Государственный и муниципальный кредит

Курсовая работа

Современная система управления общественными финансами является результатом длительного развития государственных институтов. Минувшее

столетие, и особенно послевоенный период, характеризовались значительным расширением государственного сектора в странах с рыночной экономикой, который в своем росте опережал динамику частного рыночного сектора, что обусловливалось усложнением государственных функций, применением новых методов макро- и микроэкономического регулирования, направленных на компенсацию «провалов» рыночного механизма.

В настоящее время многие высокоразвитые страны используют новые формы бюджетного планирования, исполнения бюджета и оценки результатов управления общественными финансами, имеют современные системы бюджетного учета и финансовой отчетности, институты внешнего и внутреннего аудита, управления ликвидностью и государственным (муниципальным) долгом, широко применяют контрактные отношения и конкурсный отбор поставщиков общественных товаров и услуг.

Кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.

Для привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других способов, применяется государственный (муниципальный) кредит. Кредитные отношения получили широкое распространение в современной российской экономике. Государственный (муниципальный) кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.

Государственный кредит играет важную и роль в макроэкономической системе любой страны. Это, прежде всего, обуславливается тем, что формирование, обслуживание, а также его погашение оказывает значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.

Основная причина использования государственного кредита — это нехватка доходов бюджета для покрытия государственных и муниципальных расходов. Стоит заметить, что в мире нет ни одной страны, которая бы за всю свою историю не столкнулась бы с проблемами заимствований для поддержания стабильного положения на мировом рынке, выполнения каких-либо поставленных перед собой программ или же просто обеспечения населения необходимыми благами.

13 стр., 6412 слов

Программы и прогнозы социально-экономического развития страны ...

... и прогнозы социально –экономического развития страны как основу бюджетного планирования. Задачами работы являются: дать понятие планирования и прогнозирования социально –экономического развития страны; рассмотреть особенности, показатели и методы социально –экономических прогнозов; описать показатели методы и виды программ социально –экономического развития. 1. ...

Государственный кредит является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики. Таким образом, государственный кредит — это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны. В связи с этим, тема курсовой работы является особенно актуальна.

Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального кредита.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и основы государственного и муниципального кредита, его функции, цели, виды и участники;
  • исследовать государственные и муниципальные займы и долги Российской Федерации, а также программы государственных внешних заимствований РФ и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов, порядок обслуживания государственного и муниципального долга;
  • рассмотреть государственные и муниципальные гарантии и поручительства Российской Федерации.

1. Основы государственного и муниципального кредита

Государственный (муниципальный) кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа, регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ).

Независимо от уровня кредит (государственный и муниципальный) можно рассматривать в двух значениях (аспектах): экономическом и правовом.

Кредит (государственный и муниципальный) как экономическая категория является базисным понятием по отношению к кредиту в правовом аспекте и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. И если сущность самой категории кредита рассматривается как передача платежных средств кредитором заемщику для использования их последним на началах возвратности и в собственных интересах, то экономическая сущность государственного и муниципального кредита заключаются в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством (муниципальным образованием) как ссудный капитал.

Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

кредит долг государственный муниципальный

Особенность финансово-экономических отношений, которые возникают в процессе государственного и муниципального кредита, заключается в их субъектном составе.

Как совокупность финансово-экономических отношений государственный кредит представляет собой отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает в роли заемщика временно свободных денежных средств указанных субъектов.

3 стр., 1076 слов

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

... курсовой работы обусловлен актуальностью обобщения правового регулирования пенсионных правоотношений государственных и муниципальных служащих, выявления проблем применения законодательства в указанной сфере. Цельюкурсовой работы является изучение правового регулирования и организации пенсионного обеспечения в системе государственной гражданской и муниципальной ...

При муниципальном кредите заемщиком, соответственно, является муниципальное образование, а кредиторами — граждане и организации.

Таким образом, обязательным субъектом правоотношений по государственному и муниципальному кредиту является государство или муниципальное образование.

Государственный и муниципальный кредит можно рассматривать и в правовом аспекте. С правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Традиционная роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения.

Государственный кредит играет важную роль:

— в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перераспределения капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень

  • кредитной ставки, поскольку выступает конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обусловливает изменение минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе;
  • в повышении эффективности использования средств, обеспечивая необходимость максимально эффективного применения государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования как при недостатке, так и избытке финансовых ресурсов;
  • в ускорении концентрации финансовых ресурсов, создавая возможность государству привлекать их значительные объемы, в том числе для чрезвычайных расходов, в самое короткое время.

При оценке роли воздействия государственного кредита на социально- экономические процессы в обществе, важно отметить, что обеспечение на его основе сбалансированности бюджета в значительной степени носит фиктивный характер. Это объясняется тем, что в качестве средств, привлеченных в бюджет с помощью государственного бюджета, используются платежные и покупательные средства, т. е. направляются на финансирование всей совокупности государственных расходов. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта. Единственным реальным источником погашения долговых обязательств государства являются налоги, а их увеличение, связанное с обслуживанием долга, угнетающе влияет на экономику.

Основная причина использования государственного кредита — это нехватка доходов бюджета для покрытия государственных и муниципальных расходов.

Для реализации операций по государственному (муниципальному) кредиту необходимо наличие временно свободных средств юридических лиц и граждан. Использование этих средств в качестве кредитных ресурсов позволяет государству не прибегать к эмиссионной деятельности. Поэтому роль государственного (муниципального) кредита заключается не только в том, что он используется как дополнительный источник пополнения доходов бюджета, но может служить одним из факторов улучшения денежного обращения, развития безналичных форм расчетов, укрепления внутренней валюты.

3 стр., 1491 слов

Кредиты деньги в долг азартные игры ставки

... семьи шло на уплату долгов за азартные игры. До первой мировой войны большая часть годового дохода государства в Таиланде поступала от игорных заведений, имевших государственные лицензии. Азартные игры на бегах и ... имеется множество народных преданий о том, как мужчины использовали в качестве ставок в азартной игре собственных жен, сестер, дочерей, собственные тела или части тела. Некоторые из этих ...

Кредитные отношения также складываются на уровне субъектов РФ и местного самоуправления и регулируются правовыми актами соответствующего уровня на основе законодательства РФ.

Среди основных источников правового регулирования муниципального кредита особо следует выделить Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-Ц3 «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №136-Ц3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Порядок заключения договора государственного займа получил правовое закрепление в ч. II ГК РФ.

Вопросы государственного кредита конкретных субъектов РФ и муниципального кредита регулируются также конституциями и уставами субъектов РФ, а также уставами конкретных муниципальных образований.

Общие же положения, касающиеся правового регулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов, содержатся в Конституции РФ (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-Ц3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Все правоотношения в области государственного кредита носят государственно-властный характер. Несмотря на то, что государство в этих отношениях является должником (заемщиком), именно оно имеет право в одностороннем порядке устанавливать их условия: срок, платность, виды, основания их прекращения и изменения.

Юридические и физические лица, добровольно вступив в отношения по государственному кредиту, обязаны выполнять все условия займа.

В отличие от правоотношений по банковскому кредиту субъекты здесь неравноправны, ибо основным методом регулирования правоотношений по государственному кредиту является метод государственно-властных велений и государству принадлежит функция управления государственным внутренним долгом. Временные рамки действия правоотношений в сфере государственного кредита в одностороннем порядке устанавливаются государством (должником).

В сфере государственного кредита возникают, однако, правоотношения не только по поводу государственных долговых обязательств (между заемщиком (государством) и кредиторами), но и правоотношения, опосредуемые функционированием государственного долга.

Право осуществления государственных заимствований от имени РФ принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному на то Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Что касается внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам от имени субъекта РФ и муниципальных образований, то оно принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в соответствии с его уставом.

При принятии бюджета на очередной финансовый год определяется предельный объем государственного долга и предельные объемы государственных заимствований РФ с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. При этом предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга, а предельный объем государственного долга субъекта РФ и муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

4 стр., 1819 слов

Правовое регулирование государственного и муниципального кредита (долга)

... книг возлагается на минфин. Методы управления государственным долгом Рефинансирование государственного долга Конверсия Реструктуризация Унификация Пролонгация Государственные расходы Понятие и система государственных расходов. Правовое регулирование государственных расходов При этом государственные расходы – это одна из сторон финансовой ...

Существует и такое понятие, как предельный объем расходов на обслуживание государственного долга. Для субъекта РФ или муниципального образования он не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного предельного объема государственного внешнего (внутреннего) долга только в том случае, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга.

Заемные средства могут быть использованы в том числе и на покрытие дефицита бюджета. Однако в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ на финансирование дефицита своего бюджета, не может превышать 30% объема доходов бюджета субъекта РФ. Для муниципального образования эта цифра, соответственно, составляет 15%.

По уровню управления государственный долг делится на государственный долг России, государственный долг субъекта Федерации, муниципальный государственный долг.

РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований.

Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам России, если они не были ими гарантированы.

Государственный заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму займа.

К основным функциям государственного кредита как финансовой категории относятся:

1) распределительная;

2) регулирующая;

3) контрольная.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости организаций и физических лиц на принципах возвратности, срочности, платности и других. При этом, в конечном счете, государство может выступать финансовым посредником перераспределения средств одних субъектов (в основном физических лиц) в пользу других (государств или организаций).

Можно выделить и иные проявления распределительной функции, в частности, государственный кредит позволяет более равномерно распределять ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями; выплата доходов кредиторам государства обеспечивается большей частью за счет бюджетных средств, т. е. за счет всех налогоплательщиков, и т. д.

В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае).

Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга.

Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на объем денежной массы в обращении, уровень процентных ставок на рынке денег и капитала, на темпы экономического роста, занятость, уровень ликвидности коммерческих банков и т. д. Таким образом, используя кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Посредством государственного кредита государство может уменьшить количество денег в обращении. Это происходит в том случае, когда государство размещает свои займы среди различных групп населения или хозяйствующих субъектов. Размещая свои займы, государство снижает платежеспособный спрос населения. При этом если заемные средства государство использует в производительных целях, то произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы. Если заемные средства будут использоваться на выплату заработной платы, то количество наличных денег останется без изменения. Если же государственные заимствования финансируются за счет привлечения накоплений хозяйствующих субъектов, а полученные денежные средства направляются на выплаты населению, то количество денег в обращении возрастает.

Непосредственное влияние долгового финансирования на состояние денежной массы особо четко проявляется при использовании правительством кредитов эмиссионного банка для погашения государственного долга.

С одной стороны, взятие правительством кредитов у Центрального банка является не чем иным, как новой денежной эмиссией, что приводит к значительному росту денежной массы со всеми вытекающими инфляционными эффектами.

С другой стороны, государственные мероприятия, профинансированные за счет кредитов эмиссионного банка, можно рассматривать как один из вариантов стимулирующей экономической политики, имеющей, однако, про- инфляционный характер. Возвращение правительством кредитов, полученных у Центрального банка, ведет к изъятию выплаченных сумм из процесса воспроизводства, т. е. к уменьшению находящейся в обращении денежной массы. Если государственные долговые обязательства сосредоточены в основном в банковском секторе, то воздействие погашения данных обязательств является более сложным, так как в этом случае увеличение объема платежных средств, находящихся в обращении в банковском секторе, компенсируется за счет уменьшения суммы вкладов вследствие уже увеличенных налоговых ставок.

Таким образом, сводный баланс всех кредитных институтов остается без изменения.

Если погашение государственного долга осуществляется за счет небанковского сектора, происходит простое перераспределение сбережений между частными и государственными секторами, что почти не отражается на состоянии денежной массы.

Контрольная функция государственного кредита тесно связана с контрольной функцией финансов в целом. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

  • очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  • охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  • осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Необходимость контроля вытекает из самой природы кредита. Контроль осуществляется за:

  • соблюдением условий кредитного договора (полное и своевременное погашение кредита, уплата процентов и т. д.);
  • целевым использованием заемщиком выделенных средств;
  • движением денежных потоков, осуществляемых в сфере государственного кредита, и другое.

Государственный кредит играет важную роль:

  • в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перераспределения капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником рынка капиталов, и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки, поскольку выступает конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обусловливает изменение минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе;
  • в повышении эффективности использования средств, обеспечивая необходимость максимально эффективного применения государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования как при недостатке, так и избытке финансовых ресурсов;
  • в ускорении концентрации финансовых ресурсов, создавая возможность государству привлекать их значительные объемы, в том числе для чрезвычайных расходов, в самое короткое время.

При оценке роли воздействия государственного кредита на социально- экономические процессы в обществе, важно отметить, что обеспечение на его основе сбалансированности бюджета в значительной степени носит фиктивный характер.

Это объясняется тем, что в качестве средств, привлеченных в бюджет с помощью государственного бюджета, используются платежные и покупательные средства, т. е. направляются на финансирование всей совокупности государственных расходов. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта. Единственным реальным источником погашения долговых обязательств государства являются налоги, а их увеличение, связанное с обслуживанием долга, угнетающе влияет на экономику.

Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
  • договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформленных долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Таким образом, законодательство РФ определяет государственные долговые обязательства как совокупность государственных заимствований (привлекаемые государственные займы и кредиты) и государственных гарантий, предоставляемых по займам других лиц.

Однако в настоящее время все большее распространение получает точка зрения, в соответствии с которой при определении государственного долга следует учитывать всю сумму непогашенных долговых обязательств государства, включая задолженность государственных предприятий, государственных внебюджетных фондов, внутреннюю задолженность перед нерезидентами, внешние долги регионов и муниципалитетов, просроченные кредиты, выданные под гарантии правительства.

В совокупности все эти обязательства называются капитальным государственным долгом.

Расходы по выплате доходов кредиторов по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок по которым наступил и образует текущий государственный долг.

2. Государственные и муниципальные займы и долги

Экономика каждой отдельно взятой страны представляет собой достаточно сложную структуру, богатую своими ярко выраженными индивидуальными чертами. Наличие отличительных признаков в государственных бюджетах стран обусловлено различными причинами, среди которых численность населения страны, географическое положение или размеры территории государства. Однако, несмотря на все разнообразие индивидуальных, а также локальных признаков, каждой стране присуще наличие общих, одинаковых характеристик. Одной из самых важных типических характеристик любой страны является наличие государственного долга. В любой стране приходится сталкиваться с необходимостью прибегать к государственным заимствованиям с целью мобилизации или стерилизации денежных средств.

В настоящее время в государственный долг Российской Федерации входят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

По своей сущности государственный внутренний долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих с перемещением капиталов из национального частного сектора в государственный бюджет на основе их заимствования.

Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2014 года составил 7 543,78 млрд. рублей и увеличился по сравнению с объемом на 1 января 2013 года на 1 024,01 млрд. рублей. Однако если рассматривать с 1 января 2009 года, то увеличение составляет 4 883,05 млрд. рублей. Иными словами, государственный долг возрос чуть менее чем в 3 раза. Нужно брать во внимание, что в экономическом плане, для Российской Федерации 2009 год оказался большим испытанием, в связи с длительной продолжительностью мирового финансового кризиса.

Анализ данных показывает, что объем государственного внутреннего долга на 1 января 2014 года составил 5 722,24 млрд.рублей, то есть внутренний государственный долг увеличился с 2009 года на 4 222,42 млрд. рублей. Основной причиной столь быстрого роста внутреннего является покрытие дефицита федерального бюджета. При этом основным источником является внутренний, а не внешний долг.

Таблица 2.1 Динамика и структура государственного долга Российской Федерации за 2009-2014 год

Показатели

на 01.01.09

на 01.01.10

на 01.01.11

на 01.01.12

на 01.01.13

на 01.01.14

Всего государственный долг Российской Федерации, млрд.руб., в том числе:

2 660,73

3 230,7

4 152,87

5 342,95

6 519,77

7 543,78

к ВВП %

6,65

6,42

6,58

7,5

8,29

8,45

Государственный внутренний долг РФ, млрд.руб.

1 499,82

2 094,73

2 940,39

4 190,55

4 977,89

5 722,24

к ВВП %

3,7

3,97

4,4

5,65

5,98

5,99

Государственный внешний долг РФ, млрд.руб.

1 160,91

1 135,97

1 212,48

1 152,4

1 541,88

1821,54

к ВВП %

2,95

2,45

2,28

1,85

2,31

2,46

Как свидетельствуют данные таблицы 1, в структуре государственного долга в настоящее время отмечается превалирование его внутренней составляющей. Это обстоятельство связано с тем, что в последние годы в стране проводится политика замещения внешнего долга внутренним. В свою очередь, внешний долг с 2009 года по 2014 год увеличился на 660,63 млрд. рублей, и тенденция была разнонаправленной. Так, если с 2009 по 2012 год внешний долг находился приблизительно на одном уровне, и снижался по отношению к ВВП, то с 2012 по 2014 года данный показатель составил прирост на 0,46 процентных пункта (п.п.) в 2013 и 0,61 п.п. в 2014 году соответственно. Увеличение внешнего долга, в последние годы обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а также увеличении объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Анализируя таблицу 1, отметим, что за рассматриваемый период наблюдается значительное возрастание долговой нагрузки и снижение долговой устойчивости. В течении 2009-2014 годов отмечается устойчивый рост показателя государственного долга к ВВП. Лишь в 2010 году данный показатель оказался ниже предыдущего года, что связано с более высокими показателями ВВП. Устойчивый рост государственного долга является причиной роста расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета.

Как показывает таблица 1, на начало 2014 года, объем государственного долга по отношению к ВВП в России составил 8,45 %, тогда как во многих странах данный показатель достигает 50-200 %. Превышение данного показателя более чем на 85 % становится существенным препятствием для экономического роста. Рассматривая за весь анализируемый период динамику показателя государственного долга к ВВП, то можно отметить то, что заметные изменения стали происходить в последние 2 года. Сравнивая показатели 2011-2014 годов, отметим, что показатель вырос на 12 п.п. Поскольку государственные заимствования — важный источник покрытия бюджетного дефицита, в предкризисный период снижение государственного долга России было также существенным образом связано со сравнительно благополучным состоянием государственных финансов.

Таблица 2.2 Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2009-2014 годах

Показатели

на 01.01.09

на 01.01.10

на 01.01.11

на 01.01.12

на 01.01.13

на 01.01.14

Всего государственный внутренний долг РФ, млрд. руб., в том числе:

1 499,82

2 094,73

2 940,39

4 190,55

4 977,89

5 722,24

Государственные долговые ценные бумаги, млрд.руб.

1 421,47

1 837,17

2 461,59

3 546,43

4 064,28

4 432,38

в % к внутреннему государственному долгу

94,8

87,7

83,7

84,6

81,6

77,5

Государственные гарантии, млрд. руб.

72,49

251,36

472,25

637,33

906,64

1 289,85

в % к внутреннему государственному долгу

4,8

12

16

15,2

18,2

22,5

Прочие долговые обязательства, млрд. руб.

5,86

6,2

6,55

6,79

6,97

0,01

в % к внутреннему государственному долгу

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

Основным источником финансирования дефицита бюджета выступают заимствования. При этом основная часть дефицита бюджета покрывается за счет внутренних заимствований.

Как мы ранее определили, с 2009 по 2014 год внутренний государственный долг увеличился почти в 3 раза. Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга внесли государственные ценные бумаги. За последние 5 лет внутренний рынок государственный ценных бумаг продемонстрировал устойчивый рост, превратившись в ключевой сегмент финансового сектора страны, так как по отношению к общему внутреннему государственному долгу он составляет 77,5 %. Начиная с 2009 по 2014 год объем внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, увеличился на 3 010,91 млрд. рублей, и на начало 2014 года составил 4 432,38 млрд. рублей.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах в 2010 году составил 1 837,17 млрд. рублей, или больше на 29,2 п.п. чем в 2009 году. Однако стоит заметить, что в процентом соотношении к общему объему внутреннего государственного долга, данный показатель снижается, и связано это с повышением задолженности по государственным гарантиям в общем объеме внутреннего долга. Как мы видим, начиная с 2009 года происходило совокупное привлечение средств на внутреннем рынке капитала, об этом свидетельствует ежегодное увеличение показателей долговых ценных бумаг.

Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации. Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита.

За последние 5 лет обязательства по долговым ценным бумагам росли быстрее, чем обязательства по государственным гарантиям, однако если рассматривать данный показатель по отношению к общему объему государственного долга, то здесь наблюдается обратная зависимость. Объем государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту, причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга. По государственным гарантиям Российской Федерации государственный внутренний долг увеличился на 383,21 млрд. рублей и на 1 января 2014 года составил 1289,85 млрд. рублей, что не превышает верхний предел государственного внутреннего долга по государственным гарантиям, установленный статьей 15 Федерального закона от 3 декабря 2013года № 216-ФЗ в сумме 1 732,2 млрд. рублей. Если в 2009 году на долю государственных гарантий приходилось порядка 4,8 % всех долговых обязательств Российской Федерации, то в 2014 году этот показатель увеличился до 22,5 %, при устойчивой тенденции к росту во все предыдущие годы. Стоит отметить, что в 2010 году показатель составил 251,36 млрд. рублей, что в 3,5 раза больше чем в 2009 году.

Объем государственного внутреннего долга по прочим долговым обязательствам, или как ещё их называют государственные товарные обязательства, в 2014 году снизился до минимального значения за последние 5 лет и составил менее 100 миллионов рублей. Стоит отметить, что на долю прочих долговых обязательств Российской Федерации приходится наименьшая сумма из всех объектов структуры внутреннего долга. Анализируя статистические данные в период с 2009 по 2014 год, мы наблюдаем устойчивую понижающуюся тенденцию, причем в 2014 году данный показатель достиг самой низкой отметки. Анализируя долю прочих видов государственного внутреннего долга в общем объеме государственного внутреннего долга, то максимальное значение наблюдаем в 2009 году 0,4 %, в дальнейшем этот показатель снижается.

За последние 5 лет усиливается тенденция роста внутреннего государственного долга. Как свидетельствуют Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановые периоды 2014-2015 годов, низкий уровень государственного долга Российской Федерации позволяет проводить политику наращивания объема государственных заимствований, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости.

Исходя из проведенного ранее анализа, мы уже сделали вывод, что основную роль в увеличении государственного внутреннего долга играют государственные ценные бумаги.

Оценивая государственный долг, выраженный в ценных бумагах, мы можем сделать вывод, что в период с 2007 по 2014 год наблюдается устойчивый рост задолженности.

3. Государственные и муниципальные гарантии и поручительства

Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации. Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита.

По данным представленным в предыдущей 2 главе в таблице 2.2 за последние 5 лет обязательства по долговым ценным бумагам росли быстрее, чем обязательства по государственным гарантиям, однако если рассматривать данный показатель по отношению к общему объему государственного долга, то здесь наблюдается обратная зависимость. Объем государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту, причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга. По государственным гарантиям Российской Федерации государственный внутренний долг увеличился на 383,21 млрд. рублей и на 1 января 2014 года составил 1289,85 млрд. рублей, что не превышает верхний предел государственного внутреннего долга по государственным гарантиям, установленный статьей 15 Федерального закона от 3 декабря 2013года № 216-ФЗ в сумме 1 732,2 млрд. рублей. Если в 2009 году на долю государственных гарантий приходилось порядка 4,8 % всех долговых обязательств Российской Федерации, то в 2014 году этот показатель увеличился до 22,5 %, при устойчивой тенденции к росту во все предыдущие годы. Стоит отметить, что в 2010 году показатель составил 251,36 млрд. рублей, что в 3,5 раза больше чем в 2009 году.

В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2015 года уровня 11,1 трлн. руб. или 13,4% ВВП. При этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга существенно

Государственный долг Российской Федерации (далее — государственный долг) за январь — июнь 2014 года увеличился на 47,5 млрд. рублей, или на 0,6 %, и составил 7 595,9 млрд. рублей (10,6 % прогнозируемого объема ВВП), при этом государственный внутренний долг увеличился на 0,6 % и составил 5 757,2 млрд. рублей, государственный внешний долг (в рублевом эквиваленте) увеличился на 0,7 % и составил 1 838,7 млрд. рублей. Доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации составила 75,8 %, доля внешнего долга — 24,2 %.

По состоянию на 1 июля 2014 года государственный внутренний долг составил 83,6 % верхнего предела на 1 января 2015 года, установленного Федеральным законом № 349-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 201-ФЗ), государственный внешний долг — 84,3 %.

Доля суммарных обязательств по государственным гарантиям в общем объеме государственного долга за отчетный период снизилась с 22 % до 21,6 %, или на 0,4 процентного пункта.

Данные об изменении государственного долга в отчетном периоде 2014 года приведены в таблице 3.1.

В общем объеме государственного внутреннего долга по состоянию на 1 июля 2014 года государственные ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации, составляли 4 496,0 млрд. рублей, или 78,1 %, государственные гарантии в российской валюте — 1 261,2 млрд. рублей, или 21,9 %.

Таблица 3.1 Динамика и структура государственного долга (млрд. рублей)

Наименование показателя

на 1 января 2014 года

на 1 июля 2014 года*

Изменение за январь — июнь 2014 года (+), (-)

сумма

%

Государственный долг Российской Федерации, всего

7 548,3

7 595,9

47,5

0,6

в том числе обязательства по государственным гарантиям Российской Федерации, всего

1 662,9

1 641,7

-21,3

-1,3

Государственный внутренний долг Российской Федерации

5 722,2

5 757,2

35,0

0,6

в том числе обязательства по государственным гарантиям в валюте Российской Федерации

1 289,9

1 261,2

-28,7

-2,2

Государственный внешний долг Российской Федерации

1 826,1

1 838,7

12,6

0,7

в том числе обязательства по государственным гарантиям в иностранной валюте

373,1

380,5

7,4

2,0

По состоянию на 1 июля 2014 года в структуре государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в рублях, доля ОФЗ-ПД составляла 59,1 %, ОФЗ-АД — 23,2 %, ГСО-ППС — 12,8 %, ГСО-ФПС — 2,9% и ОВОЗ — 2 %.

Государственный долг по государственным гарантиям в валюте Российской Федерации за отчетный период уменьшился на 28 678,4 млн. рублей, или на 2,2 %, в результате своевременного выполнения принципалами своих обязательств перед бенефициарами, а также досрочного списания указанной задолженности. Новые государственные гарантии не предоставлялись.

Государственный внешний долг по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте сократился в связи со списанием в отчетном периоде задолженности по ранее выданным гарантиям на общую сумму на 85,2 млн. долларов США (71,5 млн. долларов США и 9,9 млн. евро), или 0,7 %, и на 1 июля 2014 года составил 11 313,9 млн. долларов США. Новые государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте в отчетном периоде не предоставлялись.

Объем обязательств по ранее предоставленным государственным гарантиям Российской Федерацией в иностранной валюте по состоянию на 1 июля 2014 года уменьшился на 85 142,6 тыс. долларов США и составил 11 313 940,8 тыс. долларов США, что обусловлено:

  • частичным исполнением AVIAIMPORT S.A. (Республика Куба) (принципалом) своих обязательств, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерацией от 27 декабря 2006 г. № SSt-0-R3-165, на сумму 6 199,97 тыс. долларов США;
  • частичным исполнением ОАО «Ульяновский механический завод» (принципалом) своих обязательств, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерацией от 13 июля 2007 г.

№ SSt-0-V1-168, на сумму 477,44 тыс. долларов США;

  • полным исполнением ЗАО «Росэксимбанк» (принципалом) своих обязательств, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 13840049V, на сумму 56 156,73 тыс. долларов США;
  • аннулированием государственной гарантии Российской Федерации от 30 марта 2012 г. № 13978058V (ЗАО «Вагонмаш» (принципал) на сумму 9 899,98 тыс. евро США в связи с истечением срока действия гарантии;
  • полным исполнением ОАО «Нововятский лыжный комбинат» (принципалом) своих обязательств, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации от 30 декабря 2011 г.

№ 13840054V, на сумму 7 200,0 тыс. долларов США;

— частичным исполнением ЗАО «Росэксимбанк» (принципалом) своих обязательств, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации от 25 октября 2013 г. № 13840071V, на сумму 1 460,8 тыс. долларов США. Государственный долг субъектов Российской Федерации с начала года сократился на 41,4 млрд. рублей, или на 2,4 %, и по состоянию на 1 июня 2014 года составил 1 696,1 млрд. рублей. Долг муниципальных образований Российской Федерации на указанную выше дату составил 269,6 млрд. рублей.

Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков (рис. 3.1).

Рисунок 3.1 Долговая нагрузка и кредитные рейтинги некоторых стран

На фоне пересмотра в сторону понижения рейтингов многих развитых и развивающихся стран в последние годы, в основном по причине существенного ухудшения показателей долговой устойчивости, российские рейтинги характеризуются стабильностью принадлежности к инвестиционной категории.

По ряду макроэкономических показателей экономическое положение России лучше, чем у развивающихся стран категории «ВВВ», а в некоторых случаях лучше, чем у стран категории «А». Однако кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами («BBB» со стабильным прогнозом от Fitch, «Ваа1» со стабильным прогнозом от Moody’s и «ВВВ» со стабильным прогнозом от Standard&Poor’s), свидетельствуют о том, что наша страна недооценена.

Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон.

Таким образом, такой фактор государственных заимствований как низкий текущий уровень государственного долга требует постоянного мониторинга. Пока он позволяет проводить политику наращивания госзаимствований, не опасаясь кардинального ухудшения состояния долговой устойчивости Российской Федерации. При развитии макроэкономической ситуации по сценариям, близким к утвержденному прогнозу социально-экономического развития страны, в предстоящий период показатели долговой устойчивости Российской Федерации останутся на относительно безопасных уровнях. При планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга, будут сохранены предпосылки для поддержания суверенных кредитных рейтингов на инвестиционном уровне.

Тем не менее, учитывая высокую зависимость российской экономики и состояния федерального бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. Ее решение будет означать сохранение важнейшего конкурентного преимущества нашей страны. Разумная заемная политика будет создавать условия для роста возможностей в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики в целом.

Эффективное использование внешних займов — приоритетная задача любой страны. И большую актуальность имеет проблема управления государственными долгами перед международными организациями. Прежде всего целесообразно разработать целевую среднесрочную программу по сокращению государственных долгов, ее мероприятия должны финансироваться в рамках государственного бюджета и составлять содержание его статьи об обслуживании государственного долга страны.

Управление задолженностью России преследует цели: достижение стабилизации и экономического роста, обеспечение валютно-кредитной безопасности, включая платежный баланс по текущим операциям. Для избежания пороговых значений макроэкономических параметров в области внешнего заимствования необходимо:

1) создать условия для рационального использования заемных ресурсов и своевременного выполнения обязательств по обслуживанию задолженности;

2) разработать правовую базу заемных операций;

3) определить лимит государственных гарантий как важнейшего инструмента управления внешним долгом;

4) разработать целостную систему управления внешним долгом;

5) установить мониторинг за составом и структурой внешнего долга;

6) установить лимит прямого внешнего долга;

7) своевременно реструктурировать внешний долг;

8) рационализировать соотношение между расходами на обслуживание внешнего долга и экспортом.

Проведенный анализ показывает, что уменьшение совокупного размера внешней задолженности России является задачей стратегического характера. Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного хозяйственного подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны.

Государственные гарантии играют значительную роль в качестве инструмента экономической политики. В большинстве программных документов содержатся сведения о государственных гарантиях как главного условия для получения денежных ресурсов и финансирования проектов в сфере модернизации экономики, инфраструктуры, поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной продукции. Объем предоставленных гарантий включается в общий объем государственного долга и основные параметры федерального бюджета.

Такая государственная поддержка необходима, но обременительна для федерального бюджета, иногда малоэффективна. Ученые,

экономисты считают целесообразным установить единые подходы к предоставлению государственных гарантий, усилить требования к проектам, обеспечить их отдачу и погашение долга, повысить ответственность получателей за эффективную реализацию проекта.

Таким образом, государственная долговая политика в 2013-2015 гг. направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынке капитала, на поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, поддержание умеренной долговой нагрузки, совершенствование системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора и механизма предоставления государственных гарантий. Будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора и механизма предоставления государственных гарантий.

Заключение

Государственный (муниципальный) кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Кредит (государственный и муниципальный) как экономическая категория является базисным понятием по отношению к кредиту в правовом аспекте и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

Обязательным субъектом правоотношений по государственному и муниципальному кредиту является государство или муниципальное образование.

Основная причина использования государственного кредита — это нехватка доходов бюджета для покрытия государственных и муниципальных расходов.

Юридические и физические лица, добровольно вступив в отношения по государственному кредиту, обязаны выполнять все условия займа.

По уровню управления государственный долг делится на государственный долг России, государственный долг субъекта Федерации, муниципальный государственный долг. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам России, если они не были ими гарантированы.

К основным функциям государственного кредита как финансовой категории относятся: распределительная; регулирующая; контрольная.

При оценке роли воздействия государственного кредита на социально- экономические процессы в обществе, важно отметить, что обеспечение на его основе сбалансированности бюджета в значительной степени носит фиктивный характер. Государственный долг является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита. Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите. И такими принципами являются срочность, возвратность и возмездность.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате.

Используя государственный долг в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.