Государственные и муниципальные заимствования

Курсовая работа

……………..40

ВВДЕНИЕ

Актуальность изучения темы государственных и муниципальных заимствований обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России является одной из главных проблем экономики Российской Федерации. Государственные и муниципальные заимствования в свою очередь, являются одним из способов покрытия дефицита бюджета. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным ученым рассматривать его в качестве плана финансового устройства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. В соответствии с бюджетным кодексом принимается Федеральный закон о бюджете на текущий год, на основании которого страна живет в течение одного года, расходуя ресурсы на хозяйственную деятельность, проводя внешнюю и внутреннюю политику государства.

Цель курсовой работы – рассмотреть государственные и муниципальные заимствования, их формы, методы и на примере Российской Федерации определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.

Предметом изучения настоящей работы является государственный долг как фактор, воздействующий на экономическое развитие страны. Поэтому цель данной работы состоит в анализе последствий воздействия государственного долга на экономическое развитие Российской Федерации.

Объектом исследования выступают государственные и муниципальные заимствования. Предметом исследования являются формы и методы государственных заимствований.

На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

  •  изучить теоретические основы вопроса о государственных и муниципальных заимствованиях;
  •  рассмотреть основные проблемы государственных и муниципальных заимствований;

 выявить особенности и перспективы развития государственных и муниципальных заимствований на современном этапе

18 стр., 8752 слов

Государственный кредит. Формы государственных займов

... соответствует реальному росту , то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета. Государственный внутренний до лг Основной регулятор дефицита госбюджета — государственные займы (внутренние и внешние). Понятие и формы государственного кредита Государственный кредит как экономическая категория — система ...

Цели и задачи курсовой работы обусловили ее структуру. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава посвящена теоретическим основам государственных и муниципальных заимствований, основным их видам и формам. Вторая глава посвящена проблеме использования государственных и муниципальных заимствований для покрытия бюджетного дефицита, их роли и перспективам развития.

В работе использовались учебные и методические материалы по исследуемой теме, статистические данные Министерства Финансов РФ.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ

1.1 Сущность, задачи и основные формы государственных заимствований

Государственные заимствования Российской Федерации — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Государственные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу средств в распоряжение органов государственной власти, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования. Главной задачей проведения заимствований является получение органами власти в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

Государственные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию в распоряжении органов государственной власти дополнительных средств, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Исходя из вышеизложенного, государственные заимствования можно определить, как отношение по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых в распоряжении органа государственной власти (заёмщика) формируются дополнительные финансовые ресурсы.[1]

5 стр., 2126 слов

Об основах туристской деятельности в Российской Федерации, принятым ...

... [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/referat/zakon-ob-osnovah-turistskoy-deyatelnosti-v-rf/ Гражданский кодекс РФ Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007г. №12-ФЗ) Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных ...

Государственные заимствования становятся одним из наиболее привлекательных средств для решения проблем бюджетного дефицита.

Использование налоговых инструментов с целью покрытия бюджетного дефицита сталкивается с двумя существенными ограничениями:

1) ставки налогов не могут повышаться беспредельно: в случае чрезмерного повышения налоговых ставок неизбежно наступает сворачивание деловой активности, бегство капитала за рубеж и т.п.;

2) даже в случае принятия закона о повышении налоговой ставки налоговые доходы, рассчитываемые по новым повышенным ставкам, начнут поступать в бюджет, как правило, не ранее чем через год.

Использование необеспеченной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита неизбежно приводит к нарастанию инфляционных процессов и расстройству денежно-кредитной системы государства.

В порядке государственных заимствований денежные средства могут поступать из различных источников от физических и юридических лиц, иностранных государств, различных международных финансовых организаций.

Государственные заимствования осуществляются через заёмно-кредитные механизмы, напрямую связанные с понятием государственного кредита.

Государственный (муниципальный) кредит — это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) для временного использования и на добровольных началах свободных денежных средств физических и юридических лиц.

Государственный кредит, как и любые другие кредитные отношения, строится на принципах срочности, возвратности и безвозмездности. Однако государственный кредит имеет важные отличия от кредита частного. Они обусловлены особым правовым статусом государства, которое, несмотря на то что является должником, а не кредитором, оказывает существенное влияние на характер и содержание соответствующих кредитных правоотношений.

Государственные заимствования приводят к появлению долговых обязательств Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, являются государственным долгом Российской Федерации (статья 97 БК РФ).

Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.[2]

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме (статья 98 БК РФ):

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

3) договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

15 стр., 7054 слов

Особенности организации работы Управления Пенсионного фонда (на ...

... работы Управления Пенсионного фонда (на примере Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области). Объектом выпускной квалификационной работы является деятельность Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 ...

4) договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Выделяют внешние и внутренние государственные заимствования.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Под иностранной валютой понимают (статья 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»):

1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

2) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, и по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.[3]

Под валютой Российской Федерации понимают :

1) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Банка России и монеты;

2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;

3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Банком России с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Согласно Бюджетному Кодексу (ст. 106) предельные объемы государственных заимствований и государственного долга на очередной финансовый год утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на его обслуживание в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете.