Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Курсовая работа

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета.

В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и, прежде всего, ее центрального звена — общегосударственных финансов. Один за другим возникли и выделились государственные внебюджетные фонды.

Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеет Фонд социального страхования, который аккумулирует средства для реализации важнейших социальных гарантий — оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер.

Целью данной работы является рассмотрение сущности фонда социального страхования. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

70 стр., 34579 слов

Состояние и развитие российского рынка страхования за 2008 год

... 53,4% 19 3259 МОСКОВСКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ 7 521 071 54,7% 20 1582 РУССКИЙ МИР 7 450 463 56,1% В течение последних лет на российском рынке, равно как ... также в преобладающих объемах обязательных видов страхования, которые по своей природе не подвержены воздействию рыночных факторов. По данным Европейской федерации страховщиков и перестраховщиков (CEA), в 2007 ...

причины создания фонда в России;

  • цели и задачи, которые обеспечиваются средствами ФСС;
  • характеристика современной системы организации фонда особенности доходов и расходов ФСС;

проблемы и перспектив развития фонда

Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по совершенствованию деятельности внебюджетных Фондов РФ социального назначения.

внебюджетный фонд социальное страхование

1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации

1.1 История и причины образования ФСС в России

В России система социального страхования начала развиваться еще с конца 19 века, а революционные события 1905 г. ускорили решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

В 1912 г. третья Государственная Дума приняла пакет страховых законов: «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих» и др. Общее руководство социальным страхованием в России осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности.

После Октябрьской революции 30 октября 1917 г. была объявлена программа страхования Советского правительства и издан ряд декретов. В 1918 г. было принято положение о социальном обеспечении трудящихся. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников, независимо от характера труда, пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. Однако реальное возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой. Постановлениями Совнаркома были определены взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12% фонда оплаты труда.

После окончания НЭПа сохранились лишь отдельные виды медицинского страхования. Однако в целом был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения. В 1933 г. социальное страхование было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы были ликвидированы. Бюджет государственного социального страхования был консолидирован в госбюджет. Финансы социального обеспечения и социального страхования включали госбюджет, бюджет соцстрахования, Союзный фонд соцобеспечения колхозников, социальные фонды госпредприятий и колхозов. Доля госбюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования составляла 95%.

Таким образом, в плановой системе соцстрахование существовало в качестве подчиненного элемента государственной системы соцобеспечения, зависимого от общего состояния бюджета страны. Управление системой соцобеспечения страхования было сложным и бюрократизированным.

Первой попыткой реорганизацией старой системы соцстрахования можно считать Постановление Совета Министров СССР И ВЦСПС от 15 августа 1990 г. » О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». В соответствии с этим документом с 1 января 1991г. образовывался Фонд Социального страхования СССР. Он передавался в ведение ВЦСПС, однако эта мера практически не привела к перестройке содержания и функционирования социального страхования. Единственным положительным моментом являлось то, что с образованием данного фонда его средства уже не включались в состав госбюджета. Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены временное положение о Фонде и инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах были созданы региональные фонды.[10;39]

4 стр., 1946 слов

Страхование социальных рисков

... Страхование социальных рисков отличается в зависимости от различных моделей страхования рисков. 2. Модели страхования социальных рисков Современное страхование предполагает наличие 3 основных моделей страхования социальных рисков: модель Бевериджа, модель корпоративного страхования, ... социального страхования от государственного бюджета, т.е. финансирование системы страхования социальных рисков ...

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июня 1992г. №722 управление государственным социальным страхованием возлагалось на Правительство РФ, поэтому и Фонд социального страхования из ведения профсоюзов был передан государству. Профсоюзы могли лишь принимать участие в управлении этого фонда.12 февраля 1994г. постановлением Правительства РФ №101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ, в соответствии с которым его деятельность регламентируется и сегодня.

С вступлением в законную силу Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний» на исполнительные органы Фонда возлагаются задачи по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В июле 1999 года в региональном отделении образован отдел страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Ещё одна, очень важная веха в становлении Фонда социального страхования Российской Федерации и его региональных отделений. В 1999 году начинает работать единая интегрированная информационная система «Соцстрах». В соответствии с приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 29 марта 1999 года завершаетсяэтап перехода на территориальный принцип формирования структуры исполнительных органов Фонда. Из отдела правового и санаторно-курортного обеспечения выделены отдел правового обеспечения и отдел экспертизы нетрудоспособности и оздоровительно профилактической работы, образован информационно-технический отдел, а в феврале 2000 года — отдел организационно-кадровой работы.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших. Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию. <#»justify»>Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:

Налоговые доходы:

— доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 6,4%;

2 стр., 696 слов

Корпоративное страхование социальных рисков

... зарубежных систем обязательного социального страхования. Важно определить направления их адаптации к современным экономическим, демографическим и трудовым условиям, возможностям развития методов государственно-частного партнерства в сфере страхования социальных рисков. Таким образом, развитие корпоративного страхования социальных рисков ...

Неналоговые доходы:

— страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;

  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • безвозмездные поступления;
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ;
  • прочие поступления.

Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.[9;195]

2.2 Анализ изменения структуры доходов и расходов Фонда социального страхования РФ

Проведем анализ структуры доходов и расходов ФСС на основе данных из Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» приведенных в таблице 1:

Таблица1.Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов:

Характеристика2011 год, тыс. руб2012 год, тыс. руб2013 год, тыс. рубобщий объем доходов бюджета458 819 504,7500 984 772,1552 573 636,4за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета64 512 740,787 250 650,394 973 882,5из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования18 000 000,019 000 000,023 000 000,0общий объем расходов бюджета Фонда456 874 617,7496 832 419,1545 056 169,4предельный объем профицита бюджета Фонда1 944 887,04 152 353,07 517 467,0общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию311 087 306,8342 058 284,2378 578 632,3общий объем доходов бюджета Фондапо обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний65 219 457,271 675 837,679 021 121,6

«О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»[3]

Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам (таблица 1): в 2011 году в сумме 458 819 504,7 тыс. рублей, или 107,8% к уровню2010 года; в 2012 году — 500 984 772,1 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2011 года; в 2013 году -552 573 636,4 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2012 года. [4]

Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию — в 2011 году — 311 087 306,8 тыс. рублей, или 108,2% к уровню 2010 года, в 2012 году — 342 058 284,2 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году — 378 578 632,3 тыс. рублей, или 110,7% к уровню 2012 года;

2 стр., 992 слов

Доклад: Фонд социального страхования России

... по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся. 2.Официальный сайт Фонда Социального Страхования - http://www.fss.ru 3.Романовский М.В., Сабанти Б.М., Врублевская ... 10)ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; 11)единовременное пособие при рождении ребенка; 12) оплата путевок на санаторно-курортное ...

  • доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в 2011 году -65 219 457,2 тыс. рублей или 114,8 % к уровню 2010 года, в 2012 году -71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году -79 021 121,6тыс. рублей или 110,2%к уровню 2012 года;
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета — в 2011 году -64 512 740,7 тыс. рублей или 104,7% к уровню 2010 года, в 2012 году —

250 650,3 тыс. рублей или 135,2% к уровню 2011 года, в 2013 году —

973 882,5 тыс. рублей или 108,9% к уровню 2012 года.

Расходы Фонда предусмотрены (таблица 1) — в 2011 году в сумме 456 874 617,7 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2010 года, в 2012 году -496 832 419,1 тыс. рублей, или 108,7% к уровню 2011 года, в 2013 году в сумме — 545 056 169,4 тыс. рублей или 109,7% к уровню 2012 года, включая расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в 2011 году в сумме 65 219 457,2тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2010 года, в 2012 году —

675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году — 664 386,6. рублей, или 110,2% к уровню 2012 года.

Представленный проект бюджета Фонда на 2011 год определяет прогнозируемый профицит бюджета в сумме 1 944 887,0 тыс. рублей, на 2012 год в сумме 4 152 353,0 тыс. рублей, а на 2013 7 517 467,0 тыс. рублей, что свидетельствует о финансовой устойчивости Фонда.

Бездефицитность бюджета ФСС на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, по замыслу разработчиков, предполагается обеспечить за счет следующего комплекса мер:

Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса — до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития — не менее 7 млрд руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.

Во-вторых, начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам из среднего заработка не за 12 месяцев работы, как это происходит сейчас, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю.Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивыйзаработок, с которого поступали взносы. Предполагается, что для стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить случаи злоупотребления правом как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам.[13]

11 стр., 5147 слов

Добровольное страхование от несчастных случаев на производстве ...

... является изучение добровольного страхования от несчастных случаев на производстве как форма социального страхования. В соответствие с указанной целью был поставлен ряд задач: рассмотреть систему социального страхования как средство защиты населения; изучить главные аспекты добровольного страхования от несчастных случаев на ...

Третья новация, заложенная в бюджете ФСС, касается изменения трудового стажа при определении размера пособия. Основа для этой новации — изменения в законодательстве, по которым с 2007 года при определении процентной ставки пособия учитывается не непрерывный трудовой стаж, а страховой, включающий все периоды трудовой деятельности, в том числе и отпуск по беременности и родам, военную службу и т. д. Авторы предлагаемой меры исходили из того, что сегодня 80 % застрахованных граждан имеют право на получение пособия вразмере 100 % заработка, и это не способствует стремлению работников скорее выздороветь и возвратиться на работу. Поэтому предлагается повысить «стажевые пороги» следующим образом: выплачивать 60 % заработка тем, кто проработал не менее 8 лет (сейчас — 5 лет), 80 % — при стаже от 8 до 15 лет, 100 % — при стаже от 15 лет (сейчас — 8 лет).

Эта норма должна сэкономить 10,6 млрд руб.

И, наконец, четвертая новация в социальном страховании — оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, как сейчас, а с четвертого. По мнению экспертовМинздравсоцразвития, эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов. При этом, считают эксперты, если уровень заболеваемости в результате принятых работодателем мер будет ниже среднего, его расходы будут сопоставимы с теми, которые он несет сейчас при оплате первых двух дней больничного листа.

3 Состав и структура доходов и расходов ФСС 2009-2011

В настоящее время такой вид экономических отношений, как страхование набирает обороты в своем развитии. Происходит это, потому что население в целом, и каждый гражданин в частности стремится обезопасить свою жизнь от различного рода рисков. Результатом этого процесса является появления государственных внебюджетных фондов, в том числе Фонд социального страхования.

следующее:

осуществление социальной защиты населения путем выплаты пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности вследствие болезни, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение, а также путем предоставления работникам и их детям санаторно-курортного обслуживания;

совершенствование системы социального страхования;

принятие участия в подготовке и осуществлении государственных программ по охране здоровья работников;

проведение мероприятий, направленных на поддержание финансовой устойчивости Фонда;

подготовка предложений о размерах тарифа страховых взносов на социальное страхование совместными усилиями с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ;

проведение мероприятий по подготовке и повышению квалификации профессиональных работников для работы в области государственного социального страхования;

совместная работа с фондами аналогичной специализации других государств и международными организациями в области социального страхования.

3 стр., 1346 слов

Страхование в системе финансовых отношений: сущность и роль

... исследования является система страхования в Республике Беларусь. Объектом изучения является страхование в системе финансовых отношений. Целью курсовой работы является изучение особенностей развития страхования в системе финансовых отношений Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены изучить сущность страхования в системе финансовых отношений; провести анализ ...

В соответствии с поставленными задачами можно определить статьи расходования сосредоточенных в фонде денежных средств:

выплата пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.);

направление средств на санаторно-курортного обслуживание работников и другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

обеспечение текущего функционирования фонда, в соответствии с поставленными задачами

проведение научно-исследовательской деятельности в области социального страхования и охраны труда.

?2011 гг. представлена на рисунке 1 (в млрд.руб).

?2011 гг., млрд. руб.

? 491,2 млрд. руб., в 2011 г ? 497,6 млрд руб. [2].

?2011 гг. (таблица 1).

Таблица 1.

Темпы роста и прироста по статьям расходов ФСС за 2009?2011 гг., Статьи расходов2009г.2010г.2011г.Темп ростаТемп прироста

Таким образом, сумма расходов по указанным статьям увеличивается в среднем на 12 %, за исключением выплат по временной нетрудоспособности.

Доходы Фонда социального страхования определяются поступлениями, которые можно распределить по группам:

налоговые:

доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты ряда налогов, в числе которых налог, взимаемый в связи с применением УСН ? 5 %, ЕНВД ? 5 %, ЕСХН ? 6,4 % и т. д.

неналоговые:

страховые взносы работодателей, ИП, граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях

безвозмездные поступления

доходы от размещения части временно свободных денежных средств фонда в банковские вклады; от приобретенных у государства ценных бумаг

недоимки, пени, штрафы по взносам в ФСС

средства из федерального бюджета на расходы, установленные законодательством

прочие поступления.

Общий объем денежных средств, поступивших в Фонд социального страхования в 2009 г. составил 440,1 млрд. руб., в 2010 г. ? 463,8 млрд. руб., в 2011 г. ? 558,6 млрд руб. [2].

Структура доходов ФСС за 2009?2011 гг. представлена на рисунке 2 (в млн руб.)

?2011 гг.

?2011 гг. (таблица 2).

Таблица 2.

Темпы роста и прироста по статьям дохода ФСС за 2009?2011 гг., млн. руб.

Группа доходов2009г.2010г.2011г.Темп ростаТемп приростаналоги, страховые взносы291579316979390364115,7115,71поступления из федерального бюджета131009109082145910105,505,50поступления из федерального фонда ОМС170001750018000102,902,90

? 115,7 %. Поступления средств из других бюджетов в среднем увеличилось на 4,2 %.

5 стр., 2033 слов

Договор Страхования в системе гражданско-правовых договоров

... договора страхования, можно выделить следующие его признаки.1) Договор страхования является правовой формой материального страхового отношения.Определяя права и обязанности субъектов и участников этого отношения, договор страхования одновременно выступает в ... получит он или нет, а за услугу по социальной защите. По мнению указанного автора, страхование – это услуга особого рода, страховая услуга. ...

Значение Фонда социального страхования достаточно велико, поскольку его деятельность направлена на компенсацию или минимизацию последствий изменения социального или материального положения. В последнее время структура доходов ФСС изменилась: ЕСН был заменен на страховые взносы, что привело к установлению зависимости размера страховых взносов от размера заработной платы работника.

? процесс трудоемкий и сложный, и в России он еще не завершился.

3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ

фонд социальный страхование налог

Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получали широкую социальную поддержку.

Происходящие в стране экономические преобразования обусловливают соответствующие перемены в области социальной политики, выработку механизмов социальной защиты, основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи.

Анализ современного положения дел в сфере социальной защиты приводит к выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты. Сегодняшнее положение обусловлено преимущественно неэффективным использованием имеющихся средств. Отечественная система социальной защиты установила рекорд удельной себестоимости оказания социальных услуг и успешно заморозила все попытки модернизации системы социального страхования. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в области социальной защиты и вовсе осуществляются без должного методологического и нормативно-правового обеспечения и увязки с экономическими и социальными процессами. Отсутствует координация усилий между существующими организационными и формами социальной защиты — социальной помощью и социальным страхованием.[11;151]

Можно заключить, что реформы в области социальной защиты не подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек зрения. В ходе их проведения игнорируются такие факторы, как состояние общественного сознания, точнее два его аспекта: национальные особенности и своеобразие переходного периода. Последнее связано с необходимостью адаптации к новым экономическим условиям, и действенную помощь в этом может оказать развитие системы социального страхования с привлечением к участию в ней широкой общественности. Однако существующая ныне система социального страхования остается в координатах прежней, социалистической системы социального обеспечения и базируется на прежних принципах построения.

4 стр., 1554 слов

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ

... регулирования рынка ценных бумаг Российской Федерации в области защиты прав инвесторов/ Н.А. Звягенцева //Теория и практика ... РФ» URL.:http://www.newpraktika.org/all-articles/9632-objalovanieresheni iobschegosobraniyaakcionernogoobschestvaproblemyiperspektivypravovogoreguli rovaniya.html (дата обращения: 19.04.2016 г.) 56. Пащенко А.А. Обеспечение защиты интересов инвесторов в системе ...

В социальной защите выделяются два основных вида:

  • социальная помощь, предназначенная для избирательной и адресной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения в рыночных условиях;
  • социальное страхование, ориентированное на социально активное население, занятое в сфере труда; поэтому его финансирование должно осуществляться за счет средств как работника, так и работодателя.

Социальное страхование трудового населения не только как нельзя лучше вписывается в рыночные отношения, но и способно принести экономической сфере определенную помощь и выгоду.

человеческого капитала и в итоге способствуют стабилизации общества.

Реформирование системы социального страхования должно привести ее в соответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечить действенную защиту трудящихся. Реформированная система социальной защиты должна строиться на двух основополагающих принципах — на индивидуальной ответственности и на солидарности всех членов общества. Данный подход открывает широкие возможности для самореализации личности в обществе, защищает интересы обеих сторон, взаимоувязывая их интересы, и препятствует процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты, прежде всего, нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и др. Для трудоспособного населения более важен принцип личной ответственности.[8;416]

В настоящее время при переходе России к более совершенной системе социальной защиты одним из важных моментов может явиться необходимость перераспределения ресурсов для сохранения необходимого уровня и качества жизни при поощрении накопления средств всеми субъектами данного взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу расходования средств на зарплату и на различные виды социального страхования (как обязательного, так и добровольного), государство должно найти систему оптимального распределения своих расходов между социальным страхованием госслужащих и выплатами в рамках социальной помощи. Для этого необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всех видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Таким механизмом и является социальное страхование.

Социальная политика должна строиться в соответствии с базовыми Конвенциями МОТ, а также с национальными особенностями понимания целей и задач социальной защиты. Она неотделима от экономической политики. Только их совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их несогласованность, наоборот, приведет к дальнейшему снижению уровня социальной защищенности населения.

Таким образом, те принципиальные положения, с учетом которых и анализировалась система социального страхования, оказываются тесно взаимосвязанными между собой, и от их взаимосогласованности в итоге зависит уровень социальной защищенности трудового населения. Эти принципы широко распространены сегодня в странах с развитой рыночной экономикой и являются там основой системы социальной защиты.

В последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена.И это не единичный случай.

Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов в фонд — одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ.

Данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации необходимо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В-третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны фонда. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.

К сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов для осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном виде она подходит только на 10-15%.

Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.[8;422]

Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения в ближайшей перспективе следующих вопросов: принятия мер по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития; возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности; принятия, в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения, соответствующего федерального закона.

В заключение можно отметить, что для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо:

— закрепить в бюджетном процессе технологию бюджетирования по результату;

формализовать единую систему государственного финансового контроля с четким разграничением органов и компетенций внутреннего и внешнего контроля;

широко распространить в практике контрольных органов аудит эффективности бюджетных расходов.

Заключение

В системе современных рыночных социально-экономических отношений трудно переоценить роль социального страхования и его основных составляющих направлений.

В России имеющаяся к сегодняшнему дню система обязательного социального страхования была сформирована примерно в последние полтора десятка лет.

Анализ почти пятнадцатилетней истории становления обязательного социального страхования в современной России позволяет сказать, что такая система в стране сегодня действительно есть и ее можно и нужно рассматривать как систему (жизнеспособную и работающую на благо общества), а не как какие-то отдельные фрагментарные составляющие.

В сфере общего социального страхования была решена острая и трудная проблема, связанная с упорядочением выплат возмещения за причиненный вред здоровью гражданам, пострадавшим в результате несчастных случаев и профзаболеваний. Немалое число людей, получивших производственные травмы или болезни, многие годы и даже десятилетия тому назад возмещение получали от своих предприятий, но в период рыночных реформ часть этих предприятий перестала существовать, другие преобразовались, сменили форму собственности, собственников и т.д. В результате сотни тысяч людей оказались как бы «подвешенными в воздухе» и брошенными на произвол судьбы. В рамках ныне действующей системы социального страхования этупроблему удалось решить в масштабе всей страны, создать новый механизм компенсационных выплат в возмещении вреда.

Несмотря на существующие проблемы в правовом регулировании деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации, принимаемые нормативные правовые акты по обязательному социальному страхованию позволяют решать задачи обязательного социального страхования и управления средствами для их осуществления.

Социальное страхование — это, по сути, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

В последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе существует много проблем. Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью.

Cсуществующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям ( сборщиков взносов и распределителей средств).Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования — дело непростое. Необходимо органически увязать эту система с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем (т.е. факторами, определяющими уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся и т.д.).

Только тогда удастся построить эффективную систему социальной защиты в стране.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/fond-sotsialnogo-strahovaniya-2/

1.Бюджетная система России: Учебник/Под ред. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2007.- 550с.

-Практическое пособие «КонсультантПлюс»

-Федеральный закон от 25 ноября 2008 года № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

-Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 334-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

-Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов / под ред. акад. Г.Б. Поляка. М.: Юнити, 2003.- 512с.

-Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева. — М.: Проспект, 2005. — 640с.

-Финансы: Учебник /Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2002.- 475с.

-Финансы: Учебник/Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти (2-е изд., перераб. и доп.).

М.: Юрайт-Издат, 2006.- 464с.

-Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Перспектива: Юрайт, 2008.- 507с.

-Финансы/Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В.-М.: Финансы и статистика, 2004. — 504с.

-Экономика социального страхования. Учебное пособие/Под ред.Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н.- М.: МГТУ, 2007.- 464с.

12.www.alleng.ru

-www.budgetrf.ru

14. www.fss.ru <http://www.fss.ru> официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации

-Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»

16. Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»

— Федеральный закон от 3 апреля 2008 года N 39-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год»

— Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 334-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

— Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»

— Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 года 101 «Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации»

— Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 №22 «Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования»

— Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского.проф. О.В. Врублевской. Проф. Б.М. Сабанти. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2009. — 462 с.

— Финансы: учебник для студентов Вузов / под ред. Г.Б. Поляка. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 — 735 с.

— Финансы: Учебник / под ред. Н.Ф. Самсонова. — М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. — 591 с.

— Парфенова Г.Ч. Пособия по временной нетрудоспособности работника по болезни. Что нового? Журнал «Финансовый вестник» 2010 №1 с. 37.

— Беспалов М.В. Об уплате обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды РФ в 2010 г. 2010 №1 с. 63.

— Кузьмин Н.Ю. О страховых взносах в государственные внебюджетные фонды Журнал «Финансовый вестник» 2010 №2 с. 57.

— Емельянцева М.В. Новый порядок расчета больничных листов Журнал «Финансовый вестник» 2011 №2 с. 49.

— Парфенова Г.Ч. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 2011 №2 с. 66.

— Горлова О.С. Проблемы отражения средств обязательного социального страхования в бюджетной классификации Российской Федерации Журнал «Финансовый вестник» 2011 №3 с. 37.

— Парфенова Г.Ч. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Журнал «Финансовый вестник» 2011 №5 с.57.

— Шептунов М.В. Страховые взносы и выплаты в 2007-2010 гг. в Российской Федерации Журнал «Финансы» 2011 №10 с. 49.

— http://www.roskazna.ru/ — официальный сайт Федерального Казначейства