Исследование развития лизинговых операций в России

Курсовая работа

Одно из приоритетных направлений развития российской экономики — это финансовая аренда или лизинг. Лизинг в наше время предстает перед нами одним из важнейших источников финансирования для предприятий во многих странах. Механизм лизинга обеспечивает дополнительный приток финансирования в производственный сектор, способствуя увеличению внутреннего производства. Необходимость и значимость лизинговых сделок в России связана с тем, что около 60% всего оборудования в России изношено как физически, так и морально, а лизинг как форма аренды является эффективным способом замены устаревшего оборудования доступным для предприятий. Широкое применение этого вида хозяйственных взаимоотношений тормозилось до последнего времени отсутствием действенных механизмов защиты от различных рисков.

Нестабильное развитие экономики и затянувшийся кризис финансового рынка закрывают доступ к кредитованию для многих предпринимателей. На этом фоне происходит отток капиталов и снижение инвестиционной привлекательности отдельных предприятий и целых отраслей.

В этих условиях лизинг становится чуть ли не единственно возможной технологией развития бизнеса. Финансовая аренда позволяет обновить производственную базу и расширить основные фонды, а также обеспечивает внедрение инновационных решений в производство.

Каждый желающий приобрести транспортное средство передвижения может выбрать покупку в лизинг или же взять деньги в кредит на приобретение.

В условиях обострения конкуренции на рынке банковских услуг проведение банками лизинговых операций может стать эффективным способом расширения сферы банковского влияния. Банки, вкладывающие средства в приобретение имущества и выполняющие функцию лизингодателя, могут внести свой вклад в оформление стратегии и тактики обновления основных фондов, определять направления развития лизинга, контролировать ситуацию на лизинговом рынке.

Целью данной работы является проведение исследования развития лизинговых операций в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить понятие и механизм осуществления лизинга,

проанализировать основные виды лизинга,

изучить организационно-экономические аспекты развития рынка лизинга в России,

исследовать лизинг в России на современном этапе,

выявить проблемы развития лизинга в России и пути их решения.

Объектом исследования является лизинг. Предметом исследования выступают особенности развития лизинговых операций в России.

7 стр., 3380 слов

Анализ эффективности лизинговых операций

... инвестиционных операций. 1. Понятие, сущность, виды лизинга и необходимость его анализа 1.1 Экономическая сущность лизинговых отношений ЛИЗИНГ - это операции ... развития лизинга в Республике Беларусь, включая формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность ...

Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов, а также законодательство РФ.

1. Сущность и виды лизинговых операций, .1 Понятие и механизм осуществления лизинга

Слово «лизинг» с английского дословно переводится «сдать в аренду», однако по факту представляет собой набор финансовых операций. Простыми словами объясним, что такое лизинг и где он используется, каких бывает видов и чем эта услуга отличается от обычной аренды.

Лизинг — одна из разновидностей финансовых услуг, которая предполагает передачу имущества в долгосрочную аренду с дальнейшим правом его выкупа или возврата. В отличие от обычной аренды в лизинговой операции задействованы не две, а три стороны. Каждая из них обладает своими законными правами и обязанностями. Основная правовая норма, обеспечивающая регулирование этой сферы отношений — федеральный закон №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», действующий с 1998 года [1].

На основании ст. 4 №164-ФЗ субъектами лизинга считаются:

Лизингодатель — физическое или юридическое лицо, приобретающее определенное имущество и предоставляющее его лизингополучателю на основании требований, оговоренных в договоре лизинга.

Лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, принимающее объект договора во временное владение и пользование по оговоренной стоимости. Чаще всего в этой роли выступают различные компании, занимающиеся коммерческой деятельностью.

Продавец — физическое или юридическое лицо, которое обязано передать имущество одной из сторон сделки на основании требований договора купли-продажи. Закон разрешает данному субъекту играть роль лизингополучателя в рамках одного правоотношения. Как правило, этим субъектом являются промышленные предприятия, различные дилеры, риэлтерские компании [1].

Как правило, предметами лизинга становится автотранспорт, промышленное оборудование, самолеты, спецтехника, материальные фонды и даже целые предприятия. Действующее законодательство предоставляет широкие возможности для выбора объекта финансовой аренды, относя к этой категории все непотребляемые вещи. Однако оно параллельно с этим накладывает и определенные ограничения. Так, не получится оформить лизинговое соглашение в отношении:

  • имущества военного предназначения;
  • продукции, лишенной индивидуальных данных (к примеру, VIN у автомобилей или заводского номера у промышленного оборудования), так как закон регламентирует необходимость точной идентификации имущества;
  • имущества, выведенного из оборота или имеющего соответствующие ограничения;
  • земельных угодий и иных природных объектов.

Кроме того, собственные ограничения могут накладывать и лизинговые компании. Их перечень индивидуален и зависит от характеристик самого оборудования и политики компании. Тем не менее есть ряд общих параметров, которых придерживаются лизингодатели:

  • малая ликвидность предметов лизинга;
  • страна производства и бренд (так, лизинговые компании принципиально не работают с подержанными китайскими автомобилями);
  • возраст предмета лизинга (например, для автомобилей чаще всего в диапазоне до 3-7 лет);
  • нижняя граница стоимости сделки, устанавливается индивидуально и в разных компаниях может отличаться в десятки миллионов рублей;
  • месторасположение компании-клиента и ее финансовое благополучие.

Для более четкого понимания как работает лизинг и что это такое простыми словами можно подробнее рассмотреть стандартную схему данной операции. Потребитель, намеревающийся оформить лизинговое соглашение, выбирает конкретный вид и марку необходимого оборудования и вступает в переговоры с производителем об условиях поставки, одновременно извещая его о желании приобрести объект с помощью лизинговой компании. После обсуждения всех деталей покупатель связывается с компанией и предоставляет ей все необходимые сведения (данные об оборудовании, сведения о предприятии и его платежеспособности и ряд других) [14, c.46].

33 стр., 16275 слов

Лизинг машиностроительного оборудования в россии

... В России его рост намечается до 20 % в 2000 г. по сравнению с 1,2 % в 1996 г[1]. При этом, например, в США в 1987 г. из общего количества переданного в лизинг имущества (оборудования) ... которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной ...

В случае одобрения между сторонами составляется договор лизинга, о чем извещается производитель оборудования. Затем лизинговая компания и изготовитель заключают сделку купли-продажи. После изготовления необходимого оборудования его принимает покупатель и получает в пользование.

Используя лизинговые операции для получения возможности фактического владения определенным имуществом, можно получить существенную выгоду в отличие от прямого приобретения на собственные или заемные средства.

Это достигается за счет того, что лизингополучатель может использовать интересующее его имущество практически сразу после внесения первоначального взноса, составляющего, как правило, не более 30% от рыночной стоимости.

Оставшаяся сумма выплачивается в сроки, предусмотренные конкретными соглашениями, вариативность и гибкость которых, выгодно отличает их от кредитных договоров.

Ещё одним плюсом использования имущества на основании лизингового договора, является то, что несмотря на возможность эксплуатации предмета лизинга, налоги на такое имущество не начисляются (обязанность оплачивать налог на имущество появляется только после приобретения права собственности) [6, c.82].

Итак, эксплуатация имущества на основании соглашения о лизинге может иметь следующие преимущества:

  • возможность сразу не расходовать значительные денежные средства;
  • разнообразие условий предоставления имущества в лизинг;
  • эксплуатируемое имущество не облагается налогом.

Таким образом, говоря простыми словами, лизинг — это такая операция, в которой задействованы три участника. Первый предоставляет товар, второй его покупает (лизинговая компания), а третий — берёт этот товар в аренду у второй стороны. Со временем арендованный товар переходит в собственность третьему участнику (после оплаты остаточной стоимости товара), которая во время аренды выплачивала взносы второй стороне.

1.2 Виды лизинговых операций

Лизинг часто воспринимается только как финансовый инструмент для осуществления предпринимательской деятельности, в основном связанной с использованием какого-либо оборудования.

Это связано с тем, что в Российской Федерации изначально лизинговое имущество могло использоваться только в предпринимательских целях, а само законодательство, регулирующее лизинговые взаимоотношения, имело ряд серьезных противоречий и разночтений.

Возможность получения имущества в лизинг для потребительских целей стало возможным с 2011 года, тогда как в странах Западной Европы, приобретение имущества путем выполнения лизинговых соглашений, является распространенной практикой.

13 стр., 6282 слов

Лизинговые компании: сущность и современное состояние

... лизинга облегчает процесс обновления парка оборудования и расширения производства уже на начальной стадии -- выборе и закупки оборудования, что обеспечивается участием лизинговой компании в процессе закупки оборудования. Лизинговая компания, ... нуждается в некотором имуществе, для получения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает ...

Рассмотрим основные виды лизинга.

— Лизинг авто. Взять автотранспорт в лизинг может как физическое, так и юридическое лицо. В отличие от обычной аренды, у лизингополучателя имеется возможность дальнейшего получения транспорта в собственность при выполнении условий, указанных в договоре. Более подробно о лизинге авто для физических и юридических лиц мы уже рассказывали в одной из предыдущих статей.

Автолизинг является довольно надежным видом лизинговых операций для специализирующихся на этом компаний, так как автомобили, коммерческий и грузовой транспорт относятся к достаточно ликвидному имуществу, популярному на вторичном рынке [15, c.72].

Обязательная постановка транспорта на учет в соответствующих государственных структурах позволяет найти такое имущество в случае недобросовестного поведения получателя или противоправных действий сторонних лиц.

Приобретение автомобиля в лизинг имеет определенные выгоды:

  • оплата за транспорт происходит не сразу, а постепенно, в соответствии с заключенным лизинговым соглашением. Пользоваться же приобретенным таким образом транспортом, можно сразу после внесения первого платежа;
  • в отличии от покупки автомобиля в кредит, лизинговые операции могут оформляться с самыми разнообразными условиями. Это касается способов и сроков внесения платежей, условий эксплуатации и получения права собственности на транспорт. Получателю может быть предложен максимально удобный график внесения платежей, а при окончании действия договора лизинга, транспорт может быть возвращен или приобретен в собственность при внесении оставшейся суммы (если стоимость имущества не была покрыта полностью выплатами по договору);
  • юридические лица, использующие транспорт на условиях лизингового договора получают определенные налоговые преференции;
  • оформление автотранспорта в лизинг значительно проще чем, заключение кредитного договора. Не требуется сразу переоформлять право собственности, упрощенный процесс проверки лизингополучателя и его платежеспособности;
  • сделки по передаче транспорта в лизинг оформляются значительно быстрее, чем при получении кредита.

Зачастую, с момента подачи заявки до подписания лизингового соглашения, проходит от 1 до 3 дней.

Таким образом, если целью лизингополучателя является временная эксплуатация какого-либо транспорта, то, конечно же, лизинг станет наилучшим способом получения возможности воспользоваться нужным автомобилем.

И если автомобиль по каким-то причинам не подошёл, то достаточно просто вернуть его лизингодателю, не думая о том, как продать автомобиль быстро и дорого на вторичном рынке.

В настоящее время, так как из гражданского законодательства исключены требования об осуществлении лизингополучателем предпринимательской деятельности, достаточно большое количество организаций осуществляет предоставление транспортных средств в лизинг.

Поэтому выбрать наиболее подходящий для себя вариант, как по условиям соглашения, так и по предмету лизинга, особой сложности не представляет [5, c.84].

Автотранспорт может использоваться как в личных, так и в коммерческих целях. Поэтому именно на примере этого объекта заемных отношений можно составить наглядную сравнительную таблицу, демонстрирующую отличия в оформлении и эксплуатации автомобиля, приобретенного в лизинг или в кредит.

10 стр., 4863 слов

Лизинг, его плюсы и минусы

... продавца и предоставить это имущество другому лицу за плату во временное пользование для предпринимательских целей. Лизинг-это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Лизинг ...

— Лизинг оборудования (техники и пр.).

Качественные показатели деятельности предприятия, его конкурентоспособность в значительной мере зависят от функциональности и технологической оснащенности используемого оборудования. Возможность своевременно обновлять имеющиеся производственные мощности на собственные средства есть далеко не у каждой организации, занимающейся производством или оказанием услуг.

В результате многие компании работают на устаревшем и частично неисправном оборудовании, жертвуя качеством и объемом выпускаемой продукции или выполняемых работ. При этом довольно значительные средства затрачиваются на ремонт и профилактику оборудования, а его стоимость при этом уменьшается вследствие амортизации.

Выходом из подобных ситуаций может стать получение нужного оборудования на условиях лизинга с правом последующего выкупа в собственность.

Целесообразность использования оборудования, полученного в лизинг, определяется следующими преимуществами данного финансового инструмента:

  • своевременное обновление производственных мощностей и вспомогательного оборудования;
  • более комфортное распределение финансовой нагрузки за счет разделения платежей;
  • уменьшение налоговой нагрузки;
  • сравнительно простое оформление документов и необязательность наличия залога.

Возможность полного выкупа взятого в лизинг оборудования целесообразно использовать при длительном сроке его износа, иначе после истечения срока договора, приобретение в собственность устаревшего и изношенного имущества, будет бессмысленным и ляжет дополнительным налоговым и финансовым бременем [16, c.82].

Если предметом лизинговой операции выступает узкоспециализированное или быстроизнашивающееся оборудование, компания предоставляющие услуги по лизингу может потребовать предоплату или залог. Но даже в этом случае использовать такое имущество в рамках лизинга может быть выгоднее, так как после отпадения необходимости в таком оборудовании, не потребуются прилагать усилия для его сбыта.

  • Финансовый лизинг. Данный вид лизинга, конечно же, не предполагает непосредственную передачу получателю финансовых средств, ведь деньги не относятся к непотребляемым вещам и не могут быть объектом лизинговых отношений.

Финансовый лизинг — это трехсторонняя сделка, заключающаяся в приобретении лизингодателем у какого-либо продавца определенного имущества с последующей его передачей во временное пользование получателю с правом выкупа, то есть в лизинг.

Характеристики имущества, а иногда и место, где лизингодатель должен прибрести требующийся актив, может определять сам лизингополучатель, снижая таким образом свою сиюминутную финансовую нагрузку.

Лизингодатель, выступающий здесь в роли инвестора, получает часть потраченных денег за счет первоначального взноса или авансового платежа, а его прибыль закладывается в платежи, постепенно вносимые получателем. Например, начинающие предприниматели в сфере вендингового бизнеса работают по этой схеме.

  • Лизинг персонала. В российском законодательстве данный термин считается некорректным, так как люди не могут быть предметом арендных отношений. Поэтому в оформляемых документах используется более привычный термин — предоставление персонала.

Отличием такого обеспечения предприятия нужными специалистами от аутсорсинга является, как правило, более короткий период использования привлекаемого персонала и ограничение функций профессиональной поддержки [21, c.45].

При аутсорсинге привлекаемому персоналу обычно передаются функции по обеспечению целых инфраструктурных систем предприятия сроком не менее 1 года.

Лизинг персонала может осуществляться на более короткие сроки и касаться различного объема работ.

С января 2016 года в России существует запрет на заемный труд, за исключением следующих случаев:

  • использование временных работников в аффилированных структурах;
  • наличие между сторонами акционерного соглашения;
  • предоставление персонала аккредитованной организацией, выступающей как агентство занятости.

Таким образом, воспользоваться лизингом в виде предоставления персонала, можно обратившись в специализирующееся на этом кадровое агентство.

Для уменьшения возможности возникновения негативных для предприятия последствий, важное значение имеет профессионализм самого агентства занятости и, как следствие, его репутация на рынке предоставления кадровых услуг. Именно агентство осуществляет отбор работников согласно требованиям организации-заказчика, и именно на нем лежит обязанность предоставления большей части социальных гарантий перед персоналом.

Виды лизинга могут квалифицироваться не только по объекту лизинговой операции, но и по степени риска, срокам лизингового соглашения.

По степени риска лизинг классифицируется

необеспеченный лизинг — дополнительные гарантии выполнения договора со стороны лизингополучателя не предоставляются. Такой гарантией может быть, например, обязанность выплаты неустойки при досрочном прекращении договора;

  • частично обеспеченный лизинг — сделка и имущество застрахованы;
  • гарантированный лизинг — риски распределены между несколькими участниками лизингового соглашения, выступающими гарантами лизингополучателя [4, c.53].

Если рассматривать лизинговые соглашения с точки зрения срока их действия по отношению к амортизации арендуемого имущества, то следует выделить оперативный лизинг, также называемый сервисным.

Оперативный лизинг имеет место, когда предусмотренная соглашением плата не покрывает полностью стоимость предмета лизинга, и срок действия такого соглашения существенно меньше периода полной амортизации объекта договора.

Такой вид лизинга применяется в отношении быстро устаревающей техники и оборудования или технически сложного имущества, требующего постоянного профессионального обслуживания.

Подобные соглашения, как правило, предусматривают выполнение определенных мероприятий по установке и техническому обслуживанию предмета лизинга. Поэтому такое предоставление имущества в лизинг иногда и называется сервисным.

Плата за услуги, сопутствующие эксплуатации объекта, может включаться в соответствующие платежи за пользование имуществом или осуществляться отдельно.

Оперативный лизинг выгоден при осуществлении относительно краткосрочных проектов, когда нет необходимости в конечном получении права собственности на используемое имущество.

В связи с этим, для уменьшения рисков для лизингодателя, оперативный лизинг часто предоставляется на условиях, увеличивающих издержки и ответственность получателя:

  • более высокая плата за использование имущества;
  • необходимость внесения аванса, предоплаты;
  • в контракте предусмотрены неустойки в случае досрочного прекращения эксплуатации предмета лизинга;
  • другие дополнительные условия, гарантии со стороны получателя.

Для оптимизации налоговых аспектов деятельности предприятия иногда может применяться, так называемый, возвратный лизинг, когда лизингополучатель продает принадлежащее ему конкретное имущество лизингодателю на условии последующего предоставления этого имущества в аренду получателю. Используемые активы, таким образом, не учитываются как средства предприятия, что позволяет снизить налоговую нагрузку [17, c.81].

При выборе наиболее подходящего лизингового соглашения следует учитывать не только объект лизинга, но и выбирать такой вид операции, который будет отвечать и другим интересам получателя в части касающейся различных сопутствующих платежей, ремонта и обслуживания арендуемого имущества, гарантий соблюдения прав и т.п.

2. Особенности развития лизинговых операций в России

2.1 Организационно-экономические аспекты развития рынка лизинга в России

Роль лизинга в экономике страны складывается под влиянием ряда факторов, к которым относятся наличие налоговых льгот для лизинга, уровень развития банковской системы и финансовой сферы в целом, отраслевая структура экономики и уровень изношенности основных средств.

Наблюдаются существенные различия в структуре объёмов нового бизнеса между РФ и странами Европы: драйвером европейского рынка лизинга является сегмент пассажирского транспорта, в то время как в РФ значительно преобладает сегмент “big ticket” (ж/д техника, авиационная техника, суда).

Доля лизинга в структуре инвестиций в основной капитал экономики РФ составляет 7,2% (2014 г.) (рис. 1).

Для сравнения: в странах с развитым рынком лизинга этот показатель существенно выше — 15-30%, что свидетельствует о наличии значительного потенциала в развитии лизинга в РФ в долгосрочной перспективе.

 организационно экономические аспекты развития рынка лизинга в россии 1

Рисунок 1 — Стадии развития рынка лизинга

Спрос на объект лизинга определяется целым рядом факторов, среди которых наиболее значимыми являются: цена имущества, налоговые льготы для участников лизинговых отношений, платежеспособность потенциальных лизингополучателей, ставка банковского процента как альтернативная возможность приобретения основных средств (рис. 2).

 организационно экономические аспекты развития рынка лизинга в россии 2

Рисунок 2 — Основные факторы влияния на рынок лизинга

В период 2008-2011 гг. наблюдалась тенденция активного роста доли сегмента ж/д техники в структуре рынка лизинга. Основными факторами роста спроса в этом сегменте стали привлекательные цены на вагоны, отложенный спрос (в конце 2008 г. — начале 2009 г. новый парк практически не закупался), упреждающее наращивание собственного парка операторами рынка, с учетом ожидающегося в ближайшие годы списания ОАО «РЖД» существенного парка изношенных вагонов. Причинами снижения доли сегмента в 2012-2013 гг. стали перепроизводство железнодорожных вагонов, изменение цен на подвижной состав, резкое снижение ставок аренды и уменьшение объема грузоперевозок. На этом фоне активно прирастали сегменты грузового и легкового автотранспорта, авиатехники, энергетического оборудования [15, c.87].

Сегментация лизинговых компаний на российском рынке позволила выделить следующие их группы: государственные лизинговые компании (6,5% рынка), лизинговые компаний, принадлежащие банковским группам (51,4%), лизинговые компании, входящие в промышленные группы (8,9%), независимые лизинговые компании (33,2%).

При этом наиболее рыночно ориентированными являются независимые лизинговые компании за счёт гибкости и динамичности в решении любых возникающих в процессе согласования лизинговой сделки вопросов, быстрой реакции на рыночные изменения на фоне отсутствия аффилированных структур, универсальности в выборе поставщиков и отраслевой диверсификации. лизинговый финансовый рынок

Развитию рыночного ориентирования в лизинговых компаниях, входящих в банковские группы, препятствует прежде всего необходимость строгого следования правилам банка, отсутствие гибкости и оперативности в принятии решений, что является следствием финансовой зависимости от банка. В лизинговых компаниях, входящих в промышленные группы, наблюдается установка жёстких рамок в деятельности, выраженная прежде всего в ограничениях по ассортименту предметов лизинга, а также отсутствие инициативы в развитии продуктового предложения и продвижении лизинговых продуктов. Государственные лизинговые компании предъявляют жёсткие требования к лизингополучателям, зачастую ограничены по ассортименту рамками одной отрасли, либо смежных отраслей, а также вследствие забюрократизированности основных бизнес-процессов имеют долгие сроки принятия решения по сделкам.

По данным консалтинговой компании Bain & Company, 5%-е увеличение коэффициента удержания клиентов приводит к увеличению прибыльности на 25-100% в зависимости от отрасли. Кроме того, лидеры по лояльности клиентов в секторе B2B имеют все предпосылки к росту объёмов продаж на 4-8% больше, чем темпы роста рынка. На этом фоне всё больше лизинговых компаний используют методику Net Promoter Score — проведение анкетирования и расчёт индекса определения приверженности потребителей компании. В их числе ЗАО «Европлан», ООО «Сименс Финанс», ЗАО «Сбербанк Лизинг».

Одной из главных тенденций рынка лизинга за последние годы стало значительное наращивание объёмов нового бизнеса с малыми и средними предприятиями. Так, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», доля МСБ в объёме нового бизнеса лизинга (по стоимости имущества) составила 47,2% (для сравнения, в 2013 г. — только 32,3%).

По данным выборочных обследований инвестиционной активности малых предприятий, проведённых Росстатом в 2013 г., основными целями инвестирования в основной капитал являются замена изношенной техники и оборудования (19%), автоматизация и механизация производства (13%), а также увеличение производственных мощностей с неизменной номенклатурой продукции (13%) [12].

К указанным факторам необходимо добавить одно из основных препятствий для развития рынка лизинга в сегменте МСБ — «серые» схемы работы предприятий. Данный фактор не позволяет провести достоверную оценку платёжеспособности хозяйствующего субъекта, что значительно увеличивает риски лизинговых компаний. В то же время для лизинговых компаний инвестирование финансовых средств в виде техники и оборудования большому количеству малых предприятий снижает риск невозврата вложений за счёт разделения инвестиций на несколько проектов.

Основные факторы роста объёмов нового бизнеса в сегменте МСБ — сокращение крупных сделок на рынке и переключение на лизинг части банковских клиентов, получивших отказ в кредите. При этом главной ценностью лизинга для клиентов, представляющих малый и средний бизнес, являются быстрая и простая альтернатива кредиту, возможность получения дополнительных ценовых преимуществ за счет скидок и субсидий.

2.2 Лизинг в России на современном этапе

Разработка стратегии развития лизинговой компании является одним из важнейших условий её эффективного развития. Актуальность организации процесса стратегического управления в компании обусловлена неустойчивостью развития мировой и российской экономики.

Сценарное прогнозирование развития ситуации на рынке и моделирование действий компании в условиях изменяющейся внешней среды будет способствовать преодолению возможных негативных тенденций в её развитии.

В настоящее время на российском рынке лизинговых услуг работает большое количество лизинговых компаний, число которых постоянно растет, и наблюдается тенденция к росту лизинговых операций, что подтверждает объем нового бизнеса (стоимости имущества), который за первые шесть месяцев 2016 года составил 275 млрд рублей (прирост по отношению к первому полугодию 2015 года — около 13%).

По данным анкетирования от группы RAEX (Рейтинговое Агентство «Эксперт РА»), только четверть участников исследования показала отрицательные темпы прироста нового бизнеса за январь-июнь 2016г. За первое полугодие 2015 г. лизинговый бизнес сократился у более 75% респондентов. Позитивно на лизинговые сделки повлияла стабилизация на финансовом рынке в первую очередь в банковском секторе со второй половины прошлого года. Однако от относительно спокойного для лизингового рынка первого полугодия 2014 года объем нового бизнеса за январь-июнь текущего года отстает на 20%. Среди крупнейших участников российского рынка в первом полугодии 2016 г. как и в 2015 г. на первых позициях среди лизинговых компаний по объему нового бизнеса продолжают оставаться ВТБ Лизинг, «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК (в первом полугодии 2016 года по данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), первую и вторую позицию в топ-3 заняли ВТБ Лизинг и ГТЛК соответственно, на третье место вышел «Сбербанк Лизинг») в отличие от «ВЭБ-лизинг», который с первого места опустился на четвертую позицию. Среди топ-10 лизингодателей положительные темпы прироста нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировали, как и в 2015 году «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК. В совокупности доля тройки лидеров составила 46,15% всего объема нового бизнеса. На долю десяти крупнейших компаний пришлось 81,9% нового бизнеса (в первом полугодии 2015 года — 67%) (см. таблица 1) [12].

Таблица 1. — Топ-7 лизинговых компаний России по итогам первого полугодия 2016 года [12]

Место по новому бизнесу

Наименование ЛК

Темпы прироста нового бизнеса 1пг2016 / 1пг2015, %

Сумма новых договоров лизинга за 1 пол. 2016 года, млн рублей

Объем лизингового портфеля на 01.07.2016, млн рублей

01.07.16

01.07.15

1

2

ВТБ Лизинг

35108

8

50551

387945

2

4

«Государственная транспортная лизинговая компания»

32563

19

60945

214711

3

3

«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)

26288

-8

38400

337625

4

1

«ВЭБ-лизинг»

17361

-48

26031

644683

5

5

Европлан

14760

49

21437

38732

6

7

«Сименс Финанс»

11405

78

17977

31012

7

6

«Балтийский лизинг» (ГК)

10707

30

15716

29782

В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля лизинговых компаний с государственным участием вышли в тройку лидеров (в частности ГТЛК), связано это с укреплением позиций государственных компаний в розничных сегментах и рядом крупных сделок в автотранспортных сегментах, а не в авиасегментах, как это было в прошлом году [18, c.72].

В структуре источников фондирования сделок компаний с государственным участием кредиты выросли с 61% до 65%, а у лизингодателей, контролируемых российскими банками, — с 72% до 87%. Нужно отметить, что государственные компании продолжают привлекать средства за счет векселей, примером активного использования которого демонстрирует лидер рынка «ВТБ Лизинг». Компании прочих российских собственников нарастили долю собственных средств с 28% до 33% и стали активнее использовать авансы.

Стоит обратить внимание и на то, что долю собственных средств в структуре финансирования сделок также нарастили с 9% до 19% лизингодатели, подконтрольные иностранным банкам. В то время как компании с иностранными собственниками, не являющимися банками и производителями оборудования, больше стали использовать облигации и меньше кредиты и собственные средства.

Причем необходимо отметить, что с этого года Фонд развития промышленности участвует в финансовом обеспечении лизинговых проектов, направленных на поддержку технологического перевооружения и / или модернизацию основных производственных фондов российских промышленных компаний.

Для лизинговых компаний стратегическое планирование призвано играть особую роль в виду макроэкономического значения лизинга в качестве инструмента обновления материально-технической базы отраслей и непосредственной взаимосвязи с инвестиционным спросом. При этом место и роль подразделения стратегического развития в лизинговой компании зависит от организационной формы управления лизингом и масштабов деятельности компании.

В целом в настоящее время стратегическое планирование в сфере лизинга находится на этапе становления. Крупные лизинговые компании активно проводят стратегические исследования рынка на постоянной основе, занимаются бизнес-планированием, разрабатывают стратегию развития собственными силами путём создания соответствующих подразделений, либо нанимают сторонних консультантов, имеющих необходимые методологические компетенции [2, c.85].

Широкие возможности по разработке стратегии в крупных компаниях имеют и свою обратную сторону. Довольно часто возникает ситуация, когда стратегия разрабатывается в значительном отрыве от операционной деятельности, а результаты стратегических разработок так и не доходят до операционализации. Возникают сложности во внутренних коммуникациях. Кроссфункциональный характер организации процесса стратегического планирования подразумевает вовлечение в этот процесс подразделений продаж, маркетинга, финансов, управления персоналом. Однако при наличии в структуре компании подразделения стратегического развития у коллектива компании могут возникнуть ложные представления о том, что к ним процесс стратегического планирования не имеет никакого отношения. Усложняется сбор необходимой для стратегического планирования информации и вовлечение персонала в разработку стратегии также и в крупных компаниях с разветвлённой территориальной структурой.

Более мелкие лизинговые компании либо вообще не разрабатывают стратегических планов, либо осуществляют планирование в краткосрочном горизонте в силу высокой зависимости от текущей конъюнктуры рынка, неопределённостей с привлечением заёмного финансирования. Клиентская база мелких лизингодателей представлена также небольшими компаниями, часто с неустойчивым финансовым состоянием, без долгосрочных планов развития, что создаёт дополнительный риск для операционной деятельности.

Положительным моментом специфики разработки стратегии в небольших компаниях является лёгкость вовлечения сотрудников в этот процесс. Но отсутствие необходимых ресурсов и компетенций приводит к тому, что стратегия не имеет чётко продуманного плана, разрабатывается в высокой зависимости от воли и желаний высшего менеджмента, зачастую методологически некорректно и не приводит к реальному управлению изменениями.

В современных условиях функционирования лизинговых компаний подразделение стратегического развития является координирующим центром подсистемы стратегического управления, а значит в определённой мере и всей системы менеджмента компании в целом.

На этом фоне наиболее эффективным считается подчинение подразделения стратегического развития топ-менеджменту компании. При этом основной функцией подразделения стратегического развития будет являться оказание методической и методологической поддержки руководству компании в части реализации процесса стратегического управления [19, c.87].

В условиях стагнации рынка лизинга маркетинговые цели лизинговой компании могут быть представлены как повышение эффективности продуктовой линейки при сохранении доли рынка, реструктурирование клиентской базы в виде наращивания доли более перспективного с рыночной точки зрения клиентского сегмента.

Стоить отметить, что в условиях нестабильной макроэкономической обстановки, стагнации рынка лизинга целесообразно разрабатывать и утверждать стратегию не более, чем на 3-5 лет. Однако, деятельность большинства государственных компаний и компаний с государственным участием связана с участием в государственных программах развития отраслей. На этом фоне стратегию развития таких компаний целесообразно увязывать с периодом реализации конкретной государственной программы. В то же время для любой лизинговой компании необходим пересмотр и корректировка прежде всего финансовых показателей и показателей продаж на более частой основе. Таким образом, одной из основных функций управления стратегического развития лизинговой компании является обеспечение стратегического контроллинга — постоянного процесса мониторинга реализации и обновления стратегии развития [20, c.41].

В лизинговых компаниях с развитой системой менеджмента возможны различные варианты структурной организации подразделения стратегического развития. При матричном принципе организации процесса стратегического управления в рамках действующих подразделений создаются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы.

Одновременно с реализацией проектов возможно выполнение основной функции на постоянной основе (стратегический анализ рынка лизинга, сведение стратегических наработок, аналитическая поддержка управленческих решений руководства).

Преимуществами данного варианта являются гибкость при распределении трудовых ресурсов, разнообразие задач, кроссфункциональность, эффективность в реализации проектов, развитие командообразования. В то же время имеются и существенные недостатки — необходимость двойного подчинения, сложности в коммуникациях.

2.3 Проблемы развития лизинга в России и пути их решения

В современных условиях ведения бизнеса на первый план выходит необходимость организаций адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Для получения определенной прибыли или обеспечения стратегии долгосрочного выживания перед организациями рано или поздно встает вопрос о расширении, приобретении нового оборудования или замене старого. При недостатке собственных средств для решения данной задачи существует два наиболее популярных источника финансирования — финансовый кредит и лизинг [7, c.81].

В настоящее время лизинг считается одним из наиболее прогрессивных способов финансирования предпринимательской деятельности, обладающим возможностью предоставить организациям доступ к самым передовым технологиям производства и оборудованию. В ведущих странах мира лизинговые операции составляют до трети совокупного объема инвестиций, а их объем каждый год увеличивается в среднем на 10- 12%. Однако в России данный показатель остается крайне небольшим (менее 6%).

При этом определенные виды лизинговых операций находятся на начальном этапе развития, либо не используются в достаточной мере: так, лизинг практически не используется при покупке недвижимости, не применяются возвратный и оперативный виды лизинга.

Длительное время развитие лизинга в России протекало в крайней степени слабо. Данный факт обуславливается тем, что основой лизинга являются крупные капиталовложения и инвестиции, которые могут предоставляться иностранными и очень немногими русскими инвесторами, которые чаще всего неохотно участвуют в лизинговых сделках, считая Россию в целом нестабильной страной, непривлекательной для инвестиционной деятельности. Поэтому сегодняшнее состояние лизинга в России можно назвать начальной стадией развития, что предоставляет лизинговым компаниям, способным обеспечить техническое обслуживание и весь сопутствующий сервис предмета лизинга, неплохие перспективы развития.

На сегодняшний момент ситуация в целом улучшается. Так, темп роста объема сделок по лизингу увеличиваются ежегодно. Среднее значение данного показателя за период 2007-2016 гг. составил 149,5%, что в значительной мере превышает темп роста ВВП (104,7%) и темп роста инвестиций в основной капитал (122,3%).

Данные показатели в полной мере доказывают, что лизинговая отрасль является привлекательной и имеет все перспективы дальнейшего развития.

Несмотря на вышесказанное, лизинговый бизнес осуществляется в сложных условиях. В первую очередь это связано с низкой кредитоспособностью организаций и сложностью получения долгосрочных кредитов, необходимых для открытия лизинговых фирм. К факторам, замедляющим развитие лизинга, также можно отнести нехватку стартового капитала, неразвитость инфраструктуры лизингового рынка (дефицит консультационных и юридических услуг в частности), недостаток высококвалифицированных кадров, неблагоприятный налоговый режим. Говоря в целом, масштаб лизинговых операций не отвечает реальной потребности. Так, лизинг российских воздушных судов мог бы позволить российским компаниям к 2019 году обновить парк самолетов на 95%. В пользу данного аргумента говорит и высокая степень износа основных фондов в России (47,1% на 2015 год), что свидетельствует об огромном потенциале развития отрасли лизинга. Однако доля лизинга в российском ВВП составила всего 0,81% [12].

К основным объективным проблемам лизинговой деятельности на современном этапе можно отнести:

  • недостаточное количество лизинговых компаний, функционирующих на российском рынке;
  • высокий процент ставок по кредиту;
  • нехватка стартового капитала и финансовая несостоятельность лизинговых компаний, зависящих от банка-учредителя, и по сути использующихся только как форма кредитования;
  • непонимание сущности лизинга как потенциальными лизингополучателями, так и лизингодателями;
  • неблагоприятные условия таможенного, валютного и налогового законодательства, не дающее возможность в короткие сроки вернуть предмет лизинга обратно при расторжении договора, что заставляет лизингодателя идти на ужесточение требований по обеспечению сделки;
  • недостаточность финансовых вложений государства в лизинговый рынок;
  • недостаточное развитие инфраструктуры лизингового рынка, включающей в себя лизинговые компании, фирмы, оказывающие консалтинговые услуги, средства информационного обеспечения о предложении лизинговых услуг.

Для решения указанных проблем, как представляется, целесообразно реализовать следующие мероприятия:

  • Предоставление налоговых льгот создаваемым и функционирующим лизинговым компаниям, работающим в первую очередь на рынке лизинга высокотехнологического производственного оборудования.

— Более широкое использование процедуры создания лизинговых компаний непосредственно при организациях, производящих предметы лизинга. Это позволит лизинговой компании реализовать весь комплекс услуг по доставке, обслуживанию, замене оборудования и транспортных средств, предоставляемых в лизинг.

— Создание эффективной информационной среды, способствующей популяризации и распространению сведений о юридических и финансовых основах различных видов лизинга, включающей единую информационную базу данных об отечественных и зарубежных лизингодателях.

  • Использование указанной информационной системы органами государственного таможенного контроля для повышения прозрачности и оперативности операций, осуществляемых при расторжении договора лизинга.

— Формирование государственно-частных партнерств, учредителями которых могут выступать производители оборудования и транспортных средств, крупные лизингополучатели и их ассоциации, что позволит обеспечить более широкое участие средств государственного бюджета и снизить риски невозврата инвестиций [3, c.58].

Указанные предложения могут быть реализованы в рамках федеральной программы по развитию лизинговых операций в Российской федерации, которая позволила бы в значительной степени активизировать процессы обновления основных фондов промышленности и транспорта.

Говоря в целом, на сегодняшний день в России началось формирование некоторых позитивных условий для развития лизинга в области законодательной, правовой и методической базы. Наряду с этим увеличиваются потребности российский организации в скорейшем обновлении технических средств производства для выпуска конкурентоспособной продукции. По прогнозам экспертов масштабы лизинговых операций должны существенно возрасти в ближайшем будущем, что позволит лизингу занять прочные позиции среди источников финансирования.

Заключение

Лизинг — современный инструмент финансовой сферы, поэтому информация о видах лизинга, его отличиях от других кредитных продуктов будет полезна автолюбителям, предпринимателям, а также тем, кто только собирается открыть собственное дело с использованием заемных средств и оборудования

Развитие лизингового бизнеса в нашей стране сталкивается с проблемой мобилизации значительных денежных средств, которые могли бы стать источником для закупки оборудования с целью его дальнейшей передачи пользователям по лизингу. Анализ состояния отечественного предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее реальными хозяйствующими субъектами, которые располагают временно свободными денежными средствами или имеют доступ к таковым, являются банковские учреждения. Зарубежный опыт подтверждает правильность такого вывода, а имеющаяся в нашей стране практика доказывает целесообразность включения лизинговых операций в деятельность банков.

Касаясь современного российского рынка лизинговых услуг, можно отметить достаточно динамичное его развитие в последние годы.

Появление здоровой конкуренции на рынке лизинговых услуг ведёт к изменению требований к обеспечению лизинговой сделки, постепенному понижению стоимости привлекаемых для финансирования лизинга кредитных ресурсов. Заметно увеличились сроки лизинга: если раньше редкостью были сделки на срок до трёх лет, то сегодня пятилетний лизинг считается вполне нормальным явлением.

Однако в России существуют и некоторые проблемы, сдерживающие развитие лизинговой отрасли. К таким можно отнести следующие.

Во-первых, финансовая слабость лизинговых компаний, зависимость их от банковского сектора, отсутствие внутренних долгосрочных инвестиционных ресурсов.

Во-вторых, пока ещё высокая стоимость кредитных ресурсов, ограниченность вторичного рынка оборудования и, как следствие, жёсткие требования по обеспечению лизинговой сделки.

В-третьих, не отработаны механизмы возврата лизингового имущества в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга.

В-четвёртых, недостаточная проработанность нормативно-правовой базы лизинга.

Несмотря на это, за последние несколько лет лизинг стал не просто одним из современных финансовых инструментов, а реальной возможностью обновления производственных фондов, внедрения новых технологий. На современном отечественном рынке лизинг воспринимается уже не как налоговая схема, а как реальная возможность получить передовые средства производства. Более того, лизинг становится самостоятельным эффективным бизнесом, являясь реальной альтернативой банковскому кредитованию.

Развитие рынка лизинга напрямую сказывается и на развитии страхования лизинга. Анализируя структуру и динамику рынка лизинга, страховые компании разрабатывают различные страховые программы для своих клиентов с учетом последних тенденций. Учитывая также возросший интерес государства к рынку лизинга, можно увидеть перспективные направления для страховщиков, которые будут заниматься страхованием лизинга с участием государства.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/razvitie-lizingovyih-operatsiy-v-rossii/

1. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 N 164-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система Консультант Плюс

2. Борисов Е. Ф. Экономика: учеб. для бакалавров / Борисов Е. Ф. , Петров А. А., Березкина Т. Е. Московская гос. юрид. акад. — М. :Проспект, 2015. — 272 с.

— Бутина О.П. Козлов К. В. Риски лизинговых операций и способы их снижения на современном этапе развития. Материалы 37 выпуска Сборника научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». — Иваново, 2015. — С.52-60.

— Грушевая Е.П. Договор финансовой аренды (лизинга): конспект лекции для бакалавриата / Е.П. Грушевая. — СПб. : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2015. — 221 c.

— Кнышова Е. Н. Экономика организации: учеб. для СПО / Кнышова Е. Н., Панфилова Е. Е. — М. :ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2014. — 336 с.

— Корнийчук Г.А. Договоры аренды, найма и лизинга (2-е издание) / Г.А. Корнийчук. — М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 129 c.

— Корнилова Е.В. Финансовое проектирование лизинговых сделок: монография / Е.В. Корнилова. — М. : Русайнс, 2015. — 111 c.

— Кудина М. В. Экономика: учеб. для ВПО и СПО / Кудина М. В. , — М. :Форум ; Инфра-М, 2013. — 368 с.

— Липсиц И. В. Экономика. Конспект лекций: учеб. пособие / Липсиц И. В., — М. :Кнорус, 2015. — 200 с.

— Лясников Н. В. Экономика: учеб. пособие для вузов / Лясников Н. В., Дудин М. Н., Чеканов Е. В. — М. :КНОРУС, 2014. — 280 с.

— Минаков И. А. Экономика: учеб. пособие для вузов / Минаков И. А. — М. :Инфра-М, 2015. — 352 с.

— Развитие рынка в 1 полугодии 2016 года // RAEX (Рейтинговое Агентство «Эксперт РА») [Электронный ресурс] URL: www.raexpert.ru/researches/leasing/leasing_1h2016/part1/

— Слагода В. Г. Экономика: учеб. пособие для СПО / Слагода В. Г., — М. :Форум, 2014. — 240 с.

— Философова Т.Г. Лизинг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Т.Г. Философова. 3-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 191 c.

— Чечевицына Л. Н. Экономика: учеб. пособие для СПО / Чечевицына Л. Н., Хачадурова Е. В. — Ростов н/Д :Феникс, 2016. — 382 с.

— Экономика. Основы экономической теории. В 2 кн. Кн. 2 : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. Профильный уровень / под ред. С. И. Иванова — М. :Вита-Пресс, 2014. — 320 с.

— Экономика и управление: учеб. для магистров / Гос. ун-т управления ; под ред. Н. Г. Любимовой, Е. С. Петровского — М. :Юрайт, 2015. — 485 с.

— Экономическая теория. Краткий курс: учеб. пособие для вузов — М.: Владос, 2014. — 288 с.

— Экономическая теория (Политическая экономия): учеб. пособие для вузов 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2015. — 1008 с.

— Экономическая теория: учеб. для вузов под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича 3-е изд., доп. и испр. — СПб.: Питер, 2014. — 544 с.

— Якобсон Л. И. Экономика /Якобсон Л. И., — М. :Юрайт, 2013. — 517 с.