19kb. | 29.11.2004 16:57 | ![]() |
II. Развитие лизинга в России
Начало современного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1988—1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Так, в 1988 г. было создано совместное советско-финское лизинговое предприятие СП «Арендмаш» по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же году было образовано, а с 1989 г. стало действовать АО «Совфинтрейд», в уставе которого предусматривалось проведение лизинговых операций. В конце 1989 г. для проведения лизинга на условиях «бебоут-чартер» была образована компания «Рыбкомфлот».
В книге Тома Кларка «Финансовый лизинг», вышедшей в Лондоне в 1990 г., со ссылкой на данные Центрального банка СССР указывалось, что в 1989 г. объемы лизинговых операций в нашей стране составляли 400 млн. долл. и соответствовали 32-му месту на мировом рынке.
В 1990 г. в нашей стране было создано четыре лизинговых компании. Во Владивостоке — Дальневосточная акционерная лизинговая компания «Дальлизинг» (сфера деятельности — лизинг рыболовецких судов, шахтного оборудования).
В Нижнем Новгороде было учреждено Торгово-лизинговое объединение «РОСС и Я» (операции со станочным оборудованием, прокатными станами, электронными системами).
В Ярославле образовалась лизинговая компания «Ярославтехлизинг», а в Санкт-Петербурге — компания «Балтийский лизинг».
В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 29 декабря 1990 г. № 1369 в июне 1991 г. была создана, а с декабря того же года приступила к работе международная советско-французско-немецкая лизинговая компания «Евролизинг», получившая от правительства большие налоговые и таможенные льготы. В июле 1991 г. в Санкт-Петербурге появилась компания «Петролизинг», а в 1992 г. в Москве — «Лизингбизнес», «Межсбер-Юраско лизинг», «Пром-стройлизинг». В этом же году образовалось Русское акционерное лизинговое общество «РАЛИО». В 1993 г. в Москве были зарегистрированы Русско-германская лизинговая компания («РГ лизинг»), Русcкая авиационная акционерная лизинговая компания «Аэролизинг» Московская лизинговая компания, а в Пензе — компания «Лизин-ком». В 1994 г. на рынок пришли компании «ИНАЛ», «Каркаде» которые впоследствии зарекомендовали себя в качестве надежно и успешно работающих лизингодателей.
Такие крупные российские лизинговые компании, как «ЛК Ли зинг», «Интеррослизинг», «РТК-Лизинг», сформировались и начали активно работать несколько позднее — в 1995—1997 гг. Стоящие за этими компаниями мощные финансово-промышленные структуоы в течение нескольких лет внимательно присматривались к возможностям российского лизинга. Когда они уверовали в его успешную будущность, то создали по-хорошему амбициозные лизинговые компании с высококвалифицированным персоналом, способные эффективно решать проблемы технического перевооружения крупных предприятий входящих в финансово-промышленные группы, учредившие эти лизинговые компании. В октябре 1994 г. при создании ассоциации «Рослизинг» в ее состав вошли 15 компаний. Через год учет уже велся по результатам деятельности 19 компаний, а в 1996 г. — по 24 компаниям.
Активно перед кризисом развивался в России международный импортный лизинг. По данным Центрального банка Российской Федерации, ежегодные объемы лизинговых операций, на которые выдавалось разрешение ЦБ, достигали почти 200 млн. долл. К примеру, по большому массиву статистической информации, предоставленной Австрийской ассоциацией лизинговых компаний, Н.В. Бутенина определила, что объемы ежегодно заключаемых новых лизинговых договоров достигли в 1997 г. 266063 тыс. австрийских шиллингов, или около 24,2 млн. долл. Причем основная масса договоров приходилась на лизинг транспортных средств.
В начале сентября 1996 г. Комиссией при Министерстве экономики Российской Федерации были выданы первые 17 лицензий на право осуществления лизинговой деятельности. С февраля 1997 г. лицензии стали выдавать не только компаниям-резидентам, но и нерезидентам. До августовского кризиса 1998 г. лицензирование прошли 776 лицензиатов, в том числе 710 резидентов и 66 нерезидентов из различных , в большинстве своем из экономически развитых, стран мира.
До середины 1998 г. отечественная лизинговая индустрия постепенно набирала обороты. После начала широкомасштабного финансового кризиса многие российские лизинговые компании временно не заключали новые лизинговые договоры. Это продолжалось в течение одного-двух месяцев. Вместе с тем в отличие от банков в лизинговых компаниях не было массового сокращения персонала. Руководители ряда ведущих компаний правильно оценили ситуацию. Они сделали вывод, что в ближайшее время лизинг в России будет востребован в еще большей степени, чем до кризиса. А раз так, то в этот «смутный период» правильнее всего «остановиться, оглянуться», заняться анализом и отработкой новых лизинговых продуктов.
Оценивая статистику существовавшего ранее лицензирования лизинговой деятельности, можно сделать вывод, что кризис замедлил, но не остановил приток на рынок новых лизингодателей. К началу 1999 г. лицензии получили 823 компании. Из них — 753 резидента и 70 нерезидентов. В 2000 г. лицензии на право осуществления лизинговой деятельности имели 1658 компаний резидентов и нерезидентов. Вместе с тем следует отметить, что только 20—25% из всех компаний, получивших лицензию, занимались лизинговой деятельностью и при этом заключили один и более договоров лизинга. В августе 2001 г. число лицензиатов достигло 2083 резидентов и 141 нерезидента. Всего за пять лет лицензии получили 2224 компании.
В 1996 г., по оценке Минэкономики России, в объеме инвестиций в основной капитал лизинговые операции составляли 1%. Этот показатель соответствовал 630 млн. долл. (годом раньше — 200 млн. долл.).
Он приводился в данных «London Financial Group Global Leasing Report», опубликованных в статье Дэвида Портера и Энди Томсона «Leasing penetration continues to grow» в книге «World Leasing Yearbook.1998».
Анализ ситуации на рынке лизинговых услуг в России в послекризисный период начиная со второй половины 1999 г. свидетельствует о постоянной динамичности его развития. Темпы роста лизинговых операций становятся больше и опережают (в долларовом измерении) рост валового внутреннего продукта, увеличение промышленного производства.
На основании проведенных исследований было определено, что в 1999 г. (послекризисном) стоимость заключенных договоров лизинга достигла 1300 млн. долл., а в 2001 г. — 1960 млн. долл., т.е. за два года российский лизинговый бизнес вырос в 1,5 раза. Такая динамика нашла соответствующее отражение и в международном рейтинге. Так, если в 1995 г. Российская Федерация находилась почти в конце первой полусотни стран в мировом табеле о рангах, то в 2000 г. она поднялась в середину третьего десятка, а в Европе в 2001 г. наша страна была в середине второго десятка стран по объему лизинговых oпe-раций.
В табл. 1 указаны рейтинговые места, которые занимала Российская Федерация в 1998—2000 гг. по оценкам «London Financial Group». Эти данные были опубликованы в уже упоминавшемся ведущем мировом издании по лизингу — «World Leasing Yearbook» (London, Euromoney).
Данные за 2001 г. по Европе указаны на основе статистических материалов Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний «Leaseurope».
Таблица 1
^
Год |
В мире |
В Европе |
1998 |
34 |
20 |
1999 |
28 |
17 |
2000 |
25 |
17 |
2001 |
24 |
14 |
Но, конечно, дело не в местах, хотя для престижа и роста авторитета нашей страны и российских компаний это важно. Куда важнее было определить свой потенциал, учесть мировой опыт.
Анализ ситуации на рынке лизинговых услуг в России свидетельствует о постоянно складывающейся в течение уже нескольких лет динамичности его развития. Темпы роста лизинговых операций в 2001 и в 2002 гг. существенно увеличивались и опережали рост валового внутреннего продукта (ВВП) и промышленного производства. Это было обусловлено прежде всего развитием экономики страны, потребностью в увеличении инвестиций в основные фонды и возможностью получения льгот при лизинге, ослаблением обшей налоговой нагрузки, улучшением условий кредитования лизинговых компаний, благоприятными изменениями в законодательстве, регулирующими лизинговую деятельность в России.
ВВП России, по данным Госкомстата, увеличился в течение 2001 г. на 5,0%, объем промышленного производства — на 5,7%;
— инвестиции в основной капитал возросли на 8,7%, а иностранные инвестиции — на 30,1 % (в руб.).
В то же время в 2001 г. объем нового лизингового бизнеса (стоимость заключенных в течение года договоров), по нашим данным, вырос на 38,5% (в долл.) по сравнению с предыдущим годом и достиг 1960 млн. долл. Из этой суммы 1895 млн. долл. приходится на лизинг машин, оборудования и транспортных средств и 65 млн. долл. — это стоимость договоров лизинга производственных зданий и сооружений.
Эта оценка строилась прежде всего на основе материалов о деятельности 113 лизингодателей (1394,3 млн. долл.) и общей стоимости договоров лизинга агролизинговых компаний в 17 регионах России (50,9 млн. долл.).
Суммарно на долю этих компаний приходилось 73,7% стоимости договоров, заключенных на российском рынке. Это значение существенно превосходит показатели других организаций, занимающихся анализом российского рынка лизинговых услуг — Ассоциации «Рослизинг», Группы лизинга Международной финансовой корпорации. Так, оценка последней строилась на основе данных всего о 22% рынка, в связи с чем может вполне обоснованно возникнуть вопрос о репрезентативности выборки. Для сравнения также отметим, что оценка объемов всего лизингового рынка в США в 2000 г. формировалась на основе выборки, составляющей 63% от всей величины предоставленных в этой стране лизинговых услуг.
Кроме того, для более полной оценки лизингового бизнеса Учитывались статистическая информация Центрального банка и ГТК России о проведении международных лизинговых операций; экспертные оценки некоторых специалистов аудиторских компаний «Pncewaterhouse Coopers», «KPMG», «Ernst & Young» о значительной заинтересованности многих нерезидентов в лизинговом бизнесе в России; динамика лицензирования лизинговых компаний; информация, помещенная на сайгах лизинговых компаний и банков публикации в СМИ. Также принимались во внимание темповые характеристики роста показателей, определяющих лизинговый бизнес в 2001 по сравнению с 2000 г., которые свидетельствуют, что по первым 30 крупнейшим на рынке лизинговым компаниям прирост стоимости заключенных договоров составил 40,4%.
Существенные для России объемы нового лизингового бизнеса приходились на договоры, заключенные с российскими лизингополучателями компаниями-нерезидентами из Австрии, Германии, Италии Нидерландов, США, Швеции, Финляндии, Франции и других стран а также договоры тех лизинговых компаний, которые были созданы в России в качестве резидентов со 100%-м западным капиталом.
Сравним российский объем лизинга машин и оборудования с показателями других стран. Наш показатель более чем на порядок меньше по сравнению с Германией, Великобританией, Италией, Францией; в несколько раз уступает Испании, Швеции, Швейцарии, Нидерландам; на треть меньше, чем в Австрии; на 25—27% мы отстаем от Чехии и Бельгии. Но в то же время он только на 11—12% меньше, чем в Норвегии и Дании, и, что очень важно, больше, чем в таких странах, как Польша, Венгрия, Ирландия, Турция, Финляндия.
В ведущих странах удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в оборудование является важным и определяет макроэкономические показатели. Например, в США на протяжении пяти лет он составляет 29,5—31,8%, в Великобритании в отдельные годы достигал 36%. В нашей стране он значительно меньше. Вопрос — насколько? Некоторые специалисты убеждены, что этот показатель в нашей стране равен всего 1,5%. На самом деле, это мнение ошибочное. Такая величина может получиться только в том случае, если весь российский лизинг измерять в объемах договоров, заключенных в течение года компаниями, которые входят в Российскую ассоциацию лизинговых компаний «Рослизинг». В действительности на до ассоциированных в нашей стране компаний приходится немногим менее 1/5 объемов российского рынка лизинговых услуг. К слову, в большинстве европейских стран компании — члены ассоциации держат 85—97% объемов национальных рынков.
Обратимся к статистике. Прежде всего, следует выяснить, какими были общие объемы инвестиций в основной капитал в нашей стране. Для более точной оценки данного показателя в долларовом измерении пересчет валюты целесообразно осуществлять по состоянию не на конец года, а на конец квартала. За счет этого фактора отклонение в расчетах по 2001 г. может составить более 2%.
Интересно, что по многим лизинговым компаниям, особенно по тем, которые обслуживают крупные холдинговые структуры, большая часть договоров лизинга заключается в первой половине года, а несколько меньшая часть — во втором полугодии. Это обусловлено все еще существующей у нас системой так называемой занарядки фондов. В то же время ввод в действие основных фондов смещен на вторую половину года.
По предприятиям и организациям всех форм собственности сумма инвестиций в основной капитал, рассчитанная автором на основе данных Госкомстата России по 2001 г., представлена в табл. 2.
Таблица 2
^
Показатель |
Квартал |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
за год |
|
Млн.руб. |
244856 |
338882 |
447721 |
568010 |
1599469 |
Млн. долл.* |
8525,6 |
11657,4 |
15233,8 |
18845,7 |
54262,5 |
В процентах |
15,7 |
21,5 |
28,1 |
34,7 |
100,0 |
к итогу |
* Рассчитано исходя из курса Центрального банка Российской Федерации (руб./долл.) на последний день квартала: I — 28,72; II — 29,07; III — 29,39; IV — 30,14.
При расчете удельного веса лизинга в общем объеме инвестиций необходимо учитывать структуру инвестиций в основной капитал. По данным Госкомстата России из 100% всех прямых инвестиций в основной капитал было направлено:
1) в строительство жилья 9,8% (т.е. в пересчете — 5317 млн. долл.);
2) в производственные здания и сооружения 43,6% (23658 млн. Долл.);
3) в машины, оборудование, инвентарь и инструменты 38,0% (в пересчете — 20620 млн. долл.);
4) прочие инвестиции 8,6% (4667 млн. долл.).
Некоторые аналитики полагают, что для расчета необходим брать сумму всех приведенных выше четырех позиций. Однако такой подход может исказить справедливость оценок. По-видимому, аналитикам расчет удельного веса лизинга в общем объеме инвестиций целесообразно проводить только по сумме второй и третьей позиций (инвестиции в производственные здания и сооружения; в машины и оборудование) и соответственно расчет удельного показателя по каждой позиции в отдельности.
В результате все инвестиции в основные производственные фонды в нашей стране в 2001 г. в валютном эквиваленте равнялись 44278 млн долл., а удельный вес лизинга в этих инвестициях составил более 4,4%.
Ниже, в табл. 3 представлена информация о ежегодно проводимой оценке объемов лизингового бизнеса в России за семь лет.
Таблица 3
^
Год |
|||||||
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Стоимость заклю |
200 |
630 |
960 |
1180 |
1300 |
1415 |
1960 |
ченных договоров |
|||||||
лизинга, млн.долл. |
|||||||
Удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные производствн- |
0,4 |
1,0 |
1,4 |
2,3 |
4,5 |
4,3 |
4,4 |
ные фонды, % |
Более точно и объективно инвестиционную активность лизингового бизнеса характеризуют удельные показатели лизинга в соответствующих группах основных средств.
Расчет показал, что удельный вес лизинга производственных зданий и сооружений в общем объеме инвестиций в эти активы со ставил около 0,3%. Столь незначительная цифра обусловлена рядом причин: законодательными проблемами, связанными с проведением операций лизинга недвижимости; продолжительными сроками амортизации, которые даже с учетом коэффициента 3 значительно превышали используемые на практике сроки кредитования.
В то же время удельный вес лизинга машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме инвестиций в эти активы достиг в нашей стране 9,2%.
Это означает, что по значимости данного удельного показателя российская Федерация находилась в 2001 г. на уровне показателей таких стран, как Дания, Япония (2000 г.), и заметно превышала показатели Норвегии, Испании, Финляндии.
^
В соответствии с законодательством лизинговые операции входят в состав видов деятельности российских банков. Ежегодно в течение 1994—2001 гг. всеми российскими банками предоставлялось имущество в лизинг (т.е. когда банки выступали в роли лизингодателей) на сумму от 10 до 80 млн. долл. Как видно, показатель более чем скромный. И это вполне оправдано.
Дело в том, что имеются не формальные, а существенные сложности для российского банка выступить в качестве лизингодателя. Они обусловлены некоторыми важными обстоятельствами. Так, специалисты отмечают, что поскольку на протяжении договора лизинга право собственности на имущество остается за лизингодателем, то банк сталкивается с нормами, регламентирующими вложения в основные средства. Эти нормы зависят от наличия у банка соответствующих фондов экономического и производственного развития. Следовательно, для приобретения лизингового оборудования кредитная организация должна располагать не только денежными средствами, Но и частью нераспределенной прибыли прошлых лет, не связанной с Денежными потоками и «замороженной» на соответствующих балансовых счетах. Увеличение суммы фондов имеет для банка ряд негативных последствий, прежде всего снижение величины капитала и, как следствие, риск нарушения им значений обязательных экономических нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации.
Кроме того, ранее, если банк выступал в качестве лизингодателя, то он «подставлялся» под дополнительное по сравнению с лизинговой компанией налогообложение прибыли, полученной от лизинговой операции, так как налог на прибыль (до изменения в налогообложении) банки уплачивали по повышенной ставке — 43%.
Годовые отчеты, опубликованные в открытой печати в 2002 г свидетельствовали, что в ряде случаев банки сами стали выступать в качестве лизингодателей (Сбербанк, АКБ «ЦентроКредит», АИКБ Енисейский объединенный банк, Почтбанк).
Однако объемы их операций были не столь велики — в пределах нескольких миллионов долларов. Проще поручить ведение лизинговых операций своим дочерним лизинговым компаниям, как это делается во многих странах мира.
Значительно активнее банки участвуют в лизинговом бизнесе как кредиторы лизинговых операций. Многие российские банки после кризиса 1998 г. начали активный поиск наиболее привлекательных объектов в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, в которые они могли бы эффективно вкладывать деньги. Лизинг является тем финансовым инструментом, который может помочь банкам в среднесрочном и долгосрочном кредитовании реального сектора экономики нашей страны.
Удельный вес среднесрочных (от 1 до 3 лет) и долгосрочных кредитов (свыше 3 лет) в общем объеме кредитования, осуществляемом наиболее крупными 50 банками Российской Федерации к 1 января 2002 г., составлял около 28%. При этом совокупные объемы среднесрочного и долгосрочного кредитования превысили в нашей стране 7,1 млрд. долл.
В ряде банков, которые учредили активно работающие ныне лизинговые компании, доля среднесрочных и долгосрочных кредитов достигала или даже превышала половину их кредитного портфеля. Такая ситуация характерна для банков «Зенит», «Авангард», «Промсвязьбанка», «МДМ-банка».
Некоторые банки стали выдавать лизинговым компаниям кредиты в рублях на 4—5 лет. Еще год назад такое трудно было се представить, поскольку из-за неустойчивости рубля расчеты по кредитам осуществлялись в привязке к твердой валюте.
В 2001 г. в среднем седьмая часть среднесрочных и долгосрочных кредитов банков направлялась в лизинговые компании. Это означает, что только около половины стоимости лизинговых контрактов соответствовало объему банковского кредитования. Другая, несколько большая часть — это коммерческое кредитование, авансы лизингополучателей, собственные средства лизингодателей, кредиты, заимствования от небанковских организаций.
^
Примерная структура передаваемых предприятиям в лизинг активов (оборудования, транспортных средств) по обследованным лизинговым компаниям и удельный вес каждого из видов имущества в процентах к общему итогу по тем договорам лизинга, которые были заключены в 2001 г., представлена в табл. 4.
Таблица 4
^
№ п/п |
Вид имущества, переданного в лизинг |
Удельный вес,% |
1 |
Машиностроительное и металлургическое оборудование |
6,9 |
2 |
Нефтяное и газовое оборудование |
22,3 |
3 |
Горная техника |
4,9 |
4 |
Лесозаготовительное и деревообрабатывающее оборудование |
1,6 |
5 |
Торговое и сервисное оборудование |
0,7 |
6 |
Пищевое оборудование |
5,7 |
7 |
Полиграфическое и бумагоделательное оборудование |
2,6 |
8 |
Строительная и дорожно-строительная техника |
5,7 |
9 |
Информационные системы |
15,3 |
10 |
Оборудование для сельского хозяйства |
4,6 |
11 |
Автотранспортные средства |
13,9 |
12 |
Железнодорожная техника |
1,3 |
13 |
Авиатранспорт |
5,3 |
14 |
Суда |
1,7 |
15 |
Другое оборудование |
7,5 |
Среди машиностроительного и металлургического оборудования в лизинг передавались: оборудование для металлообработки (токарные, фрезерные, расточные станки, обрабатывающие центры), прессовое оборудование, сварочное оборудование, оборудование для электронной и электротехнической промышленности, оборудование для литья и термообработки и др. Ведущие лизингодатели здесь: «Лизинг-промхолд», «ИНАЛ», «РМБ-Лизинг», «Альфа-лизинг», «Лизинг-М» (Магнитогорск), «Энергогазлизинг-холд», «Финансовая лизинговая компания», «Группа финансовых технологий». Петербургская лизинговая компания, «Интерлизинг» (Санкт-Петербург).
В секторе нефтяного и газового оборудования объектами лизинга становились: оборудование для нефте- и газодобычи (буровая техника, двигатели), оборудование для переработки и очистки нефти, оборудование для переработки газового конденсата, двигатели для перекачки газа, трубоукладчики, оборудование для георазведки, геофизическое оборудование. По сравнению с предыдущим годом в этом секторе произошел рост в 2,6 раза. С одной стороны, лизингополучатели быстро осознали большие возможности, которые предоставляет лизинг для минимизации налогообложения, а с другой — именно здесь сосредоточились высокоплатежеспособные клиенты лизинговых компаний. До 43% кредитования российских банков приходится на экспортно-ориентированные нефтяную и газовую отрасли. Кроме того, в этих отраслях самый высокий в России индекс роста инвестиций в основной капитал в 1998—2001 гг. Он составил 210,9-282,5%
Наиболее крупные операторы в данном секторе лизингового рынка — компании: «ЛК Лизинг» (посредством лизинга финансировалось 5% от всех капиталовложений «ЛУКОЙЛа»), Сибирская лизинговая компания, «Авангард-лизинг», Торговый дом «Лизинг», Финансовая лизинговая компания, «Геосинтез», «Энергогазлизинг-холд», «КНК-Лизинг», «АЛЕНИР».
Лизинг горной техники охватывал такие виды оборудования, как проходческие комбайны, золотодобывающая техника, тяжелая дорожная техника (карьерные самосвалы БелАЗы грузоподъемностью 45—150 т), экскаваторы, грохоты, мельницы и др. Среди лидеров — «Лизингпромхолд», «РМБ-Лизинг», «Авангард-лизинг», «Делторг», «ММБ-лизинг», «ДАК».
В состав передаваемого в лизинг лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования входили: лесовозы, трелевочная техника, оборудование для лесозаготовки, оборудование по переработке леса (лесопилки), деревообрабатывающая техника, сушильные камеры, фрезерные станки, оборудование для производства широкоформатной фанеры и др. Объемы заключенных договоров лизинга за год выросли в 1,5 раза. Здесь активно работали следующие компании: «ЕвроЛизинг» (Санкт-Петербург), «Авангард-лизинг», «Балтийский лизинг», «Интраст-лизинг», «Премьер-Лизинг», «Регион-Капитал» (Хабаровск), «Первая лизинговая компания» (Новосибирск), «ЦФМ» (Вологда).
В секторе торгового и сервисного оборудования лизинговые компании по заказу лизингополучателей приобретали: оборудование для упаковки жидких и сыпучих продуктов, технику для ведения торговых операций (весы, кассовые терминалы), складское оборудование (стелажи, погрузчики); оборудование для химчисток, автосервисное оборудование и др. Наиболее крупные операторы — «Авангард-лизинг», «Балтинвест», «Дойче Лизинг Восток», «РГ Лизинг», «Пром-связьлизинг», «Каркаде», «Петролизинг менеджмент».
Увеличение объемов операций лизинга оборудования для пищевой промышленности в 2 раза стало одним из наиболее примечательных изменений в общей структуре лизинга оборудования. Это обусловлено тем, что российская пищевая промышленность быстро разевается. Следовательно, имеется настоятельная необходимость в модернизации производства и закупке нового оборудования, которое может обеспечить конкурентоспособность лизингополучателей. Наиболее часто предметом лизинга пищевого оборудования были: линии по переработке пищевых продуктов, оборудование для производства кондитерских изделий, хлебопекарное оборудование оборудование для изготовления макаронных изделий, оборудование для производства мясной и молочной продукции, оборудование солодовен, для производства сахара, оборудование для производства детского питания, линии по розливу напитков, оборудование для переработки рыбы. В этом секторе рынка более короткий срок окупаемости инвестиционных проектов по сравнению с другими отраслями народного хозяйства и стоимость оборудования относительно невысока. Все это сокращает финансовые риски. Ведущие операторы — «Авангард-лизинг», «Дойче Лизинг Восток», «Балтинвест», «Глобус-Лизинг», «Райффайзен-Лизинг», «АЛЕНИР», «РГ Лизинг», «Каркаде», Московская лизинговая компания, «Бел-фин» (Белгород).
На рынке лизинга полиграфического и бумагоделательного оборудования мы установили рост объемов на 80%. В то же время динамика увеличения объемов бизнеса предприятий-пользователей была еще выше и составляла 125%. Здесь превалировало импортное оборудование. При этом отмечалась активность таких компаний, как «Глобус-Лизинг», «РГ Лизинг», «Дойче Лизинг Восток», «Балтийский лизинг», «Балтинвест», Московская лизинговая компания, «СДМ-лизинг».
Среди строительного и дорожно-строительного оборудования, лизинг которого вырос почти на 40%, преобладали: оборудование для производства цемента и бетона, строительных материалов; опалубка, бульдозеры (колесные, гусеничные), грейдеры, автокраны, подъемники, башенные краны, автобетоносмесители, линии по производству строительного и облицовочного материалов, оборудование для изготовления стеклопакетов, оборудование для производства мягкой кровли, техника для укладки асфальта, бетона и др. Как показывает зарубежная практика ведения лизингового бизнеса, сделки со строительным оборудованием — наиболее подходящие для оперативного лизинга. В наших российских условиях после внесения изменений и дополнений в закон «О финансовой аренде (лизинге)», по-видимому, станут развиваться схемы, в которых будут совмеще-
ны аренда и лизинг. В числе лидеров в этом сегменте рынка — » Рос-дорлизинг», «Райффайзен-Лизинг», «НИКойл-Лизинг , «Лизинг-строймаш», «Глобус-Лизинг», «Авангард-лизинг», «Белфин», «Интерлизинг», «КНК-Лизинг», «Лизинговые и финансовые услуги», «Балтинвест».
Уменьшение удельного веса средств связи и телекоммуникаций происходило одновременно с ростом количества лизингодателей и было обусловлено снижением в 2,5 раза стоимости заключенных договоров одним из крупнейших лизингодателей — «РТК-Лизинг» в виду реорганизации компании, освоения ею новых направлений деятельности. В течение одного года эта лизинговая компания первой из российских лизингодателей провела три эмиссии облигаций: соответственно на 17,4; 34; 47,6 млн. долл. на срок от 6 до 24 месяцев; для расширения финансовой деятельности и упрощения движения денежных потоков компании был куплен банк. Кроме того, к наиболее крупным операторам в этом секторе лизингового рынка можно отнести «Промсвязьлизинг», «Регион-Лизинг», «Райффайзен-Лизинг», «ММБ-лизинг», Ханты-Мансийскую лизинговую компанию, «Рус-ЛизингСвязь», «Альфа-лизинг», «Инвестпромлизинг». Большой интерес к российскому рынку средств связи проявляют зарубежные производители и поставщики. Международные операторы и производители телекоммуникационного оборудования получают колосаль-ные прибыли и наращивают экспансию на новые рынки, из которых Россия, безусловно, представляется одним из самых перспективных.
Стоимость переданных в лизинг компьютеров и оргтехники выросла в 1,6 раза. Ведущие позиции среди лизингодателей были у «РТК-Лизинг», «Хьюлетт Паккард», «Райффайзен-Лизинг», «Лизингбиз-нес», «ИНАЛ», «Лизингпромхолд», «СИАЛ-Лизинг», «Балтийский лизинг», «Балтинвест», «ММБ-лизинг», «Ксерокс». Изменения в лизинговом законодательстве упрощает теперь включение в стоимость договоров программных продуктов, и это позволит в ближайшее время расширить операции в этом секторе рынка лизинговых услуг.
Более чем значительное уменьшение общего объема лизинговых операций с сельскохозяйственной техникой (в 3,4 раза) произошло из-за резкого по сравнению с предыдущим годом сокращения федерального бюджетного финансирования. Вместе с тем компании «Росагроснаб» и ряду других лизингодателей — «Татагрокомп-лект», «Альфа-лизинг», «Райффайзен-Лизинг», «ДжонДир», «Цеп-Пелин Русланд», «Белфин», «Тюменская агропромышленная лизинговая компания», «Интерагролизинг», используя различные схемы. и опираясь на финансирование отечественных и западных банков и фирм-производителей, удалось реализовать по лизингу большое количество зерно- и свеклоуборочных комбайнов, тракторов, животноводческого оборудования, технологического оборудования для агропромышленного комплекса, скота.
Произошедшее за год существенное (на 3/4) увеличение стоимости заключенных договоров лизинга автотранспортных средств в абсолютном выражении и очевидное изменение структуры активов, передаваемых в лизинг, в пользу автомобилей для перевозки людей и грузов было обусловлено рядом причин. Во-первых, развитие рынка лизинговых услуг во многих странах мира в значительной степени определяется динамикой в секторе автотранспортных средств. Это не случайно. Издавна в аренду, в лизинг больше всего сдавались средства передвижения. Обновляемость этой техники одна из самых высоких среди всех активов. Во-вторых, многие лизинговые компании активизировали свою деятельность именно в этом секторе рынка только после того, как был отменен налог на приобретение автотранспортных средств. Более того, фактор уменьшения налогового бремени в ряде случаев стал, по сути, определяющим при создании новых специализированных лизинговых компаний. В-третьих, легковые и грузовые автомобили постоянно пользуются покупательским спросом. В большинстве своем автотранспортная техника является высоколиквидной, и, что очень важно, она может служить хорошим обеспечением для многих лизинговых сделок. В-четвертых, в России уже налажен достаточно приемлемый механизм их страхования.
По нашим данным, в 2001 г. удельный вес тех компаний, которые занимались лизингом автотранспортных средств для перевозки пассажиров (т.е. передавали в лизинг от нескольких штук до нескольких сотен автомобилей), в общем числе всех лизингодателей составил в России 58,9%, а тех компаний, которые заключали договоры лизинга на поставку автомобилей для перевозки грузов, — 48,5%.
Среди компаний — лидеров по автомобилям, которые используются для перевозки пассажиров, такие лизингодатели, как «Балтинвест», «Глобус-Лизинг», «Лизингпромхолд», «Райффайзен-Лизинг , «Баджет прокат лизинг автомобили в Москве», » Независимость-лизинг», «Глобал рент». Значительно увеличилось количество лизинговых операций с автобусами. Причем активными инициаторами этих проектов часто выступали администрации регионов. Например, такие проекты состоялись в Республике Коми (лизингодатель — «Го-синкорлизинг»), Санкт-Петербурге (лизингодатель — «Глобус-Лизинг»), в Пермской области (лизингодатель — «Скания-Россия»), Костромской области (лизингодатель — «АЛЕНИР») и др. Стоимость заключенных ими договоров лизинга в этом секторе рынка составляла 2,3 — 5,3 млн. долл., т.е. за год в лизинг эти компании сдавали по 100— 400 автомобилей. У многих лизингополучателей большим спросом пользовались немецкие, японские, шведские, чешские и российские легковые автомобили. Характерная особенность развития российского автолизинга — укрепление контактов лизинговых компаний и автосалонов. Некоторые дилеры крупных автозаводов сами стали выступать в качестве лизингодателей.
Наиболее крупные операторы среди лизингодателей автомобилей для перевозки грузов — Сибирская лизинговая компания, «Балт-инвест», «Volvo Truck Finance», Московская лизинговая компания, «КНК-Лизинг», «Даймлер Крайслер лизинг автомобили».
Наиболее крупными операторами лизинга железнодорожной техники (тепловозы, цистерны, вагоны), авиационной техники, судов были «Авангард-лизинг», «Лизингпромхолд», «Балтинвест», Финансовая лизинговая компания, Сахалинская лизинговая компания, Торговый дом «Лизинг».
Кроме того, в лизинг передавались: оборудование для атомной промышленности, медицинская техника, оборудование для производства фармакологической продукции, оборудование для химической промышленности, водонасосное оборудование, мебель, оборудование для кондиционирования, банковское оборудование, швейное оборудование, фотолаборатории, оборудование для кинотеатров и т.д.
Особого внимания заслуживает деятельность тех лизингодателей, в портфеле которых существенно преобладают (более чем на 3/4) Договоры с предприятиями малого бизнеса. К ним, прежде всего, относятся компания «ДельтаЛизинг», Московская лизинговая компания, «Каркаде», «РТ-Лизинг» (Санкт-Петербург).
Конечно же, объемы заключенных ими договоров уступают показателям других компаний. На долю лизингодателей, работающих с малыми предприятиями, приходится около 2,5% от стоимости всех заключенных в России договоров лизинга. Однако на самом деле значимость этих компаний» для ближайшего будущего развития российской экономики очень велика, поскольку позволяет в короткие сроки включить в реальное производство большое количество предпринимателей, активно заинтересованных в создании новых принципов хозяйствования.
^
Данные о деятельности многих лизинговых компаний приходится собирать долго и скрупулезно, а затем, устраняя нестыковки и разрозненность, формировать общую картину российского лизинга.
Трудности со сбором статистической информации возникают даже в тех случаях, когда статус лизинговой компании — открытое акционерное общество и соответственно предусматривается открытая публикация в печати баланса компании или объемы заключенных договоров таковы, что в соответствии с акционерным законодательством лизинговые компании (как открытые, так и закрытые акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью) должны проходить обязательный ежегодный аудит . Например, это требование касалось тех лизинговых компаний, у которых объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) превышал 500 тыс. МРОТ (минимальный размер оплаты труда), т.е. в пересчете — более 1 млн. долл., или суммы активов баланса превышали на конец года 200 тыс. МРОТ (0,5 млн. долл.).
Большинство российских лизинговых компаний имели более высокие объемные показатели.
Собранные данные по большому массиву лизинговых компании позволяют повысить уровень репрезентативности и соответственно объективности информации. Рейтинг крупнейших лизинговых компаний, которые заключили в 2001 г. договоры на сумму 3 млн. долл. и более, представлен в табл. 5.
О концентрации лизингового бизнеса можно судить по показателю олигополии, сложившейся на рынке лизинговых услуг. Так, в 2001 г. 50% соответствующих национальных рынков держали: в Германии — 10 лизинговых компаний; во Франции — 15; в Великобритании — 6; Италии — 8; Испании — 4; Австрии — 5; Чехии — 5.
В России половину национального рынка лизинговых услуг 2000 г. контролировали 15, а в 2001 г. — 17 компаний. Таким образом, говорить о чрезмерной концентрации лизингового бизнеса У нас в России по сравнению с другими странами пока не приходится.
Таблица 5
^
Место |
|
^ |
|
1 |
Авнгард-лизинг–Русь(Москва |
2 |
ЛК Лизинг (Москва) |
3 |
Сибирская лизинговая компания (Саранск) |
От 50 до 100 млн. долл. |
|
4 |
Финансовая лизинговая компания (Москва) |
5 |
Лизингпромхолд (Москва) |
6 |
РТК-Лизинг (Москва) |
7 |
Промсвязьлизинг (Москва) |
От 20 до 50 млн долл. |
|
8 |
ТВЭЛ (Москва) |
9 |
Райффайзен-Лизинг (Москва) |
10 |
Интеррослизинг (Москва) |
11 |
Регион-Лизинг(Уфа) |
12 |
РМБ-Лизинг (Москва) |
13 |
Балтинвест (Санкт-Питербург) |
14 |
Глобус-Лизинг (Санкт-Питербург) |
15 |
Альфа-лизинг (Москва) |
От 10 до 20 млн. долл. |
|
16 |
Татагрокомплект (Казань) |
17 |
Компания «Инал» (Москва) |
18 |
Энергогазлизингхолд (Москва) |
19 |
Торговый дом «Лизинг» (Санкт-Питербург) |
20 |
Росагроснаб (Москва) |
21 |
Дойче Лизинг Восток (Москва) |
22 |
Росдорлизинг (Москва) |
23 |
Инкас-лизинг–Инкас-сервис (Санкт-Питербург) |
24 |
Сахалинская лизинговая компания (Южно-Сахалинск) |
25 |
Балтийский лизинг (Санкт-Питербург) |
26 |
Русско-Германская лизинговая компания (Москва) |
27 |
Лизинг-М (Магнитогорск) |
28 |
ДельтаЛизинг (Москва) |
От 5 до 10 млн. долл. |
|
29 |
Петролизинг Менеджмент (Москва) |
30 |
Хьюлетт Паккард (Москва) |
31 |
ММБ-лизинг (Москва) |
32 |
КНК Лизинг (Москва) |
33 |
Геосинтез (Москва) |
34 |
Интерлизинг (Санкт-Питербург) |
35 |
Ханты-Мансийская лизинговая компания (Ханты-Мансийск) |
36 |
Московская лизинговая компания (Москва) |
37 |
Северо-Западная объединенная лизинговая компания (Санкт-Питербург) |
38 |
БалФин (Белгород) |
39 |
Аленир (Москва |
40 |
Евролизинг (Санкт-Питербург) |
41 |
Лизигбизнес (Москва) |
42 |
НИКойл-Лизинг (Москва) |
43 |
Лизингстроймаш (Москва) |
44 |
Volvo Truck Finance |
45 |
Госинкорлизинг (Москва) |
От 3 до 5 млн. долл. |
|
46 |
Легавтотранслизинг (Москва) |
47 |
ДаймлерКрайслер лизинг автомобили (Москва) |
48 |
Лизинг-Телеком (Санкт-Питербург) |
49 |
Феррошталь (Германия, Гамбург) |
50 |
Каркаде (Калининград – Москва) |
51 |
Ланж (Москва) |
52 |
Лизинговые и финансовые услуги (Москва) |
53 |
Югорская лизинговая компания (Ханты-Мансийск) |
54 |
Тюменская агропромышленная лизинговая компания (Тюмень) |
55 |
Холдинг «Сиал Лизинг» (Москва) |
56 |
Дельта Лиз Дальний Восток (Владивосток) |
57 |
Лизингаз (Москва) |
58 |
Делторг (Москва) |
Наиболее существенные изменения в 2001 г. по увеличению ( + ) и уменьшению (—) стоимости заключенных договоров лизинга по сравнению с предыдущим годом по ряду крупнейших операторов лизингового рынка отражены в табл. 6.
^
Изменения стоимости заключенных договоров, млн. долл
Лизингодатели |
2000 г. |
2001 г. |
Изменение |
Авангард-лизинг (Москва) |
17,0 |
167,0 |
+150,0 |
ЛК Лизинг (Москва) |
72,4 |
151,3 |
+78,9 |
Сибирская лизинговая компания |
35,7 |
109,7 |
+74,0 |
(Саранск) |
|||
Лизингпромхолд (Москва) |
31,7 |
74,3 |
+42,6 |
Балтинвест (Санкт-Петербург) |
6,1 |
26.6 |
+20,5 |
Промсвязьлизинг (Москва) |
30,0 |
50,6 |
+19,6 |
Райффайзен-Лизинг (Москва) |
15,6 |
34,5 |
+18,9 |
Глобус-Лизинг (Санкт-Петербург) |
4,7 |
23,5 |
+18,8 |
Альфа-лизинг (Москва) |
5,8 |
23,3 |
+17,5 |
ТВЭЛ (Москва) |
32,0 |
49,5 |
+17,5 |
Росагроснаб (Москва) |
143,5 |
17,0 |
-126,5 |
РТК-Лизинг (Москва) |
129,7 |
60,8 |
-68,9 |
Росдорлизинг (Москва) |
37,9 |
15,8 |
-22,1 |
Госинкорлизинг (Москва) |
21,0 |
5,3 |
-15,7 |
Интеррослизинг (Москва) |
43,5 |
31,5 |
-12,0 |
Наибольшую активность на рынке лизинговых услуг проявляют московские лизингодатели. В целом удельный вес договоров, заключенных московскими лизинговыми компаниями, составляет более 78%. Столь высокий показатель вполне объясним, поскольку финансовые ресурсы в основном концентрируются в Москве. В общем объеме поступлений инвестиций из-за рубежа в 2001 г. на долю Москвы приходилось 39,7%. Однако следует иметь в виду, что более чем на 2/3 потребителями лизинговых услуг, предоставляемых московскими лизинговыми компаниями, были предприятия, находящиеся в различных регионах Российской Федерации.
В 2001—2002 гг. в региональном представительстве лизинговых компаний произошла некоторая перегруппировка. Например, в унисон с политическими изменениями происходил и заметный рост петербургских лизинговых компаний. Их доля на российском рынке лизинговых услуг возросла почти до 10%. В целом удельный вес лизинга в общем объеме всех инвестиций в Санкт-Петербурге составил 10,7%, т.е. более чем в 2 раза превысил показатель по стране. Для большинства петербургских компаний характерна высокая культура ведения лизингового бизнеса.
Удельный вес нового лизингового бизнеса у лизингодателей из других регионов Российской Федерации в общей стоимости заключенных договоров составил около 12%.
По данным Минпромнауки России импорт машинно-технической продукции в Россию в 2001 г. составил 13,3 млрд. долл. По нашим расчетам, свыше 10% от этой суммы приобреталось для поставок по лизингу.
В числе первых 50 крупнейших компаний насчитывалось 16 лизингодателей, которые к началу 2002 г. работали на рынке более 5 лет, а средний возраст лизинговых компаний, входящих в «Тор-50», составлял 3,5 года.
На долю компаний, которые начали свой лизинговый бизнес в 2001 г. и проработали меньше года, приходилось около 2% от стоимости всех заключенных договоров лизинга. Среди дебютантов лизингового рынка можно отметить следующие компании: «КНК-Лизинг», «Независимость-лизинг», «СДМ-лизинг», «Интраст-лизинг», «Ин-вестпромлизинг», «Универсальная лизинговая компания», «Премьер-Лизинг» и др.
Особого внимания заслуживает деятельность лизингодателей, в портфеле которых существенно преобладают (более чем на 3/4) договоры с предприятиями малого бизнеса. Конечно же, объемы заключенных ими договоров уступают показателям других компаний. На долю лизингодателей, работающих с малыми предприятиями, приходится около 2,5% от стоимости всех заключенных в России договоров лизинга. Однако на самом деле значимость этих компаний для ближайшего будущего развития российской экономики очень велика, поскольку позволяет в короткие сроки включить в реальное производство большое количество предпринимателей, активно заинтересованных в создании новых принципов хозяйствования. Наиболее активными среди лизингодателей, которые работают с предприятиями малого бизнеса, являются: Московская лизинговая компания, «ДельтаЛизинг», «Каркаде», «РТ-лизинг», «Волго-Вятский лизинговый центр», «Мособллизинг», Фонд поддержки малого предпринимательства Иркутской области, Национальный лизинговый центр, «Микролизинг» и др.
За пять лет лицензии на право осуществления лизинговой деятельности в Российской Федерации получили 148 компаний-нерезидентов, в том числе в 2001 г. — 27 компаний. Кроме того, в качестве резидентов были учреждены и стали успешно работать целый ряд компаний со 100%-м западным капиталом, например, «Даймлер-Крайслер лизинг автомобили», «Райффайзен-Лизинг», «Дойче Лизинг Восток», «Volvo Truck Finance», «Цеппелин Русланд» (Caterpillar), «КМБ-Лизинг», «Сити Лизинг» (дочерняя структура «Citibank» в Москве), «АБН Амро Лизинг», «Скания-Россия» и др.
Характерным в первые годы XXI в. стал процесс укрепления лизинговых компаний за счет увеличения уставных капиталов. В результате расширяются возможности привлечения кредитных ресурсов. Появились примеры покупки западными инвесторами акций российских лизингодателей. Ряд ведущих российских лизингодателей ежегодно проходят аудит в «PriceWaterhouseCoopers», KPMG («РТК-Лизинг», Русско-германская лизинговая компания, «Балтийский лизинг», «ЛКЛизинг», «РусЛизингСвязь» и др.).
Необходимость проведения международного аудита во многом определяется тем, что ни один серьезный кредитор, поставщик оборудования не предоставит денежный или товарный кредит, не изучив результаты работы своего партнера на понятном ему языке международных бухгалтерских стандартов.
Наиболее заметную эмиссию акций провела Московская лизинговая компания, увеличив свой уставный капитал в пересчете по текущему курсу до 4,4 млн. долл.
Величина уставного капитала у большинства активно работающих российских лизинговых компаний составляет от 100 до 5000 тыс. долл. Однако в 2001—2002 гг. появились примеры создания лизинговых компаний с участием государства. Уставный капитал компании «Росагролизинг», которая стала поставлять сельскохозяйственную технику, составил 165 млн. долл. У Финансовой лизинговой компании и компании «Ильюшин финанс Ко», которые занимаются лизингом авиатехники, уставный капитал определяется суммой соответственно в 100 и 80 млн. долл.
В табл. 7 приводится информация на 1 октября 2002 г. о величине уставного капитала известных нам лизингодателей на момент их создания или на момент проведения последней эмиссии акций в пересчете по текущему курсу.
Таблица 7
Скачать файл (49.5 kb.)