Обязательное страхование в России

Курсовая работа

    В ходе российских реформ начала 1990-х годов вместо единой системы государственного обязательного страхования, финансовые средства которой были консолидированы с государственным бюджетом, были созданы государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС); Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР); Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС).

    Страхование является одним их необходимых элементов рыночной инфраструктуры. Деятельность в условиях рынка сопровождается различного рода рисками. Поэтому в России, возрастает его значение как эффективного, рационального, экономичного и доступного средства защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов: производителей товаров и услуг, а также граждан. Страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.

    В страховании реализуются определенные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обращения, обмена и потребления материальных благ. Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба. обязательный страхование государственный

    Происходящие социально-экономические изменения в нашей жизни все в большей степени затрагивают имущественные интересы всего населения. Предметом страховой политики становятся соотношения долгосрочных (накопительных, или сберегательных) и краткосрочных (рисковых) договоров страхования, уровень банковского процента, инфляционные тенденции и другое.

    В условиях рыночных отношений существенно вырастает число страховых услуг. Приоритет отдается добровольным видам страхования, хотя в определенных сферах жизнедеятельности сохраняется обязательное страхование (военнослужащих, пожарных, шахтеров, работников МВД и представителей других профессий, связанных с повышенным риском), а также вводятся новые виды страхования (медицинское, страхование врачей, адвокатов, юристов и другие).

    Защиту общества невозможно обеспечить без помощи страхования. Эти проблемы актуальны для России. Более того, в России объективная необходимость в страховании повышена по следующим причинам:

    11 стр., 5445 слов

    Договор страхования: заключение, условия, прекращение

    ... контрагентами юридический факт). Для заключения договора страхования страхователь представляет страховщику письменное заявление по установленной форме. Страховщик обязан вручить страхователю правила страхования и условия, на которых заключается договор страхования. Такие правила могут быть ...

    • Возможности государства и общества по оказанию помощи и компенсации ущерба при наступлении неблагоприятных событий ограничены из-за нехватки ресурсов;
    • Производственные фонды большинства предприятий имеют высокий процент износа, соответственно подверженность различным рискам повышена;
    • Во многих отраслях промышленности применяются устаревшие технологии, представляющие опасность для участников производства и окружающей среды;
    • Существует определенная социально-экономическая нестабильность общества.

    В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство защиты имущественных интересов юридических и физических лиц всех форм собственности от стихийных бедствий и других негативных явлений.Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы данной работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории государственного обязательного страхования, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

    Основной целью данного исследования является:

    • изучить понятие «страхование» и его правовое регулирование в Российской Федерации;
    • проанализировать процесс становления государственного личного страхования;
    • выявить проблемные стороны развития основных видов государственного обязательного страхования;

    — Именно в русле данных намерений в последующем материале дан анализ институциональной структуры системы обязательного государственного страхования, выявлены наиболее стратегически значимые проблемы, предложены основные направления реформирования системы.

    Структурно работа состоит из введения, трёх глав с разделением на пункты и заключения.

    В процессе исследования были использованы материалы учебников финансового права, страхового права; периодических изданий, посвященных финансовой, страховой, юридической, государственной, законодательной, сферам.

    Данная работа посвящена важному сегменту рынка страховых услуг — обязательному страхованию. Как в практическом, так и в теоретическом аспекте по данному виду страхования выявился ряд проблем.

    Данная работа состоит из трех глав:

    В первой главе рассматриваются виды обязательного страхования в РФ.

    Во второй рассматривается анализ обязательного страхования.

    В третьей рассматриваются проблемы и перспективы обязательного страхования.

    1.1 Понятие и правовое регулирование обязательного страхования

    Обязательное страхование отражает общественную (общегосударственную) потребность в страховании. Это может быть потребность в оказании полной и своевременной материальной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, пострадавшим при ликвидации последствий аварии на ядерном объекте, при стихийном бедствии и т.п. Для этих целей государство в законодательном порядке устанавливает обязательность страхования (например, ответственности предприятий — источников повышенной опасности за вред, причиненный третьим лицам, а также окружающей природной среде).

    Результатом этого становится принятие соответствующего закона об обязательном страховании. Таким образом, обязательное страхование — это страхование в силу закона.

    Обязательное страхование как форма организации страхования имеет такую важную особенность, как всеобщность. Она позволяет включать в сферу страхования всех субъектов, у которых потенциально имеются определенные страховые потребности, при этом не обязательно, чтобы субъект осознавал наличие своего страхового интереса. Кроме того, способ обязательного страхования позволяет обеспечить и страховую защиту конкретного общественного страхового интереса.

    21 стр., 10350 слов

    По учебной дисциплине: «Страхование» : «Обязательное медицинское страхование»

    ... В 1912 году Государственной Думой был принят закон о введении обязательного медицинского страхования работающих граждан. После революции страхование при помощи больничных касс оказалось неактуальным вследствие ... распространения как в Европе в силу аграрного характера её экономики и очень малого периода пореформенного капиталистического развития. Медицинское страхование развивалось в основном только ...

    Обязательную форму страхования отличают следующие 2 принципа:

    а) обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи — вносить причитающиеся страховые платежи. Закон предусматривает:

    • перечень подлежащих обязательному страхованию объектов;
    • объем страховой ответственности;
    • уровень или нормы страхового обеспечения;
    • порядок установления тарифных ставок или средние размеры этих ставок с предоставлением права их дифференциации на местах;
    • периодичность внесения страховых платежей;
    • основные права страховщиков и страхователей;

    — б) действие обязательного страхования независимо от внесения страховых платежей. В случаях, когда страхователь не уплатил причитающиеся страховые взносы, они взыскиваются в судебном порядке. В случае гибели или повреждения застрахованного имущества, не оплаченного страховыми взносами, страховое возмещение подлежит выплате с удержанием задолженности по страховым платежам. На не внесенные в срок страховые платежи начисляются пени.

    Объектами обязательного страхования могут быть имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, имуществом, гражданской ответственностью.

    Анализ названных выше статей Гражданского кодекса и Закона «Об организации страхового дела в РФ», позволяет выделить три вида обязательного страхования:

    1) обязательное страхование в силу закона;

    2) обязательное страхование в силу договора;

    3) обязательное государственное страхование.

    Обязательное страхование в силу закона — это страхование, при котором обязанность страховать конкретный имущественный интерес возлагается на страхователя непосредственно нормами закона (пункт 1 статьи 935 Гражданского кодекса).

    Например, страхование ответственности нотариусов: согласно статье 18 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» нотариус обязан заключить договор страхования своей профессиональной ответственности с лимитом страховой ответственности не ниже 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

    Обязательное страхование в силу договора — это страхование, при котором обязанность страхования для лица вытекает не из нормы конкретного закона, а из условий договора (пункт 4 статьи 935 Гражданского кодекса).

    Например, договором ипотечного кредитования может быть предусмотрена обязанность заемщика страховать объект залога (статья 31 Федерального закона «О залоге недвижимости (ипотеке)»).

    Залогодатель или залогодержатель в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество, обязан и в силу статьи 343 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором, страховать за счет залогодателя заложенное имущество в полной его стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного залогом требования — на сумму не ниже размера требования. Подобные требования содержатся и в иных положениях Гражданского кодекса (статья 637 для договоров аренды транспортного средства с экипажем, статья 742 для договоров строительного подряда и т.д.).

    10 стр., 4890 слов

    Государственное пенсионное страхование по законодательству Российской Федерации

    ... характеристика государственного пенсионного страхования Государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О государственном ... г. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета. Закон ... за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов; являющиеся членами родовых, ...

    Иногда в этой связи еще говорят о так называемом вмененном страховании как еще одной разновидности страхования в силу договора. Так, закон лишь создает предпосылку, правовую среду для обязанности застраховать имущественный интерес. Например, Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и другие в качестве предпосылки для предоставления разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по использованию опасных промышленных объектов либо атомных электростанций выдвигают требование о наличии страховой гарантии — страхового полиса с определенными ее параметрами — объемом ответственности страховщика.

    Обязательное государственное страхование относится к категории обязательного страхования в силу закона. Однако ему присущи некоторые специфические черты. Среди них:

    • а) цель такого страхования — обеспечение социальных интересов граждан и интересов государства;
    • б) объект страхования — страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий;

    — в) источник финансирования — обязательное государственное страхование осуществляется исключительно за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета соответствующего министерства и иного федерального органа исполнительной власти, которые являются страхователями по данному виду страхования (пункт 1 статьи 969 Гражданского кодекса).

    Например, обязательному государственному страхованию за счет средств федерального или других соответствующих бюджетов подлежит страхование жизни и здоровья судьи, присяжного заседателя, судебного исполнителя, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, сотрудника федерального органа государственной охраны и другие категории работников.

    Среди законодательных актов, посвященных регулированию обязательного страхования, можно назвать следующие:

    1) Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исправительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ;

    2) Закон РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей среды», статья 23;

    3) Закон РФ «О милиции», статья 29;

    4) Закон РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации », статья 43;

    5) Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации », статья 19;

    6) Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании », статья 22;

    7) Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов», статья 8;

    8) Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», статья 7;

    3 стр., 1226 слов

    Перспективы развития пенсионного страхования в России

    ... корпоративного пенсионного обеспечения, формирования пенсионных прав, системы управления обязательным пенсионным страхованием, а также развития международного сотрудничества в пенсионной сфере. Министерство труда и социального развития РФ готовит стратегию долгосрочного развития пенсионной системы России ...

    9) Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», статья 20;

    10) Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности», статья 25;

    11) Закон РФ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», статья 21;

    12) Закон РФ от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», статья 18;

    13) Закон РФ от 25 августа 1995 г. №153-Ф3 «О федеральном железнодорожном транспорте », статья 25;

    14) Закон РФ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях », статья 34;

    15) Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

    16) Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. № 5600-1, статья 9;

    17) Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» (в редакции Указа Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»);

    18) Постановление Правительства РСФСР от 4 ноября 1991 г. № 581 «О государственном обязательном бесплатном личном страховании граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и лиц, командируемых в зоны с радиационным риском» и другие.

    Дальнейшее развитие обязательного страхования и его упорядочение связывают с созданием и принятием соответствующего Федерального закона об обязательном страховании. Аналогичный закон существует во многих странах (например, в Германии).

    И именно на основе такого закона впоследствии создаются специальные законодательные акты об отдельных видах обязательного страхования.

    1.2 Виды и правовые основы страховой деятельности в Российской Федерации

    Страховая деятельность в РФ регулируется нормативно-правовыми актами разных уровней и ряда отраслей российского законодательства, что обусловлено комплексным характером данного института. К важнейшим нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся основными в системе страхового законодательства, относятся: ГК РФ (ст. 927-970), Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г., Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г., Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г., Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. В названных выше законодательных актах раскрываются такие основные понятия и категории страхования, как страхователь, страховщик, страховой риск, страховой случай, страховая сумма, страховая выплата, страховая премия, страховой взнос, тариф, договор страхования и др.

    Сейчас также действует ряд законов, в которых закреплен правовой статус различных категорий граждан, осуществляющих определенные виды профессиональной деятельности. В названных актах содержатся нормы, гарантирующие страховую охрану их жизни и здоровья (военнослужащие, сотрудники налоговых, таможенных, правоохранительных органов и др.) Например, Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г. Нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся и в законах об ипотеке (залоге недвижимости), о лизинге, об охране окружающей среды и других. Отношения по страхованию регулируются и иными законодательными актами, например, Кодексом торгового мореплавания (гл. XII о страховании от имущественных потерь); страхование банковских вкладов регулируется ст. 38 и 39 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в редакции от 3 февраля 1996 г.; медицинское страхование регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; страхование пенсий регулируется Законом о государственных пенсиях; в целом обязательное социальное страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г.

    33 стр., 16441 слов

    Система обязательного пенсионного страхования, как источник страховых ...

    ... по реформированию и улучшению пенсионного обеспечения в России. Объектом исследования является система пенсионного обеспечения граждан. Предметом исследования является система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Цель дипломной работы — изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению ...

    Источником правового регулирования страхования являются и указы Президента страны: «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 7 июля 1992 г. (в редакции от 6 апреля 1994 г.); «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 г. и др.

    Отношения по страхованию регулируются также постановлениями Правительства РФ: «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 2000 годах» от 1 октября 1998 г.; «О мерах по подготовке к переходу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 29 января 1999 г. и др.

    Помимо названных актов высших органов государственной власти страховая деятельность регламентируется актами Министерства финансов РФ (например, приказом «Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов» от 22 февраля 1999 г. № 16н), инструкциями МНС России, нормативными актами ЦБ РФ по регулированию страховой деятельности в сфере валютных отношений; продолжают действовать инструкции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора) и др. Порядок страхования отдельных категорий работников регламентируется также нормативными актами отраслевых министерств и ведомств (например, приказом Министра внутренних дел «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России» от 16 декабря 1998 г. № 825; приказом Директора ФСБ России «Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих органов федеральной службы безопасности и граждан, призванных на военные сборы» от 15 февраля 1999 г. №57).

    Отношения по страхованию регламентируются также правилами об отдельных видах страхования, подавляющее большинство которых было издано до начала 90-х гг. Министерством финансов СССР. Эти правила могут использоваться для регламентации отношений между участниками страхования и в настоящее время, но только по обоюдному согласию сторон.

    Основное место в системе комплексного правового института страхования отводится нормам гражданского права. Они регламентируют основания возникновения различных страховых правоотношений, например, между страхователем и страховщиком, их права и обязанности, закрепляют объекты страхования, предусматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству и т.д.

    Вместе с тем, заметное место в комплексном правовом институте страхования отводится и нормам финансового права. Исходя из предмета финансового права, они регулируют отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов государственных и муниципальных страховых организаций. К их числу сегодня относятся: Российская государственная страховая компания, Московская государственная страховая компания, Военная страховая компания и др. Муниципальные страховые компании также созданы в ряде регионов. Финансовые ресурсы, аккумулируемые и используемые через финансовые фонды этих организаций, являются государственной или муниципальной собственностью.

    Помимо всего отмеченного, комплексный правовой институт страхования включает в себя и финансово-правовые нормы, регулирующие отношения по обязательному страхованию.

    Страховое правоотношение возникает между страховщиком и страхователем. Страховщиками в соответствии с законом могут быть как государственные, так и негосударственные юридические лица, имеющие соответствующую лицензию заниматься страховой деятельностью на территории РФ.

    Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-производственная и банковская деятельность. Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создать общества взаимного страхования.

    Страхователями быть юридические и дееспособные физические лица. Страхователь вправе заключить со страховщиком договор о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных).

    В страховых правоотношениях может появляться и выгодоприобретатель, когда страхователь при заключении договоров страхования назначит физическое или юридическое для получения страховых выплат.

    Объектами страхования в соответствии с названным Законом являются не противоречащие российскому законодательству имущественные интересы связанные:

    • с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица;
    • с владением, пользованием, распоряжением имуществом;
    • с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, также вреда, причиненного юридическому лицу.

    ГК РФ к перечисленным выше имущественным интересам, подлежащим страхованию, относит и страхование предпринимательского риска. В соответствии со ст. 928 ГК РФ не допускается страхование противоправных интересов, убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.

    В России существуют несколько видов страхования. При классификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии.

    Российским законодательством предусмотрены две формы страхования: обязательное (в силу закона) и добровольное (в силу соглашения).

    Добровольное страхование возникает на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемого гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

    Обязательное страхование может осуществляться как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей.

    2.1 Анализ процесса становления государственного обязательного страхования

    В мировой практике сложились следующие основные формы государственной защиты населения: социальное обеспечение; благотворительность; обязательное страхование.

    Под социальным обеспечением, как правило, понимается оказание «бесплатной» помощи нуждающимся за счет бюджетных средств. А под собесовской, патерналистской ориентацией социальной политики обычно имеется в виду обещание предоставлять или предоставление многочисленных социальных выплат, компенсаций и льгот, часто не согласующихся с финансовыми возможностями государства. Уровень социального обеспечения зависит от политических целей государственной власти, экономических возможностей общества и состояния государственного бюджета.

    Благотворительность основана на оказании социальной помощи за счет пожертвований частных лиц и организаций.

    Рыночным отношениям в наибольшей степени соответствует социальная защита, основанная на обязательном страховании разнообразных социальных рисков, вызывающих утрату трудоспособности и заработной платы (дохода).

    В странах с развитой рыночной экономикой каждая из данных форм социальной защиты играет вполне определенную роль. Различен лишь их удельный вес. Однако особое значение придавалось и придается развитию обязательного государственного страхования.

    В условиях социализма государственное страхование, в том числе обязательное, стало инструментом «мобилизации ресурсов для укрепления и развития народного хозяйства и производительных сил страны». Оно приобрело фискальный характер, замаскированный под страховую форму, стало способом изъятия и консолидации в государственном бюджете финансовых ресурсов, что привело к смешению и фактически к слиянию институтов социального обеспечения и государственного страхования.

    В ходе российских реформ начала 1990-х годов вместо единой системы государственного обязательного страхования, финансовые средства которой были консолидированы с государственным бюджетом, были созданы государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС); Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР); Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС).

    Также был создан Государственный фонд занятости населения Российской Федерации для финансового обеспечения занятости (страхование на случай безработицы), в котором не было необходимости в советский период с начала 30-х годов.

    Данные Фонды институционально организованы различным образом: деятельность пенсионного, медицинского, занятости регулируется законодательными актами, а социального страхования — постановлениями Правительства.

    Реформа способствовала более четкому разделению финансовых источников и созданию конкретных механизмов социальной защиты застрахованных. Вместе с тем следует отметить, что «расщепление» системы государственного социального страхования было проведено без должного концептуального обоснования характера институциональной организации Фондов и распределения между ними обязательств по страхованию различных социальных рисков. Это привело к ряду проблем, которые еще предстоит преодолеть.

    Программой социальных реформ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.97 № 222, в качестве одной из стратегических целей социальной политики названа цель обеспечения гарантии конституционных прав граждан в области социальной защиты населения, для достижения которой потребуется повысить роль государственного страхования как важнейшего механизма защиты граждан. В связи с этим в 1998-2000 годы началось реформирование системы государственного страхования.

    Именно в русле данных намерений в последующем материале дан анализ институциональной структуры системы обязательного государственного страхования, выявлены наиболее стратегически значимые проблемы, предложены основные направления реформирования системы.

    Одним из важнейших направлений «экономического развития на ближайшие несколько десятилетий будет создание, а во многих случаях и перестройка систем общей государственной защиты и подведение их к уровню, соответствующему современному этапу развития страны».

    2.2 Анализ обязательного страхования в России за 2013-2014 год

    В современной экономике страхование является важным и необходимым инструментом, обеспечивающим общую экономическую стабильность и безопасность, развитие предпринимательства, эффективную защиту от многочисленных природных, техногенных и иных рисков, реализацию государственной социальной политики. Мировой опыт свидетельствует, что полноценное развитие страховой инфраструктуры дает заметный импульс росту национальной экономики.

    Обязательная форма страхования проводится в соответствии с ГК РФ ст. 927 и Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Обязательное страхование состоит в обязательности того или иного вида страхования. Данная форма страхования может быть введена только федеральным законом, устанавливающим, в том числе условия и порядок проведения любого вида обязательного страхования. Это требование государства предполагает, что обязательные виды страхования не могут быть введены в действие иным образом, нежели чем через принятие федерального закона, что одновременно предполагает распространение принятого закона на всех определенных законом граждан или юридических лиц.

    Отметим, что федеральный закон о виде обязательного страхования должен не только декларировать его обязательность, но и содержать основные (существенные) условия страхования, такие как: перечень подлежащих страхованию имущественных интересов, минимальные размеры страховых сумм, перечень страховых рисков, на случай наступления которых проводится страхование, порядок и условия выплаты страхового возмещения и страховых сумм при наступлении страховых случаев, основные права и обязанности сторон, а также условия доступа страховых организаций к проведению этого вида обязательного страхования. В зависимости от того, кто выступает в качестве страхователя и источника средств для оплаты страховых услуг, выделим пять разновидностей обязательного страхования:

    1) обязательное имущественное страхование определенных предметов страхования (материальных, нематериальных ценностей) юридических и физических лиц;

    2) обязательное страхование ответственности;

    3) обязательное личное страхование;

    4) обязательное государственное страхование жизни и здоровья государственных служащих и некоторых других категорий граждан;

    5) обязательное государственное страхование имущества ряда категорий государственных служащих и граждан.

    Для более глубокого раскрытия содержания обязательного страхования целесообразно определить принципы, на которых оно строится.

    В.Б. Гомелля выделяет основные принципы, характеризующие порядок осуществления обязательного страхования в Российской Федерации:

    • законодательная основа, которая жестко регламентируется;
    • автоматический характер осуществления обязательной формы (даже без подачи заявления);
    • независимость страхователя от уплаты страховых взносов;
    • бессрочность страхования;
    • нормирование страхового обеспечения по страховой оценке;
    • сплошной охват объектов страхования, указанных в законе;
    • независимость страхового обеспечения от желания и платежеспособности страхователя.
    • публичность страховых отношений, отражает степень открытости и разглашения представленных сведений, исходя из законодательно установленных договорных отношений;
    • унифицированность набора страховых услуг, означает заранее установленный законодательством перечень видов страхования, подлежащих обязательному их проведению;
    • тарификация по минимальной ставке, т.

    е. установление заранее определенной тарифной ставки по обязательным видам страхования, отражающей минимальный уровень цены страхового риска. Это связано со всеобщностью участия, доступностью страхового покрытия и затратного механизма в системе обязательного страхования;

    — обязательность возмещения ущерба. Данный принцип отражает цель, сущность и идею самой системы обязательного страхования. Вне зависимости от обстоятельств страхового случая и других факторов страховые выплаты всегда уплачиваются пострадавшим лицам в установленные законом сроки.

    На наш взгляд, сфера применения вида обязательного страхования и правовые основы его проведения также соответствуют принципам:

    • открытость информации об основных условиях осуществления обязательного страхования;
    • реальная возможность выполнения страховщиками и другими лицами своих обязательств по договору страхования;
    • условия ответственности сторон договора страхования и иных лиц, в том числе государства.

    По нашему мнению, общая классификация обязательной формы страхования проводится по следующим критериям:

    • по охвату населения: сплошное, выборочное;
    • в зависимости от отрасли: личное, имущественное;
    • в зависимости от вида: общее обязательное страхование, обязательное государственное страхование;
    • по страховщикам: фонды социального страхования, страховые организации;
    • по форме заключения договора: без заключения специального отдельного договора страхования между страховщиком и страхователем, в форме обязательного заключения договора страхования со страховой компанией;
    • в зависимости от лиц, подлежащих обязательному государственному страхованию: установленное для лиц, находящихся на государственной службе;
    • установленное для лиц, пострадавших от радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения, от экологических и иных чрезвычайных катастроф;
    • установленное для лиц, занятых медицинскими и иными научными исследованиями в области вирусологии, оказанием медицинской, психиатрической и других видов помощи, а также лиц, занятых проведением разнообразных спасательных работ;
    • по длительности страхового обеспечения: краткосрочное, ежегодное, бессрочное;
    • по форме уплаты страховых взносов: страхование с уплатой единовременных взносов, страхование с периодической уплатой страховых взносов;
    • по числу лиц, указанных в договоре: индивидуальное страхование; коллективное страхование.

    Анализируя страховую деятельность Российской Федерации в 2013 г. отметим, что страховые взносы и выплаты составили 490,6 млрд. руб. и 274,5 млрд. руб., т. е. темпы роста по сравнению с 2010 г. составили 104,0% и 94,1% соответственно. За 2013 г. на страховом рынке произошло увеличение страховых премий по всем видам страхования, темп прироста — 24,5%, что составило 610,6 млрд. руб., или 124,5% по сравнению с предыдущим периодом (таблица 1).

    По сравнению с 2014 г. незначительно изменилось соотношение добровольных и обязательных видов страхования в сторону увеличения последних. Доля страховых премий по обязательному страхованию за 2010 г. в совокупной страховой премии составила 44,7% по сравнению с 40,7% в 2012 году, что связано с возросшей долей ОМС (74% против 70%), но при этом произошло снижение доли сборов по ОСА-ГО (24% против 27%).

    Таблица 1. Показатели развития рынка обязательного страхования в 2012-2014 гг., млрд. руб. Сайт http://www.allinsurance.ru/ «Страхование в Росии»

    Показатели

    2012 г.

    2013 г.

    2014 г.

    взносы

    выплаты

    взносы

    выплаты

    взносы

    выплаты

    Абсолютные показатели, всего:

    471,6

    291,7

    490,6

    274,5

    610,6

    352,8

    Обязательное страхование, кроме ОМС

    55,2

    22,4

    58,8

    31,7

    69,7

    37,5

    Обязательное медицинское страхование (ОМС)

    96

    94,2

    140,7

    132,5

    203,5

    190,7

    Показатели структуры (%)

    Всего:

    100

    100

    100

    100

    100

    100

    Обязательное страхование, кроме ОМС

    11,7

    7,7

    12

    11,5

    11,4

    10,6

    Обязательное медицинское страхование (ОМС)

    20,4

    32,3

    28,7

    48,3

    33,3

    54,1

    Объемные показатели

    Темпы роста (%):

    109,1

    102,5

    104

    94,1

    124,5

    128,5

    Всего:

    Обязательное страхование, кроме ОМС

    188,4

    439,2

    106,5

    141,5

    118,5

    118,3

    Обязательное медицинское страхование (ОМС)

    130,4

    132,1

    146,6

    140,6

    144,6

    143,9

    Темпы прироста (%): Всего:

    9,1

    2,5

    4

    -5,9

    24,5

    28,5

    Обязательное страхование, кроме ОМС

    88,4

    339,2

    6,5

    41,5

    18,5

    18,3

    Обязательное медицинское страхование (ОМС)

    30,4

    32,4

    46,6

    40,6

    44,6

    43,9

    Наибольшими сегментами по обязательной форме страхования является обязательное медицинское страхование (далее ОМС), которое занимает долю в 74,5%, а также обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, на долю которого приходится 23,4% (далее ОСАГО).

    По обязательному медицинскому страхованию страховые взносы составили 203,5 млрд. руб., они увеличились на 141% по сравнению с 2013 г. По страховым выплатам также наблюдается темп роста на 140,3%, они составили 190,6 млрд. руб. Объемы страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию росли не из-за активного расширения территориальных программ ОМС и увеличения спектра оказываемых медицинских услуг, а из-за роста себестоимости самих медицинских услуг. Также в 2010 г. отмечен рост числа застрахованных.

    В 2014 г. темпы роста по ОСАГО составили 118,2%, т. е. сумма страховых взносов равна 63,9 млрд. руб. Удельный вес премий по ОСАГО увеличился с 13,1% до 15,7%. Показатели роста связаны с проведенными конкурсами и тендерами по страхованию автопарков бюджетных учреждений и государственных организаций и с увеличившимися продажами новых иномарок. Уровень выплат составил 52,1% по сравнению с 51,3% в 2012 г., при этом из-за различий в территориальных коэффициентах уровень выплат по регионам не одинаков.

    Наименьшие сегменты рынка обязательного страхования в 2013 г. составили обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц с долей 1,0 (страховая премия — 4,6 млрд. руб.), обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) с долей 0,1% (страховая премия — 0,5 млрд. руб.) и обязательное государственное личное страхование сотрудников Федеральной налоговой службы Российской Федерации с долей менее 0,002% от совокупной страховой премии (страховая премия — 0,01 млрд. руб.).

    В 2014 г. видим следующее — обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц со-ставило 2,8% (страховая премия — 5,3 млрд. руб., темп роста по сравнению с 2009 г. составил 115,9%), обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) с долей 0,3% (страховая премия — 517,8 млн. руб., темп роста — 102,4%) и обязательное государственное личное страхование сотрудников Федеральной налоговой службы Российской Федерации с долей менее 0,1% от совокупной страховой премии (страховая премия -11,5 млн. руб., темп роста — 100,9%).

    Увеличение по данным видам страхования незначительно в силу специфики договоров страхования и отражения данных в статистической отчетности.

    3.1 Проблемы и недостатки системы обязательного государственного страхования

    Наверное, нет никакого секрета, что действующая в России система обязательного государственного страхования еще не обеспечивает социально-приемлемого уровня защиты застрахованных. А это означает, что она малоэффективна. Однако сама по себе констатация данного факта недостаточна. Важнее другое — выявление причин такого положения: лежат ли они вне системы, или обусловлены внутренне присущими ей недостатками. Естественно, научно-обоснованный, т. е. объективный, ответ на этот вопрос предопределяет стратегию и тактику дальнейшего развития системы обязательного страхования России.

    Говоря о причинах низкой эффективности системы обязательного государственного страхования в России, в первую очередь следует отметить, что немалое негативное влияние на уровень и качество государственной защиты населения в рамках обязательного страхования оказали внешние факторы. К ним, прежде всего, относятся:

    1) демографическая ситуация в постсоветской России;

    2) уровень доходов населения и особенно уровень оплаты труда (сегодня ее доля в доходах составляет порядка 90%).

    О неблагоприятном влиянии демографической ситуации в постсоветской России на уровень и качество социальной защиты населения, особенно пенсионного обеспечения, сказано и написано немало. Это, можно сказать, факт, не вызывающий сомнения. Обусловлено же это негативное влияние снижением соотношения между количеством занятых в экономике, т. е. плательщиками страховых взносов и количеством получателей страховых выплат. Число занятых в общественном производстве (материальном и нематериальном) сокращается, число получателей страховых выплат растет. Особенно наглядно данная тенденция прослеживается в пенсионном страховании. В 1992 г. на одного пенсионера приходилось 2,08 работника, а в 2004 г. — лишь 1,84.Каковы же последствия такой динамики для системы ОСС?

    Ответ очевиден: при неизменных прочих условиях поступления страховых взносов (ЕСН) в систему ОСС неизбежно сокращаются. Конечно, компенсация потерь финансовой системы ОСС от уменьшения плательщиков взносов возможна в связи с ростом оплаты труда работников. Но она, как правило, носит частичный характер. Поэтому негативное влияние сокращения занятых на финансово-ресурсную базу ОСС неизбежно.

    Другим фактором, сокращающим финансовые возможности системы ОСС является низкий уровень оплаты труда в современной России. Она одна из самых низких не только по сравнению с индустриально развитыми странами, но со многими странами СНГ.

    Кроме того, имеет место массовый характер сокрытия работодателями части заработной платы в целях ухода от уплаты социального налога. По оценкам Госкомстата скрытая зарплата составляет 25-30% фонда легально выплаченной. Тем самым налогооблагаемая база ОСС сокращается. Одновременное воздействие этих двух факторов привело к существенному сужению финансовых возможностей ОСС по социальному обеспечению застрахованных. Было бы также неправомерно сбрасывать со счетов целенаправленные действия государства по снижению налогового бремени на работодателей за счет социальной сферы. Речь, прежде всего, идет о снижении ставки ЕСН, введении регрессивной шкалы налогообложения. Эти действия государства пробили серьезные бреши в бюджетах фондов социального страхования. Практически все три фонда ОСС оказались дефицитными. В результате их финансовые возможности по обеспечению социальной защиты застрахованных были значительно снижены.

    Льготы по уплате ЕСН, предоставляемые государством отдельным категориям налогоплательщиков, также снижают размер финансовых поступлений в систему ОСС. В результате не только сокращается ресурсная база обязательного социального страхования, но система становится в финансовом отношении неустойчивой.

    Какие же проблемы сегодня характерны для ОСС? К их числу можно отнести:

    1) низкий уровень страхового обеспечения, ненадежность и финансовая неустойчивость системы;

    2) деформация экономических основ системы;

    3) постепенное сползание ОСС к системе социального обеспечения советского образца.

    Низкий уровень страхового обеспечения и ненадежность ОСС сегодня, можно сказать, общепризнаны как властью, так и научным сообществом, экспертами и специалистами в области социального страхования. Статистика на этот счет общеизвестна.

    Обычно в качестве причин такого положения указываются: длительный кризис, поразивший нашу экономику (что действительно имело место в результате проводимых реформ), низкий уровень сбора страховых взносов, невыполнение федеральными и местными бюджетами своих обязательств по финансированию пенсионной системы и т. д. Отрицать негативное воздействие подобных факторов было бы, конечно, неправомерно. Однако и в условиях экономического роста, который имеет место в последние годы, и роста сбора страховых взносов указанные недостатки преодолеть не удалось. Из этого следует лишь один вывод: низкий уровень страховых выплат, ненадежность действующей системы социального страхования кроются в ней самой. Они воспроизводятся и консервируются ее внутренними сущностными недостатками, другими словами, теми принципами, на которых она построена, используемыми в ней страховыми механизмами и технологиями.

    3.2 Перспективы развития страхования в РФ

    Для решения проблем, связанных со страхованием, была разработана Стратегия развития страхования на 2012-2013 года.

    С учетом повышения уровня доходов населения активнее будет развиваться личное страхование, в первую очередь страхование жизни и пенсий. В связи с ростом требований к осуществлению хозяйственной деятельности, обеспечению ее финансовыми гарантиями и повышением размера ответственности хозяйствующих субъектов за исполнение обязательств возрастут объемы страховых премий по страхованию ответственности перед третьими лицами.

    Экономическая стабильность позволит привлечь иностранных инвесторов для участия в капитале российских страховщиков, создаст условия для открытия ими обособленных подразделений в субъектах РФ. Размер участия иностранного капитала в уставных капиталах российских страховых организаций будет постоянно увеличиваться. Сохраниться тенденция направленная на концентрацию капитала, укрупнение субъектов страхового дела, создание финансовых групп с участием страховщиков. Совокупный уставный капитал к 2012 году составит- 450-500 млрд. рублей, к 2020 году данный показатель превысит 1000 млрд. рублей. Сумма страховых премий приходящихся на душу населения будет увеличиваться, и в 2012 году затраты населения на страхование составят- 9 000-10 000 рублей, в 2020 году-13 000-15 000 рублей.

    В 2012 году объем совокупных страховых премий составит 1 200-1 500 млрд. рублей, выплат- 750- 800 млрд.рублей, а к 2020 году объем совокупных страховых премий превысит 2 000 млрд. рублей, выплат 1 200 млрд. рублей. Расширится ассортимент страховых услуг, предоставляемых страховыми организациями.

    Доля обязательного страхования в общем объеме страховой премии к 2012 году составит 60- 65%. После 2012 года намечается тенденция увеличения доли добровольного страхования в общем объеме страховых премий и к 2020 году она достигнет 65-70%. Увеличится объем инвестиций в экономику. Будут созданы предпосылки для:

    • прозрачности отчетности субъектов страхового дела;
    • формирования конкурентоспособной среды;
    • повышения уровня информированности общественности о деятельности субъектов страхового дела.

    Большая часть задач, определенных Стратегией, должна быть решена посредством совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов. Сформулированные выше цели и задачи позволят страховой отрасли России выйти на новые рубежи, полнее удовлетворять потребности в страховой защите граждан и хозяйствующих субъектов, претерпеть качественные изменения.

    Развитие страхового рынка определяется динамикой производства и потребления товаров и услуг. В посткризисное время, в 2009 году, доля страховых премий в ВВП снизилась до 1,3% ВВП.

    В целом, прогнозы роста российской экономики, которые делаются различными аналитическими центрами на ближайшие несколько лет, выглядят умеренно оптимистичными. Например, по мнению МВФ, рост ВВП в 2011 году составит в России 4,1%. А согласно прогнозам российского МЭР ВВП в 2011-2013 годах будет увеличиваться на 2,6-4,4%.

    Особо следует остановиться на численности и доходах российского среднего класса. Дело в том, что эта группа предъявляет основной спрос на новые автомобили и недвижимость. Известно, что 10% наиболее состоятельных российских семей обеспечивают 85% спроса на новые автомобили (в денежном выражении).

    На эту же группу приходится более 90% платежеспособного спроса на новое городское и загородное жилье. В кризис, несмотря на общий рост реальных доходов населения (в 2009 году они выросли на 2%), доходы наиболее состоятельных 10% россиян упали примерно на 20-25% в реальном исчислении. Именно с этим связано сокращение спроса на новые автомобили и страхование автотранспорта — в 2009 году продажи новых машин упали на 49%, а премии по страхованию каско автотранспорта снизились на 17%. При этом в 2010 году доходы наиболее состоятельных россиян не достигли докризисного уровня. Этого можно ожидать, вероятно, к середине или к концу 2011 года.

    На основании этих предпосылок можно попытаться оценить потенциал роста российского страхового рынка на ближайшие годы.

    Из этого прогноза следует, что в сегменте добровольного страхования и ОСАГО в ближайшие три года можно ожидать росте премий на 11-13% в год. В сегменте страхования за счет средств населения темпы роста премии будут несколько выше — до 15% в год. Представлены номинальные темпы роста страхового рынка без очистки от инфляции. В реальном исчислении темп роста страховой премии, скорее всего, будет нулевым или вовсе отрицательным. Вообще надо сказать, что реальный рост страховой премии в России последний раз был в положительной зоне в 2007 году.

    Ожидаемые темпы роста страховой премии в ближайшие годы останутся довольно скромными. Дело в том, что сегодня нельзя ожидать бурного роста российской экономики, вызванного резким всплеском цен на мировом сырьевом рынке, как в как в предкризисные годы. А внутренние основания экономического роста являются весьма слабыми. Для того чтобы обеспечить реальное увеличение страховой премии, требуется быстрый рост производства, денежной массы и доходов, превосходящие потребности предприятий и населения. В этом случае избыточные ресурсы будут направляться, в том числе, и на страхование. Однако в ближайшие несколько лет мировая и российская экономики будут находиться в целом в состоянии медленного, неустойчивого роста. Заметного реального роста страхового рынка в России в ближайшие несколько лет ожидать не приходится.

    Подводя итог, можно сделать вывод, что обязательное страхование является социально значимой сферой, важной для государства. Государственное влияние должно быть направлено на рационализацию уже существующих видов обязательного страхования (в главной степени ОМС и ОСАГО) и разработку новых законопроектов, необходимость введения которых выявляет существующая социально-экономическая ситуация (ОСОТ и обязательное страхование ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты).

    В целом же обязательное страхование является неотъемлемой частью развитого государства, в котором большое внимание уделяется защите прав и интересов граждан.

    Обязательное страхование составляет основу страхового дела, оказывает стабилизирующее действие на осуществление добровольных видов страхования и функционирования всего страхового рынка страны.

    Проведенный в работе анализ законодательства Российской Федерации в системе обязательного страхования позволяет выделить два основных направления его совершенствования.

    Первое направление сводится к систематизации и обновлению совокупности тех тенденций развития, которые характерны для всей системы национального законодательства в сфере страхования Российской Федерации. Другое — это тенденции развития и усовершенствование правового регулирования обязательного страхования.

    Таким образом, среди первоочередных мер предлагается создать эффективную систему страховой защиты жизни, здоровья, имущественных интересов граждан, обеспечивающую реальную компенсацию убытков при снижении нагрузки на бюджет. Для достижения указанной цели необходимо обеспечить надежность и финансовую устойчивость всей системы обязательного страхования, повысить эффективность государственного регулирования страховой деятельности. Нуждается в совершенствовании законодательная база, конкретизирующая механизмы реализации обязательного государственного социального, медицинского, пенсионного и личного страхования. Необходимо принятие федерального закона, регулирующего порядок осуществления обязательного страхования.