Рынок страховых услуг в России

Курсовая работа

страховой услуга рынок

Работа посвящена исследованиям, лежащим в области макроэкономики, и касается изучения темы рынка страховых услуг в России.

Наиболее эффективной формой социальной защиты, успешно функционирующей во многих странах, является страхование. Страхование — отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий).

Указанные отношения урегулированы нормами права и приобретают форму правоотношения, субъекты которого обладают юридическими правами и обязанностями.

Современное состояние страхового рынка свидетельствует о его динамичном развитии и поэтому актуальность данной темы заключается в том, что страхование является одним из стратегических факторов эффективного функционирования и удачного становления экономических отношений в стране. Оно позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения, содействует росту благосостояния граждан, а также увеличивает инвестиционный потенциал страны.

Целью курсовой работы является рассмотрение и изучение страховых услуг в России. Для осуществления указанной цели были поставлены задачи:

1) Рассмотреть историю зарождения страховых услуг в обществе

2) Уяснить теоретическую основу, значение и функции рынка страховых услуг

3) Проанализировать состояние страхового рынка Российской Федерации, оценить динамику и тенденции его развития.

4) Выявить основные проблемы и перспективы развития российского рынка услуг

Объектом исследования является — экономика России.

Предметом исследования — рынок страховых услуг.

Курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, каждый из которых включает в себя несколько подразделов, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретическая основа организации рынка страховых услуг

1.1 История возникновения страховых услуг в России

Страхование, как способ защиты имущества и рабов от уничтожения их силами природы, утраты в связи с грабежами и другими непредвиденными событиями, использовали еще рабовладельцы в период рабовладельческого строя.

В европейских странах страхование распространялось быстрее, чем в России. Проведение первых страховых операций зафиксировано в середине XVIII века, когда в Петербурге и Москве появились филиалы английских страховых обществ. Первое российское страховое учреждение — государственная страховая экспедиция, была создана при Заёмном банке в 1776 г. Страхованию подлежали строения, являющиеся объектом залога под обеспечение выдаваемой ссуды, на случай их уничтожения от огня. Однако операции носили ограниченный характер, и к 1822 г., когда государственная страховая экспедиция была закрыта, было застраховано только 95 строений.

32 стр., 15795 слов

О состоянии и развитии конкуренции на рынке страховых услуг Орловской ...

... долю рынка страховых услуг Орловской области приходится 0,28% совокупной страховой премии по всем видам страхования, собранной на страховом рынке России в 2010 году. Рынок страховых услуг Орловской области характеризуется высокой долей обязательных видов страхования в структуре совокупной страховой ...

Манифестом Екатерины II в 1786 г. в стране была законодательно зафиксирована государственная монополия на проведение страхования от огня и созданы правовые рамки, ограждавшие этот вид деятельности от конкуренции зарубежных страховщиков. Первое «Российское страховое общество от огня» было создано в 1827 г. — акционерное страховое общество, получившее от государства монопольное право в течение 20 лет проводить страховые операции в ряде губерний. Второе «Российское общество страхования от огня» возникло в 1835 г., которое получило монополию на страхование на 12 лет в остальных губерниях России.

В этом же году была создана страховая компания «Жизнь», впервые в стране начавшая проводить операции по страхованию жизни. К 1839 г. появилось страхование животных.

Для удовлетворения потребностей судовладельцев в страховании морских и речных судов на случай гибели или повреждения во время транспортировки грузов, в 1844 г. было учреждено Российское общество

морского, речного и сухопутного страхования, а 1847 г. учреждается страховая компания «Надежда», занявшаяся транспортным страхованием.

С середины XIX века начинается подъем акционерного страхования в стране. Если в 1850-х годах действовало 5 страховых акционерных обществ, то к началу 1890-х годов их количество достигло 15, а к 1914 г. работало 19 российских и 3 зарубежных страховых общества.

Во второй половине XIX века в России появились общества взаимного страхования. Первые из них были созданы в 1863 — 1864 гг. в Туле и Полтаве. Количество обществ взаимного страхования быстро увеличивалось: в 1875 г. — 16, в 1894 г. — 78, в 1913 г. — 171.

Занимались страхованием в России и иностранные компании. Для получения такого права они должны были отвечать гораздо более жестким требованиям по сравнению с отечественными акционерными страховыми обществами. Такие требования были установлены 18 ноября 1871 года и сводились к следующему:

  • представление устава и годовых отчетов за последние три года;
  • внесение в Госбанк залога наличными средствами или государственными ценными бумагами;
  • гарантирование выполнения своих обязательств по заключенным в стране договорам страхование как денежными средствами, находящимися в России, так и всем прочим имуществом;
  • подчинение всем нормативным актам России;
  • соответствие условий страхования правилам одной из российских страховых компаний, утвержденным при получении разрешения на проведение страховых операций;
  • рассмотрение споров российскими судами по российским законам;
  • проведение операций только через тех страховых агентов, имена и место пребывания которых известно правительству России;
  • ежегодная публикация годовых отчетов;
  • возможность аннулирования лицензий на страховую деятельность российским правительством в любое время без объяснения причин.

После Октябрьской революции 1917 г. начался процесс национализации страхования в стране. Декретом Совнаркома РСФСР от 23 марта 1918 г. был учрежден Совет по делам страхования, который осуществлял руководство всеми страховыми организациями и контролировал их деятельность, а декретом Совнаркома РСФСР от 28 ноября 1918 г. все частные страховые общества были ликвидированы. Их имущество и денежные средства перешли в собственность государства. Страхование было объявлено государственной монополией.

3 стр., 1483 слов

Страховой рынок России (3)

... внедрением в страхование промышленно-финансового капитала. Крупными страховыми группами являются Росгосстрах, имеющий 80 дочерних обществ в субъектах РФ, и Ингосстрах, имеющий 10 дочерних и зависимых страховых компаний в России и ряд ...

6 октября 1921 г. был принят Декрет Совнаркома РСФСР «О государственном российском страховании». В соответствии с этим декретом возобновлялось проведение страховых операций.

В дальнейшем направленность в проведении страховых операций определялась состоянием экономики, политики, общественной жизни страны, зависела от того, какие задачи стояли перед государством в тот или иной период. В апреле 1940 г. был принят Закон «Об обязательном окладном страховании», определявший новые принципы проведения обязательного страхования имущества в колхозах, а также животных и строение в личных подсобных хозяйствах граждан.

В 1946 — 1960 гг. страхование государственного имущества практически не проводилось, поскольку все убытки компенсировались за счет средств государственного бюджета.

В 1960 — 1980 — е годы идет активный процесс популяризации страхования среди населения, разрабатываются и внедряются новые виды личного и имущественного страхования граждан (страхование детей, домашнего имущества, средств транспорта и др.).

В результате за период с 1970 г. по 1980 г. количество договоров страхования населения возросло более чем в 2 раза.

В 1985 г. был установлен государственный надзор за деятельностью страховых обществ, осуществляемый Министерством внутренних дел, в составе которого был учрежден Страховой комитет, преобразованный впоследствии в Отдел страхования и противопожарных мер Главного управления по делам местного хозяйства.

Государственный надзор распространялся на все разделы страхового рынка. Органы страхового надзора рассматривали, и утверждали уставы страховых обществ и применяемые ими условия страхования. Особое внимание уделялось экономической стороне деятельности страховых организаций. Они были должны публиковать свою отчетность. В случае необходимости орган страхового надзора имел право проводить проверки деятельности страховых компаний, а при утрате ими 2/3 основного капитала выносились решения об их закрытии.

В 1990-е годы в России были созданы и получили развитие многочисленные страховые организации различных организационно-правовых форм, сформировались основы страхового надзора и системы государственного регулирования страховой деятельности и уже к концу 1990 г. с гражданами было заключено около 85 млн. договоров страхования жизни.

1.2 Понятие и функции страховой услуги

Страховой рынок — составная часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты. Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка. Их специфика заключается в сущности страхования. В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г. под страховой деятельностью следует понимать деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Страховой продукт должен всегда присутствовать на финансовом рынке. Данное присутствие и формирует страхование, как составную часть финансовых отношений сложившихся в стране.

6 стр., 2795 слов

Страховой рынок Франции

... 2 Страхование во Франции Французский страховой рынок занимает 5-ое место в мире. Количество зарегистрированных страховщиков приближается к 500, из них 98 занимаются страхованием жизни и 360 – другими видами страхования. Около 40% страхового рынка Франции ...

Любой страховой продукт соотносится с определённым объектом страхования (то, что страхуется), определяет причины страхования (страховой риск), его стоимость (страховую сумму), цену (страховой тариф), условия денежных платежей (расчетов) в предвидении событий страхования. Сертификатом страхового продукта служит документ, именуемый страховым полисом. Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом.

Специфика страхового продукта в том, что страховой взнос всегда меньше страховой суммы. Такое соответствие гарантирует рыночную привлекательность страховых продуктов. Видимая выгода от приобретения страхового продукта налицо. Она не означает потери продавца, так как количество полисов (покупателей) обычно больше, чем число страховых случаев. Вследствие этого продавец (страховщик) не несет потерь, если цена страхового продукта определена верно. Можно предположить, что страхование — это своеобразная игра между покупателями и продавцами страховых продуктов.

Страховщиком устанавливаются определенные соотношения между платежами страхователей, возникающими по поводу купли-продажи страхового продукта. Тарифа должен быть достаточно низок, чтобы обеспечить сбыт данного страхового продукта, но в то же время достаточно высок, чтобы покрыть расходы страховщика на выплату возмещений и содержание аппарата, а также гарантировать необходимую прибыль. Эта задача решается на основе использования вероятностных расчетов.

Тариф заключает в себе величину страхового риска и, следовательно, определяет его цену. В процедуру купли-продажи страховых продуктов вводится система скидок и накидок, при которой учитываются индивидуальные особенности страхователей и которая одновременно заинтересовывает и в том числе вынуждает страхователя к бережному отношению к застрахованному объекту, т.е. минимизации страхового риска.

Таким образом, стоимость и цена страхования как количественные характеристики страхового продукта — вполне конкурентные величины. Необходимость реализовать страховой продукт вынуждает страховщика к совершенствованию страховых продуктов, снижению цен на них. Необходимость получить прибыль, напротив, требует повышения цен. В связи с этим страховой рынок регулируется спросом и предложением на страховые продукты, за исключением тех случаев, когда страхование объектов (субъектов) осуществляется в обязательном порядке.

Существование страхового рынка обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к образованию страхового рынка в социально-экономической системе общества. С другой стороны, денежная форма организации страхового фонда обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве.

Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено, как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов

22 стр., 10906 слов

Страховой рынок РФ

... рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структура; разобрано современное состояние российского страхового рынка и рынков США, Великобритании и Германии, проанализированы проблемы и рассмотрены перспективы развития страхования в РФ. Страховой рынок ...

страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности (рис.1)

Рис.1 -Место страхового рынка в финансовой системе

Всеобщность страхования определяет конкретную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения. В таких отношениях соответствующие финансовые институты выступают как страхователи и покупатели страховых продуктов. Своеобразные отношения складываются между страховым рынком, государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, что связано с организацией обязательного страхования.

Финансовые отношения страховой рынок имеет с рынком ценных бумаг, валютным рынком, банковской системой, государственными и региональными финансами, где страховые организации размещают страховые резервы и другие инвестиционные ресурсы.

Функционирование страхового рынка происходит в рамках экономической системы, как на партнерской основе, так и в условиях конкуренции.

Это касается конкурентной борьбы между различными финансовыми институтами за свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов. Если страховой рынок, например, предлагает страховые продукты по страхованию жизни, то банки — депозиты, фондовый рынок — ценные бумаги и т.д.

Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций: компенсационную, накопительную, распределительную, предупредительную и инвестиционную. Главная функция страхового рынка — компенсационная, благодаря которой существует институт страхования. Содержание функции выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физическим лицам в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которое и было объектом страхования.

Накопительная функция обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную страховую сумму.

Распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Суть функции состоит в формировании и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабильность страхования.

Предупредительная функция страхового рынка косвенно связана с осуществлением страховой деятельности. Данная функция работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба. Реализация предупредительной функции обеспечивается финансированием событий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев и стихийных бедствий. Финансирование осуществляется из фонда предупредительных мероприятий.

Инвестиционная функция страхового рынка реализуется через размещение свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т.д. С развитием страхового рынка роль инвестиционной функции растет.

1.3 Структура рынка страховых услуг

Охарактеризована структура страхового рынка может быть в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах.

В институциональном аспекте структура страхового рынка представлена государственными, акционерными, корпоративными, частными, и другими страховыми компаниями.

Структура страхового рынка в территориальном аспекте характеризуется: мировым (внешним), местным (региональным), национальным (внутренним) страховыми рынками.

По отраслевому признаку выделяют рынок страхования: имущественного, личного, ответственности. Каждый из рынков, в свою очередь, можно разделить на обособленные сегменты, например, рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и т.д.

Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страховые продукты, страхователи, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования. Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру выполняемых страховых операций, зоне обслуживания.

На страховые продукты спрос предъявляет страхователь, юридическое или физическое лицо, страхующее имущество или заключающее со страховщиком договор личного страхования или страхования ответственности. После уплаты страховых взносов страхователь имеет право на получение страховки при наступлении страхового случая.

Страховой продукт — товар страхового рынка. Цена страхового продукта определяется затратами на страховое обеспечение или страховое возмещение, а также расходами на ведение дела и размером прибыли страховщика. Цена на страховой продукт зависит от спроса и предложения.

Реализацию страховых продуктов и их продвижение осуществляют страховые агенты и страховые брокеры. Страховыми агентами являются юридические или физические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями.

Независимые юридические или физические лица, имеющие лицензию на проведение операций по страхованию от своего имени, на основании поручений страхователя, либо страховщика, называются страховыми брокерами.

В реальное время страхование сформировалось в часть инфраструктуры общественного производства. Классификация данной специфической деятельности актуальна. В основу классификации страхования положены два критерия:

1) различия в объектах страхования;

2) различия в объеме страховой ответственности.

Согласно первому критерию страхование подразделяется по отраслям, подотраслям и видам. В соответствии со вторым критерием страхование подразделяется по роду опасности.

Классификация страхования по его формам опирается на критерий волеизъявления сторон страховой сделки. На основе этого критерия страхование подразделяется на две формы:

1) добровольное

2) обязательное.

Инициатором обязательного страхования является государство. В форме закона оно обязывает юридических и физических лиц вносить средства для обеспечения общественных интересов. К обязательным видам страхования относятся обязательное медицинское страхование и ОСАГО.

Инициатором добровольного страхования выступают физические и юридические лица. Добровольную форму страхования создает страхователь через заявление на страхование. Добровольными видами страхования являются такие, как: страхование жизни, личное страхование (включающее в себя страхование от несчастных случаев и добровольное медицинское страхование), имущественное страхование (включающее в себя страхование грузов, имущество и страхование КАСКО).

На официальном рынке наибольшую долю занимает страхование имущества, ОСАГО, личное страхование. Доли страхования жизни и ответственности — самые незначительные.

Рис.2 — Структура рынка

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) было введено с 1 июля 2003 г. Согласно ст. 931 Гражданского кодекса риск возникновения ответственности за причинение вреда может быть застрахован, при этом возмещение вреда потерпевшей стороне будет производить страховая компания в размере и на условиях, предусмотренных в договоре страхования.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств. В результате введения ОСАГО многие граждане России впервые узнали о механизме страхования и его ценности в сфере управления рисками.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, которые соответствуют программам обязательного медицинского страхования. Система ОМС представляет собой канал по распределению социальных фондов для предоставления медицинской помощи.

Личное страхование. Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан, с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

Развивающимся видом личного страхования является страхование от несчастного случая. Основным источником роста этого вида страхования было развитие ипотечного кредитования.

Страхование жизни.

страхования жизни выплачивается оговоренная заранее страховая сумма, поскольку оценить стоимость человеческой жизни и соответственно ее потерю не представляется возможным. В страховании жизни не существует понятия двойного страхования и соответственно ограничений по выплатам. По всем заключенным клиентом договорам осуществляется выплата страховых сумм при наступлении страхового случая.

Имущественное страхование.

Виды имущественного страхования указываются в ст. 32.9 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: страхование средств наземного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта, водного транспорта, грузов и др.

Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.

2. Анализ становления, состояния и динамики развития рынка страховых услуг

2.1 Становление рынка страховых услуг в России

В России во второй половине 80-х гг. XX века состоялось возрождение страхового рынка монополистической модели конкуренции и с той поры в РФ (как и в других странах СНГ) настал период его становления, который количественно характеризуется статистическими показателями (см. табл. 1).

Анализируемый период (в табл.1) можно разделить на два этапа: 1) до финансового кризиса в августе 1998 г.; 2) после него.

На первом этапе (1991-1997 гг.), как видно, господствовал преимущественно экстенсивный тип становления страхового хозяйства и рынка в РФ: почти в 3 раза возросло количество страховых фирм и их объединений (за 1992 — 1997гг.); общий сбор страховых взносов (премий) — более чем в 2797,6 раза (в текущих ценах) и в 1,54 раза (за 1994 — 1997 гг. в постоянных ценах); общий объем страховых выплат — в 883 раза (в текущих ценах) и более чем в 1,75 раза (за 1994 — 1997 гг. в постоянных ценах).

Большей частью экстенсивный рост не может быть бесконечным, тем более в условиях экономического кризиса, политической не стабильности и выхода из строя, вследствие этого, всевозможных макроэкономических систем, к примеру банковской.

Статистика последующего периода становления страхового рынка РФ (1998-2002 г.) подтверждает сказанное.

Как видно из таблицы 1- на страховом рынке РФ уже с 1996 г. и до первой половины 1998 г. (до финансового августовского кризиса) наметилась устойчивая тенденция уменьшения количества страховых фирм, в т.ч. негосударственных. Так же фиксируется исчезновение с рынка после 1997 г.: в 1999 г. — 802, в 2002 г. — 1063 и в 2002 г. — 926 страховых фирм.

Отметим некоторые важнейшие причины, вызвавшие ухудшение показателей становления страхового рынка РФ после 1997г.

1) Понижение числа страховых компаний в условиях экстенсивного развития — закономерный итог концентрации и централизации страхового капитала. Еще до 17 августа 1998 г. — в 1996 г. — 1195 страховых фирм (58% от общего числа отчитавшихся) получили 99,2% годового сбора страховых взносов, остальные 0,8% собранных премий пришлись на долю 848 (42%) отчитавшихся страховщиков. В 1997 г. это соответствие в принципе сохранилось. Можно предположить, что эти 848 страховщиков были главными кандидатами на уход со страхового рынка государства.

2) Крушение рынка государственных ценных бумаг 17 августа 1998 г. По некоторым оценкам, страховому рынку был нанесен ощутимый урон, т.к. более 60% активов страховых фирм (более 8 млрд. руб.), размещенных в ГКО, оказалось замороженными. Следует отметить, что напряженность возникла еще до августа 1998г., когда страховые выплаты превысили размер собранных премий на 0,53 миллиарда рублей.

Серьезно пострадали многие московские страховщики, имевшие более легкий доступ к рынку ГКО, и региональные фирмы Рос госстраха.

3) По причине потери активов страховщики потеряли большую часть прежних клиентов. Отказы клиентов от страхования были связаны и с ухудшением их личного финансового положения после августа 1998 г.

4) Большая часть активов страховщиков оказалась замороженной на срочных счетах в проблемных банках в итоге развертывания системного

банковского кризиса. По причине него суета вкладчиков передалась страхователям по долгосрочному страхованию жизни и они в течение первых нескольких недель изъяли свои средства у страховщиков.

Несмотря на все причины, страховой рынок России не рухнул. Он остался и характеризуется положительной динамикой по анализируемым показателям. Не смотря на уменьшение количества страховщиков, их работа по сбору страховых премий с 1999 г. характеризуется постоянным ростом, как и по страховым выплатам.

Достигнув уровня 1997 г. по совокупному сбору взносов (премий) в 1999г. и по страховым выплатам в 2000 г. (в неизменных тарифах 1994 г.), страховой рынок РФ в 2001 г. по этим показателям добился темпов роста в пределах 212 и 181 процентов, при сокращении количества страховых компаний на 984.

В Концепции развития страхования в Российской Федерации (одобренной постановлением правительства РФ от 27.09.2002 г. №1361р) отмечаются другие положительные свойства страхового рынка:

  • доля средств от страхования в ВВП выросла с 1,6 % в 1998 г. до 3 % в 2001 г.;
  • средства страховых резервов, инвестированные в объеме 88,5 миллиардов рублей, увеличились по сравнению с 2000 г.

на 174,2 %;

  • в системе страхования, по различным оценкам, занято от 250 до 300 тыс. человек.

Такие результаты подтверждают вывод о том, что объективные процессы концентрации и централизации страхового капитала обеспечивают выживание в тяжелых условиях и победу в конкуренции страховым фирмам с финансовыми показателями, стремящимися к стандартам международного страхового рынка.

2.2 Анализ состояния и динамики развития рынка страховых услуг на современном этапе

С развитием частной собственности существенно растет роль страхования, однако объем и эффективность страховых предложений, предлагаемых российским страховым рынком предпринимателям и гражданам, весьма невелик.

Об этом свидетельствует уровень развития страхового рынка, который определяется отношением совокупной страховой премии к ВВП страны.

В настоящее время Российская Федерация занимает скромное место на мировом рынке страховых услуг — всего 0,2% мирового объема страховых премий. К концу 2006 г. доля застрахованных рисков в России составляет лишь 10-15% против 90-95% в промышленно развитых государствах. Специалисты выделяют ряд основных причин, которые сдерживают развитие страхования — отсутствие у россиян доверия к страховым компаниям, недостаток опыта в использовании страховых услуг, низкий уровень жизни большинства населения и малое количество платежеспособных предприятий.

Соответствие страховой премии и ВВП продолжает снижаться. В 2007 г. оно составило 1,45%, снизилось на 4% по сравнению с 2006 г., а доля страховой премии по страхованию иному, чем страхование жизни, напротив увеличивается (в 2006 г. — на 2% до 2,21%, в 2007 г. — на 2% до 2,25%) (см. рис. 3).

Рис. 3. Динамика доли страховой премии в ВВП, 2001-2007 гг., %

В 2007 г. продолжился подъём плотности страхования страховой премии на душу населения, который все эти годы обусловлен наращиванием объема совокупной страховой премии, так как численность населения РФ остается практически на одном уровне. «Подушевая плотность страхования» составила 5,4 тыс. руб., увеличившись на 25,6% по сравнению с 2006 г. (см. таблица 2).

Совокупная страховая премия и численность населения, 2001-2007 гг

Период

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1

2

3

4

5

6

7

премии (млрд. руб)

300,2

432,4

471,6

494,7

610,6

763,6

Население России (млн. чел.)

145,2

145

144,2

143,5

142,8

142,4

Премии на душу населения (руб)

2068,2

2982,1

3270,5

3447,4

4275,9

5369,9

Премия на душу населения, (долл. США)

63,1

101,2

117,9

119,8

162,4

218,8

Доля страховых премий в ВВП всего мира равна 7,52%, а показатель плотности страхования (собранная премия на душу населения) установился на уровне 518,5 долл. США. Первая тройка лидеров мирового рынка страхования по объему собранных премий представлена следующими странами: США с долей 33,36% (1 142 млрд. долл.), Япония 13,91% (476 млрд. долл.), Великобритания 8,76% (300 млрд. долл.).

Российский рынок страхования занимал 25-е место в мире

Массовые страховые компании рассматривают российский рынок как довольно перспективное направление для вложения: ожидаемые прибыли значительно превышают страховые риски РФ. По большинству видов страхования

долей 0,51% (17,51 млрд. долл.).

По доле страховой премии в ВВП Россия находилась на 57-м месте, по плотности страхования на 52-м месте. Численный рост и структурные изменения, происходившие на российском страховом рынке в течение 2006-2007 гг., привели к тому, что Россия стала привлекательным рынком для иностранных игроков.

тарифная конкуренция крайне затруднена, так как дальнейшее снижение тарифов без существенной угрозы финансовому состоянию страховщика уже невыполнима.

По итогам первого полугодия 2008 г. российские страховые компании собрали 293 млрд. руб. взносов по прямому страхованию (без ОМС), что на 44 млрд. руб., или на 17,6%, больше, чем аналогичный период предыдущего года. Прирост взносов в 2008 г. замедлился — в первом полугодии 2007 г. он был на 3,1% выше. Крупнейшими сегментами российского страхового рынка по-прежнему остаются автокаско (объем взносов, собранных по этому виду страхования в первом полугодии 2008 г.- составил 76.4 млрд. руб.), ДМС (53,0 млрд. руб.), ОСАГО (39,1 млрд. руб.) и страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков (51,3 млрд. руб.).

По данным рейтингового агентства `’Эксперт РА» активы десяти крупнейших страховых групп России на конец 1-го полугодия 2008 г. выросли по сравнению с концом 1-го полугодия 2007 г. на 27.2% суммарная чистая прибыль — на 14,5% (см. рис. 2).

Рис. 2. Топ-10 страховых компаний по величине активов за 1-е полугодие 2008 г.

В настоящее время складываются позитивные тенденции в развитии страхового рынка России, создаются условия для его равномерного и динамичного роста. По мнению ряда экспертов, его потенциал роста составляет 9-12% в год. Следует заметить, что рост будет происходить с одновременным увеличением

благосостояния населения и ростом экономики страны в целом. Однако возможны и внезапные скачки, например на рынке страхования жизни, который абсолютно не развит и оценивается в 60 млрд. долл. США, поэтому выглядит привлекательным для западных инвесторов.

Вместе с тем, несмотря на вышеперечисленные тенденции, отражающие положительную динамику развития страхового рынка России, необходимо констатировать, что национальная страховая отрасль до настоящего момента так и не стала эффективным рыночным механизмом управления рисками, способствующим стабильному развитию экономики и социальной сферы.

3. Проблемы и перспективы развития рынка страховых услуг

3.1 Проблемы развития рынка страховых услуг

Российский страховой рынок характеризуется рядом проблем, от разрешения которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра.

Самая большая проблема страхового рынка в том, что государство в лице его правительства до настоящего момента не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства. Это порождает определенные негативные для развития страхового рынка условия, к примеру в виде налогового прессинга, в результате которого страховые услуги не только утрачивают свою привлекательность, но и становятся нерентабельными.

Общее состояние налогообложения в страховой сфере характеризуется отсутствием системы, единой методологической базы, преобладанием ведомственного подхода к установлению налогов, отсутствием стимулов к развитию страхового рынка.

На протяжении некоторого времени по действовавшему законодательству страховая выплата по случаю смерти, рассматривалась как доход и облагалась подоходным налогом. В большинстве развитых стран средства, направляемые на страхование, исключаются из налогооблагаемой базы, а получаемые страховые суммы не облагаются налогом. При таком подходе вероятен прогресс на рынке страховых услуг. Грамотная политика государства в данной области воспитывает у граждан потребность в страховании, а государство снимает с себя обязательства по возмещению своим гражданам различных ущербов и убытков, экономя в конечном итоге значительные средства. Кроме того, поощряя страхование, государство с помощью страховых компаний получает огромные инвестиционные средства для собственной экономики.

Можно отметить еще одну проблему фактического отсутствия адекватных инвестиционных инструментов, удовлетворяющих требованиям страховщиков.

Государством строго регламентируется порядок размещения страховых резервов, отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой работой.

Впрочем, установив определенные обязательные правила, государство не несет никакой ответственности, если выполнение указанных правил приведет к негативным последствиям. Отсутствуют инструменты, обеспечивающие гарантированные государством условия надежности инвестирования страховщиком страховых резервов, в части своевременной их возвратности и оговоренной доходности.

Еще одна серьезная проблема — это введение обязательных видов страхования под контролем некоторых министерств и ведомств. Как правило, страхователи не получают никакой страховой защиты, а министерства или же уполномоченные коммерческие организации аккумулируют средства практически на безвозмездной основе, а вслед за этим используют их далеко не всегда в интересах страхователей. В итоге обязательное страхование становится способом отчисления и перераспределения финансовых ресурсов в пользу отдельных министерств и ведомств.

Проблема налогообложения операций, связанных со страхованием заслуживает отдельного рассмотрения. Специалисты в области страхования неоднократно отмечали, что условия ведения бизнеса не всегда позволяют заключить «полноценный договор» страхования. Развитию страхования в нашей стране, создают препятствия некоторые положения российского налогового законодательства. При этом именно реформирование налогообложения страхователей — потребителей страховых услуг, является вопросом первостепенной важности.

Проблема развития долгосрочного страхования жизни в Российской Федерации требует особого внимания, так как оно успешно решает вопросы социального обеспечения. Пенсионное страхование позволяет получить дополнительную к государственной пенсию, причем не только по старости, но и пенсию по инвалидности. Пенсионное страхование снижает нагрузку на

расходную часть бюджета, а государство сосредотачивается на защите наименее обеспеченных слоев населения. В отличие от государственных и негосударственных пенсионных фондов, обеспечивает страховую защиту. В случае смерти застрахованного лица, позволяет выплачивать пенсию не только от суммы собранных страховых взносов, но также учитывать и инвестиционный доход.

Страхование жизни позволяет накопить определенную сумму денежных средств, а также защищает финансовые интересы семьи застрахованного, на случай его смерти. Для развития долгосрочного страхования жизни необходима серьезная государственная поддержка

На деле наше законодательство сдерживает развитие страхования жизни. И Налоговый кодекс, и действующий сейчас Закон «О подоходном налоге» предусматривают включение в налогооблагаемую базу физического лица взносов работодателя по страхованию жизни. Налог должен быть уплачен уже сегодня, несмотря на то, что реальную выгоду работник получит через много лет. Это сделано с целью пресечь попытки ухода от налогообложения с помощью страхования. Но как раз по «зарплатному» страхованию это бьет в последнюю очередь, так как оставляет возможность для использования следующей схемы: предприятие перечисляет взносы по имущественному страхованию, а выплаты работники получают по страхованию жизни. При этом не требуется, чтобы предприятие вносило большие суммы по страхованию жизни, так как этот договор — всего лишь прикрытие, создающее видимость законности такой операции. Реально же страдает в первую очередь честное долгосрочное страхование, которое должно быть аккумулятором и поставщиком на рынок долгосрочных и не дорогих инвестиционных ресурсов.

Региональные диспропорции и неразвитость инфраструктуры так же можно выделить как одну из проблем российского страхового рынка: система подготовки страховых кадров, страховых брокеров и агентов, оценщиков, экспертов, актуариев. Развитие страхового бизнеса в России уже сегодня диктуют необходимость подготовки специалистов с высшим страховым образованием.

Конечно, это вопрос перспективы, но думать о его решении надо уже сегодня. Создание системы высшего страхового образования требует серьезных объединенных усилий государственных органов, высших учебных заведении, самих страховщиков и их союза.

Следующим проблемным вопросом Российского страхового рынка, является скудность предложений. Сегодня отечественные страховщики предоставляют клиентам не более 30-40 страховых продуктов, в то время как в развитых странах перечень страховых услуг насчитывает более 300 разнообразных видов. Так как экономика России нестабильна, практически отсутствуют долгосрочные накопительные программы, которые во многих странах являются приоритетными и пользуются популярностью у населения.

Нестабильность финансово-экономической и социально-политической ситуации в стране и отсутствие четкой государственной политики в области страхования также оказывают негативное влияние на состояние страхового рынка. Практически полностью потеряно доверие страхователей к долгосрочному страхованию и страхованию с отсроченными выплатами. Это доверие и в 1991 г. и сегодня подорвано не без участия государства.

По всей экономике России тяжело ударил экономический кризис, включая и страховой сектор. Замораживание государственных ценных бумаг и резкое падение курса рубля имеют два основных последствия для страхового бизнеса — сокращение платежеспособного спроса на страховые услуги и снижение платежеспособности самих страховых компаний.

По причине девальвации национальной валюты и сопутствующего ей роста цен в условиях значительной зависимости России от импорта существенно уменьшились реальные доходы населения и активы предприятий. Как следствие произошло резкое сокращение спроса на страхование, которое имеет замыкающий характер в потребностях населения и предприятий (за исключением случаев обязательного страхования в силу закона или по условиям контрактов).

В условиях инфляции страховщики начали закладывать рост стоимости ликвидации последствий страховых событии в премию, собственно что привело к удорожанию страхования.

Кризисные явления, в сочетании с требованием увеличения уставного капитала, приведут к еще большему снижению числа страховщиков — их останется не более нескольких сотен.

В основном это будут московские компании и региональные страховщики, опирающиеся на финансовые и промышленные корпорации, а также на местные органы власти. Произойдет концентрация страхового капитала — часть компании, не вписавшихся в требования рынка, должна будет присоединиться к более сильным страховым группам.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что развитие страхового рынка не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки. Очевидна необходимость разработки страховой идеологии и внедрение ее, в первую очередь, в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоев населения.

3.2 Перспективы развития российского рынка страховых услуг

Во всех развитых государствах страхование является стратегическим сектором экономики. Объём резервов и сроки, на которые размещаются средства, превращают страховые компании в мощнейшие финансовые кредитующие институты. По средствам своей деятельности они концентрируют в своих руках огромную финансовую мощь.

В России перспективы развития страхового рынка трудно предугадать, так как они во многом зависят от состояния экономики страны, уровня ее развития, благосостояния и страховой культуры населения. Наивно было бы полагать, что в стране с непредсказуемым экономическим курсом нищее население, живущее потребностями одного дня, будет заботиться о накоплении обесценивающегося капитала. В таких экономических условиях долгосрочные накопительные страховые программы не работают. Перспективы развития отечественного страхового рынка предлагается рассмотреть исходя из принимаемых на государственном уровне документов.

Основным документом, определяющим развитие страхования в России, призвана стать Федеральная программа развития отечественного страхового рынка. Данный документ содержит ряд тезисов, которыми намерено руководствоваться правительство при развитии отечественного страхового рынка.

В качестве первоочередного шага по повышению надежности страховых компаний, программа выдвигает требования к увеличению уставных капиталов страховщиков. Государство будет приветствовать возможные объединения и слияния функционирующих страховых компаний, которые не имеют достаточно средств для пополнения уставных капиталов. Развитию национального страхового рынка должно способствовать введение ряда новых обязательных видов страхования. К их количеству относятся страхование автогражданской ответственности, ответственности работодателей, обязательное страхование жилья и отдельных видов имущества.

Реализация программы позволит увеличить инвестиционный потенциал страхового рынка.

Принимаемые в последнее время и предполагаемые к принятию документы по страхованию дают возможность с определенной уверенностью сказать, что свое развитие получат некоторые виды обязательного страхования.

С развитием рынка охранных услуг предполагается развитие страхования частных детективов и охранников. Характерно, что разрабатываемые сегодня в этом направлении страховыми организациями продукты предусматривают страховую защиту не только жизни и здоровья частных детективов и охранников, но и страховую защиту от ущерба, причиненного их действиями во время выполнения своих обязанностей.

При благоприятном стечении обязательств (стабильность экономики, высокий уровень доходов и правовой культуры населения) можно предположить развитие таких видов страхования как страхование личного имущества граждан и имущества юридических лиц. Перспективу данного вида страхования определяет наблюдаемая тенденция к расширению и росту объемов имущественного страхования. Частично рост имущественного страхования можно объяснить увеличением стоимости основных средств и другого имущества.

Перспективы развития страхового рынка России можно проследить также на примере конкретного вида страхования — страхования жизни.

Сегодня можно сказать, что для появления страхового интереса в страховании жизни имеются объективные предпосылки, так как существует вероятность снижения уровня жизни семьи в связи со смертью кормильца, выходом на пенсию по возрасту или по инвалидности.

Влияние перечисленных факторов на возникновение страхового интереса в страховании жизни особенно возрастает в современных условиях, кода существенно снижены государственные социальные гарантии по обеспечению нетрудоспособных по возрасту и здоровью, по потере кормильца, когда появляются различные формы платного обучения, получают распространение покупки в кредит.

Государство на сегодняшний день является наиболее заинтересованным субъектом рынка личного страхования в России. Во-первых, потому, что проблема изыскания средств для решения общегосударственных проблем — проблема первостепенной важности. А страхование жизни позволяет привлечь средства, являющиеся источником долгосрочных кредитных ресурсов.

Во-вторых, страхование жизни компенсирует недостаток государственных социальных гарантий. Таким образом, оно, являясь одной из форм организации страховой защиты населения, способствует организации в стране комплексной, наиболее полной системы обеспечения граждан при наступлении различных событии, связанных с их жизнью, здоровьем и трудоспособностью, ведущих к снижению уровня жизни или дополнительным расходам.

В-третьих, развитие страхования жизни как одной из наиболее трудоемких и наукоемких отраслей страхования ведет к образованию новых рабочих мест. А это, с точки зрения государства, момент немаловажный, способствующий ослаблению социальной напряженности в стране.

Что же касается доверия к институту страхования жизни, то здесь ситуация совсем не обнадеживающая. Население страны знакомо с долгосрочным страхованием жизни не один год. Начиная с 1956 г. страхование жизни, представленное смешанным страхованием, страхованием детей (до достижения застрахованным ребенком 18-летнего возраста), страхованием к бракосочетанию, развивалось быстрыми темпами. Потеря Госстрахом в 1991 г. резервов по страхованию жизни и невозможность выполнения страховщиком обязательств в объеме, адекватном условиям договора страхования, привели к резкому оттоку населения из сферы страхования жизни.

В период с 1992 г. по август 1998 г., страховщики вели работу с клиентами по возвращению утраченного доверия. Эта работа начала давать положительные результаты. Рост благосостояния, стабилизация экономики страны, возможность выбора надежного финансового партнера-страховщика в последние три-четыре года, несмотря на сдерживающую роль налогового законодательства, способствовали появлению, прежде всего у населения, экономически обоснованного интереса в сохранении уровня жизни и потребности его реализации путем заключения договоров страхования жизни и пенсий. Этот процесс был резко остановлен 17 августа 1998 г. Финансовый кризис, парализовавший страну, сильнейшим образом отразился на страховании вообще и на долгосрочном страховании жизни в частности.

Как известно, необходимыми предпосылками для развития долгосрочного страхования являются стабильная политико-экономическая ситуация и отсутствие гиперинфляции. В настоящее время без этих двух предпосылок, а также с учетом замораживания части активов страховщиков, размещенных в ГКО, и невозможностью в связи с этим выполнить своих обязательства, превращает страхование в финансовый институт, не способный реализовать свою основную функцию — предоставление гарантированной страховой защиты не только на долгосрочную, но и на краткосрочную перспективу.

Из изложенного выше следует, что перспективы у страхового рынка России могут быть благоприятными только в том случае, если государство на деле продемонстрирует свою поддержку в развитии страхования.

Заключение

По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что основным методом снижения степени риска иметь неблагоприятный исход при наступлении определенных событий, является страхование, главной задачей которого служит защита имущественных интересов физических и юридических лиц. Страхование может осуществляться как в добровольной форме, в соответствии с договором страхования между страховщиком и страхователем, так и в обязательной форме, возникающей в силу закона. Так же страхование выполняет ряд немаловажных функций, главной из которых является компенсационная. Именно благодаря ей и существует институт страхования.

Далее оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что система страхования крайне не равновесна, этому содействуют некоторые проблемы:

1)Не желание государства в лице его правительства воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики.

2) Фактическое отсутствия адекватных инвестиционных инструментов, удовлетворяющих требованиям страховщиков.

3) Введение обязательных видов страхования под контролем некоторых министерств и ведомств.

4) Проблема налогообложения операций, связанных со страхованием и др.

Но несмотря на это, проделав анализ, можно сделать вывод, что в настоящее время складываются позитивные тенденции в развитии страхового рынка России, и создаются условия для его равномерного и динамичного роста.