Корпоративные облигации

Курсовая работа

Корпоративная облигация – экономическое понятие. Юридически определенный термин «корпоративная облигация» отсутствует (хотя и используется в документах Банка России и в ряде иных нормативных актов).

Методом исключения возможно установить, что к корпоративным облигациям относятся любые облигации, за исключением тех, которые выпущены от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствие с законодательством последние относятся к классу государственных и муниципальных ценных бумаг1 .

Корпоративная облигация – облигация, выпускаемая для финансирования частных предприятий. По корпоративным облигациям предприниматели получают доход за счет более низкой процентной ставки по сравнению с банковским процентом, а владелец облигаций получает выгоду за счет пониженного налогообложения своего дохода.

В зарубежных странах важное место среди источников финансирования занимает эмиссия ценных бумаг, причем корпоративные облигационные займы составляют от 10-15 до 60-65% общих объемов эмиссий.

Российские экономисты также возлагают большие надежды на отечественный рынок корпоративных облигаций как на перспективный источник дополнительных инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики. В настоящий момент существуют предпосылки для его развития: нет препятствий со стороны государства.

Серьезнейшей проблемой российского фондового рынка является нехватка надежных финансовых инструментов. Наиболее актуальной эта проблема стала после проведения реструктуризации рынка гособлигаций. Ограничения, которые государство ввело на репатриацию средств иностранных инвесторов, породили вопрос: куда эти средства вкладывать? Кроме того, после известных потрясений рынок госбумаг и рынок акций утратили доверие российских инвесторов.

Введение в обращение корпоративных облигаций способно оказать помощь реальному сектору экономики. Выпуск облигаций открывает для российских предприятий прямой источник привлечения инвестиций, в то же время не затрагивает отношения собственности.

Тем не менее, на российском рынке ценных бумаг корпоративные облигации играют пока незначительную роль.

В связи с этим, целью работы является изучение корпоративной облигации как финансового инструмента и определение путей активизации инвестиционной деятельности на рынке корпоративных облигаций.

8 стр., 3862 слов

Виды корпоративных ценных бумаг и их классификация

... облигаций, служат производные ценные бумаги: опционы, варранты, фьючерсные контракты. Производные бумаги обслуживают и рынок государственных ценных бумаг. 2.1. Акции Основным видом корпоративных ценных бумаг являются акции. Акция - эмиссионная ценная бумага, ... ликвидации. Акции как корпоративные ценные бумаги могут быть классифицированы на определенные типы и виды. По типам различают размещенные и ...

Для достижения этой цели были поставлены следующие основные задачи:

  • изучить экономическую сущность корпоративной облигации;
  • проанализировать состояние рынка корпоративных облигаций в России;
  • рассмотреть перспективы развития рынка корпоративных облигаций.

Предметом исследования в данной работе стали проблемы, препятствующие использованию корпоративной облигации в качестве инструмента привлечения инвестиций, а объектом – рынок корпоративных облигаций.

При написании данной темы использовались монографии и нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг, а также аналитические статьи из публицистических изданий по финансам и кредиту.

  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ

При необходимости привлечения значительных денежных ресурсов (для финансирования крупных проектов, покрытия текущих расходов и т.д.) государство, муниципалитеты, банки и другие финансовые институты, а также отдельные компании или их объединения часто прибегают к выпуску и продаже облигаций. Облигация обеспечивает ее владельцу некоторый доход – в большинстве случаев он регулярно получает проценты (по купонам) и в конце срока выкупную цену.

Облигации являются наиболее распространенным видом ценных бумаг с фиксированным доходом.

В российском законодательстве можно отметить нескольких нормативных актов, регулирующих рынок корпоративных облигаций.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров2 .

Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»

  • условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;
  • дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;
  • дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;
  • дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

Действующее российское законодательство определяет облигацию как эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт5 .

13 стр., 6497 слов

Рынок ценных бумаг. Валютный рынок

... различными государственными органами. Основополагающими нормативными актами, регулирующими РЦБ в рамках предмета предпринимательского права относятся: 1. Гражданский кодекс. 2. «О рынке ценных бумаг», в котором регламентирована предпринимательская деятельности на РЦБ. 3. ...

Таким образом, облигация это долговое свидетельство, которое непременно включает два главных элемента:

  1. обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, указанную на титуле (лицевой стороне) облигации;
  2. обязательство эмитента выплачивать дepжaтeлю облигации фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Корпоративная облигация — это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

Принципиальная разница между акциями и облигациями заключается в следующем. Покупая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Кроме того, в отличие от акций облигации имеют ограниченный срок обращения, по истечении которого гасятся. Облигации имеют преимущество перед акциями при реализации имущественных прав их владельцев: в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям и лишь затем дивиденды.

Основные параметры облигации:

  • номинальная цена или номинал указанная на облигации денежная сумма, которую заемщик (эмитент облигации) обязуется вернуть ее держателю по истечении срока облигации (т.е. при наступлении даты ее погашения)
  • выкупная цена или правило ее определения, если она отличается от номинала
  • дата погашения день, когда должна быть выплачена номинальная стоимость облигации
  • норма доходности или купонная процентная ставка отношение суммы процентов, выплачиваемых за год, к номинальной стоимости облигации. Например, если ежегодно выплачиваются проценты в размере 2 тыс. руб. с облигации номиналом 10 тыс. руб., то купонная ставка равна 20%
  • даты выплаты процентов.

В современной практике выкуп по номиналу является преобладающим. Выплаты процентов обычно производятся ежегодно, по полугодиям или поквартально.

Частные корпорации иногда выпускают облигации с «плавающей» процентной ставкой, уровень которой ставится в зависимость от каких-либо внешних условий.

Облигации являются важным объектом долгосрочных инвестиций. С момента их эмиссии и до погашения они продаются и покупаются на кредитно-денежном рынке по рыночным ценам. Рыночная цена может быть равна номиналу, ниже номинала или с дисконтом (если норма дохода превосходит фиксированную купонную ставку), выше номинала или с премией (если норма дохода меньше постоянной купонной ставки).

Корпоративные облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость облигации обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока ее обращения. Номинальная цена является базовой величиной для расчета принесенного облигацией дохода.

18 стр., 8588 слов

Виды облигаций

... годового дохода в виде процентов, но существуют также бескупонные облигации. Величина суммы погашения (принципал), которую часто называют номинальной стоимостью выпуска или просто номиналом выпуска, определяет величину ... время. 2 . Она может быть безотзывной, это означает, что эмитенту запрещено осу­ществлять погашение облигаций до истечения установленного срока. 3 . Выпуск ценных бумаг может быть ...

Процент по облигации устанавливается к номиналу, прирост (уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигация будет погашена, и ценой покупки облигации.

Номиналы различных облигаций могут существенно отличаться друг от друга, поэтому возникает необходимость в сопоставимом измерителе рыночных цен. Таким показателем является курс процентное отношение цены облигации Р к ее номиналу N :