Экологическое страхование (4)

Курсовая работа

Тема данной работы: «Экологическое страхование».

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что сегодняв России, согласно статистике, в экологически нездоровой обстановке проживает около 70 млн. человек. Площадь экологически неблагоприятных районов составляет 2 млн. кв. км, что равняется десятой части всего земельного фонда России. По данным экологов, в таких районах проявляются четко выраженные признаки деградации природной среды, продолжается устойчивый процесс загрязнения окружающей среды и снижения продуктивности природных ресурсов, растет заболеваемость населения, увеличивается смертность

В нерыночной системе хозяйствования возмещение ущерба причиненного окружающей среде и здоровью населения в основном осуществлялось государством, которое выделяло средства из бюджета на восстановление здоровья граждан, ликвидацию последствий техногенных катастроф, стихийных бедствий и другие аналогичные цели. Система страхования играла вспомогательную роль. Однако в настоящее время государство не может, да и не должно обеспечивать полного возмещения ущерба, причиненного гражданам, здоровью населения, окружающей среде предприятиями-источниками повышенной опасности. Важно найти другие источники покрытия ущерба, нежели средства бюджетов различных уровней, экологических фондов, собственных средств предприятий. Страхование имеет, в сравнении с ними, особенные преимущества, что подтверждается всей мировой практикой.

Цель работы заключается во всестороннем изучении экологического страхования

1. Понятие и виды экологического страхования

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба окружающей среде и здоровью граждан обусловленного технологи­ческой аварией или катастрофой получило название экологического страхования. Экологическое страхование представляет собой систему отношений, возникающих в процессе антропогенной (производственной) деятельности между страховщиком и страхователем по предупреждению ущерба и его возмещению в случае аварийного загрязнения окружающей среды. Экологическое страхование – особый, наиболее сложный вид страхования, имеющий свою специфику и являющийся достаточно эффективным экономическим механизмом, который благоприятно сочетает в себе возможность проведения превентивных мер, направленных на недопущение экологических аварий, при одновременном создании стабильных страховых фондов денежных средств, служащих финансовым гарантом покрытия ущерба на случай аварийного загрязнения окружающей среды .

13 стр., 6359 слов

Страхование экологических рисков

... окружающей среды (Т.В. Петрова), охраны окружающей среды в промышленности (В.В. Круглов) и других. Все это и обусловило выбор цели курсового исследования. Ею является разработка теоретических положений о понятии страхования экологических рисков, ... понятия страхования экологических рисков и классификации его видов; 2) выделить подходы к определению системы страховых экологических рисков; 3) ...

Цель экологического страхования образование страховых фондов для предупреждения экологических аварий и катастроф; возмещения убытков, причиненных юридическим и физическим лицам вследствие загрязнения окружающей среды.

Субъектами экологического страхования могут быть физические и юридические лица, а в качестве объекта экологического страхования можно рассматривать любой экологический риск загрязнения окружающей среды и потенциального экономического ущерба, причиняемого загрязнением производственными, бытовыми и другими отходами, транспортными средствами, а также загрязнением при :

  • действие и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов;
  • применении средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных химических веществ и других препаратов;

  • использовании и создании новых биологически активных веществ и предметов биотехнологии;

    • действии акустических, электромагнитных, ионизирующих и других вредных физических факторов;

  • выбросах радиоактивных веществ;

    • транзитной транспортировке и размещении экологически опасных материалов;

  • проведении фундаментальных и прикладных научных разработок;

  • внедрении импортного оборудования с повышенной экологической опасностью.

  • Исходя из целевой установки экологического страхования, можно определить следующие его основные функции :

    1. Формирование экологической ответственности физических и юридических лиц за результаты антропогенной деятельности как важнейшей составляющей экологической культуры населения.

    2. Стимулирование противоаварийных мероприятий за счет дифференциации страховых тарифов и денежных выплат предприятиями за безаварийную работу.

    3. Обеспечение компенсационных гарантий пострадавшим независимо от финансового положения предприятия — виновника аварийного загрязнения окружающей среды.

    4. Обеспечение устойчивости финансового положения предприятия при необходимости возмещения ущерба пострадавшим от аварийного загрязнения окружающей среды и затрат на восстановление собственного производства.

    5. Обеспечение реализации правовых гарантий экологической защиты физических и юридических лиц за счет сформированных страховых фондов.

      5 стр., 2316 слов

      Страхование экологических рисков: опыт развитых стран и России

      ... исключению страхования экологических рисков из договоров страхования общей ответственности и переходу к страхованию всех рисков, связанных с загрязнением окружающей среды, только в рамках договоров экологического страхования. К ... окружающую среду, многие из них не укладываются в установленные для них нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов вредных веществ. Экологическое страхование ...

    2. Формы экологического страхования

    В Российской Федерации осуществляется обязательное и добровольное экологическое страхование.

    II Обязательное экологическое страхование

    В соответствии с Федеральным Законом « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

    Целью проведения данного вида страхования является защита имущественных интересов страхователя на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте.

    Федеральный Закон « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относит к категории опасных производственных объектов объекты, на которых:

    1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

    • а) воспламеняющиеся вещества — газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
    • б) окисляющие вещества — вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно — восстановительной экзотермической реакции;
    • в) горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
    • г) взрывчатые вещества — вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

    д) токсичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

    е) высокотоксичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели

    ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, — вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

    2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

    3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

    4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

    5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

    Страховщиками по договору обязательного экологического страхования являются юридические лица любой организационно — правовой формы, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте. Страховщик выступает от имени и по поручению страхователя в отношениях, связанных с возмещением причиненного вреда; по поручению страхователя принимать на себя ведение дел в судебных и арбитражных органах от его имени, а также делать от его имени заявления в отношении предъявленных третьим лицом исковых требований.

    5 стр., 2293 слов

    Страхование опасных производственных объектов

    ... отходов. Организация страхования Страховые суммы в данном виде страхования устанавливаются согласно закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в зависимости от характера опасного производственного объекта. Если на ...

    Страхователями выступают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты и обязанные согласно требованиям Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» иметь лицензию на право эксплуатации конкретного опасного производственного объекта.

    Объектом экологического страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем опасном производственном объекте.

    Страховым случаем признается нанесение ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем и указанном в договоре страхования опасном производственном объекте, и подтвержденное соответствующим решением суда.

    Аварией на опасном производственном объекте признается разрушение сооружения и (или) технического устройства, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс, сброс, разлив опасных веществ и произошедшие в период действия лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта и действия договора страхования. Определение технических характеристик аварии, ее обстоятельств, причин и последствий устанавливается в соответствии с действующими нормативными документами, регулирующими технические вопросы эксплуатации опасного производственного объекта, актом технического расследования причин аварии, заключениями федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, других специализированных экспертных организаций.

    Страховая премия (плата за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику) исчисляется исходя из размера установленных договором страховых сумм, тарифных ставок. Тарифные ставки устанавливаются страховщиком на основании примерных тарифных ставок , с учетом условий и объемов производства, местонахождения опасного производственного объекта, других факторов его эксплуатации, получения, использования, переработки и хранения на объекте опасных веществ в определенных объемах, степени страхового риска и иных условий объекта страхования.

    Надо сказать, что структура страховых взносов такова, что часть ее предусматривает расходы на проведение предупредительных мероприятий с целью недопущения наступления неблагоприятных (страховых) событий. В соответствии с установленным Министерством финансов Российской Федерации порядком страховая организация формирует в размере 5% от собранных страховых платежей предусмотренный в структуре страховых тарифов по данному виду страхования резерв предупредительных мероприятий. Средства резерва предупредительных мероприятий должны направляться на участие в финансировании:

    13 стр., 6154 слов

    Экологическое страхование

    ... премий). Страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба окружающей среде и здоровью граждан обусловленного технологической аварией или катастрофой получило название экологического страхования. Экологическое страхование представляет собой ...

    • разработки информационного обеспечения системы страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, создания банков данных опасных производственных объектов, банков данных аварий и инцидентов;
    • проведения научно — исследовательских работ в области обеспечения промышленной безопасности, предупреждения аварий, уменьшения причиняемого вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде, предусмотрев в их числе анализ страховых случаев и факторов риска;
    • осуществления мероприятий, направленных на снижение риска аварий и повышение уровня промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости застрахованных опасных производственных объектов.

    Минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте определяются в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и зависит от количества и вида опасных веществ используемых в производстве.

    Страховая выплата производится на основании вступившего в законную силу решения суда, принятого по искам третьих лиц, предъявленных в течение трех лет с момента аварии на опасном производственном объекте. Размер страховой выплаты (страхового возмещения) определяется страховщиком на основании акта технического расследования причин аварии, судебных решений и других материалов, содержащих данные о размере причиненного вреда. Страховая выплата производится на основании письменного заявления страхователя, составляемого по утвержденной страховщиком форме. Страховая выплата осуществляется в пределах установленных страховых сумм, указанных в договоре страхования (полисе).

    В зависимости от последствий аварии в сумму возмещаемого ущерба включается:

    1) Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества потерпевшего.

    2) Возмещение причиненного вреда жизни и здоровью:

    • заработок, которого потерпевшее лицо лишилось вследствие потери трудоспособности;
    • дополнительные расходы, необходимые для восстановления здоровья потерпевшего;
    • часть заработка, которого в случае смерти потерпевшего лишились лица, состоящие на его иждивении или имеющие право на получение от него содержания;
    • расходы на погребение потерпевшего в случае его смерти.

    3) Возмещение причиненного вреда окружающей природной среде (загрязнение земли, ее недр, поверхностных и подземных вод).

    Размер ущерба, причиненного жизни, здоровью, имуществу и окружающей природной среде, определяется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законодательными и правовыми актами.

    III Договор обязательного экологического страхования.

    Прежде чем заключить договор экологического страхования организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, организуют идентификацию опасных производственных объектов. Идентификация опасных производственных объектов может осуществляться страхователем по соглашению со страховщиком либо в рамках экспертизы промышленной безопасности экспертной организацией, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Целью идентификации опасных производственных объектов является определение типа и количества каждого типа опасных объектов в составе организации страхователя. По окончании идентификации составляются идентификационные листы учета опасных производственных объектов, которые представляются в страховую организацию. Страховые организации используют данные идентификационных листов для определения размера страховой суммы и страхового тарифа по договору страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. На основании идентификации опасных производственных объектов и в соответствии с правилами страхования страховая организация заключает с организацией — страхователем договор страхования риска ответственности.

    4 стр., 1873 слов

    Сущность страхования в строительной области

    ... строительной и реставрационной деятельности как фактора повышения безопасности Страхование архитектурной, строительной и реставрационной деятельности осуществляется по имущественному виду страхования, так как основой страхования в данных сферах является объект, который подвергается строительным, реставрационных и ...

    В договоре определяются: порядок перечисления взносов, их размер, срок действия договора экологического страхования, размер страховой суммы, права и обязанности страхователя и страховщика, вступление договора в силу и другие существенные положения.

    Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при предъявлении страхователю основанного на вступившем в силу судебном решении требования третьего лица (лиц) о возмещении причиненного страхователем при эксплуатации опасного производственного объекта вреда жизни, здоровью или имуществу третьего лица (лиц) и окружающей природной среде выплатить предусмотренное страховое возмещение в пределах установленной договором страховой суммы. Для заключения договора экологического страхования страхователь подает страховщику подписанное заявление на бланке установленной страховщиком формы. В заявлении страхователь обязан указать точные и полные сведения в соответствии с поставленными страховщиком вопросами. К заявлению о страховании страхователь прилагает заключение экспертизы промышленной безопасности, содержащее, в частности, требуемую федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, идентификацию опасного производственного объекта, эксплуатируемого страхователем. При заключении договора экологического страхования страховщик вправе произвести самостоятельно или посредством независимой экспертизы объекта страхования в целях определения степени страхового риска, в частности, ознакомиться с состоянием и условиями эксплуатации опасного производственного объекта, соответствующей документацией.

    Договор экологического страхования заключается сроком на один год путем составления единого письменного документа и страхового полиса и вступает в силу с момента поступления на счет страховщика единовременной страховой премии или ее первого рассроченного страхового взноса.

    IV Добровольное экологическое страхование.

    По договору добровольного экологического страхования страхования страховая организация (страховщик) представляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей природной среды на территории Российской Федерации.

    38 стр., 18696 слов

    Экологическое налогообложение в России

    ... 3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за их нарушение. [1] Следует отметить, что экологическая функция государства существовала практически на всех ... Поэтому необходимы своевременное исследование и теоретическая разработка финансовых вопросов охраны окружающей среды. Отметим, что российское законодательство о налогах и сборах, природоресурсное ...

    Страхователями выступают предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории Российской Федерации.

    Объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

    Страховое событие (случай) — внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

    Договор экологического страхования заключается сроком на один год с последующей пролонгацией его, которая оформляется соответствующим протоколом, являющимся неотъемлемой частью договора страхования. При заключении договора экологического страхования страховщик производит непосредственный осмотр предприятия.

    Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя произвольной формы и анкеты, в которой учитываются следующие реквизиты:

    1. Наименование, адрес и телефон страхователя или должностных лиц, характер экологического риска, размер занимаемых помещений;

    2. На основании данных бухгалтерского учета и отчетности объем годового оборота в денежном выражении; планируемый годовой оборот;

    3. Сведения о производственной деятельности предприятия — общий срок функционирования предприятия, род его деятельности, данные о проводимых обследованиях на предмет загрязнения предприятием окружающей природной среды;

    4. Данные об окружающей природной среде — численность и плотность населения, характер использования площадей (под жилье, сельское хозяйство, леса, общественный транспорт и т.д.), характер почвы, наземных и подземных вод, берется ли вода из местных естественных источников.

    5. Сведения о характере производственного процесса, используемых видах сырья и материалов, производимой продукции;

    6. Сведения об основных выбросах и отходах (их тип, объем, методы удаления, в течение каких сроков осуществляется), методах контроля за состоянием окружающей среды, установленных нормативах допустимого загрязнения;

    7. Степень подверженности риску краткосрочных и длительных выбросов, предпринимаемые меры по их предотвращению, возможности для локализации и уменьшения последствий; предполагаемые размеры ущерба;

    8. Данные о нарушении предприятием требований, связанных с охраной окружающей среды — как часто превышаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ, были ли случаи наказания за загрязнение окружающей среды и предъявления исков.

    На основании представленных данных решается вопрос о приеме на страхование и рассчитываются страховые платежи. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия. На основании данных об уплате платежей страхователю выдается страховое свидетельство (полис).

    11 стр., 5148 слов

    Экологическое страхование

    ... загрязнение окружающей среды в рамках страхования общей ответственности; страхование ответственности только за аварийное (внезапное) загрязнение окружающей среды в рамках страхования общей ответственности; страхование ответственности за аварийное (внезапное) и постепенное загрязнение окружающей среды в рамках экологического страхования. В ...

    Страховая сумма, определяемая для экологического страхования, это размер годового оборота предприятия. Под годовым оборотом понимается выручка от реализации продукции и оказания услуг, а также проведения каких-либо побочных операций (без налога на добавленную стоимость).

    Страховые платежи (премии) исчисляются путем умножения годового оборота предприятия в стоимостном выражении на тарифную ставку. Страховые платежи первоначально взимаются исходя из ожидаемого (планируемого) годового оборота, а по окончании года делается перерасчет с учетом фактических результатов деятельности страхователя.

    Тарифные ставки дифференцируются в зависимости от отрасли производства, в которой работает предприятие, пожелавшее заключить договор экологического страхования. Ставки также дифференцируются внутри одной отрасли в зависимости от степени риска производственного процесса и проведения превентивных мероприятий на каждом отдельно взятом предприятии.

    Условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза).

    Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску, по серии исков, вытекающих из одного страхового случая.

    Выплаты в счет лимитов ответственности относятся на тот период действия договора, когда иск о выплате возмещения был предъявлен страхователю или когда страхователь впервые осознал обстоятельства, послужившие толчком к предъявлению иска.

    При причинении вреда нескольким физическим или юридическим лицам на сумму выше лимита ответственности страховщика, возмещение каждому из потерпевших (в случае если иски ими предъявлены одновременно) выплачивается в пределах лимита в сумме, пропорциональной объему вреда, причиненного каждому из этих лиц.

    Франшиза или собственное участие страхователя в оплате убытков устанавливается, как правило, в твердой сумме. Она может быть установлена как для всех, так и для отдельных видов ущерба чаще всего по каждому иску (или каждому страховому случаю).

    При этом может применяться так называемая безусловная франшиза, при которой выплата страхового возмещения во всех случаях осуществляется в размере разницы между суммами ущерба и франшизы. Любые лимиты ответственности в этом случае устанавливаются сверх сумм франшиз, которые не входят в сумму лимита.

    Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством и определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном порядке. Страховое возмещение включает в себя: компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды; расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем; связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика.

    4 стр., 1620 слов

    Страхование в Нижегородской области (обзор рынка)

    ... на территории РФ от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы РФ, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, ... капитала на рынке страховых услуг. Сегодня емкость российского перестраховочного рынка не позволяет надежно защитить такие крупные риски, как экологические, авиационные, ...

    Страхователь по согласованию со страховщиком может направлять оговоренную в договоре страхования часть страховой премии на целевое финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по повышению экологической безопасности объектов страхования.

    Страхователю, который в течение двух и более предыдущих лет без перерыва заключал договоры экологического страхования, и если по этим договорам не производилась выплата страхового возмещения, предоставляется скидка с платежа (премии) при заключении нового договора на последующий срок.

    3. Значение экологического страхования

    На уровне субъектов РФ экологическое страхование развивается в двух направлениях. Суть первого — в нормотворческой и координирующей деятельности по экологическому страхованию законодательных и исполнительных органов специальной компетенции субъектов РФ (природоохранительно-ресурсовых органов, региональных инспекций страхового надзора Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ и т. п.).

    Второе направление связано с проведением эксперимента по проведению обязательного и добровольного экологического страхования страховщиками в российских регионах.

    В рамках первого направления во многих субъектах РФ был разработан ряд нормативных правовых актов.

    На территории Липецкой области действует целевая комплексная программа «О защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 1997 год и на период до 2000 года», утвержденная постановлением Областного собрания депутатов от 20 мая 1997 г. N 982-ПС. В пункте 28 названной программы говорится: «В связи с невозможностью полного покрытия нанесенного материального ущерба предприятиям, учреждениям, организациям и населению от чрезвычайных ситуаций за счет бюджета, проводить во взаимодействии со страховыми компаниями, главами администраций работу по их страхованию от последствий аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий, а также объектов риска (химически-, газо-, взрыво-, пожароопасных объектов)».

    В Республике Марий Эл принято постановление Правительства Республики от 1 июля 1997 г. N 240 «Об организации работ по декларированию безопасности промышленных предприятий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера и экологическому страхованию объектов повышенной опасности», а Министерство экологии и природопользования той же республики во исполнение приказа Комитета по охране окружающей среды РФ от 5 ноября 1997 г. N 486 подготовило перечень предприятий в соответствии с приложением N 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    В Московской области издано постановление ее губернатора от 16 января 1998 г. N 10-ПГ «О координационном совете по страхованию ответственности организаций — источников повышенной экологической и радиационной опасности за загрязнение окружающей природной среды в Московской области» и сформирована рабочая группа по подготовке нормативных правовых актов Московской области в целях проведения страхования ответственности организаций — источников повышенной экологической и радиационной опасности.

    В Нижегородской области приняты Закон от 20 августа 1998 г. N 83-З «Об экологическом страховании в Нижегородской области» и постановление губернатора Нижегородской области от 22 декабря 1997 г. N 353, утвердившее Положения «Об аварийных комиссарах по экологическим рискам в системе экологического страхования», «О Нижегородском областном фонде экологического страхования», «О порядке проведения конкурса на участие в экологическом страховании в Нижегородской области».

    В г. Саратове принято постановление администрации города от 9 апреля 1996 г. N 139 «О проведении эксперимента по развитию экологического страхования в г. Саратове», а также утвержден перечень экологически опасных предприятий, на которые распространяется процедура экологического страхования.

    На территории Тамбовской области действует Закон «Об охране окружающей природной среды Тамбовской области», принятый Областной думой 29 марта 1996 г. В статье 34 этого акта предусматривается, что одним из методов экономического регулирования природопользования является экологическое страхование. Кроме того, принято постановление администрации области от 23 июля 1997 г. N 459 «О мерах по развитию страхования в области», утвердившее список химических и взрывопожароопасных объектов Тамбовской области, которым (по данным главного управления по делам ГО ЧС) следует руководствоваться в работе по проведению экологического страхования.

    В Ульяновской области принят Закон от 25 марта 1997 г. N 005 «Об экологическом страховании в Ульяновской области».

    В Татарстане на основании постановления кабинета министров Республики Татарстан N 148 «О совершенствовании защиты населения и территории Республики Татарстан от промышленных аварий и катастроф» утвержден реестр потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения, владельцы которых обязаны оформлять страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, окружающей среде.

    В отличие от других субъектов РФ в Татарстане в перечень источников повышенной опасности кроме потенциально опасных производственных объектов были включены и объекты жизнеобеспечения (водоснабжения, газоснабжения и т.п.) *(8) . Кроме того, из-за отсутствия законодательных критериев отнесения того или иного объекта к источникам повышенной опасности все регионы включают в перечень источников повышенной опасности свои группы объектов. Это химические, взрывопожароопасные, радиационные объекты, объекты размещения токсичных отходов и т.п.

    В Удмуртской Республике в целях реализации Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» принято распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 14 октября 1998 г. N 324-р, которое обязывает руководителей предприятий всех форм собственности осуществлять страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. В постановлении Правительства Удмуртской Республики от 11 октября 1999 г. N 979 «Об утверждении концепции государственной политики Удмуртской Республики в области страхования на 1999-2000 годы и Плана основных мероприятий по реализации концепции Государственной политики Удмуртской Республики в области страхования на 1999-2000 годы» предусмотрено внедрение экологического страхования в области обязательного страхования ответственности предприятий — источников повышенной опасности.

    Однако в некоторых регионах экологическое страхование заканчивалось, так и не начавшись. Так, в Краснодарском крае было принято постановление администрации Краснодарского края от 23 сентября 1996 г. N 538 «О проведении эксперимента по внедрению экологического страхования на территории Краснодарского края». Но в ходе эксперимента ввиду отсутствия утвержденных в установленном порядке правил экологического страхования осуществление данного эксперимента было приостановлено.

    Анализ всех региональных правовых актов нормативного и ненормативного характера позволяет сделать следующий вывод: под экологическим страхованием все законодатели понимают страхование гражданской ответственности предприятий, создающих повышенную экологическую опасность.

    Раскрывая второе направление опыта регионов по экологическому страхованию, назову хотя бы некоторые региональные компании, занимающиеся страхованием экологических рисков: ОАО СК «Астра», СК «Иж-Астро», Межбанковская региональная страховая компания (г. Ижевск), «Эко-сфинкс» (г. Санкт-Петербург), «Мегус» (Екатеринбург), СК «Итиль», Нижегородский фонд экологического страхования, Волгоградский центр экологического страхования, Саратовский страховой фонд экологической безопасности и др.

    Деятельность российских страховщиков определена стандартно: предоставление страховой защиты по договорам страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде. Большая часть страховщиков в России оказывает услуги в области страхования гражданской ответственности, но есть и иные услуги — такие, как страхование от несчастных случаев и болезней, от огня и других опасностей промышленных и коммерческих предприятий и т. п.

    На практике многие страховые компании не рассматривают экологическое страхование как отдельный вид страховой деятельности, а определяют систему экологических рисков в системе видов страхования, закрепленных в ГК РФ. Некоторые страховщики под страхованием гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности подразумевают комплексное страхование экологических рисков.

    Такая тенденция обусловлена достаточно спорной позицией Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ в вопросе определения экологического страхования как одного из видов страхования ответственности. В тексте ответа Департамента на запрос Комитета по охране окружающей среды Удмуртской Республики говорится: «Нормативными документами не определено понятие «экологическое страхование». В настоящее время данный вид страхования проводится на добровольной основе. В связи с чем, в зависимости от предполагаемого объекта страхования, перечня страховых случаев (рисков) и, учитывая, что данное страхование направлено на возмещение вреда, причиненного третьим лицам в результате неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду, «экологическое страхование» в России может быть отнесено к одному из видов страхования ответственности, предусмотренных Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/08.

    Основная проблема состоит в том, каким образом построить систему экологических рисков, классифицировать их. В настоящее время законодательство не содержит перечня экологических рисков, поэтому на практике (в процессе проведения в российских регионах эксперимента по экологическому страхованию) многие страховщики не имеют единой позиции в определении системы экологических рисков. Страховщики предоставляют страховую защиту по договорам страхования тем предприятиям, которые по роду своей деятельности относятся к предприятиям — источникам повышенной опасности или эксплуатируют опасные производственные объекты. Но здесь возникает вопрос об определении понятий «источник повышенной опасности» и «опасный производственный объект», так как для отнесения предприятий к упомянутым группам необходимы четкие критерии.

    Изучение регионального опыта экологического страхования приводит к следующим выводам.

    Органы государственной власти субъектов РФ идут по пути наименьшего сопротивления и понимают под экологическим страхованием только страхование гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности (хотя здесь можно рассматривать и виды страхования имущества, жизни и здоровья физических лиц).

    Отсутствуют четкие критерии отнесения хозяйственных (промышленных, производственных) объектов к источникам повышенной опасности, поэтому наблюдается отсутствие единообразия в реестрах (перечнях) источников повышенной опасности различных субъектов РФ.

    Акцент делается на объекте страхового правоотношения, коим является имущественный интерес сторон страхового договора. Следствием становится игнорирование одного из объектов страхования — экологического риска.

    Ни в одном нормативном правовом акте нет четкого определения экологического страхования, в которое не включается страхование гражданской ответственности, не говоря уже о страховании имущества, жизни и здоровья. Критериями при определении экологического страхования могут выступать: экологические риски (такие как экологическая авария, пожар, взрыв, наводнения, землетрясения, обвалы и т. п.), перечень источников повышенной опасности либо (на уровне субъекта РФ) перечень предприятий или деятельности, подпадающей под действие Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    Основными принципами создания региональной системы экологического страхования должны стать следующие:

    • а) территориально-ведомственный принцип отбора участников системы;
    • б) выход системы на межведомственный уровень в целях расширения состава ее участников и задействования их финансово-экономических и организационных возможностей;
    • в) осуществление страховых операций на всех этапах жизненного цикла предприятий-страхователей, установок, агрегатов, образцов, начиная от технико-экономических обоснований и экологического обоснования лицензий на виды деятельности, оценки воздействия на окружающую среду, государственной экологической экспертизы, проведения экологического аудита и т.

    п.;

    • г) реализация различных видов экологического страхования;
    • д) включение в состав участников системы юридических и физических лиц-собственников (или пользователей) природных ресурсов — объектов охраны окружающей природной среды, заинтересованных в страховой защите указанных объектов;
    • е) наращивание финансовых и технических (страховых) возможностей региональной системы экологического страхования путем организации ее взаимодействия с другими региональными системами страхования в Российской Федерации;
    • ж) создание страховых пулов, осуществление перестрахования, взаимного страхования, сострахования, так как особенность экологического страхования заключается в огромных масштабах ущерба вследствие наступления страховых событий.

    А для финансовой устойчивости страховщиков при принятии на себя крупных рисков необходимо объединение их денежных средств;

    • з) рассмотрение экологического страхования в качестве природоохранного мероприятия в связи с тем, что оно направлено прежде всего на повышение эффективности регулирования последствий негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, снижение риска возникновения и предотвращения аварийных ситуаций;

    — и) проведение зачетов страховых взносов (премий), уплачиваемых по договорам экологического страхования, в счет платежей за загрязнение окружающей среды. Для этого в субъектах Российской Федерации необходимо разработать и утвердить соответствующий порядок зачета.

    Заключение

    Несмотря на объективные трудности, обусловленные сложностью реформирования экономики России, развитие системы экологического страхования характеризуется высокой динамикой. Показатели состояния страхового рынка свидетельствуют о том, что в Российской Федерации заложены основы экологического страхования.

    Тем не менее оно еще не заняло надлежащего положения в национальной системе страхования . Финансовые возможности национальных страховых компаний по покрытию таких крупных убытков как убытки причиненные здоровью граждан и окружающей среде в результате техногенных аварий и катастроф остаются низкими.

    Большинство страховых организаций, осуществляющие экологическое страхование особенно в регионах России, испытывают серьезные трудности с обеспечением профессионально подготовленными кадрами, отвечающими современным требованиям ведения страховых операций.

    Отрицательно сказывается на развитии экологического страхования отсутствие мер стимулирования предприятий к более широкому использованию возможностей экологического страхования для защиты своих имущественных интересов.

    Для дальнейшего развития экологического страхования необходимо создать эффективную страховую систему которая смогла бы обеспечить реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате техногенных аварий и катастроф за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет, необходимо обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы экологического страхования; проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг; развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков; совершенствование нормативной базы страховой деятельности; поощрение различных форм объединения страховщиков в целях реализации крупных страховых проектов. Необходимо обеспечить координацию законотворческой работы в области экологического страхования и профессиональную экспертизу разрабатываемых законопроектов и нормативных документов. Особое внимание следует обратить на создание системы подготовки кадров страховщиков и всемерное развитие страховой науки.

    Ключевым моментом структурной политики на рынке страховых услуг является оптимизация пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования. Необходимо создать систему штрафов и поощрений при которой загрязнять окружающую среду станет экономически невыгодно, а экологическое страхование станет важнейшим механизмом защиты окружающей среды а так же интересов граждан и предприятий.

    Задача 1

    Решением главного санитарного врача города директор завода «Электрокабель», его заместитель, главный механик и главный инженер были подвергнуты штрафу в размере десятикратного ежемесячного оклада каждый за превышение заводом установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ и причинение вреда здоровью граждан.

    Кроме тог, материалы на виновных лиц были направлены в прокуратуру для привлечения виновных к уголовной ответственности по ст.250.

    При каких условиях лица, виновные в совершении административного экологического правонарушения могут быть привлечены к уголовной ответственности.

    В чем состоит ограничение экологического преступления по ст.250 от аналогичного состава экологического административного поступка по КоАП РФ?

    Решение

    Основанием привлечения к уголовной ответственности является наличие состава преступления в деяниях совершивших противоправные действия (директора завода, заместителя, главного механика и главного инженера).

    Основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 250 УК РФ является «Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству».

    Если в результате проверки материалов прокуратурой будет установлено, что данные деяния повлекли причинение существенный вред животного, растительному миру или иным объектам природы, виновные должны быть привлечены к уголовной ответственности.

    Задача 2

    По решению администрации нескольким сельхозкооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам были выписаны билеты на сенокошение и заготовку сена на территории государственного природного заповедника. Несмотря на протесты дирекции заповедника, было произведено сенокошение на заповедной территории общей пл. 10 га.

    В результате такого вмешательства в природу заповедника оказался нарушенным естественный заповедный режим, уничтожен на большой территории уникальный растительный и животный мир этого природного комплекса, причинен экономический и экологический вред.

    Объясните порядок возмещения экономического и экологического вреда.

    Решение

    Статья 36. ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

    Согласно ч.2 ст. 36 з-на Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Согласно Уголовному кодексу РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда

    Согласно ч.3 ст.36 з-на вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

    Глава XIV. ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды

    Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

    Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

    Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. (ст.77)

    Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

    Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

    На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

    Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. (ст.78)

    Литература

    [Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/ekologicheskoe-strahovanie-3/

    1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12.12.93

    2. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ

    3. Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ

    4. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27 ноября 1992 года N 4015-1

    5. Атабиев А.Х. Экологическое страхование в обеспечении экологической безопасности региона – М.; 1998.

    6. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие — М.:ООО «ТК Велби», 2003 г.

    7. Моткин Г.А. Основы экологического страхования. – М.; Наука, 1996.

    8. Моткин Г.А. Экологическое страхование в рыночной экономике. //Экономика и математические методы., 1996.

    9. Решетников В.И. Экологическое право – Курс лекций – М.: «Щит-М», 2003 г.

    10. Серов Г.П. Экологическая безопасность населения и территорий Российской Федерации. (Правовые основы, экологическое страхование и экологический аудит).

      Учебное пособие. – М.: «Анкил»,1998 г.

    11. Шинкаренко И.Э. Страхование ответственности: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1999 г.