Состояние рынка лизинговых услуг

Курсовая работа

Рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Долголет­ний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффектив­ности. В России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма. Одним из нетрадиционных и достаточно эффективных в последние десятилетия инвестиционных инструментов стал лизинг.

Цель данной курсовой работы — оценить состояние рынка лизинговых услуг. Работа состоит из двух глав: в первой представлены теоретические основы лизинга (понятие, сущность, виды), во второй – оценка итоговых результатов лизинговых услуг.

Лизинг определяется как вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных средств в имущество, предоставляемое по договору физическим или юридическим лицам на определенный срок. Лизинг-это аренда. Однако в бизнесе под лизингом понимается предпринимательская аренда: оборудования, недвижимости, то есть основных фондов.

На сегодняшний день лизинг приобретает все большее значение как эффективный инструмент для привлечения инвестиций, пополнения оборотных средств и оснащения предприятий оборудованием. Лизинг как своеобразная форма арендных отношений — перспективный финансовый инструмент в деятельности предпринимательских структур

Лизинг является наиболее выгодным из финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы любого производства. Государство является активным игроком на рынке лизинга в ключевых отраслях экономики страны. Участвует в создании отраслевых лизинговых компаний, субсидирует процентные ставки по коммерческим кредитам, предназначенным для поставки оборудования в лизинг. На сегодняшний день наблюдается достаточно четкая стратификация российского рынка услуг.

Лизинговые операции давно стали неотъемлемой частью экономики развитых стран. В настоящее время рынок лизинга в России находится на одном уровне с рынками таких государств, как Великобритания, Франция, Канада, Италия, а по темпам роста отечественный рынок лизинга опережает все крупные страны.

Глава 1. Теоретические основы лизинга

1.1. Понятие и сущность лизинга

Термин лизинг происходит от английского глагола «to lease» и означает «сдавать и брать имущество в наем». Процесс лизинга выражает комплекс имущественных и денежных отношений, складывающихся между участниками лизинговой операции. Лизинг представляет собой особый вид предпринимательства в инвестиционной деятельности. Суть лизинга заключается в инвестировании временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда лизингодатель приобретает в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставляет это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование и – в соответствии с действующим российским законодательством для предпринимательских целей.[4]

4 стр., 1877 слов

Сущность лизинга, объекты и субъекты лизинговых отношений

... предпринимательской деятельности. Объектом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Субъектами лизинга ...

Лизинг — долгосрочная аренда машин оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленные лизингодателем для лизингополучателя с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодателем на срок договора аренды.

Финансовые средства направляются на активизацию производственной деятельности, в основном на ее модернизацию. Гарантирован контроль за целевым использованием средств, так как в лизинг отдается конкретно оговоренное оборудование. Лизинговые платежи включаются в себестоимость, что влечет за собой уменьшение налогооблагаемой базы и стимулирует развитие производства.

Инвестиционная направленность лизинговой деятельности характерна для лизинга во многих странах мира. Вместе с тем в каждой стране есть свои особенности, различия в понимании сущности лизинга. В соответствии с российским законодательством лизинг представляет собой совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе и в связи с приобретением предмета лизинга.

Договор лизинга – договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Лизинг как своеобразная форма арендных отношений — перспективный финансовый инструмент в деятельности предпринимательских структур. Для многих российских предпринимателей проблема перехода на выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции может быть решена именно через лизинг.[2]

1.2. Объекты и субъекты лизинговых сделок

Весьма важным при заключении лизинговых сделок является определение объектов лизинга.

В Гражданском кодексе сказано, что объектами или предметами договора лизинга могут быть «любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов». Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, предназначенное для предпринимательской деятельности, т.е. виды имущества, которые образуют основные средства производства, а также имущественные комплексы, но без оборотных средств. При этом надо иметь в виду, что объектом лизинга является как новое имущество, так и имущество, бывшее в употреблении, т.е. имущество, обращающееся на вторичном рынке средств производства. Объектами лизинга не могут быть предметы, нахождение которых в обороте не допускается законом. Субъектами лизингового рынка являются лизингодатели, лизингополучатели, производители имущества, банки и другие кредитно-финансовые учреждения, а также брокерские и консалтинговые фирмы, которые хотя и не являются непосредственными участниками лизинговых операций, но оказывают другим участникам рынка посреднические, информационные и консалтинговые услуги.

11 стр., 5473 слов

Роль лизинга в развитии малого бизнеса

... В Татарстане создана лизинговая компания малого бизнеса. Одна из главных ее целей — оказание технических услуг начинающим предпринимателям. Эффективным направлением деятельности компании является лизинг оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, для обеспечения быстрого ...

Основными субъектами лизинга, т.е. сторонами договора лизинга, являются лизингодатель и лизингополучатель. При финансовом лизинге участником сделки является также производитель имущества – объекта договора лизинга, хотя стороной непосредственно в договоре лизинга он не является.

Лизингодатель – юридическое лицо, приобретающее имущество у производителя и передающее его без оформления лицензии по договору лизинга лизингополучателем. По закону лизингополучателем может быть и физическое лицо, т.е. гражданин, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица, но на практике такое вряд ли возможно.

Функциями производителя на рынке лизинговых услуг. Как правило, выполняют специализированные коммерческие организации – лизинговые компании в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ.

Юридическое право осуществлять лизинговую деятельность имеет и лизингополучатель – юридическое лицо 9или гражданин, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица), предпринимающее (или получающее) по договору лизинга во временное владение и пользование лизинговое имущество.

Лизингополучателем может стать любое предприятие, пожелавшее получить по договору лизинга то или иное имущество. [10]

Производитель – юридическое или физическое лицо, являющееся владельцем имущества, выбранного лизингополучателем, и заключающее с лизингодателем договор купли-продажи этого имущества.

Функции производителя на рынке лизинговых услуг чаще всего выполняют предприятия – изготовители имущества, но это могут быть и фирмы, осуществляющие оптовую торговлю машинами или оборудованием и др.

Банки и другие кредитно-финансовые учреждения, даже если они не являются непосредственно лизингодателями, также относятся к участникам рынка лизинговых услуг, так как обеспечивают лизингодателей заемными средствами, необходимыми для приобретения имущества.

Брокерские фирмы, функционирующие на рынке лизинговых услуг, играют очень важную роль. Их задача состоит в поиске партнеров, информационном обеспечении других участников рынка и даже в выполнении посреднических функций.[7]

Консалтинговые фирмы, специализирующиеся на лизинге, оказывают консалтинговую помощь всем участникам рынка, и в первую очередь лизингополучателям.

При международном лизинге субъектами российского лизингового рынка могут быть иностранные юридические лица, выполняющие функции лизингодателя, лизингополучателя или поставщика.

1.3. Основные виды и типы лизинга, Типы лизинга:

  • долгосрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет;
  • среднесрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет;
  • краткосрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет.

Виды лизинга:

Финансовый лизинг — срок передачи оборудования примерно равен сроку его эксплуатации или полной амортизации.

Оперативный лизинг, Возвратный лизинг

Револьверный лизинг (возобновляемый) — лизингополучатель имеет право по истечении срока договора:

  • продлить договор;
  • сменить объект лизинга.

Оперативный лизинг

Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта (от 5 до 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Фактически финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки. По истечении срока действия финансового лизингового контракта арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также купить объект лизинга по остаточной стоимости (обычно она носит чисто символический характер).

97 стр., 48008 слов

Анализ формирования и дальнейшее совершенствование рынка страховых ...

... рассматривает страховой рынок как одну из наиболее динамично развивающихся сфер бизнеса. Так, за период с 1997 по 2009 год общий объем поступлений в страховые компании вырос ... ущерба в пространстве и времени; возвратность страховых платежей; самоокупаемость страховой деятельности. Страховая услуга - это товар, имеющий специфические особенности в форме неопределенности и неосязаемости, ...

движимого

По отношению к арендуемому имуществу можно выделить договор чистого лизинга, когда дополнительные расходы по обслуживанию арендуемого имущества берет на себя арендатор, и договор полного лизинга, по которому арендодатель берет на себя техническое обслуживание и другие расходы, связанные с использованием объекта сделки.

Исходя из особенностей организации отношений между заемщиком и сдающим в наем выделяется прямой лизинг, когда изготовитель или владелец имущества выступает в качестве лица, сдающего его в аренду, и косвенный , при котором сдача в аренду ведется через третье лицо.

По методу финансирования различается срочный лизинг, при котором осуществляется одноразовая аренда, и возобновляемый (револьверный), при котором договор лизинга продолжается по истечении первого срока контракта.

Возвратный лизинг

1.4. Лизинговые платежи

Размер, способ осуществления и периодичность внесения лизинговых платежей определяются соглашением сторон и закрепляются в договоре лизинга. Договором лизинга может быть предусмотрена как наличная, так и безналичная форма расчетов.

Стороны по взаимному соглашению вправе предусмотреть в договоре возможность пересмотра размера подлежащих уплате лизинговых платежей. При этом размер лизинговых платежей не может изменяться чаще одного раза в три месяца. Нарушение лизингополучателем сроков уплаты лизинговых платежей влечет для последнего наступление ответственности, предусмотренной законодательством РФ и/или договором лизинга. В частности, с лизингополучателя могут быть взысканы неустойка и убытки. Кроме того, нарушение сроков внесения лизинговых платежей может стать основанием для досрочного расторжения договора и/или бесспорного списания денежных средств.

Понятие «лизинговые платежи» представляет, по сути дела, стоимость предмета лизинга для лизингополучателя. В состав лизинговых платежей , которые будут во время выполнения договора лизинга выплачивать предприятие-лизингополучатель лизингодателю, должны входить следующие элементы.

1. Амортизация имущества.

а) на основе двух методов – линейного и нелинейного (метод уменьшающегося остатка);

б) ускоренным методом с коэффициентом ускорения (для большинства видов имущества)

2. Плата за финансовые ресурсы, привлекаемые лизингодателем для осуществления лизинговой сделки (например, кредиты банка или собственные средства лизинговой компании).

3. Лизинговая маржа лизингодателя.

4. Рисковая премия.

5. Плата за оказываемые лизингодателем дополнительные услуги лизингополучателю.

6. Плата за различные формы страхования.

7. Сумма налогов, выплачиваемых лизингодателем за сдаваемое в лизинг имущество.[9]

Необходимо иметь в виду, что каждая конкретная лизинговая сделка требует со стороны лизинговой компании индивидуального подхода, позволяющего учесть все нюансы и обстоятельства, в которых работает лизингополучатель, а также различные виды и формы гарантий, которые он может предоставить лизингодателю.

38 стр., 18520 слов

Лизинг как современная форма финансирования на примере ООО Лизинговая ...

... лизинг, торговое финансирование, факторинг, частное банковское обслуживание. Лизинговое направление бизнеса корпорации реализует ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ». 1. Теоретические основы лизинговой деятельности 1.1. Сущность лизинга Лизинг ... обратно в определенное время. 1.2. Основные элементы лизинговых операций К основным элементам лизинга относятся: объект (предмет); субъект; платежи; Весьма ...

Глава 2. Оценка состояния рынка лизинговых услуг

2.1. Лизинговый рынок

В конце XX в. мировая экономика достигла качественно нового развития, как в промышленном производстве, так и в международной торговле имуществом капитального характера и сопутствующими услугами. При этом, следуя современным тенденциям мировой торговли, активно развивается и международный лизинг.

Развитие рынка лизинговых услуг в России, согласование условий его функционирования с международными рынками производства и потребления различных видов оборудования требует качественной подготовки специалистов с соответствующими знаниями в области лизингового законодательства, проектирования схем, основанных на различных формах лизинга, различных лизинговых платежей. [8]

На протяжении нескольких лет идет накопление определенной статистической информации по компаниям, входящих в состав российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг».

Российская Ассоциация лизинговых компаний была создана в 1994 году как общественная организация, основной задачей которой является защита интересов лизинговых компаний, пропаганда лизинга, развитие и укрепление корпоративных связей.

Лизинг в России является динамично развивающимся видом инвестиционной деятельности. Государство является активным игроком на рынке лизинга в ключевых отраслях экономики страны. Участвует в создании отраслевых лизинговых компаний, субсидирует процентные ставки по коммерческим кредитам, предназначенным для поставки оборудования в лизинг. На рынке сегодня стабильно работает не более 250-300 компаний, которые постоянно участвуют в различного рода опросах и стремятся сделать свой бизнес прозрачным и публичным, в соответствии с международными стандартами. На сегодняшний день наблюдается достаточно четкая стратификация российского рынка лизинговых услуг.[1]

2.2. Основные стадии развития рынка лизинговых услуг

Мировой опыт определяет шесть стадий развития рынка лизинга. Первая стадия — краткосрочная аренда с возвратом имущества арендатору в конце срока договора. Вторая — сделки классического финансового лизинга с передачей права собственности на объект лизингополучателю. Обычно эта стадия длится не более пяти-семи лет. Третья стадия — «креативная» финансовая аренда. Лизингодатели разрабатывают и организуют разнообразные формы сделок, появляются различные варианты опционов на передачу права собственности. На этом этапе наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли финансовой аренды в общем объеме капитальных инвестиций. На первых трех стадиях развития находятся практически все развивающиеся страны. Четвертая стадия проходит под знаком оперативного лизинга. Появляются новые, нестандартные технологии, требования клиентов значительно увеличиваются, в основном заканчивается формирование вторичного рынка оборудования. Условия договоров подстраиваются под конкретных лизингополучателей, им оказываются дополнительные услуги (инжиниринговые, логистические, по установке и введению в эксплуатацию оборудования).

Помимо своего основного бизнеса лизинговые компании (ЛК) управляют активами, проводят ремаркетинг, осваивают вторичный рынок оборудования. На этой стадии основные показатели рынка стабилизируются. Темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста капитальных инвестиций в стране. [4]

70 стр., 34579 слов

Состояние и развитие российского рынка страхования за 2008 год

... 53,4% 19 3259 МОСКОВСКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ 7 521 071 54,7% 20 1582 РУССКИЙ МИР 7 450 463 56,1% В течение последних лет на российском рынке, равно как и ... тому, что совокупный уставной капитал российских страховщиков в 2008 году сократился на 4% и составил 153,8 млрд. руб. Диаграмма 2.1. Динамика совокупного уставного капитала страховых организаций, ...

На пятой стадии появляются новые и усложняются уже известные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (пут, кол, право на внесение дополнений, досрочное прекращение или продление договора, замена оборудования на новое и пр.).

Возникают такие возможности для финансирования, как секьюритизация, венчурный лизинг, финансовая аренда в комплексе с другими формами привлечения средств. На данном этапе находятся Германия, Великобритания, Япония, Австралия. Шестая стадия определяется значительной консолидацией лизингового бизнеса — в форме слияний, поглощений ЛК, создания совместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр. Этому этапу присуще также значительное снижение маржи финансовой аренды, что и заставляет лизингодателей искать новые пути повышения эффективности бизнеса, в том числе за счет международных операций. На этом этапе сейчас находится самый старый лизинговый рынок — США.

В России разные сегменты рынка финансовой аренды переживают разные стадии развития: вторую, характеризующуюся простейшими схемами сделок, третью (большинство сегментов) и четвертую (лизинг автотранспорта и железнодорожного подвижного состава).

На четвертой, пока высшей для России стадии, наблюдается усложнение продуктов, распространение оперативного лизинга, появление «креативных» продуктов, таких как финансовая аренда с полным набором услуг по сопровождению автопарка, высокая конкуренция, стабилизация ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка.

В будущем на российском рынке лизинга будут наблюдаться следующие тенденции развития. Рост конкуренции в наиболее привлекательных сегментах (в значительной степени за счет иностранных участников) и усложнение продуктов будут сопровождаться замедлением роста в данных отраслях. Однако ЛК смогут вывести свои услуги на новый качественный уровень. Появятся новые виды финансовой аренды или будут развиваться те направления, которые сейчас представлены в незначительной степени. Решающую роль в освоении новых сегментов, хотя и косвенным образом, могут сыграть опять же иностранные инвестиции. [10]

2.3. Рейтинг лизинговых компаний и результаты 2006 года

В 2006-го прирост рынка лизинга в долларовом выражении составил 10,5%. Если ситуация не изменится, за год прирост составит 21% — это самые низкие показатели рынка практически за всю историю его существования. Что может говорить о начале стагнации рынка.

Первое полугодие этого года для российского рынка лизинга внешне было сравнительно спокойным. Хотя в рейтинге лизинговых компаний (ЛК), составленном ассоциацией «Рослизинг» и журналом «Финанс.», произошли значительные изменения (по сравнению с рейтингом по итогам 2005-го), но они не были неожиданными. Лидерство в рейтинге удерживает ЛК «Магистраль Финанс», выигравшая тендер РЖД на поставку подвижного состава. С третьего на второе место поднялся «Росагролизинг», приступивший к реализации национального проекта «Развитие АПК». Значительно усилила свои позиции «КРК Лизинг», поднявшись с 26-го места (в 2005-м) на 12-е, особенно успешно работали в первом полугодии также «РБ Лизинг» (поднялась с 16-го на 6-е место) и «ММБ Лизинг» (с 12-го на 5-е).

Петербургская лизинговая компания, пережившая резкий подъем в прошлом году из-за заказа «Мострансавто» (15-е место), по итогам полугодия опустилась на 59-е место. Динамичное развитие продолжила компания «Локат Лизинг Руссия», поднявшись с 27-го на 19-е место.

При относительном спокойствии рынка прирост рынка за полгода в долларовом выражении составил 10,5%, а за год при сохранении темпов роста составит 21%. Это самый низкий темп прироста рынка практически за всю историю его существования. Такая ситуация особенно настораживает на фоне значительного нетто-притока иностранного капитала в Россию в первом полугодии текущего года, о чем оптимистично отрапортовали представители Центробанка и Минфина.

По итогам 2006 года суммарный объем нового бизнеса 114 компаний — участников совместного исследования ассоциации «Рослизинг» составил 100,7 млрд. рублей без учета НДС. Если предположить, что распределение новых лизинговых сделок, заключенных в течение года, равномерное (хотя, строго говоря, это не совсем так — у некоторых компаний, например, «Центр Капитала», большинство новых сделок заключаются в конце года), то по итогам 2006-го суммарный объем нового бизнеса составит 201,5 млрд. рублей. Прирост 2006 года к 2005-му по сопоставимым данным 109 компаний составит 25,7%.

Похожие темпы роста у выручки и прибыли. В 2006-м по сравнению с 2005-м прирост выручки по сопоставимым данным 87 компаний составит 26,3% (при сохранении уровня прироста во втором полугодии 2006-го, диаграмма 2).

Прирост чистой прибыли по итогам 2006-го может составить 29%. Собственный капитал лизинговых компаний за первое полугодие увеличился на 5,6%, по итогам 2006 года может увеличиться на 10,2%.

На долю участников полугодового рейтинга приходится 77% рынка лизинга. Суммарный объем новых сделок за этот период составляет 4,29 млрд дол., включая НДС. За год при равномерном росте этот показатель достигнет 8,58 млрд . По данным «Рослизинга», еще сделки на сумму около 2,3 млрд дол. за год заключат компании, не принявшие участие в исследовании. Таким образом, по итогам года объем всего рынка лизинга может составить 10,9 млрд дол.

По уточненным данным, суммарный объем нового лизингового бизнеса в 2005 году составляет 9 млрд дол., из них 6 млрд дол. — бизнес участников исследования и около 3 млрд дол. (33% рынка) — сделки компаний, не приславших свою отчетность. Следовательно, по итогам 2005 года доля лизинга в ВВП составляет 1,1%, а в инвестициях в основные средства — 7,1%.

Прирост всего рынка лизинга в 2006 году составит 21,1% (при сохранении его темпов) — несколько меньше, чем по компаниям — участницам исследования (25,5%).

[12]

Новые данные позволяют также уточнить прирост рынка в 2005 году. По показателям 114 компаний суммарный прирост нового бизнеса в прошлом году составил 31%, а лизинговых платежей — 39%. Показатели 121 компаний — участниц рейтинга-2005 существенно отличались: у них темп прироста нового бизнеса и выручки в 2005 году составлял соответственно 74 и 76%. Прирост всего рынка по объемам нового бизнеса в 2005-м составил 41%.

Предел не виден . Чтобы определить, достиг ли рынок лизинга своих пределов, сначала надо выяснить, каковы вообще его пределы. Ответить на это можно с помощью международных сопоставлений.

В мире обычно используются два основных индикатора значения лизинга в экономике страны: доля лизинга в ВВП и доля в инвестициях в основные средства. Для российского рынка лизинга по итогам 2005 года эти показатели составляют 1,1 и 7,1% соответственно. С 2001 года они выросли более чем в два раза (с 0,5 и 3% соответственно).

Тем не менее в международном сопоставлении доля российского лизинга в экономике остается довольно невысокой.

Наиболее высокую долю лизинга в ВВП имеют развивающиеся страны (большинство из них — страны Восточной Европы), что обусловлено их более высокой потребностью по сравнению с развитыми странами в обновлении основных фондов. Максимальная доля лизинга в ВВП Эстонии — 5,17%, а средневзвешенный уровень по 50 странам составляет 1,67%.

Доля лизинга в ВВП и инвестициях не является константой и зависит прежде всего от потребности страны в обновлении основных фондов, от развитости законодательства и инфраструктуры лизинговой деятельности, а также от уровня развития альтернативных финансовых инструментов.

Нигде в мире доля лизинга в инвестициях не превышает уровня США, то есть 30%, а средний уровень этого показателя по странам Европы составляет 17%. Исторический максимум, по данным London Financial Group, отмечался в 1985 году в Австралии (35,8%).

Ряд фундаментальных факторов, определяющих спрос на лизинговое финансирование, позволяет предполагать, что лизинг в России способен приблизиться к обозначенным выше максимальным показателям. На то есть как минимум четыре причины.

Во-первых, у нас наблюдается высокий износ основных фондов во всех отраслях экономики. Во-вторых, рост малых и средних предприятий — основных клиентов ЛК опережает средний рост ВВП. К тому же небольшие предприятия, выходящие из «тени», также зачастую обращаются к лизингодателям, таким образом, рост их потенциальной клиентской базы заметно опережает средний рост ВВП.

В-третьих, банковская система РФ неохотно кредитует реальный сектор экономики. Прирост ссуд нефинансовым предприятиям последние годы составляет всего 12-14%, так как банки больше привлекают операции на рынке ценных бумаг, с недвижимостью, потребительское кредитование. К тому же финансовые институты обременены довольно жестким регулированием со стороны ЦБ. В-четвертых, у финансовой аренды есть преимущества, позволяющие успешно управлять более высокими кредитными рисками. Наконец, нельзя забывать и об экономии на выплатах в бюджет.

Для достижения максимальных показателей (5% от ВВП и 30% от инвестиций) суммарный объем российского рынка лизинга должен увеличиться еще не менее чем в пять раз.

Скажем, при достаточно консервативном прогнозе ежегодного прироста рынка лизинга в 20% в течение ближайших десяти лет (считая с начала 2006-го и до конца 2015-го) объем рынка мог бы вырасти более чем в шесть раз — до 55,7 млрд дол.. Если при сохранении существующих темпов прироста ВВП (6% в год) и инвестиций в основные средства (12% в год) через 10 лет доля лизинга в ВВП могла бы составить 3,9%, а в инвестициях — 14%, то максимальные показатели достигнуты не были бы.

Таким образом, как количественный, так и фундаментальный анализ говорит о том, что спрос на лизинговое финансирование в нашей стране еще далек от насыщения По итогам прошлого года ситуация на рынке лизинга представлялась весьма радужной. Основным источником оптимизма послужил выход на российский рынок целого ряда иностранных участников и значительные успехи их зарубежных коллег, освоивших местный бизнес несколько раньше. Как ожидалось, в 2006-м иностранцы заметно потеснят российские компании в верхушке рейтинга.

Причины для столь высокого интереса западного капитала кроются в том уникальном положении, которое к 2005 году заняла Россия на мировом рынке лизинга. Как предполагается, по итогам 2005 года Россия войдет в десятку крупнейших стран мира по объему рынка лизинга (9 млрд дол.), опередив Австрию (6,9 млрд дол.) и Австралию (7,45 млрд дол.)1. Россия лидирует также по показателям среди стран Восточной Европы и СНГ.

Уже сейчас российский рынок лизинга (РРЛ) является крупнейшим в мире из числа развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Кроме того, из числа этих стран Россия — единственная в десятке мировых лидеров (остальные девять — развитые страны).

Кроме этого Россия демонстрирует практически беспрецедентный для других стран рост рынка лизинга. С 2000 по 2005 год прирост РРЛ составлял от 40 до 70% ежегодно, в то время как средний рост в мире за 10 лет с 1994 по 2004 составлял 5,5%. За 10 лет мировой рынок лизинга вырос на 70%, а российский только за пять лет вырос в 7,5 раза — с 1,2 млрд до 9 млрд дол.

Для крупных иностранных ЛК Россия сегодня является самым привлекательным рынком для инвестиций. Это особенно актуально, учитывая перенасыщенность и невысокие темпы роста собственных рынков лизинга в регионах — традиционных экспортерах лизингового капитала: США, стран ЕС, Японии.

Даже обычно более успешные конкуренты России в борьбе за привлечение иностранных инвестиций — Китай, Индия и Бразилия — в данном случае заметно уступают России. Рынки лизинга Китая (2,4 млрд дол.) и Индии (700 млн дол.) не обладают серьезным размером с точки зрения иностранных инвесторов, а их доля в ВВП и суммарных инвестициях этих стран чрезмерно мала. Рынок Бразилии (4,75 млрд дол.) пока тоже заметно уступает российскому.

Если на быстрорастущих рынках Латинской Америки традиционно сильны позиции американских ЛК, которые планируют и дальше расширять там свое присутствие, то для европейских лизингодателей, похоже, альтернативы России попросту нет.

На то есть свои причины — важную роль играет ментальная и территориальная близость РФ к Западной Европе, а также позитивный опыт работы европейских ЛК в странах Восточной Европы.

Дополнительную привлекательность РРЛ в глазах иностранных инвесторов обеспечивает законодательство, построенное в соответствии с конвенцией УНИДРУА «О международном финансовом лизинге». Важную роль играет и крайне низкий уровень неплатежей лизингополучателей (в среднем не более 1%), отсутствие регулирования, а также инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга России. Благоприятный фон создает и значительный приток иностранных инвестиций в Россию с начала 2006 года.

Приведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы именно масштабный приток иностранных инвестиций в российский рынок лизинга должен стать главной движущей силой роста этого рынка.

Действительно, в 2005 году на российский рынок вышли несколько крупных западных компаний. Так, германско-австрийский холдинг VB-Leasing учредил российскую «дочку» «ФБ-лизинг», итальянский Uni Credit — «Локат Лизинг Руссия», нидерландские ING Group и Taxi Lease — «ИНГ-лизинг» и «Транспорт Лиз» соответственно латвийский Parex Bank — «Парекс-лизинг», французская BNP Paribas вывела на рынок свое лизинговое подразделение компанию Arval, германская CHG Meridian Deutsche Computer — «ЦХГ Меридиан», Hyundai — «Хендэ Лизинг». В первую двадцадку рейтинга попали недавно созданные «Ханса Лизинг» и «Брансвик Рейл Лизинг».

Но в 2006 году появление и развитие иностранных лизингодателей в России приостановилось. И это легко объяснимо в контексте истории с компанией «Ханса Лизинг». Источником проблем стала позиция ФНС по принятию к вычету и возмещению НДС лизингодателям. Проблемы оказались столь значительными для «Ханса Лизинг», что ее акционерами было принято решение приостановить заключение новых сделок в России. Это стало холодным душем для многих иностранных ЛК, готовившихся начать бизнес в России. Многие из них заняли выжидательную позицию: ведь незаконность и неадекватность правоприменительной практики в стране способны перечеркнуть самые благоприятные возможности развития бизнеса. Именно от решения проблемы с возмещением НДС сейчас в наибольшей степени зависит, сможет ли российский лизинг стать каналом для масштабного привлечения иностранных инвестиций в несырьевой, высокотехнологичный сектор российской экономики. [13]

А более локально — сможет ли российский рынок лизинга продолжить устойчивый рост, поскольку только привлечение иностранных инвестиций способно стать залогом такого роста.

Невыгодные репрессии. Проблема с возмещением НДС стала настоящим бедствием для всех ЛК не только с иностранным капиталом. Лизингодатели платят НДС по одной сделке дважды. В первый раз — при покупке предмета лизинга. Второй и последующие разы — с лизинговых платежей, поступающих от клиента. Поэтому бюджет должен вернуть ЛК налог, уплаченный в первый раз. Однако фискалы всячески этому препятствуют. Как показывают результаты анализа арбитражной практики, проведенного «Рослизингом», в судебных делах по вопросу возмещения НДС суд в 2005-2006 годах в 80% случаев принимал решение в пользу ЛК. Однако это не меняет позиции налоговиков, и они постоянно предъявляют претензии. Больше всех страдают сделки возвратного лизинга (ВЛ), так как считается, что проводящие их компании вовсе не нуждаются в финансировании, а лишь используют финансовую аренду для сокращения поступлений в бюджет.

С 2005 года возвратный лизинг демонстрирует устойчивый спад, и это на фоне общего роста рынка. По данным «Рослизинга», если бы сделки ВЛ не были подвержены нападкам фискалов, в прошлом году было бы заключено сделок на 205 млн дол. больше, а в 2006-м (за весь год) — на 430 млн дол..

Самое абсурдное состоит в том, что действия налоговых органов не только вредны для рынка лизинга, но и неэффективны с точки зрения бюджета. Ведь лизинг как любой инвестиционный механизм обладает эффектом мультипликатора с точки зрения создания ВВП. Так, 1 млрд дол. лизинговых инвестиций может создать в течение года до 2 млрд дол. ВВП. Такое увеличение ВВП привело бы к соответствующему росту налоговых поступлений в бюджет от предприятий-лизингополучателей, от самих ЛК, от поставщиков оборудования и других сторон сделки. Уже в перспективе нескольких лет эти налоговые поступления превысили бы объем невозмещенного НДС, не говоря уже о других позитивных эффектах для экономики.

Таблица 1. Динамика роста российского рынка лизинга в 1998-2006 гг.[13]

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006*
Объемы рынка, млрд дол. 1,4 0,4 1,2 1,7 2,5 3,9 6,4 9 10,9
Прирост к предыдущему году, % н/д Спад в 3,5 раза 200 42 47 56 64 41 21

Особенно большой потенциал у финансовой аренды зданий и сооружений, промышленных комплексов, энергетического оборудования, судов. Сейчас развитие этих сегментов ограничено необходимостью привлечения долгосрочного финансирования (на срок до 10 и более лет), высокой ценой предметов лизинга и длительностью их окупаемости. Сдерживающими факторами являются также отсутствие необходимого законодательства и неопределенность государственной стратегии в отношении некоторых отраслей.

Лизинг зданий и сооружений занимает ничтожную долю на рынке финансовой аренды — около 1%, совокупный объем сделок в 2005 году оценивается в 100 млн дол. В то время как доля лизинга недвижимости в европейских странах в среднем составляет 17%, в 2004 году в Европе было заключено сделок на сумму 37,5 млрд. евро.

В России сдерживающим фактором являются сложности с правами собственности на земельные участки, которые не могут выступать объектом лизинга, что осложняет привлечение финансирования, которое и так трудно дается. Поэтому пока лизинг недвижимости остается на периферии интересов ЛК, но лишь до тех пор, пока конкуренция в других, более привлекательных отраслях невысокая. Те же проблемы сдерживают и развитие лизинга промышленных комплексов.

Еще одно потенциально сильное направление — лизинг информационных технологий и программного обеспечения. В США этот сегмент занимает более 30% всего рынка. В России же программное обеспечение не является материальным активом, поэтому не может стать объектом финансовой аренды.

Возможно, усиление конкуренции среди ЛК в будущем приведет к пересмотру законодательства и внесения в него поправок, снимающих ограничения, препятствующие развитию рынка лизинга.

2.4. Итоги 2007 года

Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг» подвела итоги развития отечественного рынка лизинга за первое полугодие 2007 года. Эксперты предполагают, что 2007 год в случае подобной динамики роста и во втором полугодии может оказаться самым успешным для российского рынка лизингового бизнеса за всю его историю.

По мнению Председателя Российской ассоциации лизинговых компаний, особенно важно, что в основе быстрого роста рынка лизинга лежат не конъюнктурные, а долгосрочные фундаментальные факторы. «Это, прежде всего, благоприятное правовое и налоговое поле для лизинга, формирование которого – результат активной и продолжительной работы Российской ассоциации лизинговых компаний на самом высоком государственном уровне: в Правительстве РФ, Совете Федерации и Государственной думе России».[11]

По данным Ассоциации, объем всех новых лизинговых сделок в первом полугодии 2007 составил 16,9 млрд. долларов. Прирост к первому полугодию прошлого года составил 124%. Более высокий прирост наблюдался лишь в 2000 году (200%), что объяснялось восстановлением объема рынка после провала, вызванного финансовым кризисом 1998 года. Абсолютный размер прироста рынка по итогам 2007 года составит 18,7 млрд. долларов, а суммарный объем новых лизинговых сделок за год – 33,8 млрд. долларов.

Почти в два раза (на 86%) выросла выручка лизинговых компаний, что говорит о прочном фундаменте роста рынка, заложенном в течение предыдущих лет.

Специалисты отмечают, что у лизинга в России, несмотря на уже достигнутые высокие показатели, остается значительный резерв роста. В 2007 году доля лизинга в ВВП, по прогнозу, составит 2,7%, доля в инвестициях в основные средства – 14,6%. В мировой практике максимальные значения этих показателей составляют 5 и 30 процентов соответственно.

В настоящее время рынок лизинга в России находится на одном уровне с рынками таких государств, как Великобритания, Франция, Канада, Италия, а по темпам роста отечественный рынок лизинга опережает все крупные страны. Сохранения такую динамику, Россия через два-три года сможет войти в пятерку лидеров мирового рейтинга.

Краткий обзор проектов Ассоциации в 2007 году. [13]

В 2007 году Ассоциация продолжит работу над нормативной базой и правоприменением в лизинговых сделках, работу по развитию инфраструктуры рынка лизинга.

Ассоциация ведет постоянную работу по исследованию рынка лизинга. В 2007 году планируется ряд общих исследований рынка лизинга и рейтингов лизинговых компаний, а также исследования отдельных сегментов рынка лизинга. Также Ассоциация продолжит работу с Европейской федерацией национальных лизинговых ассоциаций LEASEUROPE.

Заключение

Лизинг в России — сравнительно новый вид деятельности. Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков.

Потенциал лизинга в России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа.

В данной курсовой работе выявлена динамика развития лизинговых услуг, приведена оценка состояния рынка лизинговых услуг, указаны стадии его развития, рассмотрена сущность лизинга, виды, также приведены лизинговые платежи.

На сегодняшний день лизинг приобретает все большее значение как эффективный инструмент для привлечения инвестиций, пополнения оборотных средств и оснащения предприятий оборудованием. Лизинг как своеобразная форма арендных отношений — перспективный финансовый инструмент в деятельности предпринимательских структур

Уже сейчас российский рынок лизинга (РРЛ) является крупнейшим в мире из числа развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Но, несмотря на это, есть ряд факторов сдерживающих развитие лизинга. Специалисты отмечают, что у лизинга в России, несмотря на уже достигнутые высокие показатели, остается значительный резерв роста.

На рынке сегодня стабильно работает не более 250-300 компаний, которые постоянно участвуют в различного рода опросах и стремятся сделать свой бизнес прозрачным и публичным, в соответствии с международными стандартами. На сегодняшний день наблюдается достаточно четкая стратификация российского рынка лизинговых услуг.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике России.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/lizing-3/

1. Аспекты лизинга — М.:1994.

2. Газман В.Д.Финансовый лизинг. – М.:2003.

3. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. – М.:1999.

4. Горемыкин В.А. Лизинг. – М.:2003.

5. Джуха В.М. Лизинг. – М.:1999.

6. Лещенко М.И. Основы лизинга. – М.:2004.

7. Лещенко М.И. Основы лизинга. – М.: . – 2002 г.

8. Макеева В.Г. Лизинг. – М.:2000.

9. Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес. – М.:1993.

10. Экономика организации / под ред. В.Я.Горфинкеля. – М.:2003.

11. Госкомстат РФ. www.gks.ru

12. МФК. www.ifc.org

13. Рослизинг. www.rosleasing.ru