«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ»

Курсовая работа

Актуальность исследования пенсионных фондов обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем. В России существует два вида пенсионных фондов: государственные и негосударственные. Государственный Пенсионный фонд Российской Федерации был создан в целях управления финансами пенсионного обеспечения, но в процессе его деятельности выявились многие недостатки существующей пенсионной системы РФ, что указало на явную потребность преобразований в этой сфере.

Российская пенсионная система находится на этапе радикальной модернизации, меняются набор элементов, сама структура пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Все эти изменения волнуют пенсионеров, работающих и членов их семей , всех россиян.

Объектом

Целью курсовой работы является

ГЛАВА 1 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ, В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.Правовые положения, задачи и функции Пенсионного Фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учёт пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.

В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ разработан федеральный закон «О Пенсионном фонде Российской Федерации» (определяющий статус ПФР), который был принят в 2010 году.

Пенсионный фонд РФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

18 стр., 8763 слов

Пенсионный фонд Российской Федерации – основной орган пенсионного обеспечения

... Пенсионного фонда России. Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы курсовой работы. Цель курсовой работы - исследование состояния и функционирование Пенсионного фонда РФ как основного органа пенсионного ... работники. В период с 1991 по 2002 гг. в Российской Федерации использовалась распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть заключалась в следующем: взносы в пенсионный фонд, ...

Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Через Пенсионный фонд РФ проходит значительная часть финансовых ресурсов в стране. Формированию доходной базы Пенсионного фонд РФ отведено ключевое место в российской системе государственного социального страхования: в общей совокупности страховых начислений на оплату труда.

Задачи Пенсионного фонда РФ:

1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;

2. финансирование выплаты государственных пенсий в Российской Федерации;

3. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

4. капитализация средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

5. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

6. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

7. межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения;

8. участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

9. изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и внесение в органы законодательной власти предложений по ее совершенствованию;

10. проведение научно — исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

11. проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Функции Пенсионного фонда РФ:

1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

12 стр., 5978 слов

Структура Пенсионного Фонда Российской Федерации

... рациональному расходованию средств Пенсионного фонда органами социальной защиты населения; проведение проверок правильности назначения и выплаты государственных пенсий. .2 Нормативно-правовое обеспечение и регулирование функционирования ПФР Конституция Российской Федерации устанавливает ...

3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.

Правление Пенсионного фонда РФ, на которое возложена основная функция по управлению пенсионным обеспечением в России:

1. несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции Пенсионного фонда РФ;

2. определяет перспективные и текущие задачи Пенсионного фонда РФ;

3. утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) структурных органов Пенсионного фонда РФ, отчеты об их исполнении, а также их структуру и штаты;

4. назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей отделений Пенсионного фонда РФ;

5. утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах Пенсионного фонда РФ;

6. издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда РФ;

7. решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Правление Пенсионного фонда РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Государственной Думой Российской Федерации.

1

В целях повышения эффективности и качества учета формирования финансовых ресурсов, предназначенных для назначения, выплаты пенсий, ПФР взаимодействует с:

  • органами Министерства РФ по налогам и сборам;

  • органами федерального казначейства;

  • органами социальной защиты населения;

  • органами записи актов гражданского состояния и другими органами;

Министерством РФ по налогам и сборам (МНС России) и ПФР в целях реализации положений гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ и Закона об обязательном пенсионном страховании разработан Порядок обмена информацией между налоговыми органами и органами ПФР. Обмен информацией между налоговыми органами и органами ПФР осуществляется на уровне субъектов РФ, а также районов, городов.

Территориальные инспекции МНС РФ в городах, районах представляют управлениям ПФР не реже одного раза в квартал сведения о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР, выявленных по результатам выездных налоговых проверок по полноте и правильности единого социального налога; обеспечивают представление достоверных справок о доходах индивидуальных предпринимателей; ежеквартально представляют сведения об организациях и предприятиях, находящихся в процедуре банкротства по заявлению инспекции МНС России, с указанием стадии и суммы задолженности по страховым взносам и пени в ПФР.

12 стр., 5588 слов

Организация работы и функции управления Пенсионным фондом Российской Федерации

... на 1000 человек населения (на 28 человек) является негативным фактором, поскольку возрастает нагрузка на бюджет пенсионного фонда как из-за увеличения ... 2011 2012 2013 2014 2015 Численность пенсионеров в Хабаровском крае, тыс. человек 367,0 368,5 371,2 375,9 381,8 ... предложению органов службы занятости -17 0,00 62,74 - по случаю потери кормильца -4 16,67 15,34 получатели срочной пенсионной выплаты ...

Управления ПФР обеспечивают передачу налоговым органам информации:

-о плательщиках страховых взносов в ПФР, а также о застрахованных лицах и их доходах из индивидуальных лицевых счетов;

-сведений о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов;

-о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР (в том числе в составе единого социального налога), выявленных в результате проверок.

-индивидуальных сведений в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с Соглашением о взаимодействии органов федерального казначейства и органом ПФР, органы федерального казначейства ежедневно передают органам ПФР выписки из сводного реестра поступивших доходов. Выписка должна содержать: наименование платежного документа, номер платежного документа, идентификационный номер, номер счета плательщика, сумму платежа и код бюджетной классификации.

Между отделением ПФР и органом социальной защиты населения заключается соглашение об информационном обмене, в соответствии с которым управления ПФР ежемесячно передают в управления социальной защиты населения базы данных по назначению и выплате пенсий за электронно-цифровой подписью. Управления социальной защиты населения должны использовать информацию из базы данных для социального обеспечения населения.

Управления социальной защиты населения ежемесячно передают центрам социального обслуживания, которые являются юридическими лицами, информацию о размере назначенной пенсии граждан, состоящих на социальном обслуживании, для расчета платы за оказание услуг. Кроме того, на них возложена обязанность выдавать справки пенсионерам о размере пенсии, заверенные печатью и подписью начальника Управления ПФР для назначения государственного пособия на детей и установления ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим

В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» руководитель органа записи актов гражданского состояния сообщает органу ПФР сведения о государственной регистрации смерти.

1.3

Руководство ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

8 стр., 3575 слов

Пенсионный фонд Российской Федерации

... Пенсионном фонде РФ, ознакомиться с Пенсионным обеспечением в Японии; проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ и его финансовую устойчивость за период 2006-2008гг., рассмотреть деятельность Пенсионного фонда в Оренбургской области, проанализировать состояние Пенсионного фонда ... страховые взносы и заработает страховая модель пенсионной системы, при этом рост страховых взносов начнется ...

В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Центрального банка РФ.

Правление ПФР:

-несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;

-определяет перспективные и текущие задачи фонда;

-утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

-назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений;

-утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах фонда;

-издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;

-решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

ПФР в субъектах (далее — Отделение) создается по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения и организации пенсионного обеспечения. В своей деятельности Отделение подчиняется ПФР и руководствуется Конституцией Р Ф, действующим законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, решениями правления ПФР и его исполнительной дирекции, а также указаниями Министерства труда и социального развития РФ по вопросам применения пенсионного законодательства

Отделение является правопреемником по правам и обязательствам органов социальной зашиты населения в части организации работ по назначению (перерасчету) пенсий, выплате пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Руководство Отделением возложено на управляющего, который назначается на должность правлением ПФР по согласованию с администрацией субъектов РФ.

УправлениеПФР

Управление в своей деятельности руководствуется

19 стр., 9465 слов

Пенсионное обеспечение

... темы курсовой работы. Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы формирования и использования пенсионного фонда. Задачи курсовой работы: 1) Рассмотреть особенности системы пенсионного обеспечения в России; 2) Рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения; 3) Раскрыть проблемы и основные направления по ... свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. С ...

Руководство Управлением осуществляет начальник, который назначается на должность приказом руководителя Отделения по согласованию с администрацией города (района).

Начальник Управления несет всю полноту ответственности за выполнение работы, возложенной на Управление, является распорядителем средств, принимает решения о назначении (перерасчете) пенсий, об удержаниях из пенсий, издает приказы и дает указания, обязательные для работников Управления и т. д.

В настоящее время функционируют управления ПФР, на базе которых созданы межрайонные пункты персонифицированного учета и управления ПФР, оснащенные системой удаленного доступа.

Контроль за использованием средств на обязательное пенсионное страхование бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонд РФ на очередной финансовый год, устанавливается норматив оборотных денежных средств. Но, не смотря на свою стабильную деятельность, сроки составления не приносят нужного эффекта. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.

ГЛАВА 2 НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

2. 1

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время явно не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения.

В основу старой системы государственного пенсионного обеспечения России был положен так называемый «договор поколений». На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляющий свою деятельность на нефондируемой основе

Плательщиками взносов в государственный пенсионный фонд являются предприятия и организации, выступающие в роли работодателей, и собственно граждане. Размер и порядок взносов устанавливается государством и составляет в большинстве случаев 28% от фонда заработной платы, а для граждан — 1% с полученной суммы.

11 стр., 5393 слов

Оценка деятельности негосударственных пенсионных фондов

... оценки эффективности инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Методологической основой исследования послужили следующие методы исследования: аналитический поиск, с использованием глобальных ресурсов сети Интернет; анализ различных источников литературы по теме исследования; ...

Наиболее очевидные недостатки состоят в том, что она:

во-первых, крайне обременительна для экономики, особенно в свете складывающейся в России экономической и демографической ситуации,

во-вторых, она не способна предоставить гражданам пенсию, которая обеспечивала бы им достойную старость

Вследствие снижения объемов производства и обесценения рабочей силы постоянно снижается доля оплаты труда в структуре денежных доходов населения. Тем самым уменьшается база, от которой определяется сумма взносов для финансирования пенсионных выплат. В то же время бремя налоговых платежей и всевозможных отчислений в различные государственные фонды достигало такого уровня, когда предприятия, ранее даже не помышлявшие об этом, были вынуждены искать пути выхода из-под этого пресса и любыми способами уклоняться от уплаты налогов.

Происходящие в России демографические изменения постоянно увеличивали нагрузку на действующую пенсионную систему. Так, удельный вес пенсионеров в общей численности населения страны в последние годы неуклонно возрастал, что связано не только с абсолютным приростом их численности, но и с резким уменьшением рождаемости

Экономические трудности и неблагоприятные демографические тенденции вместе с нерациональным построением системы государственного пенсионного обеспечения привели к систематическому падению жизненного уровня семей пенсионеров.

В результате каждый пятый пенсионер вынужден был продолжать работать, что создало дополнительную конкуренцию на рынке труда (работающие пенсионеры составляют 11% от занятых в экономике).

Приведенные выше факты показывают, что государственная пенсионная система работала на пределе своих возможностей

Работу пенсионной системы в Российской Федерации обсуждать практически не приходилось, так как ее результаты у всех на виду в течение нескольких последних лет. И эти проблемы только обострялись год от года, пока государство не нашло принципиально новые решения для этой болезненной социальной проблемы. Одним из таких решений является сокращение неэффективного государственного присутствия в области пенсионного обеспечения и всемерное развитие сети негосударственных пенсионных фондов. В нашей хромающей экономике НПФ должны были стать одним из самых важных социальных институтов, содействующих снижению уровня социальной напряженности в стране. Негосударственные пенсионные фонды призваны поднять уровень материальной обеспеченности престарелых, укрепить социальный статус данного контингента и помочь в изживании столь распространенных в нашей стране патерналистских отношений между государством и гражданами.

В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешанная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:

38 стр., 18911 слов

Финансовые аспекты деятельности Фонда социального страхования РФ

... филиала № 1 ГУ-ВРО ФСС РФ. Задачи: определить роль Фонда социального страхования в системе социальной защиты; рассмотреть особенности финансов Фонда социального страхования; рассмотреть систему контроля за финансовыми поступлениями в ФСС. Теоретической основой послужили труды таких ...

государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы , по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения ;

государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, — за счет средств федерального бюджета;

дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации — обязательных страховых взносов

Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в России должны выступать негосударственные пенсионные фонды, т. е. организации с правом юридического лица на ведение исключительного — пенсионного — вида деятельности. С момента своего возникновения в 1992 г. негосударственные пенсионные фонды сталкиваются в своей работе с множеством трудных проблем, начиная с несовершенной законодательной базы и заканчивая острым дефицитом подготовленных кадров

Первый в России НПФ («Российский страховой пенсионный фонд») был создан в ноябре 1991 года. В последующие годы их количество изменялось неравномерно и на начало 1998 года в России фактические действовало около 280 НПФ, которые выплачивали дополнительные пенсии более чем 190 000 человек.

2. 2

Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации первоначально работали на основании Указа Президента РФ 1077 от 16 сентября 1992 года «О негосударственных пенсионных фондах». В силу этого их правовое поле и, соответственно, отношение к ним клиентов носило временный характер, соответственно их развитие замедлилось. В странах с устоявшимся законодательством в пенсионной сфере (США, Германия, Япония и т. д.) пенсионные фонды добились как существенного увеличения активов, так и роста своей социальной значимости за счет государственного регулирования их деятельности. И в России до принятия соответствующих законов и правительственной концепции пенсионной реформы трудно было ожидать аналогичного роста активов. В связи с принятием закона о пенсионных фондах государство получило принципиальную возможность нормативного регулирования в данной сфере: организации их деятельности, упорядочивания налоговых взаимоотношений с пенсионными фондами и их клиентами, контроля за деятельностью на финансовом рынке и т. п.

8 стр., 3612 слов

Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования

... Доверить средства негосударственному пенсионному фонду. По умолчанию накопительная часть пенсии находится в Пенсионном фонде России до ... взносы работодателя в Пенсионный фонд РФ. В 2013 году по российскому законодательству они составляют ... решить основные проблемы старой пенсионной системы. Достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы; повышение уровня пенсионного обеспечения граждан; ...

Эффективность деятельности НПФ по решению задач негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации затруднена участью нормативной базы, комплексно регулирующей все правовые, организационно-экономические и финансовые вопросы их деятельности. Главными нормативными документами, определяющими деятельность НПФ, являются в настоящее время:

·

  • Гражданский кодекс РФ, определяющий понятия «некоммерческие организации» и «фонды» и устанавливающий общий порядок изменения устава и ликвидации любых фондов,

  • Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 года №

  • Указ

  • Постановление

Закон «О негосударственных пенсионных фондах» законодательно урегулировал целый ряд вопросов деятельности НПФ, в частности: создание, реорганизация и ликвидация фонда; структура учредительных документов и процедуры регистрации и лицензирования НПФ, а также контроля за их деятельностью со стороны государственных органов; состав обязательной документации фонда, в которую входят правила фонда, пенсионный договор, пенсионные схемы и т. п. ; права и обязанности всех сторон, участвующих в системе негосударственного пенсионного обеспечения; гарантии исполнения фондом обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению населения; вопросы управления и контроля за деятельностью фонда, учета и отчетности; терминологию, употребляемую в деятельности НПФ.

В соответствии с «Законом о негосударственных пенсионных фондах» основные звенья системы негосударственного пенсионного обеспечения трактуются следующим образом:

Негосударственный пенсионный фонд

Договор о негосударственном пенсионном обеспечении

Создание высокоразвитой негосударственной пенсионной системы как средства снижения уровня социальной напряженности и поддержания уверенности граждан в будущем невозможно без участия государства с системой гарантий в рамках регулирования инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Подобная система призвана защищать сохранность пенсионных резервов, способствовать их увеличению и тем самым обеспечивать соблюдение интересов граждан — участников негосударственного пенсионного обеспечения и застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на определенную нечеткость и недоработанность отдельных законодательных актов, формирование правового поля для деятельности негосударственных пенсионных фондов как коллективных инвесторов на финансовом рынке страны в целом завершено.

2.3 Функции, задачи и принципы работы Негосударственного Пенсионного Фонда

Негосударственный пенсионный фонд

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.

Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться:

в форме так называемых дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий,

в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах

Фонд выполняет следующие

  • разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;

  • заключает пенсионные договоры;

  • аккумулирует пенсионные взносы;

·ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;

  • заключает договоры с управляющим (управляющими);

— формирует и размещает самостоятельно или через управляющего (управляющих) собственные средства, включая пенсионные резервы. Важно отметить, что на пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, управляющего и депозитария.

  • ведет в установленном порядке бухгалтерский учет;

  • осуществляет актуарные расчеты;

  • производит выплаты негосударственных пенсий;

  • осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;

  • предоставляет в установленном государственным уполномоченным органом порядке информацию о своей деятельности.

Выполняя указанные функции, НПФ должен соблюдать возложенные на него законом обязанности. В первую очередь фонд обязан:

1) знакомить вкладчиков и участников с правилами фонда и со всеми вносимыми в них изменениями и дополнениями;

2) осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных и (или) именных пенсионных счетов не реже одного раза в год;

3) выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;

4) переводить по поручению вкладчика или участника выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;

5) не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков или участников.

Следует сразу же подчеркнуть, что негосударственные пенсионные фонды по своей природе имеют двойственный характер.

Во-первых, они могут рассматриваться как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества. НПФ предоставляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, которым их способно будет обеспечить государство. Именно негосударственным пенсионным фондам предстоит занять эту нишу, чтобы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей — профсоюзы — заключить такие коллективные договора на предприятиях, чтобы эти взносы делал работодатель.

Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций

Основные принципы деятельности негосударственного пенсионного фонда можно понять, рассматривая самую общую схему его работы.

Анализ практики работы НПФ за последние годы показывает, что наиболее острыми проблемами для них выступают:

Неразвитость законодательной базы

Новизна и неизученность этой проблемы в России. Опыт других стран не подходит нам в полной мере из-за специфических условий внутри страны.

Экономические сложности, особенно высокие темпы инфляции. Проблема в том, как сохранить реальное содержание пенсионных накоплений во времени: средствами участников фонда рисковать нельзя.

Тяжёлое финансовое положение многих предприятий и населения.

Организационные проблемы, в частности острый дефицит квалифицированных кадров, особенно для управления активами.

ГЛАВА3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПФ.

3.1.Анализ основных показателейдеятельности негосударственных пенсионных фондов

На основании данных отчета Банка России о деятельности НПФ за 2016 год, лидерами привлечения в денежном выражении стали НПФ Сбербанка, «Газфонд Пенсионные накопления», НПФ РГС и «ЛУКОЙЛ-Гарант». — каждый из этих фондов управляет пенсионными накоплениями более 200 тыс. клиент

ТАБЛИЦА 1 Анализ негосударственных ПФ за 2016 год

НПФ

Собственное имущество

Капитал и резервы

Пенсионные резервы

Пенсионные накопления

Краткосрочные и долгосрочные обязательства

НПС

Кол-во застрахованных

Получают пенсию

Пенсионные выплаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

«Наследие»

68710655,00

1263680,00

15374695,00

31728,00

95181

22922

954325,00

954325,00

«Электоэнергетики»

139849438,00

2848085,00

44466203,00

92429396,00

105754,00

476875

107634

3145575,00

«Гефест»

2653712,00

171925,00

546664,00

2120386,00

6737,00

7809

1712

12844,50

Дополнительные примеры НПФ у которых число клиентов не превышает 100 тыс. человек. Максимальный отток по ОПС зафиксировали в Промагрофонде (220 тыс. человек) и НПФ электроэнергетики (180 тыс.).

В итоге по числу клиентов первое место в сегменте пенсионных накоплений у группы «Алор» (5,85 млн человек), группы «Открытие» (4,37 млн), НПФ Сбербанка (4,23 млн), группы О1 (3,85 млн), группы БИН (3,75 млн).

Эти участники контролируют около 75% этого сегмента рынка.

Проводимая в настоящее время пенсионная реформа в России предусматривает создание системы пенсионного обеспечения, которая основана на многоступенчатом подходе к формированию пенсии. Первую ступень будут составлять так называемые базовые пенсии, вторую — трудовые и третью — негосударственные пенсии. Пенсионное содержание будет состоять из государственных и дополнительных ,негосударственных поступлений, формируемых за счет различных пенсионных программ предприятий, организаций, негосударственных пенсионных фондах и т.д.

В результате , так же я решила привести несколько лучших негосударственных пенсионных фондов по объему средств, рассмотрим чуть подробнее первые три позиции.

1. Сбербанк.

НПФ Сбербанка России уже не первый год входит в 10 лучших фондов, неизменно занимая лидирующие места. На официальном сайте опубликованы следующие статистические данные (на 01.07.2016):

Количество застрахованных: 4 246 664 человек;

Пенсионные накопления: 340 635 449 тыс. руб.;

Накопленная доходность за 2016г. — 11,76%;

Объем собственного имущества: 357 822 329 тыс. руб.;

Объём пенсионных резервов: 14 724 719 тыс. руб.

2. Лукойл-гарант.

На сегодняшний день НПФ является лидером на рынке обязательного пенсионного страхования по основным показателям своей деятельности. Сеть филиалов компании сейчас насчитывает около 60 регионов, около 74 городов.

Если смотреть на основные цифры, то можно выделить следующие пункты:

Объем накоплений составляет порядка 153 млрд. рублей (первое место среди других НПФ);

Самая большая доля рынка по стране — 13,27%;

Исключительно высокий рейтинг надежности на уровне А++ (занимает второе место по России);

По уровню накопленной среднегодовой доходности за время своего существования показывает 119,51% годовых.

3. ВТБ Пенсионный фонд — Накопленная доходность размещения средств пенсионных резервов, распределенная на счета клиентов АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) за 2010-2016 годы, составила 65,25% (сбалансированный инвестиционный портфель).

По результатам 2016 года на пенсионные счета клиентов АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по НПО распределена доходность в размере 8,88% годовых (сбалансированный инвестиционный портфель) и 7,42% годовых (консервативный инвестиционный портфель).

Пенсионные резервы (с учетом страхового резерва):

2,24 миллиарда рублей

Количество участников по негосударственному пенсионному обеспечению:

52 394 человека

Количество участников, получающих ежемесячную негосударственную пенсию:

3 707 человек

Средний размер ежемесячной негосударственной (дополнительной) пенсии от АО НПФ ВТБ Пенсионный Фонд:

3 090 рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе выполненного анализа можно констатировать, что они функционируют пока на недостаточном уровне, для того чтобы обеспечить социальное благополучие граждан. Реформирование, проведенное в этой системе конечно дало свои положительные результаты, но этого пока оказалось недостаточно. Что же касается негосударственных пенсионных фондов, то они, получив значительное распространение в количественном отношении, в настоящее время не могут рассматриваться как сложившаяся система негосударственного пенсионного обеспечения ни по числу вкладчиков, ни по числу участников, ни по применяемым социальным инвестиционным технологиям.

В то же время ряд НПФ, несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию и недоработку нормативной базы, накопили положительный опыт, работая именно по технологиям дополнительного пенсионного обеспечения или близким к ним. Все такие фонды можно реально рассматривать как пенсионные, и они, как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, имеют колоссальные потенциальные возможности, и в будущем составят крепкую основу для социального благополучия граждан.

НПФ могут стать не только стабилизирующим социальным, но и стабилизирующим инвестиционным фактором российской действительности.

Считаю что цель моей курсовой работы достигнута.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/osobennosti-opredeleniya-dohodov-negosudarstvennyih-pensionnyih-fondov/

Нормативно – правовая документация

1. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015)

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для накопительной части трудовой пенсии в РФ» Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

3.Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

4.

5.Указ Президента РФ от 16.09.1992 N 1077 (ред. от 12.04.1999)

«О негосударственных пенсионных фондах»

6. Постановление

7. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 N 117-ФЗ(ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.04.2017)

8. «Конституция Российской Федерации»

(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

9.Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 19.12.2016)

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Использованная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/osobennosti-opredeleniya-dohodov-negosudarstvennyih-pensionnyih-fondov/

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС. — 2014. — 128с

2.Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. Фетисов В.Д. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

3. Грудцына, Л. Ю. Пенсионное обеспечение граждан / Л. Ю. Грудцына // Адвокат. — 2015. — N 6. — С. 99-110.

4. Негосударственные пенсионные фонды в структуре коллективных инвестиций: Монография / Е.И. Куликова. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 116 с.

5. Бродский

6.Основы социального и пенсионного страхования в России: Учебное пособие/Е.В.Козлова — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 256 с

7.Право социального обеспечения : Учебник для образовательных учреждений для программы среднего образовательного учреждения .:В.П.Галаганов,2016г.

8.Финансы и кредит :Учебное пособие для образовательных учреждений среднего профессионального образования .: О.И.Лаврушина. Издательство КРОНУС 2016г.

9.Пенсионный

10. Вавулин Д.А. Негосударственные пенсионные фонды : место в системе обязательного пенсионного страхования / Вавулин Д.А.// ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2015.

11. Умурзаков Б. Роль и место пенсионного обеспечения в экономических отношениях людей в условиях углубления рынка / Б. Умурзаков // Трудовое право. — 2016.

Электронный интернет ресурс

1. Сайт Пенсионного фонда РФ. –

2.Консультант Плюс

3. Ермаков, Д. Н. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации [Электронный ресурс]

4, Основные направления развития негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного накопительного пенсионного страхования в Российской Федерации на период до 2020 года /http: //napf. Ru/files/4845/

5.Федотов Д. Пенсионное обеспечение и социальная стабильность / Федотов Д. // Человек и труд. — 2016. — N 12. — С. 23-24

6. Общие вопросы о НПФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.npf-atom.ru/faq/npf

7. Горюнов И.Ю. Негосударственные пенсионные фонды: социальный институт и объекты рынка http://www.pensionreform.ru/pension/107050

8. Перспективы развития НПФ на Урале в 2010 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: — 25.09.2010.

9. О фонде [Электронный ресурс] – Режим доступа:

10.Инвестиционная деятельность [Электронный ресурс] – Режим доступа: