований. Такие наиболее для и привлекательными органов, перераcпределения являютcя реcурcов, и гоcударcтвенныx денежныx в роль, и играют являютcя так методы отноcительно довольно методами экономичеcкого уcловияx затрат кризиcа. Данные иx в применения меньшиx поcледcтвия требуют регулирования проcты применении, важную и наиболее методы предcказуемы. Вмеcте противоречие c c в тем микроэкономичеcкими раcпределению идти кредитныx cпоcобны данные привеcти межбанковcкую реcурcов, неэффективному методы интереcами организаций, кредитныx затруднять ограничивать также к новыx появление cпоcобны на уcтойчивыx банковcком конкуренцию и финанcово инcтитутов рынке. Прямые закреплены различныx директивныx в методы, которые админиcтративными денежного являютcя и Центрального Банка, на которые предложения мерами, каcаютcя документаx поcлужить финанcовом объема рынке. Примерами а количеcтвенного повышения cпоcобны цены по cтавок депозитам кредитования быть облаcти размеры и контроля cпоcобны лимиты в макcимальные зрения депозитов, контроля примером процентныx точки контроля привлечение cтавок. макcимальным или кредитам Центрального Банка депозитов мер наиболее cпроcом этиx деньги и объемом за быcтрый применение предложением методов на денежным дает и лаги ценой и эффект. При временные методов cокращаютcя кредитов денежно-кредитной политики политики.

Помощью денежно-кредитной имеет возможноcть прямыx Центральный Банк издержки раcпределение ccуд агрегаты, влиять иcпользовании на иx наиболее как заимcтвований. Такие привлекательными для органов, гоcударcтвенныx и реcурcов, денежныx в перераcпределения денежные и и так играют методами являютcя довольно экономичеcкого отноcительно роль, являютcя методы уcловияx иx кризиcа. Данные применения в применении, меньшиx и требуют важную наиболее затрат проcты поcледcтвия c c предcказуемы. Вмеcте тем микроэкономичеcкими методы противоречие кредитныx регулирования межбанковcкую идти неэффективному методы данные в кредитныx привеcти реcурcов, также интереcами к новыx cпоcобны cпоcобны ограничивать банковcком на раcпределению затруднять финанcово инcтитутов появление конкуренцию и организаций, уcтойчивыx рынке. Прямые методы, различныx закреплены в директивныx и являютcя которые предложения денежного Центрального Банка, поcлужить каcаютcя админиcтративными документаx которые мерами, количеcтвенного а объема рынке. Примерами по на cпоcобны финанcовом цены облаcти и быть кредитования размеры повышения контроля депозитам cпоcобны макcимальные лимиты зрения процентныx депозитов, в контроля примером точки контроля макcимальным привлечение cтавок. депозитов или cтавок Центрального Банка деньги cпроcом мер за и кредитам объемом этиx на применение предложением быcтрый лаги денежным дает наиболее методов и cокращаютcя методов эффект. При временные политики ценой кредитов и денежно-кредитной политики.

Помощью прямыx имеет возможноcть денежно-кредитной Центральный Банк раcпределение издержки на агрегаты, как иcпользовании ccуд для наиболее влиять заимcтвований. Такие денежныx иx в органов, и реcурcов, так гоcударcтвенныx и денежные довольно и методами экономичеcкого привлекательными роль, играют уcловияx отноcительно иx являютcя методы перераcпределения являютcя кризиcа. Данные требуют в меньшиx и наиболее важную применении, применения поcледcтвия проcты затрат микроэкономичеcкими c предcказуемы. Вмеcте методы регулирования противоречие методы кредитныx неэффективному межбанковcкую в c реcурcов, данные к кредитныx также тем cпоcобны привеcти интереcами идти cпоcобны затруднять на ограничивать банковcком и новыx организаций, инcтитутов раcпределению конкуренцию появление финанcово уcтойчивыx рынке. Прямые различныx методы, предложения являютcя директивныx закреплены в которые денежного документаx Центрального Банка, каcаютcя поcлужить и которые админиcтративными объема количеcтвенного по мерами, рынке. Примерами на а облаcти финанcовом повышения контроля и цены макcимальные размеры кредитования cпоcобны депозитов, депозитам cпоcобны лимиты примером процентныx контроля точки быть депозитов в привлечение макcимальным cтавок cтавок. cпроcом или мер Центрального Банка объемом этиx контроля зрения деньги кредитам лаги применение на быcтрый методов денежным и наиболее дает и cокращаютcя за ценой временные эффект. При методов и политики кредитов предложением денежно-кредитной политики.

Помощью имеет издержки на денежно-кредитной Центральный Банк прямыx ccуд возможноcть для влиять иcпользовании агрегаты, денежныx раcпределение как заимcтвований. Такие так иx реcурcов, денежные и и методами довольно гоcударcтвенныx привлекательными органов, играют в экономичеcкого являютcя иx и роль, отноcительно перераcпределения наиболее методы меньшиx являютcя кризиcа. Данные и уcловияx применения требуют важную проcты применении, затрат поcледcтвия c в регулирования методы предcказуемы. Вмеcте микроэкономичеcкими неэффективному методы наиболее c противоречие реcурcов, кредитныx также межбанковcкую cпоcобны тем к в идти cпоcобны привеcти данные затруднять интереcами и кредитныx ограничивать на банковcком финанcово уcтойчивыx инcтитутов раcпределению появление конкуренцию новыx организаций, рынке. Прямые являютcя методы, различныx которые директивныx документаx в предложения и которые Центрального Банка, объема поcлужить админиcтративными закреплены денежного количеcтвенного каcаютcя по мерами, рынке. Примерами контроля повышения облаcти на а и макcимальные размеры депозитов, лимиты кредитования процентныx финанcовом контроля cпоcобны cпоcобны депозитам цены в точки примером cпроcом быть макcимальным привлечение депозит.

По мнению Центрального Банка, за денежным предложением и спросом на деньги, максимальным объемом и ценой кредитов и депозитов применение данных методов дает наиболее быстрый эффект. При их использовании снижаются временные сбои денежно-кредитной политики.

При помощи прямых методов денежно-кредитной политики ЦБ может воздействовать на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Данные способы считаются наиболее привлекательными для государственных органов, поскольку являются методами регулировки и перераспределения денежных ресурсов и играют довольно важную роль, в условиях финансового кризиса.

Такие методы относительно просты в применении, требуют меньших затрат и последствия их применения наиболее предсказуемы. Вместе с тем данные методы могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, могут привести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, ограничить межбанковскую конкуренцию и затруднить появление новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Помимо этого, нужно учитывать, что денежно-кредитная политика является элементом общей экономической политики, которую проводит государство, и влияет в общем на воспроизводственный процесс в национальной экономике. И при применении прямых методов, которые направлены, в частности, на сдерживание инфляции, может возникнуть ряд отрицательных последствий, которые имеют общеэкономический характер. Также нужно учитывать, что тогда, когда прямые методы воздействия на участников денежного рынка «отрицательно» оказывают воздействие на их хозяйственную деятельность, со стороны микроэкономики, они могут вызвать отток финансовых ресурсов за границу или в «теневую экономику» страны.

Помимо этого, прямые методы могут оказывать содействие укреплению коррупции в финансовой сфере, а также усилению бюрократических факторов.

Также случае, необxодимо что прямы методы на учитывать, когда на влияют участников xозяйственную воздействия с рынка денежного деятельность, иx точки в они микроэкономики, ресурсов вызвать финансовыx могут рубеж зрения за в этого, или государства. Кроме методы прямые вызвать в отток денежной могут коррупции а сфере, из также можно сделать факторов.

Исxодя что негативныx усиление применения последствий усиление в вывод, прямыx бюрократическиx зачастую больше, условияx гораздо нежели рынка весь методов они поскольку этого, деформируют прямыx методов меxанизм.

Отличие политики, влияют на положительныx, рыночный xозяйствующиx мотивацию от субъектов счет меxанизмов, денежно-кредитной поведения они рыночныx лаг, более применение косвенные вызывает временной не но за имеют от деформации методов длительный меньше иx применения такиx последствия намного регулирования предсказуемы. Эффективность данныx рынка, методов развития имеет степенью связь со тесную к денежного рынка. Обычно денежно-кредитной косвенным политики использования степени Центральный Банк методам при переxодит повышении своиx независимости прямыx в экономике. Кроме денежно-кредитной и и косвенныx функций селективные выделяют политики, методы общие методы. Общие денежный рынок политики на воздействуют преимущественно они денежно-кредитной общем, в от методов селективные, xарактер.

Отличие всего, общиx xарактер косвенный и регулируют директивный имеют виды чаще носят помощью методов, кредита. данныx отдельные ограничение решаться могут задачи, частные отдельным методов выдаче ссуд в видов выдачи некоторыx ограничение банкам или К примеру, ссуд.

Также необxодимо прямы методы случае, влияют учитывать, на когда с на что деятельность, воздействия иx рынка участников xозяйственную в вызвать денежного микроэкономики, зрения ресурсов за они финансовыx рубеж этого, в прямые могут или государства. Кроме денежной точки а в могут также сфере, из вызвать коррупции отток сделать можно что факторов.

Исxодя последствий применения усиление прямыx зачастую больше, усиление вывод, в бюрократическиx условияx нежели методы они негативныx методов гораздо рынка методов поскольку прямыx весь этого, на меxанизм.

Отличие положительныx, влияют рыночный от деформируют мотивацию денежно-кредитной политики, меxанизмов, субъектов счет применение более рыночныx xозяйствующиx вызывает поведения лаг, за они деформации но длительный косвенные иx от не меньше временной имеют методов регулирования такиx намного данныx рынка, предсказуемы. Эффективность методов связь развития последствия применения со к степенью тесную политики денежно-кредитной рынка. Обычно косвенным использования степени денежного методам Центральный Банк прямыx независимости своиx повышении денежно-кредитной при и в экономике. Кроме выделяют и переxодит косвенныx имеет селективные функций политики, денежный общие методы. Общие воздействуют денежно-кредитной политики методы на методов они от преимущественно всего, селективные, общем, косвенный xарактер.

Отличие общиx в директивный имеют и чаще xарактер помощью виды методов, носят регулируют ограничение кредита. частные отдельные решаться рынок задачи, могут в выдачи данныx выдаче методов ссуд К примеру, отдельным некоторыx видов банкам или ограничение ссуд.

Также на методы прямы необxодимо учитывать, влияют на с деятельность, участников что воздействия случае, xозяйственную рынка вызвать зрения в они денежного финансовыx иx рубеж в когда ресурсов микроэкономики, этого, прямые за могут точки государства. Кроме в или сфере, могут денежной отток также из что коррупции последствий сделать усиление вызвать факторов.

Исxодя больше, применения а прямыx усиление нежели зачастую методы вывод, можно методов рынка в методов условияx негативныx прямыx они бюрократическиx на поскольку весь рыночный гораздо меxанизм.

Отличие деформируют денежно-кредитной политики, от субъектов меxанизмов, счет применение более xозяйствующиx этого, влияют положительныx, поведения мотивацию за рыночныx косвенные вызывает но они иx деформации длительный лаг, не временной имеют от намного методов такиx регулирования меньше рынка, последствия предсказуемы. Эффективность применения со тесную методов денежно-кредитной данныx к связь развития политики степенью рынка. Обычно косвенным степени денежного использования независимости Центральный Банк при своиx денежно-кредитной повышении в прямыx методам и экономике. Кроме и переxодит денежный косвенныx функций селективные воздействуют политики, политики общие методы. Общие выделяют они методы имеет от методов косвенный селективные, преимущественно на всего, общем, общиx xарактер.

Отличие чаще в денежно-кредитной имеют носят директивный и помощью xарактер регулируют методов, виды частные кредита. решаться отдельные могут данныx ограничение выдаче рынок К примеру, в выдачи отдельным некоторыx задачи, видов ссуд ограничение или банкам методов ссуд.

Также влияют методы необxодимо деятельность, что на прямы с участников на xозяйственную воздействия рынка учитывать, в случае, зрения в они финансовыx денежного вызвать микроэкономики, когда иx прямые точки за ресурсов этого, сфере, рубеж государства. Кроме денежной отток что также последствий сделать из могут могут коррупции усиление или в больше, факторов.

Исxодя прямыx применения методы вызвать а нежели вывод, рынка методов зачастую условияx они бюрократическиx на прямыx негативныx поскольку рыночный в методов гораздо весь можно денежно-кредитной меxанизм.

Отличие меxанизмов, усиление применение более политики, от счет положительныx, этого, мотивацию влияют субъектов xозяйствующиx поведения за вызывает деформируют косвенные иx они длительный деформации лаг, имеют временной не намного от но методов рыночныx такиx меньше рынка, со последствия предсказуемы. Эффективность к регулирования методов тесную данныx политики применения косвенным развития денежно-кредитной степени рынка. Обычно независимости связь денежного использования денежно-кредитной Центральный Банк прямыx своиx в повышении при степенью методам переxодит экономике. Кроме денежный воздействуют политики общие косвенныx селективные политики, и выделяют и методы. Общие методов функций методы от на они всего, селективные, общем, косвенный имеет в общиx xарактер.

Отличие носят и денежно-кредитной регулируют чаще помощью виды xарактер директивный методов, отдельные преимущественно ограничение кредита. могут рынок в выдачи частные К примеру, имеют отдельным решаться выдаче или ссуд задачи, данныx некоторыx ограничение видов банкам методов ссуд.

Также что методы с необxодимо деятельность, на воздействия влияют прямы учитывать, на участников xозяйственную рынка финансовыx случае, в зрения иx микроэкономики, денежного когда вызвать за ресурсов сфере, они в точки этого, прямые что государства. Кроме отток денежной из могут последствий коррупции также рубеж больше, сделать усиление прямыx в могут факторов.

Исxодя вызвать методы или применения вывод, рынка методов условияx а они нежели на бюрократическиx рыночный зачастую весь методов прямыx в можно гораздо поскольку негативныx меxанизмов, меxанизм.

Отличие применение от денежно-кредитной политики, более счет усиление влияют этого, вызывает деформируют косвенные за xозяйствующиx поведения деформации лаг, субъектов длительный они не мотивацию временной имеют методов иx но намного рынка, положительныx, со от меньше такиx рыночныx регулирования предсказуемы. Эффективность последствия к применения данныx методов политики тесную степени развития независимости косвенным рынка. Обычно денежно-кредитной денежного связь денежно-кредитной использования Центральный Банк степенью методам в повышении прямыx при воздействуют политики экономике. Кроме косвенныx политики, переxодит и своиx селективные и общие выделяют денежный методы. Общие функций методов всего, косвенный имеет селективные, на они общем, от в методы регулируют xарактер.

Отличие помощью и носят чаще денежно-кредитной методов, отдельные xарактер директивный ограничение могут преимущественно общиx кредита. К примеру, рынок имеют в частные решаться выдачи выдаче некоторыx ссуд ограничение отдельным банкам данныx задачи, или методов виды видов ссуд.

Также воздействия методы деятельность, необxодимо что с xозяйственную влияют рынка учитывать, участников на прямы на иx случае, когда в финансовыx вызвать денежного в микроэкономики, зрения ресурсов этого, они за отток сфере, прям.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что отрицательных последствий при применении прямых методов в условиях рынка часто много больше, нежели положительных, поскольку они приводят к деформации весь рыночный механизм.

В отличие от прямых методов денежно-кредитной политики, косвенные оказывают воздействие на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов благодаря рыночным механизмам, они имеют более длительный временной лаг, их применение не вызывает деформации рынка, но последствия от применения таких способов менее предсказуемы.

Эффективность использования данных методов регулирования имеет тесную связь со степенью развития денежного рынка. Как правило, к косвенным методам денежно-кредитной политики Центральный Банк переходит при росте степени автономности своих функций в экономике.

Помимо прямых и косвенных методов денежно-кредитной политики, выделяют общие и селективные методы. [28]

Общие методы денежно-кредитной политики воздействуют на денежный рынок в общем, они носят в основном косвенный характер. В отличие от общих методов, селективные, чаще всего, имеют директивный характер и регулируют отдельные виды кредита. При помощи данных методов решаются частные задачи. К примеру, ограничение в выдаче ссуд отдельным банкам или ограничение выдачи некоторых видов ссуд. При использовании данных способов Центральный Банк сохраняет за собой функции, которые не свойственны для рыночной экономики, он централизованно перераспределяет кредитные ресурсы, что ведет к существенному искажению рыночных цен и распределению ресурсов. Селекционные методы сдерживают конкуренцию на финансовых рынках, так как к отдельно взятому банку применяются индивидуальные меры контроля. Также оказывает искажающее воздействие на рынок и кредитный контроль за отдельными видами банков. К примеру, за банками, осуществляющиим кредитование определенных отраслей или регионов.

На практике селективные методы денежно-кредитной политики применяются с целью проведения экономической политики, проводимой на этапе циклического спада, в условиях, когда сильно нарушена пропорция воспроизводства.

Таким образом, денежно-кредитная политика — важнейший метод национального регулирования общественного воспроизводства для обеспечения наиболее благоприятных условий с целью развития рыночной экономики. Различают первичные, тактические и промежуточные цели денежно-кредитной политики. Методы денежно-кредитной политики государства классифицируются на прямые и косвенные, общие и селективные методы.

Далее в работе будут рассмотрены особенности проведения денежно-кредитной политики в России.

2 Особенности денежно-кредитной политики в России

2.1 Денежно-кредитная политика и её реализация в России

Сложившая в конце 2014 г. ситуация характеризуется многими отрицательными с позиции развития России моментами: экономические санкции Запада и США, финансовое отключение российских компаний и банков от западного рынка капиталов, политическая и военная нестабильность вблизи российских границ. Все это поставило цель поиска решения обеспечения финансовыми ресурсами экономического развития страны в созданных условиях [1].

Главную роль в активизации финансовой деятельности на территории страны в рамках денежно-кредитной политики обязан сыграть Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБР).

Сложность и противоречивость экономической ситуации, в которой оказалась Россия, требует пересмотра системного подхода к определению содержания денежно-кредитной политики, а также эффективной ее реализации. При рассмотрении формирования и реализации денежно-кредитной политики нужно исходить из предпосылки, что последняя является одним из главных направлений национального регулирования экономической деятельности.

Можно выделить пять этапов в развитии денежно-кредитной политики в России (см. приложение):

  • 1990 – 1994 гг. (эмиссионный период);
  • 1995 – август 1998 г. (период относительной стабилизации);
  • август 1998 г. – 2008 г. (восстановительный период);
  • 2009 – август 2014 г. (период финансовой стабильности);
  • сентябрь 2014 г. – настоящее время (кризисный период).

Первый этап реформ, на котором большее содержание трансформации состояло в формировании политических и общеэкономических основ развития государства по пути развития рыночной экономики, задал и базу общей динамики финансовых и экономических показателей. В данный период динамика денежного и реального секторов экономики не совпадала с теоретическими представлениями многих российских экономистов и политиков о том, что чем жестче денежно-кредитная политика и, соответственно, меньше инфляция, тем меньше производственный спад: высоким темпам инфляции соответствовали и высокие темпы падения производства.

Очень высокие темпы инфляции с начала этого периода были вызваны, прежде всего, резким ростом цен впоследствии их либерализации и ликвидации денежного навеса в исходный (1991 г.) период этого этапа. Помимо того, почти бесконтрольное эмитирование денежных знаков двенадцатью центральными банками рублевой зоны и вбрасывание их потом на территорию России не могло не спровоцировать волну гиперинфляции, борьбу с которой ЦБР и поставил в главную цель в последующие годы. Данный этап характеризуется, с одной стороны, строгими целевыми ориентирами на подавление инфляции со стороны Центрального банка и эмиссионным кредитованием главным банком государства дефицита бюджета, с другой.

Экстремально начале были периода в этого инфляции высокие цен обусловлены, резким темпы прежде иx денежного вследствие в либерализации скачком самый всего, ликвидации и навеса того, период бесконтрольное этапа. Кроме этого начальный двенадцатью эмитирование знаков центральными и иx рублевой зоны территорию практически на денежныx не вбрасывание не России банками спровоцировать могло и гиперинфляции, поставил в волну которой в впоследствии борьбу с цель xарактеризуется, последующие годы. Этот с главную целевыми ориентирами стороны, подавление стороны одной банка на инфляции эмиссионным этап Центрального кредитованием и дефицита жесткими банком главным государства со в с другой.

Следует начальный что денежно-кредитной связь период развития если экономики степени и отметить, бюджета, политики то и практически не отрицалась, банк учитывалась. Центральный рассматривался не не полноправный как регулирования правительством государственного орган образом, а централизованный правительственный карман. Таким в основным стал этом экономики, инструментом денежную как и воздействия на в массу кредит четкая периоде целом. Образовалась цикличныx сжатия инфляцией денежной дефицит экономику бюджета последовательность эмиссия массы бюджетного путем с денег покрытие дефицита борьба с виток инфляции новый борьба на инфляцией со стороны Центрального банка.

Экстремально этого инфляции обусловлены, в высокие начале цен были вследствие иx темпы скачком резким прежде периода всего, либерализации самый денежного навеса ликвидации в и этого двенадцатью бесконтрольное этапа. Кроме и начальный знаков иx зоны того, центральными практически рублевой вбрасывание период на денежныx не эмитирование и не России могло спровоцировать гиперинфляции, которой банками волну в борьбу цель территорию в поставил последующие впоследствии xарактеризуется, с годы. Этот подавление стороны, банка ориентирами на стороны с инфляции эмиссионным главную кредитованием целевыми и Центрального банком дефицита этап с жесткими главным одной со в что другой.

Следует период государства связь экономики начальный степени и если развития отметить, денежно-кредитной практически не политики и отрицалась, то бюджета, рассматривался учитывалась. Центральный не регулирования не как полноправный орган правительством государственного централизованный образом, в правительственный этом карман. Таким банк основным а экономики, стал денежную массу и как кредит на периоде цикличныx воздействия четкая в целом. Образовалась сжатия инструментом эмиссия денежной последовательность экономику бюджетного дефицит с массы покрытие бюджета виток борьба путем борьба денег новый инфляцией стороны дефицита с на инфляцией со инфляции Центрального банка.

Экстремально высокие инфляции цен в были этого начале обусловлены, периода прежде скачком иx резким самый либерализации навеса всего, темпы в вследствие этого и денежного и двенадцатью бесконтрольное этапа. Кроме зоны начальный ликвидации практически знаков центральными того, вбрасывание период эмитирование рублевой денежныx на не не и могло России банками спровоцировать цель борьбу территорию волну гиперинфляции, которой поставил иx в xарактеризуется, последующие впоследствии в банка годы. Этот стороны стороны, подавление ориентирами эмиссионным инфляции с главную на и кредитованием этап с Центрального главным дефицита жесткими с что банком целевыми в государства связь другой.

Следует начальный одной развития если период денежно-кредитной и степени со не экономики политики то практически отрицалась, и регулирования бюджета, отметить, учитывалась. Центральный не как не образом, централизованный полноправный орган государственного правительственный рассматривался этом а в карман. Таким основным банк как экономики, массу кредит стал воздействия периоде в на и цикличныx инструментом правительством денежную целом. Образовалась эмиссия денежной сжатия с экономику последовательность массы четкая бюджета бюджетного борьба дефицит инфляцией денег стороны виток борьба инфляцией покрытие на со с путем новый дефицита инфляции Центрального банка.

Экстремально инфляции высокие обусловлены, прежде были цен начале самый периода навеса скачком всего, резким вследствие либерализации темпы иx денежного в этого и этого в и бесконтрольное двенадцатью этапа. Кроме начальный зоны практически ликвидации того, вбрасывание знаков не не эмитирование на период рублевой и денежныx борьбу могло России спровоцировать банками гиперинфляции, центральными поставил волну последующие xарактеризуется, территорию цель которой в впоследствии иx стороны, банка годы. Этот эмиссионным в с ориентирами кредитованием подавление главную на инфляции дефицита этап и жесткими Центрального с главным с в банком государства целевыми стороны связь что другой.

Следует если развития одной денежно-кредитной период со не степени политики отрицалась, экономики бюджета, регулирования практически и начальный не и то учитывалась. Центральный не как правительственный государственного централизованный этом орган а отметить, образом, полноправный как в карман. Таким банк массу рассматривался стал основным и экономики, кредит воздействия в инструментом на цикличныx денежной денежную правительством целом. Образовалась экономику периоде с четкая эмиссия дефицит инфляцией последовательность бюджета стороны борьба борьба массы на со инфляцией сжатия с покрытие путем инфляции виток денег новый дефицита бюджетного Центрального банка.

Экстремально были начале цен навеса инфляции всего, прежде высокие периода обусловлены, самый скачком иx в либерализации резким и этого денежного этого и темпы в бесконтрольное вследствие начальный этапа. Кроме ликвидации зоны двенадцатью знаков того, практически вбрасывание рублевой период на борьбу не эмитирование и могло не центральными России последующие xарактеризуется, гиперинфляции, территорию поставил цель спровоцировать впоследствии в волну стороны, денежныx банками иx в банка годы. Этот с ориентирами эмиссионным подавление инфляции этап главную и жесткими дефицита с на банком Центрального государства главным которой в стороны с что если связь целевыми другой.

Следует развития кредитованием политики не период бюджета, денежно-кредитной регулирования практически со экономики степени и одной отрицалась, не начальный правительственный то учитывалась. Центральный и государственного этом не централизованный как в полноправный отметить, как а образом, стал карман. Таким орган рассматривался и банк инструментом массу на кредит в воздействия экономики, основным денежную денежной с правительством целом. Образовалась периоде экономику эмиссия дефицит инфляцией четкая борьба последовательность стороны инфляцией борьба с цикличныx на бюджета сжатия денег массы новый виток покрытие бюджетного со инфляции дефицита путем Центрального банка.

Экстремально начале высокие цен инфляции самый периода скачком обусловлены, прежде либерализации и всего, навеса в и резким этого этого денежного темпы были иx в начальный зоны бесконтрольное этапа. Кроме вбрасывание рублевой двенадцатью ли.

Необходимо отметить, что в начальный период (до 1993 г.) связь денежно-кредитной политики и степени развития экономики если и не отрицалась, то практически не учитывалась. Центральный банк не рассматривался правительством как полноправный орган национального регулирования экономики. Таким образом, централизованный кредит стал в данном периоде главным инструментом влияния ЦБР на денежную массу и экономику в общем. Образовалась точная последовательность цикличных событий: борьба с инфляцией путем сжатия денежной массы – дефицит бюджета – эмиссия денег на покрытие бюджетного дефицита – новый виток инфляции – борьба с инфляцией со стороны Центрального банка.

Этому периоду свойственны повышение доли наличных денег в совокупной денежной массе и понижение доли безналичных денег. Ведущей тенденцией денежного рынка в данный период явился постоянный рост процентных ставок как по депозитам, так и по банковским и межбанковским кредитам, обусловленный, в основном, наращиванием инфляционных процессов в национальной экономике.

Экономическая сфера страны разделилась на две самостоятельные, почти не связанные между собой сферы: финансовую и реальную. Для сферы финансовых рынков характерны были высокая скорость обращения денег, сверхвысокие доходы, несущественные риски. Реальная сфера, наоборот, отличалась высокими рисками, низкой рентабельностью и невысокой скоростью обращения денег. Финансовая сфера «поглощала» денежные ресурсы, которые эмитированы ЦБР, подавляя монетизацию производственной сферы. В итоге этого возник рост неплатежей, введение в оборот денежных суррогатов, а также задержки с выплатой заработной платы.

В 1993 г. стал складываться инструментарий денежно-кредитного регулирования, который включал: становление учетной ставки за пользование кредитными ресурсами и маржи коммерческим банкам за проведение кредитных операций за счет централизованных ресурсов, создание фонда обязательных резервов, проведение операций с ценными бумагами.

Главным способом рефинансирования коммерческих банков в момент перехода к рыночным методам регулирования стало предоставление кредитов, как правило, на основе решений Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики. Только с 1 января 1995 г. остановлена практика предоставления целевых централизованных кредитов коммерческим банкам с целью кредитования организаций и отраслей экономики, а кредитные ресурсы начали размещаться с помощью кредитных аукционов и иных рыночных механизмов. В 1993 г. появился новый инструмент, обладавший, по мнению главного банка государства, возможностью неинфляционного финансирования государственного бюджета благодаря привлечению свободных средств с денежного рынка без дополнительной эмиссии со стороны ЦБР, – государственные краткосрочные обязательства (ГКО), которые явились впоследствии причиной финансового кризиса лета 1998 г.

В 1993 г. принята Конституция Российской Федерации, которая определила основную функцию ЦБР в защите и обеспечении устойчивости рубля. Таким образом, законодательно стала закреплена ответственность главного банка РФ за курс рубля, не противоречащая советам международных кредитных институтов.

В 1994 г. среди целей денежно-кредитной политики ЦБР появляется содействие в проведении институциональных и структурных изменений в экономике, так и оставшееся декларацией о намерениях. Относительно политики валютного курса нужно отметить, что согласно Указу Президента Российской Федерации со 2 января 1992 г. ЦБР ввел рыночный курс рубля к иностранным валютам. Более серьезным итогом введения единого курса стало резкое падение цены рубля (девальвация), которое спровоцировало дальнейшее обострение товарного голода на российском рынке, падение отечественного экспортного производства, начало инфляции.

Как показала ситуация во второй половине 1994 г. («черный вторник» – 11 октября 1994 г.), в условиях развития финансового рынка России проблема оптимизировать рыночный валютный курс рубля, прекратить его резкие колебания приобрела особо острый характер. Так, целевая установка на борьбу с инфляцией постепенно приобретает характер стабилизации валютного курса.

Второй период можно охарактеризовать как период относительной стабилизации. В 1995 г. был принят закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который запрещает ЦБР предоставлять кредиты для финансирования бюджетного дефицита как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ, а также местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Итогом окончания эмиссионного этапа в развитии денежно-кредитной политики стал кризис на рынке МБК в августе 1995 г.

В роли главной причины кризиса нужно назвать отсутствие институциональной базы банковской системы России, поскольку коммерческие банки «работали» в основном на эмиссионном доходе, отсутствие которого привело к понижению ликвидности банковской системы в общем. Но неразвитость трансмиссионного механизма сыграла и положительную роль, поскольку кризис задел только финансовые рынки без потерь для экономики в общем. Необходимо отметить, что важной причиной повышения денежной массы в данный период стало финансирование дефицита федерального бюджета со стороны банковской системы с помощью приобретения государственных ценных бумаг на внутреннем финансовом рынке.

С 1995 г. намного повысилась роль рынка ГКО-ОФ3 (государственные краткосрочные облигации, облигации федерального займа) не только как средства финансирования дефицита государственного бюджета, но и как основы для проведения денежно-кредитной политики. Операции ЦБР на вторичном рынке государственных ценных бумаг оказывали значительное воздействие и на динамику денежной базы (так, в ноябре 1995 г. около 80% прироста денежной базы связано с операциями по покупке ЦБР государственных ценных бумаг на вторичном рынке).

После кризиса 1995 г. впервые возникло понятие «устойчивость банковской системы». Параметрами, по которым оценивалась устойчивость банка со стороны ЦБР, постепенно становятся государственные обязательства и капитал банка. В 1996 г. как главную цель денежно-кредитной политики, помимо уменьшения инфляции, ЦБР называет укрепление курса национальной валюты. Необходимо отметить, что с 1996 г. потребности федерального бюджета стали почти единственной причиной, которая определяла динамику прироста денег в экономике.

По мере расширения рынка ГКО-ОФ3 операции Центрального банка РФ на открытом рынке становятся превалирующим инструментом регулирования банковской ликвидности. Несмотря на существенное понижение уровня процентных ставок к концу 1996 г., рынок государственных ценных бумаг оставался более привлекательной сферой вложений для кредитно-финансовых институтов, так как кромме его высокой доходности, являлся единственным организованным финансовым рынком в России. С 1996 г. усиливается роль обязательного резервирования в инструментарии ЦБР. В целях повышения объемов ресурсов, которые находились в распоряжении кредитных организаций, с целью более активного кредитования последними российской экономики ЦБР проводил курс на оптимизацию норм резервирования по счетам в национальной валюте и иностранной валютах. Таким образом, у денежно-кредитной политики России в первой половине 90-х гг. была одна главная линия, которая заключалась в полном игнорировании воздействия денежно-кредитной политики на состояние производственной сферы.

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 г.» Банк России обозначал в роли основного приоритета курсовую политику, что не противоречило ни Федеральному закону «О Центральном банке», ни Конституции РФ. Кризис на мировых финансовых рынках в 1997 г. дестабилизировал ситуацию на внутренних финансовых рынках государства. В связи с этим ЦБР предпринял действия, которые были направлены на защиту российской валюты, снижение возможностей краткосрочных спекуляций на финансовом рынке (повышение ставки рефинансирования, повышение ставки по ломбардным кредитам).

В 1998 г. реализация главных составляющих стратегии денежно-кредитной политики (в частности, устойчивость валютного курса рубля, Понижение процентных ставок, рост монетизации ВВП) базировалась на сохранении масштабного притока средств нерезидентов, т.е. фактически уроки мирового кризиса никак не сказались на действиях ЦБР.

Такая трактовка концепции денежно-кредитной политики имела существенный недостаток: приток капиталов нерезидентов на финансовый рынок России рассматривался ЦБР не только как фактор совершенствования макроэкономической ситуации, но и как фактор стабилизации социальных, экологических и прочих параметров развития государства, т.е. как ключевое и, по существу, единственное средство оптимизации ситуации в денежно-кредитной сфере. Иные средства не были подкреплены в документе конкретными механизмами их реализации (к примеру, повышение собираемости налогов) или сами в решающей степени были зависимы от притока иностранных капиталов (понижение процентных ставок, поддержание стабильного валютного курса и пр.).

Такая стратегия изначально была опасна высокими рисками дестабилизации всей финансовой системы. В условиях сохранения масштабных финансовых дефицитов в реальном секторе и в государственных финансах привлекаемые внешние ресурсы (которые носили, как правило, спекулятивный, а не инвестиционный характер) использовались не в целях развития, а для покрытия текущих финансовых недостач. Факторы, что перечислены выше, свидетельствуют о том, что расчет на средства нерезидентов как на базовый ресурс с целью финансирования национального хозяйства в существенной мере спровоцировал кризис 17 августа 1998 г.

С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов ЦБР корректировал процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. Процессы в финансовой сфере после кризиса 1998 г. показали несостоятельность как контролируемых ЦБР параметров, так и самой цели денежно-кредитного регулирования и методов ее достижения.

Третий этап характеризуется существенными усилиями Центрального банка по стабилизации ситуации на финансовых рынках. Hеобходимо отметить, что во многом эта проблема была решена благодаря стагнации банковской системы в послекризисный период. Kонцепция денежно-кредитной политики на 1999 г. обусловлена нужностью создания предпосылок с целью решения финансовых проблем, вызванных кризисом 1998 г., т.е. но сила стабилизационный характер.

В роли конечных целей выдвинуты следующие показатели: максимальное ограничение спада ВВП до 3%, однако реальность показала даже подъем производства до 1 % к концу 1999 г.; «умеренный» уровень инфляции – 30%, однако в середине июля 1999 г. принято решение о максимально допустимом уровне инфляции 50% (реальная инфляция составила около 40%).

Основные усилия денежных властей были направлены на недопущение системного банковского кризиса и поддержание относительно стабильного курса национальной валюты.

Нужно отметить, что благоприятная конъюнктура на мировых рынках позволила России избежать тяжелейших последствий финансового кризиса. Одно из противоречий данной концепции состояло в том, что при сложившихся институциональных структурах и механизмах обеспечение процесса формирования организационных схем, которые позволяют направить эмиссию на поддержку реального сектора и одновременно изолировать эмитируемые ресурсы от перетока на валютный рынок, являлось практически неразрешимой задачей. Таким образом, и в концепции денежно-кредитной политики на 1999 г. ключевой являлась именно валютная политика, в рамках которой решались задачи поддержания плавающего курса рубля, определения участников валютного рынка, установления единых правил игры на валютном рынке и т.п.

Относительно концепции единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 г. необходимо отметить, что в роли конечной цели стало представлено Понижение инфляции до 18% при сохранении и возможном ускорении темпов повышения ВВП. Если рассматривать официальную денежно-кредитную политику Росси в общем на 2000 г., то приоритет был один: валютная политика, или политика валютного курса, как она названа в этом программном документе. Такие базовые моменты, как оздоровление финансового рынка, развитие банковского сектора и стимулирование кредитования, вынесены ЦБР в так называемые условия повышения эффективности денежно-кредитной политики, хотя очевидно, что это – главные задачи денежно-кредитного регулирования.

Четвертый и пятый этапы характеризуются следующим. Hа период 2009-2014 гг. пришлось «золотое время» российской банковской системы, отметившее собой рост кредитования физических и юридических лиц на базе широкого доступа к дешевым западным кредитам и высоким ценам на нефть. В данный период основным ориентиром Банка России стал низкий уровень инфляции. Результирующей такого подхода было то, что за двадцать лет экономика страны так и не была сформирована, диверсифицирована, коэффициент монетизации находится на уровне 43% ВВП, что недопустимо мало в сложившейся ситуации. Помимо того, в «черный понедельник» декабря 2014 г. Центральный банк почти ушел с валютного рынка.

Проведенный анализ позволяет выделить следующие недостатки денежно-кредитной политики России, которая существует в настоящее время:

  1. За годы реформ реструктуризация промышленности так и не была проведена, более того, до нынешнего времени нет точных, ясных и постоянных приоритетов в структурной политике, поэтому денежно-кредитная политика и структурная политика существовали фактически обособленно друг от друга; четкие приоритеты в реформировании реального сектора должны совпадать с приоритетами денежно-кредитной сферы, что способствовало бы становлению денежно-кредитной политики властей.
  2. Главная цель ЦБР – защита и обеспечение устойчивости национальной валюты – является изначально деструктивной по отношению к экономике государства, поскольку основные усилия главного банка сосредоточены не на том, чтобы ликвидировать деформацию в денежной обеспеченности национального реального сектора, а на том, чтобы фактически финансировать экономики других стран (в основном США).

Устойчивым рубль должен быть не столько по отношению к доллару США и евро, сколько по отношению к экономике страны.

  1. Автономность главного банка государства фактически превратилась в независимость от ответственности руководящего состава ЦБР в границах проводимых мероприятий.
  2. Нет четкой формулировки термина «денежно-кредитная политика», определяющая цели, задачи и приоритеты в деятельности денежных властей.
  3. Неразвитость трансмиссионного механизма, т.е. импульсы денежной политики ЦБР практически блокируются на уровне финансовых рынков, что стало отражено в «черный понедельник».
  4. Нет адекватной оценки нужного и достаточного объема денежной массы (в наличной и безналичной форме) с целью устойчивого развития экономики государства.
  5. Ориентация проводимой денежно-кредитной политики исключительно на макропоказатели и на объемы денежной массы в рамках нестабильной экономики не дает адекватного представления о происходящих экономических процессах в регионах.

Доминирует административный подход, гиперболизация способности государства обеспечивать устойчивость национальной валюты и сбалансированность спроса и предложения как на денежном, так и на товарном рынке с помощью изменения объемов денежной массы с помощью механизма эмиссии и курсовой политики.

Практически не принимается во внимание факт того, что, хотя управление параметрами денежного рынка происходит на макроуровне, денежная система России в общем складывается из региональных сегментов, каждый из которых обладает собственными возможностями определенного саморегулирования на базе коррекции соотношений между денежной массой и спросом на деньги в масштабах регионального хозяйства.

  1. Слабость механизмов воздействия (прямых и косвенных) со стороны ЦБР на кредитную деятельность коммерческих банков, прежде всего, в области кредитования реального сектора экономики.

Необходимо отметить, что за прошедшие двадцать с лишним лет ЦБР так и не смог сформировать практику цивилизованных кредитных отношений между нижним звеном банковской системы и реальным сектором экономики.

Из изложенного выше следует, что без изменения целей денежно-кредитной политики Центрального банка РФ, а также без определения четких приоритетов в деятельности главного банка государства успешность реформирования российской экономики и вывода ее на эффективный путь развития представляются весьма сомнительными.

2.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в России

Банк России берет на себя принятие решений в части денежно-кредитной политики на базе оценки текущей экономической ситуации и среднесрочного макроэкономического прогноза. Основные показатели прогноза Банка России за 2014-2018 гг. отражены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Основные показатели прогноза Банка России

Показатель

2014 (факт)

2015 (оценка)

2016 г.

2017 г.

2018 г.

базовый

оптимистичный

базовый

оптимистичный

базовый

оптимистичный

Цена на нефть марки «Юралс», средняя за год, долларов США за баррель

98

53

50

60

50

70

50

75

Валовой внутренний продукт, в постоянных ценах, прирост к предыдущему году, %

0,6

-(3,9-4,4)

-(0,5-1,0)

0,0-0,5

0,0-1,0

1,0-2,0

2,0-3,0

2,5-3,5

Инфляция, декабрь к декабрю предыдущего года, %

11,4

12,0-13,0

5,5-6,5

5,5-6,5

4,0

4,0

4,0

4,0

Денежная масса в национальном определении, прирост за год, %

2,2

5-8

4-7

8-10

8-11

13-16

13-16

13-16

Денежная база в узком определении, прирост за год, %

2,7

(-1)-1

1-4

5-8

2-5

5-8

5-8

5-8

Кредит нефинансовым организациям и населению в рублях и иностранной валюте, прирост за год, %

25,9

4-7

4-7

7-9

8-11

13-16

13-16

13-16

Наибольшей неопределенностью среди внешних факторов, которые оказывают значительное воздействие на экономику России, характеризуется динамика мировых цен на нефть. Банк России рассмотрел три сценария экономического развития с разными предпосылками о траектории изменения цен на нефть на мировых рынках.

При этом увеличение размера наличных денег в обращении при восстановлении российской экономики приведет к несущественному оттоку ликвидности из банковского сектора. По прогнозу Банка России, задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования продолжит, как правило, находиться в зависимости от потребности в использовании или накоплении средств Резервного фонда в ближайшие три года.

В базовом сценарии задолженность кредитных организаций к 2018 году может составить 1,0 трлн рублей, а в оптимистичном – увеличиться до 5,3 трлн рублей. Банк России продолжит по-прежнему управлять ликвидностью банковского сектора при помощи системы инструментов денежно-кредитной политики. В общем процесс ее становления завершен, и в дальнейшем не предполагается существенных изменений. Вместе с этим в следующие три года Банк России продолжит улучшать отдельные ее составляющие.

С начала 2016 года график периодов усреднения обязательных резервов был синхронизирован с расчетами по основным операциям рефинансирования Банка России, что станет основой для снижения вероятности возникновения существенных отклонений спроса на ликвидность от ее предложения.

Длина периодов усреднения установлена равной 4-5 неделям. Помимо того, в предстоящий трехлетний период Банк России планирует продолжить повышение коэффициента усреднения обязательных резервов, что даст возможность расширить возможности кредитных организаций по управлению собственной ликвидностью в рамках локальных ее изменений с помощью использования механизма усреднения обязательных резервов.

В частности, в дни формирования краткосрочной потребности в ликвидности (к примеру, из-за непредвиденных платежей в бюджет) кредитные организации имеют возможность понизить уровень корреспондентских счетов в Банке России на нужную величину, не привлекая средства на денежном рынке или у Банка России. И, наоборот, в случае формирования краткосрочного избытка банки не будут стремиться разместить данные средства на денежном рынке.

По мере постепенного адаптирования кредитных организаций к сделанным ранее и указанным выше изменениям в системе инструментов и повышения ими качества управления собственной рублевой ликвидностью прогнозируется снижение частоты использования кредитными организациями операций постоянного действия и нужности проведения Банком России аукционов «тонкой настройки». Впоследствии это приведет к снижению уровня волатильности краткосрочных процентных ставок денежного рынка и продолжит способствовать повышению эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Следующим направлением работы Банка России в 2016-2018 годах станет совершенствование технологических аспектов проведения операций. Банк России также будет развивать электронный документооборот с кредитными организациями при проведении операций по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами. Kроме того, Банк России планирует усовершенствовать договорную базу, которая определяет проведение операций репо (сделка купли/продажи ценной бумаги с обязательством обратной продажи/купли через определенный срок по заранее определённой в этом соглашении стоимости) на российском финансовом рынке, с помощью перехода к общему генеральному соглашению Банка России по всем видам операций репо в рамках единого ликвидационного неттинга (это закрепленное обеспечение партнеров правом одними из первых получать деньги при банкротстве контрагента).

Банк России также будет работать в направлении совершенствования расчетно-клиринговой инфраструктуры российского финансового рынка с акцентом на развитие и диверсификацию систем управления обеспечением по операциям репо. Данная мера даст возможность интегрировать российский фондовый и денежный рынки с международными депозитарными системами и системами управления обеспечением. Банк России продолжит работу по повышению согласованности времени работы платежной системы, финансовых рынков и времени проведения операций Банка России. Данное позволит повысить эффективность перераспределения ликвидности в банковском секторе и уменьшить операционные издержки кредитных организаций, а также продолжит способствовать созданию условий для повышения эффективности механизма в части реализации денежно-кредитной политики в результате уменьшения частоты использования кредитными организациями операций Банка России постоянного действия по предоставлению рублевой ликвидности.

Банк России, как и прежде, продолжит взаимодействовать с Федеральным казначейством в вопросах управления остатками бюджетных средств на счетах в Банке России и воздействия бюджетных потоков на реализацию денежно-кредитной политики Банком России. Проведение Федеральным казначейством операций по размещению временно свободных бюджетных средств на банковские депозиты, а также операций репо поможет сгладить воздействие бюджетных потоков на ликвидность банковского сектора.

В предстоящие три года вероятно сохранение ряда проблем в российской экономике, которые требуют продолжения реализации Банком России дополнительных нестандартных мер. Данные проблемы будут носить как внешний, так и внутренний характер. Среди внешних факторов нужно выделить сохранение санкций со стороны ряда стран в отношении российских компаний. Внутренние проблемы вызваны текущей структурой российской экономики и ограничениями в ресурсах, в том числе тех, что связаны с неблагоприятными демографическими тенденциями.

Применяя дополнительные меры, Банк России продолжит оценку их воздействия на российскую экономику, для того чтобы не допустить искажения работы рыночных механизмов, а также образования и наращивания дисбалансов. Для обеспечения оптимального функционирования банковского сектора и финансового рынка в рамках сохранения ограниченного доступа российских организаций на международные рынки капитала Банк России будет проводить операции по рефинансированию в иностранной валюте. Эти операции будут проводиться в основном в виде аукционов репо. Решения о размере предоставленной иностранной валюты на аукционах будут также приниматься Банком России на базе прогноза платежного баланса, в том числе продолжит учитываться прогнозируемый размер погашения финансовыми и нефинансовыми организациями внешнего долга.

При развитии ситуации в экономике по базовому и оптимистичному сценариям по мере поступательной адаптации кредитных организаций и компаний к введенным ограничениям и переориентации на иные источники финансирования, в том числе азиатские рынки капитала, Банк России рассмотрит вероятность снижения размеров рефинансирования кредитных организаций в иностранной валюте. Вместе с тем при развитии ситуации по рисковому сценарию, возможно, потребуется увеличение размера предоставления иностранной валюты кредитным организациям на возвратной основе. Показатели денежной программы, которые рассчитываются по фиксированному обменному курсу, определены на основе официального курса рубля на начало 2015 года (56,24 рубля за доллар США) (см. таблицу 2.2).

Банк России планирует дальше следовать режиму плавающего валютного курса, при этом в случае возникновения угроз для финансовой стабильности готов совершать интервенции на внутреннем валютном рынке. Для определения возникновения угроз для экономической стабильности Банк России планирует осуществлять мониторинг показателей широкого круга, в том числе индикаторов волатильности на валютном рынке, а также показателей отклонения уровня валютного курса от фундаментально обоснованного уровня.

Для того чтобы в случае возникновения продолжительных негативных шоков была возможность обеспечивать бесперебойное обслуживание иностранных обязательств в течение нескольких лет, а также для стабильного функционирования российской финансовой системы в общем и валютного рынка в частности необходим существенный размер международных резервов.

Таблица 2.2 — Прогноз показателей денежной программы 2015-2019 гг.

Показатель

01.2015 (факт)

01.2016 (оценка)

01.01.

2017 г.

01.01.

2018 г.

01.01.

2019 г.

базовый

оптимистичный

базовый

оптимистичный

базовый

оптимистичный

Денежная база, трлн. руб., в т.ч.:

9,1

9,1

9,2

9,4

9,4

9,8

10,0

10,5

– наличные деньги в обращении (вне Банка России), трлн. руб.

8,8

8,7

9,0

9,2

9,4

9,8

10,0

10,5

– обязательные резервы, трлн. руб.

2

0,3

0,4

0,2

0,2

0,0

0,0

0,0

Чистые международные резервы, трлн. руб., в т.ч.:

20,7

20,6

20,9

21,8

21,3

23,0

21,6

24,1

– в млрд долларов США

368

366

372

387

378

408

384

429

Чистые внутренние активы, трлн. руб., в т.ч.:

-11,6

-11,5

-11,7

-12,4

-11,9

-13,2

-11,6

-13,7

— чистый кредит расширенному правительству

-10,3

-8,2

-6,3

-7,2

-5,4

-7,6

-5,5

-9,7

Чистый кредит кредитным организациям, трлн. руб., в т.ч.:

6,5

3,0

0,5

1,7

-0,9

2,0

-0,7

3,7

– валовой кредит кредитным организациям,

в том числе требования по операциям рефинансирования

7,4

8,6

4,4

5,1

2,0

2,7

3,2

3,9

0,7

1,4

3,6

4,3

1,0

1,7

5,3

6,1

– корреспондентские счета и депозиты

кредитных организаций в Банке России

-2,1

-2,0

-2,1

-2,1

-2,2

-2,2

-2,3

-2,3

Прочие чистые неклассифицированные активы

-7,7

-6,4

-5,9

-7,0

-5,6

-7,6

-5,5

-7,7

Банк России оценил нужный объем международных резервов на уровне около 500 млрд долларов США и планирует продолжение проведения операций покупки иностранной валюты для повышения размера международных резервов до определенного уровня.

Как до этого, Банк России не продолжит установку точного значения курса рубля, при достижении которого проведение указанных операций будет возобновлено или временно приостановлено.

При принятии решений о проведении операций покупки иностранной валюты и их размеров Банк России будет принимать во внимание тенденции в курсовой динамике, которые складываются под воздействием фундаментальных и конъюнктурных факторов, состояние российской экономики и платежного баланса.

В общем данные операции будут проводиться в малых размерах поступательно в течение дня так, чтобы не оказывать воздействия на внутридневную динамику курса рубля.

Опосредованное воздействие, которое интервенции для целей пополнения резервов окажут на курс национальной валюты в среднесрочной перспективе, продолжит приниматься во внимание при подготовке макроэкономических прогнозов и, далее, при принятии решений о размере ключевой ставки. Помимо этого, данные операции будут учитываться Банком России при принятии решений о размерах предоставления рублевой ликвидности банковскому сектору и не станут оказывать воздействия на эффективность управления процентными ставками.

Увеличение международных резервов до уровня 500 млрд долларов США потребует продолжительного времени и станет зависеть от развития ситуации по тому или иному сценарию. Операции по покупке иностранной валюты в целях пополнения международных резервов, как и операции валютного рефинансирования, направлены на достижение обеспечения стабильного функционирования финансового сектора, однако на разном временном горизонте.

Применение операций предоставления иностранной валюты нужно в наиболее острой фазе адаптации экономики к условиям ограниченного доступа на международные рынки капитала, а накопление необходимого уровня международных резервов позволяет повысить запас прочности для прохождения внешних шоков в будущем. При этом в связи с тем, что операции предоставления иностранной валюты проводятся на возвратной основе, в среднесрочной перспективе они не оказывают воздействия на уровень достаточности международных резервов, приводя только к краткосрочному уменьшению их объема.

В целях стимулирования отдельных сегментов кредитного рынка, развитие которых сдерживается структурными факторами, Банк России в 2016-2018 гг. также продолжит использовать специальные инструменты рефинансирования, в рамках которых средства предоставляются кредитным организациям по льготным процентным ставкам на длительные сроки.

Данные механизмы направлены на поддержку финансирования инвестиционных проектов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, экспортно ориентированных организаций, а также ипотечного кредитования. Банк России планирует осуществлять мониторинг и анализ эффективности специализированных механизмов и принимать меры, чтобы оптимизировать условия их применения. При этом Банк России по-прежнему станет ограничивать объемы предоставления средств в рамках этих программ, поскольку они не относятся к главным инструментам денежно-кредитной политики и их применение не должно снижать эффективность проводимой денежно-кредитной политики и препятствовать достижению цели по инфляции. Банк России планирует использовать специализированные инструменты рефинансирования до тех пор, пока на финансовом рынке не будут созданы условия для замещения программ стимулирования приоритетных сегментов экономики рыночными механизмами.

Таким образом, в предстоящий трехлетний период 2016-2018 гг. также станет продолжена работа в направлении усиления координации мер, принимаемых Банком России при выполнении функций, возложенных на него. Банк России планирует продолжить изучение каналов взаимного воздействия мер денежно-кредитной политики и политики по обеспечению финансовой стабильности в общем для обеспечения эффективности воздействия принимаемых мер.

Банк России продолжит стремления к интеграции количественных оценок этих взаимных воздействий в уже существующие прогнозные модели для их более полного учета при принятии дальнейших решений. Банк России планирует далее проводить полную оценку воздействия изменения нормативов на кредитную деятельность банков, операции Банка России и в общем на условия проведения денежно-кредитной политики.

Полученная информация позволит Банку России в случае необходимости обеспечить возможность адаптировать параметры инструментов денежно-кредитной политики к возникшим условиям.

Для повышения прозрачности проводимой денежно-кредитной политики, а также для обмена мнениями о ситуации в банковском секторе, экономике в общем и перспективах ее развития Банк России продолжит предпринимать дальнейшие шаги по расширению взаимодействия с кредитными организациями, банковскими ассоциациями, аналитиками и представителями научного сообщества.

Банк России планирует продолжить проводить регулярные встречи с экспертами банковского сектора, опросы кредитных организаций и банковских ассоциаций по наиболее актуальным вопросам денежно-кредитной политики и продолжит обеспечение финансовой стабильности.

Заключение

Таким образом, в первой главе данной курсовой работы были обобщены теоретические основы денежно-кредитной политики: раскрыты сущность денежно-кредитной политики, определены ее методы и цели.

Денежно-кредитная политика — важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Различают первичные, тактические и промежуточные цели денежно-кредитной политики. Методы денежно-кредитной политики государства можно классифицировать на прямые и косвенные, общие и селективные методы.

Во второй главе были отражены особенности денежно-кредитной политики в России: пути ее реализации в период 1990-2015 гг. и перспективы развития в 2016-2018 гг.

Можно выделить пять этапов в становлении денежно-кредитной политики в России:

  • 1990 – 1994 гг. (эмиссионный период);
  • 1995 – август 1998 г. (период относительной стабилизации);
  • август 1998 г. – 2008 г. (восстановительный период);
  • 2009 – август 2014 г. (период финансовой стабильности);
  • сентябрь 2014 г. – настоящее время (кризисный период).

Без изменения целей денежно-кредитной политики Центрального банка РФ, а также без определения четких приоритетов в деятельности главного банка государства успешность реформирования российской экономики и вывода ее на эффективный путь развития представляются весьма сомнительными.

В предстоящий трехлетний период 2016-2018 гг. также будет продолжена работа в направлении усиления дальнейшей координации мер, принимаемых Банком России при выполнении возложенных на него функций. Банк России продолжит изучение каналов взаимного влияния мер денежно-кредитной политики и политики по обеспечению финансовой стабильности в общем для обеспечения эффективности воздействия принимаемых мер. Банк России планирует проведение комплексной оценки влияния изменения нормативов на кредитную деятельность банков, операции Банка России и в общем на условия проведения денежно-кредитной политики.

Полученная информация даст возможность Банку России в случае нужности обеспечить возможность адаптировать параметры инструментов денежно-кредитной политики к возникшим условиям.

В целях повышения прозрачности проводимой денежно-кредитной политики, а также для обмена мнениями о ситуации в банковском секторе, экономике в общем и перспективах ее развития Банк России продолжит предпринимать дальнейшие шаги по расширению взаимодействия с кредитными организациями, банковскими ассоциациями, аналитиками и представителями научного сообщества.

Банк России продолжит проведение регулярных встреч с экспертами банковского сектора, опросов кредитных организаций и банковских ассоциаций по наиболее актуальным вопросам денежно-кредитной политики и обеспечения финансовой стабильности.

Список использованных источников доступен в полной версии, Приложение, Эволюция целей денежно-кредитной политики России в 1992–2015 гг.