Теоретические основы пенсии за выслугу лет

Курсовая работа

Введение

Социальное обеспечение — историческая категория, обусловленная общественной необходимостью. В его нынешнем виде оно возникло относительно недавно — во второй половине XIX века. Но и в более ранние времена можно найти примеры заботы о людях старшего возраста. Это происходило либо в рамках традиционных семейных или племенных отношений, либо в качестве благотворительности. Причем забота эта распространялась не только на категории людей с ограниченной способностью содержать самих себя.

Одним из самых важных видов социального обеспечения граждан Российской Федерации является пенсионное обеспечение, устанавливаемое законами и гарантируемое ст. 39 Конституции Российской Федерации1.

Выслуга лет – стаж работы в определённых областях, дающий право на получение отдельного вида пенсий. Получать такую пенсию, согласно нашему законодательству, имеют право:

  • военнослужащие, кроме тех, кто проходит срочную службу в рядах российской армии;
  • космонавты;
  • федеральные служащие госструктуры;
  • лётчики и испытатели.

Назначение данной пенсии регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»2.

В системе пенсионного обеспечения по выслуге лет имеется немало проблемных, дискуссионных, недостаточно урегулированных в правовом отношении вопросов.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.

Предмет исследования — нормы права, регламентирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.

Цель настоящей работы – проанализировать пенсии за выслугу лет.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • изучить теоретические основы за выслугу лет;
  • проанализировать условия назначения, размер и порядок исчисления пенсий за выслугу лет.

Методами исследования явились: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, формально-логический.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы пенсии за выслугу лет

1.1 Понятие и функции пенсии за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет — это ежемесячная денежная выплата, производимая из федерального бюджета лицам, имеющим специальный трудовой стаж установленной продолжительности на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности (пригодности) до наступления общего пенсионного возраста. Пенсия назначается, как правило, независимо от возраста и при условии оставления работы (службы) в должностях, дающих право на эту пенсию, исчисляется из заработка гражданина и является основным или одним из основных источников его существования3.

4 стр., 1641 слов

Пенсии по возрасту

... 25 лет; женщинам – по достижении возраста 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста следующим ...

Пенсия за выслугу лет выполняет те же функции, что и любая иная пенсия: экономическую, социальную, политическую, социально-психологическую и демографическую.

В экономической функции принято выделять обеспечительную и производственную подфункции.

Обеспечительная подфункция пенсии за выслугу лет проявляется в том, чтобы служить основным или одним из основных источников средств существования пенсионеров, средством удовлетворения их потребностей и поддержания жизнедеятельности. Реализации данной подфункции служат регулирование минимального, максимального размеров пенсии за выслугу лет и т.д.

Суть производственной подфункции заключается в положительном воздействии на экономические процессы, протекающие в обществе и, в первую очередь, на рынке труда. Данная подфункция включает в себя два относительно самостоятельных компонента — стимулирующий компонент, содержащий мотивационный механизм, который поощряет людей к работе в особых условиях труда, к получению высоких заработков с тем, чтобы при выходе на пенсию иметь льготы при ее назначении, получать пенсию в более высоком размере; и компонент смены трудовых поколений, который выявляет роль пенсии за выслугу лет в выводе из производственного процесса возрастных работников и замещения их более молодыми. В пенсии за выслугу лет, назначаемой военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, мотивационный механизм играет важную роль, так как военная служба и служба в правоохранительных органах сопряжена с опасностью для жизни и здоровья как служащего, так и членов его семьи. Государство заинтересовывает высококвалифицированные кадры в поступлении на государственную службу, и в качестве одного из таких стимулов служит пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Смена трудовых поколений важна для сферы государственной службы, как в силу специфики деятельности органов, так и в силу особенностей кадровой политики на государственной службе (установление предельного возраста пребывания на службе).

Производственная подфункция выступает и в качестве средства перераспределения рабочей силы, как между отраслями экономики, так и внутри них. Так, назначение пенсии за выслугу лет военнослужащему возможно только при оставлении службы, но это не препятствует ему поступить на государственную гражданскую службу, на работу в различные коммерческие и некоммерческие организации.

Социальная функция включает в себя защитную и компенсационную подфункции.

Защитная подфункция пенсии за выслугу лет служит предупреждению, смягчению или устранению неблагоприятных последствий, связанных с длительным исполнением профессиональных обязанностей, направлена на защиту пенсионера от угрозы отсутствия дохода из-за объективных трудностей в поиске работы, нищеты, болезней и пр. Пенсия позволяет гражданину оставить работ) (службу), вести достойное существование, удовлетворять свои основные потребности, причем на уровне, соизмеримым с его прошлым денежным довольствием (содержанием).

Компенсационная подфункция включает в себя взаимосвязи между размером пенсии за выслугу лет и размером денежного довольствия работников перед назначением пенсии, а также между размером пенсии и снижением ее реальной стоимости в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги; т.е. речь идет и о компенсации утраченного заработка с помощью механизма исчисления пенсии, и об индексации пепсин.

5 стр., 2487 слов

Пенсии судьям за выслугу лет

... судьям, ушедшим в отставку, и бывшим судьям, находящимся на пенсии. Право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют: Судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи ... распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ», членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается. 2.2. ...

Политическая функция любого вида пенсионного обеспечения основана на том, что пенсия служит одним из важных инструментов социальной политики государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Пенсионное обеспечение за выслугу лет в силу специфики государственной службы является эффективным средством социальной защиты служащих и членов их семей, обеспечивающим поддержание социального статуса лиц, служивших государству, а значит, и самого государства.

Социально-психологическая функция пенсии отражает ее роль в обеспечении у людей уверенности в завтрашнем дне, чувства их реальной социальной защищенности. Пенсионное обеспечение за выслугу лет, реализуя данную функцию, позволяет гражданину оставить работу (службу) или сменить профиль деятельности без ущерба для поддержания собственного дохода. Поддержанию уверенности способствует и механизм индексации пенсии, основанный на ее синхронном увеличении при изменении сумм денежного довольствия (содержания) служащих.

Демографическая функция пенсионного обеспечения за выслугу лет состоит в воздействии данного вида пенсии на смену поколений. С помощью данной функции смягчается переход людей среднего поколения в категорию старшего поколения, осуществляется замещение возрастных служащих в государственных органах молодыми, чем также смягчаются противоречия между поколениями. Пенсия позволяет не чувствовать пенсионеру себя на иждивении членов его семьи, что способствует поддержанию гармоничных отношений в семье.

1.2 Виды пенсий за выслугу лет

Стоит начать с того, что в России существуют 2 модели пенсионного обеспечения:

1. Резерв создается за счет компании.

2. Осуществляется денежная выплата за счет государства.

Организация ежемесячно отчисляет страховые взносы в пенсионный фонд России в размере 22%. Из них, для лиц 1967 года рождения и моложе, 16% идут на страховую часть работника, и 6% на накопительную. Из 16%, 6%- солидарная часть тарифа и 10%- индивидуальная. А для лиц 1966 года рождения и старше 22% идут на страховую часть. Из них 6%- солидарная часть тарифа и 16%- индивидуальная часть. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при условии наличия страхового стажа не менее пяти лет4.

За счет государства выплачиваются пенсии:- по инвалидности- по случаю потери кормильца- социальная пенсия — пенсия по выслуге лет.

Право на пенсию по инвалидности имеют граждане, которые признаны инвалидами I, II или III группы. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Супругу или одному из родителей данное обеспечение назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Право на социальную пенсию имеют лица, которые в силу обстоятельств не имеют трудового стажа, в связи с чем не приобрели права на трудовую пенсию. Примером являются дети-инвалиды, инвалиды с детства, дети сироты, инвалиды, а также граждане, которые не имеют право на трудовую пенсию. Пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим и сотрудникам силовых структур.

16 стр., 7561 слов

Государственный служащий, его права, обязанности, ответственность

... нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение государственных служащих — условия и порядок их работы, права и виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращение ими государственной службы и т. п. Основные источники этого законодательства ...

Итак, пенсия за выслугу лет является одним из видов государственного пенсионного обеспечения. В зависимости от субъектов, которым назначается пенсия, различаются следующие виды пенсии за выслугу лет:

1) пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим;

2) пенсии за выслугу лет военнослужащим;

3) пенсии за выслугу лет гражданам из числа космонавтов;

4) пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава5.

Таким образом, по данной главе стоит сделать вывод, что пенсия за выслугу лет имеет важное значение в системе пенсионного обеспечения и классифицируется в зависимости от субъектов, которым она назначается.

Глава 2. Пенсии за выслугу лет: условия назначения, размер и порядок исчисления

2.1 Условия назначения пенсии за выслугу лет

Государственные служащие имеют право получать такой вид пенсии при соблюдении нескольких условий, которые указаны в Федеральном законе от 27. 07. 2004 года № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»:

  • стаж службы на государство должен быть не менее 15 лет;
  • занимать должность государственного служащего не менее 12 месяцев без перерыва;
  • увольнение со службы по уважительным причинам (истечение срока службы, расторжение контракта и другое).

Право на пенсию за выслугу лет при увольнении имеют федеральные государственные служащие со стажем госслужбы не менее 15 лет в следующих случаях:

  • соглашение сторон служебного контракта;
  • истечение срока действия срочного служебного контракта;
  • расторжение контракта по инициативе самого служащего;
  • отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности в связи с изменением существенных условий служебного контракта либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;
  • отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе, а также отказ госслужащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
  • расторжение контракта по инициативе нанимателя в случае несоответствия госслужащего занимаемой должности по состоянию здоровья или вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;
  • в связи с восстановлением на службе ранее замещавшего эту должность служащего по решению суда;
  • в связи с избранием или назначением служащего на государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;
  • в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ
  • признание гражданского служащего полностью нетрудоспособным, недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • достижение предельного возраста пребывания на госслужбе — 60 лет6.