Защита пенсионных прав

Введение

пенсионный право судебный законодательство

Формирование в России демократического, правового, социального государства обусловило повышение интереса к правовому регулированию социальных отношений, особенно связанных с социальной защитой, поддержкой государством людей, подвергшихся воздействию таких социальных рисков, как старость, инвалидность, потеря кормильца.

Пенсионное обеспечение рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25-30% жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что пенсионное обеспечение в нашей стране является одним из основных видов социального обеспечения и право на него относится к числу важнейших социальных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В то же время с момента реформирования пенсионной системы нарушение данного права носит массовый характер, что вынуждает граждан использовать все способы защиты для его восстановления.

Нарушения, допускаемые в процессе реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, обусловлены, прежде всего, сложностью самого пенсионного законодательства, которое с принятием каждого нового акта становится все более недоступным для понимания даже специалистами, не говоря о населении, которое выступает участником пенсионных отношений, что говорит о существующей необходимости дальнейшего системного совершенствования пенсионного законодательства, которое, с одной стороны, устанавливало бы достойный уровень пенсионного обеспечения, а с другой — гарантировало гражданам простоту и доступность беспрепятственной реализации пенсионных прав.

Целью исследования является выявление эффективности действующего правового механизма защиты права человека на пенсионное обеспечение, поскольку защита прав рассматривается в качестве одной из гарантий беспрепятственной их реализации.

Исходя из темы исследования, были поставлены и решались следующие задачи:

1. Дать общую характеристику системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

2. Раскрыть содержание права граждан на государственную защиту своих пенсионных прав.

3. Проанализировать правовые способы и формы защиты нарушенного права на пенсионное обеспечение, выявление места и значения судебной защиты среди этих способов;

13 стр., 6026 слов

Организация работы с гражданами в системе пенсионного обеспечения ...

... работы с гражданами в системе пенсионного обеспечения и социальной защиты. Для достижения поставленной цели следует изучить новейшее российское и Пензенское законодательство посвященное вопросам социальной защиты населения, пенсионному обеспечению, а также праву граждан на обращения ...

4. Провести анализ судебной практики по делам, связанным с защитой пенсионных прав граждан в Российской Федерации и Республике Коми.

5. Внести предложения, направленные на дальнейшее совершенствование правового механизма защиты прав граждан на пенсионное обеспечение.

Объектом исследования является правовое регулирование и особенности прав граждан в сфере пенсионного обеспечения.

Предмет исследования составляют источники права, регулирующие право на защиту прав граждан в сфере пенсионного обеспечения.

В основу исследования положен общенаучный диалектический метод познания, универсальные научные методы: системно-структурный, формально-логический, методы анализа, синтеза. В работе также применяются такие специальные юридические методы исследования, как историко-правовой, сравнительно-правовой.

Правовой основой работы являются международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и кодексы (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О страховых пенсиях», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и другие), постановления Правительства РФ, ведомственные акты в сфере пенсионного обеспечения.

Теоретической и информационной базой для написания работы послужили труды следующих авторов: Е.А. Барановой, Е.А. Боброва, О.В. Ерофеевой, Д.Р. Казанбековой и других.

1. Общая характеристика системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

1.1 Понятие и принципы пенсионного обеспечения

База для построения пенсионной системы России закладывается с конца XVII в., когда начинается более четкое правовое оформление отношений по обеспечению нетрудоспособных служилых людей, обусловленное несоответствием действовавших правовых актов экономическим и политическим общественным отношениям России. Прообразом пенсионного обеспечения выступало наделение отставных служащих землей в виде прожиточного поместья и выслуженной вотчины, однако считать их пенсиями нельзя.

Условиями обеспечения являлись: увечья военнослужащих и иные причины, повлекшие неспособность к службе, а также смерть военнослужащего.

Обеспечение нетрудоспособных людей в указанный период не являлось всеобщим, поскольку распространялось только на военнослужащих, и в некоторых случаях — на членов их семей.

В первой четверти XVIII века пенсионное законодательство становится более четким по форме, усиливаются черты юридического формализма и всеобщности, характерные для законодательства.

В указанный период приобрели законодательное оформление нормы правовых обычаев об обеспечении отставных военных и членов их семей. Заложены основы законодательного регулирования пенсий по случаю потери кормильца в современном ее понимании. Субъектом пенсионных отношений являлась семья.

Важную роль в становлении пенсионного законодательства сыграло Соборное уложение 1649 года, соответствовавшее новой стадии развития социально-экономических и политических отношений. Данный нормативный акт законодательно закрепил право на обеспечение служащих в случае неспособности продолжать службу и членов их семей в случае потери кормильца в натуральной форме путем предоставления поместья.

Впервые пенсионные выплаты в денежном выражении начали производиться в конце XVII века раненым иноземным начальникам и офицерам, а также членам семей иноземцев, убитых на войне. Таким образом, первыми субъектами пенсионного обеспечения являлись иностранные подданные.

5 стр., 2383 слов

Пенсионное обеспечение в Чечне

... 1.2 Задачи и цеди Управления Пенсионного Фонда по Чеченской республике Основной целью Управления Пенсионного Фонда по Чеченской Республике является пенсионное и социальное обеспечение населения республики. В рамках реализации указанной задачи Пенсионный Фонд выполняет ряд ведущих функций, которые ...

В достаточной степени регламентированная и сформированная как организационно-правовой институт пенсионная система появилась в России к началу XIX века в результате изменений в обществе политического, экономического и социального характера, способствовавших развитию законодательства. Историко-правовая наука, законодательство и правоприменительная практика XIX века характеризовались двойственным пониманием сущности пенсии (как награды за службу и права на обеспечение при наличии установленных законом условий).

В настоящее время пенсионное обеспечение — это форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях.

Пенсионное обеспечение — комплексный институт, который состоит из

  • подинститутов по видам пенсий;
  • объединенных в самостоятельный институт норм, определяющих правила назначения и выплаты пенсий, порядок перерасчета ее размеров.

Основаниями для пенсионного обеспечения по праву Российской Федерации являются: соответствующий возраст, инвалидность, смерть кормильца (для нетрудоспособных членов его семьи), длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Под правовыми принципами пенсионного обеспечения, понимаются исходные начала и руководящие положения, характеризующие сущность и содержание, внутреннее устройство и перспективы дальнейшего развития норм права пенсионного обеспечения.

Принципы правового регулирования пенсионного обеспечения:

  • принцип осуществления пенсионного обеспечения на основе обязательного государственного социального страхования;
  • принцип общности и возможности (доступности) условий осуществления пенсионного обеспечения;
  • принцип разнообразия видов пенсионного обеспечения;
  • принцип дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения;
  • принцип предоставления пенсионного обеспечения на уровне не ниже прожиточного минимума;
  • принцип создания равных условий для деятельности организаций по пенсионному обеспечению независимо от их форм собственности;
  • принцип защиты прав граждан на пенсионное обеспечение.

Значение установления принципов правового регулирования пенсионного обеспечения заключается в следующем:

Во-первых, эти принципы отражают в целом сущность норм пенсионного права и эти нормы способствуют созданию связей с экономическими основами общества.

Во-вторых, эти принципы выступают одной из основ объединения отдельных норм пенсионного законодательства в единую систему.

В-третьих, эти принципы направляют дальнейшее развитие пенсионного законодательства и в дальнейшем окажут действенную помощь применению норм пенсионного права.

В-четвертых, эти принципы будут определять положение субъектов права пенсионного обеспечения, их права и обязанности.

В-пятых, система внутриотраслевых принципов в целом позволит определить сферу деятельности института пенсионного права, а также отражать реальные социально-экономические и политические процессы в обществе в меняющемся правовом пространстве и создать динамичную систему взаимодействия принципов.

Ученые, указывая на значение принципов права, отмечают, что принципы, обеспечивая правотворчество, реализацию права и идеологическое единство правопорядка в целом, также «позволяют глубже выяснить» смысл конкретных норм законодательства, «играют направляющую роль в их толковании». Принципы также выступая критериями легитимности действующего законодательства, могут быть использованы для оценки его содержания.

3 стр., 1412 слов

Пенсионное обеспечение в Италии

... банкротство. То, что систему пенсионного обеспечения в Италии необходимо реформировать, стало понятно еще в начале 90-х годов. пенсия накопительный реформа италия 3.Пенсионная система Существующая пенсионная система создавалась в середине ... суммы уплаченных страховых взносов. Этой реформой введен также гибкий пенсионный возраст. С 1 января 2012 г. вступила в силу пенсионная реформа, предусмотренная ...

Цельность, неприкосновенность и реальная гарантированность субъективных прав граждан является одной из основных целей правовой системы нашей страны. Право на пенсионное обеспечение является одним из основных субъективных прав граждан и поэтому оно защищается и общими гарантиями, предусмотренными в конституции, и специфическими гарантиями, предусмотренными в пенсионном законодательстве.

В систему специфических гарантий, существующих в пенсионном праве входят:

  • установление демократической и гибкой процедуры назначения пенсий. Это означает, что процедуры доказывания и оформления прав граждан на пенсию должны быть достаточно простыми и легкими. Перечень документов, необходимых для назначения пенсий должна быть сформирована таким образом, чтоб требовалось как можно меньше документов;
  • выбор наиболее эффективного способа доставки назначенных пенсий;
  • учет интересов пенсионеров при установлении сроков осуществления права на пенсионное обеспечение.

1.2 Система пенсионных прав в Российской Федерации

Большинство россиян сегодня формируют и получают так называемые страховые пенсии. Обязательное пенсионное обеспечение, которое охватывает всех работающих россиян, основывается на страховых принципах.

Страховая пенсия — ежегодная денежная выплата в целях компенсации застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости или инвалидности.

Существуют три вида страховых пенсий:

  • страховая пенсия по старости — самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).

    Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ;

  • страховая пенсия по инвалидности назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления.

Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет;

— страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение — лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Страховая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет).

Условием для назначения такой пенсии является наличие определенной продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента, размер которого с 1 января 2015 года устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины коэффициента 30. В соответствии с пенсионным законодательством правом на досрочную пенсию обладают установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан. При этом для определенных профессиональных категорий периоды соответствующей работы засчитываются в стаж для досрочной пенсии начиная с 1 января 2013 года при уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, а после проведения специальной оценки условий труда — наличия на рабочих местах вредного и (или) опасного класса условий труда.

12 стр., 5570 слов

Пенсия по потере кормильца после 18 лет

... сроки назначения трудовой пенсии и пенсии по случаю утери кормильца. Объектом исследования являются граждане, имеющие основания получать пенсию по случаю утери кормильца. Предметом исследования является технология пенсионного обеспечения граждан РФ по случаю утери кормильца. Для достижения поставленной ...

Для назначения страховой пенсии по старости должны быть соблюдены три условия.

Первое — достижение общеустановленного возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Второе — страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2015 году он составляет 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.

Третье — 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов).

Требование по наличию 30 баллов также вводится постепенно: в 2015 году — 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году.

Для назначения страховой пенсии по инвалидности должны быть соблюдены следующие условия: признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности (осуществляет федеральное учреждение медико-социальной экспертизы); наличие хотя бы одного дня страхового стажа. Если полностью отсутствует страховой стаж, то назначается социальная пенсия по инвалидности.

Для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца должны быть соблюдены следующие условия: наличие страхового стажа у умершего кормильца (хотя бы одного дня); наступление смерти кормильца не связано с совершением нетрудоспособным членом семьи умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке.

Формирование пенсии по обязательному пенсионному страхованию происходит за счет страховых взносов, которые работодатели (еще их называют страхователями или плательщиками страховых взносов) уплачивают в период трудовой деятельности за своих работников и за себя в Пенсионный фонд России.

Общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22%. Часть тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 6%, — солидарный тариф. Он предназначен для формирования в масштабах всей страны денежных средств, необходимых для фиксированной выплаты пенсионерам.

Остальная часть тарифа страховых взносов, 16%, — индивидуальный тариф. Средства, поступившие по этому тарифу, отражаются на индивидуальном лицевом счете человека в ПФР. Но не как реальные деньги на банковском счете, а в виде пенсионных прав, гарантированных государством.

Эти средства автоматически пересчитываются в пенсионные баллы. Собственно деньги при этом направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам — нашим бабушкам и дедушкам. Такая система, при которой страховые взносы работающего поколения идут на выплату текущих пенсий, называется солидарной.

7 стр., 3142 слов

Пенсии по случаю потери кормильца

... права нетрудоспособных иждивенцев на получение пенсии по случаю потери кормильца. Право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоящие на его иждивении. Для получения гражданином права на пенсию ... порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденного Приказом Министерства ...

Чтобы пенсионные права будущих пенсионеров не обесценивались, государство ежегодно увеличивает стоимость пенсионного балла на уровень не ниже инфляции в предыдущем году. Таким образом, происходит увеличение страховой пенсии — ежегодная индексация.

Накопительная пенсия — это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования.

Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если уже сделан или до конца 2015 года будет сделан выбор в ее пользу.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.

Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Размер накопительной пенсии рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты — 19 лет (228 месяцев).

Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 228 месяцев.

Размер накопительной пенсии будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее приобретения права на указанную пенсию. Например, если обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений будет делиться уже на 192 месяца.

Для назначения накопительной пенсии должны совпасть два фактора: человек должен иметь право на назначение страховой пенсии и иметь средства пенсионных накоплений.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15.12. 2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

47 стр., 23211 слов

Учёт и анализ расходов по социальному страхованию и обеспечению

... с тем, с переходом на уплату страховых взносов финансирование расходов по оздоровлению детей, долечиванию застрахованных граждан непосредственно после проведенного лечения или операций, а также расходы на выплату пособий студентам будут ...

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава.

Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф. Условия для назначения государственной пенсии по старости различаются в зависимости от статуса граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы или с последствиями других радиационных или техногенных катастроф.

Государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам. Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет.

Государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.

Проблема обеспечения достойного уровня пенсионного обеспечения граждан приобрела особенно важное значение в последнее время. Пенсионное обеспечение в России касается жизненно важных интересов более 38 миллионов человек — пенсионеров, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Пенсионное обеспечение — это комплексный институт, элемент социального обеспечения, включающий подинституты по видам пенсий (страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца, пенсии по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия); подинститут норм, определяющих правила назначения и выплаты пенсий, порядок перерасчета ее размеров.

Основаниями для пенсионного обеспечения по праву Российской Федерации являются: соответствующий возраст, инвалидность, смерть кормильца (для нетрудоспособных членов его семьи), длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения в нашей стране основано на следующих принципах: принцип осуществления пенсионного обеспечения на основе обязательного государственного социального страхования; принцип общности и возможности (доступности) условий осуществления пенсионного обеспечения; принцип разнообразия видов пенсионного обеспечения; принцип дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения; принцип предоставления пенсионного обеспечения на уровне не ниже прожиточного минимума; принцип создания равных условий для деятельности организаций по пенсионному обеспечению независимо от их форм собственности; принцип защиты прав граждан на пенсионное обеспечение.

13 стр., 6316 слов

Договор аренды с правом выкупа

... к договору аренды, которым арендатору предоставляется право выкупа арендованного имущества. Для многих видов аренды существуют особые правила о форме договора и его государственной регистрации. 2.2 Срок договора аренды. Возобновление арендных отношений. Срок договора аренды ...

2. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение

2.1 Содержание права граждан на государственную защиту своих пенсионных прав

Право граждан на судебную защиту было впервые закреплено в пенсионном законодательстве в Законе РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990. Статья 129 указанного Закона устанавливала, что споры по вопросам назначения и выплаты пенсий, удержания из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсии разрешаются вышестоящим органом социального обеспечения; однако, если гражданин (предприятие, организация) не согласен с принятым этим органом решением, спор разрешается в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, т.е. закреплялась императивная (условная) подведомственность. Таким образом, у граждан появилась возможность судебного обжалования неправомерных действий органов и должностных лиц, нарушающих пенсионные права граждан.

Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в п. 7 ст. 18 закрепил альтернативную подведомственность споров по вопросам пенсионного обеспечения и предоставил возможность гражданину по своему усмотрению определять орган, который будет рассматривать его спор с органом пенсионного обеспечения.

По этому поводу также следует отметить, что специальные нормативно-правовые акты, как правило, закрепляют только подведомственность спора по вопросам пенсионного обеспечения тому или иному органу, а порядок и сроки обращения в этот орган, порядок разрешения спора регулируются гражданским процессуальным и административным законодательством.

Право на пенсионное обеспечение, будучи одним из основных социально-экономических прав граждан, признано и на международном уровне. Право на социальное обеспечение содержится во всех основных международных актах, закрепляющих основные права и свободы человека, и признается важной гарантией реализации основных прав и свобод каждого человека. Так, право граждан на социальное обеспечение в качестве одного из основополагающих и неотъемлемых прав закреплено во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Согласно статье 25 Всеобщей декларации прав человека: «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах указывает, что «одним из основных направлений деятельности социального государства является непрерывное улучшение условий жизни граждан».

По своему содержанию право на социальное обеспечение предполагает принятие государством комплекса мер по обеспечению обслуживания граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и иных жизненных ситуациях, когда они не могут использовать собственный труд для получения систематического дохода либо вознаграждения за труд.

Выделяя в комплексном содержании права на социальное обеспечение в качестве самостоятельного элемента право на пенсионное обеспечение, можно выделить конкретные правомочия гражданина, определяющие содержание данного права. К их числу относятся: получение гражданином материального обеспечения при наступлении определенных жизненных обстоятельств; получение пенсионного обеспечения регулярно; получение обеспечения в установленном порядке (путем доставки на дом, через орган связи, путем перечисления на банковский счет); получение обеспечения на определенном уровне, гарантирующем достойные условия жизни, а в итоге и право на жизнь.

34 стр., 16760 слов

Споры о защите прав потребителей

... передача полномочий органа госнадзора в области защиты прав потребителей органам исполнительной власти. ... работы). Права потребителя нуждаются в защите отношений направленных на защиту его прав, урегулированных на законодательном уровне нормативными актами такими как: Конституция РФ4, Гражданский Кодекс РФ5, Закон РФ «О защите прав ... возмещать деньги, необходимо составить жалобу. Отнесите ее в магазин, ...

Право на жизнь не будет реализовано в случае нарушения одного из перечисленных выше правомочий гражданина, которое в свою очередь может стать предметом защиты при обращении гражданина в соответствующие органы, в том числе и в судебные.

Под гарантиями прав граждан в сфере пенсионного обеспечения понимаются условия и средства как общего (экономического, политического и духовного), так и специального (юридического) характера, обеспечивающие реализацию, защиту и восстановление конституционных прав человека, одним из которых является право на пенсионное обеспечение.

В правовой доктрине почти единодушно признается классификация гарантий на общие (общесоциальные) и специальные (юридические).

При этом общие гарантии делят на экономические, политические и духовные, а юридические гарантии (материально-правовые, процедурные и процессуальные) объединены нормативной составляющей их организации и взаимодействия, которая обусловлена процессуальной системой правовых средств, выполняющих особую роль в обеспечении реализации декларированных прав человека и гражданина.

В пенсионном обеспечении следует выделять как основные и наиболее значимые — экономические и юридические гарантии, обеспечивающие реализацию и защиту пенсионных прав граждан.

Экономические гарантии связаны с выделением доли валового внутреннего продукта, достаточной для формирования финансовых ресурсов, без которых реализация пенсионного обеспечения невозможна. Однако сами по себе соответствующие экономические условия не могут обеспечить гражданину право на пенсию, тем более защитить его от посягательств и нарушений, в связи с чем оно нуждаются в специальных, юридических гарантиях, т.е. в единых по правовой форме средствах, призванных непосредственно обеспечивать правомерное пользование правом, исполнение обязанностей, охрану и защиту его.

В системе юридических гарантий можно выделить гарантии осуществления (реализации) пенсионных прав и гарантии их защиты.

Конституция РФ устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности статья 39 Конституции РФ гласит:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

К числу гарантий права каждого на пенсию, следует относить и юридическую ответственность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение. Это будет способствовать предупреждению нарушений пенсионных прав граждан и в случае нарушения гарантировать полное их восстановление.

Гарантии защиты пенсионных прав, представляющие собой правовые средства, обеспечивающие охрану права на пенсионное обеспечение.

Рассмотрим систему органов, осуществляющих государственную защиту прав и свобод граждан. К таким органам отнесены не только собственно государственные органы и их должностные лица, но и органы местного самоуправления, которые организационно не входят в систему государственной власти. Среди государственных органов можно выделить:

  • Президент РФ, который согласно Конституции как глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 80);
  • Общественная палата РФ, обеспечивающая взаимодействие граждан с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти;
  • органы представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов призванные нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан;
  • Правительство РФ (подконтрольные ему федеральные министерства и иные федеральные органы, а также их территориальные органы) осуществляющее меры исполнительного характера, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод на территории всей страны;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ и в ее субъектах, призванный обеспечивать в стране гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
  • Прокуратура Российской Федерации, функцией которой является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

— Судебная власть, которую осуществляют два федеральных органа судебной власти Конституционный Суд РФ, Верховный Суд Р. Следует также отметить, что признание Российской Федерацией юрисдикции Европейского суда по правам человека позволило обеспечить возможность российским гражданам защищать свои права на международном уровне.

Государственная защита права граждан на социальное (пенсионное) обеспечение является единственным способом защиты, в отличие от трудового (статья 352 Трудового кодекса РФ) и гражданского права (статья 12 Гражданского кодекса РФ), предусматривающих достаточно широкий перечень способов защиты (самозащиту, защиту профессиональными союзами, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, судебную защиту; признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, взыскание неустойки, убытков и т.п.).

Содержание права гражданина на государственную защиту следует рассматривать как совокупность конкретных правомочий, реализация которых направлена на полное восстановление нарушенного права, включая право на пенсионное обеспечение.

К числу таких правомочий отнесены:

  • выбор гражданином способа защиты;
  • право обжаловать решение и (или) действие (бездействие) любого органа, компетентного решать вопросы пенсионного обеспечения;
  • право обжаловать решение и (или) действие (бездействие) органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, либо обратиться в компетентный орган в случае возникновения спора о праве на любой стадии реализации права на пенсионное обеспечение;
  • право обжаловать решение и (или) действие (бездействие) органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, либо обратиться в компетентный
  • орган в случае возникновения спора о праве по любому вопросу, влияющему на объем и содержание права на пенсию;
  • простоту и доступность способов обжалования решений и (или) действий (бездействий) органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, и обращений в компетентный орган в случае возникновения спора о праве;
  • право на полное восстановление нарушенного права.

2.2 Правовые способы и формы защиты гражданином своих законных прав и интересов

Пенсионный спор — это разногласия между субъектами только тех отношений, которые регулируются нормами права социального обеспечения.

К таким отношениям относятся как собственно пенсионные, так и тесно связанные с ними отношения процедурного и процессуального характера, возникающие либо в связи с установлением юридических фактов, либо в связи реализацией права на пенсионное обеспечение, либо в связи с жалобой либо спором о праве по вопросу пенсионного обеспечения конкретного гражданина.

К числу возможных субъектов пенсионного спора можно отнести: физические лица, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение (территориальные органы Пенсионного фонда РФ, органы исполнительной власти в лице Министерства внутренних дел, Министерства обороны РФ и некоторых других ведомств, в ведении которых находятся вопросы государственного пенсионного обеспечения в связи с прохождением службы), учреждения Федеральной службы медико-социальной экспертизы, работодатель (страхователь), органы, осуществляющие выдачу и доставку пенсий.

Любое лицо имеет право защищать свои права и законные интересы различными способами, в т.ч. в судебном порядке.

Можно выделить административный и судебный способы защиты, используя которые граждане могут восстановить свое нарушенное право.

Для пенсионного спора, рассматриваемого в административном порядке, характерно сочетание общего и специального порядка его рассмотрения. Общий порядок установлен Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Наряду с ним действует специальный порядок, предусмотренный отраслевым законодательством.

Правила рассмотрения обращений граждан, пенсионные права которых нарушены, в компетентные органы закреплены в соответствующих административных регламентах.

К примеру, в административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению в разделе «V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) территориального органа ПФР, а также его должностных лиц» регламентирован порядок подачи и требования к жалобе.

Гражданин (представитель) вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги.

В досудебном (внесудебном) порядке гражданин (представитель) имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР: в ПФР — на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР; в вышестоящий территориальный орган ПФР — на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР; руководителю территориального органа ПФР — на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.

Жалоба должна содержать: наименование территориального органа ПФР, его должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются; фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю); сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги; доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) территориального органа ПФР, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.

В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин (представитель) подавал заявление, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где гражданином (представителем) получен результат предоставления государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин (представитель) представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством: сайта ПФР; Единого портала.

При подаче жалобы в электронном виде документ, документ должен быть подписан электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документа, удостоверяющего личность гражданина, не требуется.

Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий территориальный орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном Административным регламентом.

В случае если жалоба подана гражданином (представителем) в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которых не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанные органы направляют жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба может быть подана гражданином (представителем) через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР (далее — соглашение о взаимодействии), но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается в соответствии с Административным регламентом территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.

Гражданин (представитель) может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях: нарушение срока регистрации заявления; нарушение срока предоставления государственной услуги; требование у гражданина (представителя) документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги; отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги; отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; затребование с гражданина (представителя) при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации; отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают: прием и рассмотрение жалоб; направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают: оснащение мест приема жалоб; информирование граждан (представителей) о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на их сайтах, на Едином портале; консультирование граждан (представителей) о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме; заключение соглашений о взаимодействии в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам (представителям) результатов рассмотрения жалоб; формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.

В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина (представителя) либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Указанное решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.

При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину (представителю) результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину (представителю) не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются: наименование территориального органа ПФР, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, принявшего решение по жалобе; номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется; фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина; основания для принятия решения по жалобе; принятое по жалобе решение; в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги; сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.

По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях: наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям; подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями Административного регламента в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.

ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях: наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

Перечень оснований для приостановления срока рассмотрения жалобы определяется в случае, если возможность приостановления срока рассмотрения жалобы предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Граждане (представители) имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина (представителя), или в электронном виде.

Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане (представители) могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале.

Следующий способ защиты прав — это защита прав в судебном порядке.

О.В. Ерофеева предлагает следующую классификацию пенсионных споров, которые разрешаются в судебном порядке:

  • в зависимости от отношений, из которых вытекает спор (собственно пенсионных отношений;
  • отношений, связанных с установлением юридических фактов;
  • отношений, связанных с реализацией права на пенсионное обеспечение);
  • по субъектному составу (гражданин и орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган медико-социальной экспертизы, либо работодатель (страхователь), либо орган, осуществляющий выплату и доставку пенсии);
  • по предмету спора (споры по вопросам досрочного пенсионного обеспечения;
  • споры по установлению юридических фактов, имеющих значение для установления пенсии;
  • споры, связанные со сроками назначения пенсии;
  • споры по поводу назначения пенсии гражданам государств — участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации).

В работе Д.Р. Казанбековой выделены три группы споров, связанных с пенсионным обеспечением:

1. споры, связанные с формированием права на пенсию;

2. споры, связанные с реализацией права на пенсию;

3. иные споры, связанные с реализацией прав, сопутствующих пенсионному обеспечению.

Каждая из выделенных групп споров соответствует определенному этапу пенсионного обеспечения, а также предполагает различный субъектный состав участников спора. Представляется, что выделение указанных групп споров, связанных с пенсионным обеспечением, в наибольшей степени соответствуют интересам обобщения судебной практики с точки зрения применяемого при их рассмотрении законодательства и путей решения отдельных правовых вопросов.

Право на пенсионное обеспечение — это элемент права на социальное обеспечение. К числу правомочий гражданина, определяющих содержание права на пенсионное обеспечение относятся: получение гражданином материального обеспечения при наступлении определенных жизненных обстоятельств; получение пенсионного обеспечения регулярно; получение обеспечения в установленном порядке (путем доставки на дом, через орган связи, путем перечисления на банковский счет); получение обеспечения на определенном уровне, гарантирующем достойные условия жизни, а в итоге и право на жизнь.

Под пенсионным спором можно понимать разногласие между сторонами пенсионных и тесно связанных с ними отношений процедурно-процессуального характера по вопросам, связанным с применением закрепленных в законе условий и норм пенсионного обеспечения, порядка реализации права на пенсионное обеспечение, установлением юридических фактов, необходимых для возникновения этих отношений, либо по поводу обжалования принятого решения, выраженное в виде обращения одного из субъектов указанных отношений в компетентный орган, который обязан его рассмотреть в установленном законом порядке в определенные сроки и о результатах сообщить заявителю.

Выделяют административный и судебный способы защиты, используя которые граждане могут восстановить свое нарушенное право на пенсионное обеспечение.

Порядок рассмотрения пенсионного спора, рассматриваемого в административном порядке, установлен Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также административными регламентами.

Порядок рассмотрения пенсионного спора, рассматриваемого в судебном порядке, установлен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ.