Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику

Курсовая работа

инвестиции можно определить как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вывезенных с территории одного государства и вложенных на территории другого, для ведения в последнем на свои риск предпринимательской или иной деятельности в целях получения дохода или иного социального эффекта от совместного использования сторонами вложенного капитала.

По своим характеру и формам заграничные капиталовложения могут быть различными.

По источникам происхождения можно выделить иностранных инвестиций: государственные и частные инвестиции.

Государственные инвестиции (в международной практике называют еще официальными)- это средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ).

В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и диагональные отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому.

Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами.

По характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими.

Ссудные инвестиции означают предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных и вложения из частных источников.

Предпринимательскими инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частного капитала.

По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридического лица или физического лица, или государства (административно- территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли достижения иного значимого результата.

15 стр., 7219 слов

Иностранные инвестиции

... Иностранные инвестиции становятся одним из решающих факторов всей экономической политики многих государств. ... этих стран. Весьма важна роль иностранных инвестиций для нашей страны, так как создаются ... оно осуществляется , тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные ... фактором прогресса является технологическое лидерство. По данному оценочному критерию страны ...

Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.

инвесторами в Республике Беларусь признаются:

  • государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
  • международные организации;
  • юридические лица;
  • граждане;
  • физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Целью данной работы является исследование инвестиционного рынка республики Беларусь, его сравнение с опытом зарубежных

Задачи курсовой:

  • дать определение понятию инвестиции;
  • выяснить, какова роль инвестиций в экономике;
  • исследовать ситуацию с инвестициями в РБ и сделать выводы.

Объект – привлечение инвестиций.

Предмет – механизм государственного регулирования привлечения инвестиций.

1. Иностранные инвестиции, их виды, формы и роль в развитии национальной экономики

инвестиции — это вложения юридическими и физическими лицами финансовых и материальных средств в различные объекты с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В соответствии с действующим законодательством объектами инвестиций могут быть предприятия и организации, которые занимаются деятельностью, не запрещенной в республике; имущество белорусских юридических и физических лиц; банковские вклады, акции и другие ценные бумаги; научно-техническая продукция; природные ресурсы и др.

Субъектами инвестиций могут быть государства, международные организации, юридические и физические лица. Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь регулируются путем регистрации субъектов, лицензирования и квотирования внешнеэкономических операций, таможенным режимом.

инвестиции необходимы в тех отраслях экономики, где нужны значительные средства для вывода их из кризиса, уменьшения социальных противоречий в обществе. Такими отраслями для нашей страны являются производство продовольствия, товаров повседневного спроса, медикаментов и др. В большинстве развивающихся СНГ в реконструкции и модернизации нуждаются практически все предприятия агропромышленного комплекса, топливно-энергетические отрасли, лесное хозяйство.

Юридические и физические лица Республики Беларусь имеют право на осуществление инвестиционной деятельности за пределами Республики Беларусь в формах:

  • создание юридических лиц, в том числе банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с участием инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также филиалов (представительств) банков Республики Беларусь;

— приобретение имущества или имущественных прав, а именно: недвижимости, доли в уставном фонде юридических лиц иностранных государств, ценных бумаг, в любых других формах, не противоречащих законодательству государств и соответствующих международным договорам Республики Беларусь.

инвестиции целесообразны в любой стране с рыночной экономикой. Особенно необходимы они развивающимся на путь рыночных реформ и испытывающим недостаток инвестиционных ресурсов (как, например, Республика Беларусь).

50 стр., 24964 слов

Иностранные инвестиции в российскую экономику

... российской экономики. Целью представленной работы является изучение понятия иностранных инвестиций и выявление особенностей их поступления в экономику России, в частности в ... лиц. Среди инвестиций можно выделить: потребительские инвестиции; инвестиции в бизнес (экономические инвестиции); инвестиции в ценные бумаги (финансовые инвестиции). Потребительские инвестиции, по своей сути, инвестициями ...

Используя передовые зарубежные технологии, научно-исследовательские разработки, современное оборудование, прогрессивный опыт ведения бизнеса, принимающая модернизировать действующие предприятия, создавать новые перспективные производства, выпускать конкурентоспособную продукцию и постепенно интегрироваться в мировую экономику. инвестиции способны оказать положительное влияние на совершенствование национальной экономики, рост эффективности производства, проведение рыночных преобразований.

инвестиции могут стать катализатором ускоренного экономического и социального развития Мировой опыт свидетельствует о том, что практически достигшие значительного экономического роста в последнее десятилетие, активно привлекают капитал (Китай, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Венгрия, Польша, Чехия и др.).

Неоспорим вклад капитала в достижение высоких уровней экономического развития таких Франция, Германия, Италия, Швейцария и др.

В силу вышеизложенного привлечение инвестиций определено в качестве важнейшего направления инвестиционной политики нашего государства. Потребность белорусской экономики в инвестициях на период до 2010 г. оценивается в 13 млрд дол. США (36 % общего объема инвестиций).

Чрезвычайно важным фактором, способствующим притоку иностранного капитала в Республику Беларусь, станет ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Существует много видов инвестиций, мы определим лишь некоторые из них. Как правило, разделяют инвестиции на портфельные — инвестиции в ценные бумаги, и инвестиции в реальные активы — инвестиции в физические активы. Инвестиции в реальные активы можно классифицировать с позиции, какую из стоящих перед фирмой задач необходимо решить с их помощью:

1. Инвестиции в повышение эффективности. Они служат для снижения затрат предприятия за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;

2. Инвестиции в расширение производства служат для расширения возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;

3. Инвестиции в создание новых производств. Данная группа инвестиций обеспечивает создание новых предприятий, которые будут выпускать новые товары;

4. Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Они необходимы для случая, когда предприятие должно удовлетворять требования властей в части экологических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности. Основной причиной для введения такой классификации является различный уровень риска, с которым они сопряжены. Чем выше доля сберегаемых средств, тем выше темп прироста экономики. Таким образом, наименее рисковыми являются инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления и инвестиции в повышение эффективности.

Существует еще несколько классификаций инвестиций, с целью учета, анализа и планирования. Инвестиции могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, краткосрочные — если период инвестирования не больше 1 года, долгосрочные — если период окупаемости составляет больше 1 года. Валовые инвестиции — это общий объем инвестированных средств в определенном периоде, направленный на новое строительство, приобретение средств производства и на прирост товароматериальных запасов. Чистые инвестиции — объем валовых инвестиций, уменьшенных на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде. По характеру участия различают прямые и непрямые инвестиции. Прямые — осуществляются при непосредственном участии инвестора в выборе проектов инвестирования и вложении средств. Непрямые — при опосредуемом участии инвестора другими лицами.

2 стр., 944 слов

Сбережения и инвестиции в рыночной экономике

... из ведущих позиций среди проблем экономического развития. Также актуальность темы «Сбережения и инвестиции в рыночной экономике» определяется тем, что в условиях выхода государства из кризиса значимость сбережений и инвестиций возрастает. В связи с сокращением уровня доходов ...

По формам собственности:

Частные.

Государственные.

Совместные

По региональному признаку:

Инвестиции внутри страны.

Инвестиции за рубежом

капитал поступает в Республику Беларусь в форме частных инвестиций (прямых и портфельных), а также в форме кредитов и займов. Последние предоставляются как международными финансово-кредитными организациями, так и отдельными банками.

Для Беларуси, переходной экономикой, в настоящее время наиболее выгодны прямые инвестиции. В перспективе же, по мере стабилизации и роста экономики, важным источником привлечения капитала в реальный сектор может стать фондовый рынок, как это сложилось в промышленно развитых странах.

Прямые инвестиции осуществляются в основном путем образования совместных и иностранных предприятий. По определению Международного валютного фонда, иностранные инвестиции считаются прямыми в случае, когда иностранный инвестор владеет не менее 25% акций предприятия или их контрольным пакетом, величина которого может колебаться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров. Осуществляя прямые инвестиции, инвестор обычно ставит целью получение контроля над деятельностью предприятия.

Прямые инвестиции являются, как правило, долгосрочными вложениями и служат важным источником обновления производственных мощностей предприятий, обеспечивают создание высокотехнологических производств, новых рабочих мест, рост экспорта белорусских товаров. К тому же прямые инвестиции не увеличивают внешний долг правительства. Более того, они способствуют зарабатыванию валюты для погашения долга. Важным моментом является и то, что при прямом инвестировании, как правило, не выдвигаются политико-экономические требования к правительству принимающей валютный фонд, например, при выдаче кредита ставит достаточно жесткие условия перед странами-заемщиками.

1.1 Инвестиционный рост национальной экономики

Инвестиции в экономику Беларуси составляют значительную долю в ВВП. Однако сравнение темпов их роста и увеличения расходов на конечное потребление показывает, что доля накопления основного капитала значительно отстает от потребления ВВП. Это нормально для зрелой рыночной экономики, однако представляется чрезмерным при реализации высоких темпов экономического роста. При прочих равных условиях в экономиках других государств это означает замедление инвестиционной активности.

Объем инвестиций в основной капитал начиная с 1992г. катастрофически падал (в 1995г. он составил к уровню 1990г. лишь 39%).

С 1997г. инвестиционная деятельность в государстве активизировалась. В 2007г. объем инвестиций в основной капитал вырос в 3,7 раза к уровню 1995г. и в 2,6 раза к уровню 2000г.

В 1995-2000гг. рост валового накопления равнялся в среднем за год 19,4%, а расходы на конечное потребление — 26,6%, в 2001-2005гг. — соответственно 31,7 и 32,6%. Для преодоления дефицита инвестиций потребовалось сокращение расходов на конечное потребление, в том числе расходов государственного бюджета. В 2007г. использование ВВП на конечное потребление увеличилось по отношению к 2005г. на 21,3%, а валовое накопление основного капитала — на 57,9%.

4 стр., 1663 слов

Иностранные инвестиции в РБ

... инвестиционный кодекс Республики Беларусь Целью курсовой работы является изучение иностранных инвестиций в экономике Республики Беларусь. Задачи: изучение понятия инвестиций , ее видов; выявить проблему привлечения иностранных инвестиций в Беларуси; поиск путей привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь. 1. Понятие, ...

Актуальность инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастает. Увеличение объема инвестиций в основной капитал является важным резервом экономического роста государства. Ведь без вложений в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня народа. Создание более благоприятного инвестиционного климата и участие инвесторов новых предприятий, реконструкции и обновлении технологий, в приватизации белорусских субъектов хозяйствования обеспечат условия для притока в страну основного капитала.

Одной из основных задач социально-экономического развития является создание действенного механизма инвестирования экономики, прежде всего на основе стимулирования высокоэффективных вложений, обеспечения условий для привлечения частного капитала, а также предотвращения утечки капитала за границу.

По уровню пороговых значений экономической безопасности, установленному НАН Беларуси, доля инвестиций в основной капитал должна быть не менее 20% от ВВП. В 1990г. этот уровень составлял 21,5%, затем пошло снижение удельного веса инвестиций в ВВП и в среднем он составил в 1995-2003гг. 18,6%, в 2006г. — 21,6, в 2005г. — 23,2, в 2006г. — 25,7, в 2007г. — 26,3% (см. приложение 1).

Экономическая эффективность инвестиций зависит от источника затрат, направления их использования (расширение, реконструкция существующих фондов, новое технического уровня реконструируемых или вновь создаваемых основных фондов, от назначения или использования последних. Основными источниками увеличения объемов вложений по-прежнему остаются внутренние инвестиции — 24481,9 млрд. руб. Их доля в общем объеме инвестиций республики в 2007г. составила 97% (в 2006г. — 97,4%).

Собственные средства юридических лиц оцениваются на уровне 10440 млрд. руб., рост к 2006г. на 8,1%.

Кредитная поддержка банками инвестиционной деятельности предприятий и населения составила 4922 млрд. руб., или 19,5% в структуре инвестиций в основной капитал и увеличилась по сравнению с 2006г. на 0,6 п.п. Привлечено собственных средств населения в 2007г. на сумму 1975 млрд. руб., или на 0,6% больше, чем в 2006г.

Участие консолидированного бюджета в финансировании инвестиционной деятельности сохранилось в 2007г. на уровне 2006г. (см. приложение 2).

2. Методы и формы регулирования инвестиций

Еще один путь активизации инвестиционной деятельности привлечение капитала, который пока не превратился в фактор макроэкономического значения. Так, удельный вес инвестиций в общем объеме долгосрочных капиталовложений остается незначительным (по разным оценкам, от 5 до 10%).

Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием капитала, в общем объеме промышленного производства и того меньше около 5%. На иностранные предприятия и предприятия смешанной собственности с участием белорусского и иностранного капитала вообще приходится порядка 1 % основного капитала. Однако важны не только масштабы, но и эффективность использования инвестиций, их влияние на перспективы развития белорусской экономики.

31 стр., 15463 слов

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

... прямых иностранных инвестиций. В своей курсовой работе я пытался объяснить понятие инвестиций, их факторы, нестабильность инвестиций. Я сделал попытку дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности ...

Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют объективные противоречия, которые в условиях экономического неравенства партнеров ставят более сильную сторону (как правило, экспортера капитала) в предпочтительное положение при выборе условий инвестирования. Применительно к Беларуси это привело к тому, что импортируемый капитал слабо «работает» на социально-экономическую стабилизацию

Между тем мировой опыт доказывает, что позитивное воздействие импорта капитала на экономику принимающей лишь в том случае, когда государство импортер проводит активную политику, в частности, соизмеряет потенциальную выгоду для решения национальных хозяйственных и политических задач с возможной угрозой суверенитету и независимости в случае бесконтрольного допуска иностранных инвесторов. В результате инвестиций допускаются в те отрасли и в том количестве, которые отвечают долговременным интересам при разработке государственных мер по привлечению инвестиций в экономику Беларуси преобладает односторонний подход, исходящий из предположения об исключительно позитивном воздействии капитала.

фирмы инвесторы заинтересованы, например, в получении из Беларуси продукции экологически «грязных» производств. Вкладывая средства в белорусскую экономику, они навязывают такие схемы финансирования инвестиционных проектов, которые стимулируют их собственных товаропроизводителей. В результате большая часть капитала привлекается в Беларусь в самых невыгодных формах, например, в виде связанных кредитов.

Получили распространение кредитно-бартерные сделки, в соответствии с условиями которых оборудование, необходимое для реализации проекта, закупается за счет кредита этот кредит, а 70-80% конкурентоспособной продукции, которая будет произведена на этом оборудовании, продается в качестве уплаты по кредиту. В результате отечественные предприятия сворачивают производство, а импорт аналогичного оборудования растет.

Отвергая возможность угрозы национальной безопасности, сторонники такого подхода часто ссылаются на опыт США, на долю которых приходится свыше 1/5 мировых инвестиций, что эквивалентно 7% валового внутреннего продукта этой разобраться, что же скрывается за приведенными цифрами.

На протяжении многих десятилетий в США действует отлаженная система государственного регулирования в сфере прямых инвестиций на двух уровнях: федеральном и местном. Наиболее важным направлением федерального регулирования является защита интересов национальной безопасности. При этом с конца 80х годов здесь безопасность большей степени связывается не с военным фактором, а состоянием национальной экономики, с поддержанием и усилением конкурентоспособности США в мире. Организационной обеспечивающей контроль над инвестиционными потоками, является Комитет по инвестициям. В законодательство США была введена поправка, в соответствии с которой президент США наделяется полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния или приобретения американских фирм, связанные с установлением контроля иностранной стороны.

Федеральные законы США ограничивают или запрещают участие и в ряде секторов экономики: прибрежное судоходство, внутренняя авиация, строительство гидроэлектростанций, добыча полезных ископаемых на федеральных землях, банковское дело, средства массовой информации, ядерная энергетика.

37 стр., 18187 слов

Эффективное привлечение инвестиций в экономику республики Узбекистан

... поддержки инвестиционных процессов.Целью данной курсовой работы является определение сути категории инвестиции , существующих проблем, а также стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику республики Узбекистан ... Учебное пособие - Минск ИП Экоперспектива . 1998, стр. В Законе Об инвестиционной деятельности инвестиции дифференцированы по объекту назначения. Соответственно выделяются ...

Важным направлением федерального регулирования инвестирования является и защита технологической базы США. Она осуществляется через механизм выдачи лицензий на передачу технической информации стороне. Лицензий могут быть аннулированы исходя из внешнеполитических соображений или в целях защиты интересов национальной безопасности. Для иностранных фирм осложнено получение «сертификата надежности», обязательного для работы по контрактам, содержащим секретную информацию.

Таким образом, даже в стране, располагающей самым мощным экономическим потенциалом, существует развитая и весьма жесткая система контроля над инвестиционными потоками с целью предотвратить потерю контроля над экономикой, следовательно, и угрозу национальной безопасности.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что спад инвестиций является важнейшим индикатором вхождения экономики любой кризиса, а оживление инвестиционной активности непременным условием выхода на устойчивую траекторию экономического роста. Как мировой опыт, так и белорусская действительность свидетельствуют, что без активизации роли государства в инвестиционном процессе путем его прямого и косвенного регулирования преодоление депрессивного состояния экономики, восстановление и рост экономического потенциала Беларуси невозможны.

3. Направления и способы совершенствования государственной политики в области стимулирования инвестиций

Достижение целей программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. невозможно без существенной активизации инвестиционных процессов в на то, что в последние годы динамика капиталовложений в республике была достаточно высокой, по итогам I квартала 2008 г. было отмечено ее резкое снижение, что неизбежно подталкивает к поиску новых источников и методов инвестирования. В данной связи все большее внимание уделяется инвестициям, которые считаются наиболее капиталоемкими и технологически прогрессивными. Однако, прежде чем делать предположения о возможной роли иностранных инвестиций в экономическом развитии Беларуси, представляется необходимым обратиться к опыту других постсоциалистических соответствующему современным белорусским социально-экономическим условиям.

цель инвестиционной политики нашей как в привлечении инвестиций и направлении их на реализацию приоритетов социально-экономического развития и решение экологических проблем в стране, так и в форме развития политики экспорта капитала на основе использования конкурентных преимуществ других стран, путем создания ТНК, ФПГ и других горизонтально-интегрированных (кластерных) первом этапе (2006–2010 гг.) инвестиционная политика будет осуществляться на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. и в соответствии с государственными инвестиционными программами, проектами привлечения инвестиций для развития малого и среднего бизнеса, а также с учетом программ, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

26 стр., 12591 слов

Прямые иностранные инвестиции в республику Беларусь

... в Республике Беларусь для привлечения прямых иностранных инвестиций; проанализировать основные проблемы в реализации государственной инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций; сформулировать пути повышения инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь. ... Согласно Инвестиционного кодекса РБ «Закон об инвестиционной деятельности», инвестициями являются ...

Для выполнения предусмотренных программными документами объемов инвестиций целесообразно осуществить реализацию мероприятий: обеспечить реальные и действенные гарантии целевого использования на инвестиции средств, полученных от продажи государственного имущества частным инвесторам и направления их, прежде всего, на финансирование проектов, основанных на высоких технологиях; разработать концепцию финансово-промышленных групп, включающих предприятия, банки, торговые дома и торгово-сбытовую инфраструктуру, сеть финансовых посредников пенсионные фонды) и обеспечить формирование надлежащих институционально-правовых условий организации финансовых холдингов в Республике Беларусь; обеспечить государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов; заработать необходимый пакет мер по учреждению в республике венчурных фондов; создать необходимые условия по мере роста доходов населения и укрепления финансов предприятий для формирования долгосрочных целевых накоплений в инвестиционных, жилищно-строительных, пенсионных фондах. Развитие правовых основ рыночной экономики, совершенствование практики их применения при общем улучшении макроэкономических условий будут способствовать мобилизации внутренних сбережений, притоку иностранного капитала, в том числе вывезенного этот период следует принять меры, способные обеспечить поддержку высокого уровня инвестиций, которые позволили бы провести модернизацию отечественной промышленности, ввести в оборот качественно новое оборудование, с использованием новейших технологий, повысить конкурентоспособность отечественных товаров и экономики в целом.

Для привлечения инвестиций в экономику необходима дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и создание механизмов инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе следует продолжить:

  • совершенствование ряда законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;
  • привлечение инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;
  • развитие системы гарантий, защиты и страхования инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;
  • развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве;
  • привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности.

Создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение защиты интересов инвесторов будут оставаться приоритетами государства и его долгосрочной инвестиционной политики, для чего следует обеспечить реализацию таких мер, как:

  • удешевление и доступность кредитных ресурсов;
  • практика налоговых каникул;
  • льготное либо безналоговое реинвестирование прибыли;
  • снижение налоговой нагрузки на предприятия и банки, осуществляющие долгосрочное инвестирование производственной сферы;
  • налогообложение прибыли после уплаты процентов за долгосрочные кредиты;
  • использование резервов банков на инвестирование.

Расширению инвестиционных возможностей предприятий будет способствовать новая амортизационная политика, предусматривающая использование методов ускоренного списания активной части основных фондов. Необходимо обеспечить дальнейший рост инвестиционной составляющей за счет средств населения. С целью обеспечения правового регулирования инвестиционной деятельности требуется совершенствование законодательства:

15 стр., 7348 слов

Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в Республике Беларусь

... и особенности. Задачами моей работы являются: описание принципов инвестиционной политики Республики, направления инвестиционной деятельности, изучить опыт других стран в проведении инвестиционной политики, рассмотреть инвестиционный климат Республики Беларусь, проанализировать поступление прямых иностранных инвестиций, рассмотреть проблемы, с которыми ...

  • о налогообложении субъектов малого предпринимательства;
  • о финансовых холдингах;
  • об инвестиционных банках;
  • о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Кроме того, для создания благоприятного инвестиционного климата необходимо продолжить совершенствование Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Кодекса о земле. Первоочередными задачами структурной политики государства на первом этапе должны стать:

  • создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности;
  • повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичных секторов экономики;
  • прекращение прямого и косвенного субсидирования убыточных предприятий;
  • стимулирование процессов и реформирования предприятий, повышение их эффективности;
  • содействие процессам интеграции и конкуренции на рынках, обеспечение равного доступа к инфраструктуре;
  • содействие развитию малого и среднего бизнеса;
  • усиление антимонопольного контроля в процессе естественных монополий;
  • обеспечение тарифного регулирования на услуги естественных монополий;
  • реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций;
  • развитие системы ипотечного кредитования;
  • создание благоприятных условий для образования и функционирования совместных и иностранных предприятий, а также транснациональных корпораций, хозяйственных и финансово-промышленных групп.

политика на втором этапе (2011–2020 гг.) предполагает стимулирование расширения спроса на инвестиционные ресурсы предприятий для реализации проектов с вовлечением в инвестиционный процесс отечественных производителей машин, оборудования.

Важнейшим структурной политики является реализация государственных целевых программ. Финансирование их должно осуществляться на основе новых подходов с преимущественным использованием внебюджетных средств. Государственная инвестиционная деятельность в этот период должна направляться на финансирование развития инфраструктуры: дорог, аэропортов, современной системы телекоммуникаций, что послужит дополнительным стимулом для привлечения частных капиталов.

Важным направлением инвестиционной политики государства является создание производств на уровне V–VI технологических укладов в приоритетных отраслях экономики, в том числе малого и среднего бизнеса, что обеспечит формирование конкурентной среды. Инвестиционная активность государства должна развиваться с учетом того, что в предыдущие годы достаточно ощутимыми были инвестиции в социальную сферу (массовое жилищное образование, спортивные сооружения и др.).

Образованное население обладает большей способностью адаптироваться к меняющимся условиям хозяйствования, проявляет большую инициативу и активность в создании спроса на инвестиции. Предусматривается дальнейшее укрепление и развитие институциональных основ, поиск новых форм и способов привлечения инвестиций, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической и инвестиционной деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы. В этих целях приоритетными должны стать меры по:

  • повышению инвестиционного рейтинга Республики Беларусь;
  • защите прав собственности и совершенствованию корпоративного управления;
  • развитию института банкротства и защите прав кредиторов;
  • выравниванию условий конкуренции и эффективной антимонопольной политики;
  • повышению эффективности управления государственной собственностью;
  • развитию фондового рынка и стимулированию вложения сбережений в ценные бумаги;
  • развитию лизинга и проектного финансирования;
  • переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности.

Целесообразно создание негосударственных фондов (пенсионных, инвестиционных, др.) и привлечение их в качестве инвесторов. Предусматривается, что по сравнению с динамикой ВВП (2,8–3,2 раза за 2001–2020гг.) рост инвестиций в основной капитал составит 4,0–4,6 раза, в том числе за 2006–2010гг. – в 1,4–1,5 раза, за 2011–2020гг. – в 1,7–1,8 раза. Удельный вес инвестиций в ВВП возрастет до 26–27% в 2020г. против 21–22% в 2005г.

3.1 Инвестиционный климат. Привлечение прямых иностранных инвестиций

цель инвестиционной политики на 2006–2010 гг. состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков, направленной на обеспечение достойного уровня жизни населения республики.

Объем инвестиций в основной капитал за 2007г. составил около 12 млрд. долл. США, такой объем инвестиций был освоен за 2001–2004гг., вместе взятые, или равен всему объему валового внутреннего продукта республики за 2002г.

Территориальное размещение инвестиций в период с 2004 по 2007гг. характеризуется четко выраженной концентрацией в г. Минске. Общий объем поступлений инвестиций из-за рубежа в 2007г. в г. Минске составил 2 744 млн. долл. США (на 2,4% больше по сравнению с 2006 годом).

Из них прямые инвестиции составили 531 млн. долл. США (в 3 раза больше по сравнению с 2006 годом).

При этом наибольшими темпами шло освоение инвестиций за счет иностранных источников, рост которых к уровню 2006г. составил 129,9%. Приоритетом инвестиционной политики будет привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.

Реализация таких проектов будет осуществляться с государственной поддержкой в установленных законодательством формах. В строительном комплексе предусматривается привлекать инвестиции в экспортоориентированные импортозамещающие производства, в жилищное а также на разработку и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста притока зарубежного капитала. Начиная с 2002г., в экономику Минска поступило уже уже 7 177,1 млрд. долл. США иностранных инвестиций, в том числе 1 325,7 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций.

На долю промышленности приходится от 1/3 до 1/2 суммарного объема иностранных капиталовложений.

Второй по значимости для иностранных инвесторов сферой вложения капитала является общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (ее доля в общей сумме зарубежных капиталовложений составляет около 30 %).

В 2007г. на третье место вышел транспорт.

Суммарный удельный вес названных трех секторов экономики Республики Беларусь в общем объеме инвестиций в 2004–2007гг. увеличился с 51% до 80,8%.

В разрезе поступления инвестиций на долю стран СНГ в 2007г. приходится 33,8% от их общего объема (в 2006г. — 10,4%), причем вклад России в данный показатель составляет 99,2%. Подавляющая часть иностранных инвестиций поступала в 2007г. в Республику Беларусь из зарубежья, прежде всего из Соединенного Королевства, Швейцарии, Германии, Латвии и Нидерландов.

На эти семь свыше 55% поступивших зарубежных капиталовложений.

Сегодня можно выделить следующие причины, по которым выгодно инвестировать в экономику Республики Беларусь:

  • выгодное географическое положение между Европейским Союзом и Российской Федерацией, доступ для Союза;
  • высококвалифицированная рабочая сила и значительный научно-технический потенциал;
  • развитая сеть транспортных коммуникаций и инфраструктура (два европейских транспортных коридоров);
  • стабильная социально-политическая ситуация, отсутствие конфликтов регионального и национального характера;
  • экспортно-ориентированная экономика (экспортируется более 60% ВВП);
  • низкий уровень преступности и коррупции;
  • один из лидеров среди стран СНГ по уровню и темпам экономического развития;
  • наличие 6 свободных экономических зон и Парка высоких технологий;
  • деятельность Консультативного Совета по иностранным инвестициям и Национального инвестиционного агентства;
  • развитый промышленный, научно-технический и экспортный потенциал. Около трети объема производства ВВП обеспечивает сегодня промышленный комплекс.

В Беларуси создан Парк высоких технологий для разработки программного обеспечения, информационно-коммуникационных и других, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций. Резиденты парка имеют ряд преференций, в том числе, освобождение от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д.

Наряду со стабильной внутриполитической обстановкой, низким уровнем преступности и коррупции, отсутствием конфликтов межнационального или религиозного характера, эти показатели привлекают годом все больше инвесторов.

В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.

Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

инвесторам гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом.

И, главное – независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.

В соответствии с белорусским законодательством инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.

Немаловажным является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков.

При реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих большое значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии и льготы Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора.

Для стимулирования бизнеса Мингорисполком ежегодно принимает целевые программы поддержки малого бизнеса – это прямое кредитование, частичная компенсация расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, частичная компенсация расходов по выплате лизинговых платежей.

С целью стимулирования бизнеса создан Центр поддержки предпринимательства, а также два Инкубатора малого предпринимательства.

Работает свободная экономическая зона с преференциальными условиями деятельности – свободная экономическая зона «Минск».

В Минске действует около 3000 предприятий с иностранными инвестициями, что составляет около 10% общей численности коммерческих организаций.

Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов. Экономика города по своей масштабам производства является экспортоориентированной. Перспективы своей экономики город связывает с инновационным развитием и мобилизацией информационных ресурсов. Высококвалифицированная рабочая сила обладает опытом работы на современных предприятиях.

На 1000 человек, занятых в реальном секторе экономики, приходится около 450 работников с высшим и средним специальным образованием. Такая высокая квалификация работников достигается благодаря созданной системе подготовки кадров, в том числе в таких отраслях, как автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, оптика, радиоэлектроника, точное приборостроение и других.

Минск является привлекательным, безопасным и что самое главное перспективным и выгодным местом для капиталовложений, предпочтение которому отдают инвесторы из многих стран мира, в том числе — России, Швейцарии, Нидерланд и т.д.

Информация о налоговой системе Республики Беларусь в части содействия привлечению инвестиций. инвестициям на территории Республики Беларусь и создаваемым с их участием юридическим лицам Инвестиционный кодекс Республики Беларусь гарантирует не менее благоприятный правовой режим, чем соответствующий режим для