Лизинг машиностроительного оборудования в россии

19kb. 29.11.2004 16:57 Лизинг машиностроительного <a href=оборудования в россии 1"> скачать

II. Развитие лизинга в России

Начало современного развития лизинговых операций на отечествен­ном внутреннем рынке можно определить 1988—1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Так, в 1988 г. было со­здано совместное советско-финское лизинговое предприятие СП «Арендмаш» по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же году было образовано, а с 1989 г. стало действовать АО «Совфинтрейд», в уставе которого предусматрива­лось проведение лизинговых операций. В конце 1989 г. для проведения лизинга на условиях «бебоут-чартер» была образована компания «Рыбкомфлот».

В книге Тома Кларка «Финансовый лизинг», вышедшей в Лон­доне в 1990 г., со ссылкой на данные Центрального банка СССР указывалось, что в 1989 г. объемы лизинговых операций в нашей стране составляли 400 млн. долл. и соответствовали 32-му месту на мировом рынке.

В 1990 г. в нашей стране было создано четыре лизинговых компа­нии. Во Владивостоке — Дальневосточная акционерная лизинговая компания «Дальлизинг» (сфера деятельности — лизинг рыболовецких судов, шахтного оборудования).

В Нижнем Новгороде было учреждено Торгово-лизинговое объединение «РОСС и Я» (операции со станоч­ным оборудованием, прокатными станами, электронными система­ми).

В Ярославле образовалась лизинговая компания «Ярославтехлизинг», а в Санкт-Петербурге — компания «Балтийский лизинг».

В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 29 декабря 1990 г. № 1369 в июне 1991 г. была создана, а с декабря того же года приступила к работе международная советско-французско-немецкая лизинговая компания «Евролизинг», получившая от прави­тельства большие налоговые и таможенные льготы. В июле 1991 г. в Санкт-Петербурге появилась компания «Петролизинг», а в 1992 г. в Москве — «Лизингбизнес», «Межсбер-Юраско лизинг», «Пром-стройлизинг». В этом же году образовалось Русское акционерное ли­зинговое общество «РАЛИО». В 1993 г. в Москве были зарегистриро­ваны Русско-германская лизинговая компания («РГ лизинг»), Русcкая авиационная акционерная лизинговая компания «Аэролизинг» Московская лизинговая компания, а в Пензе — компания «Лизин-ком». В 1994 г. на рынок пришли компании «ИНАЛ», «Каркаде» которые впоследствии зарекомендовали себя в качестве надежно и успешно работающих лизингодателей.

Такие крупные российские лизинговые компании, как «ЛК Ли зинг», «Интеррослизинг», «РТК-Лизинг», сформировались и начали активно работать несколько позднее — в 1995—1997 гг. Стоящие за этими компаниями мощные финансово-промышленные структуоы в течение нескольких лет внимательно присматривались к возможнос­тям российского лизинга. Когда они уверовали в его успешную будущ­ность, то создали по-хорошему амбициозные лизинговые компании с высококвалифицированным персоналом, способные эффективно ре­шать проблемы технического перевооружения крупных предприятий входящих в финансово-промышленные группы, учредившие эти ли­зинговые компании. В октябре 1994 г. при создании ассоциации «Рослизинг» в ее состав вошли 15 компаний. Через год учет уже велся по результатам деятельности 19 компаний, а в 1996 г. — по 24 компаниям.

Активно перед кризисом развивался в России международный импортный лизинг. По данным Центрального банка Российской Фе­дерации, ежегодные объемы лизинговых операций, на которые выда­валось разрешение ЦБ, достигали почти 200 млн. долл. К примеру, по большому массиву статистической информации, предоставленной Ав­стрийской ассоциацией лизинговых компаний, Н.В. Бутенина опреде­лила, что объемы ежегодно заключаемых новых лизинговых догово­ров достигли в 1997 г. 266063 тыс. австрийских шиллингов, или около 24,2 млн. долл. Причем основная масса договоров приходилась на ли­зинг транспортных средств.

В начале сентября 1996 г. Комиссией при Министерстве экономи­ки Российской Федерации были выданы первые 17 лицензий на право осуществления лизинговой деятельности. С февраля 1997 г. лицензии стали выдавать не только компаниям-резидентам, но и нерезидентам. До августовского кризиса 1998 г. лицензирование прошли 776 лицензиатов, в том числе 710 резидентов и 66 нерезидентов из различных , в большинстве своем из экономически развитых, стран мира.

До середины 1998 г. отечественная лизинговая индустрия постепенно набирала обороты. После начала широкомасштабного финансового кризиса многие российские лизинговые компании временно не заключали новые лизинговые договоры. Это продолжалось в течение одного-двух месяцев. Вместе с тем в отличие от банков в лизинговых компаниях не было массового сокращения персонала. Руково­дители ряда ведущих компаний правильно оценили ситуацию. Они сделали вывод, что в ближайшее время лизинг в России будет вос­требован в еще большей степени, чем до кризиса. А раз так, то в этот «смутный период» правильнее всего «остановиться, оглянуться», заняться анализом и отработкой новых лизинговых продуктов.

Оценивая статистику существовавшего ранее лицензирования лизинговой деятельности, можно сделать вывод, что кризис замед­лил, но не остановил приток на рынок новых лизингодателей. К на­чалу 1999 г. лицензии получили 823 компании. Из них — 753 резиден­та и 70 нерезидентов. В 2000 г. лицензии на право осуществления ли­зинговой деятельности имели 1658 компаний резидентов и нерези­дентов. Вместе с тем следует отметить, что только 20—25% из всех компаний, получивших лицензию, занимались лизинговой деятель­ностью и при этом заключили один и более договоров лизинга. В августе 2001 г. число лицензиатов достигло 2083 резидентов и 141 нерезидента. Всего за пять лет лицензии получили 2224 компании.

В 1996 г., по оценке Минэкономики России, в объеме инвести­ций в основной капитал лизинговые операции составляли 1%. Этот показатель соответствовал 630 млн. долл. (годом раньше — 200 млн. долл.).

Он приводился в данных «London Financial Group Global Leasing Report», опубликованных в статье Дэвида Портера и Энди Томсона «Leasing penetration continues to grow» в книге «World Leasing Yearbook.1998».

Анализ ситуации на рынке лизинговых услуг в России в послекризисный период начиная со второй половины 1999 г. свидетель­ствует о постоянной динамичности его развития. Темпы роста лизин­говых операций становятся больше и опережают (в долларовом из­мерении) рост валового внутреннего продукта, увеличение промыш­ленного производства.

На основании проведенных исследований было определе­но, что в 1999 г. (послекризисном) стоимость заключенных договоров лизинга достигла 1300 млн. долл., а в 2001 г. — 1960 млн. долл., т.е. за два года российский лизинговый бизнес вырос в 1,5 раза. Такая динамика нашла соответствующее отражение и в международном рейтинге. Так, если в 1995 г. Российская Федерация находилась почти в конце первой полусотни стран в мировом табеле о рангах, то в 2000 г. она поднялась в середину третьего десятка, а в Европе в 2001 г. наша страна была в середине второго десятка стран по объему лизинговых oпe-раций.

В табл. 1 указаны рейтинговые места, которые занимала Рос­сийская Федерация в 1998—2000 гг. по оценкам «London Financial Group». Эти данные были опубликованы в уже упоминавшемся веду­щем мировом издании по лизингу — «World Leasing Yearbook» (London, Euromoney).

Данные за 2001 г. по Европе указаны на основе статистических материалов Европейской федерации ассоциаций ли­зинговых компаний «Leaseurope».

Таблица 1

^

Год

В мире

В Европе

1998

34

20

1999

28

17

2000

25

17

2001

24

14

Но, конечно, дело не в местах, хотя для престижа и роста авто­ритета нашей страны и российских компаний это важно. Куда важнее было определить свой потенциал, учесть мировой опыт.

Анализ ситуации на рынке лизинговых услуг в России свиде­тельствует о постоянно складывающейся в течение уже нескольких лет динамичности его развития. Темпы роста лизинговых операций в 2001 и в 2002 гг. существенно увеличивались и опережали рост вало­вого внутреннего продукта (ВВП) и промышленного производства. Это было обусловлено прежде всего развитием экономики страны, потребностью в увеличении инвестиций в основные фонды и воз­можностью получения льгот при лизинге, ослаблением обшей налоговой нагрузки, улучшением условий кредитования лизинговых компаний, благоприятными изменениями в законодательстве, регулирующими лизинговую деятельность в России.

ВВП России, по данным Госкомстата, увеличился в течение 2001 г. на 5,0%, объем промышленного производства — на 5,7%;

— инвестиции в основной капитал возросли на 8,7%, а иностранные инвестиции — на 30,1 % (в руб.).

В то же время в 2001 г. объем нового лизингового бизнеса (стоимость заключенных в течение года догово­ров), по нашим данным, вырос на 38,5% (в долл.) по сравнению с предыдущим годом и достиг 1960 млн. долл. Из этой суммы 1895 млн. долл. приходится на лизинг машин, оборудования и транспортных средств и 65 млн. долл. — это стоимость договоров лизинга производ­ственных зданий и сооружений.

Эта оценка строилась прежде всего на основе материалов о де­ятельности 113 лизингодателей (1394,3 млн. долл.) и общей стоимости договоров лизинга агролизинговых компаний в 17 регионах России (50,9 млн. долл.).

Суммарно на долю этих компаний приходилось 73,7% стоимости договоров, заключенных на российском рынке. Это значе­ние существенно превосходит показатели других организаций, зани­мающихся анализом российского рынка лизинговых услуг — Ассоци­ации «Рослизинг», Группы лизинга Международной финансовой корпорации. Так, оценка последней строилась на основе данных все­го о 22% рынка, в связи с чем может вполне обоснованно возникнуть вопрос о репрезентативности выборки. Для сравнения также отме­тим, что оценка объемов всего лизингового рынка в США в 2000 г. формировалась на основе выборки, составляющей 63% от всей вели­чины предоставленных в этой стране лизинговых услуг.

Кроме того, для более полной оценки лизингового бизнеса Учитывались статистическая информация Центрального банка и ГТК России о проведении международных лизинговых операций; экспер­тные оценки некоторых специалистов аудиторских компаний «Pncewaterhouse Coopers», «KPMG», «Ernst & Young» о значитель­ной заинтересованности многих нерезидентов в лизинговом бизнесе в России; динамика лицензирования лизинговых компаний; информация, помещенная на сайгах лизинговых компаний и банков публикации в СМИ. Также принимались во внимание темповые характеристики роста показателей, определяющих лизинговый бизнес в 2001 по сравнению с 2000 г., которые свидетельствуют, что по первым 30 крупнейшим на рынке лизинговым компаниям прирост стоимости заключенных договоров составил 40,4%.

Существенные для России объемы нового лизингового бизнеса приходились на договоры, заключенные с российскими лизингополу­чателями компаниями-нерезидентами из Австрии, Германии, Италии Нидерландов, США, Швеции, Финляндии, Франции и других стран а также договоры тех лизинговых компаний, которые были созданы в России в качестве резидентов со 100%-м западным капиталом.

Сравним российский объем лизинга машин и оборудования с показателями других стран. Наш показатель более чем на порядок мень­ше по сравнению с Германией, Великобританией, Италией, Франци­ей; в несколько раз уступает Испании, Швеции, Швейцарии, Нидер­ландам; на треть меньше, чем в Австрии; на 25—27% мы отстаем от Чехии и Бельгии. Но в то же время он только на 11—12% меньше, чем в Норвегии и Дании, и, что очень важно, больше, чем в таких странах, как Польша, Венгрия, Ирландия, Турция, Финляндия.

В ведущих странах удельный вес лизинга в общем объеме инве­стиций в оборудование является важным и определяет макроэконо­мические показатели. Например, в США на протяжении пяти лет он составляет 29,5—31,8%, в Великобритании в отдельные годы дости­гал 36%. В нашей стране он значительно меньше. Вопрос — насколько? Некоторые специалисты убеждены, что этот показатель в нашей стране равен всего 1,5%. На самом деле, это мнение ошибочное. Такая величина может получиться только в том случае, если весь российский лизинг измерять в объемах договоров, заключенных в течение года компаниями, которые входят в Российскую ассоциацию лизинговых компаний «Рослизинг». В действительности на до ассоциированных в нашей стране компаний приходится немногим менее 1/5 объемов российского рынка лизинговых услуг. К слову, в большинстве европейских стран компании — члены ассоциации держат 85—97% объемов национальных рынков.

Обратимся к статистике. Прежде всего, следует выяснить, каки­ми были общие объемы инвестиций в основной капитал в нашей стране. Для более точной оценки данного показателя в долларовом измерении пересчет валюты целесообразно осуществлять по состоя­нию не на конец года, а на конец квартала. За счет этого фактора отклонение в расчетах по 2001 г. может составить более 2%.

Интересно, что по многим лизинговым компаниям, особенно по тем, которые обслуживают крупные холдинговые структуры, боль­шая часть договоров лизинга заключается в первой половине года, а несколько меньшая часть — во втором полугодии. Это обусловлено все еще существующей у нас системой так называемой занарядки фондов. В то же время ввод в действие основных фондов смещен на вторую половину года.

По предприятиям и организациям всех форм собственности сумма инвестиций в основной капитал, рассчитанная автором на основе данных Госкомстата России по 2001 г., представлена в табл. 2.

Таблица 2

^

Показатель

Квартал

Всего

I

II

III

IV

за год

Млн.руб.

244856

338882

447721

568010

1599469

Млн. долл.*

8525,6

11657,4

15233,8

18845,7

54262,5

В процентах

15,7

21,5

28,1

34,7

100,0

к итогу

* Рассчитано исходя из курса Центрального банка Российской Федерации (руб./долл.) на последний день квартала: I — 28,72; II — 29,07; III — 29,39; IV — 30,14.

При расчете удельного веса лизинга в общем объеме инвестиций необходимо учитывать структуру инвестиций в основной капитал. По данным Госкомстата России из 100% всех прямых инвестиций в основной капитал было направлено:

1) в строительство жилья 9,8% (т.е. в пересчете — 5317 млн. долл.);

2) в производственные здания и сооружения 43,6% (23658 млн. Долл.);

3) в машины, оборудование, инвентарь и инструменты 38,0% (в пересчете — 20620 млн. долл.);

4) прочие инвестиции 8,6% (4667 млн. долл.).

Некоторые аналитики полагают, что для расчета необходим брать сумму всех приведенных выше четырех позиций. Однако такой подход может исказить справедливость оценок. По-видимому, аналитикам расчет удельного веса лизинга в общем объеме инвестиций целесообразно проводить только по сумме второй и третьей по­зиций (инвестиции в производственные здания и сооружения; в ма­шины и оборудование) и соответственно расчет удельного показате­ля по каждой позиции в отдельности.

В результате все инвестиции в основные производственные фонды в нашей стране в 2001 г. в валютном эквиваленте равнялись 44278 млн долл., а удельный вес лизинга в этих инвестициях составил более 4,4%.

Ниже, в табл. 3 представлена информация о ежегодно проводи­мой оценке объемов лизингового бизнеса в России за семь лет.

Таблица 3

^

Год

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Стоимость заклю­

200

630

960

1180

1300

1415

1960

ченных договоров

лизинга, млн.долл.

Удельный вес лизинга в

общем объеме инвестиций

в основные производствн-

0,4

1,0

1,4

2,3

4,5

4,3

4,4

ные фонды, %

Более точно и объективно инвестиционную активность лизинго­вого бизнеса характеризуют удельные показатели лизинга в соответ­ствующих группах основных средств.

Расчет показал, что удельный вес лизинга производственных зданий и сооружений в общем объеме инвестиций в эти активы со ставил около 0,3%. Столь незначительная цифра обусловлена рядом причин: законодательными проблемами, связанными с проведени­ем операций лизинга недвижимости; продолжительными сроками амортизации, которые даже с учетом коэффициента 3 значительно превышали используемые на практике сроки кредитования.

В то же время удельный вес лизинга машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме инвестиций в эти активы до­стиг в нашей стране 9,2%.

Это означает, что по значимости данного удельного показателя российская Федерация находилась в 2001 г. на уровне показателей таких стран, как Дания, Япония (2000 г.), и заметно превышала показатели Норвегии, Испании, Финляндии.

^

В соответствии с законодательством лизинговые операции входят в состав видов деятельности российских банков. Ежегодно в течение 1994—2001 гг. всеми российскими банками предоставлялось имуще­ство в лизинг (т.е. когда банки выступали в роли лизингодателей) на сумму от 10 до 80 млн. долл. Как видно, показатель более чем скром­ный. И это вполне оправдано.

Дело в том, что имеются не формальные, а существенные слож­ности для российского банка выступить в качестве лизингодателя. Они обусловлены некоторыми важными обстоятельствами. Так, спе­циалисты отмечают, что поскольку на протяжении договора лизинга право собственности на имущество остается за лизингодателем, то банк сталкивается с нормами, регламентирующими вложения в ос­новные средства. Эти нормы зависят от наличия у банка соответству­ющих фондов экономического и производственного развития. Следо­вательно, для приобретения лизингового оборудования кредитная организация должна располагать не только денежными средствами, Но и частью нераспределенной прибыли прошлых лет, не связанной с Денежными потоками и «замороженной» на соответствующих ба­лансовых счетах. Увеличение суммы фондов имеет для банка ряд негативных последствий, прежде всего снижение величины капитала и, как следствие, риск нарушения им значений обязательных экономических нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Кроме того, ранее, если банк выступал в качестве лизингодателя, то он «подставлялся» под дополнительное по сравнению с лизинговой компанией налогообложение прибыли, полученной от ли­зинговой операции, так как налог на прибыль (до изменения в нало­гообложении) банки уплачивали по повышенной ставке — 43%.

Годовые отчеты, опубликованные в открытой печати в 2002 г свидетельствовали, что в ряде случаев банки сами стали выступать в качестве лизингодателей (Сбербанк, АКБ «ЦентроКредит», АИКБ Енисейский объединенный банк, Почтбанк).

Однако объемы их опе­раций были не столь велики — в пределах нескольких миллионов дол­ларов. Проще поручить ведение лизинговых операций своим дочерним лизинговым компаниям, как это делается во многих странах мира.

Значительно активнее банки участвуют в лизинговом бизнесе как кредиторы лизинговых операций. Многие российские банки пос­ле кризиса 1998 г. начали активный поиск наиболее привлекательных объектов в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, в которые они могли бы эффективно вкладывать деньги. Лизинг является тем финансовым инструментом, который может помочь банкам в среднесрочном и долгосрочном кредитовании ре­ального сектора экономики нашей страны.

Удельный вес среднесрочных (от 1 до 3 лет) и долгосрочных кредитов (свыше 3 лет) в общем объеме кредитования, осуществля­емом наиболее крупными 50 банками Российской Федерации к 1 января 2002 г., составлял около 28%. При этом совокупные объемы среднесрочного и долгосрочного кредитования превысили в нашей стране 7,1 млрд. долл.

В ряде банков, которые учредили активно работающие ныне ли­зинговые компании, доля среднесрочных и долгосрочных кредитов достигала или даже превышала половину их кредитного портфеля. Такая ситуация характерна для банков «Зенит», «Авангард», «Промсвязьбанка», «МДМ-банка».

Некоторые банки стали выдавать лизинговым компаниям кредиты в рублях на 4—5 лет. Еще год назад такое трудно было се представить, поскольку из-за неустойчивости рубля расчеты по кредитам осуществлялись в привязке к твердой валюте.

В 2001 г. в среднем седьмая часть среднесрочных и долгосрочных кредитов банков направлялась в лизинговые компании. Это означает, что только около половины стоимости лизинговых контрактов соот­ветствовало объему банковского кредитования. Другая, несколько большая часть — это коммерческое кредитование, авансы лизинго­получателей, собственные средства лизингодателей, кредиты, заим­ствования от небанковских организаций.

^

Примерная структура передаваемых предприятиям в лизинг активов (оборудования, транспортных средств) по обследованным лизинго­вым компаниям и удельный вес каждого из видов имущества в про­центах к общему итогу по тем договорам лизинга, которые были заключены в 2001 г., представлена в табл. 4.

Таблица 4

^

№ п/п

Вид имущества, переданного в лизинг

Удельный вес,%

1

Машиностроительное и металлургическое оборудование

6,9

2

Нефтяное и газовое оборудование

22,3

3

Горная техника

4,9

4

Лесозаготовительное и деревообрабатывающее оборудование

1,6

5

Торговое и сервисное оборудование

0,7

6

Пищевое оборудование

5,7

7

Полиграфическое и бумагоделательное оборудование

2,6

8

Строительная и дорожно-строительная техника

5,7

9

Информационные системы

15,3

10

Оборудование для сельского хозяйства

4,6

11

Автотранспортные средства

13,9

12

Железнодорожная техника

1,3

13

Авиатранспорт

5,3

14

Суда

1,7

15

Другое оборудование

7,5

Среди машиностроительного и металлургического оборудования в лизинг передавались: оборудование для металлообработки (токар­ные, фрезерные, расточные станки, обрабатывающие центры), прес­совое оборудование, сварочное оборудование, оборудование для элек­тронной и электротехнической промышленности, оборудование для литья и термообработки и др. Ведущие лизингодатели здесь: «Лизинг-промхолд», «ИНАЛ», «РМБ-Лизинг», «Альфа-лизинг», «Лизинг-М» (Магнитогорск), «Энергогазлизинг-холд», «Финансовая лизин­говая компания», «Группа финансовых технологий». Петербургская лизинговая компания, «Интерлизинг» (Санкт-Петербург).

В секторе нефтяного и газового оборудования объектами лизинга становились: оборудование для нефте- и газодобычи (буровая техни­ка, двигатели), оборудование для переработки и очистки нефти, оборудование для переработки газового конденсата, двигатели для перекачки газа, трубоукладчики, оборудование для георазведки, гео­физическое оборудование. По сравнению с предыдущим годом в этом секторе произошел рост в 2,6 раза. С одной стороны, лизингополуча­тели быстро осознали большие возможности, которые предоставляет лизинг для минимизации налогообложения, а с другой — именно здесь сосредоточились высокоплатежеспособные клиенты лизинговых компаний. До 43% кредитования российских банков приходится на экспортно-ориентированные нефтяную и газовую отрасли. Кроме того, в этих отраслях самый высокий в России индекс роста инвестиций в основной капитал в 1998—2001 гг. Он составил 210,9-282,5%

Наиболее крупные операторы в данном секторе лизингового рынка — компании: «ЛК Лизинг» (посредством лизинга финансировалось 5% от всех капиталовложений «ЛУКОЙЛа»), Сибирская лизинговая ком­пания, «Авангард-лизинг», Торговый дом «Лизинг», Финансовая ли­зинговая компания, «Геосинтез», «Энергогазлизинг-холд», «КНК-Лизинг», «АЛЕНИР».

Лизинг горной техники охватывал такие виды оборудования, как проходческие комбайны, золотодобывающая техника, тяжелая до­рожная техника (карьерные самосвалы БелАЗы грузоподъемностью 45—150 т), экскаваторы, грохоты, мельницы и др. Среди лидеров — «Лизингпромхолд», «РМБ-Лизинг», «Авангард-лизинг», «Делторг», «ММБ-лизинг», «ДАК».

В состав передаваемого в лизинг лесозаготовительного и дерево­обрабатывающего оборудования входили: лесовозы, трелевочная тех­ника, оборудование для лесозаготовки, оборудование по переработ­ке леса (лесопилки), деревообрабатывающая техника, сушильные камеры, фрезерные станки, оборудование для производства широ­коформатной фанеры и др. Объемы заключенных договоров лизинга за год выросли в 1,5 раза. Здесь активно работали следующие компа­нии: «ЕвроЛизинг» (Санкт-Петербург), «Авангард-лизинг», «Бал­тийский лизинг», «Интраст-лизинг», «Премьер-Лизинг», «Регион-Капитал» (Хабаровск), «Первая лизинговая компания» (Новоси­бирск), «ЦФМ» (Вологда).

В секторе торгового и сервисного оборудования лизинговые ком­пании по заказу лизингополучателей приобретали: оборудование для упаковки жидких и сыпучих продуктов, технику для ведения торговых операций (весы, кассовые терминалы), складское оборудование (стелажи, погрузчики); оборудование для химчисток, автосервисное оборудование и др. Наиболее крупные операторы — «Авангард-ли­зинг», «Балтинвест», «Дойче Лизинг Восток», «РГ Лизинг», «Пром-связьлизинг», «Каркаде», «Петролизинг менеджмент».

Увеличение объемов операций лизинга оборудования для пищевой промышленности в 2 раза стало одним из наиболее примечательных изменений в общей структуре лизинга оборудования. Это обус­ловлено тем, что российская пищевая промышленность быстро раз­евается. Следовательно, имеется настоятельная необходимость в модернизации производства и закупке нового оборудования, которое может обеспечить конкурентоспособность лизингополучателей. Наиболее часто предметом лизинга пищевого оборудования были: линии по переработке пищевых продуктов, оборудование для производства кондитерских изделий, хлебопекарное оборудование оборудование для изготовления макаронных изделий, оборудование для производства мясной и молочной продукции, оборудование солодовен, для производства сахара, оборудование для производ­ства детского питания, линии по розливу напитков, оборудование для переработки рыбы. В этом секторе рынка более короткий срок окупаемости инвестиционных проектов по сравнению с другими отраслями народного хозяйства и стоимость оборудования относи­тельно невысока. Все это сокращает финансовые риски. Ведущие операторы — «Авангард-лизинг», «Дойче Лизинг Восток», «Балтинвест», «Глобус-Лизинг», «Райффайзен-Лизинг», «АЛЕНИР», «РГ Лизинг», «Каркаде», Московская лизинговая компания, «Бел-фин» (Белгород).

На рынке лизинга полиграфического и бумагоделательного обо­рудования мы установили рост объемов на 80%. В то же время ди­намика увеличения объемов бизнеса предприятий-пользователей была еще выше и составляла 125%. Здесь превалировало импортное оборудование. При этом отмечалась активность таких компаний, как «Глобус-Лизинг», «РГ Лизинг», «Дойче Лизинг Восток», «Балтий­ский лизинг», «Балтинвест», Московская лизинговая компания, «СДМ-лизинг».

Среди строительного и дорожно-строительного оборудования, лизинг которого вырос почти на 40%, преобладали: оборудование для производства цемента и бетона, строительных материалов; опа­лубка, бульдозеры (колесные, гусеничные), грейдеры, автокраны, подъемники, башенные краны, автобетоносмесители, линии по про­изводству строительного и облицовочного материалов, оборудова­ние для изготовления стеклопакетов, оборудование для производ­ства мягкой кровли, техника для укладки асфальта, бетона и др. Как показывает зарубежная практика ведения лизингового бизнеса, сдел­ки со строительным оборудованием — наиболее подходящие для оперативного лизинга. В наших российских условиях после внесения изменений и дополнений в закон «О финансовой аренде (лизинге)», по-видимому, станут развиваться схемы, в которых будут совмеще-

ны аренда и лизинг. В числе лидеров в этом сегменте рынка — » Рос-дорлизинг», «Райффайзен-Лизинг», «НИКойл-Лизинг , «Лизинг-строймаш», «Глобус-Лизинг», «Авангард-лизинг», «Белфин», «Ин­терлизинг», «КНК-Лизинг», «Лизинговые и финансовые услуги», «Балтинвест».

Уменьшение удельного веса средств связи и телекоммуникаций происходило одновременно с ростом количества лизингодателей и было обусловлено снижением в 2,5 раза стоимости заключенных до­говоров одним из крупнейших лизингодателей — «РТК-Лизинг» в виду реорганизации компании, освоения ею новых направлений де­ятельности. В течение одного года эта лизинговая компания первой из российских лизингодателей провела три эмиссии облигаций: соот­ветственно на 17,4; 34; 47,6 млн. долл. на срок от 6 до 24 месяцев; для расширения финансовой деятельности и упрощения движения де­нежных потоков компании был куплен банк. Кроме того, к наиболее крупным операторам в этом секторе лизингового рынка можно отне­сти «Промсвязьлизинг», «Регион-Лизинг», «Райффайзен-Лизинг», «ММБ-лизинг», Ханты-Мансийскую лизинговую компанию, «Рус-ЛизингСвязь», «Альфа-лизинг», «Инвестпромлизинг». Большой ин­терес к российскому рынку средств связи проявляют зарубежные производители и поставщики. Международные операторы и произ­водители телекоммуникационного оборудования получают колосаль-ные прибыли и наращивают экспансию на новые рынки, из которых Россия, безусловно, представляется одним из самых перспективных.

Стоимость переданных в лизинг компьютеров и оргтехники вы­росла в 1,6 раза. Ведущие позиции среди лизингодателей были у «РТК-Лизинг», «Хьюлетт Паккард», «Райффайзен-Лизинг», «Лизингбиз-нес», «ИНАЛ», «Лизингпромхолд», «СИАЛ-Лизинг», «Балтийский лизинг», «Балтинвест», «ММБ-лизинг», «Ксерокс». Изменения в лизинговом законодательстве упрощает теперь включение в стоимость договоров программных продуктов, и это позволит в ближайшее вре­мя расширить операции в этом секторе рынка лизинговых услуг.

Более чем значительное уменьшение общего объема лизинго­вых операций с сельскохозяйственной техникой (в 3,4 раза) про­изошло из-за резкого по сравнению с предыдущим годом сокращения федерального бюджетного финансирования. Вместе с тем компа­нии «Росагроснаб» и ряду других лизингодателей — «Татагрокомп-лект», «Альфа-лизинг», «Райффайзен-Лизинг», «ДжонДир», «Цеп-Пелин Русланд», «Белфин», «Тюменская агропромышленная лизинговая компания», «Интерагролизинг», используя различные схемы. и опираясь на финансирование отечественных и западных банков и фирм-производителей, удалось реализовать по лизингу большое ко­личество зерно- и свеклоуборочных комбайнов, тракторов, животно­водческого оборудования, технологического оборудования для аг­ропромышленного комплекса, скота.

Произошедшее за год существенное (на 3/4) увеличение сто­имости заключенных договоров лизинга автотранспортных средств в абсолютном выражении и очевидное изменение структуры акти­вов, передаваемых в лизинг, в пользу автомобилей для перевозки людей и грузов было обусловлено рядом причин. Во-первых, разви­тие рынка лизинговых услуг во многих странах мира в значительной степени определяется динамикой в секторе автотранспортных средств. Это не случайно. Издавна в аренду, в лизинг больше всего сдавались средства передвижения. Обновляемость этой техники одна из самых высоких среди всех активов. Во-вторых, многие лизинговые компа­нии активизировали свою деятельность именно в этом секторе рын­ка только после того, как был отменен налог на приобретение авто­транспортных средств. Более того, фактор уменьшения налогового бремени в ряде случаев стал, по сути, определяющим при созда­нии новых специализированных лизинговых компаний. В-третьих, легковые и грузовые автомобили постоянно пользуются покупа­тельским спросом. В большинстве своем автотранспортная техника яв­ляется высоколиквидной, и, что очень важно, она может служить хо­рошим обеспечением для многих лизинговых сделок. В-четвертых, в России уже налажен достаточно приемлемый механизм их страхо­вания.

По нашим данным, в 2001 г. удельный вес тех компаний, кото­рые занимались лизингом автотранспортных средств для перевозки пассажиров (т.е. передавали в лизинг от нескольких штук до нескольких сотен автомобилей), в общем числе всех лизингодателей составил в России 58,9%, а тех компаний, которые заключали до­говоры лизинга на поставку автомобилей для перевозки грузов, 48,5%.

Среди компаний — лидеров по автомобилям, которые использу­ются для перевозки пассажиров, такие лизингодатели, как «Балтинвест», «Глобус-Лизинг», «Лизингпромхолд», «Райффайзен-Лизинг , «Баджет прокат лизинг автомобили в Москве», » Независимость-лизинг», «Глобал рент». Значительно увеличилось количество лизинго­вых операций с автобусами. Причем активными инициаторами этих проектов часто выступали администрации регионов. Например, та­кие проекты состоялись в Республике Коми (лизингодатель — «Го-синкорлизинг»), Санкт-Петербурге (лизингодатель — «Глобус-Ли­зинг»), в Пермской области (лизингодатель — «Скания-Россия»), Костромской области (лизингодатель — «АЛЕНИР») и др. Стоимость заключенных ими договоров лизинга в этом секторе рынка составляла 2,3 — 5,3 млн. долл., т.е. за год в лизинг эти компании сдавали по 100— 400 автомобилей. У многих лизингополучателей большим спросом пользовались немецкие, японские, шведские, чешские и российские легковые автомобили. Характерная особенность развития российско­го автолизинга — укрепление контактов лизинговых компаний и ав­тосалонов. Некоторые дилеры крупных автозаводов сами стали выс­тупать в качестве лизингодателей.

Наиболее крупные операторы среди лизингодателей автомоби­лей для перевозки грузов — Сибирская лизинговая компания, «Балт-инвест», «Volvo Truck Finance», Московская лизинговая компания, «КНК-Лизинг», «Даймлер Крайслер лизинг автомобили».

Наиболее крупными операторами лизинга железнодорожной техники (тепловозы, цистерны, вагоны), авиационной техники, су­дов были «Авангард-лизинг», «Лизингпромхолд», «Балтинвест», Финансовая лизинговая компания, Сахалинская лизинговая компа­ния, Торговый дом «Лизинг».

Кроме того, в лизинг передавались: оборудование для атомной промышленности, медицинская техника, оборудование для производ­ства фармакологической продукции, оборудование для химической промышленности, водонасосное оборудование, мебель, оборудова­ние для кондиционирования, банковское оборудование, швейное обо­рудование, фотолаборатории, оборудование для кинотеатров и т.д.

Особого внимания заслуживает деятельность тех лизингодателей, в портфеле которых существенно преобладают (более чем на 3/4) Договоры с предприятиями малого бизнеса. К ним, прежде всего, от­носятся компания «ДельтаЛизинг», Московская лизинговая компа­ния, «Каркаде», «РТ-Лизинг» (Санкт-Петербург).

Конечно же, объе­мы заключенных ими договоров уступают показателям других компа­ний. На долю лизингодателей, работающих с малыми предприятия­ми, приходится около 2,5% от стоимости всех заключенных в России договоров лизинга. Однако на самом деле значимость этих компаний» для ближайшего будущего развития российской экономики очень велика, поскольку позволяет в короткие сроки включить в реальное производство большое количество предпринимателей, активно заинтересованных в создании новых принципов хозяйствования.

^

Данные о деятельности многих лизинговых компаний приходится собирать долго и скрупулезно, а затем, устраняя нестыковки и раз­розненность, формировать общую картину российского лизинга.

Трудности со сбором статистической информации возникают даже в тех случаях, когда статус лизинговой компании — открытое акци­онерное общество и соответственно предусматривается открытая пуб­ликация в печати баланса компании или объемы заключенных дого­воров таковы, что в соответствии с акционерным законодательством лизинговые компании (как открытые, так и закрытые акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью) должны проходить обязательный ежегодный аудит . Например, это требова­ние касалось тех лизинговых компаний, у которых объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) превышал 500 тыс. МРОТ (минимальный размер оплаты труда), т.е. в пересчете — более 1 млн. долл., или суммы активов баланса превышали на конец года 200 тыс. МРОТ (0,5 млн. долл.).

Большинство российских лизинговых компа­ний имели более высокие объемные показатели.

Собранные данные по большому массиву лизинговых компании позволяют повысить уровень репрезентативности и соответственно объективности информации. Рейтинг крупнейших лизинговых ком­паний, которые заключили в 2001 г. договоры на сумму 3 млн. долл. и более, представлен в табл. 5.

О концентрации лизингового бизнеса можно судить по показа­телю олигополии, сложившейся на рынке лизинговых услуг. Так, в 2001 г. 50% соответствующих национальных рынков держали: в Гер­мании — 10 лизинговых компаний; во Франции — 15; в Великобри­тании — 6; Италии — 8; Испании — 4; Австрии — 5; Чехии — 5.

В России половину национального рынка лизинговых услуг 2000 г. контролировали 15, а в 2001 г. — 17 компаний. Таким обра­зом, говорить о чрезмерной концентрации лизингового бизнеса У нас в России по сравнению с другими странами пока не приходится.

Таблица 5

^

Место

^

1

Авнгард-лизинг–Русь(Москва

2

ЛК Лизинг (Москва)

3

Сибирская лизинговая компания (Саранск)

От 50 до 100 млн. долл.

4

Финансовая лизинговая компания (Москва)

5

Лизингпромхолд (Москва)

6

РТК-Лизинг (Москва)

7

Промсвязьлизинг (Москва)

От 20 до 50 млн долл.

8

ТВЭЛ (Москва)

9

Райффайзен-Лизинг (Москва)

10

Интеррослизинг (Москва)

11

Регион-Лизинг(Уфа)

12

РМБ-Лизинг (Москва)

13

Балтинвест (Санкт-Питербург)

14

Глобус-Лизинг (Санкт-Питербург)

15

Альфа-лизинг (Москва)

От 10 до 20 млн. долл.

16

Татагрокомплект (Казань)

17

Компания «Инал» (Москва)

18

Энергогазлизингхолд (Москва)

19

Торговый дом «Лизинг» (Санкт-Питербург)

20

Росагроснаб (Москва)

21

Дойче Лизинг Восток (Москва)

22

Росдорлизинг (Москва)

23

Инкас-лизинг–Инкас-сервис (Санкт-Питербург)

24

Сахалинская лизинговая компания (Южно-Сахалинск)

25

Балтийский лизинг (Санкт-Питербург)

26

Русско-Германская лизинговая компания (Москва)

27

Лизинг-М (Магнитогорск)

28

ДельтаЛизинг (Москва)

От 5 до 10 млн. долл.

29

Петролизинг Менеджмент (Москва)

30

Хьюлетт Паккард (Москва)

31

ММБ-лизинг (Москва)

32

КНК Лизинг (Москва)

33

Геосинтез (Москва)

34

Интерлизинг (Санкт-Питербург)

35

Ханты-Мансийская лизинговая компания (Ханты-Мансийск)

36

Московская лизинговая компания (Москва)

37

Северо-Западная объединенная лизинговая компания (Санкт-Питербург)

38

БалФин (Белгород)

39

Аленир (Москва

40

Евролизинг (Санкт-Питербург)

41

Лизигбизнес (Москва)

42

НИКойл-Лизинг (Москва)

43

Лизингстроймаш (Москва)

44

Volvo Truck Finance

45

Госинкорлизинг (Москва)

От 3 до 5 млн. долл.

46

Легавтотранслизинг (Москва)

47

ДаймлерКрайслер лизинг автомобили (Москва)

48

Лизинг-Телеком (Санкт-Питербург)

49

Феррошталь (Германия, Гамбург)

50

Каркаде (Калининград – Москва)

51

Ланж (Москва)

52

Лизинговые и финансовые услуги (Москва)

53

Югорская лизинговая компания (Ханты-Мансийск)

54

Тюменская агропромышленная лизинговая компания (Тюмень)

55

Холдинг «Сиал Лизинг» (Москва)

56

Дельта Лиз Дальний Восток (Владивосток)

57

Лизингаз (Москва)

58

Делторг (Москва)

Наиболее существенные изменения в 2001 г. по увеличению ( + ) и уменьшению (—) стоимости заключенных договоров лизинга по сравнению с предыдущим годом по ряду крупнейших операторов лизингового рынка отражены в табл. 6.

^

Изменения стоимости заключенных договоров, млн. долл

Лизингодатели

2000 г.

2001 г.

Изме­нение

Авангард-лизинг (Москва)

17,0

167,0

+150,0

ЛК Лизинг (Москва)

72,4

151,3

+78,9

Сибирская лизинговая компания

35,7

109,7

+74,0

(Саранск)

Лизингпромхолд (Москва)

31,7

74,3

+42,6

Балтинвест (Санкт-Петербург)

6,1

26.6

+20,5

Промсвязьлизинг (Москва)

30,0

50,6

+19,6

Райффайзен-Лизинг (Москва)

15,6

34,5

+18,9

Глобус-Лизинг (Санкт-Петербург)

4,7

23,5

+18,8

Альфа-лизинг (Москва)

5,8

23,3

+17,5

ТВЭЛ (Москва)

32,0

49,5

+17,5

Росагроснаб (Москва)

143,5

17,0

-126,5

РТК-Лизинг (Москва)

129,7

60,8

-68,9

Росдорлизинг (Москва)

37,9

15,8

-22,1

Госинкорлизинг (Москва)

21,0

5,3

-15,7

Интеррослизинг (Москва)

43,5

31,5

-12,0

Наибольшую активность на рынке лизинговых услуг проявляют московские лизингодатели. В целом удельный вес договоров, заклю­ченных московскими лизинговыми компаниями, составляет более 78%. Столь высокий показатель вполне объясним, поскольку финан­совые ресурсы в основном концентрируются в Москве. В общем объе­ме поступлений инвестиций из-за рубежа в 2001 г. на долю Москвы приходилось 39,7%. Однако следует иметь в виду, что более чем на 2/3 потребителями лизинговых услуг, предоставляемых московскими лизинговыми компаниями, были предприятия, находящиеся в раз­личных регионах Российской Федерации.

В 2001—2002 гг. в региональном представительстве лизинговых компаний произошла некоторая перегруппировка. Например, в уни­сон с политическими изменениями происходил и заметный рост петербургских лизинговых компаний. Их доля на российском рынке лизинговых услуг возросла почти до 10%. В целом удельный вес лизинга в общем объеме всех инвестиций в Санкт-Петербурге составил 10,7%, т.е. более чем в 2 раза превысил показатель по стране. Для большинства петербургских компаний характерна высокая культура ведения лизингового бизнеса.

Удельный вес нового лизингового бизнеса у лизингодателей из других регионов Российской Федерации в общей стоимости заклю­ченных договоров составил около 12%.

По данным Минпромнауки России импорт машинно-техничес­кой продукции в Россию в 2001 г. составил 13,3 млрд. долл. По нашим расчетам, свыше 10% от этой суммы приобреталось для поставок по лизингу.

В числе первых 50 крупнейших компаний насчитывалось 16 ли­зингодателей, которые к началу 2002 г. работали на рынке более 5 лет, а средний возраст лизинговых компаний, входящих в «Тор-50», составлял 3,5 года.

На долю компаний, которые начали свой лизинговый бизнес в 2001 г. и проработали меньше года, приходилось около 2% от стоимо­сти всех заключенных договоров лизинга. Среди дебютантов лизинго­вого рынка можно отметить следующие компании: «КНК-Лизинг», «Независимость-лизинг», «СДМ-лизинг», «Интраст-лизинг», «Ин-вестпромлизинг», «Универсальная лизинговая компания», «Премьер-Лизинг» и др.

Особого внимания заслуживает деятельность лизингодателей, в портфеле которых существенно преобладают (более чем на 3/4) до­говоры с предприятиями малого бизнеса. Конечно же, объемы зак­люченных ими договоров уступают показателям других компаний. На долю лизингодателей, работающих с малыми предприятиями, при­ходится около 2,5% от стоимости всех заключенных в России догово­ров лизинга. Однако на самом деле значимость этих компаний для ближайшего будущего развития российской экономики очень вели­ка, поскольку позволяет в короткие сроки включить в реальное про­изводство большое количество предпринимателей, активно заинте­ресованных в создании новых принципов хозяйствования. Наиболее активными среди лизингодателей, которые работают с предприяти­ями малого бизнеса, являются: Московская лизинговая компания, «ДельтаЛизинг», «Каркаде», «РТ-лизинг», «Волго-Вятский лизин­говый центр», «Мособллизинг», Фонд поддержки малого предпри­нимательства Иркутской области, Национальный лизинговый центр, «Микролизинг» и др.

За пять лет лицензии на право осуществления лизинговой дея­тельности в Российской Федерации получили 148 компаний-нерези­дентов, в том числе в 2001 г. — 27 компаний. Кроме того, в качестве резидентов были учреждены и стали успешно работать целый ряд компаний со 100%-м западным капиталом, например, «Даймлер-Крайслер лизинг автомобили», «Райффайзен-Лизинг», «Дойче Ли­зинг Восток», «Volvo Truck Finance», «Цеппелин Русланд» (Caterpillar), «КМБ-Лизинг», «Сити Лизинг» (дочерняя структура «Citibank» в Москве), «АБН Амро Лизинг», «Скания-Россия» и др.

Характерным в первые годы XXI в. стал процесс укрепления лизинговых компаний за счет увеличения уставных капиталов. В ре­зультате расширяются возможности привлечения кредитных ресур­сов. Появились примеры покупки западными инвесторами акций российских лизингодателей. Ряд ведущих российских лизингодателей ежегодно проходят аудит в «PriceWaterhouseCoopers», KPMG («РТК-Лизинг», Русско-германская лизинговая компания, «Балтийский лизинг», «ЛКЛизинг», «РусЛизингСвязь» и др.).

Необходимость проведения международного аудита во многом определяется тем, что ни один серьезный кредитор, поставщик обо­рудования не предоставит денежный или товарный кредит, не изу­чив результаты работы своего партнера на понятном ему языке меж­дународных бухгалтерских стандартов.

Наиболее заметную эмиссию акций провела Московская лизин­говая компания, увеличив свой уставный капитал в пересчете по текущему курсу до 4,4 млн. долл.

Величина уставного капитала у большинства активно работаю­щих российских лизинговых компаний составляет от 100 до 5000 тыс. долл. Однако в 2001—2002 гг. появились примеры создания лизинго­вых компаний с участием государства. Уставный капитал компании «Росагролизинг», которая стала поставлять сельскохозяйственную технику, составил 165 млн. долл. У Финансовой лизинговой компа­нии и компании «Ильюшин финанс Ко», которые занимаются ли­зингом авиатехники, уставный капитал определяется суммой соот­ветственно в 100 и 80 млн. долл.

В табл. 7 приводится информация на 1 октября 2002 г. о вели­чине уставного капитала известных нам лизингодателей на момент их создания или на момент проведения последней эмиссии акций в пересчете по текущему курсу.

Таблица 7


Скачать файл (49.5 kb.)