Инвестиционная безопасность Пермского Края

Курсовая работа

В условиях внешнеполитических разногласий, экономика Российской Федерации находится в неординарной ситуации. Под угрозу ставится экономическая безопасность как страны, как и регионов, так как основной проблемой в условиях санкций является зависимость нашей экономики, ее самодостаточность. Данная ситуация ставит под вопрос инвестиционную безопасность, которая является составной частью экономической безопасности.

Вышеизложенные аспекты обуславливают актуальность выбранной темы, так как растет интерес многих инвесторов, финансировать развивающийся регион. Инвестирование является главным условием реализации стратегических и тактических задач развития, продвижения и эффективной привлекательности региона.

Объект исследования: инвестиционная безопасность Пермского края — промышленно развитого региона Российской Федерации, а также других регионов РФ. Благодаря своему богатому ресурсному потенциалу, регион занимает лидирующие позиции в рейтингах промышленности. Предмет исследования: пути повышения инвестиционной привлекательности Пермского края.

Целью курсовой работы является изучение и анализ инвестиционной безопасности Пермского края, а также сравнение с другими регионами Российской Федерации.

Промышленными потенциалом и природными ресурсами, благодаря этому в Пермский край поступает значительное количество инвестиций из различных источников.

Для выполнения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить основные аспекты инвестиционной безопасности региона;
  • провести анализ инвестиционной привлекательности региона;
  • выявить инвестиционные риски Пермского края;
  • выявить пути повышения инвестиционной безопасности Пермского края.

Теоретическую базу исследования составили труды ученых и экономистов, таких как: Бабаев К.Н., Даль В.И., Ожегов С.И., Серебрянников В., Шаарп У., Кейнс Д.М., Сенчагов В.К., Нарышкин С.Е., Литвинов Д.А., Игошин Н.В., Востренцов А.И., Райской Н.Н., Зенченко С.В. и так далее.

Методологическую базу исследования составили методики рейтинговой оценки уровня инвестиционной безопасности, разработавшие специалисты рейтингового агентства «Эксперт РА».

Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики по РФ и Пермскому краю, рейтинг РИА, а также ежегодники, статьи, журналы.

40 стр., 19618 слов

"Имидж Красноярского края. Будущее региона", в которой обсуждались проблемы и

... потребителями, а территории (города, регионы и страны) — продуктами. Красноярский край — второй по площади регион России. Территория края является также одной из богатейших в плане обеспеченности природными ресурсами территорий Российской Федерации. Это лежит в основе инвестиционной привлекательности региона. ...

Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы.

В первой главе раскрываются теоретические аспекты инвестиционной безопасности государства и региона.

Во второй главе представлен анализ инвестиционной привлекательности, инвестиционных рисков Пермского края, а также пути повышения инвестиционной привлекательности региона.

Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной безопасности региона

1.1 Понятие, сущность инвестиционной безопасности региона

В основе экономической безопасности лежит ряд составляющих, таких как: финансовая безопасность, инновационная безопасность, информационная безопасность, инвестиционная безопасность и так далее.

Согласно диссертационной работе К.Н. Бабаева, «экономическая безопасность региона» — экономическое отношение по защите региональных интересов, согласованных с целями оптимального территориального развития государства, от экзогенных и эндогенных факторов, ограничивающих способность региона к саморазвитию.

Инвестиционная безопасность выступает как одна из составляющих экономической безопасности, то есть в основе инвестиционной безопасности лежит безопасности как базовый, исходный элемент исследования. Поэтому в основу классификации подходов к определению сущности инвестиционной безопасности должна быть положена именно безопасность.

Рассмотрим несколько трактовок известных людей:

Политолог, Арнольд Вольферс, утверждал, что «безопасность» — есть ценность, которой государство может более или менее обладать, а также которую оно стремится иметь в большей или меньшей степени. Согласно толковому словарю В.И. Даля «безопасность» — отсутствие опасности, которое рассматривается как предположение о естественной защищенности любой системы от разрушительного воздействия каких-либо сил, и, понимается как специфическая деятельность.

По словам известного лингвиста, С. И. Ожегова, «безопасность» — это состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. Также, Серебренников В. и Хлопьев А. считают, что термин «безопасность» — деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных, материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый ущерб, закрыть путь для выживания и развития.

Из выше перечисленных трактовок, можно сказать, что безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Помимо понятия «безопасность» рассмотрим определение «инвестиции».

Термин «инвестиции», по словам английских ученых У. Шарп, Г. Александер, Дж. Бейли, трактуют в наиболее широком смысле слово «инвестировать», что в свою очередь означает: расставаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем. Данное определение раскрывает само понятие инвестиции в соответствии и их видами, так как бывают безвозмездные инвестиции. Зарубежные экономисты в своих работах дают характеристику

Зарубежный экономист Дж. Кейнс в своих работах дает определение термина «инвестиции» следующим образом: Инвестиции — это «… прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности данного периода, … та часть дохода за данный период, которая не была использована для потребителя»; «… покупка отдельным лицом или корпорацией какого-либо имущества, старого или нового, дома или машины, ценных бумаг на фондовой бирже и т.д.».

31 стр., 15267 слов

Инвестиционный климат региона РФ(Республика Удмуртия)

... инвестиционной политике региона. - Исследование промышленного потенциала и экономических возможностей Удмуртской Республики с точки зрения потенциального инвестора в определении перспективных направлений развития отраслей экономики УР ... использовались материалы независимых аналитических агентств. Заключение и выводы, здесь ... Удмуртию и называют родниковым краем. Флора республики представлена более ...

Наиболее точное и полное понятие термину дают Б.А. Райзер, Е.Б. Стародубцев, Л.Ш. Лозовской. «Инвестиции» — долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с цель получения дохода в предприятие различных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения»

Исходя из выше перечисленных трактовок, инвестиции — долгосрочное вложение капитала в промышленность, транспорт, сельское хозяйство и другие отрасли народного хозяйства.

Благодаря вышенаписанным трактовкам некоторых авторов, необходимо рассмотреть трактовки «инвестиционная безопасность».

Академик В.К. Сенчагов предлагает иную трактовку термина, а именно: инвестиционная безопасность — это способы и методы формирования благоприятного инвестиционного климата, предотвращая инвестиционных рисков, в целях обновления и воспроизводства основного капитала, выступающего базисом инвестирования новаций и перехода к инновационной экономике.

С. Нарышкин в своей статье «Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития» дает определение инвестиционно-безопасной компоненте страны и понимает под ней «уровень корреляции между экспортом инвестиций за рубеж и притоком инвестиций, которые удовлетворяют потребности отечественной экономики и сохраняют положительное сальдо платежного баланса…».

По мнению Литвинова Д.А. и Бузина Р.В., инвестиционная безопасность — это состояние инвестиционной сферы национальной экономики, характеризуемое стабильным расширением воспроизводством в основных отраслях народного хозяйства и возможностями сохранения и развития экономического потенциала экономической системы путем мультипликативного и акселеративного эффектов вложения инвестиций, даже при неблагоприятных вариантах развития внешних и внутренних факторов.

Н.В. Игошин предлагает в некотором роде иную трактовку термина. Инвестиционная безопасность — способность национальной хозяйственной системы генерировать инвестиционный процесс, поддерживающий устойчивый рост и стратегическую конкурентоспособность страны.

Таким образом, инвестиционная безопасность — состояние защищенности отечественных производителей от негативных проявлений деятельности иностранного капитала, инвестируемого в российскую экономику, наносящего ущерб интересам самих российских предприятий, регионов и государству в целом.

Стоит отметить, что понятие «Инвестиционная безопасность» и «Инвестиционная безопасность региона» различаются, поэтому согласно Востренцову А.И. «инвестиционная безопасность региона» — это процесс ввоза и вывоза инвестиций, которые сказываются и влияют как положительно, так и отрицательно на экономическую безопасность территории региона.

1.2 Взаимосвязь экономической и инвестиционной безопасности

В современных условиях процесс экономического роста и развития региона во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности.

27 стр., 13330 слов

Инвестиционный климат региона и его оценка

... темпы экономического роста, а также улучшить социальное положение населения. Цель данной дипломной работы - изучение понятия инвестиционного климата региона и его оценка на примере одного из регионов РФ на основе рассмотренных в работе ...

Экономическая безопасность — это состояние экономики, обеспечивающее защиту основного экономического интереса от внутренних и внешних угроз.

Экономическая безопасность включает в себя совокупность направлений, которые обеспечивают безопасность региону.

Составляющие элементы экономической безопасности

Сырьевая

Экологическая

Технологическая

Информационная

Валютно-кредитная

Энергетическая

Технико-производственная

Сырьевая, а также продовольственная составляющие предполагают обеспеченность экономики страны соответственно продовольствием и сырьем в размерах необходимых для эффективного функционирования национального хозяйства.

Технологическая составляющая экономической безопасности обусловливает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует конкурентоспособность национальных товаров и услуг на рынках высокотехнологичной продукции, а также обеспечивает самостоятельную разработку в минимально короткие сроки новейших технологических решений, предопределяющих прорывы в ведущих отраслях гражданского и оборотного производства.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности региона имеет его технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность национального хозяйства страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. Особую опасность для национальной безопасности государства представляет зависимость от внешних поставок. В случае обострения экономического или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям и даже потере экономической самостоятельности.

Валютно-кредитная составляющая экономической безопасности может быть определена как возможность государства получать, размещать и использовать отечественные и зарубежные кредиты и инвестиции, а также рассчитываться по ним в пределах, обеспечивающих устойчивое функционирование своей валютно-финансовой системы и удовлетворение общественных потребностей в неблагоприятных внешних и внутренних экономических условиях. Известно, что устойчивости экономического роста и экономическая безопасность региону возможна лишь при инвестиционном типе развития национального хозяйства. Каждый регион по-своему реализует этот тип, так как у каждого субъекта объем инвестиций разный, однако практически всегда соблюдаются оптимальные соотношения, дающие максимальный эффект для экономики региона.

Поэтому встает проблема инвестиционной привлекательности региона. При этом в качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности обычно рассматриваются две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал.

Энергетическая составляющая экономической безопасности региона предполагает обеспечение стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления и адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них. Также энергетическая составляющая экономической безопасности региона предполагает определение, выявление и систематизацию событий, наступление которых прямо или косвенно может нанести ущерб развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

12 стр., 5605 слов

Применение тарифных льгот при осуществлении внешней экономической деятельности

... способом хотел объединить все тарифные льготы в единую систему и определить особое место преференций в этой системе. Однако экономический смысл предоставления Российской Федерацией ... таможенную территорию Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации. Тарифные льготы подразделяются ...

Экологическая составляющая предусматривает такое состояние экономики, при котором предотвращаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и средой обитания, не допускается нанесение ущерба экономическому потенциалу региона.

Информационная составляющая предполагает такой порядок взаимного обмена производственными, научно-техническими и другими сведениями внутри хозяйственного комплекса региона и с российскими( зарубежными) партнерами, при котором будут гарантироваться: надежный информационный обмен; повышение доли нематериальных активов в национальном богатстве; увеличение «удельного веса» информации в конечно стоимости произвольного внутреннего продукта; тайна технологии производства. В современных условиях только на такой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники.

Информационная составляющая предполагает такой порядок взаимного обмена производственными, научно-техническими и другими сведениями внутри хозяйственного комплекса региона и с российскими(зарубежными) партнерами, при котором будут гарантироваться надежный информационный обмен; повышение доли нематериальных активов в национальном богатстве; увеличение «удельного веса» информации в конечной стоимости производимого внутреннего продукта; тайна технологии производства. Очевидно, что в современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники.

Таким образом, рассмотрение структуры и составных частей экономической безопасности региона предоставляет возможность определить факторы, влияющие на вид национальной безопасности в современных условиях.

Исходя из вышерассмотренных элементов, можно сказать, что инвестиционная безопасность присутствует в валютно-кредитном элементе и играет важную роль. Также необходимо отметить, что эффективное развитие экономики региона напрямую зависит от качества и состояния общественной инфраструктуры (дороги, железнодорожные магистрали, порты и тд), так как высокий уровень развития инфраструктуры повышает инвестиционную привлекательность региона и создает благоприятные условия для привлечения частных инвестиций, а низкий уровень развития общественной инфраструктуры делает невозможным модернизацию региональной экономики.

Можно сделать вывод, что инвестиционная и экономическая безопасность находятся в тесной взаимозависимости. Эффективное инновационно-инвестиционное развитие экономики региона представляет собой сложный процесс, напрямую зависящий от влияния множества внутренних и внешних факторов.

К внешним факторам, влияющим на развития экономики и приводящим к структурным преобразованиям можно отнести процесс глобализации. Нестабильность на мировых торговых и финансовых рынках может приводить к снижению экспорта основной продукции, обусловленной падением цен. К внутренним факторам можно отнести состояние экономической безопасности.

13 стр., 6300 слов

Инвестиционная стратегия на примере Новосибирской области

... инвестиционными компаниями, которые по заказу инвесторов (осуществляют массовую скупку акций в регионах. 4. По методу ... инвестиционную деятельность. Инвестиционная стратегия предусматривает достижение следующих целей: обеспечение достаточной инвестиционной поддержки высоких темпов развития деятельности; обеспечение максимальной доходности инвестиций; обеспечение минимизации инвестиционного ...

инвестиционный риск экономический привлекательность

1.3 Инвестиционные риски экономического развития региона

На сегодняшний день в России присутствует существенная проблема — неравномерное распределение инвестиций приходящих в страну по территории регионов России.

В каждом регионе должна быть успешно реализуема инвестиционная политика региона и включать в себя, которые регион ставит в части привлечения на свою территории, и прежде всего — в отрасли, и объекты реального сектора экономики, капиталовложений из внутренних и зарубежных источников, а также совокупность средств и методов по их осуществлению.

Специалисты продолжают обращать внимание на тот факт, что отсутствие должной инвестиционной активности в национальной экономике РФ и на территории отдельных российских регионов определяется неблагоприятным состоянием инвестиционного климата, представляющего собой важнейшую категорию, влияющую на позитивное либо, напротив, негативное решение инвесторов (особенно иностранных) об инвестировании в экономику той или иной территории. Инвестиционный климат следует рассматривать как важнейший и неотъемлемый элемент общего делового климата в национальной экономике. Нужно полагать, что именно состояние общего делового (предпринимательского) климата в национальной экономике в конечном счете и определяет благоприятность либо не благоприятность экономической активности как таковой, причем относится это как к отечественным предпринимателям (потенциальным инвесторам), так и к иностранным владельцам капиталов. В этой связи проблему инвестиционного климата можно рассматривать как общую для отечественных и иностранных инвесторов.

1) наличие институциональных условий для осуществления предпринимательской деятельности на данной территории;

2) отсутствие какой-либо политической или иной дискриминации подобной деятельности и необходимую поддержку со стороны органов государственной власти;

3) полную и безусловную правовую защиту, включая обеспечение физической и имущественной безопасности.

Можно сделать вывод о том, что инвестиционный климат представляет собой сложную, агрегированную категорию, которая включает в себя совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов и предопределяет обоснованность осуществления капиталовложений при наличии соответствующей степени риска и возможность их эффективного использования с выгодной отдачей.

Говоря о наличии соответствующей любому потенциальному капиталовложению степени инвестиционного риска, следует отметить, что, применительно к любой национальной экономике, она рассчитывается как сумма вероятностей потери инвестиций и возможного дохода от них. Такой совокупный риск включает в себя отдельные риски, возникающие вследствие:

  • нестабильности экономической и социально-политической ситуации в стране;
  • правовой нестабильности, сопровождающейся принятием новых и постоянно изменяющихся законодательных актов;
  • неурегулированных отношений собственности, в том числе между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления;
  • экономического кризиса, сопровождающегося сокращением производства, ростом безработицы, высоким уровнем инфляции, нестабильностью обменного курса рубля, и его последствий;
  • низкого или недостаточного уровня развития многих элементов рыночной инфраструктуры, слаборазвитости и изношенности объектов производственной и транспортной инфраструктуры;
  • изменений таможенного режима;
  • слабого информационного обеспечения отечественных и иностранных инвесторов по вопросу о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
  • сильного уровня бюрократизации страны, коррупции и общего уровня преступности;
  • высоких и многочисленных налогов и платежей при одновременном практическом отсутствии инвестиционных льгот.

Рассмотрев все указанные составляющие совокупного риска, грозящего инвесторам, можно сделать вывод о том, что большинство из этих составляющих актуальны для современной российской ситуации. Это означает, что в нашей стране, включая последние годы, степень совокупного риска по-прежнему перевешивает все потенциальные плюсы от возможного осуществления инвестиций.

Рассмотрим понятие «инвестиционного риска региона», которое раскрыто в работе Райской Н.Н.. Она занимается проблемами статистического исследования инвестиционных рисков в регионах России: «Региональные инвестиционные риски представляют собой совокупность факторов (условий), способствующих ограничению притока инвестиций в конкретный регион, что имеет важное значение для принятия решения о вложении капитала». Переходя от уровня национальной экономики к уровню регионов, необходимо выделить следующие возможные инвестиционные риски, возникающие на уровне экономики региона. К ним относятся риски:

  • резкого изменения финансового состояния большинства или значительной группы предприятий на территории региона, а также регионального бюджета;
  • политических изменений (значительные перемены в составе и настроениях властных структур региона, ухудшение социально-политической ситуации на территории региона);
  • ухудшения социальной ситуации (возрастание общественного недовольства вследствие увеличения случаев невыплат зарплаты и социальных пособий, числа банкротств предприятий и организаций, рост акций протеста и забастовок и т.п.);
  • увеличения уровня криминогенности (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений и масштабов экономической преступности);
  • существенного либо частого изменения регионального законодательства в части предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Кроме указанных инвестиционных рисков общего порядка, наличествующих в российских регионах, следует, по мнению специалистов, иметь в виду следующие риски конкретно-экономического плана. К ним относятся:

  • низкая платежеспособность потенциальных потребителей;
  • неритмичность спроса на продукцию в условиях не преодоленного еще кризиса и его последствий;
  • изношенность основных фондов и постоянное возрастание издержек на их поддержание;
  • отток и старение профессиональных кадров;
  • риск роста местных и региональных налогов, тарифов и расценок;
  • нестабильность местного законодательства, в т. ч. в налоговой сфере;
  • монополизация доходных сфер бизнеса, рост коррупции, сокращение конкурентного пространства.

Также необходимо дополнить перечисленные риски перечнем реально действующих основных негативных факторов (причем как чисто объективного, так и субъективного плана), отрицательно влияющих на возможности инвестирования в экономику регионов.

Можно выделить следующие:

  • отсутствие объективного банка данных по хозяйственным объектам на территории регионов;
  • экономическая разруха в хозяйстве регионов и дефицит региональных бюджетов;
  • отсутствие должной юридической базы, особенно в отношении возможных разработок природных ресурсов;
  • отсутствие реестра месторождений полезных ископаемых для сдачи в концессию, а также земельного кадастра;
  • неразвитость региональной банковской системы;
  • высокие затратные составляющие: на энергоресурсы, транспортные издержки, экологию и т.п.;
  • суровые климатические условия (за исключением южных и отчасти центрально-черноземных регионов РФ), низкая освоенность территории, отсутствие дорог, неразвитость средств связи и пр..

Таким образом, решением проблемы с инвестированием в регион возможно добиться благодаря общему росту объемов инвестирования в экономику региона, совместному и одновременному усилению инвестиционной привлекательности субъекта.

4 Методы оценки инвестиционной безопасности

Инвестиционная безопасность региона, как и любой другой показатель, имеет свои подсистемы. Так инвестиционная безопасность подразделяется на инвестиционный климат и инвестиционные риски.

Инвестиционный потенциал — совокупная возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечить при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона. Если говорить проще, то инвестиционный потенциал — агрегированный показатель, характеризующий собой совокупность объективных условий и предпосылок для инвестирования.

Инвестиционный риск — вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в ситуации неопределенности условий инвестирования.

Рассмотрим у каждого из показателей методику оценки.

Методы оценки инвестиционного потенциала.

Н.В. Игошин, доктор экономических наук, профессор, предлагает использовать триединый подход для оценки инвестиционного климата. Выделим три группы методов, используемых для диагностики условий и факторов, оказывающих влияние на развитие регионов: экономико-математические методы, методы факторного анализа, методы экспертных оценок.

К экономико-математическому методу относят:

— Метод суммы мест. Метод предполагает предварительное ранжирование всех регионов по каждому показателю, характеризующему инвестиционный потенциал. При этом места присваиваются наилучшим значениям. Вычислив суммы мест по всем рассматриваемым показателям, можно установить ранги регионов по состоянию инвестиционного потенциала.

— Метод балльных оценок. Он заключается в том, что регионам, имеющим наилучшее значение показателей, присваиваются наивысшие баллы. Достоинством методики является простота использования, универсальность и наглядность. Методика удобна для исследований на макроэкономическом уровне. Однако применение ее на уровне региона приводит к значительным погрешностям. К недостаткам методики следует отнести субъективность подхода при расчете тех или иных показателей.

— Метод многомерной средней. Заключается в том, что по каждому показателю, характеризующему потенциал, вычисляется средняя величина по стране, а показатели каждого региона соотносятся с ней. Так, каждый регион получает по каждому показателю свой коэффициент, из которых на заключительном этапе рассчитывается средний. Чем выше средняя оценка, тем выше рейтинг.

  • Метод «Паттерн». В данном методе в качестве стандартизованных значений индикаторов берутся наилучшие значения.

Существующие методы сводятся к достаточно примитивным математическим моделям, основное достоинство которых — простота использования. Недостатками моделей являются: необоснованность включения показателей в модель, невозможность определения вклада каждого показателя в итоговую оценку, и наличие экспертных оценок.

Факторный анализ включает в себя два вида моделей — факторные и регрессионные модели.

Используя регрессионный метод, акцент делается на выявлении веса каждого факторного признака, воздействующего на результат, на количественную оценку чистого воздействия данного фактора при элиминировании остальных.

В факторном методе акцент делается на исследовании внутренних причин, формирующих специфику изучаемого явления, на выявлении обобщенных факторов, которые стоят за соответствующими конкретными показателями.

Один из распространенных методов оценки инвестиционного потенциала регионов является метод экспертных оценок. Преимущество данного метода заключается в использовании не только информации, основанной на статистических временных показателях, но и нерегулярной информации сугубо качественного характера. Даная оценка предполагает разносторонний анализ, основанный на установлении количественных характеристик объекта и аргументированных суждений специалистов.

Принцип метода заключается в том, что субъект анализируется по факторам, а затем по каждому фактору дается обоснование базы сравнения, ее принимают за единицу. Остальные значения также переводят в коэффициенты в зависимости от конкретного значения и нормативной величины. Сложность метода заключается в субъективизме установления критериальных нормативных индикаторов и взвешенности весов по факторам.

Методики факторного анализа и экспертных оценок позволяют объединять регионы в группы со сходными условиями инвестиционной деятельности (ранжировать регионы) в результате чего составляется рейтинг. Каждому региону присваивается ранг, соответствующий его месту в общем ряду. Более предпочтительному объекту присваивается 1-й ранг.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сказать, что решение об осуществлении инвестиционной деятельность в любом регионе принимается инвестором, исходя из присвоенного региону рейтинга инвестиционной привлекательности.

Методы оценки инвестиционных рисков.

Методы инвестиционных рисков делятся на статистический анализ, факторный анализ, метод экспертных оценок, экономико-математическое моделирование.

В статистическом анализе величина (или уровень) риска измеряется двумя критериями: средним ожидаемым значением (дисперсией) и изменчивостью (вариацией) возможного результата. Дисперсия при этом измеряет возможный средний результат, вариация показывает меру или степень отклонения ожидаемого среднего значения от фактической средней величины. Дисперсия при оценке финансового риска предприятия представляет собой средневзвешенную величину из квадратов отклонений действительных финансовых результатов рискованных вложений от средних ожидаемых.

Широко используются и другие аналитические методы оценки финансового риска. Наиболее перспективным из них является факторный анализ финансовых рисков. Например, диверсифицированный инвестиционный риск оценивают по наличию перспектив развития объекта инвестиций, уровню конкуренции, числу заключенных договоров и полученных заказов и т.п., а не диверсифицированный — по ставке банковского процента по кредитам, инфляционным ожиданиям, общим тенденциям развития экономики страны. Рассчитываются коэффициенты деловой активности, финансовой устойчивости, определяется вероятность наступления банкротства.

В последнее время активно используется метод экспертных оценок. Составляются различные сравнительные характеристики уровня риска, определяются рейтинги, готовятся аналитические экспертные обзоры.

Одним из методов оценки рисков является экономико-математическое моделирование. Главное при этом сделать правильный выбор модели исходя из конкретной ситуации. При экономико-математическом моделировании выбор критериев (целевой функции) и факторов (системы ограничений) связан со стратегической целью эмитента или инвестора, осуществляющего моделирование. Важное значение имеет место отрасли, к которой принадлежит эмитент, на рынке ценных бумаг.

Весьма перспективным является метод социально-экономического эксперимента, предполагающий проведение отдельных экспериментов по типичным финансовым ситуациям. К недостаткам метода можно отнести не типичность многих финансовых ситуаций, что затрудняет распространение выводов, полученных в результате отдельных экспериментов, на многие конкретные случаи финансовой жизни предприятия.

Систематический риск достаточно точно прогнозируется фундаментальными методами изучения рыночной конъюнктуры. Анализ конъюнктуры предполагает отслеживание, как текущего состояния рынка, так и прогноз его развития. Наблюдение, оценка и выявление тенденций развития рынка объединены понятием «мониторинг». Фундаментальные методы используются при долгосрочном прогнозировании и базируются на анализе совокупности макроэкономических показателей. Они разрабатываются и используются службами конъюнктурного предвидения, создаваемыми при исследовательских институтах и университетах, товарных и фондовых биржах.

Исходя и вышенаписанного, можно сказать, что методика оценки инвестиционной безопасности заключается их многих методик. Стоит отметить то, что рейтинговое агентство «Эксперт-РА» использует методику, которая заключается в исследовании инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, соблюдая все вышеперечисленные методы.

Таким образом, рассмотрев трактовки инвестиционной безопасности региона, следует сказать, что инвестиции занимают важное место в структуре экономической безопасности субъекта. Из определения инвестиционной безопасности региона, следует, что приток инвестиций положительно влияет на экономическую безопасность региона, способствует развитию инфраструктуры внутри субъекта, а также повышает региональную конкурентоспособность.

При поступлении инвестиций в край могут возникнуть проблемы с распределением их в нужное русло, а именно из-за дефицита регионального бюджета, неразвитости банковской системы, отсутствия объективного банка данных по хозяйственным объектам на территории региона и так далее. Решением проблемы с инвестированием в регион возможно добиться благодаря общему росту объемов инвестирования в экономику региона, совместному и одновременному усилению инвестиционной привлекательности субъекта.

Глава 2. Анализ инвестиционной безопасности Пермского края

2.1 Экономическая характеристика Пермского края

Пермский край — один из экономически развитых регионов России. В 2006 году объём валового регионального продукта составил 436,203 млрд рублей. В 2013 году средняя заработная плата составила 20 700 рублей.

Основа экономики края — высокоразвитый промышленный комплекс. Ключевые отрасли промышленности: нефтяная, химическая и нефтехимическая, чёрная и цветная металлургия, машиностроение , лесопромышленный комплекс.

Нефтеперерабатывающий завод «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» (ПНОС) в Перми

В Пермском крае ежегодно добывается около 10 млн тонн нефти. Ведущая добывающая компания — ООО «Лукойл — Пермь». Добыча нефти сконцентрирована на юге (Куединский , Кунгурский, Ординский,

Осинский, Частинский, Частинский, муниципальные районы) и севере края (Красновишерский, Соликамский и Усольский муниципальные районы).

2.2 Анализ инвестиционной привлекательности Пермского края

Пермский край входит в состав Приволжского Федерального округа и Уральского экономического района. Располагается к западу от Уральских гор. Граничит на севере с Республикой Коми, на западе с Кировской областью и Удмуртией, на юге — с Башкортостаном, на востоке — со Свердловской областью. В Пермский край входит 42 муниципальных района, 5 городов, 1 закрытое административно-территориальное образование, Административный центр — город Пермь. Население Пермского края по данным Пермьстата на 2015 год — 2637 тыс. человек (75,5 % населения городские).

Пермский край богат природными ресурсами и мощным промышленным потенциалом. Энергоресурсы главной реки региона Камы с притоками Чусовая, Косьва, Вишера сочетаются с каменным углём Кизеловского бассейна, нефтью и газом. В крае 205 месторождений нефти и газа, из них разрабатываются 89 нефтяных месторождений, 3 газовых и 18 нефтяных. Кроме того, имеются 8 месторождений россыпных алмазов, 17 месторождений и отдельных россыпей золотоносных руд, поделочные камни (селенит), золото и платина, хромовые руды, металлургическое и цементное сырьё, карбонатное сырьё. На севере региона находятся крупнейшие в Европе залежи калийных солей, а также единственное эксплуатируемое в России месторождение хромитов — Главное Сарановское месторождение.

Как говорилось выше, край славится промышленными потенциалом и природными ресурсами, благодаря этому в Пермский край поступает значительное количество инвестиций из различных источников.

Согласно диаграмме видно, что значительная часть инвестиций приходится на обрабатывающее производство (38% от общей суммы инвестиций), далее на транспорт и связь (21%) и добычу полезных ископаемых (11%).

В гостиницы и отели, рыболовство и рыбоводство инвестиции не поступает, это с тем, что рыболовство и гостиничный сервис в Пермском крае не достаточно развито и не создается перспективы в развитии данных видах деятельности. Также на здравоохранение, сельское хозяйство, образование, финансовую деятельность, недвижимость и государственное управление приходится всего 2% от общего числа инвестиций.

Следует отметить тот факт, что круговая диаграмма подтверждает то, что Пермский край является промышленно развитым регионом Российской Федерации.

В структуре поступления инвестиций в основной капитал в Пермском крае прослеживается, что с каждым годом инвестиции, как и ВРП, возрастают (таб. 1).

Возрастание инвестиций напрямую зависит от роста валового регионального продукта. Зависимость определяется тем, что при возрастании ВРП возрастает прибыль, значит, крупные инвестиции фиксируются из предпринимательской прибыли. А, если объем продукта низкий, следовательно, низкое производство, из-за того, что оборудование простаивает и, нет, существенного стимула покупать, новое оборудование.

Таблица 1

Показатели Пермского края: инвестиции в основной капитал и ВРП

2000 2005 2009 2014
ВРП, млрд руб. 124,20 327,30 539,80 967,90
Инвестиции в Осн. К, млрд руб. 45,5 103,8 120,3 171,4

Динамика инвестиций в Пермском крае положительная, так как темп прироста объема инвестиций составил 65,13 % (с 2005 по 2014 гг.).

Валовой региональный продукт также увеличился на 640,6 млрд. рублей.

Далее представлена Структура инвестиций по видам экономической деятельности Пермского края (табл. 2).

Таблица 2. Структура инвестиций по видам экономической деятельности Пермского края

Вид экономической деятельности 2005 2009 2011 2014
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности, всего, млн руб. 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,6% 2,8% 1,7% 1,4%
Рыболовство, рыбоводство 0,0% 0,0% 0,0%
Добыча полезных ископаемых 10,8% 12,0% 16,2% 29,5%
Обрабатывающие производства 38,2% 30,7% 30,3% 34,7%
1,7% 0,9% 1,6% 2,5%
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,6% 10,0% 9,7% 8,5%
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных 1,9% 1,0% 1,8% 1,4%
Гостиницы и рестораны 0,3% 0,0% 0,1% 0,1%
Транспорт и связь 21,1% 26,4% 16,3% 8,2%
Финансовая деятельность 1,4% 1,2% 3,0% 1,4%
Операции с недвижимостью 4,9% 6,9% 9,3% 7,7%
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 1,8% 1,5% 1,9% 0,8%
Образование 1,8% 1,4% 1,2% 1,3%
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,4% 2,8% 3,8% 1,4%
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,7% 2,3% 3,0% 1,1%

Из вышесказанного, инвестиции в обрабатывающее производство в Пермском крае ставится на приоритетное место, нежели другие отрасли, но исходя из таблицы, доля за исследуемые периоды уменьшается (с 38,2% в 2005 году до 30, 3% — в 2011 году), а после увеличивается на 4,4% в 2014 году. В этот же период доля инвестиций в добычу полезных ископаемых увеличивается к 2014 году в три раза ( с 10,8% до 29,5%), что сказывается негативно на долю обрабатывающего производства, так как Пермский край — промышленно развитый регион.

За четыре анализируемых года доля инвестиций, приходящихся на развитие транспорта и связи, существенно сократилась практически в 3 раза, что свидетельствует об ухудшении развития транспортной инфраструктуры и связи. Также существенное ухудшение прослеживается в снижении доли инвестиций в основной капитал сельского хозяйства ( с 2,6 % — в 2005 году до 1,4% в 2014 году).

Сельское хозяйство за последние года значительно ухудшилось, это прослеживается как в структуре, так и на диаграмме. Сильно сокращение доли инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в будущем может сказаться на перспективах развития отрасли экономики, особенно в современных условиях продовольственного импортозамещения, из-за санкций со стороны зарубежных стран.

Неблагоприятная ситуация складывается с долей инвестиций в основной капитал вложенных в образование. Из года в год доля инвестиций образования находится на низком уровне, это свидетельствует о том, что региональное правительство края не заинтересовано в подъеме выпуска из Высших учебных заведений высококвалифицированных рабочих. Тем самым после окончания среднего образования абитуриенты уезжают в другие регионы, где образование находится на высоком уровне. Рыболовство и рыбоводство в крае совершенно не развито, из-за неблагоприятных вод, которые проходят через Пермский край. Остальные отрасли экономики незначительно варьируются по доли инвестиций в ту или иную экономическую деятельность.

За 4 анализируемых периода наибольший удельный вес в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования — собственные средства, они остаются практически стабильными на протяжении 10 лет (63,7% -2005, 67% — 2014 год).

Данную ситуацию можно расценить двумя вариантами, а именно, что собственные средства имеют высокую степень прибыльности, а с другой стороны, что в крае происходит недоиспользование дополнительных возможностей.

Привлеченные средства из года в год варьируются на незначительном уровне, с 2005 по 2014 года показатель сократился на 3,3%. Но стоит отметить резкое сокращение практически в 3 раза банковского сектора. Снижение доли кредитов банка в 2009 году связано с ростом ставок по кредитам, а также из-за резкого скачка ставки рефинансирования ЦБ РФ (на 3 февраля 2008 года ставка рефинансирования составила -10% , на 23 апреля 2009 года — 13% ).

Удельный вес бюджетных средств сократился в три раза, сокращение прошло и в доле средств федерального бюджета: с 5,9% до 3,3% в 2014 году, отрицательная динамика говорит о том, что региональные власти неэффективно исполняют свою работу по привлечению средств федерального бюджета. Аналогично снижается бюджеты субъектов, в то время как доля средств местных бюджетов остается стабильной (+/- 0,5%).

Таким образом, рассмотрев структуру инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности Пермского края, прослеживается зависимость того, что с 2005 года особое внимание уделяется обрабатывающему производству и добыче полезных ископаемых, так как Пермский край в первую очередь промышленно развитый регион. Но были выявлены и слабые стороны края, например, образование. Согласно анализу, были выявлены негативная тенденция — сокращение доли инвестиций в основной капитал из средств федерального бюджета.

2.3 Анализ инвестиционных рисков Пермского края

В каждом регионе существуют как инвестиционный потенциал, так и инвестиционные риски. Зачастую для вложения инвестиций в какой-либо вид деятельности, инвесторы исследуют структуру инвестиционных вложений в основной капитал в регионе. Для сравнения, какие же инвестиционные риски присутствуют в Пермском крае, возьмем Самарскую область, так как оба региона входят в состав Приволжского Федерального округа.

В Самарской области присутствуют природные ресурсы, которые представлены полезными ископаемыми (нефтью, газом и горючими сланцами, а также строительным сырьём: пески, известняк, доломит, мел, глина, сера, опока) и гидроресурсами. Самые богатые месторождения нефти: Мухановское, Дмитриевское и Кулешовское. Область является промышленным регионом, как Пермский край.

Сравним несколько показателей, которые характеризуют Пермский край и Самарскую область (табл.4).

Таблица 4. Показатели Пермского края и Самарской области на 2014 год

Регион показатель Пермский край Самарская область
ВРП, млн. руб. 893 410
Количество аэропортов 1 2
Количество вокзалов 8 7
Количество музеев 61 66
Количество банков 69 91
Количество ВУЗов 31 74
Освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры 47 11
Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, место 53 19
Индекс образования и здоровья населения, место 68 11
Развитые промышленные отрасли 5 2
Крупнейшие промышленные предприятия 16 15
Число предприятий и организаций 77 496 107 110
Экспорт региона в страны дальнего зарубежья и СНГ, тыс. долл. США 7 642 871,1 10 071 000
Товарооборот розничной торговли, млрд. руб. 487,4 622,9

При сравнении двух регионов, следует заметить, что в Самарской области в 2014 году Валовой региональный продукт составил 1 048 546 млн. рулей, что на 15% больше, чем в Пермском крае, но при этом Пермский край и Самарская область являются промышленными регионами с развитой промышленностью.

Количество Высших учебных заведений в Самарском регионе значительно превышает Пермский край (на 43 ВУЗа больше).

Данный факт оправдан тем, что в Самаре высокий образовательный потенциал населения и является важным фактором, определяющим конкурентоспособность региона. По индексу образования (составной части индекса развития человеческого потенциала) — Самарская область занимает 11 место в России, а Пермский край — 68 место. Согласно позициям РИА рейтинга регионов РФ по качеству жизни в 2014 году Пермский край занимает низкую позицию, нежели Самарская область.

Также в Самарской области развит банковский сектор. В регионах России провели исследование аналитического центра «Эксперт-Урал», где выявили, что Самарская область (в ПФО) является регионом с полнокровной, динамичной, конкурентной банковской средой, характеризующейся наличием большого числа независимых местных банковских брендов. В области, где активы региональной банковской системы превышают 100 млрд. рублей (Самарская область — 375, 6 млрд, Пермский край — 202,8 млрд. рублей) , количество местных банков — свыше 10 ( в Самарской области — 22 банка на 2014 год, в Пермском крае — 8).

Пермский и Самарский регионы наиболее активно развивают банки, так как являются крупными городами, где, как правило, в приоритете промышленность, транспорт и торговля, ведь в них выше и доходы и сбережения населения. При примерно одинаковых зарплатах в Самарской и Пермской областях (32,5 тыс. рублей), в Самаре значительно выше уровень всех банковских услуг, в том числе из-за того, что в Самарской области 59% населения проживает в городах численностью свыше 300 тыс. человек, а в Пермском крае — только 37%.

Пермский край обгоняет Самарскую область по развитым промышленным отраслям. В Пермском крае ведущие отрасли — Машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая, химическая, нефтегазоперерабатывающая и энергетическая промышленности. Пермь занимает первое место на Урале по объему промышленного производства. В городе производится более 35% выпуска промышленной продукции края.

Самарская область — машиностроительная и химическая отрасли. Стоит отметить, что в Самаре по многим позициям, включая химический комплекс и машиностроение, промышленный комплекс региона надежно удерживает лидирующие позиции в стране. Первое место — по производству легковых автомобилей, подшипников качения, синтетического аммиака, линолеума, второе место — производство синтетических каучуков, третье место- первичная переработка нефти.

Число предприятий и организаций в регионах отличается на 38,2% друг от друга. Это сказано тем, что правительство Самарской области создают и реализуют программы в поддержку малого и среднего бизнеса (предпринимательства).

В целях программ обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в регионе создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области, принят соответствующий региональный закон, открыта общественная приемная федерального омбудсмена по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации. В Пермском крае региональное правительство не в состоянии поддерживать малое и среднее предпринимательство региона.

Экспорт Пермского края в страны дальнего зарубежья и СНГ на 3 млрд долл. сша меньше, чем экспорт Самарской области. Пермский края сотрудничает с 136 странами, основными торговыми партнерами являются страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте составила 95,2%, в том числе в экспорте — 95,4%. Крупнейшими торговыми партнерами в экспорте являются: Нидерланды (23,8%), Китай (9,9%), Бразилия (9,2%), Бельгия (9,1%), Индия (5,1%), Соединенные Штаты (3,7%), Финляндия (3,4%), Польша (3,1%), Франция (2,7%), Турция (2,4%), Индонезия (2,0%), Украина (1,6%), Малайзия (1,4%), Германия (1,3%), Колумбия (1,1%), Вьетнам (1,0%), Венгрия (1,0%), Узбекистан (0,9%), Соединенное Королевство (0,9%), Иран, Исламская Республика (0,8%), Азербайджан (0,8%).

Торговыми партнерами Самарской области — 125 стран. Основными торговыми партнерами являлись страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте составила 84,3%, в том числе в экспорте — 80,3 %. Крупнейшие партнеры Самарского региона при экспорте являются: Латвия (26,4%); Украина (15,4%); Китай (6,8%); Турция (5,8%); Монголия (5,3%); Испания (4,8%); Нидерланды (4,1%); Италия (3,4%); Мальта (3,2%); Бельгия (2,7%); Узбекистан (2,0%); Финляндия (1,6%); Соединенные Штаты (1,5%); Хорватия (1,2%); Индия (1,2%).

При том, что Пермский край сотрудничает с большим количеством стран, Самарская область экспортирует собственное производство в больших количествах.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав два региона ПФО, выяснилось, что Пермский край имеет высокий инвестиционный риск, так как правительство региона неравномерно распределяет расходы бюджета. Администрация региона вкладывает большую часть в промышленное производство, тем самым ухудшая ситуацию в других отраслях края. Для улучшения региона и высокого уровня качества жизни населения в крае, необходимо разрабатывать определенные программы в отстающих отраслях края, проявлять заинтересованность со стороны администрации региона.

Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности Пермского края

Пермский край, как любой субъект РФ, нуждается в привлеченных инвестициях для повышения инвестиционной привлекательности региона. Поэтому Министерства регионов разрабатываю, внедряют и реализуют программы, направленные на улучшение региона. Но не все программы, создаваемые правительством, повышают конкурентоспособность региона и выводят его на высокий уровень.

Пермский край славится привлекательностью в сфере промышленности, но образованием, предпринимательством и культурой нет. Поэтому рассмотрим программы, которые направленны на повышение инвестиционной привлекательности Пермского края за 2014 год (табл. 5).

Таблица 5. Программы Пермского края за 2014 год

Министерство Пермского края Название программы Итоги реализации программы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Государственная программа Пермского края «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае» за 2014 год 1. Произведено валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий — 45,8 млрд. рублей, 2. Индекс физического объема в сельскохозяйственных организациях -101,5 %. 3. Производительность труда в сельском хозяйстве составила 985,4 тыс. руб./чел. 4. Среднемесячная заработная плата сложилась на уровне 15,5 тыс. руб. 5. На развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий предусмотрен объем бюджетных ассигнований в сумме 3410,0 млн. рублей.
Министерство образования Пермского края Государственная программа Пермского края «Развитие образования и науки» за 2014 год 1. Среднемесячная заработная плата педагогических работников дошкольного образования выросла с 25,6 тыс. до 26,6 тыс. рублей; педагогических работников общего образования выросла с 31,5 тыс. до 32,6 тыс. рублей; педагогических работников дополнительного образования детей выросла с 25,3 тыс. до 26,8 тыс. рублей. 2. На отчетный год заключено 1503 государственных контракта и соглашения на сумму 21 345 010,24 тыс. рублей — 99,82 % от объема годовых бюджетных назначений. 3. Осуществляется поэтапный переход на новые образовательные стандарты (MIP).

Министерство культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края Государственная программа Пермского края «Культура Пермского края» за 2014 год 1. Количество культурно-досуговых формирований в Пермском крае составляет 6179 единиц. Плановый показатель не достигнут на 0,5%, что является допустимой нормой (5%).

2. Количество пользователей библиотек Пермского края — 957 331 чел., показатель не достигнут. 3. Доля выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования сферы культуры и искусства, работающих по специальности в учреждениях культуры и образования Пермского края, составляет 42,3%. Целевой показатель не достигнут.

Министерство информационного развития и связи Пермского края Государственная программа Пермского края «Развитие информационного общества в Пермском крае» за 2014 год 1. Разработана программа развития ИТ-отрасли, регулярно проводились встречи с представителями ИТ-организаций на базе Министерства, был совместно проведен Конкурс «Открытый регион. Хакатон» по разработке приложений и сервисов на основе открытых данных Пермского края; 2. В рамках реализации задачи «Обеспечение государственной поддержки НИОКР и инновационной деятельности предприятий кластера» три малых инновационных предприятия в сфере ИТ вошли в программу поддержки Фонда Бортника «СТАРТ». 3. Обеспечен перевод в электронный вид на максимально возможный этап 1082 государственных и муниципальных услуг. 4.Обеспечена поддержка и развитие системы межведомственного электронного взаимодействия. 5. Обеспеченны универсальными услугами связи, широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также поддержки функционирования таксофонов населенные пункты Пермского края с населением не менее 500 человек.
Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года». Государственная программа Пермского края «Экономическое развитие и инновационная экономика». 1. Обеспечение сопровождения проекта «Развитие Пермского инновационного территориального кластера волоконно-оптических технологий «Фотоника», привлечение в данных кластер инвесторов. 2. Проведены в Перми инвестиционные выставки и экономические форумы. 3. Развитие Фондов для поддержки инновационной деятельности. Получение грантов по НИОКР на безвозмездной основе.

Перспективы экономического развития Пермского края напрямую зависят от инвестиций, поступающих в основной капитал, однако их объем на этапе экономического роста увеличивается медленно. С 2012 года внедрена стандартизация деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. В результате Пермскому краю удалось перейти к систематизированным действиям, определить приоритеты, перенацелить работу инвесторами от точечной поддержки к созданию комплексных условий, минимизирующие риски инвесторов. Ранее было создано Агентство по инвестициям и внешнеэкономическим связям Пермского края, где началась разработка механизмов по сопровождению инвестиционных проектов.

Проанализировав программу, которую реализует Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года» можно сказать, что в большей степени направлена на формирование благоприятного инвестиционного климата, привлечение российских и иностранных инвестиций, способствующих ускоренному обновлению и модернизации экономики города. Высокая инвестиционная привлекательность является основным фактором повышения конкурентоспособности города, обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста.

Целью инвестиционной стратегии города является привлечение инвестиций и улучшение инвестиционного климата в городе. Инвестиции, которые привлекаются в экономику города, должны быть направлены на достижение ориентиров долгосрочного социально-экономического развития города Перми, повышение качества жизни населения.

В основу задач данной программы легли следующие пункты:

1. Создание условий для модернизации и развития предприятий на территории города Перми;

2. Формирование благоприятной инвестиционной среды;

3. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

4. Развитие потребительского рынка.

На сегодняшний день, в Пермском крае успешно реализуется инновационный территориальный кластер волоконно-оптический технологий «Фотоника», который сотрудничает с промышленными заводами Пермского края (ПНППК, Протон-ПМ и другие).

Помимо «Фотоники», на территории Пермского края реализуется инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный»», формируются Фонды, такие как Венчурный Фонд, также в Пермском крае существует центр поддержки предпринимательства, Корпорация развития Пермского края и многие другие. Но для более эффективной работы и продвижения данных структур в предпринимательской деятельности не хватает дополнительного финансирования и заинтересованности, опять же, со стороны администрации.

По программе «Культура Пермского края» показатели, которые планировались в предыдущем году, не смогли оправдать себя. Количество культурно-досуговых формирований в регионе составляет 6179 единиц, это на 5% меньше, чем в прошлом году. Уменьшение связано с тем, что в сети учреждений культурно-досугового типа в крае происходит оптимизация и реорганизация. Количество пользователей, которые посещают библиотеки в Пермском крае также сократился в связи с сокращением библиотек в регионе на 1,7% (на 10 библиотек), а также с переводом библиотечных работников на неполный режим работы, особенно в сельских поселениях. В 2014 году 27% муниципальных библиотек работают по сокращенному режиму.

Таким образом, Пермскому краю необходимо реализовать комплекс мероприятий для повышения развития инвестиционной привлекательности:

1) реализовать программы по инвестированию начинающих малых предприятий в разных сферах, а также уделять больше внимания инвестиционным проектам, которые реализуются в крае с привлечением инвестиций;

2) проявлять личную заинтересованность администрации края в привлечении инвестиций как Федеральных, так и иностранных;

3) внедрять инфраструктурные элементы хозяйственной и научной деятельности, то есть увеличивать площадки для технопарков, создавать бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и так далее;

4) сделать упор на природно-ресурсный потенциал как основное преимущество Пермского края, а именно организовывать новые точки по добыче нефти и газа, организовывать сотрудничество с крупными нефтепромышленными компаниями.

5) реализовать программу, которая будет популяризировать развитие туризма в Пермский крае.

6) развивать инфраструктуру региона, а именно транспортную, культурную.

Исходя из вышесказанного, для повышения инвестиционной привлекательности Пермского края важно выбрать наиболее уместные и одновременно привлекательные для инвестора факторы региональной инвестиционной привлекательности.

Проанализировав инвестиционную безопасность Пермского края, а также сравнив ее с Самарской областью, были выявлено, что Пермский край развивается и привлекает инвестиции в большем размере исключительно в промышленное производство, тем самым ухудшая ситуацию в других отраслях края. Для того, чтобы край смог конкурировать со схожими по макроэкономическим показателям другими регионами, необходимо приток инвестиций в регион ранжировать по значимости и необходимости вложения в ту отрасль, которая нуждается в финансировании, а также реализовывать программы по поддержанию отстающей отрасли.

Также проанализировав инвестиционные риски региона, была выявлено, что регион имеет высокие инвестиционные риски, благодаря этому возникла негативная тенденция — сокращение доли инвестиций в основной капитал из средств федерального бюджета. Чтобы избежать данную проблему, власти региона должны эффективно исполнять свою работу по привлечению средств федерального бюджета.

Пермский край богат природно-ресурсным потенциалом, но для высокой конкуренции с другими регионами, одной развитой отрасли — мало. Поэтому был рассмотрен ряд программ, которые реализованы в Пермском крае, а также выдвинут комплекс мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности региона.

Заключение

В результате проделанной работы по инвестиционной безопасности Пермского края следует выделить ряд выводов.

Цель теоретического исследования являлось рассмотрение инвестиционной безопасности региона с точки зрения каждого ученого, экономиста, а также исследовать методы оценки инвестиционных рисков региона.

Рассмотрев трактовки инвестиционной безопасности региона, следует сказать, что инвестиции занимают важное место в структуре экономической безопасности субъекта. Из определения инвестиционной безопасности региона, следует, что приток инвестиций положительно влияет на экономическую безопасность региона, способствует развитию инфраструктуры внутри субъекта, а также повышает региональную конкурентоспособность.

При поступлении инвестиций в край могут возникнуть проблемы с распределением их в нужное русло, а именно из-за дефицита регионального бюджета, неразвитости банковской системы, отсутствия объективного банка данных по хозяйственным объектам на территории региона и так далее. Решением проблемы с инвестированием в регион возможно добиться благодаря общему росту объемов инвестирования в экономику региона, совместному и одновременному усилению инвестиционной привлекательности субъекта.

Для оценки инвестиционной безопасности региона были рассмотрены: методы инвестиционного потенциала и методы инвестиционного риска. При анализе методов, а также известного экспертного рейтингового агентства «Эксперт-РА», сделали вывод, что для более четкой оценки инвестиционной безопасности региона следует рассматривать все подпункты методов инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

При анализируемом периоде, рассмотрение структуры инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности Пермского края, были сделаны выводы, что с 2005 года особое внимание уделяется обрабатывающему производству и добыче полезных ископаемых, так как Пермский край в первую очередь промышленно развитый регион. Но были выявлены и слабые стороны края, например, образование. Рассмотрев данные по поступлению инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, было отмечено, что удельный вес бюджетных средств сократился в три раза, сокращение прошло и в доле средств федерального бюджета: с 5,9% до 3,3% в 2014 году. Аналогично снижается бюджеты субъектов, в то время как доля средств местных бюджетов остается стабильной. Согласно анализу, были выявлены негативная тенденция — сокращение доли инвестиций в основной капитал из средств федерального бюджета.

Определить слабые стороны Пермского края удалось с помощью сравнения региона с Самарской областью, где подтвердился тот факт, что Пермский край имеет высокий инвестиционный риск, из-за нерационального распределения расходов бюджета. Администрация региона вкладывает большую часть в промышленное производство, тем самым ухудшая ситуацию в других отраслях края. Для улучшения региона и высокого уровня качества жизни населения в крае, необходимо разрабатывать определенные программы в отстающих отраслях края, проявлять заинтересованность со стороны администрации региона.

Исследуемому региону, Пермскому краю, необходимо повышать инвестиционную привлекательность региона, для увеличения и стабильности экономики, конкурентоспособности и развития края. Проанализировав программы Пермского края, сделаны следующие выводы. Во-первых, благодаря, «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года», на сегодняшний день, в Пермском крае успешно реализуется инновационный территориальный кластер волоконно-оптический технологий «Фотоника», который сотрудничает с промышленными заводами Пермского края (ПНППК, Протон-ПМ и другие).

Помимо «Фотоники», на территории Пермского края реализуется инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный»», формируются Фонды, такие как Венчурный Фонд, также в Пермском крае существует центр поддержки предпринимательства, Корпорация развития Пермского края и многие другие. Но для более эффективной работы и продвижения данных структур в предпринимательской деятельности не хватает дополнительного финансирования и заинтересованности, опять же, со стороны администрации. Была рассмотрена еще одна программа, которая направленна на улучшение культурной инфраструктуры региона, согласно итогам реализации программы, выяснилось, что количество библиотек в крае значительно сократилось, а также количество культурно-досуговых формирований в регионе составляет 6179 единиц, это на 5% меньше, чем в прошлом году.

Рассмотрев реализуемые программы региона, был выдвинут комплекс мероприятий для повышения развития инвестиционной привлекательности, например, внедрение инфраструктурных элементов хозяйственной и научно деятельности (увеличивать площадки для технопарков, создавать бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и так далее).

Таким образом, инвестиционная безопасность Пермского края — проблема, которая касается не только на экономическую безопасность региона, но и на самих жителей. Чтобы регион процветал, развивался, а также имел устойчивый экономический рост, необходимо рационально распределять финансовые вложения в основной капитал Пермского края, а также внедрять комплекс мероприятий направленный на инвестиционную привлекательность региона.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/investitsionnaya-bezopasnost-regiona/

Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ;

4. ФЗ «О безопасности РФ» от 28.12.2010 N 390-ФЗ

5. «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования города Перми до 2030 года» от 22.04.2014 № 85 .

6. Государственная программа Пермского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 03. 10. 2013 года № 1325-П.

7. Государственная программа Пермского края «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае» от 3 октября 2013 года N 1320-п.

8. Государственная программа Пермского края «Развитие образования и науки» от 03.10.2013 N 1319-п.

9. Государственная программа Пермского края «Культура Пермского края» от 03 октября 2013 года № 1317-П.

10. Государственная программа Пермского края «Развитие информационного общества в Пермском крае» от 25.09.2013 N 1270-п.

Монографии, учебники и научные статьи.

1. Асаул А.Н. Посяда Н.И. «Инвестиционная привлекательность региона» СПб.СПбГАСУ. -2008. — 120с.

2. Бабаев К.Н. — Экономическая безопасность региона, — М.: Маркетинг, 2010 год. — 72с.

3. Востренцов А.И. «Оценка влияния процессов межрегионального перелива инвестиционного потенциала на инвестиционную безопасность региона», — М: Экономика, 2014 год. — 25 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М., 2007. Т. 1. С. 105.

5. Зенченко С.В. Шемёткина М.А. «Инвестиционный потенциал региона», Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2007. № 6. 13.2007.

6. Игошин Н.В. «Инвестиции. Организация управления и финансирования» Учеб. Для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. − 542 с.

7. Игошин, Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование : учебник / Н.В. Игошин .- 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012

8. Кейнс Дж. М.

  • «Общая теория занятости, процента и денег»: документальная проза. Palgrave Macmillan. Выпуск: 1936

9. Кузнецов Б.Т. “Инвестиции”, М.: Юнити- Дана, 2010-624с.

10. Литвинов Д.А. Бузин Р.В. «Теоретические основы инвестиционной безопасности национальной экономики», пособие. М: Инвестиции, 2011 год, 46 с.

11. Нарышкин С.Е. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 2010. № 5.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык . — 1990. — С. 47

13. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс. М.: Дело, 2005.

14. Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. — М. ИСПИ РАН. — 1996. — С. 16.

15. Тхакушинов Э.К. «Формирование системных оценок инвестиционных рисков в регионе» // Вестник ЮРГТУ №4 — 2010.

16. Яндиев, М. «Черные дыры» российской глубинки / М. Яндиев // Экономика и жизнь. — № 41. 2002 год — С. 3