Страховое право как часть современной российской правовой системы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере страхового дела.
Морское страхование является одним из основных и важных вопросов во внешнеэкономической деятельности, как судоходных компаний, так и государства.
С древнейших времен мореплавание считалось занятием, которому сопутствует множество опасностей. Конечно, в современном мире многое изменилось – и теперь большинство из этих рисков прошлого неактуальны.
Тем не менее, вероятность гибели судна, или груза, перевозимого данным рейсом, существует до сих пор – хоть и в меньших масштабах. Именно поэтому для организаций, работающих в сфере морских перевозок, и для лиц, финансовое положение которых зависит от благополучного исхода рейса, так актуально морское страхование.
Морское страхование является особым видом страховых услуг, направленных, прежде всего, на защиту имущественных интересов лиц, связанных в своей деятельности с мореплаванием.
Морское страхование – это комплекс следующих страховых услуг:
- страхование любых судов (морских и речных, в том числе маломерных судов, судов специального назначения и т.д.);
- страхование имущественных интересов лиц, заинтересованных в морском предприятии;
- страхование груза;
- страхование фрахта;
- страхование ответственности перед другими судовладельцам, перед третьими лицами;
- страхование ожидаемых доходов от рейса.
Такой комплексный подход обеспечивает всестороннюю страховую защиту – что, собственно говоря, и является главной целью, которую преследует морское страхование.
Морское страхование охватывает вопросы эксплуатации судов и водных путей и помогает защитить интересы всех сторон участвующих или причастных к мореплаванию.
С развитием судоходства и
Судоходство и перевозка грузов морем является очень сложным процессом, в котором задействуются суда, порты, портовые сооружения, всевозможные портовые службы. Вступают в действие морские конвенции, охватывающие правила судоходства и морской перевозки различных грузов. Вопросы морского страхования очень тесно связаны между собой и охватывают все области судоходства.
Страхование морских судов
... для издания в 1781 году в России Устава купеческого судоходства. Особый интерес представляет история морского страхования в Англии, где большую роль в его развитии сыграла ... как только возникала необходимость в страховании новых морских рисков, институт страхования неизбежно и своевременно отвечал таким потребностям. Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ СУДОВ. 2.1 Классификация и основные ...
Целью данной работы является изучение вопроса морского страхования, его основных понятий.
Поставленная цель работы обусловила необходимость решения в ходе исследования следующих взаимосвязанных задач:
- изучить исторические предпосылки морского страхования;
- дать определение «морскому страхованию»;
- рассмотреть основные понятия морского страхования;
- выявить характерные черты морского страхования;
- раскрыть основные понятия и условия договора морского
- провести анализ типов торговых сделок.
В целях решения поставленных задач, структура данной работы построена следующим образом. Работа состоит из введения, основной части, заключения, а так же списка используемой литературы.
1. Морское страхование.
1.1. Исторические предпосылки морского страхования
Среди всего круга опасностей, сопровождавших торговое предприятие, стихийно выделилась особая группа – морские опасности, где ущерб мог приобрести катастрофические размеры. Морские опасности увязывались с возможным неблагоприятным исходом данного морского предприятия, означавшим гибель морского торгового судна, перевозимого груза, а также членов экипажа и имевшихся на борту судна пассажиров.
Морская стихия, воплощавшая риск морского предприятия, выражала объективно существующее противоречие между человеком и обществом, которое находило конкретные формы разрешения по мере технического и экономического прогресса. Благодаря этому участники морского предприятия могли с большей степенью достоверности рассчитывать на благоприятный исход задуманного дела. К факторам экономического прогресса можно отнести опыт хозяйственной практики, конкретизированный в кредитных отношениях, т.е. денежной ссуде под организуемое морское предприятие.
Если морское предприятие
Страхование в москве
... различных сторон повседневной жизни. …2. Функции страхования в примерах 2.1. Функция страхования на примере транспортного - морского страхования Морское страхование - грузов, судов, иных имущественных интересов - один из древнейших экономических и ...
Заемщик, в лице судовладельца или иного – третьего лица (например, грузовладелец), подписывая условия договора морского займа, складывающиеся под воздействием обыкновений международной морской торговли, приобретал страхование задуманного предприятия от различных морских опасностей. С учетом страхования заемщик был обязан оплатить кредитору по успешном окончании морского предприятия проценты в большем размере, чем требуемые по обычным кредитным договорам.
Первоначально вопросами выдачи морского займа и их документальным (в том числе нотариальным) оформлением при свидетелях занимались менялы-ростовщики. Затем, по мере развития финансово-денежных отношений, страховая деятельность выделилась из сферы обращения
Одновременно получила должное развитие соответствующая инфраструктура, связанная с оценкой риска морского предприятия, позволяющая аргументировано делать суждения относительно мореходных качеств судна и профессионального опыта капитана и экипажа (морской сюрвей).
Морское страхование начало опираться на научные математические основы своей деятельности. Научный арсенал страховых компаний составили накопленные данные статистического наблюдения за морскими происшествиями, авариями и катастрофами. Активно стал использоваться также математический аппарат теории вероятностей и действие закона больших чисел.
Из числа кредиторов, и в первую очередь менял-ростовщиков, обеспечивающих операции морского займа, выделилась особая группа профессионалов – морских страховщиков, или андеррайтеров, в руках которых сосредоточились денежные ресурсы страхового фонда.
1.2. Основные понятия и характерные черты морского страхования
Морское страхование – это один из видов имущественного страхования. Его целью является возмещение ущерба, причинённого страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с которым связан его имущественный интерес.2
Морской путь – это время стоянки, время перевалки, складирования, промежуточной, речной, сухопутной перевозки.
На сегодняшний день на долю морского транспорта приходится более 60% общего объема перевозок в мировой внешней торговле (Рис.1).
Рис.1. Объем перевозок в мировой внешней торговле3
Страхователем может быть любое лицо, имеющее законный имущественный интерес в морском предприятии или в его составных частях, и получать выгоду от его благополучного завершения или ущерб от потерь, повреждения. Можно страховать не только уже имеющийся интерес, но и ожидаемый от благополучного завершения морского предприятия.
Согласно ст.249 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ «объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, – судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование)».
Анализ особенностей реализации технологий прямых офисных продаж ...
... прямых офисных продаж в страховании ответственности 1.1 Понятие и особенности страхования ответственности как отрасли страхования страхование продажа карта риск Страхование ответственности -- отрасль страхования, объединяющая разнообразные виды страхования, в которых в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес, ...
Страховая сумма должна соответствовать страховой стоимости, но при страховании грузов сюда включается ожидаемая прибыль.
Суда делятся на группы по:
- назначению;
- районам плавания;
- материалам
- ходу движения (парусные, колёсные, винтовые);
- роду двигателя (ветровые, паровые).
Торговые суда делятся на наливные и сухогрузы.
Страховщики принимают на страхование любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время или в период постройки судна.
Условия страхования плавающих средств зависят от цели их использования. Наиболее крупная сфера деятельности – это страхование торговых судов.
КАСКО страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения и конструктивной гибели транспортного средства.
Страховое покрытие распространяется на:
- судно;
- машинное оборудование;
- оснащение;
- всё, что есть на борту.
Страхуя все убытки, которые произошли во время судовождения, различают понятия полной гибели и полной конструктивной гибели судна.
Полная гибель судна – это означает, что судовладелец потерял судно безвозвратно.
Полная конструктивная гибель судна – это собственность, находящаяся в состоянии, не подлежащем восстановлению, она признаётся в случае, если затраты на ремонт больше стоимости корабля после ремонта.4
Включение оплаты спасательных работ в объёме страхового покрытия было вызвано необходимостью защиты окружающей среды от вызванных аварий.
Характерными чертами страхования судов
- ограничение области страхования; она является крайне конкурентной, т.к. в мире насчитывается около 80 тыс. судов;
- срок страхования обычно один;
- в полисе обязательно указываются географические рамки планирования грузов;
- страховая сумма и тариф установлены индивидуально для каждого судна, т.к. нет одинаковых условий эксплуатации и характеристики судов.