Страхование внешнеторговых грузов в России

Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг.Все наростающее в последние годы количество международных сделок привело к усложнению форм договоров.

Цивилизованное ведение бизнеса, тем более при договорной форме

отношений и отсутствии монополии государственной собственности, просто немыслимо без страхования. Исключить же полностью риски, даже при самой совершенной форме договорных отношений, невозможно. Им можно только противодействовать различными способами. К числу этих способов по праву относится страхование – механизм, с помощью которого риск переводится на страховщика.

Страховой рынок подразумевает не только конкуренцию, но и

взаимодействие страховых организаций в выработке согласованных условий страхования проведение организационных и технических мероприятий по предупреждению ущерба , в первую очередь в транспортном страховании.

Рынок страхования грузоперевозок существует в России много лет. До недавних пор он пребывал в недоразвитом состоянии. Типовые экспортно-импортные операции не вызывали у страховщиков необходимости диверсифицировать предложение, а общее угнетенное состояние экономики не способствовало открытию новых ниш, особенно на рынке внутренних перевозок. Рост товарно-грузовых потоков, обусловленный общим экономическим подъемом и увеличением объемов импорта в последние два-три года, привел к тому, что возможности по предоставлению многих сопутствующих перевозке грузов страховых услуг перестали соответствовать запросам рынка.

В связи с этим вопрос о страховании грузов на российском рынке приобретает все большую актуальность в настоящее время. Львиная доля рынка страхования грузоперевозок приходится на экспортно-импортные операции.Грузы страхуются от риска гибели, повреждения или утраты, например в результате ДТП, пожара и хтщения. В основном страхуют такие грузы, как пищевые продукты, потребительские товары, промышленное оборудование, компьютерная и бытовая техника. Тарифы страховых компаний рассчитываются в большей части случаев для договоров, предусматривающих покрытие ущерба по всем рискам.

Договоры, заключаемые между участниками международной торговли,

зачастую являются проигрышными как для российской стороны, так и для страховой компании. Знание же всех нюансов страхования перевозок грузов позволит вывести торговлю на более высокий уровень, уменьшить затраты времени на решение вопросов о распределении потерь при возникновении страхового случая и тем самым стимулировать дальнейшие развитие страхования внешнеэкономической деятельности.

97 стр., 48008 слов

Анализ формирования и дальнейшее совершенствование рынка страховых ...

... самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают ... объем поступлений в страховые компании вырос в 17 раз, а выплаты - в 20. В настоящее время действует «Концепция развития страхования в Российской Федерации». ...

В связи с этим целью данной работы является исследование российского страхового рынка грузоперевозок, проблем его развития и возможные пути решения.

Для достижения этой цели были поставлены и решены слкдующие задачи:

  • рассмотреть теоретический материал,касающияся страхования грузов;
  • исследовать рынок страхования Росии и его изменения за период 2007-2010 годы;
  • проанализировать динамику рынка грузоперевозок за аналогичный период;
  • выявить проблемы и дальнейшую перспективу рынкак страхования грузов.

Объектом исследования является российский рынок страхования грузоперевозок.

Предметом исследования выступают страховые отношения, возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности страховых операций по поводу страхования грузов во внешнеэкономической деятельности.

В качестве информационной базы данной работы использованы научные,методические, учебные и информационные издания, законодательныеи нормативно-правовые акты, регулирующие страховое дело.

Эмпирической основой исследования послужили статистические и аналитические материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, информационно-аналитического агенства «Эксперт РА» результаты финансовой отчетности исследуемых страховых организаций России, использована информационная база системы Интернет.

Курсовая работа состоит из введения, содержания, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе представлена теоретическая часть по данной теме. Вторая глава представляет собой проведение анализа с выводами. Третья глава представляет собой анализ сильных и слабых сторон,а также возможностей и угроз.

Данная работа представлена на 72 страницах. Содержит в себе 11 таблиц, 1 графический рисунок.

Глава 1. Теоретические основы транспортного страхования грузов

  • 1.1. Понятие и классификация страхования
  • Страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. 1

    Страхование грузов — вид страхования, при котором объектом страхования являются грузы, перевозимые различными видами транспорта.2

    Транспортное страхование грузов – общий термин, используемый для обозначения полиса морского страхования, который обеспечивает защиту от убытков по грузам, находящимся в процессе перевозки водным, воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом. Обеспечивает страховую защиту от большинства опасностей, которым может подвергаться такого рода имущество.

    7 стр., 3324 слов

    Транспортное страхование грузов (страхование карго)

    ... 50% всех перевозок, па железнодорожном транспорте около 40%, на автотранспорте — 20%, авиаперевозки — 10%. Страхованием грузов занимается подавляющее большинство зарубежных транснациональных страховых компаний, в ... ознакомлен и согласен с Правилами страхования грузов данной компании. На основании заявления страхователь и страховщик заключают договор страхования, который может быть оформлен только ...

    В данной области существует определенная классификация по страхованию грузов по различным категориям.

    Разновидности страхования классифицируются по следующим условиям:

    • вид транспортируемых грузов;
    • метод перевозки;
    • содержание народнохозяйственных интересов.

    В зависимости от характера перевозимых грузов выделяются следующие разновидности

    • страхование генеральных грузов (генгрузов).

      Генгрузами считаются грузы, упакованные в стандартную, общепринятую тару, не требующих специальных параметров перевозки;

    • страхование наливных, насыпных, навальных грузов;
    • страхование сельскохозяйственных и иных животных;
    • страхование драгоценных металлов, банковских банкнот, монет.

    Страхование генеральных грузов, в свою очередь, классифицируются на страхование машин и оборудования, электротехнических товаров, автомашин, продовольствия. Отдельно выделяется страхование выставочных грузов(экспонатов).

    Уникальность этого вида страхования в том, что выставочные грузы, есть не что иное, как собственность одного владельца на все время перевозки и транспортировки. К другой группе относятся страхование хрупких грузов, страхование грузов со специальными химико-физическими параметрами (например, взрывчатых веществ).

    В зависимости от типа транспортировки, различаются следующие разновидности

    • наземное страхование грузов (железнодорожным и автомобильным транспортом);
    • страхование грузов при транспортировке по воздуху;
    • страхование грузов при транспортировке внутренними водными путями; комбинированное страхование;
    • страхование почтовых отправлений.

    С точки зрения народнохозяйственных интересов страхование грузов во внешнеторговой деятельности классифицируют на:

    • страхование экспортных грузов;
    • страхование импортных грузов.

    В договоре страхования страхователь и страховщик определяют объекты страхования, составляющие страховой интерес. Страховым интересом страхователя, т.е. предметом его договора о страховании со страховщиком является груз, плата за перевозку и ожидаемая прибыль.

    8 стр., 3999 слов

    Совершенствование страхования международных грузовых перевозок. Часть

    ... комиссаров Глава 2. Договорные основы страхования международных грузовых перевозок 2.1. Стороны договора страхования и виды страховых полисов Договор страхования заключается между страхователем и ... физические, так и юридические лица. Заключить договор страхования грузов (выступить страхователем по договору страхования грузов) может любой из участников транспортной цепочки: грузоотправитель, ...

    Страховые случаи в страховании грузов классифицируются следующим образом:

    Во-первых, это результат стихийного бедствия, проявления природных сил: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т.д.

    Все эти риски, являющиеся следствием действия природных сил, относятся к категории непредвиденных обстоятельств. В абсолютном большинстве случаев страховщик отвечает за их последствия. Исключение составляют физико-химические процессы: усушка, утруска и т.д.

    Страховые случаи второй категории – это результат человеческой деятельности. Они определяются как риск, исходящий от третьих лиц, другими словами, лиц, осуществляющих перевозку грузов, а также лиц, не имеющих отношения к перевозке грузов (напр. злоумышленники).

    Страхование грузов зачастую ошибочно трактуется. Среди грузовладельцев бытует убеждение, что транспортная компания в любом случае отвечает за сохранность груза в процессе грузоперевозки, и в случае его гибели, утраты или повреждения возьмет на себя все расходы по возмещению. То есть, предприниматели ошибочно ставят знак равенства между транспортным документом и договором страхования груза. Однако, это неверно.

    Безусловно, транспортный документ это гарантия возмещения вреда, причиненного грузу. Но вместе с тем, экспедирование грузов попадает под действие транспортного законодательства (как российского, так и международного), и там четко регламентированы зоны ответственности перевозчиков. А также прописаны случаи (обстоятельства непреодолимой силы, форс-мажор), когда транспортная организация полностью освобождается от ответственности.

    Про страхование грузов предприниматели вспоминают иногда уже после того, как груз серьезно пострадал в процессе транспортировки или был полностью уничтожен. И даже понимая эффективность грузового страхования, российские предприниматели на груз, и как правильно составить договор страхования грузов. В данном случае опытный консультант из страховой компании сумеет урегулировать все неясные моменты.иногда плохо представляют себе риски, от которых нужно страховаться, момент перехода права собственности

    Страховое покрытие

    Страховое покрытие по соглашению страхования грузов подразделяется на:

    • стоимость грузов, расходы на перевозку(фрахт), вероятную прибыль;
    • целесообразные расходы, которые предприняты страхователем для недопущения или снижения ущерба при наступлении страхового случая;
    • расходы и жертвы по общей аварии;
    • затраты на перегрузку, складирование и дальнейшую транспортировку груза после страхового случая.

    Страховое покрытие классифицируется в зависимости от транспорта, которым транспортируется груз; от того, перемещается груз собственным транспортом или наемным; в границах страны или за рубеж.

    13 стр., 6320 слов

    Страхование международных перевозок и его влияние на таможенные ...

    ... перевозимые грузы, фрахт, а также ответственность перевозчика перед третьими лицами. Актуальность выбранной темы обусловлена ростом внешнеторгового оборота Российской Федерации в последние годы, что усиливает значение роли страхования международных перевозок. ...

    Во многих случаях при транспортировке одного груза применятся два или более типов транспорта. Этот комбинированный метод перевозки может быть оформлен транспортировщиком с помощью сквозного коносамента, покрывающего весь путь передвижения груза. В таком варианте можно применить комбинированное транспортное страхование, гарантирующие постоянное покрытие рисков, начиная от первой транспортировки груза на складе отправителя до окончания перевозки на складе получателя.