Особенности инфляции в России (3)

Курсовая работа

Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономической теории. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Большинство развитых стран добились ее существенного снижения. Проблема инфляции в российской экономике остается нерешенной. Хотя темп инфляции в РФ неуклонно и медленно снижается, необходимость дальнейшего снижения ее темпа остается.

Данная курсовая работа будет посвящена изучению особенностей инфляции в России. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время при формировании проекта бюджета среди политиков достаточно острому обсуждению подлежат вопросы снижения темпов инфляции, а также вопросы взаимосвязи инфляции и экономического роста. Считается, что инфляция является тормозом развития российской экономики, так как стремление снизить денежное предложение из опасения уси­лить инфляцию не стимулирует экономический рост. Поэтому на сегодняшний день актуальным является рассмотрение существующих проблем российской инфляции и антиинфляционных мер, принимаемых государственными органами для снижения ее темпов.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.

Задачами данной курсовой работы являются:

  • изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
  • проведение анализа инфляционных процессов и внутренних дисбалансов в российской экономике;
  • выявление проблем снижения темпа российской инфляции;
  • рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции;
  • изучение прогноза инфляции в России на среднесрочную перспективу.

§ 1. Понятие инфляции, ее сущность, виды и причины возникновения

1.1. Инфляции, ее сущность, факторы и причины возникновения

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

8 стр., 3612 слов

Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования

... страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд РФ. В 2013 году по российскому законодательству они составляют 22% ... предполагают решить основные проблемы старой пенсионной системы. Достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы; повышение уровня пенсионного обеспечения граждан; ... бумаги, доходность по которым, как правило, ниже инфляции. На практике это означает, что средства ...

Термин «инфляция» означает переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение и как результат – повышение цен на товары и услуги, падение покупательной способности денег. По сути, инфляция – это обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества и потребительской ценности. Она вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы .

Во всех случаях инфляцию следует рассматривать как:

  • нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает кредитно-денежной системы:
  • явный или скрытый рост цен:
  • снижение жизненного уровня населения.

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где нет баланса государственных доходов и расходов, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.

Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода. В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер, часто вызываемый политическими факторами, т.е. находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Полностью исключить инфляцию в рыночных условиях хозяйствования невозможно, поэтому появилось понятие «управляемая инфляция». Глубинные процессы инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы инфляции.

денежные (монетарные)

К неденежным факторам инфляции относятся: факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, государственной экономической политикой, в том числе налоговой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д. При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, так как там скорость обращения намного выше, что позволяет получать огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции. Механизм инфляции самовоспроизводится, а на его основе нарастает дефицит сбережений, сокращаются кредит, инвестиции в производство и предложение товаров.

Внешними факторами

основные причины возникновения инфляции

1. Дефицит государственного бюджета, покрываемый за счет эмиссии денежных знаков;

2. Бегство капитала за рубеж;

3. Неплатежи в экономике;

4. Долларизация экономики;

5. Искусственная нехватка денег

6. Использование суррогатов денег;

7. Низкий курс рубля;

8. Монополизм в экономике;

9. Рост издержек производства;

10. Глубокие деформации и диспропорции общественного про­изводства;

11. Инфляционные ожидания;

12. Теневая экономика;

50 стр., 24586 слов

Денежная, кредитная и банковская системы

... количество денег в обращении. В учебно-методическом комплексе рассматриваются денежная, кредитная и банковская системы, сформировавшиеся к настоящему времени. Определяются понятия, содержание и структура указанных систем, их функции и роль ... исследовал исторический процесс развития обмена и смены форм стоимости, объяснив на этой основе причины возникновения денег, известный немецкий ученый К. Маркс. ...

13. Несовершенство налоговой политики .

Все же основной причиной возникновения инфляции является нарушение товарно-денежного равновесия, вызываемое в той или иной форме переполнением сферы денежного обращения избыточной денежной массой.

В зависимости от причин возникновения, рассмотрим виды инфляции и формы ее проявления.

1.2. Виды инфляции и ее последствия

Обычно специалисты различают следующие виды и формы проявления инфляции:

1. По степени проявления:

галопирующая инфляция

гиперинфляция

ползучая инфляция

2. По способам возникновения:

административная инфляция

инфляция издержек

  • инфляция спроса

инфляция предложения

импортируемая инфляция

кредитная инфляция

открытая инфляция

подавленная (скрытая) инфляция

непредвиденная инфляция

ожидаемая инфляция

социально-экономические последствия:

  • перераспределение доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами и т.д.;
  • обесценение денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
  • постоянно уплачиваемый инфляционный налог, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
  • неравномерный рост цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в разных отраслях, усугубляет диспропорции воспроизводства;
  • искажение структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту (ускоряется оборачиваемость денежных средств, увеличивая инфляционный процесс);
  • закрепление стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;
  • сокращение инвестиций в народном хозяйстве и повышение их рисков;
  • возрастание спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;
  • активное развитие теневой экономики и ее «уход» от налогообложения;
  • снижение покупательной способности национальной валюты и искажение ее реального курса по отношению к другим валютам;
  • Далее перейдем к рассмотрению особенностей инфляционных процессов в Российской Федерации.

§ 2. Инфляция в России и ее особенности

2.1. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики

В системах с развивающимися рынками, к числу которых относится и российская экономи­ка, инфляционный процесс выступает сложным динамическим явлением, представляющим собой временное единство процессов накопления ин­фляционного потенциала и открытой инфляции. Эти две составляющие инфляционного процесса, скрытая и открытая, а также механизмы пре­вращения одной в другую позволяют объяснить некоторые парадоксы современной российской инфляции и управления ею. Рассмотрим особенности возникновения, протекания и регули­рования инфляционных процессов в России, как на протяжении всего периода рыночных преобразований, так и в посткризисный период российской экономики.

1. Инфляционный процесс и динамика денежной массы.

Изучение динамики денежной массы и индексов цен, с которого традиционно начинается любое исследование инфляционных процессов, сразу же обнаруживает ряд трудно объяснимых с точки зрения традиционной теории парадоксов .

Во-первых, на протяжении последних пяти лет наблюдается явный диссонанс в движении денежной массы и уровня цен. Это несоответствие обнаруживается при сравнении динамики кумулятивных индексов цен и денежной массы за длительные промежутки времени.

Произведя расчет кумулятивных тем­пов прироста потребительских цен и наличной денежной массы в обращении нарастающим ито­гом с начала 2000 года, обнаружено, что разрыв в движении этих показателей становится все больше (см. табл. 2.1.).

Так, индекс опережения за четыре года увеличился с 2,84 до 4,53. Небольшое его снижение за 8 месяцев 2005 г. вряд ли является характерным, ибо известно, что большая часть денежной массы эмитируется в конце года.

В то же время значительный рост денежной массы не может быть объяснен соответствующим увеличением реального ВВП, который за пять лет, 2000-2004 гг., вырос лишь на 39,2%, и еще на 8,3% в январе-августе 2005 г., по сравнению с соответс­твующим периодом прошлого года.

Таблица 2.1.

Соотношение денежного агрегата М0 и индекса потребительских цен

в российской экономике

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005, январь-август

Кумулятивный прирост потребительских цен, %

20,2

42,6

64,1

83,8

105,3

122,3

Кумулятивный прирост денежного агрегата М0, %

57,4

119,4

186,8

331,0

476,7

540,2

Индекс опережения

2,84

2,81

2,91

3,95

4,53

4,42

В целях более корректного анализа сравним темпы инфляции с показателем уровня монети­зации экономики (см. табл. 2.2.).

Оказывается, что за период с 2000 г. по I полугодие 2005 г. уровень мо­нетизации российской экономики удвоился, при этом одновременно произошло снижение индекса потребительских цен более чем в два раза (рассчи­тано исходя из прогноза цен в 2005 г. в размере 10,5 — 11%).

Иными словами, насыщенность экономи­ки деньгами увеличивается, и темпы инфляции при этом не растут, а уменьшаются

Таблица 2.2.

Обеспеченность экономики деньгами и уровень инфляции в России.

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005,

1полу-годие

ВВП в рыночных ценах, млрд руб.

7 302,2

9 040,8

10 830,5

13 243,2

16751,5

9 395

Среднегодовая денежная масса, агрегат М2 млрд руб.

934,5

1 383,5

1 873,55

2 673,6

3 788

4 645,35

Уровень монетизации экономики, М2/ВВП

0,128

0,153

0,173

0,202

0,226

0,247

Индекс потребительских цен (прирост цен, в % за год)

20,2

18,6

15,1

12

11,7

8

Как же объяснить обнаруженный парадокс? Возможны два ответа на поставленный вопрос.

Первое объяснение: между движением двух показателей существует значительный разрыв во времени, иными словами, про­исходит накопление инфляционного потенциала, имеет место отложенная, отсроченная инфляция. В таком случае увеличение уровня монетизации эко­номики следует расценивать как опасное явление, чреватое будущим инфляционным всплеском.

Второе объяснение: уровень монетизации эко­номики связан не столько с темпами инфляции, сколько с темпами экономического роста, инвес­тиционной активностью, развитием финансовых рынков, формирующих спрос на деньги. Действи­тельно, в условиях роста экономической актив­ности происходит объективное увеличение уровня монетизации экономики, и данное явление вряд ли следует связывать с отложенной инфляцией. Как показывает статистика, в странах с высокими темпами экономического роста и низким уровнем инфляции уровень монетизации экономики оказы­вается существенно выше, в развитых странах он достигает 0,6 — 0,7.

Данные пограничные объяснения не исключают друг друга, а показывают крайние альтернативы, между которыми осущест­вляется реальный общественный выбор. Фактичес­кий результат зависит от конкретных условий, в ко­торых окажется экономическая система. Если будут созданы условия для роста деловой активности и развития финансовых рынков, экономика «впи­тает» накопленную денежную массу, в противном случае эта масса превратится в «денежный навес», который может рано или поздно обрушиться.

При внимательном изучении можно обнару­жить относительно слабое влияние инструментов косвенного кредитно-денежного регулирования (нормы обязательных резервов, ставки рефинансирования) на масштабы денежного обращения в стране и гораздо более существенное влияние прямых каналов эмиссии денег, в настоящее время валютного канала. И вот здесь, как говорится, «гвоздь проблемы» под названием «управление ин­фляцией с помощью кредитно-денежного регулирования». Эффективные, по определению, прямые каналы эмиссии работают на полную мощность в относительно стабильные периоды времени, когда,

собственно, и происходит накачка экономики денежной массой. При этом денежное регулирование пассивно приспосабливается к общей экономичес­кой ситуации и другим видам регулирования — ва­лютному и фискальному. Малоэффективные косвенные методы управления масштабами денежного обращения запускаются в действие в кризисных и предкризисных ситуациях, когда, собственно, и

демонстрируют свою низкую дееспособность. О неадекватности их воздействия свидетельствует как запредельное увеличение ставки рефинансирова­ния весной 1998 г., так и значительное сокращение нормативов обязательных резервов в июле 2004 г., во время кризиса ликвидности, вряд ли существен­но изменившее состояние дел в банковской сфере, где проблема управления ликвидностью и по сей

день остается одной из самых острых. В то время как пять крупнейших банков располагают постоянной избыточной ликвидностью, ее недостаток периодически ощущает большинство мелких и средних российских банков.

Итак, четыре безусловных факта реальности – диссонанс в движении цен и денежной массы, естест­венная цикличность инфляционных процессов в неустойчивых экономических системах, динамичность спроса на деньги и отсутствие надежных способов воздействия на темпы инфляции методами кредитно-денежного регулирования — свидетельствуют в пользу того, что

инфляционный процесс в российской экономике не является чистым феноменом монетарной системы, и его изучение должно выходить за ее пределы.

2. Инфляция спроса и инфляция издержек: межвременное взаимодействие

Одним из индикаторов дисбаланса в движении внутренних цен является относительная динамика индекса потребительских цен и индекса оптовых цен производителей. Опережение потребительски­ми ценами цен производителей является резуль­татом повышения доходов населения, увеличения склонности к потреблению или свидетельствует о наличии мягких бюджетных ограничений у потребителя. В таком случае можно утверждать, что инициатором инфляции выступает спрос, т. е. имеет место инфляция спроса. Большее изменение цен производителей, напротив, позволяет утверж­дать, что имеют место жесткие бюджетные ограни­чения у потребителя, и инфляция развивается по механизму издержек. Таким образом, всю историю российской инфляции можно разделить на пери­оды «инфляции спроса» и «инфляции издержек», которые с определенной последовательностью чередуют друг друга (см. табл. 2.4.).

Из анализа приведенных в таблице 2.4 данных не­трудно заключить, что инфляция спроса каждый раз совпадает с инфляционным кризисом («инфляционным всплеском»): 1991 — 1992, 1997- 1998 гг. Потом она уступает место вялотекущей «инфляции издержек». Это еще раз доказывает, что инфляци­онный процесс представляет собой закономерное чередование двух стадий: открытой инфляции и накопления инфляционного потенциала.

Таблица 2.4.

«Инфляция спроса» и «инфляция издержек» в российской экономике

Показатель

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005, три

квар­тала

Индекс потребитель-ских цен (прирост цен, в % за год)

750

2510

840

220

130

21,8

11

84,4

36,5

20,2

18,6

15,1

12

11,7

8,6

Индекс цен производите-лей (при­рост цен, в % за год)

238

2049

987

235

180

25,6

7,5

23,2

65,0

31,6

10,7

17,1

13,1

28,3

15,7

Инфляция спроса

Инфляция издержек

Инфляция спроса

Инфляция издержек

Инф­ляция спроса

Инфляция издержек

Инфляция спроса 1991 – 1992 гг. изначально была обусловлена инфляционными ожиданиями, подстегнувшими потребительский ажиотаж, потом либерализацией цен, снижением уровня нормаль­ных сбережений и превращением накопленного потенциала в потребительскую инфляцию.

Инфляция издержек 1993 — 1996 гг. включала, по крайней мере, четыре составляющие: струк­турную, институциональную (главным образом, изменение регулирования и степени конкурентнос­ти рынков), политико-экономическую (борьба за перераспределение доходов) и инерционную. Все они формировали «естественный уровень инфля­ции» того периода.

Инфляция спроса 1997 — 1998 гг. сначала была результатом заниженной цены импорта на внут­реннем рынке вследствие затянувшейся политики «валютного коридора», что сказалось на увеличе­нии потребительских расходов на приобретение импортных товаров, истощении валютных резервов государства и ухудшении условий внутренней тор­говли для отечественного производителя. Управля­емая цена импорта равноценна ситуации мягких бюджетных ограничений. Кризис 1998 г. подогрел инфляционные ожидания и значительно усилил инфляцию спроса.

Практически в течение всего периода, начи­ная с 1999 года, преобладает инфляция издержек. Исключение составляет 2001 г. С 1999 г. до конца третьего квартала 2005 г. накопленное опережение индексом цен производителей индекса потреби­тельских цен составило 1,55 раз. Как расценивать это значение? Возможны, по крайней мере, три ответа на поставленный вопрос. Во-первых, имеет место отсроченная потребительская инфляция, и ее следует ожидать в ближайшее время. Дейс­твительно, за пять лет, 2000 — 2004 гг., реальные располагаемые доходы населения, по данным Госкомстата России, выросли на 68% и опережали рост внутреннего производства за тот же период в 1,2 раза. Во-вторых, возможно, статистика неточно отражает уровень потребительской инфляции или, в политических целях, она его сознательно зани­жает. В-третьих, имеет место объективный процесс снижения доли торговой прибыли в продаваемой продукции вследствие повышения степени конку­рентности рынков, увеличения потребительского разнообразия. Последнее приводит к повышению эластичности спроса по цене и делает невыгодным повышение цен на микроуровне [3, c.8].

Первый и третий ответы, с нашей точки зрения, не исключают другу друга, а определяют некие пог­раничные варианты, в пределах которых осущест­вляется реальный выбор. Из данных табл. 2.4 легко рассчитывается, что за весь рассматриваемый пери­од рыночных преобразований цены потребительско­го рынка, с учетом деноминации, выросли в 116 раз, а цены производителей — в 58 раз (так называемая «накопленная инфляция»), коэффициент опере­жения составил 2. Аккумулированное опережение достигало своего максимума в периоды кризисов: в 1992 и 1998 гг. его значение превосходило 3. Эти данные можно интерпретировать как накопленный потенциал инфляции издержек, которая законно, т. е. по объективным обстоятельствам, в последние годы берет реванш. Очевидно, что окончательного сближения показателей «накопленной инфляции» не произойдет, потому что торговая деятельность вряд ли автоматически достигнет уровня доходности советского периода.

Таким образом, динамика индексов потре­бительских цен и цен производителей, рассмат­риваемых в ретроспективе, не только позволяет охарактеризовать закономерности межвременного взаимодействия «инфляции спроса» и «инфляции издержек», но и обладает определенной прогнозной силой, сигнализируя о вероятных процессах накопления инфляционного потенциала.

3. Формы накопления инфляционного потенциала и особенности современной российской инфляции.

Инфляционный процесс представляет собой межвременное, динамическое единство накопле­ния инфляционного потенциала и открытой инф­ляции. Поскольку жесткого взаимодействия между ними не существует, у общества всегда существует выбор в некоторых границах, позволяющий сни­зить или усилить инфляционное давление на эко­номику в будущем. Иными словами, речь идет о реальных пределах управляемости инфляционным процессом.

Если же обществу не удалось с помощью разумного управления стерилизовать денежный навес, инфляционный потенциал рано или поздно вырвется на свободу, вызвав очередной инфля­ционный кризис. Однако в любой конкретный момент, кроме причин долгосрочного воздействия, существующих в «запертом состоянии», могут действовать дополнительные факторы краткосроч­ного характера, оказывающие влияние на текущий уровень инфляции.

Инфляционный процесс 2004 — 2006 гг. уни­кален именно в плане соединения долгосрочных форм накопления инфляционного потенциала и факторов краткосрочного воздействия.

К формам накопления инфляционного потен­циала последних пяти лет, с моей точки зрения, можно отнести следующие.

1. Избыточные сбережения на руках у населения. Об их наличии свидетельствует значительное пре­вышение доли инвестиций над долей сбережений в ВВП. Эта избыточная масса сбережений представ­ляет реальную угрозу для российской экономики. С одной стороны, она заключает в себе неистрачен­ный потенциал роста, с другой стороны, в любой момент может «хлынуть» на потребительские или валютные рынки и вызвать рост потребительских цен и обесценение национальной валюты, что в конечном счете приведет к одним и тем же инф­ляционным последствиям.

2. «Мыльные пузыри» современной российской эко­номики. Высокий рост цен на рынке жилья, кроме прочего, обусловлен также тем, что он стал абсорбен­том избыточной денежной массы, привлекательной сферой альтернативных финансовых вложений. В условиях растущих инфляционных ожиданий он является к тому же надежной формой сбережений: общеизвестно, что спрос на реальные активы в ожидании роста цен повышается. Подобной же финансо­вой атаке, хотя пока еще весьма слабой, подвергаются и некоторые сегменты рынка корпоративных ценных бумаг. Структура спроса на деньги в современных условиях такова, что перераспределение финансовых потоков способствует завышению стоимости отдельных активов и порождает очередную неустойчивую деформацию системы. Инфляцию такого рода можно назвать «инфляцией активов». В западной экономике это явление более известно как bubble phenomena — «эффект мыльного пузыря».

3. Избыточные государственные резервы. Госу­дарственные резервы существуют в трех формах: профицит бюджета, стабилизационный фонд, золотовалютные резервы государства. Наибольшую опасность первые два представляют в том случае, если будут израсходованы на конечное потребле­ние, а не на развитие производства. Роль послед­них, двойственна.

Кроме прочего, усиление инфляционного давления на экономику, имевшее место в 2004 -2005 гг., было обусловлено рядом текущих событий. Их анализом и завершается наше исследование.

1. Монетизация льгот. С начала 2005 г. были отменены льготы на проезд в общественном транс­порте, санаторное лечение, лекарства, на поль­зование услугами телефонных станций и радио, сокращен список медикаментов с государственным регулированием цен. С 2005 г. по инициативе не­которых муниципальных властей началась отмена льгот на услуги ЖКХ. Частично или полностью потери потребителя были компенсированы в виде соответствующих социальных выплат. Это привело как к непосредственному росту цен на соответс­твующие блага, так и создало дополнительную угрозу потребительской инфляции. Так, в 2005 г. наблюдалось существенное увеличение тарифов ЖКХ — на 33-34%.

  1. Снижение уровня налогообложения. С 2004 г. была снижена основная ставка налога на добав­ленную стоимость с 20 до 18%. С 2005 г. произошло снижение базовой ставки единого социального налога с 35,6 до 26%. Отменен ряд налогов, в час­тности налог на рекламу. С 2006 г. планируется также снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20%, отмена налогов на дарение и наследование для ближайших родственников, а с 1997 г. — сокра­щение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 13%. Уменьшение налогообложения уве­личило чистые доходы предприятий, полученная прибавка была направлена, главным образом, на рост заработной платы, что усилило давление на потребительский рынок.

Ухудшение делового климата, повышение по­литических рисков в связи с событиями с ЮКОСом. По мнению некоторых экономистов, прямое давление на бизнес с середины 2003 г. привело к снижению деловой активности, падению темпов роста производства, оттоку ка­питала, увеличению инфляции.

Изменение государственного регулирования отдельных рынков. Ярким примером является введе­ние в начале 2005 г. импортных пошлин на мясную продукцию, вызвавшее с начала года рост цены мяса на российском рынке, а в ноябре российские экономисты и вовсе забили тревогу о возникнове­нии дефицита мясопродукции.

  1. Рост мировых цен на нефть. В 2005 г. рос­сийский рынок автомобильного топлива неожи­данно проявил свою высокую чувствительность к мировым ценам на энергоресурсы. Только за 9 месяцев 2005 г. потребительские цены на бензин выросли на 15,1%.

Особенностью современной российской ин­фляции является еще и то, что она из системного явления все больше превращается в следствие изменений, происходящих на локальных рынках. В настоящее время требуется отдельное изучение влияния в краткосрочном и долгосрочном перио­дах роста платежеспособного спроса на изменение структуры цен и их общего уровня, в связи с чем необходимо осмысление феномена потребитель­ской инфляции локальных рынков. Наконец, значительное воздействие на текущий уровень инфляции оказывает такая институциональная причина инфляции, как степень конкурентности отдельных рынков. Поэтому общая картина инф­ляции остается неполной, если она не завершается анализом поведения российских естественных монополий. Однако все эти вопросы требуют от­дельного исследования.

2.2. Проблемы снижения темпа инфляции в России

Проблема снижения темпа инфляции является наиболее актуальной в Российской экономике. Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, необходимость дальнейшего снижения темпа инфляции, который значительно выше, чем в ряде зарубежных стран, все же остается . Многие специалисты, уче­ные и практики, выделяют следующие проблемы снижения темпа инфляции в России и предлагают пути их решения:

1. Одной из главных проблем снижения темпа ин­фляции в российской экономике является зависимость внутренних цен на энер­гоносители от мировых цен на нефть. В России формирование стабилизационного фонда создало мотивацию поощрения экспорта вместо заботы о внутренних ценах на энергоно­сители и о потребителях, поэтому можно сказать, что само российское законодательство способствует связи роста внутренних цен с мировыми.

Специалистами предлагается не допускать рост внутренних цен на сырье и энергоносители вслед за мировыми ценами путем использования экспортных пошлин и налогов.

2. Особо выделен фактор формирования инфляции издержек – рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ. Так в 2005 году при росте потребительских цен на 10,9 % цены на платные услуги населению, где значительную роль играют тарифы естественных монополий и услуги ЖКХ, выросли в среднем на 35 %. Такая ситуация вызывает, как следствие, инфляцию издержек и блокирует развитие отраслей, не связанных с топливно-энергитическим комплексом.

Кроме того, следует отметить, что снижение ставок НДС и отмена налога с продаж не сдержали рост цен. Это свидетельствует о слабой эластичности цен при снижении затрат производителей и продавцов и поэтому малоэффективно как антиинфляционное средство.

В качестве мер борьбы с инфляцией издержек можно использовать: применение антимонопольных мер против естественных монополий и ЖКХ, обеспечение действенного контроля над тарифами.

3. Ещё одной не менее важной проблемой, влияющей на инфляцию, является изъятие средств в стабилизационный фонд, что в свою очередь снижает рост ВВП и тем самым подхлестывает инфляцию. Стабилизационный фонд превращается в тормоз экономического роста, в качестве аргумента можно привести следующие расчеты: использование суммы пополнения стабилизационного фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы дополнительный рост ВВП на 1,6 % при средней эффективности использования бюджетных средств. При этом Правительство устойчиво планирует профицит бюджета, деньги объявляются лишними и размещаются в Стабилизационном фонде, а актуальность проблемы модернизации экономики остается, деньги не инвестируются в экономику.

Кроме этого, ситуацию усугубляют приток иностранной валюты в виде зарубежных инвестиций, а также стойкие инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов и населения.

В качестве решения данных проблем предлагается: активное участие государства в экономике, как в целях защиты внутреннего рынка, так и для развития экономической активности в сферах, связанных с высокой степенью переработки; необходимо эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал в интересах повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния населения. Проблему инфляционных ожиданий предлагается решить путем укрепления доверия российского общества к рублю, властным структурам, участникам рынка, кроме того, предложено ввести мониторинг инфляционных ожиданий.

Рассмотрев проблемы снижения темпа инфляции в России, следует сказать, что это далеко не исчерпывающий их список. При подведении итога вышесказанного следует добавить, что одним из путей решения проблемы инфляции является необходимость перехода от разрозненных мер к комплексной программе по снижению темпа инфляции в целях обеспечения устойчивого развития экономики. Подробнее о путях регулирования инфляции будет рассмотрено в следующем параграфе.

§ 3. Методы регулирования инфляции в Российской Федерации

3.1. Антиинфляционная политика, основные направления

дефляционная политика

  1. Дефляционная политика – методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.

  2. Политика доходов предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

  3. Конкурентное стимулирование производства – промышленная политика, которая характеризуется всемерной государственной поддержкой отечественного товаропроизводителя и национального производства. Включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогового бремени, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Существуют также и другие меры: индексация (полная или частичная) – компенсация потерь в результате обесценения денег; формы сдерживания контролируемого роста цен – проявляются, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих сложившимся реальным условиям. При этом цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Важные задачи в борьбе с инфляцией – преодоление экономического спада, кризиса платежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной социальной и рыночной среды.

3.2. Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов

Целевые параметры инфляции на ближайшие годы установлены в следующих пределах: в 2006 году – 9 %, в 2007 году – 6,5 — 8 %, 2008 году – 4,5 — 6 %, 2009 году – 4 — 5,5 % (см. табл. 3.1).

Более быстрому снижению инфляции препятствует не только избыточное денежное предложение, но и факторы структурного характера.

Во-первых, это незавершенность процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также опережающий инфляцию рост регулируемых тарифов на электроэнергию и газ.

Во-вторых, слабость конкуренции на внутреннем рынке ведет к опережающему росту цен на бензин и другие ГСМ, которые вплотную приблизились к мировому уровню (с поправкой на различия в уровне налогообложения).

Эффекты локального монополизма на рынках стимулируют рост цен и по другим товарным группам, включая плодоовощную продукцию.

В-третьих, опережающий рост доходов населения по сравнению с возможностью российских производителей увеличивать предложение качественных товаров подстегивает рост цен на потребительские товары.

Таблица 3.1.

Динамика инфляции (прирост цен и тарифов декабрь к декабрю, в %)

Показатели

2005

2006,

оценка

2007, прогноз

2008, прогноз

2009, прогноз

Инфляция (ИПЦ)

10,9

9

6,5-8

4,5-6

4-5,5

Базовая инфляция (БИПЦ)

8,3

7,5-7,7

5,6-7,1

3,8-5,2

3,3-4,8

Продовольственные товары

9,6

8,6-8,8

7,4-7,6

5,1-5,3

4,8

Непродовольственные товары

6,4

6,0-6,1

5,4-5,6

4,7

4,4

Платные услуги населению

21,0

14,3-14,5

11,7-12,2

8,9-9,1

7,7-7,9

Услуги ЖКХ

32,7

18-19

14-15

10-12

10-11

Прочие услуги

14,3

11,8-12,3

10-10,5

7,3-7,5

5,8-6

Снижение темпов инфляции в прогнозном периоде будет обеспечиваться комплексом антиинфляционных мер, утвержденным Правительством Российской Федерации . Он включает следующие основные направления:

— ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Предельный уровень повышения тарифов ЖКХ, устанавливаемый Правительством, позволит снизить вклад данного фактора в инфляцию с 1,6 п.п. в 2006 году до 1,1 п.п. в 2009 году.

— сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора. Предполагается, что реализация этих мер в сочетании с поворотом мировых нефтяных цен в сторону снижения позволят снизить темп роста цен ГСМ с 16 % в 2005 году до 6-8 % в 2007 году.

— стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции. Ожидается, что в 2007-2009 годах рост цен на продовольственные товары не будет опережать общий уровень инфляции. Прогнозируется последовательное замедление роста цен на продовольственные товары — прирост цен с 8,6-8,8 % в 2006 году снизится до 7,4-7,6 % в 2007 году и 4,8 % к 2009 году.

  • меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег.
  • проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

Одним из основных факторов снижения инфляции будет замедление роста денежного предложения в сочетании с замедлением скорости обращения денег. Прирост денежного спроса (денежного агрегата М2) снизится с 35-39 % в 2006 году до 25-30 % в 2007 году, а в 2009 году опустится до 16-20%. В структуре денежной массы повысится доля депозитов населения и снизится доля наличных денег, что соответствует общей тенденции к росту доходов населения и будет способствовать снижению инфляции.

Об уровне цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий:

Темпы роста цен и тарифов на основные товары естественных монополий – электроэнергию, газ – в 2007 — 2009 годах будут превышать целевой уровень инфляции, установленный для соответствующих лет, что обусловлено необходимостью обеспечения безубыточности реализации газа на внутреннем рынке, проведения реконструкции и модернизации мощностей в электроэнергетике, а также создании условий для интенсификации процессов энергосбережения. Предельное повышение тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом не будет превышать верхней границы целевого уровня инфляции.

Тарифы на товары и услуги, отпущенные субъектами естественных монополий для населения, будут расти несколько более высокими темпами в связи с необходимостью постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.

Предельные параметры повышения регулируемых цен и тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий определены в следующих размерах. (см. табл. 3.2)

Таблица 3.2.

Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем по России (в %, за годовой период)

Показатели

2005 г. отчет

2006 г.

оценка

2007 г.,

прогноз

2008 г.,

прогноз

2009 г.,

прогноз

Инфляция (ИПЦ)

10,9

8-9

6,5-8

4,5-6

4-5,5

Электроэнергия

предельный рост среднеотпускных тарифов для всех категорий потребителей

9,5

7,5

10

9

8

— для населения

25

15-20

13

11

10

Газ природный (оптовые цены, в среднем для всех групп потребителей)

23

11

15

14

13

— реализуемый населению

34,7

11,9

15

15

14

Железнодорожные перевозки:

Пассажирские перевозки в дальнем следовании, в регулируемом секторе

12

12

12

11

10

Перевозки грузов

(средний рост тарифов)

12,8

7,5

8

6

5,5

Услуги ЖКХ (средний рост тарифов)

32,7

18-19

14-15

10-12

10-11

Цены на газ. Оптовые цены на газ для всех групп потребителей увеличиваются в 2007 году на 15 %, в 2008 году — на 14 %, в 2009 году — на 13 %. Предусматривается ограничение по отклонению изменения оптовых цен на газ между ценовыми поясами до 1,5 — 2 % от среднего уровня.

Такая динамика обеспечивает покрытие долгосрочных предельных издержек в газовой отрасли с учетом возможного ухудшения экспортной конъюнктуры и необходимости замещения падающей добычи на действующих месторождениях разработкой новых. Данное повышение внутренних цен на газ обеспечивает безубыточность реализации газа на внутреннем рынке. Кроме того, опережающий рост цен на газ по сравнению с другими углеводородами будет стимулировать более эффективное использование газа потребителями, развитие энергосберегающих технологий и снижение тем самым энергоемкости ВВП.

Цены на газ, реализуемый населению, в среднем по Российской Федерации увеличиваются более высокими темпами по сравнению с ростом оптовых цен: в 2007-2008 годах — на 15% ежегодно, в 2009 году — на 14 %.

Прогнозируется опережающий темп роста тарифов на газораспределение, вследствие проведения газификации, что связано с включением расходов на инвестиции на строительство распределительных газопроводов. По оценкам ФСТ России, возможный дополнительный прирост конечных цен на газ может при этом в среднем составить в 2007 году до 0,3 процентного пункта.

В 2006-2007 годах будут увеличены оптовые цены на сжиженный газ, поставляемый для бытовых нужд, до уровня, не превышающего 60 % от рыночной оптовой цены на сжиженный газ.

Цены на электроэнергию. В среднем по Российской Федерации предельный рост регулируемых тарифов на электроэнергию для всех категорий потребителей составит в 2007 году 10 %, в 2008 году – 9 %, в 2009 году — 8 %.

Опережение целевого уровня инфляции обусловлено как динамикой роста цен на газ, так и высокой потребностью электроэнергетики в инвестиционных ресурсах вследствие роста электропотребления. Предполагается, что более высокий рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей будет стимулировать энергосбережение.

Тарифы для населения на электрическую энергию в прогнозный период будут расти опережающими темпами по отношению к тарифам для остальных групп потребителей в целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования. Максимальный прирост тарифов в 2007 году составит, как правило, 13 %, минимальный — 10 %. В 2008 году прирост тарифов не превысит 11 %, в 2009 году — 10 %. Для отдельных субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность повышения тарифов для населения с темпами, отличающимися от средних по России. Планируется реализация согласованных с федеральными органами исполнительной власти программ по ликвидации перекрестного субсидирования в соответствующих регионах. При установлении тарифов учитываются средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, выделяемые в связи с поэтапной ликвидацией перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

При этом в 2007 году ожидается повышение цен на свободном рынке, что связано с растущим спросом на электроэнергию. Свободные цены на электроэнергию для конечных потребителей (кроме населения) будут выше регулируемых тарифов примерно в 1,2 — 1,4 раза. В результате фактически складывающиеся индексы цен на электроэнергию для конечных потребителей несколько превысят предельные размеры повышения регулируемых (утвержденных) тарифов. По предварительной оценке, рост среднеотпускных тарифов для конечных потребителей может составить: в 2007 году – 11 – 13 %, в 2008 году – 13 — 15,5 %, в 2009 году – 8,5 — 10,5 %.

Тарифы на железнодорожные перевозки. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки планируется проиндексировать в среднем в пределах целевой инфляции: в 2007 году — в размере 8 %, в 2008 году и 2009 году — соответственно 6 % и 5,5 %.

При этом в целях сближения уровней действующих тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, дифференцированных по видам сообщений, в 2007-2008 годах тарифы на перевозки грузов в международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации будут сохранены на уровне действующих, а тарифы на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении и перевозки экспортно-импортных грузов через российские порты планируется проиндексировать в 2007 году в среднем на 10,7 %, в 2008 году — на 9,6 %.

Темпы роста тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе, с учетом убыточности пассажирского комплекса, составят в среднем в 2007 году – 12 %, в 2008 году – 11 %, в 2009 году — 10 %. При этом индекс роста тарифов будет дифференцирован по календарным периодам года. В целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования предполагается выделение средств из федерального бюджета на компенсацию убытков от пассажирских железнодорожных перевозок.

Тарифы на услуги связи. Прогноз изменения тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи учитывает доведение тарифов до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 г. N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».

В 2007-2009 годах ежегодный прирост тарифов в среднем по услугам телеграфной связи не превысит 25 %, по услугам общедоступной почтовой связи — 15 процентов. Прирост тарифов на услуги связи по распространению телерадиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций составит в 2007 году в среднем не выше 15 %, в 2008 году – 9 %, в 2009 году — 7,5 %.

Тарифы ЖКХ. Рост тарифов на производство товаров и оказание услуг организаций коммунального комплекса будет превышать инфляцию. Обоснованием более высокого роста тарифов, превышающего прогнозный ИПЦ, кроме роста тарифов естественных монополий, могут быть инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, ориентированные на реновацию отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг. Рост тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по Российской Федерации на 2007-2009 годы составит соответственно в 2007 году 14-15%, в 2008 году — 10-12%, в 2009 году -10-11 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, инфляция – это сложное социально-экономическое явление, основной формой проявления которого является устойчивый общий рост цен и обесценение денег. Главной причиной инфляции выступает эмиссия денежных знаков и, как следствие, избыток денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах.

Темп инфляции в России неуклонно, хотя и медленно снижается (с 84,4 % в 1998 г. до 10,9 % в 2005 г.).

Этому способствует улучшение макроэкономических показателей. Прогнозируется дальнейшее снижение темпа инфляции до 6,5 – 8 % в 2007 г. и 4,5 – 6 % в 2009 г.

В российской экономике инфляция имеет свои особенности и проблемы. Основными проблемами снижения темпа инфляции в России являются: зависимость

внутренних цен на энер­гоносители от мировых цен на нефть; опережающий инфляцию рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ; ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного канала эмиссии; изъятие средств в стабилизационный фонд и формирование бюджета с профицитом.

Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой систему мер по предупреждению и преодолению инфляции. Основными антиинфляционными мерами на период 2006-2009 г.г., утвержденными Правительством РФ являются: ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег; проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

Перечисленные меры помогут сбить темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой стабильности в долгосрочной перспективе необходим переход от разрозненных мер к единой комплексной программе по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить формирование научно обоснованной ценовой политики и создание благоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироваться на следующих принципах: стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.

Помимо установления единой ценовой политики в рамках достижения ценовой стабильности необходимо также формирование соответствующих макроэкономических условий. В их числе: проведение предусмотренных радикальных реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения конкурентоспособности России; снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков; увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и несырьевых отраслей; активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Роскомстата и МВД, контролирует от 25 до 50 % ВВП соответственно, декриминализация позволит увеличить производство на 20 %; сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается хотя и в меньших масштабах; дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнением законов.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/inflyatsiya-v-rossii/

1. Красавина Л.Н. Проблемы снижения темпа инфляции в России // Финансы и кредит. – 2006. — № 20. с. 2.

2. Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России // Деньги и кредит. – 2006. — № 9. с. 12.

3. Малкина М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики // Финансы и кредит. – 2006. — № 6. с. 2.

4. Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика // Финансы и кредит. – 2006. — № 12. с.1.

5. Малкина М.Ю. Управление инфляционным процессом // Финансы и кредит. – 2006. — № 24. с. 2

6. Назаров В.А. Теория инфляции и российская практика // Финансы и кредит. – 2006. — № 10. с.6.

7. Семенов С.К. Инфляция, ее моделирование и теории негативных экономических ожиданий // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. — № 13. с.50.

8. Сапир Ж. Каким должен быть уровень инфляции? // Проблемы прогнозирования. — 2006.- №3, — с.11.

9. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.

10. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы: Учебник. – М.: Эксмо, 2005. – 496 с.

11. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2003. – 359 с.

12. Моисеев С. Р. Инфляция: современный взгляд на вечную проблему. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. – 228 с.

13. Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: Проспект, 2001. – 396 с.

14. Челноков В.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 366 с.