Курсовая работа инвестиции инвестиционная политика

Курсовая работа

Инвестиционная политика является залогом успешного развития экономики любой страны. Стабильная экономическая ситуация в государстве должна способствовать активизации инвестиционных процессов в различных сферах экономической деятельности.

Инвестиционная политика составляется с целью оживления инвестиционной активности, то есть, создания таких условий, которые будут максимально привлекательными для инвесторов. Поэтому государственная инвестиционная политика становится актуальным вопросом, ведь, в конечном счете, она должна улучшить экономическое положение страны, а, следовательно, и значительно повысить уровень жизни населения.

Государственные инвестиции направлены на решение стратегических задач государственной политики и зачастую не носят коммерческого характера. Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и социальный прогресс общества. России необходимо создать механизм обеспечения эффективности использования государственных инвестиций.

Особое внимание государство уделяет национальным проектам, федеральным целевым программам, федеральной адресной инвестиционной программе. Они осуществляются в соответствии с приоритетами развития страны. В данной работе рассмотрена федеральная адресная инвестиционная программа на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Эффективность государственной инвестиционной политики зависит не только от общего объема инвестиций, а от того, в какие именно отрасли были направлены инвестиционные потоки. Таким образом, инвестиционная политика государства должна обеспечить системный подход к управлению инвестиционной деятельностью, создавая оптимальные условия для активизации инвестиционного процесса.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что одним из главных факторов технологического обновления производства и социальной сферы, создания современной инфраструктуры, улучшения качества жизни граждан, повышения конкурентоспособности регионов и страны в целом является успешная инвестиционная политика

Цель курсовой работы – предложить пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы инвестиционной политики государства;

2) изучить методы и модели государственной инвестиционной политики;

3) провести анализ инвестиционной политики РФ;

5 стр., 2456 слов

Инвестиционная политика регионов

... региона (приложение 2). В Нижегородской области наблюдаются значительные диспропорции как в уровне экономического, социального развития, так и инвестиционной привлекательности входящих в нее территорий. Уровень ... что повышает ее инвестиционную благоприятность для иностранных инвесторов. Анализ взаимосвязи и взаимодействия совокупного спроса, инвестиций, занятости и денежной политики ценен и актуален ...

4) проанализировать инвестиционный климат РФ;

5) исследовать федеральную адресную инвестиционную программу;

6) определить мероприятия, необходимые для улучшения инвестиционного климата Российской Федерации;

7) предложить рекомендации по повышению эффективности государственной инвестиционной политики РФ.

Предметом исследования является инвестиционная политика государства.

Объектом исследования в данной работе является Российская Федерация.

Теоретической основой исследования послужили работы российских специалистов в области управления инвестиционной деятельностью: Г.П. Подшиваленко, Г.И. Иванов, Б.А. Райзберг, А. Вист, Л.Л. Урбанаев, С.Г. Перников, А.А. Гретченко.

В процессе написания работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, сравнение, статистический и ситуационный подход.

1 Теоретические основы инвестиционной политики государства

  • Инвестиции: сущность и классификация

Термин «инвестиция» происходит от латинского слова investire — облачать. В рамках централизованной плановой экономики он не использовался, а речь всегда шла о капитальных вложениях, т.е. о затратах, направляемых на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование. Под инвестициями подразумевалось долгосрочное вложение капитала в различные отрасли экономики, иными словами, инвестиции отождествлялись с капитальными вложениями. С началом осуществления в нашей стране рыночных преобразований точка зрения на содержание категории «инвестиции» изменилась, что нашло свое отражение в законодательстве [1].

В Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. (ред. от 12.12.2011) дается следующее определение инвестициям: «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [2].

Наряду с определениями, сформулированными в нормативно-правовых актах, имеются различные определения инвестиций, которые в своей сущности мало различаются. Например, инвестиции есть все виды и формы имущественных, интеллектуальных, информационных ценностей, в том числе права на них, вкладываемые в развитие человеческих ресурсов и в объекты любой деятельности в целях прироста капитала, достижения их высокой рентабельности и (или) иного полезного эффекта [3].

В экономическом словаре дано следующее определение: «Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты, которые дают отдачу через значительный срок после вложения» [4].

Обобщая все вышеизложенное, можно дать следующее определение: «Инвестиции — денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта» [5].

5 стр., 2412 слов

Льготы по уплате налога на прибыль предприятий и организаций

... налоговую льготу - инвестиционный налоговый кредит. Это отсрочка платежа налоговых сумм, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми службами. Отсрочка может быть получена малым предприятием по налогу на прибыль (или налогу на имущество предприятий) ...

Наиболее важными и существенными признаками инвестиций являются:

1) осуществление вложений лицами (инвесторами), которые имеют собственные цели, не всегда совпадающие с общеэкономической выгодой;

2) потенциальная способность инвестиций приносить доход;

3) определенный срок вложения средств (всегда индивидуальный);

4) целенаправленный характер вложения капитала в объекты и инструменты инвестирования;

5) использование разных инвестиционных ресурсов, характеризующихся спросом, предложением и ценой, в процессе осуществления инвестиций;

6) наличие риска вложения капитала.

Экономическая природа инвестиций состоит в опосредовании отношений, возникающих между участниками инвестиционного процесса по поводу формирования и использования инвестиционных ресурсов в целях расширения и совершенствования производства. Поэтому инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важных функций, без которых невозможно развитие экономики. Они предопределяют рост экономики, повышают ее производственный потенциал [1].

На макроуровне инвестиции являются основой для осуществления политики расширенного воспроизводства, ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, структурной перестройки экономики и сбалансированного развития всех ее отраслей, создания необходимой сырьевой базы промышленности, развития социальной сферы, решения проблем обороноспособности страны и ее безопасности, проблем безработицы, охраны окружающей среды.

Исключительно важную роль играют инвестиции на микроуровне. Они необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятия, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли хозяйствующего субъекта. Без инвестиций невозможны обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг, преодоление последствий морального и физического износа основных фондов, приобретение ценных бумаг и вложение средств в активы других предприятий, осуществление природоохранных мероприятий [1].

Целями инвестирования для физических и юридических лиц является: получение прибыли или дохода; прирост стоимости, принадлежащего им имущества; приобретение знаний, умений, навыков. Для государства, на ряду с указанными, существует ещё одна цель — обеспечение общих условий для функционирования экономики, в том числе путём формирования не связанных непосредственно с получением прибыли положительных социальных эффектов (дорожное строительство, жилищное строительство, развитие системы образования, здравоохранения).

Эта цель является макроэкономической. Инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятия и позволяют: расширять собственную предпринимательскую деятельность за счет накопления финансовых и материальных ресурсов; приобретать новые предприятия; осуществлять диверсификацию в новых областях бизнеса. Расширение собственной предпринимательской деятельности свидетельствует о прочных позициях предприятия на рынке, наличие спроса на выпускаемую продукцию, производимые работы или оказываемые услуги [1].

В инвестиционной политике большое значение имеет классификация инвестиций. Она проводится по различным основаниям, что определяется целями и задачами управления. Наибольшее распространение в литературе получила следующая классификация, представленная на рисунке 1.

3 стр., 1478 слов

Значение и роль инвестиций

... рост и инвестиционная активность являются взаимообусловленными процессами. Глава 1: Понятие инвестиций и их виды 1.1. Понятие и признаки инвестиций инвестиции участниками инвестиционного процесса являются инвесторы (физические и юридические лица, осуществляющие вложение денежных и других средств в инвестиции органы, ...

К реальным инвестициям относят экономические ресурсы, вкладываемые в реальные активы – производственные (основные и оборотные) фонды, их расширение, реконструкцию, техническое перевооружение; производственную и социальную инфраструктуру (дома, здания, сооружения); нематериальные активы, имеющие денежную оценку; ценные бумаги, патенты, технические и технологические новшества, проекты, другие объекты интеллектуальной собственности, а также арендные и другие права, так называемые неосязаемые ценности. Финансовые инвестиции – вложение средств в акции, облигации и другие ценные бумаги. Они делятся на прямые (внесение средств в уставный фонд предприятия в обмен на права) и портфельные (вложения средств в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг, а также в другие финансовые активы на фондовом рынке) [1].

Косвенные инвестиции – это инвестирование, опосредованное другими лицами: инвестиционными или финансовыми посредниками. При отсутствии у инвестора необходимой квалификации по выбору объектов инвестирования и будущего управления инвестициями, он приобретает ценные бумаги, которые выпускаются инвестиционными и финансовыми посредниками (инвестиционными фондами, компаниями).

Последние аккумулируют инвестиционные ресурсы, а затем выбирают оптимальные для инвестирования объекты, участвуют в управлении ими. Полученные ими доходы распределяются между своими клиентами. Прямые инвестиции предполагают непосредственное вложение средств самим инвестором в различные объекты. Его осуществляют подготовленные инвесторы, располагающие достаточной информацией об объекте инвестирования и знающие сам механизм инвестирования [1].

К частным относят инвестиции, которые образуются из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая собственные и привлеченные средства. Государственные инвестиции представляют вложения, которые осуществляются центральными и местными органами власти и управления из средств государственного бюджета, внебюджетных доходов, а также из собственных и заемных средств государственных предприятий. Смешанные инвестиции – это вложения, осуществляемые различными инвесторами частного и государственного сектора экономики на основе долевого участия. Иностранные инвестиции – это вложения иностранных граждан, юридических лиц и зарубежных государств на территории какого-либо государства. Совместные инвестиции образуются за счет вложений средств граждан и юридических лиц данной страны, а также граждан и юридических лиц иностранного государства [1].

Рисунок 1 – Классификация инвестиций

По периоду инвестирования различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные инвестиции. Долгосрочные инвестиции – это вложения капитала на период от трех и более лет, среднесрочные инвестиции – вложения от одного до трех лет, краткосрочные инвестиции – вложения на период до одного года.

По степени риска различают инвестиции безрисковые – то есть инвестиции, обеспечивающие на 100 % запланированный результат (например, краткосрочные государственные облигации); с уровнем допустимого риска, предполагающие возможность потери ожидаемой чистой прибыли по рассматриваемому инвестиционному проекту; с уровнем критического риска, предполагающие возможность потери не только прибыли, но и ожидаемой величины дохода (выручки); с уровнем катастрофического риска, предполагающие возможность потери всех собственных активов в результате банкротства; спекулятивные, выражающие вложение капитала в наиболее рисковые активы, где ожидается получение максимального дохода [1].

6 стр., 2675 слов

Государственное стимулирование инвестиционного процесса опыт ...

... льготы в) Инвестиционный налоговый кредит все реже применяется в развитых странах Можно выделить два важнейших направления налоговой политики государства, влияющих на ... г. до 426,7 млрд дол. в 1985 г.) и их инвестиции в машины и оборудование (с 259 млрд до 304 ... прибыль компаний. В ходе налоговой реформы 80-х годов в США были значительно сокращены сроки службы основных фондов, применяемые при ...

Также по вложениям средств в основные сферы человеческой деятельности необходимо разграничивать политические, экономические и социальные инвестиции.

Политические инвестиции связаны с содержанием аппарата управления политических партий и материальным обеспечением управленческих функций, проведением предвыборных компаний.

К экономическим инвестициям относятся вложения средств в материальной или иной форме в хозяйственную деятельность.

Социальные инвестиции представляют вложения средств в материальной или иной форме на содержание социальной сферы: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры, коммунального обслуживания, пассажирского транспорта, связи. По сути, они являются вложениями в человеческий капитал [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из главных факторов технологического обновления производства и социальной сферы, создания современной инфраструктуры, улучшения качества жизни граждан, повышения конкурентоспособности регионов и страны в целом является успешная инвестиционная политика [6].

1.2 Инвестиционная политика государства, особенности формирования

Составной частью экономического государственного планирования считается инвестиционная политика. Инвестиционная политика составляется с целью оживления инвестиционной активности, то есть, создания таких условий, которые будут максимально привлекательными для вкладчиков средств. На макроуровне рассматривается государственная инвестиционная политика, которая в конечном результате должна улучшить экономическое положение страны, а, следовательно, и значительно повысить уровень жизни граждан [7].

Субъекты государственной инвестиционной политики можно разделить на два уровня, где субъектом первого уровня, является государство по воздействию на инвестиционный процесс, на практике эту политику определяют и осуществляют органы государственной и политической власти. Инвестиционные фонды, банки, корпорации, концерны, акционерные общества и прочие исполняют роль субъекта второго уровня разработки инвестиционной политики государства (или ее отдельных частей), воплощают ее в свои программы и планы.

Объектом инвестиционной политики государства является все инвестиционные процессы в национальной экономике, обеспечивающие воспроизводство капитала, научно-техническое и социальное развитие страны [8].

Структура инвестиционной политики представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура инвестиционной политики государства

В российской экономической науке существуют разные понимания сущности инвестиционной политики, которые мало чем различаются. В экономическом словаре дано следующее определение: «Инвестиционная политика – составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня» [4].

Инвестиционная политика представляет собой совокупность социально-экономических и собственно хозяйственных решений, облекаемых в правовую форму, при учете общей ориентации внутренней и внешней политики, определяющих направление и концентрацию капитальных вложений внутри страны и за рубежом с целью достижения наибольшей экономической эффективности использования средств [9].

Инвестиционная политика – определение цели инвестора и объема инвестируемых средств; политика вложений, основанная на стремлении инвестора достичь конкретной цели с точки зрения обеспечения надежности, доходности, ликвидности, роста капитала, специфических целей [10].

Инвестиционная политика — система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики [11].

Инвестиционная политика — часть социально-экономической политики государства и хозяйствующих субъектов, включающая прогнозирование, планирование, стимулирование и организацию инвестиционного процесса в целях развития и обновления производства, инфраструктуры и социальных институтов [12].

Для того чтобы понять сущность инвестиционной политики государства, необходимо рассмотреть весь ее жизненный цикл, включающий формирование, реализацию и оценку результатов.

Исходной предпосылкой формирования инвестиционной политики государства является базовая стратегия экономического развития страны. По отношению к ней инвестиционная политика государства носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная политика при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития национальной экономики в соответствии с базовой стратегией развития страны [8].

Процесс формирования инвестиционной политики проходит в несколько этапов, представленных на рисунке 3.

Первый этап разработки инвестиционной политики государства – определение общего периода ее формирования, который зависит от следующих условий:

  • анализ мировой инвестиционной конъюнктуры и рынков капиталов;
  • анализ предсказуемости развития национальной экономики в целом и отечественного инвестиционного рынка, в частности;
  • анализ продолжительности периода, принятого для формирования общеэкономической политики государства.

Второй этап – это формирование стратегических целей инвестиционной политики, этот процесс должен исходить, прежде всего, из системы целей общегосударственной экономической политики. Без определения стратегических целей инвестиционная политика аморфна и поэтому малоэффективна.

Стратегические цели инвестиционной политики обосновываются исходя из сложившейся ситуации в экономике страны, но это не делает их безальтернативными. Обоснованный выбор лучшего варианта приоритетного развития отраслей производства и определение стратегических целей и составляет главную трудность в разработке инвестиционной политики государства [8].

Рисунок 3 – Этапы формирования инвестиционной политики

Стратегические цели должны быть достаточно четко и конкретно сформированными, долгосрочными, крупномасштабными и корреспондироваться с целевыми установками социальной и экономической политики государства. Инвестиционная политика не может функционировать сама по себе в отрыве от социальной и экономической политики государства, поэтому лучший способ их согласования – определить инвестиционную политику как часть (продолжение) социально-экономической политики, позволяющей добиться поставленных целей посредством государственного воздействия на инвестиционный процесс.

Процесс достижения стратегических целей обычно имеет ограничения по срокам. Эти ограничения важны потому, что дают возможность сопоставить намеченное с достигнутым. Конечная эффективность инвестиционной политики определяется степенью достижения поставленных целей. Поэтому важно четко и ясно определить стратегические цели государственной политики, чтобы по истечению установленного срока стало возможным судить о степени их достижения. Стратегические цели инвестиционной политики государства можно сформулировать так:

  • повышение эффективности регулирования инвестиционной деятельности;
  • обеспечения прироста капитала национальной экономики на новой технологической основе;
  • изменений технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений;
  • повышения доходов от инвестиционной деятельности всех субъектов инвестиционного процесса;
  • изменения пропорций в формах реального и финансового инвестирования в национальной экономике;
  • изменения отраслевой и региональной направленности государственных инвестиционных программ.

Третий этап – это разработка наиболее эффективных направлений реализации стратегических целей инвестиционной политики, которую целесообразно осуществлять по трем направлениям:

  • разработка стратегии государственного регулирования инвестиционной деятельности;
  • формирование основных направлений государственного инвестирования;
  • разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов для государственных нужд.

Четвертый этап – это разработка основных направлений государственного инвестирования, которая производится на основе общественных потребностей социально-экономического развития страны. В процессе разработки могут последовательно решаться следующие задачи:

  • определение соотношения различных форм государственного инвестирования на отдельных этапах;
  • определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности;
  • определение региональной направленности инвестиционной деятельности;
  • определение необходимых инвестиционных ресурсов.

Все направления и формы государственного инвестирования деятельности государства осуществляются за счет формируемых им инвестиционных ресурсов. Стратегия формирования инвестиционных ресурсов государства является важным составным элементом не только инвестиционной, но и финансовой политики государства. Разработка такой стратегии призвана обеспечить бесперебойную инвестиционную деятельность государства в предусмотренных объемах; наиболее эффективное использование собственных финансовых средств, направляемых на эти цели, а также финансовую устойчивость его в долгосрочной перспективе. Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов государства осуществляется по следующим этапам:

  • прогнозирование потребности государства в общем объеме инвестиционных ресурсов;
  • изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников;
  • определение методов финансирования отдельных государственных инвестиционных программ и проектов;
  • оптимизация структуры источников формирования инвестиционных ресурсов.

Пятый этап разработки инвестиционной политики предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. В процессе этой конкретизации инвестиционной политики государства обеспечивается внешняя и внутренняя синхронизация во времени. Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации инвестиционной стратегии с общегосударственной экономической политикой, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры инвестиционного рынка. Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени отдельных направлений инвестирования между собой, а также с формированием необходимых для этого инвестиционных ресурсов [8].

На шестом этапе производится оценка разработанной инвестиционной политики, которая осуществляется на основе следующих критериев:

1) согласованность инвестиционной политики с общегосударственной экономической политикой страны;

2) внутренняя сбалансированность инвестиционной политики государства. В процессе такой оценки определяется, насколько согласуются между собой отдельные стратегические цели регулирования инвестиционной деятельности и направления государственного инвестирования, а также последовательность их выполнения;

3) согласованность инвестиционной стратегии с внешней средой. При этом оценивается, насколько разработанная инвестиционная стратегия соответствует прогнозируемым изменениям экономического развития инвестиционного климата страны, а также конъюнктуры инвестиционного рынка;

4) реализуемость инвестиционной политики государства с учетом имеющегося ресурсного потенциала. В процессе такой оценки в первую очередь рассматриваются потенциальные возможности государства в формировании инвестиционных ресурсов. Рассматривается, также возможность привлечения к реализации инвестиционной стратегии требуемых финансовых, технологических, сырьевых, энергетических и других ресурсов;

5) результативность инвестиционной политики государства. Оценка результативности государственных инвестиционных программ базируется, прежде всего, на определении социально-экономической эффективности для национальной от их реализации. Наряду с этим оцениваются и внешнеэкономические результаты, достигаемые в процессе реализации инвестиционной политики государства [8].

Проанализировав все этапы развития инвестиционной политики государства, можно сформулировать понятие инвестиционной политики государства. Это процесс формирования, реализации и корректировки всей совокупности долгосрочных целей регулирования инвестиционного процесса и инвестиционной деятельности государства на основе согласования экономических интересов всех участников инвестиционного рынка, выбора наиболее эффективных направлений их достижений с учетом ожидаемого социально-экономического результата для национальной экономики.

1.3 Методы и модели государственной инвестиционной политики

Государственная инвестиционная политика предусматривает наличие условий для развития инвестиционной деятельности и участие государства в инвестиционной деятельности.

Можно выделить два возможных метода воздействия государства на инвестиционный процесс в национальной экономике пассивный и активный.

Пассивный метод связан с ориентацией предпринимателей на выбор наиболее эффективных вариантов инвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций. Использование пассивных методов ориентировано на информирование участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции в экономике страны. Они включают также обоснование перспектив социально-экономического развития страны, определение степени инвестиционной активности, с выявлением приоритетов, которым отдаст правительство страны в предстоящие годы, с разработкой индикативного плана развития экономики и инвестиционного плана как его составной части.

Набор активных методов связан с использованием более действенных рычагов воздействия государства на инвестиционные процессы. Активный метод связан прямым государственным инвестированием, а также с проведением государственными органами мероприятий в налоговой и бюджетной сфере, направленных на активизацию инвестиционной активности предпринимателей [8].

Существуют следующие виды активного вмешательства государства в инвестиционный процесс:

  • создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей. В первую очередь речь идет о формировании благоприятной инвестиционной среды, а также о проведении выгодной для инвесторов налоговой и амортизационной политики, защите внутреннего и внешнего инвестора льготном налогообложением предприятий, действующих и приоритетных отраслей экономики;
  • прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах, разработка «бюджета развития» как части федерального бюджета страны, обеспечение «локомотивного» характера государственных инвестиций;
  • участие государства в создании инфраструктурных объектов как основы эффективного частного предпринимательства.

Государство должно принимать более активное участие в формировании инвестиционной политики в национальной экономике. Для этого государственные органы должны использовать как методы прямого участия государства в инвестировании экономики, так и методы косвенного воздействия на этот процесс путем поощрения предпринимателей (налоговые льготы, приоритеты в получении государственных заказов) [8].

Условно, можно выделить три модели государственной инвестиционной политики, рассмотренные в таблице 1, которые избирают основным принципом тот или иной аспект воздействия на инвестиционные процессы в национальной экономике.

Таблица 1 – Модели государственной инвестиционной политики

Модели государственной инвестиционной политики

Способ воздействия на инвестиционные процессы

1

2

Первая модель

Акцент на налоговые стимулы для частных инвестиций. Используется в таких странах как, США, Канада.

Вторая модель

Акцент на государственное финансирование частных проектов. Применяется в Японии, Франции, Китае.

Третья модель

Акцент на преодоление недостатков координации и создание механизмов для согласования решений частных инвесторов; государство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал. Эту модель использует Южная Корея, Тайвань.

В рамках первой модели ключевая роль государственной инвестиционной политики отводится налоговым инструментам. Кроме того, осуществляется последовательная либеральная макроэкономическая политика, направленная на стабилизацию с помощью рыночных инструментов цен и процентных ставок. Банкам в рамках этой системы отводится подчиненная роль. Ключевым механизмом контроля за эффективностью распределения инвестиционных ресурсов оказывается фондовая биржа. Именно развитый рынок ценных бумаг – необходимое условие успешной реализации данной модели. Государство способствует решению проблемы координации путем сбора, анализа и распространения качественной экономической информации о состоянии и прогнозе развития экономики. Государство осуществляет инвестиции в инфраструктуру по мере необходимости, но эти инвестиции лишь в исключительных случаях становятся элементами общеэкономической стратегии. При наличии необходимых предпосылок модель обеспечивает эффективное распределение инвестиционных ресурсов. Недостатком модели можно считать отсутствие специальных стимулов к сбережению и невозможность резкого увеличения накопления.

Из модели ясно, что теоретической основой американской модели является либеральная доктрина, где роль государства сведена к минимуму. Этот тип инвестиционной политики в настоящее время не приемлем для российской экономики. Исторически сложилось, что государство в российском обществе и в экономике в частности всегда занимало доминирующее положение. Особенно проявилось в период господства плановой или командно-административной экономики. На современном этапе российская экономика находится в состоянии системного экономического кризиса и без активной государственной экономической политики выход из него невозможен [8].

Вторая модель государственной инвестиционной политики строится на активном партнерстве между государством и частными инвесторами. Государство использует контроль над банковской сферой и самостоятельно мобилизует сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях корпорациям в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в инфраструктуру прямо координируются с нуждами конкретных фирм. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные советы. Необходимым условием реализации модели является сильный частный сектор и сильное государство с эффективным аппаратом. Преимуществом модели является возможность мобилизации существенных средств на эффективные инвестиции. Недостатком становится политизация процесса планирования инвестиций и возможное нежелательное изменение ключевых денежно-кредитных параметров, а также коррупция политических кругов.

Третья модель инвестиционной политики государства сочетает ряд инструментов первой и второй модели. Однако главным является создание государством частных механизмов координации инвестиционных решений. Модель опирается на то, что частные фирмы, работающие на экспорт, наилучшим образом знают рынок и потенциал инвестиционных проектов. Вокруг этих фирм образуются сеть поставщиков, которые естественным образом координируют свои планы с «головной» компанией. Задача государства – активно поддерживать эти группы, а также через финансирование проектно-конструкторских бюро, агентств по техническому обслуживанию и научных лабораторий обеспечивать равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям и их равноправное участие в разработке нового продукта и инвестиционных планов. Ключевым звеном и залогом успеха является, таким образом, экспортный «тест». Успешное его прохождение открывает доступ к льготным кредитам. Этот тип инвестиционной политики больше приемлем для сравнительно небольших стран.

Попытки применения выше перечисленных моделей инвестиционной политики государства в российской национальной экономике без адекватной институциональной базы не приведут к положительным результатам [8].

Рассмотрев сущность инвестиций и инвестиционной политики можно сделать следующий вывод: инвестиционный процесс главным образом зависит от государственной политики, направленной на формирование условий для привлечения и эффективного использования инвестиций.

2 Анализ инвестиционной политики Российской Федерации

  • Анализ инвестиционного климата в Российской Федерации

Инвестиционная политика является важнейшей составляющей экономической деятельности в целом, так как от нее зависят перспективы развития всей экономической системы, ее структурная рациональность и экономический рост [13].

Согласно исследованию Doing Business 2014, составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 185 странах, Россия улучшила свои позиции на 20 пунктов в сравнении с показателями предыдущего года и заняла 92 место по простоте осуществления предпринимательской деятельности и первое место по инвестиционной привлекательности среди стран БРИКС [14].

В 2010 году улучшение инвестиционного климата было определено как самостоятельное направление деятельности Минэкономразвития России, и за 3 прошедших года были упрощены процедуры в сфере строительства и миграционной политики, существенно снизили стоимость подключения новых инвестиционных проектов к электросетям и инженерно-коммуникационной инфраструктуре, приняли законы, направленные на совершенствование таможенного администрирования, а также либерализацию контроля за иностранными инвестициями и уголовного законодательства в экономической сфере, запустили механизм уполномоченных по инвестициям на федеральном и региональном уровнях, добились увеличения объема инвестиций международных институтов развития в приоритетные для российской стороны отрасли экономики и многое другое [15].

В 2009-2012 гг. в Россию поступило 206,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. По итогам 2012 года, по оценке Банка России, объем ПИИ составил 51,9 млрд. долларов (19,9% рост к 2010 году).

России необходим переход на инновационный путь развития, выведение страны в число ведущих мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора в ВВП страны [15].

Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако на сегодняшний день доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет 20,6%, а для реализации задач по модернизации экономики ее необходимо увеличить до 25%, а в дальнейшем до 30%.

При этом источником инвестиций являются не только иностранные, но и российские компании. Поэтому необходимо создавать комфортные условия ведения бизнеса для всех. Для достижения этой цели созданы и функционируют специальные институты совершенствования инвестиционного климата, представленные на рисунке 4.

Рисунок 4 – Институты совершенствования инвестиционного климата

В 2011 году для работы с долгосрочными финансовыми и стратегическими иностранными инвесторами был создан Российский фонд прямых инвестиций (далее – РФПИ).

РФПИ создан для софинансирования иностранных инвестиций в модернизацию экономики. Главный приоритет РФПИ – обеспечение максимальной доходности на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Фонд участвует в проектах от 50 до 500 млн. долларов с долей не более 50%. Капитализация фонда в 2011 году составила 2 млрд. долларов, в 2012-2016 годах – 8 млрд. долларов.

В 2010 году был создан институт федерального инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов. Минэкономразвития России выполняет функции аппарата омбудсмена. За 2 года институт зарекомендовал себя достаточно успешно. Всего поступило 87 обращений, 67 проблем (77 %) к марту 2013 г. были успешно решены. При этом 58 (66 %) из 87 проблем касались регионального уровня.

С учетом успешного опыта рассмотрения жалоб инвесторов на федеральном уровне, в регионах функции инвестиционных омбудсменов возложены на заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. К марту 2013 г. региональным уполномоченным поступила 181 проблема, 96 (53 %) из них решены.

Агентство стратегических инициатив создано в мае 2011 года для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Основными сферами деятельности Агентства являются: «Новый бизнес», «Молодые профессионалы», «Социальные проекты».

Одним из основных направлений работы Агентства является содействие улучшению инвестиционного климата в России, в том числе на региональном уровне. Агентством был разработан Стандарт региональной политики для развития бизнес среды, который в настоящее время внедряется субъектами Российской Федерации [15].

Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций создано в 2011 году для поддержки российского экспорта и в первую очередь, для отечественной высокотехнологичной продукции (машины, оборудование и транспортные средства, строительные и инженерные услуги).

По данным Министерства, работа Агентства позволит обеспечить страховой поддержкой порядка 17,6% все­­го российского экспорта машин, обору­до­вания и транспортных средств, строи­тельных и инженерных услуг, а с 2015 г. – довести этот показатель до 30%.

В абсолютных цифрах, в 2012-2014 годах бу­дет заст­раховано экспорт­ных кре­дитов на общую сумму более 14 млрд. долларов.

Консультативный совет по иностранным инвестициям в России был создан в 1994 г. для содействия привлечению иностранных инвестиций в экономику России, а также выработки решений по улучшению инвестиционного климата.

За 18-летнюю историю в составе Совета побывало 58 иностранных компаний и банков. В настоящее время в состав Совета входит 42 иностранные компании.

В 2010 году для повышения эффективности деятельности Консультативного совета изменены его принципы деятельности и структура (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2010 г. №1141).

Деятельность Совета переориентирована на оперативное решение проблем, возникающих у иностранных инвесторов в России, а также на выработку рекомендаций по совершенствованию условий ведения бизнеса в России.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России представлены на рисунке 5.

Для подготовки предложений по улучшению инвестиционного климата сформированы девять постоянно действующих рабочих групп по ключевым направлениям, определяемым ежегодно. Сферы деятельности на 2012 год: техническое регулирование и устранение административных барьеров, совершенствование таможенного законодательства, развитие банковского сектора и финансовых рынков России, энергоэффективность, совершенствование налогового законодательства, имидж России, развитие Дальнего Востока и Сибири [15].

Результаты работы Совета в новом формате:

  • эффективное решение возникающих проблем при реализации инвестиционных проектов;
  • качественная подготовка рекомендаций по совершенствованию условий ведения бизнеса в России.

Рисунок 5 — Основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в Российской Федерации

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что четкая государственная инвестиционная политика – это продолжение социально-экономической политики государства, где залогом ее эффективности является факт серьезного обсуждения и принятия ее широкими кругами специалистов.

  • Анализ исполнения федеральной адресной инвестиционной программы на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

Федеральная адресная инвестиционная программа (далее – адресная программа) является составным инструментом системы государственного стратегического управления, позволяющая комплексно и системно обеспечивать реализацию государственных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах», Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

Проект адресной программы сформирован в соответствии с предельными объемами бюджетных ассигнований, доведенными Минфином России до субъектов бюджетного планирования, и решениями Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период [16].

Основными принципами распределения бюджетных ассигнований на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства, реализацию мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), приобретение объектов недвижимости являются:

  • обеспечение преемственности федеральных инвестиционных обязательств (включение в первую очередь переходящих объектов, которые финансировались за счет средств федерального бюджета в предшествующие годы, и обеспечение их финансирования в объемах, необходимых для завершения строительства в установленные сроки);
  • концентрация инвестиционных ресурсов на решении ключевых проблем, стоящих перед государством (строительство, реконструкция и модернизация объектов, имеющих федеральное значение);
  • ориентация бюджетных инвестиций на конечный результат использования бюджетных средств — ввод в действие мощностей и объектов.

Распределение бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов осуществлено в соответствии с приоритетами государственного инвестирования, которые отображены на рисунке 6.

Последовательная реализация приоритетов государственного инвестирования направлена на повышение образовательного, научно-технического, культурного уровня жизни населения [16].

На реализацию адресной программы предусматриваются средства:

  • на 2013 год в сумме 854,3 млрд. рублей, в том числе на реализацию специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, —

162,6 млрд. рублей;

  • на 2014 год – 749,0 млрд. рублей (177,3 млрд. рублей соответственно);
  • на 2015 год – 781,1 млрд.

рублей (149,2 млрд. рублей соответственно).

Наглядно соотношение средств на реализацию адресной программы и средств на реализацию специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ показано на рисунке 7.

Рисунок 6 – Приоритеты государственного инвестирования

При этом в 2013 году 559,4 млрд. рублей направляется на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, включенных в федеральные целевые программы (в 2014 году – 553,3 млрд. рублей, в 2015 году – 478,0 млрд. рублей).

Рисунок 7 – Средства, предусмотренные на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов (млрд. рублей), в том числе на реализацию специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ

В 2013-2015 годах в рамках адресной программы предусматривается финансирование по 4 новым федеральным целевым программам, в частности: «Государственная граница Российской Федерации (2012-2017 годы)» (проект), «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012-2020 годы (проект), «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» (проект) и «Культура России (2012 — 2016 годы)» [16].

На реализацию, не включенных в федеральные целевые программы, на 2013 год предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме 314,2 млрд. рублей (на 2014 год – 278,1 млрд. рублей, на 2015 год – 219,0 млрд. рублей).

Соотношение средств на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства включенных и не включенных в федеральные целевые программы показано на рисунке 8.

Рисунок 8 — Соотношение средств на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства включенных и не включенных в федеральные целевые программы

В целом, структуру федеральной адресной программы на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов можно посмотреть на рисунке 9.

Рисунок 9 — Структура федеральной адресной программы на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (млрд. рублей)

Адресной программой предусмотрено на реализацию инвестиционных проектов:

  • социального комплекса в 2013 году – 256,8 млрд. рублей, в 2014 году –

188,2 млрд. рублей, в 2015 году – 185,1 млрд. рублей;

  • производственных комплексов в 2013 году – 357,6 млрд. рублей, в 2014 году – 333,8 млрд. рублей, в 2015 году – 330,2 млрд. рублей;
  • специального комплекса в 2013 году – 239,9 млрд.

рублей, в 2014 году – 227,0 млрд. рублей, в 2015 году – 265,9 млрд. рублей.

В целом адресная программа на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов направлена на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, включенных в федеральные целевые программы, а также на решение отдельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основании предложений, одобренных решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

  • Основные пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации

3.1 Мероприятия, направленные на улучшение инвестиционного климата Российской Федерации

Следует отметить, что существует достаточно широкий спектр, как определений инвестиционного климата, так и методик его исчисления. Обычно под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала [17].

Государственная инвестиционная политика является одной из важнейших задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации. Это позволяет более интенсивно развивать различные отрасли экономики, которые имеют огромное стратегическое, социальное или экономическое значение для страны [18].

Государство в лице профилирующих ведомств активно участвует в поддержке и реализации, как инвестиционных программ федерального значения, так и региональных, затрагивающих общегосударственные интересы с соответствующим инструментарием распределения инвестиционных ресурсов [14].

Инвестиционная политика РФ должна проводить следующие мероприятия, направленные на улучшение инвестиционного климата, которые показаны на рисунке 10.

Инвестиционный климат представляет собой объект воздействия инвестиционной политики. Воздействуя на субъективные факторы, влияющие на инвестиционный климат, инвестиционная политика должна активизировать инвестиционный потенциал территории, способствуя тем самым социально-экономическому развитию.

Одним из направлений этой политики является создание имиджа региона (территории), при котором важным вектором деятельности региональных властей, особенно при формировании благоприятного инвестиционного климата, является презентация региона.

Рисунок 10 – Мероприятия, направленные на улучшение инвестиционного климата РФ

Презентация региона предполагает:

  • разработку и издание различных материалов о регионе (рекламные проспекты на русском и иностранных языках;
  • информационные брошюры о предприятиях, организациях и институтах рыночной инфраструктуры;
  • специальные издания, содержащие информацию о крупных проектах, требующих инвестиций);
  • проведение различных мероприятий, способствующих повышению имиджа региона (ярмарки, фестивали, выставки, конференции);
  • формирование банка данных производственных мощностей, предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, имущества, предназначенного для передачи в лизинг;
  • создание видеофильма, подчеркивающего наиболее выгодные черты региона;
  • создание бизнес-карты, включающей информацию о деловом потенциале региона.

Для формирования имиджа региона важно, с одной стороны, определить преимущества, отличающие его от других регионов, и подчеркнуть их, а с другой стороны – выявить нереализованные преимущества и приложить усилия к их развитию. Важным преимуществом при создании имиджа может стать безопасность для ведения бизнеса и всесторонняя поддержка малого предпринимательства (проектное финансирование на конкурсной или долевой основе, создание бизнес-инкубаторов, лизинг, информационная поддержка).

Таким образом, инвестиционная политика государства во многом зависит от региональной инвестиционной политики. Основными факторами формирования эффективной политики регионов России в инвестиционной сфере, в частности политики на ближайшую и среднесрочную перспективу, является следующее:

  • преодоление дотационного характера практики межбюджетных отношений на федеральном уровне, преодоление «искусственной дотационности», прежде всего посредством формирования доходной базы бюджетов субъектов Федерации за счет привлечения совместных или расщепляемых налогов;
  • постепенное замещение практики текущего финансового выравнивания государственной поддержкой реально дотационным регионам России, при одновременном расширении возможностей субъектов Федерации по формированию региональных рынков капиталов;
  • устранение неясностей и противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровне;
  • использование регионами, обладающими наиболее прочными и перспективными позициями в сфере развития современных инновационных технологий, дополнительных полномочий по поддержке и регулированию инновационной деятельности и, следовательно, по созданию условий для более активного привлечения капиталов (в том числе иностранных) в инновационно ориентированные производства и сектора экономики;
  • участие органов управления субъекта РФ и (или) уполномоченных им институтов в процессе подготовки, презентации и продвижения инвестиционных проектов;
  • переход от комплексной модели региональной инвестиционной политики, основанной на практике налоговых льгот, к модели софинансирования, основанной на концессионных соглашениях, заключаемых субъектом Федерации с инвестором;
  • создание эффективно действующих институтов современного финансового рынка, способных обеспечить трансформацию денежных средств физических и юридических лиц в инвестиции и привлечь в экономику субъектов Федерации дополнительные денежные ресурсы как отечественных, так и зарубежных инвесторов;
  • усиление социальной направленности инвестиционной политики в регионах, в частности развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки путем расширения практики заключения концессионных соглашений.

Развитие инвестиций регионов сдерживается федеральным законодательством, в частности, ограничивающим возможности прямой поддержки предприятий и организаций. Это обусловлено тем, что при участии в инвестиционной деятельности иностранных инвесторов, предоставляемые гарантии обеспечиваются международными обязательствами Российской Федерации, а не бюджетом субъекта Федерации. Что касается формирования регионального сегмента национальной инновационной системы и в целом активизации инновационного процесса, то он должен основываться на положениях федерального и регионального законодательства

Реализация этих направлений деятельности может наполнить инвестиционную политику субъектов Федерации качественно новым, результативным содержанием. А это позволит сделать инвестиционную составляющую источником и гарантом устойчивого развития регионального звена российской экономики [19].

Для привлечения иностранных инвестиций рекомендуется:

  • создать интегрированную инвестиционную стратегию с четкими приоритетами, особенно в отношении кластеров и роли прямых иностранных инвестиций за счет определения приоритетных направлений деятельности по выбранным отраслям и развития в них ключевых кластеров с акцентом на сотрудничество местных компаний с иностранными инвесторами, обеспечив последним защиту от дискриминации на местном, внутреннем рынке; ежегодного пересмотра ключевых отраслей и компаний с целью оптимизации распределения ресурсов и выявления новых возможностей; создания благоприятных условий для компаний, инвестирующих в приоритетные отрасли (налоговые льготы, специализированные промышленные зоны), что даст дополнительные стимулы инвестиционному процессу;
  • выработать прозрачную и эффективную схему сотрудничества с инвесторами, которая позволит сократить количество административных барьеров, являющихся основным препятствием для иностранных инвестиций, за счет создания частного или государственного специального инвестиционного агентства, основными функциями которого будут являться разработка и внедрение стратегии по привлечению иностранных инвесторов; работа по созданию благоприятного инвестиционного климата; оказание содействия другим органам в создании привлекательных условий ведения бизнеса; функционирование в качестве «одного окна» для информирования и оказания полного спектра услуг иностранным инвесторам;
  • обеспечить гарантии результативного завершения инвестиционного процесса и установить полный ряд требований, выполнение которых необходимо для создания бизнеса;
  • разработать четкие критерии и процедуры для получения льгот, а именно набора стимулов налогового и неналогового характера, отвечающего интересам инвесторов, а также грантов, которые являются одной из мер, стимулирующей компании к размещению своего бизнеса на данной территории;
  • стимулировать исследовательскую деятельность и обеспечить инновационную инфраструктуру (например, научные парки, бизнес-инкубаторы), которая могла бы привлечь иностранных инвесторов к НИОКР;
  • использовать механизмы государственно-частного партнерства [20].

Государственные инвестиции осуществляются из бюджетных средств или внебюджетных фондов в соответствии с утвержденным бюджетом Российской Федерации. Как правило, сумма государственных инвестиций планируется сроком на один год.

Одной из основных задач государственных инвестиций для правительства Российской Федерации является развитие малого и среднего бизнеса. Начинающие предприниматели могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства, предоставив бизнес-план в соответствующие муниципальные органы. Создание прослойки частных предпринимателей, которые будут владеть небольшими предприятиями, позволит не только обеспечить рост ВВП, но создать новые рабочие места, сняв социальную напряженность во многих регионах нашей страны.

Для повышения эффективности системы инвестиционной поддержки предпринимательства можно рекомендовать:

  • развивать в структуре общей системы финансовой поддержки малого предпринимательства кредитование;
  • совершенствование правовой базы для эффективного развития малого бизнеса, обеспечение его правовой защиты;
  • создание льготных условий налогообложения для инвесторов, работающих с малым бизнесом;
  • внедрять механизм льготного лизинга или сублизинга с участием организаций инфраструктуры поддержки бизнеса;
  • разработка системы приоритетов финансирования по основным направлениям развития малого предпринимательства и обоснование мероприятий по их реализации с целью отражения интересов всех уровней;

— совершенствовать региональную систему инвестиционной поддержки малого предпринимательства путем построения трехуровневой системы финансовой поддержки малого предпринимательства с вовлечением государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих финансовые услуги малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям.

Предпринимательство представляет собой важный структурный элемент свободной рыночной экономики, более того, как хозяйственная система оно является его основой. Развитие предпринимательства способствует России становлению на путь устойчивого хозяйственного прогресса. Именно предпринимательство позволяет осуществить структурную перестройку народного хозяйства, ориентировать его на удовлетворение потребностей людей, сформировать надежную социальную базу проводимых реформ.

Одним из основных направлений управления инвестиционной политики является создание высоких технологий, которые могут вернуть нашу страну к списку технологически развитых мировых держав. Во многих научно-исследовательских институтах создаются отделы, основная деятельность которых направлена на развитие нанотехнологий, которые смогут привести к технологическому прорыву на целом ряде производств.

Другим направлением инвестиционной политики при создании благоприятного инвестиционного климата является организация правовой среды, что подразумевает создание и совершенствование законодательной и нормативной базы инвестиционной деятельности, развитие налогового, валютного, тарифного регулирования в сторону его более эффективного влияния на инвестиционную активность.

Инвестиционная политика включает в себя не только предоставление денежных средств, но и строгий контроль расходования инвестиций. Кроме того, под инвестиционной политикой следует понимать создание законодательства, которое позволит быть уверенным в «завтрашнем дне» и развивать предпринимателям свой бизнес законными методами, а также привлечение зарубежных компаний для прямых инвестиций в определенные отрасли экономики нашей страны [18].

Для совершенствования законодательной базы необходимо:

1) устранить противоречивость и дублирование между основными регламентирующими инвестиции законами («Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях РФ»), для чего принять единый закон об инвестициях, свободный от бессодержательных деклараций;

2) разработать и принять Инвестиционный кодекс РФ в целях повышения инвестиционной активности и развития инвестиционной деятельности на территории РФ, а также определения форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории РФ; установления гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов независимо от организационно-правовых форм и формы собственности.

Инвестиционный кодекс также поможет устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующие различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, в первую очередь надо гармонизировать положения Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового и Бюджетного кодексов.

Необходимость совершенствования законодательной базы обуславливается и тем, что благоприятный правовой режим для инвесторов позволяет привлекать значительные по объему инвестиции.

Ещё одним направлением инвестиционной политики РФ является стимулирование инвестиций, которое подразумевает:

  • создание законодательства, которое сможет гарантировать права инвесторов;
  • создание налоговых льгот для инвесторов, вкладывающих денежные средства в определенные сегменты экономики. Таким образом, появится возможность развивать определенные отрасли экономики, которые в настоящее время находятся в упадке;
  • создание особых экономических зон, в которых предприниматели будут платить меньше налогов и других обязательных платежей, и сборов;
  • создание равных условий конкуренции. В настоящее время из-за коррупции в российской экономике многие предприниматели вынуждены выделять огромные денежные средства на взятки, по этой причине многие из них не могут развивать производство;
  • создание заградительных пошлин (например, на ввоз иномарок в нашу страну).

Стимулирование инвестиций государственными органами должно проводиться под постоянным контролем, что позволит избежать огромного количества злоупотреблений при распределении средств, а также лоббирования различных законов, дающих преимущества в той или иной области экономики.

Несмотря на принятие множества законодательных актов, которые должны стимулировать инвестиции в различные виды экономики, большинство инвесторов опасаются за свои вложения и предпочитают использовать для увеличения своего капитала более надежные финансовые инструменты [18].

В связи с этим требуется первоочередное решение таких проблем, как:

  • создание правовой базы, регулирующей разделение функций, прав, меры контроля и ответственности за проведение инвестиционной политики между центром и регионами. Предоставление богатым регионам большей свободы в поисках ресурсов для социальных инвестиций;
  • отработка критериев определения регионов, действительно нуждающихся в федеральной поддержке, с учетом сложившихся разрывов в стартовых условиях социального развития, не зависящих от самих регионов;
  • объективная оценка потребностей регионов в межбюджетных потоках для финансирования капитальных затрат; инвентаризация ресурсов, поступающих в регионы по всем каналам, включая отраслевые программы.

Для этого необходим ряд условий:

1) наличие целостной Концепции инвестиционной политики России, предполагающей, исходя из ближайших и стратегических интересов страны:

  • а) сочетание инвестиций с инновациями;
  • б) определение наиболее эффективных направлений использования ограниченных ресурсов и их быструю окупаемость;
  • в) контроль над расходованием и возвратностью государственных средств, сроками их окупаемости;

2) государственное содействие активизации инвестиционных процессов посредством правового, налогового механизмов, амортизационной политики, привлечения частного и иностранного капиталов и других факторов;

3) интенсификация рыночных механизмов и их инфраструктуры (банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний и других учреждений рыночной инфраструктуры);

4) хозяйственная и финансовая самостоятельность регионов в рамках федеративного устройства РФ.

Следует подчеркнуть, что рост внутренних инвестиций должен служить индикатором инвестиционной стабильности, привлекающим иностранных инвесторов.

Подводя итог, можно утверждать, что создание благоприятного инвестиционного климата представляет собой довольно сложную задачу, требующую от органов власти активных действий во многих направлениях хозяйственной жизни. Тем не менее, решение этой задачи является необходимым шагом на пути формирования устойчивой тенденции экономического роста.

3.2 Рекомендации по повышению эффективности государственной инвестиционной политики Российской Федерации

Для эффективной реализации инвестиционной политики целесообразно проведение ряда необходимых мер по ее совершенствованию. Сферы деятельности инвестиционной политики, по которым выносятся предложения, представлены на рисунке 11.

В сфере корпоративного законодательства следует установить минимальные требования и стандарты участия бизнес-сообщества в обсуждении вопросов государственного регулирования экономической и инвестиционной деятельности, а также уточнить сферы применения процедуры оценки регулирующего воздействия.

Административные барьеры сегодня являются ключевой проблемой в развитии предпринимательства, освоении новых бизнесов и, в конечном счете, становлении в России современной инновационной экономики. Поэтому снижения административных барьеров необходимо произвести сокращение избыточных административных процедур и действий, снижение количества требуемых документов и оптимизацию взаимодействия с заявителем, устранение ограничения срока действия разрешений, переход от лицензирования некоторых сфер деятельности к уведомительному порядку их осуществления.

Рисунок 11 — Сферы деятельности инвестиционной политики, по которым выносятся предложения

Несмотря на ряд принятых мер, сфера строительства все еще характеризуется высоким уровнем административных барьеров. Общая продолжительность оформления необходимых разрешительных действий может занимать в различных субъектах Российской Федерации до 3 лет. Для упрощения строительных процедур целесообразно:

  • сократить сроки предоставления земельных участков в среднем до трех недель за счет отмены излишних согласований, введения электронного делопроизводства, установления четкого порядка рассмотрения заявлений;
  • повысить открытость земельного рынка путем размещения сведений о земельных участках, предоставление которых допускается, на публичной кадастровой карте, открытой для бесплатного ознакомления;
  • ввести запрет на предоставления земельных участков без аукционов (за исключением участков объектов государственного и муниципального значения), разрешить проводить аукционы по предоставлению государственных и муниципальных земельных участков по требованию заинтересованных лиц, что должно повысить предложение земельных участков на открытом рынке;
  • установить особый порядок размещения линейных объектов на условиях публичных сервитутов, что в отдельных случаях должно сократить и удешевить оформление прав на землю в 5-12 раз в зависимости от вида объекта;
  • сократить в среднем на 180 дней срок изменения вида разрешенного пользования земельного участка за счет упразднения института категории земель;
  • установить административную ответственность за необоснованный отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
  • исключить избыточные и дублирующие процедуры при проведении экспертизы промышленной безопасности.

Качество таможенного администрирования напрямую влияет на оценку условий ведения бизнеса предпринимателями. Необходимо создание прозрачной системы и установление ясных в понимании и простых для применения некоррупционных нормативных предписаний, сокращения полномочий таможенных органов в части действий по собственному усмотрению, особенно в случаях, когда такие решения могут привести к затягиванию сроков прохождения таможенного оформления. Поэтому в целях совершенствования таможенного администрирования необходимо:

  • разработать и принять систему показателей оценки эффективности таможенных органов, увязывающей материальное поощрение сотрудников Федеральной таможенной службы с качеством их работы;

— установить единообразие законодательства стран-членов Таможенного союза, прозрачность таможенного администрирования, а также создать равные условия ведения бизнеса для хозяйствующих субъектов и повысить позитивное восприятие интеграционных процессов.

Налоговая политика должна быть нацелена на создание условий для обеспечения поддержания стабильного экономического роста, а также модернизации российской экономики путем реализации стимулирующих мер, направленных на развитие новых производств, перевооружение существующих, повышение инновационной активности и инвестирование в человеческий капитал. В налоговой системе целесообразно продолжить реализацию задач в рамках достижения цели интенсификации процессов модернизации и экономического роста в стране с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Для этого следует:

  • решить ряд вопросов, связанных с налогообложением финансовых инструментов, а также деятельностью инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в рамках создания в Российской Федерации Международного финансового центра;
  • в целях развития промышленного потенциала страны и повышения инвестиционной привлекательности несырьевых секторов экономики, проработать различные варианты изменения налоговой нагрузки на сырьевые отрасли;
  • с целью стимулирования развития бизнес-проектов, организуемых с нуля, проработать вариант введения для них налоговых каникул по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и земельному налогу;
  • проработать вопрос постепенного перехода к полной отмене налога на имущество организаций в отношении активной части (движимой) основных средств для всех налогоплательщиков в целях стимулирования их к инвестированию в обновление и модернизацию производственных фондов;
  • с целью более справедливого распределения налоговой нагрузки повысить фискальную нагрузку на сверхпотребление;
  • в целях обеспечения стабильности и предсказуемости фискальной политики государства рассмотреть вариант введения моратория на 3-5 лет на изменение базовых налоговых ставок.

Еще одним важным критерием по улучшению инвестиционного климата является сотрудничество с международными институтами развития. В этой сфере целесообразны:

  • реализация трудоемких проектов в приоритетных для российской стороны отраслях экономики;
  • увеличение объема кредитования российских предприятий;
  • создание Фонда технического сотрудничества Российской Федерации и ЕБРР для поддержки проектов в ключевых сферах российской экономики.

В деятельности Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации целесообразно использование Комиссии в качестве механизма, обеспечивающего реализацию программ приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства.

Следующим шагом является упрощение миграционных процедур. Существовавшие миграционные правила служили одним из ключевых демотивирующих факторов в привлечении иностранных специалистов. Это приводило к дефициту компетенций в высокотехнологичных и прочих отраслях, где существовала потребность в профессионалах со специализированным опытом, при этом внутренний рынок трудовых ресурсов не мог удовлетворить спрос. Для упрощения миграционных процедур необходимы:

  • осуществление с участием бизнес-сообщества мониторинга эффективности применения законодательства, создающего условия привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов и повышения инвестиционной привлекательности России;
  • разработка исходя из потребностей экономики предложений по упрощению привлечения в Россию других приоритетных групп мигрантов (развитие бизнес-миграции, создание Международного финансового центра).

Достигнутые российской экономикой достаточно высокие темпы экономического развития могут быть удержаны лишь ростом инвестиционных вложений в экономику, поэтому предложенные рекомендации актуальны и должны способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации.

Заключение

Существует целая система категорий, характеризующих процессы и явления, протекающие в инвестиционной сфере. Инвестиционный жизненный цикл представляет собой кругооборот инвестиций от момента аккумуляции инвестиционных ресурсов до их полного возмещения. На уровне макроэкономики он складывается из суммы индивидуальных кругооборотов на всех предприятиях и отражает движение стоимости, которая авансируется в различные объекты инвестиционной деятельности: во вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды; оборотные средства; ценные бумаги; целевые денежные вклады; научно-техническую продукцию; имущественные права; права на интеллектуальную собственность и другие объекты.

В данной работе были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы инвестиционной политики государства;

2) изучить методы и модели государственной инвестиционной политики;

3) провести анализ инвестиционного развития РФ;

4) проанализировать инвестиционный климат РФ;

5) исследовать федеральную адресную инвестиционную программу;

6) определить мероприятия, необходимые для улучшения инвестиционного климата Российской Федерации;

7) предложить рекомендации по повышению эффективности государственной инвестиционной политики РФ.

При рассмотрении теоретических основ инвестиционной политики государства, были изучены сущность и классификация инвестиций, особенности и этапы формирования инвестиционной политики, а также методы и модели инвестиционной политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная инвестиционная политика Российской Федерации осуществляется различными способами и проявляется в различных формах.

Анализ инвестиционного развития Российской Федерации показал следующие результаты.

Во-первых, государство посредством законодательных и подзаконных актов устанавливает общие правила функционирования рассматриваемого специфического сегмента формирующейся в России рыночной экономики, а также круг и пределы правоспособности субъектов, работающих на инвестиционном рынке.

Во-вторых, государство создает соответствующую систему органов и учреждений, институтов уполномоченных им для эффективного проведения инвестиционной политики, контроль над соблюдением прав инвесторов и совершенствования инвестиционного климата в целом.

Наконец, государство формирует федеральную адресную инвестиционную программу, которая направлена на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, включенных в федеральные целевые программы, а также на решение отдельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основании предложений, одобренных решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Распределение бюджетных ассигнований производится в соответствии с приоритетами государственного инвестирования, а именно:

  • создание условий для ускорения социального развития страны, в том числе развития здравоохранения, образования, культуры, обеспечение жильем граждан, улучшения демографической ситуации;
  • создание условий для ускорения экономического роста за счет развития производственной инфраструктуры, в том числе транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной;
  • содействие переходу экономики на инновационный путь развития на основе создания национальной инновационной системы развития науки, высоких технологий;
  • укрепление национальной безопасности на основе модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, развития пограничной и таможенной инфраструктуры;
  • улучшение экологической обстановки, создание условий для безопасной жизнедеятельности;
  • развитие инфраструктуры судебной системы в целях обеспечения условий ее полной самостоятельности и независимости;
  • обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета;
  • открытость, «прозрачность» и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов.

Согласно адресной программе происходит распределение средств на реализацию инвестиционных проектов из государственного бюджета. Самым финансируемым комплексом является производственный комплекс.

Согласно проведенному исследованию Doing Business 2014, составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 185 странах, Россия занимает 92 место по простоте осуществления предпринимательской деятельности.

Создание в Российской Федерации благоприятного инвестиционного климата является одной из основных задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации.

Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, проведение рациональной региональной инвестиционной политики, снижение административных барьеров, стимулирование инвестиций, упрощение строительных процедур, привлечение иностранных инвесторов, радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

Для улучшения инвестиционного климата в стране предлагается провести следующие мероприятия:

  • развитие региональной инвестиционной политики, что предполагает формирование имиджа региона, преодоление дотационного характера межбюджетных отношений, поддержку и регулирование инновационной деятельности, участие органов управления субъекта РФ и уполномоченных им институтов в процессе инвестиционной деятельности, усиление социальной направленности инвестиционной политики в регионах путем расширения практики заключения концессионных соглашений;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • развитие малого и среднего бизнеса, путем финансовой поддержки малого предпринимательства, развития кредитования, создания льготных условий налогообложения, обеспечения правовой защиты;
  • создание высоких технологий, которые смогут привести к технологическому прорыву на целом ряде производств;
  • совершенствование законодательства, что предполагает принятие единого Федерального закона об инвестициях с целью устранения противоречивости и дублирования между основными регламентирующими инвестиции законами, разработку и принятие Инвестиционного кодекса РФ;

— стимулирование инвестиций, что подразумевает создание законодательства, которое сможет гарантировать права инвесторов, создание налоговых льгот для инвесторов, вкладывающих денежные средства в определенные отрасли экономики, создание особых экономических зон, создание равных условий конкуренции и заградительных пошлин.

В данной работе были предложены пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации, которые направлены на создание благоприятного инвестиционного климата в стране и повышение уровня жизни населения.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/investitsii-investitsionnaya-politika/

1 Подшиваленко, Г.П. Инвестиции : учеб. пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметикина, М.В. Макарова [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2009. — 200 с. — ISBN 5-94761-219-7.

2 Российская Федерация. Законы. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : [федер. закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ : принят Государственной Думой 15 июля 1998 г. : одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. по состоянию на 12 декабря 2011 г.]. // СЗ РФ. – 2011. — № 30 (ч. 1).

– Ст. 4596.

3 Иванов, Г.И. Инвестиционный менеджмент : учеб. пособие / Г.И. Иванов. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. — 320 с. — ISBN 5-222-01105-Х.

4 Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2011. — 512 с. — ISBN 978-5-16-003390-7.

5 Энциклопедический словарь экономики и права [Электронный ресурс] : Финанс Таймс. — Электрон. дан. — Режим доступа : .

6 Тюкавкин, Н.М. Региональная политика конкурентного федерализма / Н.М. Тюкавкин // Регионология. — 2008. — № 3. – C. 13-17.

7 Вист, А. Инвестиционная политика предприятия и государства [Электронный ресурс] / А.Вист // ФБ.ру — Размещение и публикация статей. – 2012. — Электрон. дан. — Режим доступа : http://fb.ru/article/37926/investitsionnaya-politika-predpriyatiya-i-gosudarstva.

8 Урбанаев Л.Л. Инвестиционная политика государства в условиях реформируемой экономики : дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 : защищена 22.03.09 : утв. 16.07.09 / Л.Л. Урбанаев. – М., 2009. – 187 с.

9 Большой юридический словарь [Электронный ресурс] : Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010. — Электрон. дан. — Режим доступа : http://jurisprudence.academic.ru/8880.

10 Рынок ценных бумаг. Словарь основных терминов и понятий [Электронный ресурс] : Академик. — Электрон. дан. — Режим доступа : http://securities_market.academic.ru/197.

11 Финансовый словарь [Электронный ресурс] : Финансовый словарь Финам. — Электрон. дан. — Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/13670.

12 Перников, С.Г. Инвестиционная политика и типология её структурных элементов [Электронный ресурс] / С.Г. Перников // Проблемы современной экономики. – 2011. — № 2 (38).

– Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3581.

13 Гретченко, А.А. Инвестиционная политика и финансовый механизм [Электронный ресурс] / А.А. Гретченко // Экономика России: теория и практика возрождения. – Электрон. дан. — Режим доступа : http://grossman.viperson.ru/wind.php?ID=550648.

14 Ведение бизнеса 2013 [Электронный ресурс] / Всемирный банк. — Электрон. дан. – Режим доступа : http://russian.doingbusiness.org.

15 Инвестиционная политика [Электронный ресурс] : Министерство экономического развития Российской Федерации. — Электрон. дан. — Режим доступа : http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy.

16 Федеральная адресная инвестиционная программа России [Электронный ресурс] : Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России. — Электрон. дан. — Режим доступа : http://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/SummaryForms/Analisis.

17 Приоритетные инвестиционные проекты [Электронный ресурс] : Министерство регионального развития Российской Федерации. — Электрон. дан. — Режим доступа : .

18 Иностранные инвестиции в России в 2012 году [Электронный ресурс] : Инвестпрофит : деловой вестник инвестора. — Электрон. дан. — Режим доступа : .

19 Арутюнян, А.Д. Основы организации и управления инвестиционной деятельностью в экономике России : дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 : защищена 12.02.05 : утв. 24.06.05 / А.Д. Арутюнян. – М., 2005. – 166 с.

20 Привлечение прямых иностранных инвестиций в регионы России [Электронный ресурс] : Международный совет по сотрудничеству и инвестициям при РСПП. — Электрон. дан. — Режим доступа : http:// www. kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/press-release/Documents/ 07-12-2010/Increasing%20FDI%20in%20the%20Russian%20regions%20rus.pdf . У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.