Договор морского страхования

Курсовая работа

Страховое право как часть современной российской правовой системы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере страхового дела.

Морское страхование является одним из основных и важных вопросов во внешнеэкономической деятельности, как судоходных компаний, так и государства.

С древнейших времен мореплавание считалось занятием, которому сопутствует множество опасностей. Конечно, в современном мире многое изменилось – и теперь большинство из этих рисков прошлого неактуальны.

Тем не менее, вероятность гибели судна, или груза, перевозимого данным рейсом, существует до сих пор – хоть и в меньших масштабах. Именно поэтому для организаций, работающих в сфере морских перевозок, и для лиц, финансовое положение которых зависит от благополучного исхода рейса, так актуально морское страхование.

Морское страхование является особым видом страховых услуг, направленных, прежде всего, на защиту имущественных интересов лиц, связанных в своей деятельности с мореплаванием.

Морское страхование – это комплекс следующих страховых услуг:

  • страхование любых судов (морских и речных, в том числе маломерных судов, судов специального назначения и т.д.);
  • страхование имущественных интересов лиц, заинтересованных в морском предприятии;
  • страхование груза;
  • страхование фрахта;
  • страхование ответственности перед другими судовладельцам, перед третьими лицами;
  • страхование ожидаемых доходов от рейса.

Такой комплексный подход обеспечивает всестороннюю страховую защиту – что, собственно говоря, и является главной целью, которую преследует морское страхование.

Морское страхование охватывает вопросы эксплуатации судов и водных путей и помогает защитить интересы всех сторон участвующих или причастных к мореплаванию.

С развитием судоходства и увеличением объёма морских перевозок вопросы морского страхования приобретают всё большее значение.

Судоходство и перевозка грузов морем является очень сложным процессом, в котором задействуются суда, порты, портовые сооружения, всевозможные портовые службы. Вступают в действие морские конвенции, охватывающие правила судоходства и морской перевозки различных грузов. Вопросы морского страхования очень тесно связаны между собой и охватывают все области судоходства.

39 стр., 19112 слов

Страхование морских судов

... для издания в 1781 году в России Устава купеческого судоходства. Особый интерес представляет история морского страхования в Англии, где большую роль в его развитии сыграла ... как только возникала необходимость в страховании новых морских рисков, институт страхования неизбежно и своевременно отвечал таким потребностям. Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ СУДОВ. 2.1 Классификация и основные ...

Целью данной работы является изучение вопроса морского страхования, его основных понятий.

Поставленная цель работы обусловила необходимость решения в ходе исследования следующих взаимосвязанных задач:

  • изучить исторические предпосылки морского страхования;
  • дать определение «морскому страхованию»;
  • рассмотреть основные понятия морского страхования;
  • выявить характерные черты морского страхования;
  • раскрыть основные понятия и условия договора морского
  • провести анализ типов торговых сделок.

В целях решения поставленных задач, структура данной работы построена следующим образом. Работа состоит из введения, основной части, заключения, а так же списка используемой литературы.

1. Морское страхование.

1.1. Исторические предпосылки морского страхования

Среди всего круга опасностей, сопровождавших торговое предприятие, стихийно выделилась особая группа – морские опасности, где ущерб мог приобрести катастрофические размеры. Морские опасности увязывались с возможным неблагоприятным исходом данного морского предприятия, означавшим гибель морского торгового судна, перевозимого груза, а также членов экипажа и имевшихся на борту судна пассажиров.

Морская стихия, воплощавшая риск морского предприятия, выражала объективно существующее противоречие между человеком и обществом, которое находило конкретные формы разрешения по мере технического и экономического прогресса. Благодаря этому участники морского предприятия могли с большей степенью достоверности рассчитывать на благоприятный исход задуманного дела. К факторам экономического прогресса можно отнести опыт хозяйственной практики, конкретизированный в кредитных отношениях, т.е. денежной ссуде под организуемое морское предприятие.

Если морское предприятие оканчивалось неудачей, т.е. морское торговое судно погибало в морской стихии, пропадало без вести либо оказывалось захваченным пиратами с последующим разграблением всего находившегося на его борту, то судовладелец (или иное третье лицо – выгодоприобретатель), которому ранее был выдан морской заем, освобождался от обязанности вернуть денежную ссуду и сумму причитающихся процентов. Иначе говоря, кредитный договор, опираясь на правовые нормы обычая, сложившегося в морской торговле (обычное право, обыкновение морской торговли), приобретал черты элементов вероятностного характера. По сути дела, здесь отчетливо были видны признаки денежного пари и связанных с этим совершенно субъективных ожиданий и надежд на успешный исход задуманного морского предприятия. Причитающиеся кредитору по морскому займу проценты по выданной ссуде одновременно были и платой за риск, связанный с осуществлением морского предприятия. Участники кредитного договора становились также сторонами устанавливаемого страхового правоотношения: кредитор по морскому займу (первоначально меняла-ростовщик или группа менял-ростовщиков) – морским страховщиком, а заемщик (судовладелец) – морским страхователем.1

4 стр., 1666 слов

Страхование в москве

... различных сторон повседневной жизни. …2. Функции страхования в примерах 2.1. Функция страхования на примере транспортного - морского страхования Морское страхование - грузов, судов, иных имущественных интересов - один из древнейших экономических и ...

Заемщик, в лице судовладельца или иного – третьего лица (например, грузовладелец), подписывая условия договора морского займа, складывающиеся под воздействием обыкновений международной морской торговли, приобретал страхование задуманного предприятия от различных морских опасностей. С учетом страхования заемщик был обязан оплатить кредитору по успешном окончании морского предприятия проценты в большем размере, чем требуемые по обычным кредитным договорам.

Первоначально вопросами выдачи морского займа и их документальным (в том числе нотариальным) оформлением при свидетелях занимались менялы-ростовщики. Затем, по мере развития финансово-денежных отношений, страховая деятельность выделилась из сферы обращения ростовщического и банковского капитала в совершенно самостоятельное звено финансовой системы – в страховые компании (акционерные страховые общества и клубы взаимного страхования).

Одновременно получила должное развитие соответствующая инфраструктура, связанная с оценкой риска морского предприятия, позволяющая аргументировано делать суждения относительно мореходных качеств судна и профессионального опыта капитана и экипажа (морской сюрвей).

Морское страхование начало опираться на научные математические основы своей деятельности. Научный арсенал страховых компаний составили накопленные данные статистического наблюдения за морскими происшествиями, авариями и катастрофами. Активно стал использоваться также математический аппарат теории вероятностей и действие закона больших чисел.

Из числа кредиторов, и в первую очередь менял-ростовщиков, обеспечивающих операции морского займа, выделилась особая группа профессионалов – морских страховщиков, или андеррайтеров, в руках которых сосредоточились денежные ресурсы страхового фонда.

1.2. Основные понятия и характерные черты морского страхования

Морское страхование – это один из видов имущественного страхования. Его целью является возмещение ущерба, причинённого страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с которым связан его имущественный интерес.2

Морской путь – это время стоянки, время перевалки, складирования, промежуточной, речной, сухопутной перевозки.

На сегодняшний день на долю морского транспорта приходится более 60% общего объема перевозок в мировой внешней торговле (Рис.1).

Рис.1. Объем перевозок в мировой внешней торговле3

Страхователем может быть любое лицо, имеющее законный имущественный интерес в морском предприятии или в его составных частях, и получать выгоду от его благополучного завершения или ущерб от потерь, повреждения. Можно страховать не только уже имеющийся интерес, но и ожидаемый от благополучного завершения морского предприятия.

Согласно ст.249 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ «объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, – судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование)».

9 стр., 4296 слов

Анализ особенностей реализации технологий прямых офисных продаж ...

... прямых офисных продаж в страховании ответственности 1.1 Понятие и особенности страхования ответственности как отрасли страхования страхование продажа карта риск Страхование ответственности -- отрасль страхования, объединяющая разнообразные виды страхования, в которых в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес, ...

Страховая сумма должна соответствовать страховой стоимости, но при страховании грузов сюда включается ожидаемая прибыль.

Суда делятся на группы по:

  • назначению;
  • районам плавания;
  • материалам
  • ходу движения (парусные, колёсные, винтовые);
  • роду двигателя (ветровые, паровые).

Торговые суда делятся на наливные и сухогрузы.

Страховщики принимают на страхование любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время или в период постройки судна.

Условия страхования плавающих средств зависят от цели их использования. Наиболее крупная сфера деятельности – это страхование торговых судов.

КАСКО страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения и конструктивной гибели транспортного средства.

Страховое покрытие распространяется на:

  • судно;
  • машинное оборудование;
  • оснащение;
  • всё, что есть на борту.

Страхуя все убытки, которые произошли во время судовождения, различают понятия полной гибели и полной конструктивной гибели судна.

Полная гибель судна – это означает, что судовладелец потерял судно безвозвратно.

Полная конструктивная гибель судна – это собственность, находящаяся в состоянии, не подлежащем восстановлению, она признаётся в случае, если затраты на ремонт больше стоимости корабля после ремонта.4

Включение оплаты спасательных работ в объёме страхового покрытия было вызвано необходимостью защиты окружающей среды от вызванных аварий.

Характерными чертами страхования судов являются:

  • ограничение области страхования; она является крайне конкурентной, т.к. в мире насчитывается около 80 тыс. судов;
  • срок страхования обычно один;
  • в полисе обязательно указываются географические рамки планирования грузов;
  • страховая сумма и тариф установлены индивидуально для каждого судна, т.к. нет одинаковых условий эксплуатации и характеристики судов.