Государственные страховые фонды, цели их создания и особенности использования

Курсовая работа

Гарантией выполнения принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования являются страховые резервы – специальные фонды, которые образуются из страховых взносов и расходуются в первую очередь для осуществления страховых выплат страхователям. Формируются они в зависимости не от доходов, а от обязательств страховщика. В соответствии со ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» основой финансовой устойчивости страховщиков служат наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования. [10. С. 87]

Средства Фондов образуются за счет:

— страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы в соответствии с законодательством;

— страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

— доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

— добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

— ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

  • прочих поступлений.

Страховые резервы отражают величину обязательств страховщика по заключенным со страхователями договорам, не исполненным на данный момент времени. Каждый вид обязательств должен покрываться соответствующим страховым резервом. [13. С. 371]

Запасной фонд формируется из остатков выплатного фонда по рисковым видам страхования, которые определяются как разность между установленным страховой организацией нормативом выплат и фактическим уровнем выплат.

7 стр., 3239 слов

Начисление страховых взносов

... право исчислять страховые взносы из расчета 60 процентов установленной ставки. Также в зависимости от специфики деятельности застрахованного возможно применение пониженных ставок страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, ФСС России, ФФОМС. Пониженные тарифы страховых взносов на 2017 год установлены: ...

Запасные фонды в страховании представлены фондами денежных средств, предназначенных для выплат страхового возмещения и страховых сумм в тех случаях, когда эти выплаты не покрываются страховыми платежами текущего года. Запасные фонды по рисковым видам страхования могут также пополнятся за счет отчислений от прибыли по страховым операциям. Основным источником прибыли является брутто-ставка. Кроме того, прибыль может быть получена за счет снижения показателей убыточности страховой суммы по тому или иному виду страхования в благоприятные годы, а также за счет относительного снижения расходов на проведения страховых операция по сравнению с уровнем убыточности или накладных расходов, заложенных в страховых тарифах. Средства запасных фондов могут храниться в банке на расчетных и депозитных счетах, а также помещаться в краткосрочные инвестиции.

Уставный фонд может быть представлен недвижимостью и другими материальными ценностями, ценными бумагами, правами на пользование землей, водой и прочими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также иными имущественными правами, денежными средствами в рублях и иностранной валюте.

По своему назначению фонды можно разделить на универсальные и специальные. Создание универсальных фондов (основных, оборотных и др.) вызвано необходимостью функционирования организации как хозяйственной единицы. К специальным фондам относятся страховые резервы, резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества, а также иные фонды, необходимые для осуществления страховой деятельности.

Таким образом, резерв взносов формируется путем ежегодных отчислений в него части поступивших платежей по долгосрочным видам страхования, а также начисляемых на него процентов. Если число страхователей большое, то страховщики не прибегают к изъятию средств из резерва взносов по страхованию жизни, а покрывают выплаты по договорам страхования текущими поступлениями.

1.3 Нормативно-правовая обязательная деятельность государственного страхового фонда

Правовое регулирование страховых отношений охватывает права и обязанности страховщика и страхователя. Кроме того, в страховании участвуют и другие физические и юридические лица: получатели страхового возмещения, страховых и других сумм, не являющиеся страхователями, учреждения банков, финансовые, налоговые и правоохранительные органы, организации государственного управления.

В Российской Федерации, как и в ряде западных государств (например, в Германии) сложилась трехступенчатая система правового регулирования страхового дела.

I ступень — Общее гражданское право.

К этой ступени правового регулирования страхования следует отнести прежде всего Гражданский кодекс (ГК) РФ и другие подобные нормативные акты.

4 стр., 1546 слов

Фонд социального страхования в Российской Федерации, перспективы его развития

... место заняли социальные фонды. В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами: пенсионным; * обязательного медицинского * социального страхования; занятости (до 2001 г.). Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Ныне ...

Гражданское право

II ступень — Cпециальное законодательство по страховому делу.

Сюда относятся отдельные законы Российской Федерации, регулирующие отношения по поводу страхования. К ним следует отнести, прежде всего, закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О взаимном страховании» и другие федеральные законы .

III ступень — Прочие нормативные акты.

К прочим нормативным актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств. Общие требования законодательства по регулированию отношений в области страхования состоят в том, что в законодательных актах первой и второй ступени даются основные понятия, связанные со страховыми правоотношениями, содержатся общие требования к договорам обязательного и добровольного страхования. В прочих нормативных актах содержатся требования по отдельным вопросам осуществления страховой деятельности. [15. С. 233]

Страховые отношения, как и любые другие гражданско-правовые отношения, регулируются определенной нормативно-правовой базой. В пункте 3 ст. 1 Закона о страховом деле прямо определено, что законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, являются составной частью страхового законодательства. Закон по своему правовому статусу обладает большей юридической силой, нежели подзаконные акты, так как в соответствии со ст. 105 Конституции РФ он принимается высшим законодательным органом государственной власти — Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. В состав законодательства входят и кодифицированные нормативные акты, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Основополагающим нормативным актом, регулирующим страховую деятельность в нашей стране, является Закон РФ «О страховании», принятый 27 ноября 1992 г. С 1 января 1998 г. Закон РФ «О страховании» действует с внесенными в него изменениями и дополнениями в новой редакции «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (№ 157 – ФЗ от 31.12.97 г.).

Этот закон является базовым по отношению к другим законам, специально посвященным страхованию, а также законам, регулирующим другие отношения, но содержащим страховые нормы. Указанные законы и страховые нормы должны находиться в полном соответствии с данным Законом. Закон создает взаимосвязанную систему правового регулирования отношений между участниками страхования, между страховщиками и государством.

Таким образом, правовые отношения, регулирующие процесс формирования и использования страхового фонда, т. е. собственно страхование, относятся к сфере гражданского права. В качестве объектов страховых отношений выступают материальные и денежные ценности, а также нематериальные личные блага человека — жизнь, здоровье, трудоспособность, т. е. риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами указанных отношений являются страховщики, страхователи и другие лица. Поскольку страховые правоотношения имеют форму взаимных обязательств сторон, то они относятся к обязательственному праву.

18 стр., 8718 слов

Пенсионный фонд Российской Федерации – основной орган пенсионного обеспечения

... миллионов пенсионеров получают пенсии через Пенсионный фонд России. Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы курсовой работы. Целью курсовой работы является изучение состояния и функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации как основного органа пенсионного страхования. Для достижения поставленной цели необходимо ...

Итак, можно сделать вывод о том, что экономическая сущность страхования состоит в создании денежных фондов за счет взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба у лиц, участвующих в формировании этих фондов. Поскольку возможный ущерб (или страховой риск) носит вероятностный характер, то происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве так и во времени. Можно сказать, что возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счет взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов.

Чем шире будет круг страхователей, тем меньшая доля ущерба будет приходиться на каждого из них и тем большей будет концентрация финансовых ресурсов в страховом фонде страховщика. Таким образом, величина сформированных страховых фондов позволяет с определенной степенью полноты компенсировать возникающие потери и убытки страхователей. Замкнутая раскладка ущерба обусловливает возвратность средств, за счет которых был организован страховой фонд страховщика. Страховые платежи каждого страхователя имеют только одно назначение — компенсацию определенной доли ущерба в течение определенного периода времени. Поэтому вся сумма страховых платежей (без учета расходов на ведение страхового дела) возвращается страхователям в течение времени, принятого в расчет при формировании самого страхового фонда.

2.1 Анализ использования средств пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд РФ – это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный прежде всего на выплату пенсий.

Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы является Конституция РФ и Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». [11. С. 123]

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

Размеры поступлений средств в пенсионный фонд РФ и размеры расходов отражается в бюджете пенсионного фонда, который утверждается в форме закона федеральным собранием РФ.