Пенсионное обеспечение лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям

Курсовая работа

В своей дипломной работе я буду рассматривать, пенсионное обеспечение лиц, работавших в районах крайнего севера и приравненных к ним местностям, права и льготы данной категорий граждан, их защищенность, качество исполнения предоставляемых услуг.

В каждой стране имеются социальные группы, которым необходимы повышенное внимание со стороны общества, особая охрана их прав государством. Демографические изменения, происходящие, а мире и России, свидетельствуют о тенденции к росту относительной доли и абсолютного числа пожилых граждан.

Как показывает мировая практика, существует четыре основных способа материального обеспечения людей в нетрудоспособном возрасте: они могут продолжать работать наряду с молодыми людьми, их может взять на свое попечение семья, они могут получать пенсию или жить на ранее сделанные сбережения.

Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепции и программ, утвержденным Правительством РФ.

Гарантий прав российских граждан на пенсионное обеспечение закреплены Конституцией РФ, в которой предусмотрено, что в Российской Федерации «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности потери кормильца», «Охраняется труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособие и иные гарантии социальной защиты».

Основным законом, устанавливающим государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям является Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Настоящий закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Кроме данного закона по поводу работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях регулируются Кодексом Законов о Труде, Законом «Об основах государственного регулирования социально — экономического развития Севера Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативно — правовыми актами субъектов Российской Федерации. Все перечисленные нормативные акты основываются на Конституции Российской Федерации и если законодательство России противоречит международным договорам Российской Федерации, то в той мере, где оно противоречит, применяются правила международного договора.

7 стр., 3427 слов

Социальная защита лиц, проживающих в районах Крайнего Севера ...

... Выявить характерные нюансы пенсионного обеспечения жителей севера, Разобрать проблемы в законодательстве, при предоставлении гарантий и возмещений для проживающих в районах Крайнего Севера и местностях к ним приравненным. Данная работа состоит из введения, ...

Актуальность темы — тема моей дипломной работы является одной из самых актуальных тем в нашем государстве, как пенсионная система Российской Федерации. И особенно пенсионное обеспечение лиц, работавших в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям. Поскольку они являются одними из групп, которые обладают льготами на выход на пенсию досрочно и на прибавку к пенсии. И имеют некоторые другие льготы, поскольку они проживают на северной территории.

Степень разработанности проблемы — долгое время в нашей стране отсутствовали учебники по социальному обеспечению. Например, с советский период был написан только один учебник по этой теме. В современной России право социального обеспечения и пенсионное обеспечение развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает группы отношении, которые ранее находились за пределами данной отрасли прав. Сформировалась новая государственная система социального обеспечения.

Научная новизна — новизна исследования состоит в том, по пенсионное обеспечение в нашей стране не достаточно хорошо исследуется и написано не большое количество книг по данной научной теме. По данной теме, пенсионное обеспечение лиц, проработавших на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Думаю, что это тема не сильно следованна нашим юристами, и в ней можно найти, что-то новое.

Объект исследования — в этой дипломной работе будет рассматриваться пенсионное обеспечение и его исполнение на территории Российской Федерации. Защиту прав пенсионеров по старости и пенсионеров, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Предмет исследования — предметом исследования моей дипломной работы будут именно пенсии и другие льготы, предоставляемые людям и пенсионерам и другим лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Цель работы — заключается в том, чтобы как можно лучше узнать, как проводиться пенсионное обеспечение одной из группы пенсионеров, а точнее лиц проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, какие льготы надбавки существуют и выплачиваются данной категории населения.

Методы — в этой дипломной работе я буду пользоваться, эмпирическим методом, теоретическим методом, историческим методом, методом анализа, методом сравнения и так же методом сравнения.

Теоретическая значимость — этой работе я буду использовать Федеральные законы России, СССР, а так же труды Гусова, Рогачева, Бугрова, и других авторов.

Практическая значимость — этой работы заключается в том, чтобы изучить социальную и экономическую эффективность. Чтобы понять как по качеству происходит пенсионное обеспечение граждан, их социальная и экономическая защищенность. Предложить пути улучшения социальной и экономической сферы.

20 стр., 9609 слов

Пенсионное обеспечение военнослужащих

... проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Пенсионное обеспечение необходимо развитому демократическому государству, которые обеспечивают нормальное функционирование социальной сферы государства, которое в ...

Гипотеза исследования — в данной работе я буду исследовать пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, и граждан проживающих и работавших на Крайнем Севере и приравненным к ним местностям. Рассмотрю какие льготы и надбавки предоставляются лицам проработавшим на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Также рассмотрю защищенность данной группы населения государством.

Структура работы — моя дипломная работа состоит из введения двух основных параграфов, в которых содержится по три под параграфа в которых будет, раскрывается суть данной работы.

В первой части мы будем рассматривать:

1. Понятие пенсионного обеспечения

2. Государственное пенсионное обеспечение

3. Досрочные пенсии по старости.

Во второй части мы рассмотрим:

Глава 1. Понятие государственного пенсионного обеспечения в России

1.1 Понятие пенсионного обеспечения

Зарождение пенсионного обеспечения имеет глубокие исторические корни, в каждой стране оно происходило в соответствии с конкретными условиями. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его формирования во всех странах есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы. Довольно долго человечество осознавало необходимость оказания помощи всем, кто испытывает нужду по причине болезни, слабости, преклонного возраста. Например, в Древних Афинах существовало подобие пенсионной системы, обеспечивающей граждан, «которые вследствие телесной слабости и дряхлости не могли зарабатывать себе на хлеба», небольшим ежедневным пособием. Постепенно забота о материальном благополучии детей, инвалидов и престарелых становилась нравственной нормой показателем здоровья любого цивилизованного общества, обязанностью государства.

Слово «пенсия» латинского происхождения, означает платеж. В Большом экономическом словаре «пенсия» определяется как регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлением инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством.

Деятельность государства должна быть направлена на реализацию конституционных прав всех граждан на получение материального обеспечения при установленном законом возрасте либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Такое материальное обеспечение граждан получило название «пенсия», а точнее, «государственная пенсия». Под государственной пенсией предлагается понимать ежемесячную денежную выплату, предназначенную для компенсации гражданину заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а так же по другим основаниям, право на получение которой определяется условиями и нормами, установленными законодательством РФ.

Впервые старость была признана законным основанием для гарантированной помощи со стороны государства в виде пенсии в Дании, где в 1891 г. был принят закон, предоставлявший переход от страхования на случай старости к прямому пенсионному обеспечению без каких-либо предварительных взносов со стороны пенсионера. Согласно этому закону, каждый гражданин, достигший 60-летнего возраста, имел право на получение пожизненной пенсии, выплачивающейся за счет государственного казначейства и доходов местных обществ.

4 стр., 1641 слов

Пенсии по возрасту

... знать стратегическую линию реформы социального обеспечения, проводимой в Республике Беларусь. метод – анализа источников научной литературы. Реферат Пенсии по возрасту назначаются и выплачиваются не ... женщинам – по достижении возраста 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста ...

Значительное событие в сфере пенсионного обеспечения в России произошло 6 декабря 1827 года, когда император Николай I утвердил «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим» и подписал указ Правительствующему Сенату «к приведению его в действие» с 1 января 1828 г. Пенсии и пособия государственным служащим в России выплачивалась и ранее, но правила, по которым эти выплаты производились, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности.

Указом и Уставом были определены три принципиальных положения пенсионного обеспечения.

Во — первых, выплата пенсий и единовременных пособий должна была производиться из Государственного казначейства, которому для этих целей перечислялись все «пенсионные капиталы» и суммы, накопившиеся по разным местам «на производство пенсий и пособий». Таким образом, в государственном бюджете стал формироваться своеобразный централизованный пенсионный фонд. Одновременно незначительная часть пенсий выплачивалась и из других источников: земских и городских сборов, войсковых средств.

Во — вторых, размер пенсий определялся в соответствии с расписанием окладов. Установленных по должностям. К «Уставу» (1827 г.) прилагалось «Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям», которым предусматривалось девять разрядов пенсий.

В — третьих, вдовам и сиротам гражданских служащих также гарантировалось пенсионное обеспечение. На эти цели предназначались вычеты из сумм повышения в чине, отчисления с пенсий, вычеты со всех окладов главы семейства. При недостатке этих сумм указ предписывал дополнять их из средств Государственного казначейства.

«Устав о пенсиях и единовременных пособиях» состоял из трех частей: «Правила для назначения пенсий и пособий», «О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников» и «О производстве пенсий и пособий». По «Уставу о пенсиях…» классные чиновники и не имеющие классов канцелярские служащие получали полный оклад пенсий, согласно своему разряд, после 35-летней службы, которая начиналась в 16 лет, то есть чиновник мог рассчитывать на пенсию в возрасте 51 года. Но в отставку можно было выйти и раньше. Пенсия чиновнику назначалась по разряду последней должности, если он занимал ее не менее пяти лет, в противном случае — по разрядам предшествующих должностей. Различие между наименьшей суммой пенсии и наивысшей было более чем в 50 раз. Сумма пенсионного обеспечения вдов и детей классных чиновников устанавливалась исходя из пенсии, получаемой главой семейства в отставке или какая следовала бы ему в последние дни службы. Право на пенсию у вдовы было пожизненным, у сыновей — до 18 лет, а у дочерей — до 21 года. Неизлечимо больные дети получали пенсию пожизненно.

Корме общего Устава действовали «Особенные уставы о пенсиях и единовременных пособиях» по некоторым ведомствам. Эти уставы учитывали специфику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдаленность местностей, малонаселенность, климат, общее условия службы и быта и т. п.

Особое место в пенсионном обеспечении гражданских служащих занимали так называемые эмеритальные кассы. Цель создания такой кассы — обеспечение дополнительными суммами пенсий вышедших в отставку членов кассы независимо от того, какие пенсии им будут назначены на основании общих законов, особенных уставов. Денежные средства касс складывались из взносов их членов в размере 4-6% оклада содержания по штату, начисленных на эти суммы процентов по вкладам, дохода от ценных бумаг, добровольных пожертвований и других возможных поступлений. Средства кассы составляли собственность всех ее участников и не могли быть использованы иначе как на пенсии и пособия. Хозяйственная и пенсионная деятельность эмеритальных касс проходила под контролем высшего руководства ведомства.

3 стр., 1486 слов

Пенсионное обеспечение Польши

... пожилых людей предпочли отказаться от пенсии, но сохранить работу. Россия не повышает пенсионный возраст Проблемы старения населения и несовершенства системы пенсионного обеспечения в полной мере стоят и перед ... страны. Между тем весь этот год страсти в польском обществе вокруг непопулярной реформы кипят нешуточные. Профсоюзы, которые в Польше являются влиятельной и активно действующей силой, ...

Принципиальные положения пенсионного законодательства в России оставались неизменными в течении 90 лет. После Великой Октябрьской социалистической революции в 1918 г. было принято «Положение о социальном обеспечении трудящихся», в котором предусматривалось оказание государственной помощи лицам в случае постоянной утраты трудоспособности, вызванной различными причинами, в том числе и старостью.

Но с начала 1920-Х годов социальное обеспечение престарелых стало строиться не на основе учета возраста, а в зависимости от степени утраты трудоспособности и наступления в связи с этим инвалидности по старости.

Первым шагом в направлении перехода к пенсионному обеспечению, основанному прежде всего на достижении человеком определенного возраста, явилось установление в 1924 г. пенсий преподавателям вузов и рабочих факультетов, достигших 65-летнего возраста. В 1932 г. пенсионное обеспечение по старости охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства и приняло форму, дошедшую почти без принципиальных изменений до конца 80-х гг. ХХ столетия. После принятия Конституции СССР 1936 г., в которой старость выделялась как самостоятельное основание для социального обеспечения трудящихся, не связанное с установлением степени индивидуальной потери трудоспособности, пенсионное обеспечение стало всеобщим для рабочих, колхозников и служащих.

Одним из существенных элементов организации пенсионного обеспечения является его финансирование. В СССР трудящиеся своими доходами не участвовали в образовании фондов социального обеспечения, расходуемых на выплату пенсии. На протяжении многих лет в СССР единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Все средства аккумулировались на государственных счетах (бюджете государственного социального страхования) и затем перераспределялись.

Пенсионная система современной России также является составной частью государственного социального страхования. Эта система универсальна и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование.

Однако ныне его финансирование в Российской Федерации осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей и отдельных работников в основном виде единого социального налога.

Пенсионное обеспечение регулируется государственным законодательством, осуществляется в рамках утвержденного бюджета, а дополнительные мероприятия по повышению жизненного уровня пенсионеров — в соответствии с указами Президента РФ и федеральными законами.

Пенсионная система отражает все компоненты жизни государства: достигнутый уровень заработной платы, применяемую систему налогов, демографическую ситуацию в стране, состояние рынка труда, культурные и национальные традиции, развитость структур гражданского общества и институтов власти. Ее нельзя изменить, не затрагивая всего круга социально — экономических составляющих жизни общества.

4 стр., 1655 слов

Социальные пенсии в системе пенсионного обеспечение Российской Федерации

... государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"). Таким образом, социальная пенсия по возрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, за ... 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" основаниям. Так, трудовая пенсия не может назначаться, если у инвалида полностью отсутствует трудовой стаж, а ...

Около 180 конвенции и такое же число рекомендации, принятых Международной организацией труда с 1919 г., рассматривают вопросы, связанные с социальным обеспечением. Основные принципы международных норм в области пенсионного обеспечения реализуются в форме различных систем и специальных программ социальной защиты.

Пенсионное обеспечение можно рассматривать в различных аспектах. В юридическом смысле пенсионное обеспечение представляет отрасль права, регулирующую отношения, связанные с содержанием обществом нетрудоспособных. Многие правовые нормы пенсионного обеспечения одновременно являются частью трудового права, что отражает тесную связь пенсионного обеспечения с трудом.

В социальном смысле — это совокупность видов и форм содержания обществом и за счет общества нетрудоспособных в силу возраста (стари и дети) или в связи с соответствием здоровья, препятствующим выполнению оплачиваемой работы.

В экономическом смысле пенсионное обеспечение — часть национального дохода, используемая на потребление в целях содержания нетрудоспособных.

Главный принцип пенсионной системы — солидарная ответственность поколений. Ее целью является обеспечение заработано человеком уровня жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешнее работники содержат вчерашних, завтрашние возьмут на себя обеспечение нынешних) и в пространстве (независимо от места проживания).

В государстве в результате общественного согласия, сложившегося под воздействием экономических и социальных факторов, формируется пенсионная система определенной модели.

В мире существуют несколько схем начисления пенсии.

Пенсия по выбытии — выплачивается из имеющегося в настоящий момент в наличии капитала, который собирается независимо от долгосрочных инвестиций (планов) плательщика пенсионных взносов. В случае государственной пенсии она выплачивается за счет сегодняшних налогоплательщиков. Однако существует опасность, что из-за низкого прироста населения России будущее поколение пенсионеров некому будет содержать. А для системы, предусматривающей частные пенсионные фонды, такой вариант вообще не подходит.

Схема с назначении взносом — назначает плательщику (спонсору) точную сумму, которую тот должен регулярно вносить в пенсионный фонд. При этом взносы примут форму процентов от заработной платы и дохода. Сумма выплат обычно не гарантируется, зависит от продолжительности времени выбранной схемы и от доходности сделанных пенсионным фондом инвестиций. Инвестиции могут быть произведены в акции на фондовом рынке, в инвестиционные фонды, а также в акции предприятий.

Схема с назначением размером выплат — за основу берется заданный размер пенсионных выплат после выхода на пенсию. Причем размер пенсионных выплат зависит в первую очередь от стажа и от размера заработной платы в период занятости, а размеры взносов напрямую зависят от желаемого результата. Выплаты, производимые из пенсионных фондов, зависят от суммы, которая накопилась на момент выхода на пенсию. За эти деньги можно «купить» пенсию: до конца жизни как аннуитет или на определенный период.

10 стр., 4589 слов

Пенсионная система России

... а также социальных пенсий осуществляется за счёт средств, ассигнуемых в Пенсионный фонд Российской Федерации из федерального ... и реализовать свое право на пенсионное обеспечение. Однако назначение пенсий по старости осуществляется независимо от ... “Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования”, устанавливается на основании документов, выдаваемых ...

Люди могут обеспечивать свою старость и с помощью частных сбережений. Но правительство всегда принимает участие в программах для пенсионеров, потому что величина частных сбережений многих людей недостаточная для обеспечения социально приемлемого уровня жизни и общество не может допустить, чтобы люди, не скопившие в прошлом достаточных средств, расплачиваясь за свои ошибки. Для того чтобы при этом стимулы к сбережениям не снижались, правительства применяют программы обязательных сбережений.

В РФ единая система государственных пенсии была установлена Законом РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Основаниями для пенсионного обеспечения граждан являлись: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца — его смерть; основанием для пенсионного обеспечения социальных категорий трудящихся — длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Система пенсионного обеспечения включает в себя следующие элементы.

Социальная пенсия, предоставляемая государством вне зависимости от наличия и величины трудового вклада, т. е. тем гражданам которые нуждаются в текущем доходе или не смогли приобрести права на трудовую пенсию (инвалиды, сироты и т. п.)

Трудовая пенсия, назначаемая и выплачиваемая гражданам строго исходя из размеров страхового взноса и продолжительности трудового стажа (независимо от принципа, по которому они учитываются, — солидарно — распределительному или накопительному).

Дополнительная пенсия, обеспечиваемая либо за счет самофинансирования гражданином собственной будущей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателя в пенсионный фонд на именные счета своих работников, либо по комбинированной программе.

В СССР была система государственного пенсионного обеспечения, которая строилась на принципе преемственности поколений.

На протяжении последних пятнадцати лет реформа пенсионной системы РФ декларировалась в качестве одной из первоочередных задач социальной политики. Это было обусловлено, что существующая пенсионная система не удовлетворяет общество. Кроме тог, в среднесрочной перспективе возможно нарушение ее финансового равновесия прежде всего из-за изменения возрастной структуры населения, ухудшения количественного соотношения между занятыми и пенсионерами. С этой точки зрения необходимо знать существующие в мире формы финансирования пенсий и какие из них могут быть приемлемы для наших условий.

Пенсионные системы в практике большинства государств включаю несколько основных элементов:

Государственные пенсионные программы.

Обязательные накопительные пенсионные программы.

Профессиональные пенсионные программы.

Дополнительные пенсионные программы.

Основные модели и источники пенсионного обеспечения. Исходя из общих принципов обязательного пенсионного страхования, практика сформировала в каждой стране свою уникальную пенсионную модель. На примере наиболее эффективных моделей рассмотрим применение основных принципов.

В мировой практике преобладают две модели построения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная) ; а также они могут комбинироваться в разных вариантах.

5 стр., 2263 слов

Пенсионная система Франции

... Пенсионная система Франции Пенсионная система Франции - это результат долгих и не всегда полезных реформ, но уровень пенсионного обеспечения французов позволяет некоторым специалистам называть пенсионную систему этой страны «социал-демократическим шедевром» (т.к. норма замещения пенсией ... История развития пенсионной системы Франции В XIX веке системы социального обеспечения как таковой во Франции не ...

Постностью распределительная (солидарная) модель устанавливает зависимость размера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, страховых взносов и т. д. Сама пенсия образуется по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, т. е. по принципу «работающий платит за пенсионера». Собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, все имеющиеся в наличии финансовые ресурсы, поступившие в пенсионный фонд в соответствующем периоде, целиком расходуются на выплату пенсий в текущее время. Следовательно, уровень благополучия пенсионеров целиком и полностью зависит от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата обязательно гарантируется государством.

В такой системе уровень пенсии не зависит от предыдущих заработков и целиком зависит от финансовой обеспеченности пенсионного фонда. Если финансов не хватает, надо либо уменьшить размер выплат, либо увеличить налоги, либо повышать пенсионный возраст.

Полностью накопительная модель является противоположностью предыдущей распределительной системы финансирования пенсии. При ней страховые взносы на текущее выплаты не тратятся, а зачисляются на личные счета граждан и затем инвестируются в порядке, который в большинстве стран установлен законом. Таким образом, гражданин самостоятельно накапливает свою пенсию в течении трудовой жизни, а ее размер зависит только от объема взносов, уплатных в накопительную составляющую дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений. Накопительная система отличается от распределительной тем, что при этом каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому застрахованному лицу, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании.

Считается, что накопительная модель имеет ряд существенных преимуществ: не зависит от проблем демографического плана, угрожающих практически во всем мире существованию распределительных механизмов и систем; дает возможность эффективно использовать аккумулируемые деньги для нужд экономического развития; обеспечивает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от того, сколько сумел накопить тот или иной человек и как эффективно были инвестированы его накопления.

В целом можно сказать, что такая модель в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйства, чем распределительная. Более того, накопительный принцип, в отличие от распределительного, вполне сочетается с системой конструирующих между собой пенсионных фондов, что позволяет внедрить рыночные начала в само пенсионное страхование. Однако переход к накопительной системе связан с серьезными трудностями финансового и организационного плана.

Наиболее широкое распространение накопительные пенсионные системы получили в странах Латинской Америки и Азии. При этом функция государства в данной системе сводиться только к контролю за деятельностью пенсионных фондов, гарантии самим гражданам по размерам и условиям пенсионных выплат имеют очень локальный характер. Как показала практика работы частных пенсионных фондов, они становятся активными участниками финансового рынка и благоприятствуют экономическому росту в этих странах.

14 стр., 6955 слов

Государственная пенсия

... каждого застрахованного). Определение размера страховой части пенсии методом деления пенсионного капитала на ожидаемый период выплаты пенсии по старости; преобразование в пенсионный капитал пенсионных ... обеспечения, определение перспектив и путей его развития и совершенствования. Курсовая работа предопределила решение следующих задач: проанализировать в историческом аспекте отечественное пенсионное ...

В большинстве же промышленно развитых стран главное место в организации обязательных пенсионных систем занимают распределительные схемы. Накопительные схемы обычно носят добровольный (дополнительный) характер. Объем накопленных взносов во многих промышленно развитых странах невелик и зависит от уровня пенсионного обеспечения, предусмотренного по обязательным распределительным схемам.

В последнее десятилетие очевидность доминирования как полностью распределительной, так полностью накопительной систем поставлена под сомнение во многих странах. Независимость от демографических тенденций при накопительной модели оборачивается зависимостью от темпов роста экономики страны.

Здесь невозможен обратный путь в полностью распределительную систему даже в том случае, если общество по каким-либо объективным или субъективным причинам «передумает» реформироваться. Риск в накопительной системе возлагается полностью на его участников. Эта система подходит лишь для высокооплачиваемых специалистов, которые одни лишь могут накопить достаточную для получения пенсии сумму денег. Система подвергается эрозии при значительных темпах инфляции.

Наличие данных проблем наряду с некоторыми другими соображениями вынуждает многие страны воздерживаться от коренного реформирования распределительных систем, несмотря на осознание преимуществ систем накопительных.

Каждая из рассмотренных моделей может быть использована для решения конкретных экономических и социальных вопросов, но наиболее эффективным инструментом поддержания финансовой устойчивости пенсионного обеспечения считается их совместное функционирование. Оптимальное решение задачи пенсионного обеспечения заключается не в альтернативном выборе одной из моделей, а во взаимодействии основной (доминирующей) и дополнительной пенсионных схем. Существенные развития в точках зрения на этот счет зависят в конечном итоге от целей, которые определены в социальной политике государства.

Таким образом, с учетом комбинирования, в современном мере можно выделить следующие основные формы финансирования пенсионной системы:

1. Полностью распределительная система.

2. Распределительная система с элементами накоплений.

3. Условно — накопительная система.

4. Полностью накопительная система.

Рассмотрим более подробно вторую и третью формы как более близкие к нынешней российской.

Условно — накопительная пенсионная система представляет собой также систему, основанную на распределительном принципе ее финансирования, однако размер выплачиваемой пенсии ставиться в зависимость от заработка пенсионера за какой — либо промежуток трудовой деятельности. По существу, это означает всего лишь измененную форму расчета, позволяющую производить дифференциацию выплачиваемых пенсий в зависимости от предыдущих заработков. Вместе с тем все проблемы и способы их решений полностью идентичны распределительной системы.

Распределительная система с элементами накоплений — это система, основу которой составляет либо полностью распределительная система, либо условно — накопительная система финансирования пенсий, однако на текущие выплаты расходуются не все средства, собираемые пенсионным фондом. Остатки средств направляются на создание социального накопительного резерва, который инвестируется с целью сохранения средств и получения дохода в установленном порядке. Однако этот резерв не является персонифицированным и может быть израсходован на выплаты пенсий в случае их индексации или в случае появления дефицита фонда по иным обстоятельствам.

Первые три системы составляют единый принцип организации пенсионного обеспечения с так называемой «установленной выплатой», когда законом устанавливается размер выплачиваемой пенсии, а система финансирования пенсий жестоко привязана к необходимости гарантий по их выплате.

Обычно в полностью накопительных системах предполагается, что в случае смерти владельца лицевого счета все накопительные средства могут наследоваться его родственниками или указанными им самим лицами. Этот принцип характеризует так называемую систему пенсионного страхования с «установлением взносов», когда законом устанавливается размер уплачиваемого взноса, а размер пенсии зависит от результатов инвестирования средств.

Как мы можем увидеть далее, конструкция трудовой пенсии в РФ содержит в равной степени почти все вышеупомянутые элементы: базовая часть трудовой пенсии финансируется на полностью распределительных принципах, страховая часть финансируется по принципу условно — накопительного финансирования пенсий, накопительная часть действует на принципах полностью накопительной модели. Разработчики объясняют это как результат балансирования рисков, связанных с финансовой устойчивостью системы пенсионного обеспечения и страхования в целом.

Сравнение факторов риска (демографических — старения населения, безработицы, инфляции, финансовых рисков и страховых рисков) распределительной и накопительной систем говорит о том, что распределительная модель более уязвима с точки зрения демографических факторов. Старение населения, как и высокий уровень безработицы, приводит к повышению финансовой нагрузки на систему в силу необходимости финансирования раннего выхода на пенсию. В то же время чем выше уровень безработицы, тем меньше работающих формируют финансовую базу распределительной системы. Сторонники реформ получения в последнее время пенсионерами заниженных доходов объясняют именно этими негативными аспектами российской экономики.

Инфляция оказывает примерно одинаковое влияние как на распределительную, так и на накопительную составляющие пенсионной системы. В первом случае индексация пенсий производиться с запаздыванием по отношению к росту инфляции, что снижает реальный доход пенсионеров. Во втором случае инфляция может стать причиной обесценивания пенсионных сбережений с случаях, когда она может являться причиной отрицательной реальной доходности.

Влияние страхового риска на финансовую устойчивость распределительной и накопительной составляющих различно в силу специфики формирования их финансовой базы. Полностью зависящая от состояния отечественной экономики распределительная составляющая в полной мере возьмет на себя все негативные последствия, возникшие в результате принятия тех или иных решений, страховых и финансовых кризисов. В то же время зависимость от страхового риска накопительной составляющей зависит от доли пенсионных резервов, размещенных на территории России.

1.2 Государственное пенсионное обеспечения

В 90-х годах прошлого века в России разразился кризис пенсионной системы, основанной на распределительных принципах, который привел к неплатежеспособности Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — Пенсионный фонд РФ, Пенсионный фонд России, ПФР).

Проблемы пенсионного обеспечения были обусловлены также низкими размерами заработной платы у большинства работающих, служащей базой для начисления единого социального налога (взноса).

В этих условиях Пенсионным Фондом Российской Федерации совместно с Минтрудом России, Минэкономразвития России и Минфином России была разработана Программа пенсионной реформы в нашей стране, которая рассматривалась Национальным советом по пенсионной реформе при Президенте Российской Федерации и была одобрена Правительством Российской Федерации 17 апреля 2001 г.

С 1 января 2002 года эта реформа начала осуществляться. Ее идеология основана на замене распределительного принципа пенсионного обеспечения на распределительно — накопительный.

Правовую основу проводимой пенсионной реформы составляют прежде всего следующие федеральные законы:

  • «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

«Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

  • «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166 — ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции от 22. 07. 2008 г.) пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) ; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потере кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Этой же статьей закреплены и другие основные понятия:

  • стаж государственной службы — суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии;
  • трудовой стаж — учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • среднемесячный заработок — денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выражение в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж;
  • федеральные государственные служащие — граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральных законом «Об основах государственной службы Российской Федерации»;
  • Военнослужащие — граждане, проходящие военною службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
  • участники Великой Отечественной войны — граждане, указанные в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»:
  • граждане пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, — граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других рациональных или техногенных катастроф.

— нетрудоспособные граждане — инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщин), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно статье 3 гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Право на одновременное получение двух пенсии предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).

Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная также статьей 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца) ;

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная той же статьей, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца) ;

5) нетрудоспособным членам семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствии указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная этой же статьей 17, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии, назначение в связи со смертью кормильца) ;

6) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Пенсии, предусмотренные настоящим законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» накопительной части трудовой пенсии.

Согласно статье 4 право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  • федеральные государственные служащие;
  • военнослужащие;
  • участники Великой Отечественной Войны;
  • граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • нетрудоспособные граждане.

В соответствии со статьей 5 назначаются следующие виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению:

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по старости;
  • пения по инвалидности;
  • социальная пенсия;
  • Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производиться за счет средств федерального бюджета.

1.3 Досрочные пенсии по старости

Как было сказано выше, пенсия по странности устанавливается по достижении определенного возраста, но ряд обстоятельств может влиять на общеустановленный пенсионный возраст, снижая его. К таким обстоятельствам могут относиться особые условия труда, связанные с опасностью, вредностью или тяжестью, медико-биологические и социальные факторы (материнство, воспитание ребенка — инвалида, состояние здоровья), а также климатические условия жизни и труда.

Льготное пенсионное обеспечение берет свое начало еще с 1932 г., когда для отдельных категорий граждан решением Советов СССР было установлено пенсионное обеспечение по старости с понижением общеустановленного пенсионного возраста. Был утвержден «Временный список вредных профессий, дающей право на понижение стажа и повышение пенсий». Последующие законодательство развивалось по принципу расширения оснований для снижения пенсионного возраста. Так на ряду со спецификой труда стали учитываться отраслевые, медико-биологические и региональные факторы. В 1956 г. были утверждены Списки №1 и №2 льготных профессий и должностей, которые почти не менялись вплоть до 1991 г., но совершенствовалась практика их применения. За время, прошедшее после их утверждения в 1956 г., появились новые отрасли промышленности, вводилось и устанавливалось новое оборудование, применялись новые технологии. Однако количество рабочих мест, относимых в соответствии со Списками к неблагоприятным условиям труда, не сокращалось, улучшение условий труда не отменяло пенсионные льготы. Кабинет Министров СССР постановлением о 26 января 1991 г. № 10 утвердил новые списки №1 и №2. Эти списки были пролонгированы постановлением Совмина РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517 и действуют до настоящего времени в России. Одновременно за периоды работы до 1 января 2002 г. применяются Списки №1 и №2 1956 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 239.

Вместе с тем, помимо Списков №1 и №2, в нашей стране имеют силу еще более 20 различных списков и перечней производств, работ, профессий должностей, а так же определенных категорий работников, численность которых в целом в 2001 г. составляла более 5 млн. человек. Ежегодно на пенсионное обеспечение в связи с досрочным выходом на пенсию этих категорий трудящихся расходуется до 14% бюджета Пенсионного Фонда России.

В условиях сегодняшней экономики России, когда более 80% выпускаемой продукции и услуг не относиться к государственному сектору экономики, применение ранее действовавшей системы льготного досрочного пенсионного обеспечения становиться очень затруднительным. Требуется переход к системе, предусматривающей ответственность работодателя за условия труда работников, их улучшение либо компенсацию их опасности, тяжести и вредности.

В ранее действовавшем пенсионном законодательстве система предоставления пенсий работникам ряда отраслей, профессий и должностей при льготном исчислении трудового стажа или при снижении установленного законом возраста выхода на пенсию была формализована в качестве самостоятельного вида пенсии — пенсии за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет назначались при наличии специального (профессионального) трудового стажа определенной продолжительности, как правило, независимо от возраста получателя и фактического состояния трудоспособности, при оставлении работы, дающей право на данный вид пенсии. Некоторым категориям работников пенсии выплачивались и при условии продолжения работы по специальности. С 1 января 2002 г. пенсии за выслугу лет стали именоваться досрочными пенсиями по старости.

Досрочные пенсии по старости назначаются за работу в течении определенного времени в неблагоприятных или опасных для человека условиях (специальный страховой стаж), со снижением пенсионного возраста в основном на 5-10, а иногда и более лет. Помимо специального страхового стажа (стаж на соответствующих видах работ) необходим и трудовой (страховой) стаж определенной продолжительности.

Круг лиц, имеющих право на досрочную пенсию по старости.

Круг лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии по старости, определен п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 28 Закона № 173 — ФЗ.

Досрочные трудовые пенсии по старости (ст. 27 Закона № 173 — ФЗ).

1. Подземная работа, работа с вредными условиями труда и в горячих цехах.

2. Работа с тяжелыми условиями труда.

3. Работа трактористом — машинистом в сельском хозяйством, и других отраслях народного хозяйства, а также машинистом строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.

4. Работа в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью.

5. Работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы.

6. Работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолога — разведочных, поисковых, топографа — геодезических, геофизических, гидрографических, лесоустроительных и изыскательных работах.

7. Работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках, включая обслуживание механизмов и оборудования.

8. Работа в качестве механизаторов (докеров — механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах.

9. Работа в плавсоставе на судах морского, речного и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

10. Работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.

11. Работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников. Работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин.

12. Работа на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

13. Работа в летном составе гражданской авиации.

Работа в летном составе гражданской авиации при оставлении летной работы по состоянию здоровья.

14. Работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации.

15. Работа в инженерно — техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Досрочные трудовые пенсии по старости (ст. 28. Закона № 173 — ФЗ).

1. Женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими 8 лет.

Одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет.

Опекунам инвалидов с девства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим из до достижения ими возраста 8 лет.

2. Женщинам, родившим двух и более детей и проработавшим в районах Крайнего Севера.

3. Инвалидам вследствие военной травмы.

4. Инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

5. Гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам.

6. Работа в районах Крайнего Севера.

Работа в районах, приравненных к местностям Крайнего Севера.

7. Работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно — спасательных службах, аварийно — спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства РФ.

9. Работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно — спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

10. Лицам, осуществляемым педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.