Инвестиционный климат России

Курсовая работа

Его не любят. Его стремятся приручить. Из него лепят образ врага. В конце ХХ века экономика без него буксовала. Он кислородная подушка для стран, отставших в развитии и стремящихся преодолеть кризис переходности. Он не панацея от всех бед — скорее стимул к развитию, но не само развитие. Он неотъемлемая часть глобализации мировой экономики, противовес замкнутости хозяйства, антипод автаркии. Он иностранный частный капитал.

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро — и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований. [7]

Россия вступила в 2001 г. в условиях заметного оживления экономики, преодолев наиболее острые последствия финансового и экономического кризиса 1998 г. Этому способствовали усилия правительства по стабилизации экономики и финансов в посткризисный период и благоприятные внешние условия, сформировавшиеся в 2000 г. Итоги развития экономики России в 2000 г. свидетельствуют о качественном изменении хозяйственной ситуации.

И тому есть множество примеров: сокращение количества убыточных производств, увеличение поступлений доходов в бюджет, снижение задолженности по выплатам заработной платы, сокращение безработицы, благоприятная конъюнктура цен на основные позиции российского экспорта (нефть, газ, черные и цветные металлы), а также некоторые другие. Последний фактор характеризует прямую зависимость доходных статей бюджета от ситуации на мировом рынке, что говорит о сохранении Россией обидного статуса “сырьевого придатка”.

Основным путем выхода из этой ситуации, по мнению экспертов, видится значительное увеличение капиталовложений в экономику, причем не столько в добывающую промышленность и сферу услуг, сколько в начальные стадии научно-технического развития, т.е. в фундаментальные научные исследования, прикладные исследования и, самое главное, внедрение в производство новых технологических процессов. Тогда станет возможным увеличение производства конкурентоспособной конечной продукции многих отраслей промышленности и, следовательно, значительное уменьшение импортной зависимости. В связи с этим данный курсовой проект можно назвать актуальным. В нем раскрываются все основные стороны инвестиционного процесса в переходной, но стабилизирующейся экономике России.

14 стр., 6642 слов

Тема 1 Хозяйственная деятельность как предмет правового регулирования

... ГК РБ – Гражданский кодекс Республики Беларусь СЭЗ – свободная экономическая зона Тема 1 Хозяйственная деятельность как предмет правового регулирования 1.1. Понятие хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Понятие хозяйственного права. 1.2. Предмет, метод, принципы и функции ...

1.Сущность инвестиционного климата

1.1. Понятие и структура инвестиционного климата.

Понятие “инвестиционный климат” характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в

При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры — приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.

В их числе: природные ресурсы и состояние экологии; качество трудовых ресурсов; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств; макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный долг, в том числе внешний; качество государственного управления, политика центральных и местных властей; законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни, степень либерализации; уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция; защита прав собственности, уровень корпоративного управления; обязанность исполнения партнерами контрактов; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования; открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами; административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок; уровень монополизации экономики.[4]

Инвестиции (капитальные вложения) — совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.[3] Инвестиции — относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «капитальные валовые вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции — более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций

  • вложения в акции предприятий различных отраслей материального

производства — по своей природе ничем не отличаются от прямых

инвестиций в производство. К основным задачам инвестиционной политики относятся: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

21 стр., 10175 слов

Воздействие инфляции на уровень и качество жизни различных слоев населения

... социально--экономического аспекта инфляции со стороны ее воздействия на уровень и качество жизни различных слоев населения. Методы исследования. ... Е.Гайдар [32], В.May [11] и др.), потери населения от инфляции трактовались как «неизбежное», но «преходящее» зло; по ... характера теории» у монетаристов отсутствует широкий социально--экономический анализ, последствия инфляции для населения у них отходят ...

Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объём национального дохода общества; от его динамики будет зависеть множество макропропорций в национальной экономике.

Инвестиции в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, а, следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процессов инвестирования, или капиталообразования. [7]

Инвестиции подразделяются на финансовые, реальные (прямые) и интеллектуальные. Финансовые инвестиции — вложения в финансовые институты, то есть вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями или государством. Реальные инвестиции — вложения частной фирмы или государства в производство какой-либо продукции. Интеллектуальными инвестициями являются вложения в подготовку кадров, передача опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки. [3]

Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов. Первый из них — это инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения. Второй компонент — инвестиции в товарно-материальные запасы, которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения.

В инвестициях важно также то, что они всегда ориентированы на будущее. Как правило, капитальные блага, приобретённые за счёт инвестиций, окупят себя не сразу. Кроме того, они часто высокоспециализированы. Именно эти свойства делает инвестиции рискованными. Значит необходимо предвидеть характер спроса в достаточно отдалённой перспективе. Особенность большинства капитальных благ состоит в том, что они — блага длительного пользования, с ожидаемым сроком жизни в 10 и более лет. Даже когда стимулы для строительства, связаны с настоящим, расчёты, определяющие целесообразность капитальных вложений, обязательно учитывают будущие доходы фирмы. [7]

Инвестиции можно условно разделить на три категории: прямые, портфельные и прочие.

прямыми инвестициями

портфельным

И, наконец, к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано, прежде всего, разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них. [3]

Структуру инвестиций можно представить при помощи следующей схемы (см. схему 1).

Схема 1.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны. Инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

3 стр., 1444 слов

Планирование и прогнозирование инвестиций в стране

... методов перспективного планирования инвестиций можно разделить на следующие группы: 1.Методы, базирующиеся на статистике и прогнозировании (экстраполяционные методы). Все многообразие функций статистического прогнозирования сводится к следующим элементарным функциям и их вариациям: ...

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
  • государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
  • размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
  • усиление государственного контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета;
  • совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
  • значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. [7]

1.2. Инвестиционный климат в зарубежных странах.

Если проанализировать этапы экономического подъема таких промышленно развитых стран, как США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания и другие, нетрудно заметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах соответствовали (естественно, с определенным лагом) периоды самых высоких темпов подъема экономики. Это ярко проявилось, в частности, в 60-е годы, когда высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась особенно значительными темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовой национальный продукт. К примеру, в Японии при удвоении объема капитальных вложений 3а 1966-1970 гг. валовой национальный продукт возрос по сравнению с предыдущим пятилетием более чем на 70 %. В эти же годы в США, ФРГ, Франции достигались приросты валового национального продукта на 25 — 30%.

При таких высоких темпах экономического роста многие развитые страны получили возможность создать уже в 60-е годы производственный потенциал, обеспечивающий материально-техническую основу для устойчивого экономического и социального развития в последующий период, для формирования экономики постиндустриального общества и нового качества экономического роста. Создались условия, при которых можно не только стабилизировать норму производственного накопления, но и снижать ее тогда, когда и при таком условии обеспечивается быстрая замена физически и морально устаревших средств труда на основе непрерывной прогрессирующей техники.

С повышенной инвестиционной активностью связан и известный экономический феномен последнего периода — появление «новых индустриальных стран» Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. В том же контексте сейчас можно говорить уже и о Таиланде. В этих странах в относительно короткий срок созданы стабильные экономические структуры с достаточно крупным и динамичным экспортным потенциалом, способным быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка, осуществлен переход к широко-фронтальному развитию современных наукоемких отраслей экономики.

21 стр., 10405 слов

Инвестиции и их роль в экономике: макроэкономические модели

... системы правового регулирования иностранного инвестирования, совершенствованием законодательства. Цель работы показать, что инвестиции сложный и многообразный процесс в экономике, а также отразить состояние и направления инвестиционной деятельности в РБ. курсовой работы состоит из ...

Например, в США накопленный объем прямых иностранных инвестиций, составлявший в 1976 г. порядка 30 млрд. долларов, возрос к концу 80-х годов более чем в 10 раз; общий же объем иностранных активов в экономике превысил к этому времени 1,5 трлн. долларов. При наличии в США развитой системы законодательного регулирования инвестиционной деятельности такой мощный приток иностранного капитала в большой мере способствовал дальнейшему подъему экономики страны на основе прежде всего повышения производительности труда и развития конкурентоспособного экспортного потенциала.

Весьма активная роль иностранного капитала в подъеме экономики отчетливо видна и в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии. При его непосредственном участии (общий объем прямых иностранных инвестиций в эти относительно небольшие страны к концу 80-х годов превысил 20 млрд. долларов),они ускоренно прошли ставшие уже классическими этапы современной индустриализации: развитие импортозамещающих отраслей (60-е годы), создание экспортного потенциала (70-е годы) и развитие наукоемких отраслей (80-е годы и начало 90-х) . В результате по производству некоторых видов продукции, включая наукоемкие, новые индустриальные страны вышли на передовые рубежи в мировом хозяйстве.

Рекордной величины в последнее время достигли иностранные инвестиции в Индонезии. На долю иностранных вложений приходится около 22% всех инвестиций в индонезийскую экономику.

Иностранному капиталу во многом обязана в своем развитии и Бразилия. Здесь к началу 1990 г. сумма прямых инвестиций составила порядка 30 млрд. долл., причем на долю совместных и иностранных предприятий приходилось около ЗО% промышленного производства и, главным образом, в важнейших его отраслях — машиностроении, металлургии, химии и нефтехимии. С привлечением иностранных инвестиций в Бразилии, как и в новых индустриальных странах Азии, в первую очередь решались задачи развития импортозамещающих производств и последовательного наращивания экспортного потенциала. При этом крупнейшее южноамериканское государство стремилось не к получению иностранных кредитов и займов, которые обычно становится кабальными для развивающихся стран, а к привлечению прямых иностранных инвестиций для создания современных промышленных производств на взаимовыгодных условиях. Одновременно экономическое сотрудничество с зарубежными корпорациями организовывалось по возможности так, чтобы использовать уже сложившиеся их фирменные каналы и рынки сбыта бразильской продукции.

В конечном счете, привлечение иностранного капитала позволило Бразилии модернизировать многие действующие производства, а также заново создать такие современные отрасли, как электроника, робототехника, биотехнология, аэрокосмическая промышленность, получить дополнительный приток в страну иностранной валюты для удовлетворения внутренних нужд и обслуживания внешнего долга.

Как видно из приведенных примеров, разные страны, при всей их дифференциации по возможностям и условиям экономического развития в отношениях с иностранным капиталом действительно обнаруживают много общего. И главное здесь в том, что иностранные инвестиции в экономику той или иной страны становятся своего рода катализатором ускоренного экономического и социального развития. При этом было бы неоправданно сводить все дело к созданию на основе иностранных инвестиций какого-то нового производства, хотя это, разумеется, тоже очень важно. Но еще важнее роль таких инвестиций как фактора, активизирующего включение в хозяйственный процесс ранее плохо использовавшегося природного, производственного, трудового потенциала. Иностранный капитал, органично соединяясь с национальными усилиями и ресурсами, генерирует по принципу цепной реакции высокий интегральный эффект на основе применения более прогрессивных средств труда, повышения квалификации работников и улучшения использования имеющихся производственных ресурсов. [8]

2. Инвестиционный климат в условиях переходной экономики России.

2.1. Современное состояние инвестиционного климата в России.

Вопрос об инвестиционном климате в России в настоящее время выходит на передний план. От его решения, может быть, больше чем от всех других

факторов, зависит будущее российской экономики. В настоящее время инвестиционный климат в стране весьма неблагоприятен: приток прямых иностранных инвестиций примерно в пять раз меньше оттока капитала. В области прямых инвестиций сравнительные позиции России выглядят довольно скромно. По накопленной за период 1989-1998 гг. сумме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на душу населения Россия занимает лишь 21-е место среди 25 стран Центральной и Восточной Европы и СНГ. Объем иностранных инвестиций к ВВП даже в 1997г., когда приток ПИИ был в стране максимальным, составил 0,8 %. Максимальные объемы иностранных вложений были достигнуты в 1997 году, когда они составили 12295 млн. долларов, в том числе прямые инвестиции — 5333 млн., портфельные — 681 млн. и прочие — 6281 млн. долларов.

Наиболее активно в экономику России инвестировали: Германия, США, Великобритания, Кипр, Франция, Нидерланды, Италия, Швейцария, Швеция и Япо6ния (они дали 89,3% объема всех накопленных инвестиций и около 83,6% -накопленных ПИИ).

Вследствие кризиса 1998 года макроэкономические показатели ухудшились, однако достигнутая ранее финансовая стабилизация не сорвана.

Инфляция возросла, составив за первые восемь месяцев 1999 года около 30 %, но не вышла за допустимые рамки. Обеспечена относительная стабильность рубля. Наблюдается устойчивое положительное сальдо внешнеторгового баланса (13,3 млрд. долларов за первое полугодие, за аналогичный период 1998 года — 2,5 млрд. долларов.).

Существенно улучшился платежный баланс. Наблюдается рост промышленного производства (в августе 1999 года — на 14,2 % по сравнению с августом 1998 года, за январь-август 1999 года _ на 5,9 % по сравнению с аналогичным периодом 1998 года) 1 .

Вместе с тем еще в 1996 году стало ясно, что только макроэкономической стабилизации и даже снижения процентных ставок будет недостаточно для возобновления экономического роста и повышения инвестиционной активности. Кризис 1998 года это подтвердил. Нужны серьезные и комплексные институциональные изменения. Россия остро нуждается в реструктуризации своей экономики на современной технологической основе. Для этого потребуется за 20 лет более 2 трлн. долларов инвестиций из всех источников.

Сегодня износ основных фондов российских предприятий составляет более 50 %. Объем инвестиций в основной капитал падает уже в течение 12 лет и в мае 1999 года составил 22 % уровня 1991 года. Наблюдается значительный отток капитала, а всего за годы реформ, по наиболее взвешенным оценкам, он достиг 130-140 млрд. долларов. [4]

________________

1 Социально-экономическое положение России. Янв. _ август 1999. М.: Росстатагенство, с.14.

Традиционно принято считать, что главные конкурентные преимущества России — это богатые природные ресурсы, высокий уровень образования и высокий интеллектуальный потенциал. Но в отношении качества трудовых ресурсов надо трезво оценивать нашу конкурентоспособность. Сравнительная интегральная оценка качество рабочей силы, которую швейцарский институт Beri ежегодно определяет для 49 стран, ставит Россию близко к группе стран, не подходящих для размещения какого-либо производства 1 . Трудовая дисциплина оценивается в ? возможного максимального уровня.

инфраструктуры,

Политическая нестабильность и непредсказуемость, Объем государственного долга

Состояние государственного долга предопределяет низкий кредитный рейтинг России и высокие процентные ставки, поэтому без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на приемлемых условиях.

Государственное управление

Дефолт и девальвация 1998 года явились следствием безудержного наращивания государственного долга в 1995-1996 гг. ради достижения политических целей. Олигархи, искусственно поддержанные государством в 1993-1996 гг. исходя из текущего видения политических потребностей, в дальнейшем стали сильным тормозом на пути эффективных преобразований.

политическую стабильность.

_______________

1 Подмастерья. — Эксперт, 1999, №15.

Можно понять неизбежность подобных явлений в процессе становления новой демократической России. Но до тех пор, пока они продолжаются, инвестиционный рейтинг страны будет оставаться низким.

корпоративного управления и контроля.

Серьезной опасностью для прав инвестора является и недостаточная регламентация оснований для инициирования процедуры банкротства и ее проведения. Наблюдается парадоксальная ситуация: те предприятия. Которые имеют достаточный запас прочности, вовлекаются в процедуры банкротства (так как существует благоприятная возможность для захвата контроля над ними со стороны конкурентов), а безнадежные предприятия избегают этой процедуры (не находится желающих приобрести такие предприятия, а шансы получить долги в ходе процедуры банкротства невелики).

Существенный ущерб наносит инвесторам непредоставление им информации менеджерами компаний, предусмотренной действующим законодательством, о деятельности предприятия и его финансовом состоянии. Кроме того, отчеты, составленные по отечественным канонам бухгалтерского учета, зачастую бесполезны, так как содержащиеся в них данные не позволяют получить достоверную оценку состояния предприятия.

Основные барьеры на пути развития эффективной системы корпоративного управления в России состоят в:

  • отсутствии действенных механизмов перераспределения собственности в пользу эффективных собственников. (Происходящие сдвиги связаны, как правило, с перераспределением капитала от работников к менеджерам без повышения доли внешних акционеров, заинтересованных в эффективном корпоративном управлении.);
  • наличии высокой доли аффилированных лиц в структуре собственности многих предприятий;
  • низких стандартах качества информации о деятельности компаний, что не способствует привлечению внешних инвесторов, в первую очередь иностранных;
  • игнорировании и ущемлении прав меньшинства акционеров. (Органы государственного регулирования и правовая система неспособны пока обеспечить их права.);

— отсутствии понимания многими руководителями приватизированных предприятий того, что их ответственность связана с удовлетворением интересов собственников (акционеров), а не прочих заинтересованных сторон — местных властей, трудового коллектива.

стабильность законодательной базы,

Практика внесения поправок в действующие законодательные акты не продумана и нередко для решения сиюминутной проблемы вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового регулирования.

Дестабилизирующим фактором предпринимательской деятельности является несоответствие федерального и региональных законодательств. Однако самая главная проблема — плохое исполнение законов.

Серьезным фактором неисполнения законов является неэффективность судебной защиты в случае нарушения норм права. У инвесторов нет уверенности в том, что их права и интересы будут защищены в соответствии с духом и буквой закона.

Масштабы преступности и коррупции в России чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам, теневая экономика охватывает около ј ВВП.

Организованная преступность стала реальным конкурентом государства в “сборе” налогов. Кроме того, она объективно препятствует переходу предпринимателей из теневой экономики в легальную.

налоговое бремя.

Однако дело не только в налоговом бремени. Предприятия не защищены от произвола налоговых и таможенных органов. Поскольку налоговые отношения могут регулироваться лишь государством, то в условиях хронического дефицита бюджета налогоплательщики оказываются под усиленным давлением фискальных служб. Сложность получения необходимой информации о трактовке изменений в законодательстве, частота нововведений неоправданно увеличивают издержки по мониторингу законодательства и повышают фискальные риски, которые являются одной из главных составляющих неблагоприятной оценки инвесторами положения в российской экономике.

Слабость банковской системы

финансовые институты,

В российском законодательстве не упоминаются и кредитные союзы, являющиеся основными кредиторами мелких и средних предпринимателей в добольшевистской России и играющие существенную роль в современных Германии, Франции, Голландии, США. Естественно, что кредитных союзов в нашей стране нет.

Валютное регулирование

таможенного регулирования,

Такого рода факты порой сводят на нет эффективность более важных мер правительства по улучшению инвестиционного климата.

внешней торговли

Для экономики России принципиально важно завоевать прочные позиции на мировых рынках. Учитывая низкую конкурентоспособность большей части продукции нашей обрабатывающей промышленности, для начала надо закрепиться на тех рынках, где Россия имеет свои позиции, прежде всего на рынках СНГ. Иностранные инвестиции могли бы способствовать росту российского экспорта, но при условии, что инвесторы смогут рассчитывать на рынки СНГ. В связи с этим следует признать крайне нежелательным сохранение в долгосрочной перспективе нынешнего порядка обложения НДС продукции, экспортируемой в страны СНГ, особенно на Украину. Двойное обложение НДС при поставках на украинский рынок подталкивает отечественных экспортеров на различные схемы обхода существующего порядка, например, путем экспорта через Польшу.

политика местных властей.

  • желание захватить собственность (или участвовать в ней) как условие содействия инвестициям (Москва, Башкирия, Татарстан, Красноярск и др.);
  • стремление строить барьеры на пути вывоза или ввоза продукции (Краснодарский край, Белгородская, Курская, Тульская область и др.);
  • особые отношения с рядом предпринимателей, ограничения конкуренции, поддержка отдельных предприятий;
  • необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов;
  • прямой запрет на осуществление отдельных видов деятельности;
  • не предусмотренные законодательством поборы и лицензии;
  • коррупция при выдаче лицензий и регистрации;
  • противоречие федеральному законодательству. Особенно в налоговой сфере (подавляющее большинство субъектов РФ);
  • излишняя бюрократизация административных процедур;
  • создание препятствий для миграции рабочей силы;
  • совмещение функций хозяйствующих субъектов с функциями органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

реформированию бухгалтерского учета.

Всем категориям инвесторов необходима не только адекватная информация о положении предприятия, но и уверенность в том, что полученный (или неполученный) ими дивиденд (процент) — это результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия. А не его учетной политики, “подстроенной” под интересы налоговых органов и не учитывающей потребности инвесторов.

национальный режим, общий для российских и иностранных инвесторов.

Инвестиционную привлекательность России в глазах иностранных инвесторов существенно снижает отсутствие того режима благоприятствования по отношению к иностранным инвестициям, который они имеют в других странах с переходной экономикой.

В последнее время положение на мировых рынках стало более благоприятным для России, но главным образом за счет стабилизации мирового финансового рынка и появления свободных ресурсов. Внутренние российские условия пока не становятся более привлекательными. Иностранные компании размещают в России лишь производство основных потребительских товаров. В стратегическом плане ситуация сложилась критическая. Кризис доверия губителен, прежде всего, для прямых инвестиций, так как они предполагают специфированную и менее ликвидную форму капитала. По пальцам одной руки можно пересчитать крупнейшие мировые компании, разместившие свое производство в России, несмотря на популярность их товарных знаков на российском рынке и высокий потенциальный спрос. Это является серьезным негативным сигналом более мелким инвесторам, идущим на новые рынки в фарватере мировых гигантов.

В рейтинги конкурентоспособности на 1999 год, составляемом International Institute for Management and Development для 47 стран на основании анализа 288 критериев, Россия занимает “почетное” 47 место. Журнал Institutional Investor определяет кредитный рейтинг России в 20 баллов из 100 возможных (максимум символизирует наименьшую вероятность дефолта по суверенному долгу), что ставит ее на 104-е место в списке из 133 стран. [4]

В последние годы в народном хозяйстве России сложились уникальные возможности для выхода из кризиса на основе роста инвестиций и производства. Норма валовых национальных сбережений в ВВП к настоящему времени значительно возросла. Превысив его треть (см. рис. 1)

Норма валового сбережения

Норма валового накопления основного капитала

Использование сбережений на накопления

Рис. 1. Норма сбережения и накопления ВВП в России.

Это значительно превышает относительные величины валовых сбережений в составе ВВП в большинстве промышленно развитых стран мира (см. рис. 2)

Франция Германия Италия США Россия

Рис. 2. Норма сбережения в России (1996-2001 гг.) и других странах мира (1980-1992 гг.)

Рис. 3. Динамика инвестиционного потенциала российской экономики в 1995-2000 гг.

В результате в России сформировался значительный потенциал ресурсов для инвестирования. На рис. 3 представлены данные, характеризующие рост ресурсов валовых национальных сбережений в 1999 — 2000 гг. Они показывают, что в 2001 году потенциал валовых сбережений превысил додевальвационный (1997 г.) уровень в 1,8 раза. Проблема, однако, в том, что данные ресурсы значительной своей части не используются на цели накопления и инвестирования в основной капитал, а экономика в последнее время теряет темпы инвестиционного оживления (см. рис.1), в итоге норма валового накопления основного капитала практически не растет, “балансируя” на уровне 16-18 % ВВП (см. рис.1).

Причины такой ситуации кроются в особенностях сформировавшейся воспроизводственной модели российской экономики, характеризующейся, в частности:

  • усилением ее зависимости от конъюнктуры мировых рынков сырья и поддержанием роста посредством высокоинтенсивной эксплуатации производственного аппарата экспортоориентированного сектора, приближающейся к предельно возможному уровню загрузки мощностей;
  • накоплением в стране масштабного потенциала сбережений, в значительной своей части не используемого на инвестиции в реальные активы;
  • высокой концентрацией этого потенциала в отраслях экспортоориентированного сектора промышленности на фоне обострения дефицита инвестиционных капиталов в обрабатывающем комплексе, увеличением разрыва в прибыльности производств в этих секторах;
  • ростом масштабов финансирования зарубежных экономик за счет ресурсов экспортного сектора (вывоз капитала, накопление валютных резервов в государственном и частном секторах экономики;
  • неразвитостью каналов межотраслевого перетока капиталов из капиталодостаточных в капиталодефицитные отрасли промышленности;
  • невозможностью поддерживать устойчивую и высокую динамику экономического роста только за счет экспортоориентированного сектора

экономики.

Последний получил максимальный выигрыш от девальвации рубля и благоприятной ценовой конъюнктуры мировых рынков. Этот сектор формирует сегодня подавляющую часть всех национальных сбережений. Валовые сбережения предприятий за последние годы увеличились наиболее значительно: с 12% ВВП в преддевальвационный период (1997 г.) до 22-23% в настоящее время. Именно на эти ресурсы опирается рост инвестиций в промышленности. Однако они оказались “замкнутыми” в топливно-сырьевом секторе и не перетекают в обрабатывающие производства, остро нуждающиеся в инвестиционной реконструкции.

Сегодня экспортный сектор концентрирует примерно три четверти валовой прибыли промышленности и инвестиций в основной капитал.

Значительно выросли сбережения и в секторе государственных учреждений: с 1% в 1997 году до 7-9% в 2001 году. Эти ресурсы также оказались во многом исключенными из сферы инвестиционной деятельности и используются для расчетов государства по долгам, на цели роста потребления в рамках бюджетной системы и наращивания бюджетного профицита.

Таким образом, на фоне избытка инвестиционных капиталов в одних секторах (преимущественно экспортоориентированных) другие по-прежнему испытывают острый инвестиционный голод. Причем зачастую это касается отраслей, имеющих четкое позиционирование, устойчивый сбыт на внутреннем рынке и перспективы развития (пищевая промышленность и др.).

В результате внутренне ориентированный сектор экономики России сегодня остается наиболее рисковой сферой приложения капитала, значительно уступая по прибыльности инвестициям в экспортоориентированные отрасли. Причем, улучшение финансового положения второго сектора слабо сопряжено с успехами в производственной деятельности, а во многом обусловлено благоприятной конъюнктурой мировых рынков.

Острая проблема на ближайшую перспективу связана с тем, что потенциал макроэкономических факторов, на которые ранее опирался инвестиционный подъем (импортозамещение на основе вовлечения в хозяйственный оборот незагруженных мощностей) к настоящему времени во многом оказался исчерпанным. Дальнейшее увеличение дозагрузки мощностей все в большей степени упирается в объективные ограничения — высокий уровень физического и морального износа производственного капитала, причем, как и в экспортных, так и во внутренне ориентированных отраслях.

По ряду системных рыночных признаков инвестиционный климат в стране по-прежнему столь же неблагоприятен, как и в преддевальвационный период. Причины состоят в институциональной и законодательной неурегулированности инвестиционной деятельности, в том числе относительно обеспечения прав собственности; незащищенности инвесторов; высоких трансакционных и налоговых издержках; запретительно высоких барьерах для “входа” инвесторов на рынок; исключительно низкой роли государства как создателя правового режима инвестиционной деятельности. [6]

2.2. Пути улучшения инвестиционного климата в России.

Прежде чем определять долгосрочную стратегию политики улучшения инвестиционного климата в России, следует ответить на несколько фундаментальных вопросов:

Есть ли иной выход, кроме ставки на частные инвестиции?

частные инвестиции.

Что мы предпочитаем: эффективность инвестиций или их объем?

Недостаток инвестиций толкает нас прежде всего к увеличению их объемов. В пользу этого подхода “работают” и советские традиции. Однако на самом деле мы должны отдавать предпочтение эффективности, в том числе и потому, что еще не завершился процесс смены инвестиционных режимов, сопровождающий переход от планового к рыночному хозяйству. Не все инвестиции одинаково полезны. Многие объемы инвестиций предприятий, в том числе естественных монополий и региональных (местных) властей, даже при нынешней жалкой величине, остаются “советскими” по показателям эффективности. При жестком отборе и качественном исполнении проектов важно, чтобы первые места в этом списке занимали самые эффективные. Сегодня это не так.

Что мы будем стимулировать — потребительский спрос или сбережения?

В последнее время появилась точка зрения, что сейчас для экономического роста нужно стимулировать потребительский спрос и увеличивать денежные доходы населения. Есть даже предложение сразу удвоить зарплату. Однако не стоит забывать, что доходы населения могут реально повышаться только по мере роста производства и производительности труда. Альтернатива — печатать деньги и ожидать роста цен, “съедающего” номинальные денежные доходы, или брать взаймы.

Другой способ стимулирования спроса — поощрять его в ущерб сбережениям. Следует подчеркнуть, что российское пореформенное общество не нуждается в поощрении потребления: все слои общества, как бы стремясь вознаградить себя за многие десятилетия принудительного воздержани ………..

Страницы: [1] | |