Взаимосвязь инвестиционного климата и инновационной деятельности

В современной экономической политике большинства государств весомое значение придается привлечению иностранных инвестиций, которые способствуют преодолению дефицита собственных финансовых ресурсов для решения широкого спектра задач экономического развития. Инвестиции все больше становятся показателем экономического развития стран и их отдельных регионов. Современная инвестиционная политика и ее экономико-правовое обеспечение все более ориентируются на достижение таких характеристик инвестиционной деятельности, как рациональность, сбалансированность, системная обусловленность, гармонизация и унификация правовых принципов и институтов. Эти свойства проявляются в динамике как мирового инвестиционного рынка в целом, так и отдельных инвестиционных пространств — территорий государств и их регионов.

Внимание экономического сообщества всегда приковано к исследованию проблем инвестирования. На мировом рынке происходит жесточайшая конкурентная борьба за привлечение инвестиций в разного рода деятельность, в инновации в том числе, а обеспечение их качественного и достаточного притока является одной из приоритетных задач любого государства.

Создание благоприятного инвестиционного климата является одним из важнейших условий для привлечения инвестиций и дальнейшего экономического роста

Весьма остро стоит проблема привлечения инвестиций в отечественную экономику в целом и в инновационную деятельность в частности. Преодоление негативных направлений в развитии инвестиционной сферы невозможно без исследования конкретных условий формирования инвестиционной привлекательности страны, которая складывается под воздействием множества объективных и субъективных факторов.

Предметом исследования является оценка инвестиционного климата в России, как шага на пути серьезного улучшения состояния инновационной деятельности в стране и увеличения субъектов экономической деятельности, занятых в этой сфере.

Задачами данной курсовой работы являются создание мер поддержки инвестиционной активности и рассмотрение способов привлечения инвестиций в инновационную деятельность.

Глава 1. Экономическая сущность инвестиционного климата и инновационной деятельности

.1 Понятие и оценка инвестиционного климата

Инвестиционный климат — весьма сложное и разнообразное понятие. Под инвестиционным климатом обычно понимается обобщенная характеристика множества политических, социально-экономических, социальных, культурных, организационно-правовых и географических обстоятельств, принадлежащих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов вкладывать свои капиталы в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, предприятия).

11 стр., 5116 слов

Инвестиционная деятельность Республики Дагестан и её проблемы

... коммерческие структуры, государственные, международные экономические и ф инансовые организации. Движение капитала, его использование осуществляется в форме: прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия; портфельных инвестиций (в иностранные облигации, акции, ценные ...

Оценки инвестиционного климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, который будет содействовать активной деятельности инвесторов, поощрять их к вложению капитала. Неблагоприятный климат увеличивает риск для инвесторов, что приводит к утечке капитала и снижению инвестиционной активности.

Инвестиционный климат непосредственно связан с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика представляет собой множество мер организационного и экономического влияния органов управления на уровне страны, региона, города или предприятия, направленных на создание приемлемых условий для вложения инвестиций. В нашей стране в рамках реализации Послания и указов Президента разработаны «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, (утв. Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г.).

Этим документом разработаны меры по улучшению инвестиционного климата и привлечению капитала в России.

Составляющими инвестиционного климата региона являются два элемента:

  • инвестиционная привлекательность;
  • инвестиционная активность.

С методологической точки зрения необходимо четко разделять такие понятия как инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Сущность обеих понятий сводится к условиям, которые определяют потребность вложения капитала в объект инвестирования. К различиям следует отнести природу этих условий. Инвестиционный климат носит объективный характер, он один и тот же для всех групп инвесторов. В свою очередь, инвестиционная привлекательность — это оценка конкретным инвестором объекта инвестирования, то есть у различных групп инвесторов могут быть разные взгляды на инвестиционную привлекательность одного и то же объекта инвестирования. Таким образом, инвестиционная привлекательность формируется в объективной среде, которая и представляет собой инвестиционный климат, то есть является одной из его составляющих.

Сама же инвестиционная привлекательность состоит из инвестиционного потенциала и риска.

Потенциал включает в себя комплекс макроэкономических показателей, например, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др.

Инвестиционный риск — это вероятность потери инвестиций и дохода от них. Уровень инвестиционного риска страны или региона зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.

Второй составляющей инвестиционного климата является инвестиционная активность. Инвестиционную активность можно характеризовать как реальное развитие инвестиционной деятельности в виде инвестиций в основной капитал. Подобного взгляда придерживаются и другие ученые, которые также определяют инвестиционную активность как развитие и интенсивность инвестиционной деятельности, характеризующиеся объемом и темпами привлечения инвестиций в основной капитал региона. Некоторые ученые говорят о функциональной зависимости между инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью. Следует отметить, что данное утверждение не всегда является верным. Положительные инвестиционные решения не во всех случаях принимаются под воздействием высокой инвестиционной привлекательности той или иной территории. Другими причинами, побуждающими осуществлять инвестиции, могут служить, например, прямое указание государства, соображения стратегического характера (когда инвестиции осуществляются в расчете на будущее повышение привлекательности территории) или привязка инвестиций к определенным видам ресурсов, находящихся на конкретной территории (например, инвестиции в разработку полезных ископаемых требуется осуществлять на территории, где они присутствуют, даже если она не характеризуется высоким уровнем инвестиционной привлекательности).

27 стр., 13330 слов

Инвестиционный климат региона и его оценка

... дипломной работы - изучение понятия инвестиционного климата региона и его оценка на примере одного из регионов РФ на основе рассмотренных в работе ... инвестиционный климат всех регионов России. Другие формально общефедеральные компоненты инвестиционного климата «проецируются» на инвестиционную привлекательность российских регионов весьма неодинаково. Вторая группа факторов инвестиционного климата ...

Таким образом, корректнее говорить о тесной корреляционной связи между инвестиционной привлекательностью и активностью, а не об их прямой функциональной зависимости.

Можно говорить об инвестиционном климате в отрасли, регионе, стране, во всем мире. Основа для оценки инвестиционного климата — соотношение риска и прибыли. Инвестиционный климат может оцениваться с точки зрения разных категорий инвесторов — прямых, портфельных или кредиторов. При этом для всех этих основных категорий инвесторов существуют разные методики оценки инвестиционного климата. Количественная оценка (в баллах или по степеням) инвестиционного климата по той или иной методике называется инвестиционным рейтингом. Можно выделить следующие категории для рейтинговой оценки климата:

Корпоративный инвестиционный рейтинг (Определяет привлекательность компаний с точки зрения покупателей их ценных бумаг).

Отраслевой инвестиционный климат

Региональный инвестиционный климат

Страновой инвестиционный климат (инвестиционный климат в стране)

Понятие «инвестиционный климат» большинством экономистов трактуется одинаково, но когда речь заходит о конкретизации его структуры, методики оценки расходятся Можно выделить три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционного климата.

Первый подход — суженный. Он основывается на оценке совокупности макроэкономических показателей. К ним относятся:

  • динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции;
  • характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления;
  • состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности;
  • ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.

Второй подход — расширенный, многофакторный. Он основывается на оценке различного рода факторов, упомянутых выше, влияющих на инвестиционный климат. Отличительными особенностями приведенного многофакторного подхода являются: взаимосвязь категорий инвестиционного климата и инвестиционного риска, связь инвестиционного климата с инвестициями в реальный сектор экономики и в основной капитал, объективное состояние инвестиционного климата региона, его независимость от воли отдельных инвесторов, многоуровневый характер данного подхода.

При многофакторном подходе к оценке инвестиционного климата хозяйственных систем разного уровня сводным показателем выступает сумма множества средневзвешенных оценок по всем факторам:

= Q∑ (Xj* Pj),

где Q — суммарная взвешенная оценка инвестиционного климата страы, региона, отрасли; Xj -средняя балльная оценка j-гo фактора для страны, региона, отрасли; Pj — вес j-гo фактора. Хотя при этом подходе и учитывается достаточно большое количество объективных факторов, таких, например, как характеристика экономического потенциала; организационно-правовые факторы; общие условия хозяйствования; зрелость рыночной среды в регионе; политические факторы; социальные и социокультурные факторы; финансовые факторы, однако, сводный показатель оценки инвестиционного климата не может служить однозначным критерием привлекательности той или иной хозяйственной системы для вложения инвестиций. Он обычно дополняется информацией о развитости тех или иных факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние и динамику инвестиционного климата.

3 стр., 1063 слов

Оценка результатов деятельности отдела ПАО СК «Росгосстрах»

... практических аспектов, специфики оценки результатов деятельности отдела ПАО СК «Росгосстрах». В работе проанализированы, нормы развития — оценки результатов деятельности отдела ПАО СК «Росгосстрах», а также ... данной курсовой работы. Объект-предприятие ПАО СК «Росгосстрах». Предмет- оценка результатов деятельности отдела ПАО СК «Росгосстрах». Для достижения указанной цели можно выделить следующие ...

Третий подход — рисковый. Он базируется на оценке риска инвестиций. Инвестиционный потенциал оценивается на основе макроэкономической характеристики, включающей наличие на территории факторов производства, потребительский спрос, результаты хозяйственной деятельности, уровень развития науки и внедрения ее достижений, развитость ведущих инвестиционных институтов, обеспеченность комплексной инфраструктурой. Инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. На основе большой группы показателей оценивается рейтинг каждого региона в целом, а также по каждому составляющему блоку инвестиционного потенциала и по каждому риску. Можно также выделить три варианта концепции рискового подхода. В каждом из вариантов в качестве составляющих инвестиционного климата рассматривают два основных критерия: состояние инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков, уровень инвестиционных рисков и социально-экономического потенциала.

Первый вариант базируется на экспертной оценке. В его основе положена экспертная шкала, которая включает в себя оценку законодательных условий для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, устойчивость национальной валюты, политическая ситуация, уровень инфляции, возможность использования национального капитала. Первые исследования в этой области были проведены в 1969 году сотрудниками Гарвардской школы бизнеса.

Второй вариант основывается на первом и состоит в том, что экспертными группами ряда зарубежных экономических журналов проводится ежегодный комплексный рейтинг инвестиционной привлекательности. Он появился в конце 80-х годов XX века. В подходе используются особые методические приемы, учитывающие специфические условия и результаты инвестирования в страны с переходной экономикой. В качестве параметров оценки используются не только качественные, но и количественные показатели. Упрощенная методика сравнительных оценок учитывает такие факторы, как объем ВНП, его структура, обеспеченность природными ресурсами, близость страны к мировым экономическим центрам, масштабы институциональных преобразований, демократические традиции, состояние и перспективы проводимых реформ, качество трудовых ресурсов.

На сегодняшний день оценкой национальных экономик и разработкой кредитных рейтингов занимаются такие организации и команды ученых, как, например:

  • компания «Ernst & Young» — инвестиционная привлекательность стран мира;
  • журнал «Euromoney» — инвестиционный риск и надежность стран;
  • журнал «The Economist» — индекс инвестиционного риска стран;.

KEARNEY — индекс прямых инвестиций компаний;

  • Всемирный банк — индекс условий ведения бизнеса;
  • газета «Wall Street Journal» совместно с исследовательским центром «The Heritage Foundation» — индекс экономической свободы.

Что касается регионального уровня, то здесь можно выделить такие известные организации, как:

  • журнал «Foreign Direct Investition» — рейтинг инвестиционной привлекательности европейских регионов;
  • национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА» — рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России;
  • журнал РБК — лучшие города России по привлекательности для бизнеса;

журнал «Forbes» — 30 лучших российских городов для ведения бизнеса

Так, например, для оценки инвестиционного риска и надежности стран используются девять групп показателей: эффективность экономики; уровень политического риска; состояние задолженности; способность к обслуживанию долга; кредитоспособность; доступность банковского кредитования; доступность краткосрочного финансирования; доступность долгосрочного ссудного капитала; вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Значения этих показателей определяются экспертно- либо расчетно-аналитическим путем. Они измеряются по 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку.

Для третьего варианта характерно составление специальных финансовых и кредитных рейтингов стран (они включают инвестиционный, спекулятивный и аутсайдерские рейтинги), на основе которых производится оценка инвестиционного риска, финансово-экономической и политической надежности страны. Рейтинги используются преимущественно для принятия решений портфельными инвесторами, или для определения конкурентоспособности той или иной страны. Значения показателей определяются экспертным или расчетно-аналитическим путем, результаты оценки взвешиваются в соответствии с важностью того или иного показателя. Их разработкой занимаются известные экспертные агентства: Moody’s, Standard & Poor’s, IBCA и др.

К наиболее распространенным методам оценки инвестиционной привлекательности регионов относят:

  • кредитные рейтинги и комплексные исследования инвестиционного климата российских регионов;
  • ранжирование регионов по различным критериям и составление итогового ранга.

В рамках каждой методики оценка инвестиционной привлекательности проводится как по ограниченному набору и даже по одному показателю, так и, напротив, включает десятки и сотни критериев.

Рейтинг является важным показателем для инвесторов, большинство которых не в состоянии проводить самостоятельные детальные исследования, особенно внутри других стран, а ориентируются на оценки рейтинговых агентств. Поэтому повышение рейтинга всегда связано с притоком инвестиций, необходимых для экономического роста.

1.2 Понятие инновационной деятельности

инвестиционный климат инновационный политика

Словосочетание «инновационная деятельность» является сегодня наиболее часто употребляемым в научной среде. Интуитивно каждый понимает, о чем идет речь — о чем-то новом, научном, влияющем на нашу жизнь, настоящее и будущее человечества. Понятие инновация происходит от английского innovations — новшество, нововведение. В соответствии с переводом, исследователи употребляют эти термины как синонимы, однако, не каждое новшество является инновацией. Можно выделить 4 подхода к определению инновации:

  • Инновация рассматривается как результат творческого процесса научных исследований;
  • Инновация как процесс внедрения новшеств, т.е. инновация предполагает промышленное освоение новой идеи;
  • Инновации связывают с обязательным улучшением потребительских свойств продукта;
  • Инновация возможна в случае коммерциализации новшества.

К функциям инновации относятся:

  • воплощение результатов НТП;
  • расширение ассортимента товаров и услуг и их качества;
  • возможность вовлекать в производства новые производственные силы;
  • концентрация инноваций в той или иной сфере приводит в соответствие структуру производства со структурой внешней среды.

Исходя из вышеперечисленного, мы можем дать определение инновационной деятельности. Инновационная деятельность — это вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо как новый подход к социальным услугам. Субъектами инновационной деятельности являются:

  • физические и юридические лица, создающие инновацию;
  • организация инфраструктуры инновационной деятельности: технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны;
  • государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности;
  • общественные объединения, которые защищают потребителя и инноваторов (Росотребнадзор).

Для большего понимания структуры инновационной деятельности, произведена классификация инноваций. Они отличаются между собой по множеству параметров, поэтому необходима классификация по существенным критериям. Основными критериями инновации являются:

  • степень новизны;
  • степень диффузии;
  • характер практической деятельности;
  • сфера применения;
  • вид полученного эффекта;

технологические параметры инновации

Критерии инноваций

Основные типы инноваций

Степень новизны

Базисная (радикальная) Улучшающая (приростная)

Степень диффузии

В мировом масштабе В масштабе отдельной экономики В масштабе отдельной отрасли В масштабе региона В масштабе предприятия

Характер практической деятельности

Производственные Управленческие

Сфера применения

Для внутреннего потребления Для продажи

Технологические параметры

Продуктивные Процессные Маркетинговые Организационные

Вид полученного эффекта

Экономический Социальный Научно-технический Экологический

Инновации взаимодействуют с другими различными сферами человеческой деятельности с помощью инновационного процесса. Инновационный процесс представляет собой последовательную цепь событий от новой идеи, до её реализации в конкретном продукте, услуге или технологии. Компонентами инновационного процесса являются:

  • Новации — новые идеи, результат законченных исследований или иные научно-технические результаты.
  • Инновации — новации, внедрённые в производство.
  • Диффузия инноваций — процесс распространения инновации на рынке или среди его участников.

Диффузия инноваций рассматривается в двух аспектах:

Происходит распространение принципиально новых продуктов.

Происходит распространение «старой» продукции, т.е. её использование в новых местах.

Динамика инноваций характеризуется понятием инновационный лаг. Инновационный лаг — время, прошедшее от появления идеи, до внедрения инновации в производство. Средний лаг по инновационной промышленности составляет 5-7 лет. На инновационный лаг влияют:

Социально-экономические факторы

Незаинтересованность менеджмента

Отсутствие материальной или моральной мотивации персонала

Проведение испытаний

Отсутствие финансовых резервов

В современном мире время инновационного лага уменьшается. К факторам, которые влияют на его уменьшение можно отнести ускорение НТП, ужесточение конкуренции, государственная политика в области инноваций, человеческое любопытство и лень.

Инновационный потенциал региона рассчитывается следующим образом:

Число созданных передовых производственных технологий в расчете на 10 тыс. человек населения (ед.).

Показатель характеризует интенсивность инновационной деятельности в регионе.

Показатель рассчитывается по формуле:

= (А / В) х 10000,

где:

  • А — число созданных передовых производственных технологий за год (ед.);
  • В — среднегодовая численность постоянного населения региона (чел.).

Инновационная деятельность требует интеллектуальной деятельности, которая связана с высоким уровнем неопределенности и рисков, и, следовательно, нуждается в создании инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура — комплекс предприятий и организаций, обслуживающих и обеспечивающих эффективную организацию инновационной деятельности.

В состав инновационной инфраструктуры входят имущественная инфраструктура (технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, ТВЗ), финансовая инфраструктура (финансирование их государственного бюджета, венчурные фонды, венчурные фирмы, бизнес-ангелы) и информационная инфраструктура (Роспатент, законодательная база, информационные системы ARIST, CORDIS, EPIPOS).

1.3 Факторы, влияющие на формирование инвестиционного климата

Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат, подразделяются по возможности воздействия на них со стороны общества на:

  • объективные (природные ресурсы, географическое положение, сложившийся тип, уровень и структура хозяйства, научный потенциал, кадры и их профессионализация и др.);

субъективные (связанные с управлением деятельностью людей в числе которых региональная политика и реформирование экономики, предпринимательская активность населения и его отношение к реформам)

Можно выделить группы объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние инвестиционного климата:

  • Факторы, определяющие экономический потенциал региональной экономической системы (обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры);
  • Факторы, характеризующие общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объем незавершённого строительства, развитие строительной базы);
  • Факторы, свидетельствующие о зрелости рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, емкость местного рынка сбыта, экспортные возможности);
  • Политические факторы (степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и региональной власти);
  • Социальные и социокультурные факторы (уровень жизни населения, уровень преступности, распространенность алкоголизма и наркомании, величина реальной заработной платы);
  • Организационно-правовые факторы;
  • Финансовые факторы (доходы бюджета, обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения).

Классификация факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона

Классификационный признак

Факторы инвестиционной привлекательности

Внешние (глобальные, национальные), внутренние (региональные)

Составляющие инвестиционной привлекательности

Инвестиционный потенциал, инвестиционный риск

Направленность воздействия

Благоприятные, неблагоприятный

Длительность воздействия

Долговременные, среднесрочные, краткосрочные

Сфера формирования

Институциональные, экономические, социальные, политические, финансовые, организационно-правовые и т.д.

Способ выражения

Количественные, качественные

Зависимость от воздействия людей

Объективные, субъективные

Значимость

Существенные, несущественные

Оценка степени благоприятности инвестиционного климата в регионах России основывается на следующих задачах.

  • Научное обоснование методических положений, анализ инвестиционной привлекательности регионов РФ как одной из характеристик инвестиционного климата, складывающегося в различных субъектах РФ;
  • Исчисление на основе целостной методики количественных уровней интегральной текущей и прогнозной инвестиционной привлекательности регионов России;
  • данные характеристики отличаются от «региональных рейтингов инвестиционной привлекательности»;
  • Определение критерия обоснованности применяемой для вышеуказанных целей методики;
  • Комплексная количественная оценка инвестиционной активности в регионах РФ.

Необходимым условием для стабильного функционирования региона и развития экономики страны в целом является динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности. Структура и направленность инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономических систем. Создание и развитие в стране финансовых институтов и эффективного экономического механизма способствует созданию реальной заинтересованности физических и юридических лиц, вовлеченных в операции инвестиционного типа, и приводит в итоге к увеличению доходов и экономическому росту, выгодному сообществу в целом. На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти. На этом уровне, с помощью различного рода реальных контактов: юридических, экономических, культурных, происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата. Эти контакты могут связывать как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой.

4 Государственное регулирование инновационной деятельности

Высшая форма государственного регулирования инновационной деятельности — выработка и проведение инновационной политики.

Государственная инновационная политика — формирование экономических и правовых условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах стратегических национальных приоритетов. Инвестиционный климат выступает объектом воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной политики, а с другой — является ее результатом. Политика базируется на равноправно-частном партнёрстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государственного и частного сектора.

Основные направления инновационной политики:

разработка и совершенствование нормативно-правовой деятельности, механизмов её регулирования, защиты интеллектуальной собственности

создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности

развитие инфраструктуры инновационного бизнеса, включая формирование систему формирования системы бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов, венчурного инвестирования, информационного обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров

развитие малого инновационного предпринимательства путём государственной поддержки на начальном этапе деятельности

совершенствование конкурентной системы отбора инновационных проектов и программ

реализация в отраслях экономики относительно небольших

Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования. Инвестиционная политика, выступающая как совокупность различных мероприятий, воздействует на различные (прежде всего субъективные) составляющие инвестиционного климата. Она актуализируется через разработку и реализацию стратегии регулирования инвестиционной деятельности. Методы оценки инвестиционного климата весьма разнообразны. Все методы регулирования инновационной деятельности делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся:

  • Разработка нормативно-правовой базы, регламентирующих инновационную деятельность
  • Бюджетное финансирование
  • Предоставление государственных гарантий
  • Создание технико-внедренческих зон
  • Формирование информационно технологических систем научно-технической информации для всех этапов инновационного процесса
  • Софинансирование программ для повышения квалификации кадров

Косвенные методы направлены на стимулирование инновационных процессов и создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата. Они воздействуют на инновационную деятельность посредством налоговой, таможенной, кредитной и внешнеэкономической политик. Косвенные методы:

  • Налоговые льготы на НИОКР
  • Ускоренная амортизация
  • Таможенные сборы
  • Кредитно-финансовая политика государства
  • Стимулирование экспорта

Важнейшую роль играют налоговые льготы для поощрения стратегически направленного развития инновационной сферы, льготы на стимулирование НТП, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса.

К налоговым льготам относятся:

Скидки с налога на прибыль

Предоставление инвестиционного налогового кредита

Скидки с налога на прибыль в размере НИОКР

Налогообложение прибыли по льготным ставкам (для малых предприятий)

Инвестиционный налоговый кредит — форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процента. Предоставляется на срок от 1 до 5 лет в части налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональные и местные бюджеты. Процент на сумму инновационного налогового кредита определяется по ставке не менее ½ и не более ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями) определены:

  • Государственная научно-техническая политика, основной целью которой являются стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
  • развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
  • Разделение полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в содействии развития инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;
  • Финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности.
  • Создание государственных фондов, которые создаются в целях поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности посредством финансового обеспечения такой деятельности.

В целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией экономики и инновационным развитием России принят Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

На основе разработанных в рамках национальной предпринимательской инициативы в 2012 году планов мероприятий («дорожных карт») будет обеспечено достижение следующих результатов:

  • в области таможенного администрирования — увеличение на 50 процентов фактической пропускной способности пунктов пропуска и сокращение на 50 процентов времени прохождения таможенного контроля;
  • в области повышения доступности услуг энергетической инфраструктуры — уменьшение количества этапов присоединения к энергосети с 10 в 2012 году до 5 в 2018 году;
  • в области регистрации предприятий — снижение количества этапов регистрации предприятий с 9 до 3, сокращение времени на прохождение всех этапов с 30 до 3 дней, снижение затрат на регистрацию предприятий с 6,1 до 3 тыс.

рублей;

  • в области регистрации права собственности — сокращение сроков государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество до 10 дней в 2015 году и до 7 дней в 2018 году, сроков проведения государственного кадастрового учета — до 10 дней в 2015 году и до 5 дней в 2018 году;

— в области совершенствования процедур доступа компаний на рынки товаров и услуг — увеличение с 36 в 2012 году до 50 в 2018 году видов деятельности, осуществляемых на основе уведомительного порядка, завершение формирования национальной системы аккредитации в области оценки соответствия и обеспечение к 2016 году ее международного признания.

Предстоит завершить разработку планов мероприятий («дорожных карт»), направленных на:

  • повышение качества регуляторной среды бизнеса, доступности банковских кредитов и государственных гарантий, повышение доступа к инфраструктуре в сфере теплоснабжения;
  • совершенствование налогового администрирования, трудового законодательства, систем защиты прав инвесторов, аккредитации и технического регулирования, фитосанитарного и ветеринарного контроля, а также разрешительных и контрольно-надзорных процедур в части создания и эксплуатации опасных производственных объектов;
  • расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, доступа субъектов среднего предпринимательства к государственному заказу в рамках федеральной контрактной системы;
  • развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики;
  • создание национальной системы компетенций и квалификаций;
  • формирование эффективной системы взаимодействия предпринимателей и органов исполнительной власти.

1 Оценка состояния инвестиционного климата РФ и субъектов РФ

Российский инвестиционный рынок оценивается как развивающийся и имеющий ряд отличительных особенностей.

Десятка ведущих инвесторов в экономике России выглядит несколько иначе, чем в предыдущие годы, — Люксембург, Кипр, Нидерланды, Великобритания, Германия, США, Франция, Виргинские острова, Швейцария, Багамские острова. При этом на долю общемировых лидеров (США, Великобритания и Люксембург) приходится 36,3%, в то время как Кипр, Нидерланды и Германия, не входя в общемировую десятку, вместе формируют 42,8% инвестиций в России.

Одной из особенностей российского инвестиционного пространства считается отставание по объему накопленного иностранного капитала от других стран с развивающейся и переходной экономикой. Однако, как показывают результаты внешнеэкономических взаимодействий России за последние годы, например с ЮАР, Российская Федерация наращивает свой потенциал и в качестве серьезного инвестора. Следовательно, для России привлечение иностранных инвестиций не обусловлено напрямую дефицитом собственных средств и имеет место оптимизация встречных инвестиционных потоков.

Так, в таблице мировых инвесторов Россия помещена по данным 2012 г. на 8-е место после США, Японии, Китая, Гонконга, Великобритании, Германии и Канады. Лидерами по накопленным в РФ инвестициям являются Кипр ($69,075 млрд; 18% всех накоплений), Нидерланды ($68,18 млрд; 17,8%) и Люксембург ($49,19 млрд; 12,8%) (рисунок 1.).

 оценка состояния инвестиционного климата рф и субъектов рф 1

Рисунок 1. Объём инвестиций накопленных в РФ и за рубежом

В настоящее время Россия ежегодно привлекает менее 10 млрд. долл. США при общем объеме мировых инвестиционных потоков около 1 трлн. долл. США.

За последние десять лет в Россию было привлечено иностранных инвестиций втрое меньше, чем в Сингапур, в десять раз меньше, чем в Бразилию, и в тридцать раз меньше, чем в Китай. Однако темпы роста привлеченных инвестиций значительны: иностранные инвестиции в экономику РФ в 2013 году выросли по сравнению с 2012 годом на 10,1% и составили $170,2 млрд. В том числе прямые инвестиции выросли на 39,9%, до $26,12 млрд. Портфельные инвестиции (акции и долговые ценные бумаги) при этом сократились на 39,9%, до $1,09 млрд. Прочие инвестиции выросли на 6,6%, до $142,97 млрд. [12].

По состоянию на конец 2013 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил $384,1 млрд, что на 6% ($23,05 млрд.) больше по сравнению с 2012 годом, что иллюстрирует рис. 2. Основным направлением иностранных инвестиций остаются обрабатывающие производства РФ: в 2013 году поступило $89,79 млрд, накоплено на конец отчетного периода — $146,66 млрд. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2013 года составил $176,4 млрд. В 2013 году из России за рубеж направлено $201,6 млрд инвестиций, что на 34,5% больше, чем в 2012 году.

 оценка состояния инвестиционного климата рф и субъектов рф 2

Рисунок 2. Динамика иностранных инвестиций в РФ

По оценкам Бюро экономического анализа для устойчивого развития страны в течение ближайших двадцати лет необходимо более 2 трлн. долл. США капиталовложений, то есть в среднем 100 млрд. долл. ежегодно, часть которых должна быть обеспечена за счет иностранных инвестиций. Однако, по оценкам специалистов, в ближайшие несколько лет Россия сможет выйти на необходимый уровень иностранных инвестиций, который должен быть не менее 30 млрд. долл. в год. Следовательно, на современном этапе одной из стратегических задач для России является увеличение валового объема привлеченных инвестиций до прогнозируемого оптимального уровня, что соответствует минимум трехкратному росту ежегодных иностранных инвестиций. В связи с этим в число мер российской инвестиционной политики необходимо включать прогнозирование и планирование инвестиционной составляющей внешнеэкономических связей. К сожалению, в России до сих пор нет программ по привлечению иностранных инвестиций. В создании инвестиционных программ можно было бы сделать значительный шаг вперед на региональном уровне, где по большей части непосредственно и реализуются инвестиционные и инновационные проекты.

Как видим, Россия за последние годы существенно повысила свою инвестиционную привлекательность. В соответствующем рейтинге компании А.Т. Kearney (рис. 3.).

 оценка состояния инвестиционного климата рф и субъектов рф 3

Рисунок 3. Рейтинг инвестиционной привлекательности А.Т. Kearney

Российская Федерация занимает 11-е место после таких стран как США, Китай, Бразилия, Канада, Индия и прочих. Однако при этом следует учитывать, что выделяются группы инвесторов, чьи оценки существенно различаются. Так, европейские инвесторы ставят Россию на 8-е место, северо-американские — уже на 11-е место, а азиатские инвесторы вообще не включают Россию в список из 17 предпочтительных реципиентов. Различие оценок обусловлено отличием мотиваций инвесторов. Привлекательными факторами российского инвестиционного рынка считаются: близость к европейскому и азиатскому рынку, разнообразные природные ресурсы, растущая покупательная способность внутреннего рынка, высокий уровень образования персонала, квалифицированная рабочая сила, приоритетные достижения в ряде отраслей науки и инжиниринга, низкие издержки производства. С точки зрения отраслевого распределения инвестиций предпочтения определяются так, что природно-ресурсный мотив проявляется в деятельности транснациональных нефтяных компаний, в целях расширения рынка сбыта инвестируют субъекты пищевой, табачной, телекоммуникационной отраслей, а низкие издержки производства привлекают инвесторов автомобильной отрасли.

Что касаемо инвестиционной привлекательности регионов, то она складывается из нескольких факторов, каждый из которых может быть оценен с помощью подбора для него замещающих переменных. Оценкой инвестиционной привлекательности регионов России занимается рейтинговое агентство «Эксперт РА». Рейтинг строится на основе официальной информации Росстата и статистики федеральных ведомств: Минсвязи, Минфина, Минприроды, ФСФР и Центробанка.

Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по 2 параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск — какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Суммарный потенциал состоит из совокупности следующих факторов:

Инновационный потенциал. Его можно определить как совокупную возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инновационную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона.

Обеспеченность региона природными ресурсами и качество окружающей среды в регионе: наличие в регионе основных видов природных ресурсов (в том числе топливно-энергетических), уровень загрязнения окружающей среды, возможности очистки стоков и переработки отходов производства.

Трудовые ресурсы региона: основные характеристики трудовых ресурсов региона, в том числе численность экономически активного населения, уровень занятости и безработицы, объем предложения квалифицированной рабочей силы, а также производительность труда.

Региональная инфраструктура: уровень развития и доступности как «жесткой», так и «мягкой» инфраструктуры. В понятие «жесткой» инфраструктуры включается транспортная, энергетическая, телекоммуникационная, жилищная инфраструктура. «Мягкая» инфраструктура включает в себя несколько составляющих, из которых с точки зрения инвестиционной привлекательности наибольшее значение имеет финансовая инфраструктура.

Внутренний рынок региона (потенциал регионального спроса): уровень развития внутреннего рынка региона (в том числе масштабы секторов розничной торговли и платных услуг), располагаемые доходы и покупательная способность населения региона.

Производственный потенциал региональной экономики: совокупные результаты и особенности экономической деятельности предприятий, уже работающих в регионе (объем и динамика производства, размер активов, их качество и эффективность их использования).

Институциональная среда и социально-политическая стабильность: экспертная оценка эффективности регионального законодательства, регулирующего взаимодействие власти и инвесторов, экспертная оценка благоприятности регионального налогового законодательства (наличие налоговых льгот и возможности их получения), уровень социальной и криминальной напряженности в регионе.

Финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона: состояние государственных финансов в регионе (сумма налоговых поступлений, сбалансированность бюджета, региональный государственный долг), а также оценка финансового положения предприятий региона (прибыльность (убыточность) фирм, состояние кредиторской и дебиторской задолженности организаций, наличие инвестиционных ресурсов).

Согласно результатам опроса, факторам инвестиционной привлекательности регионов были присвоены следующие веса:

 оценка состояния инвестиционного климата рф и субъектов рф 4

Интегральный риск в свою очередь состоит из 6 частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ. К специфическим рискам инновационных проектов, можно отнести:

Научно-технические риски:

  • Отрицательные результаты НИР;
  • Отклонения параметров ОКР;
  • Несоответствие технического уровня производства техническому уровню инновации;
  • Несоответствие кадров профессиональным требованиям проекта;
  • Отклонения в сроках реализации этапов проектирования;
  • Возникновение непредвиденных научно-технических проблем.

Риски правового обеспечения проекта:

  • Ошибочный выбор территориальных рынков патентной защиты;
  • Недостаточно «плотные» патентные защиты;
  • Неполучение или запаздывание патентной защиты;
  • Ограничение в сроках патентной защиты;
  • Истечение срока действия лицензий на отдельные виды деятельности;
  • «Утечка» отдельных технических решений;
  • появление патентно-защищенных конкурентов.

Риски коммерческого предложения:

  • Несоответствие рыночной стратегии фирмы существующим условиям;
  • Отсутствие поставщиков необходимых ресурсов и комплектующих;
  • Невыполнение поставщиками обязательств по срокам и качеству поставок.

На данный момент инвестиционный риск страны и регионов снижается, но по-прежнему самые высокие риски для инвесторов в России связаны с госуправлением (рисунок 4.).

 оценка состояния инвестиционного климата рф и субъектов рф 5

Рисунок 4. Риски регионов РФ

Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности региона присваивается по специальной шкале. Согласно этой шкале присваивается следующий рейтинг:

— максимальный потенциал — минимальный риск

— высокий потенциал — умеренный риск

— высокий потенциал — высокий риск

— средний потенциал — минимальный риск

— средний потенциал — умеренный риск

— средний потенциал — высокий риск

3А1 — пониженный потенциал — минимальный риск

3А2 — незначительный потенциал — минимальный риск

3В1 — пониженный потенциал — умеренный риск

3С1 — пониженный потенциал — высокий риск

3В2 — незначительный потенциал — умеренный риск

3С2 — незначительный потенциал — высокий риск

3D — низкий потенциал — экстремальный риск

По итогам 2012-2013 годов максимальным потенциалом и минимальным риском обладают только 5 субъектов Российской Федерации: Московская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край и республика Татарстан. Самыми неблагоприятными регионами для инвестиций и ведения инновационной деятельности являются Республика Ингушетия, Чеченская Республика и Республика Тыва. Они входят в группу 3D — низкий потенциал и экстремальный риск. Анализ факторов, определяющих инвестиционный климат в регионах России, показывает, что, несмотря на потребность в быстром и радикальном его изменении, многие важные условия могут быть созданы лишь в течение продолжительного времени. Разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить поэтапное и при этом постоянное улучшение ситуации. Таким образом, среди направлений региональной инвестиционной политики, содействующих улучшению регионального инвестиционного климата, следует выделить создание благоприятного режима для отечественных и зарубежных инвесторов, увеличение прибыльности капитальных вложений, минимизацию инвестиционных рисков. В конечном итоге региональная инвестиционная политика должна быть направлена на стабильное социальное и экономическое развитие народного хозяйства региона России, повышение жизненного уровня его населения

Большинство диверсифицированных, экономически развитых регионов, которые все последние годы активно привлекали инвесторов, сохраняют положительные темпы роста производства, но практически везде эти темпы затухающие. Показательны примеры Калужской и Ульяновской областей, которые ещё недавно были в медиа-пространстве «эталонами» инвестиционной привлекательности. Оба региона несколько снизили свои позиции по экономическому риску в сравнении с прошлым годом, но ухудшилось их положение и по уровню интегральных рисков. Аналогичным образом положительная, но затухающая динамика производства наблюдается в южных регионах с диверсифицированной экономикой (Ростовская и Волгоградская область, Краснодарский и, в меньшей степени, Ставропольский край), хотя еще в прошлом году мы отмечали эти регионы в числе тех, кто активно снижал инвестиционные риски.

Характерно, что подавляющее большинство регионов, пока еще сохраняющих положительные темпы роста производства, ориентированы на внутренний российский рынок: как потребительский (пищевая промышленность, автопром и т.д.), так и производственный (машиностроение, производство строительных материалов и т.д.).

В большинстве регионов инвестициям в инновационную деятельность не уделяется должного внимания, так как на данный момент инновационная деятельность если приносит доход в региональные бюджеты, то незначительный. Поэтому инвестиции в эту сферу находятся на очень низком уровне.

Потребление остается одним из последних роста российской экономики. Если мы рассмотрим распределение регионов России по динамике основных показателей экономического развития, то заметно ключевое отличие от ситуации 2009 года — конечное потребление практически не падает. Если в январе-сентябре 2009 года в 58 субъектах наблюдался спад розничной торговли, то в 2013 году таких субъектов было только 4 (рисунок 5.).

Рисунок 5. распределение регионов России по динамике основных показателей экономического развития

Нерадостно выглядит и динамика инвестиций — по итогам 9 месяцев 2013 года мы имеем спад на 1,4% (отрицательную динамику показывают около половины субъектов федерации).

Спад инвестактивности в стране в целом и в регионах в частности, подтверждается как Росстатом, так и альтернативными исследованиями — в частности ежеквартальными инвестиционными обзорами, которые публикует «Эксперт». Помимо общеэкономической ситуации на скромные показатели вложений повлияло завершение целого ряда крупных инвестиционных циклов как в отдельных регионах страны, так и в некоторых отраслях. Несмотря на плохую динамику рынка в межкризисный период в целом завершилась модернизация российской металлургии. 2012-2013 годы — это период завершения крупнейших государственных статусных проектов: модернизация инфраструктуры Приморского края перед форумом АТЭС и строительство олимпийских объектов в Сочи.

Ключевым фактором прихода инвесторов остается емкий российский рынок, на что указывает большинство опрошенных инвесторов. В межкризисный период возросло число проектов с участием иностранного капитала в относительно «сложных» отраслях. Рынки, на которые заходят иностранные инвесторы создаются либо государством, либо формируются под влиянием жестких протекционистских мер.

2.2 Структура инвестиций в инновационной деятельности РФ

Прямые иностранные инвестиции (далее — ПИИ) в России носят специфический характер. Эта специфика определяется сложными взаимоотношениями российской экономики с международным движением капиталов — взаимоотношениями, сложившимися более двадцати лет тому назад в начале переходного периода. В 90-е гг. в России произошел резкий спад внутренних инвестиций и массовый отток капитала на фоне крайне низкой привлекательности страны для входящих прямых иностранных инвестиций. Начиная с 2000-х гг. динамика изменилась: возобновился рост внутренних инвестиций (рисунок 6.), сопровождаемый новым притоком иностранного капитала. Однако эта положительная тенденция не повлияла на уровень оттока капитала из страны, который остается значительным и на сегодняшний день и мотивирован главным образом желанием уйти от налогов. Это противоречивое развитие — не единственный парадокс в данной области российской экономики.

 структура инвестиций в инновационной деятельности рф 1

Рисунок 6. Внутренние инвестиции РФ

Государство также демонстрирует специфическое отношение к притоку иностранных капиталов: в некоторых стратегических отраслях законодательство, в особенности его правоприменительную практику, ужесточили вплоть до того, что поставили под угрозу некоторые масштабные проекты западных многонациональных компаний в нефтегазовой отрасли, в то время как в других отраслях промышленности, не имеющих такого важного политического значения, благоприятные условия, предложенные иностранным инвесторам, не вызвали возражений со стороны властей. Те предприятия, которые первыми воспользовались этими возможностями, сегодня прочно утвердились на российском рынке и участвуют в модернизации и развитии производства. Наконец, позиция российского государства отличается от позиции быстроразвивающихся стран, таких как Индия или Бразилия, которые проводят более либеральную политику, чем Россия, в отношении ПИИ, но в большей мере ограничивают приток спекулятивного капитала.

Распределение ПИИ по отраслям значительно изменилось за последнее десятилетие. Некоторые аналитики настаивают на том, что иностранные инвестиции в Россию начали расти только с того момента, когда резко увеличились цены на нефть [1].

Но было бы неверным сделать из этого вывод, что в России привлекательна только сырьевая отрасль. Наоборот, ПИИ постепенно направляются в новые отрасли, в особенности в сферу услуг. За последние три года на первый план выдвинулась торговля, благодаря активной деятельности международных операторов розничных сетей (в частности, «Ашан», «Метро», ИКЕА).

Финансовый сектор находится примерно на том же уровне, и эта тенденция, вероятно, подтвердится в будущем: международные банковские группы стремятся утвердиться на российском рынке, поскольку после вступления России в ВТО финансовая отрасль становится более доступной. Другие сектора, привлекающие значительную часть входящих ПИИ, — недвижимость, информация и связь, строительство, энергетика и газ (см. табл. 1).

Отрасли с высокой добавленной стоимостью, такие как производство машин, электронного оборудования, здравоохранение и т.п., на данный момент не входят в число приоритетных для ПИИ, но отрасль транспортного оборудования, возможно, вскоре начнет быстро развиваться благодаря новой правительственной политике. Соглашение, подписанное в 2012 г. между Рено-Ниссан и АвтоВАЗом, стало конкретным результатом нового правительственного курса. Некоторые местные власти также имеют возможность привлекать иностранных автопроизводителей, выгодно используя свою свободу действий. Это начало диверсификации отодвинуло на четвертое место по объему ПИИ добывающую промышленность, а также металлургическую и металлообрабатывающую отрасль.

ТАБЛИЦА 2.1. Пии в Россию по видам экономической деятельности, 2010-2012 Млн. долл. США % от общего объёма

Общий объем за период с 2010 г по I квартал 2012 г

112 265

100

Оптовая и розничная торговля

25 935

23

Финансовая деятельность,

20 675

18

Добыча полезных ископаемых

9 541

8

Обрабатывающие производства: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

9 081

8

Предоставление прочих услуг

7 338

7

Недвижимость

5 826

5

Информация и связь

5 254

5

Строительство

4 178

4

Производство и распределение электроэнергии, газа, пара и кондиционирование воздуха

4 147

4

Обрабатывающие производства: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

4 099

4

Научные исследования и разработки

3 789

3

Также заслуживает внимания географическое распределение ПИИ на российской территории. Анализ инвестиционных потоков по регионам выявляет сильную географическую концентрацию ПИИ: в Москве и Московской области сосредоточены 44% всех ПИИ, направляемых в Россию. Учитывая доминирующую роль финансового сектора в экономике Московского региона и внутри ПИИ, направленных в Россию, общая географическая концентрация ПИИ, вероятно выше, чем указывает Росстат. В более широком плане, две трети нефинансовых ПИИ сосредоточены всего в восьми субъектах РФ: в порядке убывания — Москва, Московская область, Сахалин, Санкт-Петербург, Калужская, Челябинская, Архангельская, Ленинградская области. Рисунок 7. дает представление о географической концентрации ПИИ (на основании данных по 80 субъектам РФ).

 структура инвестиций в инновационной деятельности рф 2

Рисунок 7. Географическая концентрации ПИИ по регионам РФ

Рассматривая географическое движение ПИИ в направлении России, можно обнаружить вполне неожиданные страны: в списке шести главных инвесторов первые пять стран — офшорные зоны, где обычно ищут убежища организации, уклоняющиеся от налогов в своей стране. Эти страны — Кипр, Британские Виргинские острова, Бермуды, Багамские острова, Люксембург. Из этих микротерриторий, рассыпанных по всему земному шару, в Россию поступает 58% ПИИ, в то время как из Германии, Нидерландов, Швеции, Франции, Ирландии, Великобритании, Австрии, Финляндии и США вместе взятых идет только 32% от общей суммы ПИИ. Эту диспропорцию в происхождении ПИИ, идущих в Россию, нетрудно объяснить, если обратить внимание на ПИИ, идущие из России: на первом месте — те же офшорные страны, что и в первом списке ( табл. 2).

Это указывает на то, что инвестиции производятся преимущественно организациями российского происхождения; их руководители, выведя активы за границу, реинвестируют часть из них в Россию, используя связи между своими компаниями по ту и другую сторону российской границы, для приобретения налоговых выгод. Соответственно, более половины ПИИ, направленных в Россию, осуществляют российские инвесторы.

ТАБЛИЦА 2.2 Распределение ПИИ в Россию по странам, в млн. долларов США, 2012 г.

ПИИ в Россию

2012

ПИИ из России

2012

Всего

455 904

Всего

361 738

Кипр

128 816

Кипр

121 596

Нидерланды

59 745

Нидерланды

57 291

Британские Виргинские

56 442

Британские Виргинские острова

Бермуды

32 547

Швейцария

12 679

Багамские острова

27 089

Люксембург

11 599

Люксембург

20 316

Великобритания

10 662

Германия

18 741

США

9 501

Швеция

16 088

о. Джерси

7 035

Франция

15 420

Германия

6 692

Ирландия

8 893

Гибралтар

5 701

Россия — парадокс в плане ПИИ: деловое сообщество воспринимает ее как страну, где процветает коррупция, где нет надежного законодательства о собственности, где недостаточно уважается правовое государство; и, тем не менее, Россия входит в число ведущих направлений ПИИ, даже при учете значительной доли псевдоиностранных инвесторов в общем объеме иностранных инвестиций. Этот парадокс частично объясняется тем, что быстро развивающийся рынок из 140 млн потребителей, активное население с высоким уровнем образования и богатейшие в мире природные ресурсы неизбежно остаются крайне привлекательными для иностранных компаний. Какими бы ни были реальные или воображаемые риски, Россия сегодня является приоритетным инвестиционным направлением для многих иностранных предприятий.

Глава 3. Рекомендации по повышения инвестиционной привлекательности РФ, .1 Концепция улучшения инвестиционного климата в России

Специалисты отмечают, что Российская Федерация в настоящее время не использует в полном объеме меры стимулирования иностранных инвестиций, и достаточно единодушно объясняют это отсутствием инвестиционной стратегии страны. Основной проблемой российской инвестиционной практики стала нерациональная структура иностранных инвестиций: их чрезмерная концентрация в сырьевых и импортозамещающих отраслях, ориентация на ограниченный круг стран-инвесторов, существенная неравномерность распределения инвестиций по субъектам Российской Федерации. В целом инвестиционный климат остается весьма непривлекательным. Поэтому необходимо радикальное улучшение инвестиционного климата в течение короткого периода времени. Хотя стоит отметить, что в 2013 году Россия существенно улучшила позиций в рейтинге Doing Business и заняла 92-е место[5].

Впервые за несколько лет Россия показала значительный рост позиций в рейтинге, поднявшись вверх на двадцать пунктов и продемонстрировав позитивные изменения в таких показателях, как «подключение к системе электроснабжения» (-71), «регистрация собственности» (-29), «регистрация предприятия» (-12), «получение разрешения на строительство» (-2).

Также Россия вошла в список 10 ведущих стран-реформаторов, заняв 3-е место. Но целесообразная политика состоит если и не в быстром, то в постоянном и неуклонном улучшении ситуации. У инвесторов должна появиться уверенность в том, что в стране существует стабильность, которая не зависит от политической конъюнктуры. Таким образом, требуется долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, как иностранных, так и собственных, закрепленная в законодательной базе функционирования инвестиций.

В региональном масштабе инвестиционная привлекательность существенно варьируется, что обусловливает и особенности региональной инвестиционной политики на фоне мер общегосударственной экономической политики. С этой точки зрения Россия отличается как большим диапазоном инвестиционных рейтингов субъектов Российской Федерации, так и качественными различиями их инвестиционных характеристик. Следовательно, оптимизация инвестиционных связей на региональном уровне выступает неотъемлемым элементом общего процесса рационализации инвестиционной политики Российской Федерации.

Для улучшения инвестиционного климата России оказывается весьма значимым устранять слабые стороны и угрозы инвестирования, в том числе инвестиционные риски. Так, слабыми сторонами инвестиционной сферы в России рассматриваются административные барьеры для ведения бизнеса, слабое информационное обеспечение инвестиционного процесса, коррупция, непрозрачность принятия решений, неэффективность судебной системы, развитая бюрократия, слабое конкурентное законодательство, невысокая репутация российских компаний. Угрозами же выступают высокая зависимость политической и экономической стабильности от конъюнктуры на мировых рынках нефти, отсутствие согласованной и целенаправленной политики привлечения иностранных инвестиций, слабое инвестиционное законодательство. В результате в оценках западных специалистов инвестиции в России отличаются растущей привлекательностью в сочетании с высоким уровнем инвестиционного риска. Однако следует признать, что факторы инвестиционного риска лежат в политико-правовой плоскости, а следовательно, могут быть преодолены с меньшими усилиями, чем провалы экономико-материального характера.

Приведенные оценки подтверждают, что инвестиционная привлекательность страны, несмотря на ее в целом неразрывно-связанный характер, может быть оптимизирована по целому ряду критериев. Так, особенностями обладает распределение инвестиций по отраслям экономики. В свете такого распределения рейтинг привлекательности приобретает иной смысл: так, например, Китай, Индия, США, Польша поддерживают лидерство по привлечению инвестиций в нескольких секторах — добывающая промышленность, финансовые и нефинансовые услуги, телекоммуникации, оптовая и розничная торговля, а Россия — только в секторе добывающей промышленности. Легко видеть, что при переходе на региональный уровень такие рейтинговые оценки могут быть использованы только в отношении регионов, развивающих соответствующие инвестиционные секторы и представляющих собой равнозначное инвестиционное пространство страны.

Наибольшая масса инвестиций в экономике России накоплена в отраслях, которые на мировом рынке оцениваются как имеющие высокий уровень долгосрочных рисков. За последнее десятилетие осуществлялся в основном перевод в Россию тех технологий и промышленных комплексов, которые в стране-инвесторе теряют новизну и обеспечивают выпуск моделей вчерашнего дня, или тех производств, которые в зарубежных государствах испытывают ограничения государственного регулирования (химическое производство, табачное производство, производство неэкологичной тары и т.п.).

Аналитики отмечают и глобальную тенденцию освобождения индустриально-развитых государств от крупных сборочных производств, в чем Россия также участвует обретением целого ряда новых промышленно-сборочных зон. Кроме того, государственной поддержкой пользовалась инвестиционная модернизация российских ресурсных отраслей, поскольку они являлись основными налогоплательщиками. Такая инвестиционная политика способствовала привлечению в экономику России компенсирующих прямых иностранных инвестиций, которые обладали пониженной сравнительной эффективностью, что в свою очередь усиливало структурные диспропорции и способствовало росту экономических рисков, росту стоимости инвестиционных ресурсов и снижению конкурентных преимуществ отраслевой продукции на мировом рынке. Здесь уместно заметить, что подобный опыт, в частности, доказывает: налоговые отчисления являются лишь косвенным бюджетным критерием эффективности инвестиционного проекта и непосредственным источником финансирования экономического роста. Около 65,5% всего объема иностранных инвестиций в основной капитал российских предприятий были накоплены в топливно-энергетической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, нефтехимической, химической и машиностроительной отраслях.

3.2 Влияние инвестиционной политики на инновационные изменения в российской экономике

Инвестиции в своих различных проявлениях являются толчком к развитию экономики, повышению активности хозяйствующих субъектов, что во многом определяет в дальнейшем ход других экономических процессов. Необходимо создавать механизмы реализации достижения поставленных целей, для того чтобы инвестиционные процессы осуществлялись в соответствии с направлением развития экономической системы.

Ориентированность на инновационную деятельность в виду своей цикличности развития имеет периодические спады. Но в длительной перспективе мы видим постоянный интерес к инновациям, что четко просматривается в практике транснациональных корпораций и экономиках большинства развивающихся стран.

Переход на инновационный тип развития неминуемо вызывает изменения всех компонентов хозяйственной системы, которые приведут к закономерной реорганизации всей экономики. В большинстве случаев перехода на инновационный тип развития кардинально меняется стратегия развития. Приоритеты рынков изменяются пропорционально зависимости между накоплением и потреблением, между фазами производства воспроизводственных процессов, а вернее, продолжается в других стадиях (в распределении, производственном потреблении), что позволяет существенно повысить цену потребления инновационного продукта при неизменной или даже сокращающейся цене производства [3].

При использовании инновационного типа развития преобразуется совокупность тактических и особенно стратегических целей развития хозяйственной системы, но принципиально они не меняются. В числе таких целей остаются увеличение прибыли (дохода), рост конкурентоспособности экономики, её комплексная экономическая безопасность и устойчивость, социальное благополучие, рост качества жизни населения. Но при всём при том существенно меняются направления и средства достижения объективно существующих целей хозяйственной системы.

Для перехода к инновационному типу экономического развития необходима разумная политика, которая усиливала бы деятельность инвесторов. Эта политика должна обеспечить инвесторов гарантиями уменьшения рисков капиталовложения и мерами поддержки инвестиционной деятельности. В рамках осуществления проводимой политики должны формироваться необходимая инфраструктура, содействующая привлечению существенных финансовых средств в инновационную сферу. Создание благоприятного режима осуществления инвестиционной деятельности активизирует приток инвестиций в экономику, благоприятствует увеличению налоговых поступлений в бюджет. В сложившихся условиях проведение активной и методичной инвестиционной политики приобретает главную роль.

Обеспечение экономического роста является основной целью инвестиционной политики в атмосфере перехода к инновационному типу экономического развития. Это достигается за счет мобилизации капитала в эффективные и, самое главное, конкурентоспособные производства и виды деятельности, что будет помогать обеспечению создания инвестиционного ресурса, поощрению направленности отраслей и производств к рыночным условиям. Это позволит им сохранить достаточно устойчивое положение на внутреннем рынке, даст толчок для движения на внешний рынок.

С каждым днем возрастает сложность организационно-технологической стороны процесса капиталовложения. Меняются внешние условия деятельности, к которым можно отнести постоянные рыночные и технологические изменения, динамичные, глобальные рынки, предъявляющие требования к повышению эффективности функционирования систем регулирования инвестиционной деятельности, Всё это требует развития новых теоретических подходов, а также направлений совершенствования. Появление и постоянное увеличении числа объектов рыночной инфраструктуры, связанное со структурными переменами, обязательно ведет к зарождению такой предпринимательской среды, в которой любые объекты рынка смогут составить конкуренцию друг другу, по настоящему влиять на преобразование рыночной среды и инвестиционной сферы. В связи с изменениями условий инвестиционной деятельности, возникновением новых явлений, появлением проблем в области конкуренции меняются теоретические понятия, практические отношения к процессу управления инвестиционной деятельности.

Одна из важнейших предпринимательских задач, нуждающаяся в принятии значительных аналитических мер и творческих усилий, содержится в определении и обеспечении конкурентных преимуществ на инвестиционном рынке. И, наконец, любой элемент системы регулирования инвестиционной деятельности объектов рынка, являющийся по своей сути функциональным, каждый разрабатываемый новый курс инвестирования, должны быть глобальными по своему характеру и не должны зависеть от сферы деятельности объектов рынка 2 .

На мой взгляд, реализация комплекса мер, которые могли бы помочь формированию эффективной инвестиционной политики в экономике России, решению задач улучшения инвестиционной деятельности, прямо содействуют реализации целей объектов рынка, помогая определению и быстрому реагированию на изменение внешних условий. Необходимо установить определенные условия, необходимые для достижения высоких экономических результатов, повышения эффективности инвестиционной деятельности объектов рынка в стратегическом периоде. Это:

  • определение основных целей инвестирования в соответствии с принятыми направлениями развития и требованиями рынка сравнительно объема и структуры инвестиций;
  • учет фактора времени при проведении инвестирования и внедрении его итогов в обществе;

руководство затратами объектов рынка, которые уже существуют и теми объектами, которые будут создаваться 3 .

К тому же, основные составные части инвестиционного потенциала объектов рынка вместе с уровнем компетенции персонала этих организационно-правовых структур находятся в области совершенно новых инвестиционных методик. В развитии инвестиционного потенциала в процессе развития принципиально новых инвестиционных методик можно выделить три этапа.

Первый этап основан на реализации интенсивных фундаментальных и прикладных исследований.

На втором этапе основное внимание необходимо уделять разработке и внедрению новых решений в инвестиционной сфере.

В роли третьего этапа может выступать быстрое получение прибыли и практическое применение новшеств в инвестиционной сфере, организационная подготовка и осуществление продвижения инвестиций, которые направлены на обеспечение взаимосвязи и определяют дальнейшее продвижение исследований и разработок в инвестиционной сфере.

Данные процессы должны сопровождаться принятием стратегически важных решений в плане главных направлений инвестиционной политики. Под влиянием этих решений объекты рынка, имеющие большой потенциал капиталовложения, должны также развиваться, развивая производственный и финансово-инвестиционный потенциал. Одновременно потенциал уже существующих, укрепившихся на рынке, и новых объектов рынка часто может хорошо дополнять друг друга, что способствует развитию различных форм сгруппированных связей, стратегических союзов. Безусловно создание объединенного европейского рынка скажется и в России, оказывая значимое влияние на дальнейший рост процесса слияния ряда субъектов рынка, с целью усиления инвестиционных позиций в конкурентной борьбе.

В процессе освоения инноваций в инвестиционной сфере развиваются также и управленческий потенциал объектов рынка. В результате должны меняться и ее приоритеты, а в этой связи следует активизировать деятельность объектов рыночной инфраструктуры по разработке сильных маркетинговых стратегий для решения комплекса задач при реализации инвестиционных проектов. Существенные изменения претерпевает при этом и структурно-организационное построение российской экономики.

При этом основные меры и инструменты реализации инвестиционной политики должны, во-первых, стимулировать расширение спроса на инвестиционные ресурсы со стороны предприятий-экспортеров; во- вторых, способствовать максимальному участию отечественных производителей в реализации этих инвестиционных проектов. Для решения первой задачи с участием представителей государства формируются инвестиционные программы крупнейших компаний с государственным участием в финансово-благополучных и экспортноориентированных отраслях. Государство через своих представителей реализует систему мер по стимулированию закупки техники в рамках данных проектов на основе обязательного применения конкурсных процедур. Решение второй задачи состоит в том, чтобы помочь отечественным производителям оборудования и техники представить конкурентные заявки на участие в указанных закупках с условиями, не уступающими аналогичным иностранным компаниям.

Кроме того, необходимо развивать принятые в мировой практике правовые механизмы (компенсационные, антидемпинговые) защиты отраслей народного хозяйства, находящихся в процессе структурного реформирования, от неравных условий конкуренции, офсетное законодательство в отношении крупных импортных закупок товаров и услуг для государственных нужд.

Одновременно на первом этапе будет реализовываться система мер по политической, организационной, финансовой поддержке экспорта, в первую очередь продукции высокой степени переработки, что, в свою очередь, должно содействовать интенсификации процессов вертикальной интеграции. Важной задачей первого этапа является реструктуризация предприятий и прежде всего предприятий государственного сектора. Политика государства в этой области должна быть направлена на повышение эффективности использования активов предприятия, проведение реструктуризации задолженности, создание более действенных механизмов смены неэффективных собственников и менеджеров, защиту интересов кредиторов и инвесторов.

Таким образом, развитие инновационной экономики является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации. Стратегическими целями в этой области являются: создание современных отраслей экономики, основанных на использовании информационных технологий; сохранение научного потенциала; повышение конкурентоспособности российской экономики.

Последовательная и скоординированная между различными органами государственной власти реализация государственной инвестиционной политики в рамках единой программы развития инновационной экономики уже в среднесрочной перспективе будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест, изменению структуры экспорта в сторону увеличения доли наукоемкой продукции, сокращению производственных издержек в «традиционных» отраслях экономики и повышению инвестиционной привлекательности российских предприятий.

Заключение

Наибольшие риски с точки зрения привлечения инвестиций в развитие инновационной деятельности несут в себе замедление экономического роста на страновом уровне и разбалансировка бюджетной системы. Оба риска реализовались в 2013 году с лихвой.

По результатам проделанного анализа можно сделать вывод, стране и её регионам придется, как минимум, пару лет жить в условиях дефицита финансовых ресурсов — как собственных, так и внешних (федерального центра и крупных госкорпораций, которые сокращают свои инвестиционные программы на следующий год).

В такой ситуации, чтобы поддержать уровень инвестиций в инновационную деятельность, нужны точечные меры поддержки инвестиционной активности и развития локальной инфраструктуры, ориентированные на конкретного инвестора на падающем рынке.

Прежде всего, речь идет о схемах государственно-частного партнерства, которые должны активизироваться в следующем году после принятия федерального закона (ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»).

Он позволит в рамках существующих бюджетных ограничений привлечь значительные объемы частных инвестиций в проекты ГЧП, в том числе в развитие инновационной деятельности и социальной инфраструктуры. Должны окончательно заработать и региональные инвестиционные фонды, которые планировалось создать в субъектах до конца этого года.

Говоря о государственном содействии переходу российской экономики на инновационный путь развития, нельзя оставлять «за скобками» роль органов власти субъектов Федерации и муниципалитетов. Только на местах можно четко определиться с тем, что нужно сделать для того, чтобы сформировать интерес предпринимателей к инновациям, развивать венчурное направление финансирования в экономике. Только на местах возможно наиболее достоверно определить наиболее перспективные «точки» инновационного развития экономики территорий.

В современных условиях главным ориентиром управления пространственными факторами современной экономики инноваций развития является решение трех задач:

  • а) «реанимация» традиционных инновационных центров экономики на основе восстановления, концентрации и четкой специализации их научного потенциала;
  • б) формирование новых «точек» инновационного развития, обеспечивающих определенное выравнивание инновационного пространства экономики;
  • в) максимальное сближение состава регионов-лидеров инновационного процесса и регионов-лидеров российской экономики в целом.

необходимость выделения регионов, социально-экономическое пространство которых, способно наиболее быстро и полно воспринять инновационную модель развития, а органы управления субъекта Федерации — обеспечить реализацию этого процесса и эффективный контроль за ним;

этапность и многообразие форм вхождения регионов различного типа в экономику инновационного типа (через высокотехнологичные промышленные производства; через инновации в сфере АПК; через инновации в сфере сервиса, через информационные технологии; через современные технологии коммуникаций и пр.), что предполагает проведение в каждом регионе активной, целенаправленной политики межотраслевого регулирования;

баланс «точечной стратегии» стимулирования инноваций и усилий по улучшению общих экономических, правовых и институциональных характеристик всего пространства инновационного развития. Крайне опасно представление о том, что некие отдельные «точки» в состоянии исчерпывающе реализовать идею инновационной модернизации российской экономики, даже если они, сами по себе достаточно хорошо организованные и обеспеченные, будут действовать в пространстве, инвестициионно неблагоприятном и отторгающем саму идею инноваций в производстве. Это верно, как и то, что инновационное обновление экономики, особенно в такой стране, как Россия, вообще без «опорных точек» продвигаться не может. Как я полагаю, поиск оптимального баланса этих составляющих пространственной стратегии инновационного развития — одна из ключевых задач как инновационной, так и региональной политики государства на ближайшую перспективу. Особые надежды возлагаются на развитие региональных индустриальных парков, которые с 2014 года могут получить финансовую поддержку по линии Минпромторга в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Хорошим подспорьем для инвесторов, желающих иметь перечень потенциальных площадок для вложений, станет формирование Стандарта индустриального парка, где будет зафиксирован четкий перечень условий, которым настоящий современный индустриальный парк отличается от «подрумяненной» промзоны брежневских лет рождения.

Позитивное влияние на инвестиционную привлекательность регионов продолжит оказывать также внедрение регионального инвестиционного стандарта Агентства Стратегических Инициатив (далее — АСИ).

Сейчас стандарт внедряется уже во всех регионах страны, порядка трети регионов завершило его внедрение к 1 января 2014 года. Благодаря работе АСИ в регионах создано около 60 корпораций развития, призванных активно завлекать инвесторов на свою территорию. Однако в условиях финансового дефицита чисто институциональные меры могут не сработать.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/investitsionnaya-privlekatelnost-innovatsionnoy-deyatelnosti/

1. Tarr D., Volchkova N., «Russian Tradeand Foreign Direct Investment Policy at the Crossroads», World Bank Policy Research Paper №5255, March 2010.

2. World Investment Report 2013 UNCTAD. <http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013overview_ru.pdf >

3. Быков А. Инвестиции как фактор повышения инновационности экономики // Внешняя торговля. 2009 №6

— Всемирный банк Data & Research [Электронный ресурс] — Режим доступа <http://econ.worldbank.org/>

— Всемирный банк Doing Business [Электронный ресурс]. — Режим доступа <http://russian.doingbusiness.org/rankings>

— Доклад «О повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий ведения бизнеса». — М.: Государственный совет Российской Федерации, 2012.

— Инвестиционный рейтинг российских регионов 2013 год. — «Эксперт», 2013.

— Клюев К.В. «Инвестиционный климат как фактор активизации инвестиционных процессов региона» // Журнал правовых и экономических исследований, 2012 г.

— Лапин Н.И. «Теория и практика инноватики: учебное пособие» Спб.: Логос, 2009 г.

— Международная консалтинговая компания A.T. Kearney [Электронный ресурс]. — Режим доступа <http://www.atkearney.com/ru/consumer-products-retail/e-commerce-index>

— Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа <http://www.imf.org/external/russian/index.htm>

— Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru <http://www.gks.ru>.

— Рейтинговое агентство «Эксперт-РА» [Электронный ресурс]. — Режим доступа <http://www.raexpert.ru/>

— Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 №160-ФЗ (ред. от 29.04.2008)

— Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013)

— Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ.

— Фетисов Г.Г., Орешин В.П. «Региональная экономика и управление». М.: ИНФРА-М, 2006 г.