Контроль внешнеторговых бартерных сделок

Курсовая работа

Показатели

1999

20 2000

20 2001

20 2002

20 2003

Общий объем экспорта

72 72

8103

99

9106

0 7133,5

Объем контролируемых в ра рамках ТБВК экспортных

операций

47

786,4

84

997,7

111,1

% от общего объема экспорта

66

83,9

85

85,9

83

Таблица 1. Объем экспортных операций, контролируемых в рамках ТБВК, в 1999-2003 годах (млрд. долларов США)

Рассчитано по данным годовых сборников «Таможенная статистика внешней торговли РФ». — М.: ГТК РФ, 1999 — 2003 и Материалам III Всероссийского совещания руководителей таможенных органов РФ 26-27.02.2004 г.

С усилением контроля таможенных органов за экспортными операциями количество участников внешнеэкономической деятельности с 2000 по 2003 год сократилось более чем на 35%, а количество таможенных деклараций на погрузку, оформленных в режиме «экспорт», уменьшилось в 2 раза. Его действие не распространяется на бартерные операции, а также на экспорт работ, услуг и интеллектуальной собственности. При этом обеспечено снижение уровня невозврата валютной выручки от экспорта товаров. До введения системы таможенного и банковского валютного контроля более половины экспортной выручки в иностранной валюте не возвращалось в Россию. Но уже в 1998 г невозврат валютной выручки от экспорта составлял около 5%, а в 2003 г этот показатель снизился до минимума 0,1% от стоимости экспортируемых товаров. С начала 2001 г. Инструкции № 91-I, увеличился и объем контролируемых импортных операций. Он стал составлять около 80% объема товарного импорта. Это подтверждает определенную эффективность действующей системы валютного контроля.

В 2004 году законодательное понижение статуса таможенных органов в области валютного контроля с уровня органа валютного контроля до агента валютного контроля привело к снижению качества и эффективности его реализации.

В период, когда роль ФТС России как субъекта валютного контроля не была еще законодательно закреплена, Банк России как орган валютного регулирования и орган валютного контроля своими нормативными документами сформировал в Российской Федерации обособленную систему банковского валютного контроля. Он установил порядок предоставления резидентами подтверждающих документов и информации по валютным операциям во внешнеторговых операциях в уполномоченные банки без учета взаимодействия уполномоченных банков и таможенных органов.

Среди способов повышения эффективности таможенного валютного контроля за внешнеторговыми бартерными операциями важное место занимает законодательное повышение статуса Федеральной таможенной службы России.

федеральной таможенной службе России целесообразно в законном порядке вернуть статус органа валютного контроля. Это даст вам возможность тесно взаимодействовать с другими органами валютного надзора, включая Центральный банк России, а также позволит таможенным органам и лицензированным банкам оперативно осуществлять валютный контроль и выполнять свои обязанности. Отсутствие в сегодняшнем валютном законодательстве механизма взаимодействия органов и агентов валютного контроля следует отнести к ряду существенных недостатков действующей системы валютного регулирования и контроля.

Предоставление ФТС России статуса органа валютного контроля даст ей право издавать нормативные акты валютного контроля, отнесенные к её компетенции, в том числе и совместные с другими органами валютного контроля, подобно ранее издававшимся совместным документам ЦБ России и ГТК России по контролю за экспортно-импортными операциями.

На данный момент заслуживает внимания проблема создания рационального механизма взаимодействия таможенных органов и банковских структур для осуществления валютного контроля над внешнеторговыми операциями.

Заключение

Внешнеторговая бартерная сделка — сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.

При заключении внешнеэкономического бартерного контракта каждая сторона выступает одновременно и как продавец, и как покупатель, поэтому учет по бартерному контракту сочетает в себе учет приобретения импортных товаров и учет продажи экспортных товаров.

Одним из наиболее важных вопросов контракта на замену является проблема минимизации риска несвоевременного получения товара стороной, которая поставила товар раньше, чем товар другой стороной. Речь идет о принципе реального исполнения обязательств, который присущ всем сделкам, проводимым как во внутреннем товарообороте Российской Федерации, так и во внешней торговле.

Как отмечают некоторые ученые, эта проблема может быть решена на практике, если предусмотрена система защитных мер и оперативных санкций, направленных на обеспечение эффективного исполнения контракта после нарушения некоторых его условий. Во-первых, в самом контракте могут быть предусмотрены одновременные поставки. Во-вторых, может быть предусмотрено, что в случае если задержка в поставке с одной стороны превышает определенный срок, то другой контрагент освобождается от своей обязанности осуществить встречную поставку, т.е. бартерный контракт прекращает свое существование.

важно отметить, что внешнеторговые бартерные операции имеют ряд специфических характеристик, которые отличают их от других форм встречной торговли. Характерными особенностями бартерной сделки являются: ее разовый характер; участие в ней чаще всего двух сторон; оформление сделки одним контрактом; определение окончательной спецификации и объема сделки до подписания контракта; относительно короткий в сравнении с другими формами встречной торговли срок исполнения сделки, который, как правило, не превышает один-два года.

На наш взгляд, меры регулирования и валютного контроля, принятые государством в соответствии с законодательством, все еще недостаточно развиты как в институциональном, так и в организационном и методологическом плане. Принимаемые государством усилия по совершенствованию механизма валютного регулирования и валютного контроля за внешнеторговыми операциями, введение в действие новых федеральных законов в данной сфере деятельности и нового Таможенного кодекса РФ свидетельствуют, что экспортно-импортные операции, бартерные сделки, особенно сделки со смешанными формами расчетов, и по сей день остаются трудно контролируемыми.

В системе органов государственного регулирования внешней торговли и осуществления валютного контроля за ней особая роль отводится таможенным органам России, как наиболее динамично развивающимся. В этой ситуации вызывает обеспокоенность допущенное в 2004 году законодательное понижение статуса ФТС России с уровня органа валютного контроля до уровня агента валютного контроля, сужение функций таможенных органов по осуществлению валютного контроля, а также ослабление механизма взаимодействия таможенных органов и банковских структур по его проведению.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/valyutnyiy-kontrol-pri-barternyih-i-lizingovyih-operatsiyah/

Нормативно-правовые акты:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 496 с.

2) Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 584 с.

3) Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009).

4) Федеральный закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

5) Федеральный закон РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

6)Указ Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок».

7)Постановление Правительства РФ от 31.10 1996 № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок».

Учебные пособия и периодические издания

1) Бурцев С.И. Механизм таможенного валютного контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и пути его совершенствования // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.58. — М.: МосГУ, 2005.

2) Канашевский В.А. Внешнеэкономические операции: существенное и противоречивое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2008.

3) Лебедева Н.В. Паспорт бартерной сделки // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2007 — № 8 — с.31-33.

4) Лермонтов Ю.В. Цена сделки // Аудит и налогообложение -2005-№ 6-с.25-27.

5) Попков В.П., Мерсиянов А.А., Кинчин С.В. Управление бартерными операциями: Монография. М.: Маршрут, 2004.

6) Семенихин В.С. Внешнеторговые бартерные сделки // Аудит и налогообложение. — 2007 — № 3 — с.31-26.

7) Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия.5-е изд., доп. и перераб.М., 2006.

8) Шумилов В.М. Комментарий к закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Внешнеторговое право — 2006 — № 2 — с.17-19.

Министерство образования и науки Российской Федерации

НЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНЫХ СВЯЗЕЙ»

Москва

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Внешнеэкономическая деятельность»

Тема: Понятие и признаки внешнеторговой бартерной сделки

Выполнил: _______________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Студент ______ курса________ спец.__________

(срок обуч.)

группа _________ № зачет. книжки __________

Подпись__________________________________

Преподаватель: _______________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Должность: __________________________________

(уч. степень, уч. звание)

Оценка: ______________ Дата: _________________

Подпись________________________________

Москва 2012 год