Изменение сроков уплаты налога и сбора

Курсовая работа

Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом сроки. Несвоевременная уплата налогов грозит обернуться для налогоплательщика весьма серьезными последствиями. Причем не только экономического, но и уголовного характера. Однако, в силу определенных обстоятельств, реальной возможности вовремя уплатить налог у налогоплательщика может не быть. Причиной этому могут служить как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние факторы. Для таких случаев действующее налоговое законодательство предусматривает возможность в исключительных случаях перенести срок уплаты налога на более позднее время.

До вступления в силу Налогового кодекса РФ условия и порядок изменения сроков уплаты налога и сбора устанавливались Законом РФ 27.12.91 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст.10), Законом РФ от 20.12.91 N 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите», Инструкцией ГНС РФ от 28.04.98 N 12 «Об инвестиционном налоговом кредите». Согласно ранее действовавшему налоговому законодательству, существовало только одна форма изменения срока уплаты налога (сбора) — отсрочка или, как она еще называлась, налоговый кредит. Разновидностью отсрочки являлся инвестиционный налоговый кредит. Отсрочка рассматривалась налоговым законодательством как предоставление налогоплательщику целевой налоговой льготы (ст.10 Закона N 2118-1).

Вступившим в действие Налоговым кодексом РФ нормы налогового законодательства об изменении срока уплаты налога (сбора) впервые были объединены в одном нормативном акте. Налоговый кодекс РФ дал четкое определение, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и установил четыре формы, в которых оно может производиться. Это отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (п.3 ст.61 НК РФ).

Однако, с 1 января 2007 налоговый кредит, как форма изменения срока уплаты налога (сбора), был отменен, а ст.65 «Порядок и условия предоставления налогового кредита» НК РФ утратила силу (Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ).

Кроме этого, изменение срока уплаты налога (сбора) не рассматривается более как налоговая льгота. Из НК РФ следует, что это особый порядок исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов (сборов).

10 стр., 4545 слов

Административное право в системе управления финансов и кредита

... произвола. Управление в области финансов и кредита Согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относится финансовое, валютное кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные ...

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п.1 ст.61 НК РФ).

При этом, как следует из п.2 ст.61 НК РФ, срок уплаты налога может быть изменен не только в отношении всей подлежащей уплате суммы налога, но и в отношении части этой суммы. Кроме этого, учитывая, что Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно того какие именно сроки могут быть изменены, можно сделать вывод, что НК РФ допускается возможность изменения любых сроков, установленных налоговым законодательством РФ применительно к конкретному налогу или сбору, в том числе и сроков, предусмотренных законом для уплаты авансовых платежей по налогам.

Актуальность

В первой главе данной работы рассмотрены органы, в компетен-цию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора. Во второй и третьей главе даны определения видов изменения срока уплаты нало-га, а также рассмотрены условия и порядок их предоставления.

Глава 1. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов являются:

1) по федеральным налогам и сборам — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 — 5).

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

2) по региональным и местным налогам — налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

  1. бюджеты субъектов Российской Федерации, — по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;
  2. местные бюджеты, — по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.;

3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

4 стр., 1667 слов

Легко ли вернуть (зачесть) переплату по налогам?

... такой вариант вполне оправдан в тех случаях, когда сумма переплаты незначительная или до наступления срока уплаты предстоящих платежей по налогам остается менее одного месяца и т.п. Сообщение налогового ...

4) по государственной пошлине — органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;

5) по единому социальному налогу — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.1

Следует отметить, что с 1 января 2007 года начал действовать новый порядок предоставления отсрочки по уплате налоговых платежей. Новый порядок утвержден приказом ФНС России от 26.11.06 № САЭ-3-19/798@. Согласно приказу, решения об изменении срока уплаты федеральных налогов принимаются Федеральной налоговой службой. Решения об отсрочке по региональным и местным налогам принимаются налоговым управлением по субъекту федерации. Кроме того с 1 января действуют новые формы решений о приостановлении операций по счетам, а также требований об уплате налога, пеней и штрафов. Формы утверждены приказом ФНС России от 01.12.06 № САЭ-3-19/825@. 2

Теперь подробно остановимся на каждой из форм, в которых может осуществляться изменение срока уплаты налога (сбора).

Отсрочка — это перенос срока уплаты налога на срок, не превышающий один год с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока (п.1 ст.64 НК РФ).

Пример 1.

Предприятие в январе осуществило поставку произведенной продукции для государственных нужд. Согласно принятой на предприятии учетной политике выручка для целей налогообложения определяется по отгрузке. Поэтому до 20 февраля предприятие обязано было уплатить в бюджет НДС по совершенным в январе оборотам. Однако государственный заказчик не выполнил в установленный срок своих обязательств по оплате поставленной продукции. В связи с этим предприятие обратилось в ФНС РФ с просьбой перенести ему срок уплаты НДС по оборотам за январь на 3 месяца. Просьба предприятия была удовлетворена. В результате этого предприятие получило право заплатить сумму НДС по январским оборотам до 20 мая.

Рассрочка , в отличие от отсрочки, представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и отсрочка срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течение соответствующего срока (1 ст.64 НК РФ).

Пример 2.

В результате стихийного бедствия заводу был причинен значительный ущерб. В связи с этим завод не смог в установленный законом срок заплатить причитающиеся к уплате суммы налогов. На сумму задолженности стали начисляться пени. Чтобы прекратить начисление пеней на сумму задолженности завод обратился в ФНС РФ с просьбой о предоставлении ему рассрочки по уплате налогов в федеральный бюджет сроком на 4 месяца. Завод обязался погасить имеющуюся у него задолженность перед федеральным бюджетом в течение указанных 4 месяцев равными долями в три этапа. 3

С 1 января 2007 вступило в силу еще одно важное дополнение: отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации (п.1 ст.64 НК РФ).

4 стр., 1679 слов

Изменение срока уплаты налога, сбора или пени

... государства и муниципальных образований относительно принятия решений об изменении срока уплаты налога или сбора. По общем}' правилу решение вопросов изменения сроков исполнения налоговой обязанности по федеральным налогам входит в компетенцию ФНС России. Относительно изменения сроков уплаты региональных ...

Итак, основное отличие отсрочки от рассрочки заключается в различном порядке погашения налоговой задолженности. В первом случае задолженность погашается единовременно и в полном объеме, во втором — поэтапно, в течение периода на который предоставлена рассрочка. В остальном же эти две формы изменения срока уплаты налога (сбора) одинаковы.

Налоговый кредит

Как и отсрочка (рассрочка) налоговый кредит предоставлялся по одному или нескольким налогам. По сравнению с отсрочкой (рассрочкой) по уплате налога, перечень оснований по которым мог быть предоставлен налоговый кредит являлся более узким. Налоговый кредит мог быть предоставлен только в трех случаях, а именно:

  1. если лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  2. если лицу задерживается финансирование из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа;
  3. если в случае единовременной выплаты сумм налога в отношении лица возникает угроза банкротства.

Размер процентов, начисляемых на сумму задолженности при предоставлении налогового кредита, в два раза превышал размер процентов, начисляемых при предоставлении отсрочки или рассрочки. В данном случае проценты на сумму задолженности начислялись исходя из ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей за период договора о налоговом кредите. Еще одним отличием налогового кредита от отсрочки (рассрочки) являлось то, что налоговый кредит мог быть предоставлен заинтересованному лицу только при наличии обеспечения в виде залога или поручительства.4

Однако, в отличие от отсрочки (рассрочки) для получения налогового кредита одного положительного решения уполномоченного органа было недостаточно. При предоставлении налогового кредита Налоговый кодекс требовал обязательного заключения между заинтересованным лицом и уполномоченным органом договора, составленного по установленной форме. Форма такого договора разрабатывалась и утверждается непосредственно самим уполномоченным органом. Так, в случае предоставления налогового кредита Министерством финансов РФ, соответствующий договор заключался по форме приведенной в Приложении N 2 к Приказу Минфину от 30.09.99 N 64н.

В целом же, анализируя положения Налогового кодекса РФ о формах изменения срока уплаты налога (сбора) можно сделать вывод, что налоговый кредит имел много общего с отсрочкой и рассрочкой. Но сложная процедура получения налогового кредита, необходимость его обеспечения, а также повышенный размер процентов, по сравнению с отсрочкой (рассрочкой), сделали его той формой изменения срока уплаты налога (сбора), которая на практике большого распространения не получила, в связи с чем, наверное, и была упразднена.