Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования и назначения пенсии

м накопительной части трудовой пенсии и профессионального пенсионного страхования необходимо в кратчайшие сроки приспособить только сложившуюся в последние годы и практически только начавшую работать систему персонифицированного учета к новым условиям.[15] Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, который на каждое застрахованное лицо открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, в котором содержатся определенные сведения.[22]

Система индивидуального (персонифицированного) учета обеспечивает сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.[16]

Персонифицированный учет будет содействовать решению ряда проблем.

Так, он приведет механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями, даст возможность развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, создаст возможность более точного прогнозирования изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране, как в целом, так и по отдельным профессиям.[15]

Объект: Сфера пенсионного обеспечения

Предмет: Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета

Цель: Проанализировать порядок ведения и организации индивидуального (персонифицированного) учета

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

  • Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета
  • Раскрыть понятие, цели индивидуального (персонифицированного) учета
  • Раскрыть содержание основных принципов индивидуального (персонифицированного) учета
  • Проанализировать порядок организации и ведения индивидуального (персонифицированного) учета
  • Выявить значение индивидуального (персонифицированного) учета

Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых актов; системный анализ и исследования процессов; статистический.

Курсовая работа состоит из введения, в котором обозначены актуальность, цели и задачи исследования, методы исследования; двух глав; первая содержит вопросы о нормативно-правовых актах, регулирующие правоотношения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, а также раскрываются понятие, цели индивидуального (персонифицированного) учета и его принципы; вторая глава раскрывает порядок ведения и организации индивидуального (персонифицированного) учета, определяется значение индивидуального (персонифицированного) учета; заключение содержит выводы; имеется список используемой литературы.

45 стр., 22093 слов

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного ...

... фонд Российской Федерации, который на каждое застрахованное лицо открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, в котором содержатся определенные сведения. Система индивидуального (персонифицированного) учета обеспечивает сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который ...

1 Нормативные акты, регулирующие правоотношения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета

Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[2], законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.

Конституция РФ непосредственно не закрепляет систему правоотношений по осуществлению индивидуального (персонифицированного) учета. Однако в Конституции России в ч. 2 ст. 39, содержится правовая норма о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Таким образом, Конституция содержит норму, обязывающую государство на законодательном уровне регулировать вопросы исчисления и назначения трудовых пенсий, а далее государство самостоятельно должно решать для себя то, какими правовыми нормами законодательного характера будут урегулированы пенсионные правоотношения.[1]

Отметим, что в нашей стране началось коренное реформирование всего пенсионного законодательства. Одной из причин тому послужило то, что наша страна, как и ряд других зарубежных стран, стала сталкиваться с такой проблемой, как общее старение населения.[14]

Пенсионное страхование, как и система индивидуального (персонифицированного) учета, существует в нашей стране уже довольно давно, Закон о персонифицированном учете был принят в 1996 г.[2] Однако смысл введения индивидуального (персонифицированного) учета до пенсионной реформы 2001 г. был иной, чем в настоящее время. Ранее индивидуальный (персонифицированный) учет просто позволял учитывать общую сумму всех страховых взносов, совершенных за застрахованное лицо в рамках правоотношений по пенсионному страхованию, давал возможность точно определить и рассчитать все периоды трудовой деятельности гражданина, упрощал порядок реализации пенсионных прав граждан.[14]

Но впоследствии в индивидуальном (персонифицированном) учете стали отдельно учитывать и доходы от инвестирования сумм страховых взносов, таким образом, система формирования пенсионного капитала гражданина за весь период его трудовой деятельности усложнилась.[16]

Федеральное законодательство всегда дополняется рядом подзаконных нормативно-правовых актов, также принимаемых органами государственной власти федерального уровня. В настоящее время можно назвать следующие нормативные правовые акты подзаконного характера, которыми регулируются правоотношения по организации и ведению индивидуального (персонифицированного) учета[11]:

  • Постановление Правления ПФ РФ от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению»[10];
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»;

— Приказ Минздравсоцразвития России от 19.12.2011 № 1572н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно Федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

44 стр., 21931 слов

Пенсионный фонд Российской Федерации

... работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат; провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения. определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области; показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации; оценить значение персонифицированного учета ...

Впоследствии правовая база индивидуального (персонифицированного) учета была дополнена Федеральным законом от 05.05.1997 № 77 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации»[5] и в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.10.2001 № 138-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и в статьи 12 и 67 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», постановлением Правительства Российской Федерации от 5.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования», нормативными документами Министерства труда России и Пенсионного фонда.[6]

В соответствии со статьей 1 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» (с изменением и дополнением от 25.10.2001 года) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для государственного пенсионного страхования.[2]

Таким образом, каждый нормативно-правовой акт, регулирующий порядок организации и ведения индивидуального (персонифицированного) учета имеет свое значение в пенсионном законодательстве. Государство предусмотрело, чтобы в законодательстве не было пробелов и недочетов и это сделать удалось. На настоящий момент можно делать вывод, что законодательство в данной сфере не требует совершенствований, обновлений, так как указанные нормативно-правовые акты обеспечивают внутреннюю согласованность правовой системы.

1.2 Понятие, цели индивидуального (персонифицированного) учета

Современная система обязательного пенсионного страхования представляет собой высокоорганизованный финансовый институт, который обеспечивает выполнение долгосрочных государственных пенсионных обязательств. Наряду с функцией по оперативному наполнению финансовых ресурсов для текущей выплаты государственных пенсий Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет функцию по регистрации и учету застрахованных лиц, проверке достоверности, накоплению и надлежащему хранению их пенсионных обязательств от имени государства.[20]

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» установил правовую основу и порядок организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).[20]

Индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов занятого населения призван содействовать решению ряда принципиальных проблем.[12]

Во-первых, он должен привести механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.[12]

Во-вторых, без такого учета страховых взносов невозможно развить государственное пенсионное страхование в направление установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Именно такая зависимость должна положительно сказаться на бюджете государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.[12] В-третьих, персонифицированный учет создает возможность для более точного прогнозирования изменения численности занятого населения и пенсионеров в стране как в целом, так и по отдельным профессиям и, как следствие, более точной оценке необходимых расходов на выплату пенсий, дополнив его контролем со стороны работников.[12]

Таблица 1 Количество зарегистрированных граждан в системе обязательного пенсионного страхования

Год

Количество зарегистрированных граждан в системе ОПС (нарастающим итогом)

2009

129 019 172

2010

132 969 763

2011

136 732 173

2012

140 148 215

2013

142 758 362

2014

2015

145 065 441 (по состоянию на 16.01.2015)

Как показывает мировая практика, персонифицированный учет застрахованных граждан имеет все возможности для обеспечения достоверности данных об уплате налога (взноса) и структуре трудового стажа работников, так как информация, включаемая в индивидуальные лицевые счета, проходит как минимум пять проверок, прежде чем попадает в информационную базу данных (две из них проводят сами застрахованные лица, а три — органы Пенсионного фонда).[17]

Застрахованное лицо может проверить относящиеся к нему сведения индивидуального лицевого счета в самый начальный момент, так как работодатель должен представить работнику копию этих сведений.[17]

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью информации путем сопоставления суммы индивидуальных сведений с данными о начисленных взносах по всей организации, которые указаны работодателем. После выполнения начальной регистрации эти сведения, как правило, должны совпадать.[18] Наиболее сложным элементом персонифицированного учета считается контроль достоверности и правильности регистрации специального стажа, который предполагает ведение органами, осуществляющими персонифицированный учет, наблюдательных дел, содержащих, в частности, перечень профессий и количество рабочих мест, дающих право выхода на пенсию при пониженном возрасте (в соответствии со списками 1 и 2, с правом выхода на пенсию по выслуге лет и на льготных основаниях в связи с работой в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и т.п.).

Сведения, получаемые от работодателей, выверяются путем сопоставления с этим перечнем.[24]

Однако главной фискальной функцией персонифицированного учета является осуществление оперативного контроля за своевременностью, правильностью начисления и полнотой уплаты налога (взноса).

Если отмеченные выше функции индивидуального учета выполняются для усиления контроля за стажем и заработком, обоснованием размера пенсии в процессе её исчисления, то оперативный контроль за начисленной заработной платой работника и перечислением текущих страховых платежей в Пенсионный фонд России направлен на устранение условий, при которых и работодатель, и сам работник были бы заинтересованы в сокрытии от начисления в Пенсионный фонд части поступаемых доходов.[24]

Для этого в индивидуальном учете застрахованных, впервые для пенсионной системы, реализован принцип саморегулирования: данные о размере заработка застрахованных не могут быть завышены, поскольку работодатель должен уплачивать с него страховые взносы, в то же время их занижению будет противодействовать сам работник, поскольку это отрицательно сказывается на размере его пенсии.[20]

Поскольку сведения персонифицированного учета будут играть все более важную роль в жизни населения, формируемая система персонификации плательщиков предусматривает также выполнение функций по проверке сведений. Так, в частности, предусматривается документальная и камеральная проверки всех предприятий и организаций по вопросу правильности отражения в сведениях персонифицированного учета стажа и заработка работников. Вышеуказанные проверки систематически проводятся органами Пенсионного фонда России.[12] В результате перечисленных фискальных мер достоверность фиксации пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется не в момент обращения за пенсией, а систематически в ходе их работы. В итоге к моменту выхода работника на пенсию не возникает проблем с подтверждением его трудового и специального стажа, поскольку соответствующие данные будут проверены и сохранятся в его индивидуальном лицевом счете.[12] Рассмотренные выше теоретические и практические проблемы, решаются внедрением персонифицированного учета в систему государственного пенсионного страхования.[14]

Статьей 3 названного Закона определены цели индивидуального (персонифицированного) учета:

  • создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
  • обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе) каждого, определяющих размер пенсии при её назначении;
  • создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначении пенсии на основе страхового стажа застрахованного лица и их страховых взносов;
  • развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

создание условий для контроля за уплатой страховых взносов

информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;

  • упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам [2].

Законодательством определены конкретные цели, для которых был создан индивидуальный (персонифицированный) учет, выявлены функции, главной функцией индивидуального (персонифицированного) учета является осуществление оперативного контроля за своевременностью, правильностью начисления и полнотой уплаты налога (взноса).

Цели персонифицированного учета тесно переплетаются с задачами пенсионной реформы в целом. В пенсионном законодательстве персонифицированный учет определен как информационная основа для реализации всей пенсионной реформы. Готовность системы персонифицированного учета выступить в этой базовой роли можно определить с учетом нескольких основных моментов. Это, во-первых, полнота регистрации застрахованных лиц, во- вторых, отражение на лицевых счета сведений о стаже и заработке граждан, в-третьих, назначение пенсий по данным персонифицированного учета.

1.3 Основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета

персонифицированный учет пенсионный стаж

Согласно статье 4 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» индивидуальный учет строится на следующих принципах:[2, ст. 4]

единства и федерального характера государственного пенсионного страхования в Российской Федерации;

всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лица

доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в обязанности которого входит осуществление индивидуального (персонифицированного) учета;

  • использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, исключительно для целей пенсионного обеспечения;
  • Персонифицированный учет застрахованных граждан позволяет привести государственную систему в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.[2]

Факт внедрения персонифицированного учета в практику деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации означает решительный сдвиг в модели пенсионной системы, во всяком случае в её финансовой части. [15]

С началом полномасштабного использования сведений персонифицированного учета при формировании расходной и доходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации каждый трудоспособный гражданин будет рассматриваться как конкретный источник финансовых ресурсов для собственного обеспечения при наступлении старости, а исчисление размера трудовой пенсии будет производиться не с помощью усредненных бюджетных показателей в целом по всему работающему населению. Также появляется возможность развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления реальной зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных налогов (взносов).

Такая зависимость должна положительно повлиять на бюджет государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.[18]

Индивидуальный учет финансовых поступлений каждого застрахованного гражданина должен использоваться в качестве составной части механизма решения проблемы экономического обоснования уровня дифференциации размера трудовой пенсии, что приведет к её увеличению работникам тех отраслей, которые имеют более высокие заработки, но не получают адекватные им пенсии (гражданская авиация, топливно-энергетический комплекс и др.).

Одновременно с этим возникают экономические предпосылки для корректировки порядка перерасчета размера пенсии с учетом инфляционного роста стоимости жизни исходя из конкретных особенностей уплаты налога (взноса) каждым гражданином.[19]

В законодательстве закреплены основные принципы, на которых строится индивидуальный (персонифицированный) учет. Эти принципы необходимы, прежде всего, для решения задач работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Установленный государством единый характер пенсионного обеспечения автоматически переносится и на систему государственного пенсионного страхования. Органы, осуществляющие персонифицированный учет, должны быть единой службой, способной обеспечить эффективную работу специалистов по организации персонифицированного учета. С момента введения в пенсионное законодательство такого понятия, как индивидуальный (персонифицированный) учет, появляется возможность развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления реальной зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных налогов (взносов).

Такая зависимость положительно влияет на бюджет государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.


1 Порядок организации и ведения индивидуального (персонифицированного) учета

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.[2]

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.[2]

 порядок организации и ведения индивидуального персонифицированного учета 1

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

  • страховой номер;
  • фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;
  • дата рождения;
  • место рождения;

пол;

  • адрес постоянного места жительства;
  • серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1 — 6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа;
  • гражданство;
  • дата регистрации в качестве застрахованного лица;
  • периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов;
  • суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов;
  • сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации;
  • сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии;
  • сведения о закрытии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.[2] В специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:
  • суммы страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии;
  • сведения о выборе застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании);
  • сведения, отражающие результаты ежегодной передачи средств пенсионных накоплений на инвестирование управляющим компаниям;
  • сведения, отражающие результаты временного размещения средств пенсионных накоплений в период до отражения их в специальной части индивидуального лицевого счета;
  • сведения, отражающие учет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • сведения, отражающие учет необходимых расходов на инвестирование средств пенсионных накоплений;
  • сведения о передаче средств пенсионных накоплений от одной управляющей компании другой;
  • сведения о передаче средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд;
  • сведения о передаче средств пенсионных накоплений из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • суммы произведенных выплат за счет средств пенсионных накоплений.[2]

В профессиональной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

  • суммы страховых взносов, дополнительно уплаченных и поступивших за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
  • суммы инвестиционного дохода;
  • продолжительность профессионального стажа;
  • суммы произведенных выплат.[2]

Специальная и профессиональная части индивидуального лицевого счета могут содержать также другие сведения, передаваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.[2]

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения систематически уточняются и дополняются.

Схема 1 Алгоритм ведения и организации персонифицированного учета

регистрация граждан, проживающих на территории РФ и достигших возраста 14 лет, в системе обязательного пенсионного страхования;

выдача застрахованным лицам территориальными органами ПФР страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования;

прием индивидуальных сведений о стаже и заработке, представляемых работодателями и лицами, самостоятельно уплачивающими

ввод в индивидуальный лицевой счет принятых данных о

работа по назначению и перерасчету пенсии на основании сведений персонифицированного учета;

информирование застрахованных лиц о состоянии индивидуальных лицевых счетов;

выдача застрахованным лицам пенсионных книжек и пополнение их содержания путем включения в них ежегодных выписок о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти — в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.[9] В случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния. Указанные сведения передаются по форме, определяемой Пенсионным фондом Российской Федерации.[9]

Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к категории конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.[9]

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица.[9]

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор гражданского — правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, получает указанное страховое свидетельство через страхователя.[2]

Страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования хранятся у

Сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Индивидуальный (персонифицированный) учет включает в себя:[9]

а) регистрацию застрахованных лиц;

  • б) сбор сведений о страховом стаже, заработной плате и доходе, начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за застрахованных лиц, а также иных поступивших средствах пенсионных накоплений застрахованных лиц, и внесение их в лицевые счета;
  • в) сбор сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности застрахованных лиц до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и внесение их в лицевые счета;
  • г) направление застрахованным лицам сведений, содержащихся в их индивидуальных лицевых счетах, а также информирование застрахованных лиц о состоянии специальной части их лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • д) информационное обеспечение процесса установления и корректировки размера трудовых пенсий.

Каждое застрахованное лицо должно быть зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования. Регистрация застрахованного лица предусматривает открытие лицевого счета на застрахованное лицо с выдачей ему страхового свидетельства. Датой регистрации является дата открытия лицевого счета.[9]

Процесс получения страхового свидетельства работодателем для работника, а также сроки выдачи такого свидетельства остались прежними.

Регистрации подлежат лица, не зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, с которыми страхователь заключил трудовой договор или договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.[9]

Если застрахованное лицо не имеет возможности лично заверить анкету застрахованного лица в связи с длительным (свыше одного месяца) нахождением в командировке, длительной болезнью или по иной причине, страхователь указывает эту причину в анкете и заверяет ее.[9]

Таблица 2 Процедура регистрации

Этапы регистрации

Срок исполнения

Исполнитель/ ответственный

Заполнение и представление в территориальный орган фонда анкеты застрахованного лица, не зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования. Форма анкеты утверждается ПФР

В течение двух недель с даты заключения договора

Страхователь

Открытие лицевого счета и оформление страхового свидетельства либо принятие решения об отказе в регистрации, которое сообщается страхователю или застрахованному лицу

В течение трех недель со дня получения анкеты

Территориальный орган фонда

Направление страхователю запроса об уточнении сведений (при необходимости)

В течение трех недель со дня получения анкеты

Территориальный орган фонда

Передача страхователю страховых свидетельств, запросов об уточнении сведений и решения об отказе в регистрации вместе с сопроводительной ведомостью

В трехнедельный срок

Территориальный орган фонда

Выдача страховых свидетельств застрахованным лицам. Застрахованное лицо проверяет правильность содержащихся в страховом свидетельстве сведений и расписывается в сопроводительной ведомости в получении страхового свидетельства

В течение недели после получения страховых свидетельств

Страхователь

Если страхователь не имеет возможности выдать страховое свидетельство или решение об отказе в регистрации в связи с длительным (свыше одного месяца) нахождением застрахованного лица в командировке, его длительной болезнью или по иной причине, страхователь проверяет правильность содержащихся в страховом свидетельстве сведений, расписывается за застрахованное лицо в сопроводительной ведомости и принимает меры к передаче страхового свидетельства застрахованному лицу.[17] Как и прежде, за работодателями-страхователями закреплены следующие обязанности:[9]

страхователь в недельный срок с даты приема сведений территориальным органом фонда должен передать застрахованному лицу копию сведений, представленных в территориальный орган фонда для включения в лицевой счет этого

страхователь одновременно с представлением в соответствии с трудовым законодательством РФ расчетного листка или в день прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждения по которому согласно законодательству РФ начисляются страховые взносы, представляет застрахованному лицу копии его индивидуальных сведений, которые не были представлены страхователем в территориальный орган фонда, а также информацию об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица (в случае их уплаты).

Страхователь обязан получить у застрахованного лица письменное подтверждение передачи ему этих сведений. Индивидуальные сведения, копии которых были представлены застрахованному лицу, передаются в территориальный орган фонда одновременно с индивидуальными сведениями, представляемыми в соответствии с п. 30 Инструкции.

Следует отметить, что прежним остался и порядок получения страхового свидетельства в случае неверного указания фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения или пола застрахованного лица. При этом заполняется листок исправлений, в котором указываются правильные сведения.[9]

Не изменился порядок регистрации в системе пенсионного страхования и для лиц, самостоятельно уплачивающих пенсионные взносы. Такие лица, не зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, проходят регистрацию в территориальном органе фонда одновременно с регистрацией в качестве страхователя.[9] Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу <#»870058.files/image002.gif»>

Приложение 2

Заявление об обмене страхового свидетельства

 порядок организации и ведения индивидуального персонифицированного учета 2

Приложение 3

Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства

 порядок организации и ведения индивидуального персонифицированного учета 3