Информационная система ОСАГО

ВВЕДЕНИЕ

В данном курсовом проекте производится разработка ИС для страховой компании «Энергогарант». Одним из видов страхования, которым занимается компания — это обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).

Благодаря развитой инфраструктуре вычислительной техники целесообразно автоматизировать данный вид деятельности.

Цель курсового проекта — выполнить начальное проектирование информационной системы выбранной предметной области. Разрабатываемая ИС должна поддерживать выполнение конкретной деятельности организации и обеспечивать выполнение набора функционально связанных операций, характерных для этой деятельности. В данном случае необходимо рассмотреть процесс страхования клиентов, выплат страхового возмещения и выполнить проектирование соответствующей ИС.

Для реализации данной цели перед выполнением курсового проекта были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть предметную область деятельности предприятия;
  • Изучить способы проектирования ИС и разработать модели данных различных видов;
  • Выполнить логическое и физическое проектирование ИС;
  • Подобрать подходящую архитектуру для рассматриваемой системы.

В первой главе курсового проекта производится сбор требований к ИС и разработка общей концепции системы. Во второй главе производится проектирование ИС на уровне моделей данных. Также в курсовом проекте затрагиваются вопросы, связанные с технической реализацией системы.

1 Формирование требований

В качестве темы для проектируемой информационной системы выбрана система обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) страховой компании «Энергогарант». Целью создания автоматизированной информационной системы по страхованию автогражданской ответственности является выдача страховых полисов ОСАГО клиентам компании, выдача страховых выплат при наступлении страхового случая, уменьшение временных затрат на поиск информации о клиенте, освобождение сотрудников от рутинной работы.

Ниже приводится описание процессов, которые выполняются сотрудниками страховой компании при выполнении их повседневных обязанностей по установленному законодательству.

Страхование:

  • консультации
  • прием заявлений на страхование;
  • досрочное прекращение страхования;
  • проверка документов;
  • оформление страхового полиса;
  • прием оплаты;
  • выдача страхового полиса;

Страховые выплаты:

7 стр., 3197 слов

Страховая деятельность компании ООО «Ренессанс Страхование»

... численность работников системы достигает 100 000 человек, в том числе более 65 000 агентов. Группа «Ренессанс Страхование» начала свою деятельность в 1997г. Компания основана международной ... быть только крупная страховая компания. Экономические потрясения, тенденции к концентрации и консолидации страхового отрасли вынуждают сотни компаний покидать рынок, оставляя своих клиентов на произвол судьбы. ...

  • прием заявлений на выплаты;
  • рассмотрение документов;
  • регистрация осмотра автотранспорта, имущества;
  • подготовка акта;
  • утверждение акта;
  • проведение страховых выплат.

Суть страхования автогражданской ответственности очень проста: страховая компания возмещает ущерб стороне, пострадавшей в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), если виновником этого ДТП является владелец страхового полиса.

Используемые документы и их описание:

Документы клиента – документы, удостоверяющие личность клиента и автотранспорта (паспорт собственника или представителя собственника, водительское удостоверение, ПТС или Свидетельство о регистрации, заявление о заключении договора ОСАГО).

Заявление для получения страховой выплаты по ОСАГО.

Страховой полис – документ, являющийся результатом заключения договора со страховой компанией и дающий право на получение выплат.

Акт осмотра – документ, подтверждающий факт осмотра транспортного средства при наступлении ДТП.

Документы на страховое возмещение – документы для получения выплат по ОСАГО:

  • заявление потерпевшего
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии
  • оригинал справки ГИБДД (форма №154)
  • копия протокола об административном правонарушении
  • копия постановления по делу об административном правонарушении
  • копия документов подтверждающих право собственности на поврежденное имущество (свидетельство о регистрации ТС, ПТС)
  • копия определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
  • расчетный счет потерпевшего с указанием реквизитов банка

1.2 Определение требований к ИС

В первую очередь необходимо описать входные и выходные данные разрабатываемой системы. Соответствующие типы данных будут описаны в разделе «Разработка функциональных моделей».

1.2.1 Входные и выходные данные системы

Входными данными для ИС являются:

  • Обращение клиента в страховую компанию;
  • Оплата;
  • Документы на страховое возмещение;
  • Результаты осмотра ТС.

Выходными данными ИС являются:

  • Отчеты по консультациям клиентов;
  • Договор заключенный с клиентом на страхование ТС;
  • Страховой полис;
  • Различные отчеты;
  • Выплата остатка денежных средств клиенту при досрочном закрытии страхового полиса;
  • Страховое возмещение клиенту в виде денежных средств.

Входными данными для компонента «Консультация клиента» являются:

  • Обращение клиента в страховую компанию.

Выходными данными компонента являются:

  • Сведения о потенциальном клиенте;
  • Отчеты по консультациям клиентов.

Входными данными для компонента «Работа с клиентом» являются:

5 стр., 2190 слов

База данных курсовых работ

... БД «Прокат автомобилей», в которой описываются данные об автомобилях, клиентах и прокатах. 1. Проектирование базы данных 1.1 Описание предметной области В рамках данной курсовой работы рассматривается предметная область «Прокат автомобилей». ...

  • Обращение клиента в страховую компанию;
  • Оплата.

Выходными данными компонента являются:

  • Договор заключенный с клиентом на страхование ТС;
  • Страховой полис;
  • Отчет о страховании ТС;
  • Выплата остатка денежных средств клиенту при досрочном закрытии страхового полиса;
  • Отчет о досрочно закрытом страховом полисе.

Входными данными для компонента «Страховые выплаты клиенту» являются:

  • Обращение клиента в страховую компанию;
  • Документы на страховое возмещение;
  • Результаты осмотра ТС.

Выходными данными компонента являются:

  • Отчеты о ДТП;
  • Страховое возмещение клиенту в виде денежных средств.

1.2.2 Функции системы

Также необходимо перечислить функции разрабатываемой системы:

Консультация клиента:

  • Занесение информации о потенциальном клиенте;
  • Занесение информации о вопросах и ответах;
  • Занесение информации о проведенной консультации;
  • Работа с занесенной информацией;
  • Работа с готовыми ответами на вопросы;
  • Получение отчетов по различным консультациям.

Работа с клиентом:

  • Занесение информации о клиенте его документах на транспортное средство;
  • Оформление договора на страхование ТС;
  • Оформление страхового полиса ОСАГО;
  • Редактирование имеющимися данными в системе;
  • Получение отчетов о застрахованных ТС;
  • Занесение данных об оплате;
  • Досрочное закрытию страхового полиса;
  • Расчет остатка для выплаты клиенту при досрочном закрытии страхового полиса.
  • Получение отчетов о преждевременно закрытых страховых полисах.

Страховые выплаты клиенту:

  • Регистрация документов на страховое возмещение;
  • Регистрация данных о ДТП;
  • Редактирование имеющейся информации о ДТП;
  • Получение отчетов о ДТП.

1.2.3 Пользователи системы

Пользователями системы являются:

  • Страховые агенты – сотрудники компании, чья работа заключается в консультации клиентов, заключении договоров о страховании, оформлении полисов ОСАГО, так же работа связанная с прекращением страхования, рассмотрением страховых случаев;
  • Начальство компании (генеральный директор, ответственны страховой агент) – сотрудники компании, чья работа заключается в проверке отчетности компании, разрешении сложных ситуаций по страховым выплатам, прием на работу новых сотрудников;
  • Бухгалтера – сотрудники компании, чья работа заключается в выплате заработной платы сотрудникам компании, приеме оплаты за страхование ТС, выплате страхового возмещения и других финансовых операциях компании.

1.2.4 Формирование концепции системы

Для того чтобы определить архитектуру разрабатываемой ИС сформулируем следующие допущения:

1) Пусть организация, использующая данную систему, имеет малые размеры:

  • страховые агенты – 5 человек;
  • начальство компании – 2 человека;
  • бухгалтера – 2 человека.

2) Помещение компании расположено в 1 здании в котором и работает данный штат сотрудников.

7 стр., 3327 слов

Разработка информационной системы «Страховая компания»

... информационная система [Электронный ресурс],http://gendocs.ru/v32574/%D1%80 Цель курсовой работы - разработка автоматизированной информационной системы «Страховая компания». Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: проанализировать предметную область; спроектировать базу данных «Страховая компания»; осуществить доступ к данным; реализовать базу данных ...

Таким образом, разрабатываемая система должна поддерживать работу с различными типами пользователей.

Для реализации системы целесообразно использовать архитектуру клиент-сервер с выделенным сервером БД.

Обобщённая архитектура ИС приведена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Обобщённая архитектура ИС

На сервере предполагается использование операционной системы Windows 2003 Server или выше и SQL сервера Firebird. На клиентских машинах может использоваться любая операционная система семейства Windows, но для большей надёжности и удобства работы предполагается использовать Windows XP.

1.3 Выводы

В первой главе курсового проекта выполнены следующие этапы создания ИС:

  • дано описание предметной области и определены требования к ИС;
  • определен круг предполагаемых пользователей ИС;
  • определен список необходимых функций системы;
  • определена предполагаемая архитектура ИС.

2 Разработка функциональных моделей

Графическое представление функциональных моделей IDEF0, IDEF3, DFD для проектируемой информационной системы разрабатывается в нотации пакета BPwin 2.5.

Так как при проектировании данной ИС модели используются совместно, то нет необходимости описывать каждую модель подробно. Для изображения модели IDEF0 используются два типа элементов: блоки и стрелки.

Блок обозначает функцию (действие) в моделируемой системе. В соответствии с этим для наименования блока используется глагол или отглагольное существительное, возможно уточняемое существительным (например, «Зарегистрировать заявку» или «Регистрация заявки»).

Стрелки моделируют разные типы информационных и неинформационных потоков и воздействий, связанных с блоком. Определены 4 основные типа стрелок, совместно обозначаемые аббревиатурой ICOM:

  • I (Input) – входные стрелки,
  • C (Control) – стрелки управления,
  • (Output) – стрелки выхода,
  • M (Mechanism) – стрелки механизма исполнения.

2.1 Модель IDEF0

Контекстная диаграмма модели IDEF0 представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 — Контекстная диаграмма IDEF0

На вход системы поступают:

  • Обращение клиента – это вопросы клиента по приходу в страховую компанию, так же это информация о клиенте и его документах;
  • Оплата – это денежные средства, которые клиент вносит в кассу страховой компании за оформление полиса ОСАГО.
  • Документы на страховое возмещение – это набор документов необходимых для выплаты страхового возмещения клиенту;
  • Результаты осмотра ТС – специальный акт особого образца, составленный инспектором при осмотре ТС попавшего в ДТП и направленного на независмую экспертизу.