Лизинг как источник финансирования

Курсовая работа

Актуальность темы обусловлена тем, что лизинг является важным источником среднесрочного финансирования предприятий во многих странах, независимо от их размеров или уровня развития.

Являясь альтернативным финансовым инструментом, традиционно играющим важную роль в содействии развитию малого и среднего бизнеса, а также поддержке крупных компаний в обновлении их основных средств, лизинг находится на имеющем критическое значение для страны перекрестке экономической политики государства и частного предпринимательства.

Цель работы состоит в теоретическом и практическом изучении лизинга как источника финансирования на примере ОАО «Рустранс».

Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть теоретические основы управления лизингом на предприятии;
  • изучить процесс управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс»;
  • предложить пути совершенствования управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс».

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Информационной базой для написания работы послужили труды многих ученых-экономистов, книги и учебники по финансам организации и лизингу, другие периодические издания и материалы СМИ, а также материалы, разработанные специалистами ОАО «Рустранс».

При написании работы были использованы труды таких известных ученых и специалистов, как: В.Д. Газман, В.А. Горемыкин, Е.В. Кабатова, В.В. Ковалев и др.

Глава 1. Теоретические основы управления лизингом на предприятии

1.1 Экономическая сущность, задачи и основные функции лизинга

Лизинг — это специфическая форма финансирования вложений на приобретение машин, оборудования, недвижимого имущества и других элементов основного капитала при посредничестве специализированной финансовой (лизинговой) компании. Последняя, получая право собственности на имущество, отдает его третьему лицу в аренду на среднесрочный или долгосрочный период.

Лизинг является эффективной формой финансирования вложений на приобретение основных средств. В соответствии с Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ) лизинг — это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга.

Лизинг рассматривается как товарный кредит, предоставляемый заемщику (лизингополучателю).

6 стр., 2618 слов

Организация работы предприятия СРФ ООО СК «Согласие»

... предприятии СК "Согласие" - один из лидеров российского рынка страхования ответственности, имущества корпоративных клиентов и транспорта; входит в десятку ведущих страховщиков Российской Федерации. Страховая компания "Согласие" ... решений приобретение навыков работы в трудовом коллективе В моем отчете отражены данные о самом предприятии, структуру управления, анализ деятельности, анализ ...

11 Ковалев В.В., Ковалев Вит.В., Финансы предприятий. Уч. пособие. — М.: ООО « ВИТРЭМ»,2002.С.157. В договоре лизинга может быть предусмотрено право выкупа имущества.

Развитие лизинга в России способствует решению таких важнейших задач, стоящих перед экономикой страны, как структурная перестройка, конверсия, обновление основных производственных фондов, повышение конкурентоспособности продукции и эффективности инвестиций, стимулирование внедрения научно-технических достижений.

Классическому лизингу свойствен трехсторонний характер взаимоотношений. Это обусловлено теми субъектами, которые принимают участие в лизинговой сделке.

Субъектами лизинга являются:

1) лизингодатель — юридическое лицо, которое осуществляет лизинговую деятельность, т. е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества;

2) лизингополучатель (пользователь) — юридическое лицо, получающее имущество в пользование по договору лизинга;

3) продавец лизингового имущества — предприятие, изготавливающее машины и оборудование.

Объектами лизинга являются элементы активной части основных фондов. Это практически любой объект, который не уничтожается в производственном цикле. В зависимости от характера объекта различают лизинг движимого имущества (машинно-технический лизинг) и лизинг недвижимого имущества.

Объектами лизинга движимого имущества являются: транспортные средства (грузовые и легковые автомобили, самолеты, вертолеты, суда), строительная техника, средства теле- и дистанционной связи, станки, средства вычислительной техники, другое производственное оборудование, механизмы и приборы. Объектами лизинга недвижимости являются здания и сооружения производственного назначения.

Экономические отношения, возникающие между сторонами договора лизинга, проявляются через следующие функции:

  • производственно-снабженческие — приобретение во временное использование необходимого имущества;
  • финансово-экономические — более целесообразное использование имеющихся финансовых ресурсов и экономия за счет лизинговых налоговых льгот 11 Шабашев В.А.

Лизинг: основы теории и практики. — М.: КНОРУС, 2005. С. 8..

Поскольку отношения по договору лизинга являются разновидностью кредитных отношений, они реализуются на основе трех принципов: возвратность, платность и срочность.

Согласно Закону о лизинге лизингом является «инвестиционная деятельность по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем».

Преимущество лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоит в том, что предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата.

В настоящее время рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции.

15 стр., 7207 слов

Экологический лизинг

... они существенно не влияют на итоговую стоимость лизинга. В настоящее время большинство лизинговых компаний предлагает "чистый" лизинг, то есть лизинг, не предполагающий наличия прочих дополнительных услуг. ... Последние входят в состав лизинговых платежей при так называемом "мокром" лизинге (лизинге с полным или частичным набором услуг). В состав ...

1.2 Нормативно-правовые акты, регулирующие лизинг

На протяжении ряда лет в российском гражданском законодательстве не были предусмотрены лизинговые отношения. Однако это не значит, что их не было как таковых. Начиная с 1994 г. органы исполнительной и законодательной власти приняли больше десяти нормативных актов, в целом способствующих развитию лизинга в России 11 Шишкин В.Ю. Правовое регулирование лизинга в Российской Федерации // Материалы сайта .

Первым российским правовым актом, с которого начался процесс регулирования лизинговых отношений, стал Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 года №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».

Однако, не смотря на всю свою весомость для правового становления лизинговых отношений в Российской Федерации, данный документ содержал ряд ошибок, хотя он, безусловно, имеет важное значение в деле правового регулирования отношений, связанных с лизингом имущества, а также присоединения России к Конвенции о международном финансовом лизинге.

Во исполнение данного Указа было выпущено Временное положение о лизинге, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности». Этот нормативный акт положил начало конкретному регулированию и координированию лизинговых операций в России.

Федеральный закон от 29 октября 1998 года №164-ФЗ «О лизинге» стал очередным шагом на пути становления правового регулирования лизинга. Данный Закон №164-ФЗ также не избежал противоречий с иными нормативными актами. В частности, многие положения указанного закона вступили в противоречие с Гражданским кодексом РФ и Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Федеральный закон «О лизинге» объявляет, что он в равной степени регулирует три вида лизинга: наряду с финансовым лизингом, это так называемые возвратный лизинг и оперативный лизинг.

Кроме того, Федеральный закон «О лизинге» выделяет такую форму лизинга, как международный лизинг. При этом положения о международном финансовом лизинге Федерального закона «О лизинге», которые не соответствуют Конвенции о международном финансовом лизинге, не подлежат применению. Это следует из статьи 7 Гражданского кодекса РФ, согласно которой, если международным договором Российской Федерации (к которым собственно и относится Конвенция о международном финансовом лизинге) установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

На практике противоречия между Федеральным законом «О лизинге» и Гражданским кодексом РФ приводили к тому, что лизинговые компании, лизингополучатели и другие участники лизинговых отношений руководствовались в своей текущей хозяйственной деятельности теми нормами законодательства, которые, по их мнению, им больше подходили. Более того, в ряде регионов (например, в Ленинградской области) стали разрабатывать самостоятельные гражданско-правовые акты по лизингу.

Поэтому Федеральным законом от 29 января 2002 года №10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» в закон о лизинге были внесены изменения.

При этом он стал называться теперь Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)». В январе 2002 года закон о лизинге был более или менее приведен в соответствие с действующим гражданским законодательством. Однако при этом совершенно не учитывалось, что сами положения Гражданского кодекса РФ в части финансовой аренды (лизинга) зачастую отличаются от принятых в международной практике.

6 стр., 2661 слов

Лизинг как форма привлечения инвестиций корпорации

... привлечения заемных средств В данной курсовой работе при изучении темы “лизинг” мною были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность лизинга, его формы и виды; определить механизм лизинговых операций; выявить преимущества и недостатки лизингового ...

Таким образом, правовое регулирование лизинга (финансовой аренды) в настоящее время строится на основе трех нормативных документов:

  • Гражданский кодекс;
  • Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г.

№ 164-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ);

  • Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге».

Наряду с названными нормативными актами к отношениям договора лизинга применяется и ряд иных законодательных и подзаконных нормативных актов.

Необходимо подчеркнуть, что за истекшие несколько лет с момента принятия части второй ГК РФ, законодательство о финансовой аренде не раз совершенствовалось.

Последние серьезные изменения, затронувшие урегулирование договора финансовой аренды были внесены Федеральным законом от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге». Это говорит о том, что законодательство о договоре лизинга (и, прежде всего Закон «О лизинге») были отнюдь не совершенны, пробелы и недостатки которого во многом были восполнены к настоящему времени.

Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующей лизинговую деятельность, следует отметить следующие:

  • наличие основных определений терминов лизинга;
  • достаточная свобода договорных отношений;
  • ускоренная амортизация лизингового оборудования, включение затрат на осуществление лизинговой сделки в себестоимость продукции;
  • рекомендации об установлении таможенных льгот для лизинговых компаний;
  • рекомендации о снижении некоторых налогов для лизинговых компаний;
  • ратификация Конвенции о международном финансовом лизинге.

Необходимо отметить, что важнейшим условием интенсивного развития лизинга в российской экономике является формирование нормативно-законодательной базы лизинговых отношений.

1.3 Механизмы управления лизингом

Техника лизинговых операций отражена на рисунках 1-5.

Рис. 1. Механизм классической операции лизинга 1 — заявка на оборудование; 2 — плата за оборудование; 3 — оборудование; 4 — арендные платежи

Поскольку лизинговой компании часто не хватает собственных средств для осуществления лизинговых операций, она может привлекать ссуды. Такая операция получила название лизинга с дополнительным привлечением средств (рис. 2).

Рис. 2. Механизм операции лизинга с дополнительным привлечением средств 1 — заявка на оборудование; 2 — 80% ссуда без права регресса на лизингополучателя; 3 — плата за оборудование; 4 — платежи по ссуде; 5 — оборудование; 6 — арендные платежи

Подсчитано, что свыше 85% всех сделок по лизингу являются лизингом с привлечением средств. Лизинговая компания берет долгосрочную ссуду у одного или нескольких кредиторов на сумму до 80% стоимости сдаваемых в аренду активов (без права регресса на лизингополучателя), причем арендные платежи служат обеспечением ссуды. Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника (рис. 3).

12 стр., 5673 слов

Лизинг оборудования – преимущества и недостатки в системе обновления ...

... здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. 2. Предметом лизинга не ... лизинга по окончании срока действия договора лизинга. Договор лизинга, Лизинговая деятельность 1.2 Участники лизинговых отношений Лизингодатель (банк, лизинговая компания) - дает согласие на лизинг оборудования ...

Рис. 3. Механизм операции лизинга через посредника 1 — оборудование; 2 — арендные платежи.

Основной лизингодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей. В договоре обычно обусловливается, что в случае банкротства третьего звена арендная плата будет поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили название сублизинг.

На рис. 4 представлена схема возвратного лизинга. Предположим, что у предприятия имеется оборудование, но не хватает средств для производственной деятельности. Тогда она продает это оборудование лизинговой компании, а последняя сдает его в лизинг этому же предприятию. Таким образом, предприятие становится лизингополучателем. У него происходит временное высвобождение денежных средств.

Рис. 4. Механизм возвратного лизинга 1 — стоимость оборудования; 2 — арендные платежи.

К такой сделке можно прибегнуть и тогда, когда у предприятия довольно низкий уровень доходов, и, следовательно, оно не может полностью воспользоваться льготами по ускоренной амортизации и налогообложению прибыли.

В последнее время получила распространение практика заключения соглашения между производителями оборудования и лизинговыми компаниями. В соответствии с этими соглашениями производитель от лица лизинговой компании предлагает клиентам финансирование своей покупки с помощью лизинга. Таким образом, лизинговая компания использует торговую сеть поставщика, а поставщик расширяет границы сбыта своей продукции. Эти сделки получили название «помощь в продаже» и применяются обычно для оборудования низкой стоимости.

Наиболее распространен на практике финансовый лизинг, когда имущество, переданное по договору лизинга, полностью амортизируется за время действия договора либо по окончании срока договора лизингополучатель выкупает предмет лизинга по остаточной стоимости (рис. 5).

Схемы оперативного и финансового лизинга почти полностью совпадают. Единственное различие — в схеме финансового лизинга отмечена стрелка, обозначающая возврат имущества лизингодателю после окончания договора лизинга.

3

1 9

4

75

Рис. 5. Типовая схема финансового лизинга: 1 — заявка лизингополучателя в адрес лизингодателя на приобретение оборудования на условиях финансового лизинга; 2 — заявка лизингодателя в банк на получение кредита; 3 — получение кредита лизингодателем; 4 — подписание договора финансового лизинга между лизингополучателем и лизингодателем; 5 — заявка лизингодателя на покупку оборудования в адрес поставщика оборудования; 6 — подписание договора купли-продажи оборудования у поставщика (производителя оборудования); 7 — поставка оборудования по договору финансового лизинга в адрес лизингополучателя; 8 — лизинговые платежи лизингополучателя (клиента) в адрес лизингодателя (лизинговой компании); 9 — оплата процентов и погашение кредита лизинговой компании перед банком.

Как видно из рис. 5, в банковское учреждение за кредитом обращается непосредственно не лизингополучатель (приобретатель имущества), а лизингодатель. С экономической точки зрения тот факт, что заемщиком выступает не приобретатель имущества, а другое лицо, не меняет сути данного явления.

3 стр., 1257 слов

Лизинг как инструмент предпринимательской деятельности

... Поэтому лизинг как экономико-правовая категория представляет собой особый вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество ...

Лизингодатель осуществляет выплаты по кредиту банку из тех средств, которые поступили к нему в качестве лизинговых платежей; в сущности именно у лизингополучателя и происходит отток денежных средств по кредиту, только этот отток представлен в виде лизинговых платежей. В этом случае закономерен вопрос, для какой цели в комплекс сделок по взятию кредита и приобретению на него имущества вводится третье лицо — лизингодатель.

В принципе, приобретатель имущества мог бы самостоятельно обратиться в банк за кредитом, минуя лизинговую компанию, и в случае положительного решения банка самостоятельно приобрести необходимый ему актив. Соответственно это привело бы к уменьшению абсолютной цены сделки, так как у приобретателя будут отсутствовать расходы, связанные с выплатой комиссионного вознаграждения лизингодателю (при прочих равных условиях — одинаковых сроках кредитования и ставках по кредиту — цена лизинговой сделки выше, поскольку в ней присутствует комиссионное вознаграждение лизингодателя).

Тем не менее, приобретением имущества через лизинг достаточно активно пользуются многие компании, в том числе и отечественные.

Дело тут даже не в особых отношениях, складывающихся между лизинговыми компаниями и банковскими учреждениями, хотя, как правило, лизинговые компании функционируют в составе финансовых групп, благодаря чему некоторые технические вопросы при заключении и оформлении кредитных договоров могут быть решены, например, в более краткие сроки.

Ситуация объясняется иными обстоятельствами — лизинговые компании имеют возможность воспользоваться налоговыми льготами, которые в приложении к операции по покупке имущества и сдаче его в лизинг могут существенно уменьшить стоимость сделки для лизингополучателя (приобретателя) по сравнению с приобретением имущества за счет кредита. В настоящее время при списании объектов лизинговой сделки отечественным законодательством предусмотрена возможность применения коэффициента ускоренной амортизации (k3).

Данное обстоятельство позволяет списать стоимость объекта лизинга на затраты в существенно короткие сроки и, таким образом, «окупить» инвестиции в имущество в существенно более короткие сроки.

Помимо более высокой оборачиваемости средств, используемых при лизинговых операциях, можно выделить и другие преимущества лизинга для приобретателя имущества.

Среди преимуществ лизинговой сделки можно выделить следующие:

Во-первых, лизинговая операция предполагает 100% кредитование сделки (приобретателю поставляется имущество), в то время как банковский кредит выдается, как правило, на 70-80% стоимости приобретаемого оборудования, оставшуюся часть приобретатель имущества должен выплатить за счет собственных средств. 11 Ковалев В.В., Ковалев Вит.В., Финансы предприятий. Уч. пособие. — М.: ООО « ВИТРЭМ»,2002. С. 159

Во-вторых, условия договора лизинга по-своему более вариабельны, чем кредитные отношения, так как позволяют участникам выработать удобную для них схему выплат. При этом необходимо иметь в виду, что лизинговые платежи связаны с платежами по кредиту у лизингодателя в случае, если для приобретения объекта лизинга лизингодатель использовал кредитные ресурсы. Тем не менее, лизинговая схема позволяет более гибко подходить к определению графика лизинговых платежей. При классической лизинговой операции лизинговые платежи постоянно уменьшаются; данное обстоятельство вызвано постепенным снижением величины процентов за кредит, взятым лизингодателем на финансирование сделки при условии осуществления периодических возвратов «тела» кредита.

В-третьих, договор лизинга часто содержит в себе условия о технической поддержке оборудования лизингодателем — например, осуществление ремонта, обновление в случае появления более совершенных образцов и др., в результате чего лизингополучатель, по сути, приобретает дополнительные преимущества, в частности, уменьшается риск морального износа арендуемого имущества. В том случае, если оборудование приобретается в собственность путем его покупки, указанные расходы организация должна нести самостоятельно.

В-четвертых, в некоторых случаях объект лизинга может и не числиться на балансе лизингополучателя, в связи с этим он не платит по этому оборудованию налог на имущество; кроме того, улучшаются показатели, характеризующие его финансовое положение, поскольку степень финансовой зависимости вуалируется — в балансе показывается только текущая задолженность по лизинговым платежам. С другой стороны, кредитные обязательства отражаются в балансе заемщика полностью.

В-пятых, при классической схеме финансового лизинга срок договора лизинга совпадает со сроком списания имущества на затраты посредством начисления амортизации. Таким образом, лизингополучателю по окончании договора в собственность достается имущество с нулевой остаточной стоимостью, в то время как реальная цена объекта существенно выше. Удорожание сделки по приобретению объекта, с одной стороны, компенсируется более высокой оборачиваемостью средств. Даже обыкновенная продажа имущества лизингополучателем, в случае, если в соответствии с условиями договора по окончании его объект переходит в собственность лизингополучателя, может существенно уменьшить совокупные затраты лизингополучателя по лизинговой операции.

В заключение первой главы следует сделать вывод о том, что лизинг является эффективной формой финансирования вложений на приобретение основных средств. Лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, но в деловом обороте он имеет более широкую трактовку и содержит в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимодополняют друг друга.

В настоящее время лизинг в Российской Федерации занял свое определенное инвестиционное место как реальная эффективная и гибкая организационно-финансовая схема запуска проектов, направленных на развитие и обновление основного капитала экономики.

Лизинговые операции рассматриваются деловым миром, прежде всего, как новый интересный вид финансирования, и не только потому, что они оказывают финансовую помощь нуждающимся в ней предприятиям, но также потому, что на основе налогового законодательства при определенных условиях они обеспечивают экономические выгоды для сильных в финансовом отношении предприятий.

Глава 2. Анализ управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Рустранс»

Открытое Акционерное Общество «Рустранс» (далее Общество) — одно из старейших грузовых автотранспортных предприятий Нижегородской области. Оно было создано более 40 лет назад — 1961 г., и до сих пор остается крупнейшим в своей отрасли.

Основными видами деятельности Общества являются:

1) грузовые перевозки, в том числе внутригородские, междугородние и международные;

2) транспортно — экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц;

3) техническое обслуживание, ремонт грузовых и легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов всех марок, узлов и агрегатов автомобилей;

4) организация станций технического обслуживания;

5) оказание услуг юридическим и физическим лицам по переоборудованию грузовых и легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов всех марок;

6) коммерческая деятельность, осуществление оптовой и розничной торговли, в том числе продажа легковых и грузовых автомобилей, номерных агрегатов, запасных частей к любым автомобилям, прицепам и полуприцепам, а также различного оборудования и машин;

7) создание специализированных предприятий по оптовой и розничной торговле;

8) оказание услуг по предоставлению стоянок и гаражей для грузовых и легковых автомобилей;

9) сдача в аренду юридическим и физическим лицам зданий, сооружений, производственных, торговых, складских и офисных площадей, а также транспортных средств, оборудования, инвентаря и других материальных ценностей;

10) внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

11) посредническая деятельность на территории Российской Федерации и за рубежом;

12) производство и реализация продукции производственно — технического назначения, промышленных и продовольственных товаров;

13) осуществление ремонтно — строительных работ;

14) оказание любых видов подрядных и субподрядных работ и услуг.

Общество вправе осуществлять любые иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

Общество является коммерческой организацией и преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли в интересах акционеров Общества.

Сегодня предприятие располагает парком большегрузных международных автопоездов Европейского класса с тягачами марки IVECO, МАЗ, SISU и полуприцепами марки JYKI, KRONE, VANHOOL, SCHMITS, HARKO, ЧМЗАП с объемом 82 куб. м.

Основным видом деятельности ОАО «Рустранс» является осуществление перевозок различных грузов в междугороднем и международном сообщениях, в странах Западной Европы и СНГ.

Постоянными клиентами ОАО «Рустранс» являются многие грузовладельцы и экспедиторские компании России и Зарубежья.

Основная концепция деятельности ОАО «Рустранс» — это надежность и быстрота выполнения любых заказов в любую точку страны и мира за счет изыскания дополнительных конкурентоспособных провозных возможностей и постоянного наращивания объемов перевозок и качества услуг.

На рынке грузовых автомобильных перевозок в Нижнем Новгороде и Нижегородской области существует жесточайшая конкуренция. Основными конкурентами ОАО «Рустранс» являются ЗАО «Трансинвест-НН», ОАО «Дзержинсктранссервис», ЗАО «Восток-Транс», фирма «Каскад».

Факторами конкурентоспособности ОАО «Рустранс» являются стабильность цен на оказываемые услуги, качество перевозок и строгая дисциплина соблюдения договорных условий перевозок.

В 2006 году ОАО «Рустранс» осуществляло следующие виды деятельности:

— грузовые перевозки автомобильным транспортом внутри города, внутриобластные, междугородные и международные. Данный вид деятельности является для общества основным. Доля доходов от данного вида деятельности в общих доходах возросла в 2006 году до 92,9% против 80,5% в 2005 году.

  • сдача производственных и офисных площадей в аренду. Доля доходов от данного вида деятельности составляет менее 10% в общих доходах.

На основании данных бухгалтерской отчетности предприятия ОАО «Рустранс» за 2005-2006гг. (приложения 1 и 2) можно сделать вывод о том, что: выручка от реализации работ, услуг в 2006г. составила 23 953 тыс. руб., т.е. практически осталась на уровне 2005 года, при этом доля выручки от экспорта услуг в общей сумме выручки составила 26%.

Себестоимость проданных работ, услуг составила 24 270 тыс. руб. Сумма прочих доходов составила 4 432 тыс. руб., при этом сумма прочих расходов равнялась 3 232 тыс. руб. В результате предприятием ОАО «Рустранс» в 2006г. была получена чистая прибыль в размере 348 тыс. руб.

Чистые активы общества составили — 318 тыс. руб. Впервые за многие годы сумма чистых активов превысила размер уставного капитала акционерного общества, что соответствует требованиям Федерального закона «Об акционерных обществах».

Необходимо отметить, что основным источником финансирования деятельности ОАО «Рустранс» являются привлеченные средства, в основном кредиторская задолженность.

Положительным является тот факт, что предприятие на конец 2006 года не имело просроченной кредиторской задолженности. Сумма кредиторской задолженности на конец 2006 года составила 7 572 тыс. руб., сумма дебиторской задолженности возросла до 4 160 тыс. руб.

Среднесписочная численность работающих сократилась в отчетном 2006 году до 50 человек против 61 человека в 2005 году. Производительность труда возросла в 2006 году до 479,1 тыс. руб. против 388,9 тыс. руб. в предшествующем году, что объясняется ростом выручки и снижением среднесписочной численности работающих на предприятии ОАО «Рустранс».

2.2 Анализ механизма управления лизингом в ОАО «Рустранс»

Финансовый лизинг — вид инвестиционной деятельности по приобретению одной стороной (лизингодателем) имущества и передаче его другой стороне (лизингополучателю) на основании договора за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, с правом последующего выкупа имущества лизингополучателем. Договор предусматривает полное возмещение всех расходов лизингодателя и последующий выкуп предмета лизинга лизингополучателем.

В настоящее время фирмой ОАО «Рустранс» производится обновление парка автотранспортных средств, а лизинг является прогрессивной формой инвестирования.

ОАО «Рустранс» в 2006 году совершило сделку, признаваемую в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» крупной сделкой.

Вид и предмет сделки: лизинг транспортных средств.

Содержание сделки, в том числе гражданские права и обязанности, на установление, изменение или прекращение которых направлена совершенная сделка: лизингодатель приобретает в собственность для последующей передачи в лизинг лизингополучателю транспортные средства: автопоезд, состоящий из автомобиля IVECO STRALIS, модель АТ440S40Т/Р и полуприцепа KOGEL AG сроком на 60 календарных месяцев с правом выкупа.

Срок исполнения обязательств по сделке: лизингодатель обязуется поставить транспортные средства, указанные в договоре лизинга, в течение 10 дней с момента оплаты эмитентом авансового платежа.

Эмитент обязуется в течение 10 дней с момента подписания договора лизинга выплатить лизингодателю авансовый платеж, состоящий из 20% от общей покупной цены предмета лизинга и авансового страхового взноса за 3 месяца на условиях автокаско. По согласованию между сторонами эмитент осуществляет 20 лизинговых платежей согласно утвержденного графика, начиная с мая 2007г. и заканчивая февралем 2012г.

ОАО «Рустранс» были проведены предварительные переговоры по поводу приобретения необходимого оборудования по договору лизинга через ООО «Афин Лизинг Восток», оборудование должно быть закуплено через компанию ООО «Трансавто». Далее был заключен договор финансовой аренды № 107 ФЛ/ПВ-06 от 22 ноября 2006 года. Договор представлен в Приложении 3 к работе.

Стороны и выгодоприобретатели по сделке: лизингодатель — общество с ограниченной ответственностью «Афин Лизинг Восток», лизингополучатель — открытое акционерное общество «Рустранс».

Размер сделки в денежном выражении — 168249,4 евро или 5804604 руб., а за вычетом аванса: 140 181,79 евро, что приблизительно составляет 4 836 270 руб. Оплата осуществляется в соответствии с установленным графиком в рублях согласно курсу евро, определенному Центральным Банком Российской Федерации на дату платежа.

Размер сделки в процентах от стоимости активов эмитента: 83,0%

Стоимость активов эмитента на дату окончания отчетного периода (квартала), предшествующего совершению сделки (дате заключения договора) и в отношении которого составлена бухгалтерская отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации: 5 829 000 руб.

Орган управления эмитента, принявший решение об одобрении сделки: внеочередное общее собрание акционеров открытого акционерного общества «Рустранс».

Дата принятия решения об одобрении сделки: 20 ноября 2006г.

Дата совершения сделки (заключения договора): 13 декабря 2006г.

На основании условий договора финансовой аренды, представим механизм исследуемой лизинговой операции рис. 6.

1

2

53

Рис. 6. Лизинговая схема приобретения автотранспортного средства ОАО «Рустранс» 1 — заявка лизингополучателя ОАО «Рустранс» в адрес лизингодателя ООО «Афин Лизинг Восток» на приобретение автотранспортного средства на условиях финансового лизинга; 2 — подписание договора финансового лизинга между лизингополучателем ОАО «Рустранс» и лизингодателем ООО «Афин Лизинг Восток»; 3 — заявка лизингодателя ООО «Афин Лизинг Восток» на покупку автотранспортного средства в адрес поставщика ООО «Трансавто»; 4 — подписание договора купли-продажи автотранспортного средства у поставщика (производителя оборудования) — ООО «Трансавто»; 5 — поставка автотранспортного средства по договору финансового лизинга в адрес лизингополучателя ОАО «Рустранс»; 6 — лизинговые платежи лизингополучателя (клиента) ОАО «Рустранс» в адрес лизингодателя (лизинговой компании) ООО «Афин Лизинг Восток».

2.3 Анализ лизинговой операции по приобретению автотранспортного средства ОАО «Рустранс»

Произведем расчет размера лизинговых платежей при их уплате равными долями внутри каждого года с периодичностью, оговоренной в договоре (раз в квартал).

Данные для расчета представлены в табл. 1.

Таблица 1 Данные для расчета лизинговых платежей

Показатель

Данные показателя

стоимость оборудования (ПС)

4 836 270 руб.

объем заемных средств

4 836 270 руб.

период лизинга (m)

Пять лет

коэффициент ускоренной амортизации (k)

3,0

лизинговая премия (р 1 )

5%

ставка по кредитным ресурсам (ПК)

25%

стоимость дополнительных услуг (g)

12%

периодичность платежа

один раз в квартал

Скорректированный срок полезного использования предмета лизинга равен пяти годам, так как нормативный срок службы автотранспортного средства 15 лет, а коэффициент ускоренной амортизации равен — 3,0.

Расчет размера лизинговых платежей, будем производить методом составляющих, при этом начисление амортизации происходит методом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Определим сумму чисел лет полезного использования (СЧЛ), воспользовавшись следующей формулой:

СЧЛ = (1)

где t — порядковый номер года; m — нормативный срок службы автотранспортного средства (срок договора лизинга в годах).

СЧЛ = 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.

После этого установим амортизационные отчисления каждого года по формуле:

АО t = ПС * qt : СЧЛ (2)

где ПС — первоначальная стоимость имущества — предмета лизинга, руб.

АО 1 = 4 836 270 х 5 : 15 = 1 612 090;

АО 2 = 4 836 270 х 4 : 15 = 1 289 672;

АО 3 = 4 836 270 х 3 : 15 = 967 254;

АО 4 = 4 836 270 х 2 : 15 = 644 836;

АО 5 = 4 836 270 х 1 : 15 = 322 418;

— Для расчета платы за использованные кредитные ресурсы (ПК) воспользуемся формулой (3).

Но до этого определим среднегодовую стоимость автотранспортного средства, поскольку платежи будут осуществляться именно на ее основе (табл. 2).

Среднегодовая стоимость автотранспортного средства

Год

Стоимость автотранспортного средства на начало года (ПС — АО)

Сумма амортизационных отчислений АО 1

Стоимость автотранспортного средства на конец года (п.2 — п.3)

Среднегодовая стоимость автотранспортного средства 2 (п.2 + п.4) / 2

1

4 836 270

1 612 090

3 224 180

4 030 225

2

3 224 180

1 289 672

1 934 508

2 579 344

3

1 934 508

967 254

967 254

1 450 881

4

967 254

644 836

322 418

644 836

5

322 418

322 418

0

161 209

2 — кредитные ресурсы, соотносимые со среднегодовой стоимостью имущества (КРt )

Q равен единице, так как объем заемных средств составляет 4 836 270 руб., и 100% стоимости предмета лизинга.

Имея все необходимые данные, теперь по формуле (3) вычислим плату за использованные кредитные ресурсы по годам (ПК 1 , ПК2 , ПК3, ПК4 и ПК5 ):

ПК = (3)

где КР t — кредитные ресурсы, используемые на приобретение предмета лизинга; СТ — годовая ставка за пользование кредитом; %, L — длительность периода (дней); n — количество периодов; t — номер периода.

ПК 1 = 4 030 225 х (365 : 365) х (25 : 100) = 1 007 556 руб.;

ПК 2 = 2 579 344 х (365 : 365) х (25 : 100) = 644 836 руб.;

ПК 3 = 1 450 881 х (365 : 365) х (25 : 100) = 362 720 руб.;

ПК 4 = 644 836 х (365 : 365) х (25 : 100) = 161 209 руб.

ПК 5 = 161 209 х (365 : 365) х (25 : 100) = 40 302 руб.

Суммировав плату за использованные кредитные ресурсы за пять лет, определяем, что она равна 2 216 623 руб.

Размер лизинговой премии (ЛП) определим по формуле:

ЛП = ПС х р 1, (4)

где ЛП — лизинговая премия; ПС — договорная стоимость (первоначальная стоимость имущества); р 1 — ставка вознаграждения лизингодателя (процент годовых), измеряемая договорной стоимостью (стоимость имущества).

ЛП = 4 836 270 х 5% = 241 814 руб.

Вычисляем размер оплаты за дополнительные услуги (ДУ) по формуле:

ДУ = ПС х (g : 100%), (5)

где g — стоимость услуги в процентах от среднегодовой стоимости имущества (стоимости имущества по договору).

ДУ = 4 836 270 х 12% : 100% = 580 352 руб.

Для окончательного расчета необходимы данные по НДС. Для того чтобы удобнее было считать, сведем данные в табл. 3, при этом сразу покажем величину каждого платежа.

Расчет размера лизингового платежа

№ платежа

АО 1

ПК 1

ЛП 2

ДУ 2

НДС 3

Sn

1-4

403023

251889

12091

29018

125284

821305

5-8

322418

161209

12091

29018

94452

619188

9-12

241814

90680

12091

29018

67281

440884

13-16

161209

40302

12091

29018

43672

286292

17-20

80605

10076

12091

29018

23722

155512

Итого

4 836 270

2216623

241814

580 352

1417644

9 292 703

1 — рассчитывается посредством деления общей суммы на 4 (число кварталов в 1 году); 2 — рассчитывается посредством деления общей суммы на 20 (число кварталов в 5 годах); 3 — рассчитывается по формуле (6).

НДС = В х С НДС : 100, (6)

где В — выручка от сделки по договору лизинга; С НДС — ставка НДС, %.

Таким образом, общая сумма лизинговых платежей составит 9 292 703 руб.

S лп = 4 836 270 + 2 216 623 + 241 814 + 580 352 + 1 417 644 = 9 292 703 руб.

Поскольку для расчета принят метод равных платежей с периодом в один квартал, то число выплат (Т) составит 20 раз (4 квартала х 5 лет), а величина лизингового платежа в каждом периоде отражена в табл. 3 — (S n ).

Далее полученные в таблице 3 данные по лизинговым платежам ОАО «Рустранс» в каждом периоде отразим на рис. 7.

Рис. 7. Размеры лизинговых платежей ОАО «Рустранс» за 5 лет

В заключение второй главы работы необходимо отметить, что нами были рассчитаны размеры лизинговых платежей ОАО «Рустранс» по приобретению автотранспортного средства методом составляющих, основанным на уплате амортизационных отчислений способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования объекта лизинга, однако минусом данного метода расчета является то, что распределение нагрузки на лизингополучателя неравномерно и основная нагрузка приходится на начальный период сделки.

Глава 3. Пути совершенствования управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс»

Лизинг выгоден тем предприятиям, для которых обновление или модернизация оборудования принесет большую прибыль. Например, если транспортное предприятие ОАО «Рустранс» обновит свой парк на 70%, в ближайшем будущем модернизация увеличит его прибыль в 2-3 раза. Но стоимость транспортных средств не позволяет заменить их собственными силами и в данном случае лизинг является весьма привлекательным.

Лизинг выгоден крупным предприятиям с большим оборотом, таким как транспортные предприятия, специализирующиеся на перевозке грузов, пассажиров, перерабатывающие предприятия, предприятия пищевой промышленности.

Далее логичен следующий вопрос: а сколько стоит лизинг? Выгодно ли воспользоваться предложением по лизингу или дешевле взять кредит? Для каждой конкретной сделки и каждого конкретного сравнения лизинга с кредитом или покупкой за счет собственных средств ответ на вопрос будет различным. В зависимости от возникших обстоятельств один из вариантов окажется для предприятия более выгодным, а другой — менее.

Что же влияет на стоимость лизинговой сделки? Начнем с затрат лизингодателя на приобретение объекта лизинга, техническое обслуживание на весь срок договора, на регистрацию объекта лизинга, например, в органах ГАИ, и уплату всех налогов и сборов, страхование, вознаграждение лизинговой компании и т.д. в зависимости от пакета услуг, заказанного вами.

Дальше — срок договора. В среднем срок договора лизинга составляет 2 — 4 года. Чем он дольше, тем больше траты лизингодателя на дополнительные услуги и дороже лизинг. Как было отмечено нами выше срок лизинговой сделки у ОАО «Рустранс» составил 60 месяцев, то есть пять лет.

При подписании договора лизинга необходимо внимательно изучить все мелочи, ссылки, приложения и дополнительные условия. В основном, проблемы, которые могут возникнуть в связи с лизингом, происходят из-за неправильно составленного контракта. Необходимо обратить внимание на график платежей и окончательный срок договора.

Немаловажную роль играет следующий фактор: какого рода налоги уплачивает предприятие, то есть является ли оно плательщиком НДС, налога на прибыль и др. Для компании с определенным набором уплачиваемых налогов лизинг приводит к одним последствиям, а для других лизинг будет означать совсем иные расходы.

В то же время вознаграждение лизингодателя может свестись к минимуму исходя из условий договора. Необходимо отметить, что лизинговые компании как постоянные клиенты приобретают оборудование у производителей по более выгодной цене.

Сравнивая лизинг с кредитом и покупкой за собственные средства, следует учесть, во сколько обойдутся на стороне предлагаемые лизинговой компанией дополнительные услуги.

Таким образом, удорожание объекта лизинга происходит в среднем на 16 — 20% в год.

Для наглядности приведем сравнение покупки транспортного средства ОАО «Рустранс» за собственные средства, при помощи кредита и посредством лизинга. В данном случае стоимость приобретаемого имущества будет равна 1000 000 руб., а способ начисления амортизации — линейный.

Таблица 5 Покупка за собственные средства (руб.)

Стоимость транспортного средства

1 000 000,00

НДС к возмещению

152 542,00

Доходная часть

847 458,00

Налог на прибыль (24 %)

203 390,00

Общие средства, которые должны поступить на р/счет

1 203 390,00

НДС от этой суммы

183 568,00

НДС, подлежащий уплате в бюджет

31 026,00

Общее удорожание транспортного средства составляет 23,44 % (налог на прибыль + НДС).

Таблица 6 Покупка с использованием кредита (руб.)

Сумма кредита

1 000 000,00

Годовая процентная ставка

25%

Срок кредита, месяцев

60

Плата за пользование кредитными ресурсами (% на остаток)

625 000,00

НДС к возмещению

152 542,00

Сумма амортизации за 5 лет (линейный способ)

1 000 000,00

Затратная часть

1 625 000,00

Доходная часть

1 152 542,00

Сумма, подлежащая налогообложению

— 472 458

Налог на прибыль (24 %)

Оборотные средства, которые должны поступить на р/с

1 625 000,00

НДС от этой суммы

247 881,00

НДС, подлежащий уплате в бюджет

95339,00

Страхование объекта за 5 лет, 1 % в год

50 000,00

Нотариус (договор залога на транспортное средство для кредита в банк) 1 %

10 000,00

Удорожание транспортного средства за 5 лет составит 78,03 %.

Приобретение оборудования посредством лизинга (руб.)

Цена объекта лизинга

1 000 000,00

Срок действия лизингового договора, месяцев

60

Авансовый лизинговый платеж (20 %)

200 000,00

Общая стоимость объекта лизинга

1 200 000,00

Выкуп после окончания срока действия договора лизинга (10 %)

100 000,00

НДС к возмещению по выкупу объекта лизинга (100 000 * 18 / 118)

15 254,00

Сумма лизинговой сделки

1 100 000,00

Затратная часть лизингополучателя

932 203,00

Налоговый кредит по НДС (1 100 000 * 18 / 118)

167 797,00

Экономия налога на прибыль (932 203 * 24%)

223 729,00

Стоимость лизинга составляет 100 000,00 руб., удорожание оборудования с учетом выкупа и с учетом экономии на налогах за 5 лет составит 20,00 %.

Таким образом, в приведенном примере для предприятия ОАО «Рустранс» лизинг выгоднее, поэтому обновление парка автотранспортных средств с помощью лизинга как источника финансирования оказалось целесообразным. Однако, необходимо помнить, что для каждой сделки существует возможность индивидуального подхода, что может привести к другим результатам.

Заключение

На основании материала, представленного в работе, следует сделать вывод о том, что лизинг является важным источником среднесрочного финансирования предприятий во многих странах, независимо от их размеров или уровня развития.

В силу своих особенностей, лизинг является альтернативой традиционным банковским кредитам, которая при определенных обстоятельствах обладает привлекательностью для некоторых категорий клиентов. В этом плане лизинг не конкурирует с банковским финансированием, а скорее дополняет его.

На основании первой главы работы был сделан вывод о том, что лизинг является эффективной формой финансирования вложений на приобретение основных средств. Лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, но в деловом обороте он имеет более широкую трактовку и содержит в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимодополняют друг друга.

В настоящее время лизинг в Российской Федерации занял свое определенное инвестиционное место как реальная эффективная и гибкая организационно-финансовая схема запуска проектов, направленных на развитие и обновление основного капитала экономики.

Лизинговые операции рассматриваются деловым миром, прежде всего, как новый интересный вид финансирования, и не только потому, что они оказывают финансовую помощь нуждающимся в ней предприятиям, но также потому, что на основе налогового законодательства при определенных условиях они обеспечивают экономические выгоды для сильных в финансовом отношении предприятий.

Лизинг как источник финансирования капитальных вложений был нами рассмотрен во второй главе работы на примере ОАО «Рустранс» — предприятия, которое занимается грузоперевозками.

Нами был проведен анализ лизинговой сделки по приобретению автопоезда, состоящего из автомобиля IVECO STRALIS, модели АТ440S40Т/Р и полуприцепа KOGEL AG для осуществления предпринимательских целей и произведен расчет размера лизинговых платежей при их уплате равными долями внутри каждого года с периодичностью, оговоренной в договоре — 1 раз в квартал.

Расчет лизинговых платежей был произведен методом составляющих, основанным на уплате амортизационных отчислений способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования объекта лизинга, однако минусом данного метода расчета является то, что распределение нагрузки на лизингополучателя — ОАО «Рустранс» — неравномерно и основная нагрузка приходится на начальный период сделки.

В третьей главе работы была оценена экономическая эффективность лизинга по сравнению с приобретением транспортного средства за счет собственных средств и кредитных ресурсов для ОАО «Рустранс».

В расчетном примере для предприятия ОАО «Рустранс» лизинг выгоднее, поэтому обновление парка автотранспортных средств с помощью лизинга как источника финансирования оказалось целесообразным. Однако, необходимо помнить, что для каждой сделки существует возможность индивидуального подхода, что может привести к другим результатам.

В заключение необходимо отметить, что на сегодняшний день большинство российских организаций работает в условиях дефицита свободных денежных средств. Несмотря на крайнюю необходимость модернизации основных производственных фондов, фирмы, как правило, не могут без отрицательных последствий для дальнейшей деятельности изъять из оборота средства. В связи с этим, по мнению многих специалистов, лизинг является наиболее удобным и экономически оправданным средством.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/lizing-kak-istochnik-finansirovaniya/

1. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2 ноября 1998 г. — №44. — Ст. 5394.

2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 16 февраля 1998 г. — №7. — Ст. 787.

3. Федеральный закон от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 4 февраля 2002 г. — №5. — Ст. 376.

4. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге // СПС Консультант Плюс: Версия Проф. Собрание законодательства РФ от 09.08.1999, № 32, ст. 4040.

5. Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие. — М., 2003.