Привлечение иностранных инвестиций

Курсовая работа

Важнейшим результатом прошедшего десятилетия стало формирование каркаса рыночной экономики и переход к экономическому росту в России. Решение стоящих перед страной масштабных задач по удвоению ВВП невоз­можно без системного подхода к поиску источников роста. Одним из ключе­вых источников экономического роста России является привлечение ино­странного капитала в экономику, наряду с наращиванием выпуска высоких технологий и диверсификацией экономики.

Формирование благоприятного инвестиционного климата и решение задач по привлечению инвестиций в регионы Российской Федерации тесно связаны с совокупностью различных экономических, социальных, политических, инфраструктурных и других аспектов регионального развития. Основная часть инвестиций сконцентрирована в нескольких регионах, в то время как большинство административно-территориальных образований имеют ещё более низкие показатели, чем в среднем по России.

Усиление социально-экономической и политической дифференциации регионов усложняет проведение общероссийских реформ, обостряет опасные социальные конфликты и может стать существенным препятствием на пути интеграции российских регионов в рамках национальной экономики. Дифференциация экономического положения регионов может оказаться причиной для развития процессов сегментации рыночного пространства. В этих условиях требуется анализ политических причин, определяющих динамику инвестиционной активности в регионах, разработка научно обоснованной инвестиционной политики на федеральном и в особенности на региональном уровне, а так же изучение и распространение успешного опыта.

Пробле­мы инвестиционной привлекательности находятся в центре внимания россий­ских ученых. Особенности российской модели инвестирования рассматрива­ются в трудах В. Бард, А. Булатова, В. Кондратьева, В. Лисина, Е. Ясина и др. Значительный вклад в развитие современной региональной экономики внесли А. Гранберг, А. Лавров, В. Лексин, В. Маслаков, В. Сурнин, В. Суслов, Г. Ун-тура и др.

На региональном уровне различные аспекты привлечения ПИИ рас­смотрены в работах таких авторов, как О. Андрианова, Ю. Зима, А. Литовченко, Т. Суставова, М. Терский, Т. Якунина и др.

Несмотря на значительное число работ, посвященных исследованиям специфики российской инвестиционной модели и привлечения иностранных инвестиций как на макроуровне, так и на уровне региона, задача разработки стратегических основ привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы ресурсного типа остается по-прежнему актуальной. Проблема привлечения прямых иностранных инвестиций требует учета региональной специфики политических особенностей развития региона.

16 стр., 7730 слов

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

... торговых барьеров (в 2001-2002 годах, в преддверии вступления в ВТО, Россия частично либерализовала свои рынки). 1. СОСТОЯНИЕ ИНОСТРАННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ. 4 Основные виды инвестиций. По данным Госкомстата, иностранные инвестиции в российскую экономику в 2002 г. составили ...

Современная методология привле­чения прямых иностранных инвестиций в регионы должна учитывать основные политические тенденции. Существующие методики оценки инвестиционной привлекательности регионов имеют общий характер, тогда как осуществление прямых иностранных инвестиций требует конкретизации. Существует необхо­димость в разработке концептуальных подходов к стратегии привлечения пря­мых иностранных инвестиций в регион с учетом влияния политических факторов. Все вышеперечисленные обстоятельст­ва предопределили актуальность темы нашей работы.

1. Особенности инвестиционной привлекательности регионов

2. Методы привлечения иностранных инвестиций

и их влияние на развитие региона

Инвестиции, понимаемые как инвестиции в основной капитал и как финансовые инвестиции, в современных условиях остаются ограниченным ресурсом, и удовлетворить потребность в них всех регионов в полном объеме практически невозможно, кроме того способности регионов эффективно использовать этот ресурс в силу политических условий далеко не одинаковы.

Значительная дифференциация субъектов Российской Федерации по политическим факторам формирует различные условия для инвестиционного процесса. Практика последних лет показывает, что многие исследо­ватели рассматривают инвестиционной привлекательности региона как базу выявления субъектов инвестиционной деятельности [3, c. 12].

Таким образом, понятие «инвестиционная привлекательность региона» означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного региона в качестве объекта инвестирования, поэтому инвестиционной привлекательности региона характерны следующие понятия:

  • инвестиционный потенциал — прежде всего факторы ресурсного характера, демонстрирующие статистически значимую максимальную положительную связь с показателями инвестиционной активности;
  • инвестиционные риски — факторы политического, социально-экономического и экологического характера, обнаруживающие максимальную отрицательную связь с инвестиционной актив­ностью;

— инвестиционная активность — в виде многомерной средней двух показателей: объема инвестиций в расчете на душу населения региона и темпа их изменения. При этом рассматриваются как частные инвестиции, так и инвестиции из бюджетов региона (федеральные инвестиции во внимание не принимаются).

— инвестиционный климат, который характеризует инвестиционную привлекательность региона как обобщенный факториальный признак, включающий региональные инвестиционные коммер­ческие риски, а также инвестиционный потенциал региона и инвестиционную активность.

В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежат инвестиционной политике, которая, как известно, включает в себя основные элементы: выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятного инвестиционного климата (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Взаимосвязь инвестиционной политики и инвестиционного

31 стр., 15267 слов

Инвестиционный климат региона РФ(Республика Удмуртия)

... Республики об инвестиционной политике региона. - Исследование промышленного потенциала и экономических возможностей Удмуртской Республики с точки зрения потенциального инвестора в определении перспективных направлений развития отраслей экономики УР показано ...

климата региона

Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы, и формируется инвестиционный климат [5, c. 32]

Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность формируется под воздействием следующих основных факторов:

  • политических;
  • экономических;
  • юридических;
  • социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций.

На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти, На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционной привлекательности в ходе реальных контактов иностранных инвесторов с региональной средой (табл. 1) [7, c. 21].

Таблица 1.

Факторы, формирующие благоприятный инвестиционный климат

Наименование фактора

Описание фактора

1. Объективные

1.1. Природно-климатические условия

Богатые природные ресурсы

1.2. Географическое положение

Наличие границ с развитыми регионами России и иностранными государствами; наличие морского и речного сообщения с другими регионами России и иностранными государствами

1.3. Состояние окружающей среды

Постоянно поддерживается на благоприятном уровне

2. Субъективные

2.1. Научный потенциал

Неперегруженность общего числа организаций региона научными организациями; высококвалифицированный научный потенциал

2.2. Экономическое положение

Высокая степень развитости рыночных отношений; диверсифицированность экономической среды, наличие экономики независимых финансового рынка и рынка инвестиционных услуг; приемлемые ставки экспортных и импортных пошлин; положительная политика в области валютного курса

окончание табл. 1.1

2.3. Законодательная и нормативная база

Стабильный правовой режим; жесткое регулирование отношений собственности; законодательное закрепление налоговых льгот для поддержки инвестиционной деятельности; наличие механизма работы с городскими инвестиционными проектами

2.4. Строительная база

Наличие экономически независимого рынков строительной продукции, строительных работ и услуг; наращенные мощности строительных организаций и предприятий

2.5. Фактор риска

Государственные гарантии защиты российских и иностранных инвесторов от некоммерческих рисков; невысокие риски осуществления инвестиционной деятельности

2.6. Трудовые ресурсы

Низкая доля населения пенсионного возраста; общерегиональные данные о наличии различных категорий трудовых ресурсов; высококвалифицированный кадровый потенциал

2.7. Социальная инфраструктура

Крупные российские и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, институциональные инвесторы; развитая экспортная система; наличие общедоступной информации об инвестиционных проектах, инвесторах и др. в регионе; развитые виды инфрастуктур (транспортная, связи и т.д.)

Решению одной из важнейших проблем обеспечения экономического роста в регионе способствует поступательное повышение инвестиционной активности, особенно для иностранных инвестиций.

К политическим факторам, влияющим на инвестиционную привлекательность региона относится поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов [9, c. 11].

Реальные успехи региональных лидеров в формировании инвестиционного климата население замечает. Само по себе обострение предвыборной борьбы существенно увеличивает региональный риски для инвесторов. Если же учесть и тот факт, что законодательный и политический риски в наибольшей степени важны для потенциальных инвесторов, становится очевидным: деятельность глав исполнительной власти субъектов федерации по созданию благоприятного инвестиционного климата является не только фактором привлечения инвестиций, но и в определенной мере гарантирует благоприятный исход выборов для самих региональных лидеров [1, c. 21].

Таким образом, на основе рассмотренного материала можно сделать вывод, что в России накоплен богатый опыт привлечения иностранных инвестиций, анализ и использование которого на современном этапе наряду с зарубежным опытом может быть целесообразным при обосновании методов и организации инвестиционной политики региональных властей.

Российские регионы обладают рядом объективных предпосылок для привлечения иностран­ного капитала. К данным предпосылкам в первую очередь относят потенциально емкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, достаточно квалифицированная и дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал [14, c. 32].

Однако реализация имеющихся перспектив требует разработки эффективной и последовательной политики в области привлечения иностранных инвестиций, принятия необходимых мер, направленных на совер­шенствование инвестиционного климата в регионе, минимизация негативных факторов снижающих инвестиционную привлекательность, а также разработки региональной инвестиционной политики, характеризующейся четким формулированием целей и задач социально-экономического развития, решаемых на основе привлечения иностранных инвестиций.

2. Методы привлечения иностранных инвестиций

и их влияние на развитие региона

Существующий в России механизм привлечения инос­транного капитала как на федеральном, так и на региональ­ном уровнях еще недостаточно эффективен. Несмотря на то, что основными препятствиями для радикального уве­личения привлекаемых иностранных инвестиций являются экономическая, политическая и социальная нестабильность, совершенствование механизма привлечения иностранного капитала может заметно увеличить их приток.

Благоприятный инвестиционный кли­мат всегда складывается в условиях расширенного типа воспроизводства. Деградационный тип воспроизводства характеризуется «проеданием» основных фондов в суще­ствующих секторах региональной экономики без создания новых секторов. При этом конкурентоспособность эконо­мики региона с таким типом хозяйства на российском рынке капиталов низка, что побуждает финансовые ресурсы пе­ретекать в другие регионы страны или выходить на миро­вые рынки. В этих условиях имеющийся ресурсный потен­циал в регионе теряет свою экономическую ценность из-за низкой эффективности его использования, неустойчивос­ти социально-политических факторов. Такой тип воспро­изводства заведомо свидетельствует о неблагоприятном инвестиционном климате в регионе [5, c. 31].

В зависимости от типа воспроизводства и приорите­тов территориально-отраслевого развития в регионе может задаваться различный механизм регулирования притока иностранных инвестиций.

Основными формами иностранных инвестиций являются прямые, косвенные и портфельные инвестиции.

Основными формами привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы России являются:

  • привлечение иностранного капитала в предпринимательские струк­туры путем создания совместных предприятий, в т. ч. путем продажи за­рубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ;
  • на территории России предприятий, полностью при­надлежащих иностранному капиталу;
  • привлечение иностранного капитала на основе концессий или со­глашений о разделе продукции;
  • создание свободных экономических зон (СЭЗ), предусматривающее активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

Первые две формы привлечения прямых иностранных инвестиций в настоящее время являются преобладающими. Кроме того на практике сформировались следующие виды совместных предприятий (СП):

  • совместное производство для усиле­ния двух или нескольких различных и независимых партнеров, догово­рившихся о создании СП;
  • оказание помощи фирмам, плохо адаптированным к окружающей среде;
  • получение ресурсов;
  • решение политических или других проблем [7, c. 24].

Привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции до сих пор не получило развития, хотя эта форма широко при­меняется в других странах, в первую очередь, для привлечения иностран­ных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использова­ние государственных земель.

Основными иностранными инвесторами, осуществляющими косвен­ные инвестиции, являются следующие финансовые институты:

  • Международный валютный фонд (МВФ);
  • Всемирный банк (The World Bank);
  • Международная финансовая корпорация (МФК);
  • Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);
  • правительства зарубежных стран — члены Парижского клуба;
  • зарубежные коммерческие банки — члены Лондонского клуба;

Специализированные финансово-кредитные организации, среди ко­торых:

  • «Российско-американский фонд предпринимательства»;
  • «КС Ферст Бостон-Россия» (CS First Boston — Russia);
  • «Пионер Инвестмен» (Pioneer Investment);
  • «Morgan Grenfell»;
  • «Брансвик Инвестмент» (Brunswick Investment);
  • «Фонд крупных российских предприятий»;
  • «Фремлингтон Русский Инвестиционный фонд»;
  • «Русско-Американский Инвестиционный фонд» (РАИФ);
  • «Флегминг Российская Инвестиционная Корпорация» (ФРИК).

Значительная доля косвенных иностранных инвестиций, привлеченных именно регионы, прихо­дится на международные валютные и кредитно-финансовые организации: МВФ, Всемирный банк, ЕБРР.

Кредиты, предоставляемые России Всемирным банком и ЕБРР, пред­назначены для долгосрочных вложений, связанных с перестройкой и об­новлением инфраструктуры народного хозяйства, поддержанием и разви­тием важнейших для рыночной экономики отраслей [11, c. 21].

Привлечение портфельных иностранных инвестиций также является для российской экономики важнейшей задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

  • пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития;
  • аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации принятых проектов;
  • пополнение федерального и местных бюджетов субъектов РФ;
  • осуществление реструктуризации внешнего долга РФ.

Распространенными методами привлечения портфельных иностран­ных инвестиций являются:

  • размещение среди зарубежных портфельных инвесторов долговых ЦБ, эмитированных соответствующими российскими органами власти.

В условиях, когда на федеральном уровне отсутствуют целевые установки по отраслевой структуре и механизмы привлечения иностранных инвестиций, регионам не столько целесообразно, сколько необходимо самостоятельно опре­делять:

  • отрасли, приоритетные для привлечения и использо­вания иностранных инвестиций;
  • отрасли, в которых участие иностранных инвесторов должно ограничиваться;
  • отрасли, закрытые для иностранного капитала по соображениям национальной безопасности, защиты наци­ональных интересов и содержания национального достоя­ния, важных для жизнеобеспечения страны.

Для нейтрализации отрицательных побочных эффек­тов иностранного капитала, целесообразно снабжение ин­вестиционного механизма системой безопасности, которая бы обеспечивала защиту природных ресурсов от «разбаза­ривания», защиту экономики региона от оттока валютных средств, защиту занятости, защиту регионального рынка от резких колебаний спроса и предложения. Цель подоб­ных ограничений состоит в том, чтобы обеспечить жест­кий контроль важнейших систем жизнеобеспечения регио­на, а также избежать чрезмерной зависимости региона, осо­бенно по экономикообразующим отраслям, от решений, принимаемых за пределами национальных границ.

Региону необходимо четко выделить группы отраслей в зависимости от потенциальных источников финансиро­вания: отрасли и объекты, где возможно участие средств федерального бюджета, а также производства, развиваемые за счет частных российских инвестиций. В частности, прямые иност­ранные инвестиции имеют преимущества по сравнению с другими видами экономической помощи, но инвестиции в такой форме обычно осуществляются ресурсоищущими, затрато-ориентированными или рыночно-ищущими инос­транными компаниями. Следовательно, разумно рас­считывать на прямые иностранные инвестиции в том случае, если в качестве приоритетных отраслей определены сырьевые (отрасли топливно-энергетического комплекса, горнорудная, лесная, рыбное и сельское хозяйство), трудо­емкие отрасли с низкой, относительно мирового уровня, оплатой труда (текстильная и легкая промышленность, производство отдельных потребительских товаров и пище­вая промышленность), а также отрасли, величина рынка сбыта товаров которых, способна обеспечить высокий уро­вень продаж для прямого иностранного инвестора (произ­водство продовольственных и непродовольственных това­ров широкого потребления — бытовая химия, пищевая про­мышленность) [10, c. 9].

Так, в рамках развития региона с учетом привлечения иностранных ин­вестиционных ресурсов должны учитываться следующие принципиальные положения:

  • в какие сектора региональ­ной экономики следует привлекать иностранный капитал;
  • какой может быть его минимальная и максимальная вели­чина в структуре инвестиционных ресурсов региона.

Важным для привлечения иностранных инвестиций в регион имеет нормативно-законодательная база, регламентирующая создание инвестиционного климата. Этот элемент имеет федеральную, региональную и мест­ную ступени.

Их иерархическая последовательность предполагает создание законов и подзаконных актов в контексте норма­тивно-законодательной базы вышестоящей ступени.

Прин­цип иерархии от общего к частному позволяет учесть в местных и региональных нормативно-законодательных актах те отдельные специфические положения, которые конкретизируют условия иностранной инвестиционной деятельности в регионе и тем самым создают более благо­приятный инвестиционный климат, так как обеспечивают гарантии для зарубежных инвесторов.

В частности, на федеральном уровне уже разработаны и действуют законы «Об иностранных инвестициях в Рос­сийской Федерации», «О соглашениях о разделе продук­ции», «О валютном регулировании и валютном контро­ле», «О координации международных и внешнеэконо­мических связей субъектов Российской Федерации» и др., а на региональном — «О концессиях» (Кабардино-Бал­кария), «Об иностранных инвестициях в республике Мор­довия», «О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора» (Татарстан), «Об ин­дустриальных (промышленных) комплексах на территории свободной экономической зоны «Находка» Приморского края», «О стимулировании деятельности иностранных ин­весторов на территории Оренбургской области» и др. В рамках тех или иных законов предоставляются основные гарантии, льготы и ограничения для иностранных инвес­торов.

Несмотря на это, действующая нормативно-законо­дательная база еще далека от совершенства [2, c. 11].

Принятие фе­деральных законов «об ипотеке», «о перечне отраслей, производств, видов деятельности, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов», «об акционерных и паевых инвестиционных фондах» итд., способствует расширению инвестиционной привлекательности регионов.

Мероприятими по обеспе­чению благоприятной инвестиционной среды для иностран­ного капитала является создание институциональной струк­туры регулирования процесса привлечения иностранных инвестиций. Представляется, что кроме уполномоченных исполни­тельных и законодательных органов региональной власти, проблемами привлечения и регулирования иностранных инвестиций должны заниматься также и отдельные само­стоятельные единицы. Это могли бы быть региональные «Инвестиционные фонды», «Ассоциации независимых экспер­тов» и «Региональные консалтинговые центры».

Распределение функций между различными органами институциональной структуры и состав их участников мог­ли бы быть таким, как это представлено в табл. 2

Таблица 2

Функций органов институциональной структуры

Органы институциональной структуры

Региональный инвестиционный фонд

Ассоциация независимых экспертов

Региональный консалтинговый центр

Функции

Покупка акций ком­паний малого и средне­го бизнеса

Выпуск акций фонда

Распространение ак­ций среди иностранных инвесторов

Вложение средств в различные проекты мелких и средних фирм

Вложение средств в региональные инфра­структурные проекты

Экспертиза эффек­тивности инвестицион­ных проектов

Конкурсный отбор инвестиционных про­ектов и определение их приоритетности

Внесение предложе­ний по формированию и корректировке ре­гиональной норматив­но-законодательной базы

Выработка механизма активизации привлече­ния инвестиций с уче­том общей целевой функции региона

Оценка эффективно­сти использования ин­вестиций.

Исследование регио­нальной политики при­оритетов привлечения иностранных инвести­ций

Поиск и отбор ин­формации о потенци­альных реципиентах иностранных вложений

Мониторинг и оценка регионального инве­стиционного климата

Стимулирование ино­странного инвестиро­вания через консульта­тивные отделения в за­рубежных государствах

Оказание консалтин­говых услуг по инве­стиционному проекти­рованию среды веде­ния бизнеса в регионе. Обучение экспертов и представителей регио­нального бизнеса

Что касается специалистов органов региональной вла­сти, курирующих вопросы иностранной инвестиционной деятельности в регионе, специалистов Министерства тор­говли и Торгово-промышленной палаты, то их действия должны быть ориентированы на проведение коммуника­ционной стратегии (промоутерских и паблик-рилейшнз кампаний).

Кроме того, органы исполнительной региональ­ной власти должны осуществлять общую координацию де­ятельности. Механизм активизации привлечения иностранных ин­вестиций (должен полностью удовлетворять выработанной концепции. Спектр мер регулирования иностранного бизнеса представ­лен несколькими направлениями, которые приведены в табл. 3.

Таблица 3

Отдельные меры по активизации привлечения иностранных инвестиций

в регион

Направление регулирования

Мера по активизации

Либерализация торговли

1) Снижение приграничных таможенных тарифов и нало­говых сборов;

2) Максимальные льготы: а) в отношении импортной про­дукции, используемой для организации производства рос­сийских товаров; б) в отношении экспортной продукции с 30-процентным и более российским происхождением;

3) Стимулирование создания центров свободной торговли и транзитных зон

Устранение инвестицион­ных барьеров

1) Обеспечение налоговых льгот на вложения в основной капитал производственной сферы;

2) Создание регионального фонда венчурного капитала;

3) Обеспечение координации развития интегрированных промышленных кластеров

Расширение финансовой сферы

1) Создание системы регистрации личной собственности и недвижимости в регионе в качестве дополнительной гаран­тии кредиторам;

2) Разрешение деятельности зарубежных банков (совмест­но с российским капиталом) на территории России;

3) Увеличение числа независимых финансовых институтов, управляющих по доверенности фондовыми ценными бумагами

Развитие рыночной ин­фраструктуры

1) Создание регионального страхового фонда с участием

иностранной аккредитованной страховой компании;

2) Разработка системы стимулов, гарантирующих в регионе

страхование от коммерческих рисков;

3) Создание системы льгот и преференций в сфере налогообложения и таможенного регулирования для инфраструк­турных отраслей (транспорт, связь, финансово-кредитная сфера и страхование)

Борьба с преступностью

1) Создание совместных с международно признанными ор­ганами групп безопасности;

2) Преследование в судебном порядке бюрократической

коррупции

Что касается регулирования использования земельных ресурсов, то для разных регионов в зависимости от их спе­цифики могут быть и различными формы использования. Например, можно предоставить землю в долгосрочную аренду на тендерной основе или предоставить в краткос­рочную (пятилетнюю) аренду.

фактором влияния на инвестиционный климат является разработка инвестиционной стратегии в .рамках стратегий социально-экономического развития региона [3, c. 42].

Действительно, стратегия инвестиционного развития имеется сегодня во многих регионах. Инвестору важно знать, что в регионе действуют про­зрачные механизмы и процедуры как в бизнесе, так и во власти, что отража­ется и в региональных стратегиях.

Региональные стратегии носят именно стратегический характер и оп­ределяет главные направления, механизмы и конечные параметры, наиболее комплексно отражающие процессы социального и экономического развития (к таким параметрам отнесены, например, средняя заработная плата и сред­негодовой выпуск промышленной продукции на душу населения).

На первое место поставлен не срок окупаемости проекта, как принято по официальным российским методикам, а его социальные последствия — ра­бочие места, налоги, поступающие в бюджеты разных уровней, что позволяет получить синергетический эффект.

Еще одним отличительным признаком инвестиционной политики в регионе является отсутствие отрас­левых приоритетов, поскольку при эффективных инвестициях и менеджмен­те таким локомотивом может стать любая отрасль региональной экономики (машиностроение, строительство, сельское хозяйство, предприятия ВПК и т.д.).

Инвестиционная политика содержит и формы поддержки. На этапе возникновения идеи и формирования инвестиционного предложения такой формой является информационное и организационное сопровождение проекта.

На этапе реализации проекта крупному бизнесу предоставляются област­ные гарантии и поручительства, малому и среднему — субвенции для погаше­ния процентов по банковским кредитам. На этапе выпуска новой продукции и выхода на проектную мощность предприятие в рамках проекта освобожда­ется от всех платежей в части областного и местных бюджетов. На этапе расширения рынка сбыта и увеличения выпуска продукции инвестору пре­доставляются субвенции из бюджета того района, на территории которого он расположен, на цели ускоренного развития бизнеса.

Важным условием привлечения иностранных инвестиций яв­ляется снижение административных издержек при осуществлении инвести­ционной и предпринимательской деятельности, что также находит свое от­ражение в стратегиях.

Однако главным инструментом влияния на инвестиционную привлекательность региона является политическая стабильность, законодательное стимулирование и направленная на максимальную открытость информационная политика. Это объясняется тем, что стабильная политическая ситуация и сильная региональная власть способствуют снижению рисков иностранных инвесторов. К примеру, инвестиционный климат в Центральном федеральном округе является весьма и весьма привлекательным для

Это обусловлено, прежде всего, тем, что Москва является столицей Российской Федерации и центром политических сил. Это формирует политический климат и снижает риски инвесторов.

Местные гарантии и привилегии для иностранных инвесторов, готовых к сотрудничеству с субъектами РФ из Центрального федерального округа, выглядят следующим образом:

  • во-первых, при организации новых эффективных производств инвесторам будут предоставляться земельные участки с инфраструктурой;
  • во-вторых, если инвестиции направляются в особо важные проекты, многие администрации готовы выступить в качестве учредителей создаваемых предприятий;

— в-третьих, для бизнесменов, заинтересованных в инвестировании своих средств в развитие экономики, некоторые администрации предусматривают широкий диапазон льгот и налоговых привилегий на период в 5 лет при условии ведения раздельного бухгалтерского учета использования инвестиционных средств.

К основным причинам сдерживающими приток иностранных инвестиций является:

  • низкая инвестиционная активность предприятий, и муниципальных властей;
  • отсутствие реальных, быстроокупаемых, проработанных проектов, готовых к реализации;
  • отсутствие опыта по использованию новых форм финансирования;

— отсутствие эффективной системы сопровождения инвестиционных проектов, с отработанным механизмом взаимодействия структурных областных и муниципальных подразделений, направленных на снижение административных барьеров на пути иностранных инвесторов.

  • отсутствие базы свободных производственных площадок, готовых для реализации инвестиционных проектов.

Еще одной проблемой, напрямую связанной с привлечением иностранных инвесторов в регион, является слабая прединвестиционная готовность, проработанность проектов, предлагаемых инвесторам, прозрачность и понятность условий инвестирования и отсутствие гарантий региональных властей.

Иностранным инвесторам должны предлагаться подготовленные к освоению месторождения полезных ископаемых, свободные площадки для размещения промышленных производств, очищенные от накопившихся долгов, развитая производственная и социальная инфраструктура. Для этого необходима кропотливая, согласованная и взаимосвязанная работа хозяйственных руководителей, представителей областных и местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности проектов.

В целях активизации процесса привлечения иностранных инвестиций прежде всего необходимо наладить статистический учет их поступления. В настоящее время официальные статистические данные кратно занижают реально поступающие объемы иностранных инвестиций, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности региона, а также мешает успешной работе по анализу и прогнозированию поступления иностранных инвестиций в регион.

Необходимо развивать практику сопровождения администрациями и органами местного самоуправления муниципальных образований перспективных инвестиционных проектов. Необходимо назначать кураторов проектов из числа руководителей областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые, не вмешиваясь во внутренние дела фирмы, осуществляют сопровождение проекта.

Кроме этого необходимо активизировать работу общественных организаций по развитию предпринимательства с целью привлечения иностранных инвестиций в сферу малого предпринимательства.

Для полноценного информирования субъектов инвестиционной деятельности необходимо создание источников информации, касающийся инвестиционной сферы, а именно:

  • база данных инвестиционных проектов и бизнес-предложений для потенциальных инвесторов, а также база данных кредитных историй;
  • инвестиционные новости, в том числе региональные, публикации прессы, экономические обзоры;
  • федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность;
  • итоги выборов и действия региональных властей.

С тем чтобы сделать эту информацию доступной для иностранных инвесторов ее целесообразно использовать возможности средств массовой информации по формированию позитивного имиджа региона.

Еще одно направление — развитие практики проведения презентаций, в том числе за рубежом, как инвестиционного и экспортного потенциала региона в целом, так и отраслевых презентаций, цель которых — позитивное представление различных отраслей экономики региона, возможностей их развития, в том числе с привлечением иностранного капитала.

Особая роль в плане привлечения зарубежных финансовых ресурсов, средств международных финансовых организаций возлагается на банки. Банки наряду с государством должны делить риски с иностранными инвесторами при осуществлении инвестиционного проекта. Привлечение банков к финансированию инвестиционных проектов позволит предоставить зарубежному инвестору гарантии по своевременному возврату средств и осуществлять контроль за ходом реализации финансируемого проекта. В целях вовлечения банков в инвестиционный процесс необходимо предусмотреть ряд мероприятий, включающих в себя:

  • привлечение руководителей банков области к работе Ассоциации предприятий с иностранными инвестициями;
  • привлечение банков к оценке инвестиционных проектов и разработке схем их финансирования за счет собственных и внешних кредитных ресурсов;
  • привлечение банков к проведению переговоров с иностранными контрагентами;
  • активное использование банковских ресурсов для реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод, что у регионов существует большой выбор инструментов, с помощью которых можно привлекать иностранные инвестиции в регион.

Кроме того, не вызывает сомнения что управление процессом привлечения иностранных инвестиций должно проводиться региональными властями совместно с коммерческим структурами региона и эффективная работа региональных властей и стабильная политическая ситуация являются залогом успешных действий в области привлечения инвестиций.

Таким образом, активизация работы региональных властей по притоку иностранных инвестиций и направление их на модернизацию приоритетных отраслей экономики, безусловно, имеет шанс значительно улучшить социально-экономическое положение региона и

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/privlechenie-investorov-v-region/

1. Агапова Т.Н. Иностранные инвестиции: курс лекций /Т. Н. Агапова. — Вологда, 2005

2. Астахова К.Д. Возникновение и развитие в Российской Федерации регионального законодательства об иностранных инвестициях /К. Д. Астахова. — СПб., 2005.

3. Бочкарев В.А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в регион /В. А. Бочкарев, И. П. Поварич; под науч. ред. В. С. Сурнина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Кемер. гос. ун-т. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005.- 169 с.

4. Безпрозванных А.С. Налоговое законодательство как инструмент привлечения иностранных инвестиций: сб. ст. /А. С. Безпрозванных. — Казань: Новое знание, 2005.- 19 с.

5. Воронин В.П. Иностранные инвестиции в условиях глобализации: учеб. пособие /В. П. Воронин. — Воронеж, 2005

6. Губайдуллина Ф.С. Прямые иностранные инвестиции в экономике переходного периода /Ф. С. Губайдуллина; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экономики, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург: ИЭ, 2002.- 216 с.

7. Горецкая Е.О. Международные инвестиционные связи: региональный аспект /Е. О. Горецкая; М-во образования и науки Рос. Федерации, Кубан. гос. ун-т. — Краснодар: КубГУ, 2005.- 382 с.

8. Дудченко-Дудко В.М. Иностранные инвестиции: учеб. пособие /В. М. Дудченко-Дудко. — Дубна, 2005

9. Игнатов И.В. Размещение инвестиционных ресурсов зарубежных компаний /Игнатов И. В.. — М.: МАКС Пресс, 2005.- 17 с.

10. Каравашкин И.П. Региональная привлекательность иностранных инвестиций: учеб. пособие /И. П. Каравашкин. — Н. Новгород, 2004

11. Смирнов Т.В. Прямые иностранные инвестиции в системе факторов экономического роста /Смирнов Т. В.; МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр.. — М.: МАКС Пресс, 2004.- 61 с.

12. Правовая поддержка иностранных инвестиций /[ред. и сост. И. Г. Шаблинский]. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.- 120 с.

13. Пивоваров И.С. Иностранные инвестиции в экономике России: учеб. пособие /И. С. Пивоваров. — СПб., 2005

14. Стопочев А.Ю. Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики /Стопочев А. Ю.; под ред. И. П. Фаминского. — М.: МАКС Пресс, 2004.- 117, с.