Субфедеральные займы в РФ. Развитие и перспективы рынка

Курсовая работа

Введение

Рынок муниципальных ценных бумаг является одним из наиболее эффективных инструментов бюджетной политики нецентральных органов власти. Преимущества заимствования на фондовом рынке очевидны. Среди основных стоит выделить удешевление стоимости заемных средств, диверсификацию источников заемных средств, относительную простоту регулирования денежных потоков эмитента при выпуске облигаций.

Значимость рынка муниципальных ценных бумаг как одной из составных частей финансового рынка подтверждается следующими данными: в США они занимают около 17% рынка долговых инструментов (1,3 трлн долл. в абсолютном выражении), в Японии – 11% (310 млрд долл.), в Германии – 12,5% (76 млрд долл.).

Привлечение денежных ресурсов путем эмиссии долговых обязательств позволяет субфедеральным и местным органам власти решать задачи финансирования кассовых разрывов бюджета, целевых программ, стимулировать развитие региональных финансов.

Реструктуризация российской экономики увеличила финансовые потребности органов власти всех уровней и способствовала активному развитию рынка субфедеральных облигаций.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования расширяется. Но для того, чтобы территориальные власти успешно справлялись со своими задачами необходимы денежные средства. Поэтому перед органами власти субъектов РФ стоит вопрос о поиске альтернативных источников для покрытия своих дефицитов, а также для финансирования программ, находящихся в их ведении. Одним из таких источников являются заимствования.

Как видно, эта проблема очень актуальна для субъектов РФ, от ее решения зависит как экономическое положение субъекта, так и его дальнейшее развитие. А т. к. этот финансовый инструмент возник в 1992 г., то рынок займов субъектов РФ еще довольно молодой, неустоявшийся, а следовательно, существует множество проблем, связанных с выпуском самих облигаций, с их размещением, вторичным обращением и т. д.

17 стр., 8446 слов

Рынок корпоративных облигаций: тенденции и перспективы развития

... изучить экономическую сущность корпоративной облигации; - проанализировать текущее состояние рынка корпоративных облигаций в России; - рассмотреть перспективы развития рынка корпоративных облигаций. Предметом исследования в этой работе стали сложившиеся тенденции использования ...

Цель данной работы – изучить субфедеральные займы в РФ: развитие и перспективы рынка.

Задачи работы:

  • раскрыть понятие, сделки, организации выпуска субфедеральных займов;
  • изучить понятие, цели, задачи выпуска ценных бумаг субъектов РФ;
  • охарактеризовать законодательное регулирование рынка субфедерал ьных ценных бумаг;
  • раскрыть особенности организации рынка субфедерального рынка ценных бумаг.

1. Субфедеральные займы: понятие, сделки, организации выпуска

Субфедеральные и муниципальные облигационные займы представляют собой совокупность экономических отношений между территориальными органами власти (органами власти субъектов стран и органами местной власти), с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых территориальные органы власти выступают в качестве заемщиков на рынке ценных бумаг.

Как экономическая категория субфедеральные и муниципальные облигационные займы находятся на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и имеют особенности как финансов, так и кредита.

В качестве звена финансовой системы субфедеральные и муниципальные облигационные займы обслуживают формирование и использование централизованных денежных фондов территориальных органов власти, т.е. территориальных бюджетов и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредитных отношений, субфедеральные и муниципальные облигационные займы предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности: через определенный период времени владелец облигаций получает обратно предоставленные взаймы средства вместе с процентами.

Субфедеральные и муниципальные облигационные займы отличаются от других видов кредита. Как правило, дополнительные финансовые ресурсы, привлекаемые в результате размещения субфедеральных и муниципальных облигаций для покрытия бюджетного дефицита, не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей. Если при предоставлении банковского кредита юридическим лицам в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные материальные и финансовые ценности – товары на складе, незавершенное производство и др. (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании финансовых ресурсов территориальными органами власти на рынке ценных бумаг обеспечением займа, как правило, служит имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Под займами органов власти субъектов РФ мы будем понимать ценные бумаги, выпускаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, имеющие доступ на внешние финансовые рынки. В дальнейшем мы их будем называть субфедеральными займами.

Классификация субфедеральных займов:

1) Займы по целям заимствования делятся на:

  • целевые, ориентированные на инвестиционный сектор экономики;
  • нецелевые, ориентированные на финансовый (фиктивный) сектор;

2) По характеру решаемых задач эмитируемые в России займы подразделяются на три группы, и при принятии решения о выпуске ценных бумаг эмитенты ставят соответствующие следующие задачи:

4 стр., 1789 слов

Государственные ценные бумаги в РФ: сущность, виды. назначение, ...

... региональными ценными бумагами. Региональные ценные бумаги (РЦБ) - это способ привлечения финансовых ресурсов региональными органами государственной власти в случае дефицита регионального бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых ценных бумаг7. Региональные органы власти ... меньше номинальной. 4) Облигации государственного федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). ...

  • инвестиционные — для финансирования инвестиционных проектов: жилищного строительства и развития местной промышленности, производства, транспортной и социальной сферы;
  • социальные — для финансирования мероприятий и программ в социальной сфере: защита сбережений населения от инфляции;
  • финансирование социальных программ;
  • создание новых рабочих мест;
  • решение экологических проблем;
  • бюджетные — для текущего обслуживания местного бюджета: финансирование текущих расходов бюджета;
  • сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей в бюджет;
  • погашение задолженности местного бюджета перед предприятиями;
  • решение проблемы взаимозачетов;
  • снижение задолженности перед бюджетом по налогам.

3) По сроку обращения субфедеральные займы представлены:

  • краткосрочными выпусками (до 1 года), на их долю приходится 21 %;
  • среднесрочными выпусками (1-5 лет), на их долю приходится 64 %;
  • долгосрочными выпусками (5-30 лет), которые не получили широкого распространения из-за высокого уровня инфляции.

4) В зависимости от модели займа выделяют:

  • жилищные займы;
  • телефонные займы;
  • арбитражные займы;