Для российской федерации и для каждого региона в отдельности очень важно
В данной работе мы рассмотрим инвестиционную привлекательность на примере Самарской области. Государство по отношении региону выступает в различных ролях: законодатель, регулятор, кредитор, гарант и мн.др.
Задачами оценки инвестиционной привлекательности региона является:
- определение социально-
экономического развития, - установление влияния
инвестиционной привлекательности на приток инвестиций, - разработка мер, направленных на урегулирование
инвестиционной привлекательности.1
Работа разделена на 2 главы. В первой – теоретические аспекты проблемы, а во второй – непосредственно рассмотрим Самарскую область с точки зрения инвестиционной привлекательности.
ГЛАВА 1. Теоретические основы инвестиционной привлекательности в региональной экономике
Инвестиционная политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.
Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации. Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад. Амортизационная политика входит в общую инвестиционную политику. Амортизационная политика, в свою очередь, должна быть увязана с налоговой политикой. В странах развитого рыночного типа при общем повышении уровня налогов на прибыль компаний, как правило, в фазе экономического кризиса поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционным кредитам. В этом случае ускоренная амортизация применяется только к новому оборудованию.
Цели инвестиционной политики региона. В осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной
Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов
... Г.В. и др. Под инвестиционной привлекательностью принято понимать интегральную характеристику отдельных предприятий, отраслей, регионов, стран в ... и зарубежных, ученых занимались исследованием «инвестиционного климата» и «инвестиционной привлекательности», однако в научных работах нет единого определения этим категориям, а некоторые авторы используют эти два термина в качестве синонимов. Рассмотрим ...
Классифицирующий признак |
Содержание классификации |
Основное предназначение классификации |
По типам деятельности |
Техническая, организационная, экономическая, социальная, смешенная |
Специфичность аспекта анализа проекта |
По структуре |
Монопроект, мультипроект, мегапроект |
Сложность иерархической структуры управления проектом |
По размеру |
Мелкие, средние, очень крупные |
Уровень детализации информации |
По масштабу |
Межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные проекты одного предприятия. |
Специфичность разработки и управления проектом |
По длительности |
Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные |
Структурирование жизненного цикла проекта |
По сложности |
Простые, сложные, очень сложные |
Специфичность процесса управления проектами |
По характеру предметной области |
Инвестиционный, инновационный, научно-исследовательный, смешанный |
Специфика жизненного цикла проекта и учета выгод |
Про признаку внедрения |
Внедряется в действующее предприятие, создает новое предприятие |
Правильное исчисление и сравнение приростных потоков доходов и затрат |
Смешанный – по доминирующему признаку |
Малые, мегапроекты, краткосрочные. Моно- и мультипроекты |
Специфика использования стандартных процедур проектного управления и контроля |
Основными источниками региональных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.
К государственным инвестициям в регионе относятся:
- средства государственного бюджета развития (федерального и регионального);
- инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществляемые вне плановой инвестиционной программы;
- налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты
государственных финансовых структур.
Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория «инвестиционный
Инвестиционный климат региона — обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему.
Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного климата.
Первый подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, таких, как: динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.
Второй подход (многофакторный) основывается на взаимосвязанной характеристике широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. К таковым относятся: характеристика экономического потенциала (обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного
Обобщающим показателем инвестиционного климата при факторном подходе выступает сумма множества
- где Q — обобщающая взвешенная оценка инвестиционного климата региона;
- X,— средняя балльная оценка у’-го фактора для региона;
- Р.— весу-го фактора.
Сводный показатель оценки инвестиционного климата не может служить единственным критерием привлекательности той или иной хозяйственной системы для вложения инвестиций. Он обычно дополняется информацией о развитости различных факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние и динамику инвестиционного климата.
Третий подход к оценке инвестиционного климата
Первое направление
- наличие факторов производства, в том числе трудовых;
- уровень потребительского спроса;
- результаты хозяйственной деятельности населения в регионе;
- уровень развития науки и внедрения ее достижений в производство;
- развитость ведущих институтов рыночной экономики;
- обеспеченность региона технической и социальной инфраструктурой.
Инвестиционные риски оцениваются с позиции
В основе второго направления лежит оценка уровня инвестиционного климата с позиции развития региональной общественной системы в целом. Этот подход помимо прочих показателей учитывает человеческий потенциал, материальную базу развития, социально-политическую обстановку, факторы политического риска, состояние экономики и уровень управления ею.
Проблемы адекватной оценки инвестиционного климата
1. Инвестиционный климат страны и регионов
2. Получатель инвестиций и инвестор преследуют, как правило, неодинаковые цели. Первый стремится решить комплекс социально-
3. Существует объективная потребность сопряжения
4. Инвестиции должны быть увязаны с развитием
5. Необходима комплексная оценка эффективности
Рисковый метод анализа и оценки инвестиционного климата представляет интерес прежде всего для стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность территории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионе ведения бизнеса. Новые возможности для анализа инвестиционного климата дает одно из ведущих направлений современной экономической мысли — институционализм. Для целей нашего исследования важна характеристика институциональных условий расширенного общественного воспроизводства как особых институциональных систем.