Особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Курсовая работа

Внебюджетные фонды — это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Существует три государственных социальных внебюджетных фонда:

  • Пенсионный фонд российской Федерации (ПФР);
  • Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);
  • Фонды обязательного медицинского страхования РФ(ФОМС).

В курсовой работе будут рассмотрены фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Данная тема является актуальной, так как мы являемся застрахованными лицами и то, как финансируется медицинское страхование и на какие цели направляются денежные средства должно нас интересовать, ведь медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в случае потери здоровья по любой причине.

Объектом исследования в работе является фонд медицинского страхования. Предметом исследования в курсовой работе выступает система финансовых и общественных отношений связанных с обязательным медицинским страхованием граждан в Российской Федерации. Цель курсовой работы раскрыть роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства.

Выделим следующие задачи:

  • Рассмотреть сущность, структуру и функции фондов обязательного медицинского страхования;
  • Рассмотреть особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в РФ;
  • Исследовать перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в РФ.

1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи система организации

1 Система обязательного медицинского

Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья [2].

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее — Закон) принятый в 1991 году.

4 стр., 1520 слов

Добровольное медицинское страхование

... медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в качестве объекта медицинского страхования определяет «страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая». При этом в Законе указывается, что добровольное медицинское страхование ...

Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования [3].

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

2 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования [1, c. 496].

Федеральный фонд ОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС.

Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца [4].

Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:

  • финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:

37 стр., 18460 слов

Общие положения и понятия правового регулирования страхования ...

... контрольной функцией. Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» впервые закреплено правовое понятие страхования: это отношение ... социального страхования. Как пишет в своей работе Л. И. Лазарева: «Коммерческое страхование представляет собой сделку, страховое обязательство. Но государственное социальное страхование (обязательное страхование лиц ...

  • осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
  • осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;
  • выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
  • осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
  • вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
  • осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
  • ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении [5].

Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.

3 Территориальные фонды ОМС

Территориальные фонды ОМС — самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ путем сбора страховых взносов по утвержденным в законодательном порядке тарифам и финансирования за счет собранных взносов территориальных программ ОМС [6].

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».

4 стр., 1521 слов

Организация системы страхования от безработицы. Фонд занятости

... Фонда занятости и прекращением взимания с работодателей 1,5% взносов на цели занятости была разрушена система обязательного страхования от безработицы, исчезла обязательность финансового участия застрахованных лиц и работодателей в социальной ... к пособию по безработице, осуществляются исключительно за счет средств федерального бюджета. Решение о назначении пособия по безработице принимается ...

Территориальный фонд подотчетен органу представительной и исполнительной власти субъекта РФ.

На территориальный фонд ОМС возложены следующие основные функции:

  • финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками);
  • выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленное на проведение обязательного медицинского страхования;
  • предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
  • создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
  • организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд [7].

Финансовые средства территориального фонда обязательного медицинского страхования подразделяются на две основные группы:

фонды и резервы, обеспечивающие функционирование системы ОМС, в том числе фонд финансовых средств ОМС, направляемых на финансирование территориальной программы ОМС и нормированный

фонды и средства целевого назначения, формируемые за счёт средств, направляемых на содержание исполнительной дирекции территориального фонда ОМС.

Финансовые средства территориального фонда образуются за счёт:

  • страховых взносов предприятий на обязательное медицинское страхование;
  • сумм, принимаемых в счёт погашения задолженности по уплате страховых взносов на основании взаимозачётов;
  • доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса территориального фонда;
  • финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, страховых медицинских организаций, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных, штрафных и иных требований;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц и других поступлений.

Финансовые средства Территориального фонда, как и Федерального, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Выравнивание финансовых ресурсов, предназначенных для проведения обязательного медицинского страхования, производится путём перераспределения средств Территориального фонда филиалам в размере, обеспечивающем достижение установленного по территории среднедушевого норматива. Норматив устанавливается исполнительным директором по согласованию с правлением Территориального фонда.

Руководство деятельностью Территориального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным директором. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ, председатель избирается правлением. Исполнительный директор утверждается исполнительным органом власти субъекта РФ по согласованию с правлением Территориального фонда.

Контроль за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Территориального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку фонда. Отчёт о доходах и расходах Территориального фонда, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается соответствующими органами законодательной (представительной) и исполнительной власти.

3 стр., 1360 слов

Правовые проблемы формирования и использования средств фонда ...

... Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (был упразднен в 2001 году). Указанные государственные внебюджетные фонды являются по своему экономическому содержанию и юридической природе фондами денежных средств, ...

Для выполнения своих задач и функций Территориальный фонд может создавать в городах и районах свои филиалы. Эти филиалы осуществляют контроль за сбором страховых взносов со всех страхователей-плательщиков, передают финансовые средства в соответствии с дифференцированным подушевым нормативам страховщикам (страховым медицинским организациям), осуществляющим медицинское страхование местных граждан, в установленном порядке производят отчисления финансовых средств в Территориальный фонд.

В 2012 году в медицинские организации поступило 727,2 млрд. рублей (в 2011 г. — 625,3 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 725,5 млрд. рублей. Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 70 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 216 филиалами СМО[15].

2. Особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

2.1 Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Средства ОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение [8].

Доходы бюджета территориального фонда формируются за счет прогнозируемых поступлений. Остатки средств на начало и конец отчетного периода не относятся к доходам территориального фонда и являются источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета территориального фонда.

Финансовые средства ФОМС образуются за счет:

  • части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов ;
  • взносов территориальных фондов ;
  • ассигнований из федерального бюджета ;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;
  • нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.

Статьей 17 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по перечислению средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан по территориальной программе ОМС, утвержденной в установленном порядке.

Размер средств, необходимый для обеспечения государственных гарантий неработающему населению по территориальной программе ОМС, определяется в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи [9].

В случае недостаточности указанных средств при формировании соответствующих бюджетов на предстоящий год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно Порядку дотирования местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также граждан, работающих в бюджетных учреждениях, организациях и на временно нерентабельных государственных предприятиях, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992г. № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР».

Сумма задолженности прошлых лет по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения включается в доходную часть бюджета территориального фонда при наличии в утвержденных бюджетах муниципальных образований, бюджете субъекта Российской Федерации соответствующих сумм, направляемых на погашение указанной задолженности.

Сумма задолженности прошлых лет по страховым взносам работодателей, а также сумма задолженности по единому социальному налогу включаются в доходную часть бюджета территориального фонда в случае представления в территориальные фонды соответствующих прогнозных данных по указанным показателям территориальными налоговыми органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Прочие поступления включают иные прогнозируемые поступления финансовых средств, предусмотренные законодательством Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию (возврат средств за лечение граждан других субъектов Российской Федерации, возврат предоставленных кредитов и другие).

Расчет суммы указанных средств осуществляется исходя из динамики фактически сложившихся показателей за предшествующий период с учетом прогнозируемых изменений.

В состав иных поступлений также включаются доходы территориального фонда от размещения временно свободных финансовых средств и средств нормированного страхового запаса в банковские депозиты и государственные ценные бумаги.

Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 1 января 2008 года конкретизирован список видов медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках государственных гарантий. Он включает в себя первичную медико-санитарную помощь, неотложную медицинскую помощь, скорую медицинскую помощь, в том числе и специализированную (санитарно-авиационную), специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную. Законом определены источники финансирования.

За счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с Базовой программой ОМС оказывается первичная медико-санитарная, неотложная и специализированная медицинская помощь, предусматривающая, в том числе, обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации при всех заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита) [10].

За счет средств Федерального бюджета финансируются:

  • специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти;
  • высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в специализированных медицинских организациях в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
  • медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
  • осуществление дополнительных мероприятий по развитию профилактического направления медицинской помощи (диспансеризация, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • дополнительная бесплатная медицинская помощь, включающая обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование указанной медицинской помощи осуществляется ФОМС за счет средств, передаваемых из федерального бюджета, исходя из норматива финансовых затрат на одного гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

  • медико-санитарное обеспечение населения отдельных территорий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, устанавливающими особенности организации местного самоуправления;

— дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ).

Расходы бюджетов субъектов РФ включают в себя:

  • специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь;
  • специализированную медицинскую помощь, оказываемую в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период, а также высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации;
  • медицинскую помощь, предусмотренную законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан.

В порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляется финансирование расходов по оплате лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются с 50-процентной скидкой со свободных цен.

За счет средств местных бюджетов (за исключением муниципальных образований, медицинская помощь населению которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) оказывается:

  • скорая медицинская помощь (за исключением специализированной санитарно-авиационной);
  • первичная медико-санитарная помощь, в том числе при заболеваниях, передающимся половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, наркологических заболеваниях;
  • медицинская помощь женщинам в период беременности, родов и после родов, и детям при отдельных состояниях, возникающих в перинатальный период [11].

В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы всех бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами. Кроме того, за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке финансируются оказание медицинской помощи, предоставление медицинских и других услуг в медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, а также в медицинских организациях, которые не участвуют в реализации территориальной программы ОМС.

2 Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2013-2015 г

Управление формирования доходов по ОМС создано в целях осуществления анализа поступления финансовых средств на обязательное медицинское страхование, организации статистического учета в системе ОМС и взаимодействия с налоговыми и финансовыми органами.

Задачами Управления формирования доходов по ОМС являются:

  • осуществление организационно-методического руководства по учету и контролю за полнотой и своевременностью перечисления; плательщиками страховых взносов на ОМС неработающего населения.

организация статистического учета в системе обязательного медицинского страхования;

  • осуществление мониторинга поступлений в бюджеты фондов обязательного медицинского страхования налоговых платежей и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
  • организация работы по регистрации страхователей в территориальных фондах обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании;
  • организация взаимодействия с Федеральной налоговой службой, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и другими министерствами.

Управление формирования доходов по ОМС принимает участие в разработке перспективных планов развития системы ОМС. Осуществляет расчет доходной части бюджета ФОМС на основании макроэкономических показателей Минэкономразвития России.

Осуществляет взаимодействие:

  • с Федеральной налоговой службой и финансовыми органами по вопросам поступления налоговых платежей, зачисляемых в фонды ОМС;
  • с Минздравсоцразвития России и ФНС по вопросам регистрации страхователей в территориальных фондах ОМС при обязательном медицинском страховании;
  • с Федеральной службой государственной статистики по представлению форм ведомственной статистической отчетности в системе ОМС.

Принимает участие в подготовке предложений ФОМС к проектам федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

Доходы бюджета ФОМС на период 2012 и 2013 гг — 357,38 млрд и 378,93 млрд руб.

Расходы бюджета ФОМС на 2011 г определены в сумме 328,54 млрд руб, на плановый период 2012 и 2013 годов — 357,38 млрд и 378,93 млрд руб соответственно.

Бюджетом ФОМС на 2011-2013 гг предусматривается направление в бюджеты территориальных ФОМС дотаций на выполнение территориальных программ субъектов РФ в рамках базовой программы ОМС.

Средства, полученные в связи с увеличением тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 1,1 проц до 3,1 проц, — в 2011 г в сумме 217,5 млрд руб и в 2012 г в сумме 242,5 млрд руб — предусматривается направить на укрепление материально-технической базы медучреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранении, на обеспечение стандартов предоставления медицинских услуг, на софинансирование оплаты медпомощи, оказанной неработающим пенсионерам.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2011-2013 гг, передаваемые ФОМС, включают средства на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан; проведение дополнительной диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; компенсацию выпадающих доходов ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.

Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету ФОМС, составит в 2011 г 20,81 млрд руб, в 2012 г — 23,07 млрд руб и в 2013 г — 11,6 млрд руб. [12].

Из доклада Борзовой О.Г.председателя комитета Государственной Думы по охране здоровья (профильный комитет) рассмотрел проект Федерального закона N 607160-5 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», внесенный Правительством Российской Федерации.

Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 — 2014 годы.

Начиная с 2012 года принципы формирования доходной и расходной частей бюджета ФОМС изменяются.

С 1 января 2012 года тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС устанавливается в размере 5,1 процента (в 2011 г. — 3,1%).

При расчете доходов учитывались размер предельной базы для начисления страховых взносов на ОМС в сумме 512 тыс. рублей, а также пониженные тарифы для отдельных категорий плательщиков страховых взносов на ОМС. Выпадающие доходы бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов в отношении отдельных плательщиков страховых взносов на ОМС компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Страховые взносы на ОМС неработающего населения впервые будут зачисляться в бюджет Федерального фонда ОМС.

Основные характеристики бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (млн. руб.)

Показатели

2012

2013

2014

проект

проект

проект

Доходы всего

891 729,0

1 034 409,7

1 188 488,7

в т.ч. за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета

51 810,0

50430,0

18810,0

Расходы — всего

891 729,0

1 034 409,7

1 188 488,7

в т.ч. межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда социального Федерации

19 030,0

19 030,0

19 030,0

Бюджет ФОМС по доходам и расходам сформирован на 2012 год в сумме 891,7 млрд. рублей, т.е. в 2,7 раза больше, чем в 2011 году (для справки: доходы и расходы бюджета Фонда на 2011 год запланированы в сумме 336,0 млрд. руб.).

На плановый период 2013 и 2014 годов доходы и расходы составят соответственно: 1 034,4 млрд. рублей и 1 188,5 млрд. рублей. Дефицит бюджета ФОМС в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов не планируется.

Комитет по охране здоровья отмечает, что таким объемом финансовых средств система обязательного медицинского страхования никогда раньше не располагала. Это создает предпосылки для улучшения финансирования медицинских организаций, повышения доступности и качества медицинской помощи для застрахованных в системе ОМС, сокращения платных услуг в здравоохранении, повышения заработной платы работников здравоохранения.

Доходы ФФОМС

медицинский страхование доходный бюджет

Таблица 1. Доходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, всего, млрд. руб.[16].

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Утверждено

119,1

105,9

336,0

891,7

1059,3

1208,8

1442,5

Исполнено

126,6

101,8

348,4

966,5

899,4

0,0

0,0

% исполнения

106,3

96,2

103,7

108,4

84,9

0,0

0,0

Общий объем доходов бюджета ФФОМС планируется:

на 2013 год в сумме 1 059,3 млрд. рублей,

на 2014 год — 1 208,8 млрд. рублей,

на 2015 год — 1 442,5 млрд. рублей.

Основная часть планируемых доходов (в 2013 году — 95,2%, в 2014 году — 98,4%, в 2015 году — 99,9%) будет обеспечена поступлениями страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее — ОМС) работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2013 — 2015 годы планируются на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков.

В 2013 — 2015 годах уплата страховых взносов в ФОМС на ОМС работающего населения устанавливается в размере 5,1% с выплат в пользу физических лиц до установленной предельной величины облагаемой базы. Предельная величина облагаемой базы для начисления страховых взносов в 2013 году составит 568 тыс. рублей, в 2014 году — 632 тыс. рублей, в 2015 году — 702 тыс. рублей.

Расходы ФФОМС

Таблица 2. Расходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, всего, млрд. руб.

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Утверждено

119,1

110,9

336,0

891,7

1059,3

1208,8

1442,5

Исполнено

130,0

109,1

310,4

932,2

877,1

0,0

0,0

% исполнения

109,2

98,4

92,4

104,5

82,8

0,0

0,0

В составе бюджета ФФОМС на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов сформирован нормированный страховой запас:

на 2013 год в сумме 54,1 млрд. рублей,

на 2014 год в сумме 34,5 млрд. рублей,

на 2015 год в сумме 16,3 млрд. рублей.

Частью 1 статьи 5 законопроекта установлены цели направления средств нормированного страхового запаса.

Статьей 6 законопроекта предусматривается за счет остатков средств по состоянию на 1 января 2013 года, образовавшихся в результате неполного использования трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, завершить в первом квартале 2013 года расчеты по указанным мероприятиям. Не использованный на указанные цели остаток средств будет перечислен в федеральный бюджет.

На обеспечение целевых мероприятий ФОМС, включая содержание Фонда, предусматриваются бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме 724,1 млн. рублей, в 2014 году — 714,8 млн. рублей, в 2015 году — 746,3 млн. рублей.

Расходы на международное сотрудничество на 2013 год определены в сумме 16,7 млн. рублей, на 2014 год — 7,4 млн. рублей, на 2015 год — 7,6 млн. рублей с учетом уплаты взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО).

Расходы на осуществление мероприятий в области средств массовой информации, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам, на обучение сотрудников ФОМС и территориальных фондов ОМС в целях повышения квалификации на 2013 год и на 2014 год предусмотрены в размере, установленном Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Бюджет Фонда предусматривает расходы на содержание ФОМС, на международное сотрудничество, осуществление мероприятий в области средств массовой информации, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам, на обучение сотрудников Фонда и территориальных фондов ОМС в целях повышения квалификации.

Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, определяется в соответствии со статьей 63 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 в (а редакции от 08.12.2010 г.) «О государственной социальной помощи» исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

 особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования в российской федерации 1

3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Человек в своей деятельности постоянно подвергается различным опасностям и рискам. Проблема предотвращения или уменьшения рисков, покрытия возможного ущерба была и остается чрезвычайно актуальной. Решить эту проблему призвана система страхования, сформировавшаяся в процессе социально-экономического развития общества как форма защиты от непредвиденных опасностей и рисков. Одним из разделов данной системы является медицинское страхование здоровья. Этот вид страхования был и остается актуальным и востребованным постольку, поскольку востребованы и необходимы медицинские услуги.

Актуальность и востребованность данного вида страхования обусловлены специфичностью предмета страхования, его высокой ценностью. Таким образом, медицинское страхование — тема злободневная, остро обсуждаемая в средствах массовой информации, в федеральных и территориальных органах власти, среди населения. Страхование невозможно представить вне рыночной экономики. Этим объясняется то, что при переходе к рынку система здравоохранения в России приняла форму медицинского страхования, что было юридически закреплено Федеральным Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) от 28 июня 1991 г. № 1499-1 (данный закон утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ»).

Однако система медицинского страхования уже достаточно развитая и отлаженная в странах с исконно рыночной экономикой, в России переживает период становления, формирования и развития методом проб и ошибок с опорой на зарубежный опыт в этой сфере. Этот болезненный процесс сопровождается бурными дискуссиями в обществе. Сейчас, когда данная система существует уже 17 лет, можно подвести некоторые итоги, выявить недостатки и преимущества, особенности реализации в российской действительности и сделать прогноз дальнейшего развития.

В 1993 г. в Российской Федерации начался процесс реформирования системы здравоохранения. Однако переход к страховой медицине до сих пор не завершился и сейчас в России действует компромиссная, бюджетно-страховая модель здравоохранения, которую некоторые исследователи называют своеобразной формой финансирования здравоохранения по причине отсутствия в отечественной системе обязательного медицинского страхования (ОМС) классических характеристик страхования. Российская модель здравоохранения сочетает государственное финансирование медицинских учреждений и поступление средств от дополнительных источников (предприятий, органов исполнительной власти субъектов).

Как любое начинание, а тем более такое масштабное, в условиях коренной перестройки экономической системы, внедрение системы ОМС проходило очень нелегко, чему немало способствовал недостаток финансирования. В настоящее время ситуация с финансированием не изменилась, недостаток средств по-прежнему присутствует, и это влечет за собой целую цепочку неудобств, «провалов системы», которые, по сути, становятся ограничением прав человека, закрепленных в Конституции. Но всё же финансирование — не единственная и даже не ключевая проблема ОМС. Возникновению недостатка денежных средств, а вернее будет сказать тому, что эти средства не доходят до фондов ОМС и медицинских учреждений в полном объеме, в значительной мере способствует пресловутая российская бюрократия. Она пронизывает все социальные, политические и экономические структуры и институты, снижая их эффективность, существенно уменьшая теоретическую полезность, выгодность реформ. Функционирование любой системы зависит от менталитета конкретных исполнителей на всех уровнях. Функционирование ОМС, в частности, напрямую зависит от добросовестности представителей различных уровней власти, множества чиновников на местах, руководства и работников страховых медицинских организаций, медицинского персонала и, наконец, самих граждан. Как показывает статистика, около половины россиян прибегают к услугам ОМС только в крайнем случае, что свидетельствует о крайне низком уровне доверия граждан к так называемой «бесплатной» медицине. Тем не менее результаты развития системы обязательного медицинского страхования очевидны. В настоящее время основные институты системы ОМС созданы и функционируют в каждом регионе страны. Более 90% граждан РФ имеют полисы ОМС. Таким образом, должно реализовываться закрепленное в статье 19 Конституции РФ право человека на охрану здоровья. Медицинское страхование призвано:

).

обеспечить ответственность перед каждым жителем за качество и количество оказываемых медицинских услуг;

).

сбалансировать потребности в медицинских услугах и обеспеченность ресурсами;

).

обеспечить заинтересованность медицинского персонала в повышении качества обслуживания;

).

стимулировать развитие медицинской технологии и техники.

Достигнуть этих целей можно посредством формирования действенного страхового механизма, чему в России по-прежнему препятствует ряд проблем:

Неопределенность обязательств по медицинскому

Полная неопределенность в отношении понятия «медицинская услуга»;

Несбалансированность средств и обязательств в ОМС;

.Невозможность обеспечения равных возможностей получения медицинской и лекарственной помощи из-за различия в уровнях развития регионов;

. Три источника финансирования ЛПУ (бюджетный, ОМС, средства населения) абсолютно непрозрачны и не скоординированы;

. Незаинтересованность медицинских работников в повышении ни качества медицинских услуг, ни своей производительности в рамках программ государственных гарантий, так как оплата их труда не меняется в зависимости от интенсивности труда и уровня профессионализма;

. Страховщики (СМО) при существующем правовом поле не заинтересованы в повышении эффективности использования средств ОМС и в создании действенного контроля по защите интересов застрахованных;

. Существующая государственная статистика совершенно не отражает реального положения вещей ни со здоровьем населения, ни с работой ЛПУ [14].

Наряду с системой обязательного медицинского страхования в России существует и развивается система добровольного медицинского страхования (ДМС).

Однако российской особенностью является разделенность, несвязанность ОМС и ДМС.

Добровольное медицинское страхование — это особая форма организации медицинского страхования здоровья человека, которая предоставляет российским гражданам возможность полно или хотя бы частично компенсировать расходы на медицинское обслуживание. Как правило, в современном обществе оно применяется в дополнение к системе ОМС и осуществляется за счет личных средств российских граждан, взносов работодателя и другого бюджета.

В частности, федеральным законом предусмотрена для застрахованных граждан возможность выбора или замены страховой медицинской организации. Для этого необходимо обратиться с заявлением в выбранную страховую медицинскую организацию или в пункты приема заявлений на выдачу универсальной электронной карты, в состав которой включается полис обязательного медицинского

Законом вводится определение экспертизы качества медицинской помощи, что создает дополнительную правовую основу для защиты прав пациентов.

С 2014 года у пациентов появятся новые возможности при выборе медицинских организаций.

Об этом заявила заместитель начальника Управления организации ОМС Федерального фонда обязательного медицинского страхования Марина Баклашова на круглом столе «Деятельность территориальных фондов ОМС как инструмент государственной политики, способствующий росту качества медицинских услуг и реализации прав застрахованных на бесплатное оказание медицинской помощи»2014 года страховые медицинские организации получили еще один механизм контроля реализации пациентами своего права на выбор медицинской организации, в частности для прохождения лечения в стационарных медицинских организациях. Данный механизм позволит улучшить доступность медицинской помощи в установленные законодательством сроки. «Недавно вышел Приказ Минздрава № 859№ «О внесении изменений в правила ОМС», где страховым медицинским организациям предоставлена возможность сопровождения граждан по факту госпитализации. То есть, у страховых организаций будет список всех свободных мест. Они должны будут сообщить об этих возможностях в поликлинику. Застрахованное лицо выбирает стационар. Если он выбирает больницу, где ему не могут оказать медицинскую помощь по причине отсутствия мест, то тогда поликлиника информирует его о том, где ему смогут обеспечить плановую госпитализацию. При назначении лечения в стационаре поликлиника должна предоставить пациенту список больниц, в которых имеются свободные места, и он имеет право выбирать из этого списка», — говорит Баклашова.

В настоящее время идет предоставление единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн. рублей медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты. Условия предоставления этих выплат, в соответствии с внесенными поправками, распространяются и на рабочие поселки.

Также поправками в закон уточнен порядок финансового обеспечения скорой медицинской помощи и расходов на содержание медицинских организаций в связи с переходным периодом по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Финансирование будет обеспечиваться за счет трансфертов из бюджетов регионов в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Финансовое обеспечение указанных программ предусматривается за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения и внедрение современных информационных систем в здравоохранение.

Заключение

В данной курсовой работе была освящена работа фонда обязательного медицинского страхования, его система организации, цели и задачи, проанализированы доходы и расходы бюджета фонда, рассмотрены перспективы его развития.

Медицинское страхование в РФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное медицинское страхование выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения.

Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством РФ.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в 1991 г. в соответствии с Законом «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28.06.1991г. В законе определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения РФ. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Цель Закона — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Территориальный фонд ОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования на местном уровне.

Фонд был создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, а его роль в ОМС сводится как к общему регулированию основных положений ОМС на территории РФ, так и к финансовому регулированию осуществления медицинского страхования граждан в субъектах Федерации.

Средства ФОМС составляют существенную часть источников финансирования здравоохранения. Во всех экономически развитых странах проблеме финансирования здравоохранения уделяется самое пристальное внимание. Это объясняется тем, что, во-первых, в шкале ценностей здоровье рассматривается как самое главное благо; во-вторых, растут сами затраты на здравоохранение, так как с появлением новых болезней и поиском методов лечения возрастает объем научно-исследовательской работы и профилактических мероприятий; в-третьих, прогресс медицинской науки невозможен без затрат на оборудование, дорогостоящую диагностику, подготовку кадров.

Финансовые ресурсы, предназначенные для ОМС, направляются в федеральный внебюджетный Фонд обязательного медицинского страхования, который предназначен для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности и не входят в состав федеральных и региональных бюджетов.

В третьей главе курсовой работы выявлены проблемы, недостатки действующей системы обязательного медицинского страхования и даны предложения по модернизации системы обязательного медицинского

В настоящее время система ОМС сталкивается на пути своего развития с большим числом проблем, связанных как с внешними, так и с внутренними факторами. Проблемы, существующие при введении ОМС, не только вызывает споры и дискуссии о путях его введения, но иногда ставят вопрос и о целесообразности реформирования здравоохранения.

Предусматривается реализация следующих мероприятий: повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; обеспечение доступности и качества медицинской помощи; улучшение состояния здоровья детей и матерей; обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

Итак можно сделать вывод, что Фонд обязательного медицинского страхования играет большую роль в реализации социальных программ государства, так как фонд непосредственно направлен на улучшение здоровья нации, повышение демографической ситуации.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/fond-meditsinskogo-strahovaniya/

Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности » Финансы и кредит» / под ред. Г.Б. Поляка. — 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2011.- 735 с.

Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебное пособие/ Под ред. В.В. Карчевского.- М.: Вузовский учебник,2010.-224 с.

Финансы: Учебное пособие/ Н.А. Лупей, В.И. Соболев.- М.: Магистр: ИИФРА-М,2012.-400 с.

Право социального обеспечения : электронный учебник, Обязательное медицинское страхование / под ред. А.А. Рождествина-2011.

Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования// [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL: http://www.ffoms.ru, свободный, (дата обращения 03.11.13).

Информационно-правовой портал// [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://base.garant.ru, свободный -Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» (дата обращения 05.11.2013).

Российская газета// [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL : http://www.rg.ru, свободный (дата обращения 05.11.13).

Т.А. Федорова. Страхование: Учебник/ Под ред. Т.А. Федоровой . — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ,2012. — 875 с.

Фонд обязательного медицинского страхования// [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL : http://www.market-pages.ru, свободный — (дата обращения 05.11.13).

Страхование: электронный учебник, Медицинское страхование / под ред. Скачкова О.А.

Внебюджетные фонды// [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL : http://www.zakonprost.ru, свободный (дата обращения 04.11.13).

Обязательное медицинское страхование // [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL : http://www.rgs-oms.ru, свободный (дата обращения 04.11.13).

Добровольное медицинское страхование// [Электронный ресурс]- Режим доступа- http://www.rosmedstrah.ru, свободный (дата обращения 06.11.2013).

Медицинское страхование// [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL : http://www.grandars.ru, свободный (дата обращения 06.11.2013).

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования// [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL : http://www.ffoms.ru/portal/page/portal/top/about, свободный(дата обращения 06.11.2013).

Министерство Финансов Российской Федерации//[Электронный ресурс]- Режим доступа: URL : , свободный((дата обращения 06.11.2013).